Слово в день Алексия, человека Божия 39 Сия есть воля Божия, святость ваша ( 1Сол. 4:3 ). Когда св. Апостол Павел возвещает волю Божию, то возвещает ее людям не особого какого звания и чина, но вообще всем верным. Святость есть призвание христианское. Каждый из нас призван к житию святому и непорочному, и каждый обязан по примеру Святаго, призвавшего нас, быть святым во всех своих действиях. Святи будите, яко Аз свят есмь, говорит Господь Бог ( Лев. 11:44 ). Но начав беседовать с вами, благочестивые обитательницы сего святого места, я должен сказать вам преимущественно пред другими, что воля Божия есть святость ваша. Вступая в звание христианское, мы дали обет чистоты и святости; а вступая в звание монашеское, мы повторили обет, данный нами при купели крещения. Кто же прежде всех обязан выслушать волю Божию и исполнить оную, как не мы, которые всецело посвятили самих себя Единому Богу? И кто паче всех должен быть чист и свят по душе, как не мы, которые приняли на себя Ангельский образ? Итак, исследуем в честь празднуемого ныне Угодника, сохранившего чистоту и святость до конца жизни, – Алексия, Божия человека, – исследуем, в чем состоять должна святость, которую заповедует нам Господь, которой требует от нас достоинство звания и которую ищет в нас самый мир, нами оставленный. Христианская святость состоит в возрождении в новую, духовную жизнь. Человек, совлекаясь греховного тела, плоти, и обновляясь в духе, освящается Божественною кровию Спасителя и становится храмом Духа Святого. Чтобы сохранить чистоту и святость, дарованную ему в купели крещения, он обязывается избегать не только явных пороков, кои Апостол запретил даже именовать между христианами ( Еф. 5:3 ), но и тайных преступлений, которые не менее явных оскверняют храм Божий, обязывается не только не растлевать тела постыдными делами, но и не осквернять духа гнусными мыслями и не заражать сердца низкими желаниями, обязывается, по слову Апостола, жить по духу ( Гал. 5:16 ) и представлять свое тело в жертву живую, святую, угодную Богу ( Рим. 12:1 ). Вот обязанность общая для всех верующих. Здесь нет никакого изъятия. Владыка и раб, сильный и немощный, богатый и бедный, дева, посвятившая себя Господу, и жена, вступившая в супружество – все имеют одно призвание – святость. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость, говорит Апостол ( 1Сол. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Самим чудесным рождением своим предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом невместимого Бога Живого, Пресв. Дева и в последующее по своем рождении время, с лет самой ранней молодости, сохранялась Божественным Промыслом в совершенно исключительной чистоте, святости и вдали от всякого порока и порочности, от всякого хотя бы малейшего пятна телесного ли то или нравственного. Святейший святых мог родиться только от чистейшей самых ангелов, самых херувимов. Церковное предание 1 , окружающее воспоминаниями нежной любви самую колыбель божественной Малютки – будущей Матери Спасителя мира, свидетельствует, с какою святою заботливостью родители Пресв. Девы охраняли свою божественную Дочь от всего нечистого, что хотя как-нибудь, хотя стороною, могло коснуться их богодарованного Дитяти даже в том возрасте, когда обычно дети еще сознательно не различают добра и зла и живут чистою беспорочною жизнью. Мать Богородицы прав. Анна окружила чистотой самую колыбель Малютки, от самой себя удаляла все нечистое, чтобы нечистота ее самой не коснулась Дочери. «И она освятила ложе свое, и все скверное она отдаляла от себя ради Нее» 2 . Опасаясь, чтобы и другие окружающие не бросили хотя бы ненароком в детскую душу Дитяти какое-нибудь нечистое зерно, прав. Анна допускала подходить к колыбели Дочери, хранить Ее детский покой только людям заведомой чистоты и беспорочности. «И она призвала непорочных девиц иудейских, и они ходили за ребенком». За чистотой самой пищи младенца внимательно смотрела благочестивая мать. «И поставила жертвенник в горнице ребенка своего, и не давала ему вкушать ничего нечистого и нехорошего». Ревнуя о чистоте и святости своей Дочери, прав. Анна полагала, что самое соприкосновение с грешной землею, самое хождение по праху, столь часто оскверняемому ногами грешников и порочных людей, ляжет нечистотой, запятнает ее Дочь. «Когда исполнилось Ей шесть месяцев, мать поставила Ее на землю, чтобы видеть, может ли стоять. И сделала Она семь шагов и возвратилась в объятия матери своей. И сказала Анна: «жив Господь Бог мой: Ты не будешь ходить по земле, доколе я не принесу Тебя в храм Господень». Как все это, вся эта дивная обстановка чистоты, нежной материнской, согретой еще благочестием и верой, любви и заботливости должна была отражаться, какими чистыми полосами света ложиться на душу будущей Матери Божией! Пусть не говорят, что в младенческом возрасте дети не восприимчивы, что обстановка их детской жизни не отражается на их последующем развитии, на их будущей жизни. Детская душа – нежное растение, любящее свет, ласку, чистоту; в обилии духовного света, в обстановке любви и чистоты душа ребенка получает еще в раннем детстве богатый запас для будущего развития в добре и святости, для роста в них, для укрепления в них. И душа Богоматери с нежно-восприимчивых дней и месяцев младенчества, так сказать, пронизывалась лучами окружавшей Ее святости, дивной чистоты, нежной любви и материнской ласки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Святая Русь – наш идеал. В первую неделю по Пятидесятнице установлено праздновать память Всех Святых – всех тех, просиявших подвигами своей святой жизни людей, которые когда-либо и где-либо жили на земле и украшены Самим Богом нетленным венцом святости, что так или иначе засвидетельствовано разного рода знамениями и чудесами. И это потому, что никто из смертных, склонных ко греху людей, не может достичь святости одними собственными своими силами. Делает это благодать Святаго Духа, дарованная Церкви Христовой в день Пятидесятницы, которая перерождает греховную природу человека, становящегося под ее воздействием «новой тварью», способной к святой, богоугодной жизни, путем преодоления гнездящегося в душе греховного начала. Но это происходит, конечно, не без участия самого человека, не помимо его собственной воли, трудов и усилий. Получает эту возрождающую благодать только тот, кто сам искренно к этому стремится, доказывая искренность своего стремления молитвою к Богу о ее даровании и собственными трудами и усилиями, направленными к ее получению. Все это мы и видим на примерах жизни многих святых угодников Божиих, читая со вниманием жития их. И что особенно примечательно и для всех нас утешительно: многие из них достигли нетленного венца святости, стали великими праведниками после того, как вели первоначально жизнь великих грешников. Такова необыкновенная возрождающая сила святейшей благодати Божией! Но... в том лишь случае, если и сам человек проявит необходимую силу воли для коренной перемены своей жизни и получения этой всесильной Божественной благодати, «всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей». Первая неделя по Пятидесятнице посвящена, таким образом, прославлению святости, как конечной цели жизни  каждого  человека-христианина, как  высшего идеала христианства,  к которому призываются все люди. И внушается всем нам стремиться к стяжанию благодати Божией, без помощи которой напрасны будут все наши собственные труды и усилия. Понятно поэтому, почему наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преподобный Серафим Саровский , в своей замечательной беседе со своим «служкой» Мотовиловым о цели христианской жизни прямо и категорически указал ему цель эту в  «стяжании Духа Святаго Божияго».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

I Человек, как образ Божий, призван к богоуподоблению, т. е. к абсолютному совершенству и высочайшей святости. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен», говорит Спаситель ( Мф.5:48 ). «По примеру призвавшаго вас Святаго и сами будьте святы», – убеждает Апостол ( 1Пет.1:15 ). Жизнь в святости и совершенстве является конечной целью всех устремлений христианина, в ней получает осуществление то, что на языке православного богословия называется спасением. «Спасение не иначе может быть совершено, как через обожение спасаемых. Обожение же есть уподобление, по мере возможности, Богу и единение с Ним» 1 . Такая жизнь в святости и совершенстве, целью которой является богоуподобление, возможна только в Церкви Христовой, ибо Церковь есть Царство Божие, Царство новой небесной жизни, новых отношений к Богу, человеку и миру. Этой благодатной жизни в Церкви, жизни по закону Божьему, противостоит иная жизнь – жизнь по закону греха. Вошедший в мир через грехопадение первого человека закон греха извратил и поработил человеческую природу, сделался силою, непрестанно борющейся в человеческой душе с вложенным в нее естественным законом Божиим. «Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих» ( Рим.7:22–23 ). В чем же состоит сущность этого закона греха и какой путь предлагает нам Святая Церковь для его преодоления и усвоения законов Царства Божия? Ответ на эти вопросы дает нам православное учение о таинстве покаяния. II Прежде чем говорить о самом этом таинстве, врачующем человеческие души от греха, постараемся уяснить себе, какой смысл вкладывается церковным сознанием в понятие греха. Обычно, когда мы говорим о грехе, в нашем сознании возникает представление об отдельных поступках или душевных состояниях, являющихся нарушениями заповедей Божиих. Таковы грехи убийства, прелюбодеяния, кражи, зависти, нечистых помыслов и т. д. Каждому из них противостоит одна из новозаветных или ветхозаветных заповедей: не убий, не укради, не прелюбы сотвори, «всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду» ( Мф.5:22 ) и т. д. Непосредственное нравственное чувство говорит нам о том, что, нарушая заповеди Божии, мы становимся виновными перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Глава III. Советы готовящемуся к исповеди В Священном Писании сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению, управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения, прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок ( Сир. 2, 1–3 ). Как только ты решишь поститься, каяться, исповедовать свои грехи, так явится множество препятствий, внутренних и внешних. Враги рода человеческого, узнав о твоем намерении, всячески начнут смущать тебя извне разными обстоятельствами и изнутри сомнениями, помыслами, страхами. Но все исчезнет, как только проявишь твердость в своем намерении. Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены духовной борьбой, усилиями, подкрепляемыми предыдущей исповедью, ожиданием и приготовлением к следующей. Так частое исповедание грехов будет охранять и поддерживать трезвым весь твой благочестивый образ жизни. Благодать Божия, действующая в таинствах покаяния и св. причащения, осязательно делает человека чувствительным к своим грехам и немощам, он не так легко подвигается на греховные дела и укрепляется в истинах веры. Церковь и все ее установления становятся для него родными, близкими сердцу. Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе необязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его: лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни. Исповедь – это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние – первая степень святости, а бесчувственность – это пребывание вне святости, вне Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Скачать epub pdf Цель жизни христианской по творениям преподобного Симеона Нового Богослова Содержание Бог-Троица Богом созданный человек Прародительское грехопадение и его последствия Значение спасительного Боговоплощения и Крестной Жертвы Сына Божия для личного спасения «Без Меня не можете творить ничего…» Грех – это болезнь души Благодать Всесвятого Духа в личной христианской жизни Христова Церковь и ее Таинства: Крещение, Покаяние и Причащение Царство Божие внутри нас Христианское догматическое учение о конечной судьбе мира и человечества Признаки совершения спасения Общие понятия о христианском подвижничестве Христианские добродетели и их развитие     Человек создан не для пребывания в этой жизни навсегда, а для приготовления к будущей вечной жизни и воспитания для нее в жизни земной. Этот мир есть место осуждения и праведного, но снисходительного, наказания за первое преступление Адама. Смерть же есть упокоение от мучительных тягостей мира. Главнейшее наше дело – жить Богоугодно и стремиться получить чрез Господа нашего Иисуса Христа полное благобытие, которое потеряно всем родом человеческим в первозданном Адаме. Мы должны признать в себе отсутствие этого благобытия, с воплем крепким и со слезами взыскать его от всей души и всего помышления своего. Благобытие есть плод Святого Духа и состоит в любви, радости, мире, долготерпении, вере, благости, милосердии, кротости, воздержании. Эти свойства даруются нам Христом в Духе Святом, лишь человек праведный, кроткий, благой, сострадательный, милостивый, щедрый, долготерпеливый, незлобивый и человеколюбивый достоин Бога. Мы и рождаемся для того, чтобы приобрести эти качества души. При наличии их мы входим в единение с Богом, участвуем в Его святости и достигаем полноты благодатного состояния или обожения. Нам надлежит стремиться к очищению самих себя покаянием и смирением, чтобы соединить с Единым и Преблагим Богом все наши чувства воедино. Тогда все Божественное мы познаем и уразумеем зрением, слышанием, созерцанием и откровением. Ни один человек, сам по себе, – не имеет в себе ничего из того, чем бы мог спастись, – ни праведный, ни грешный. Сам Бог говорит: «Кого миловать, – помилую, кого жалеть, – пожалею». Давид, исповедуя это, взывает к Богу: «Господи, Боже спасения моего!» Спасение в этом, чтобы стать причастником Божией святости. Подаяние же святости состоит в Божией воле. Ее удостаиваются не имеющие никакой кривости в помышлениях и направляющие к Богу свои сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

СОВЕТЫ ГОТОВЯЩЕМУСЯ К ИСПОВЕДИ В Священном Писании сказано: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок ( Сир. 2:1–3 ). Как только ты решишься поститься, каяться, исповедовать свои грехи, так явится множество препятствий, внутренних и внешних. Враги рода человеческого, узнав о твоем намерении, всячески начнут смущать тебя отвне разными обстоятельствами и изнутри сомнениями, помыслами, страхами. Но все исчезнет, как только проявишь твердость в своем намерении. Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены духовной борьбой, усилиями, которые будут подкрепляться приготовлениями к предыдущей исповеди и от ожидания и приготовления к следующей. Так, частое исповедание грехов будет охранять и поддерживать, трезвить весь твой благочестивый образ жизни. Благодать Божия, действующая в Таинствах Покаяния и Причащения, осязательно производит то, что человек делается чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко двигается на греховные дела и укрепляется в истинах веры, Церковь и все ее установления делаются для него родными, близкими сердцу. Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его: лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе. Исповедь – это Таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние первая степень святости, а бесчувственность – это пребывание вне святости, вне Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Страсна седмиця. Жити за про 9 2015 р. 13:45 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 4 апреля 2015 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Вновь пришел на нашу землю праздник Входа Господня в Иерусалим, за которым следует Страстная седмица. Мы вспоминаем, как Господь пришел к людям, которые встречали Его восторженно, как царя, и встречали так по праву, как подобает, потому что приличествовали Царю царствующих и Господу господствующих царские почести. Но ожидали они от Него не то, что Он им возвещал. У этих людей был свой набор ценностей, свой набор устремлений, свое представление — отличное от Божией миссии — о том, каким должен быть мессия, царь иудейский. Люди жаждали земного благополучия. Скорее всего, они строили в своих головах картины обывательского блага: большое количество вещей — красивых, полезных, удобных, превосходство над другими народами, власть, возможность чувствовать себя совершившими что-то великое. Но Господь говорит им нечто совершенно другое — то, что однажды уже сказал в Нагорной проповеди. Он предлагает им не сытое и спокойное благополучие, не земную власть, а подвиг, а необходимость совершенствовать себя под Божиим воздействием и реально показывать плод святости. Нравственное учение Господа Иисуса настолько велико, что оно никак не сопоставимо с самоуспокоенностью в житейских земных благах. Оно предполагает настолько высокий нравственный идеал, что он требует целожизненного подвига. Но, даже несмотря на такой подвиг, этот идеал недостижим человеческими силами — только отказ от собственной воли, предание себя в волю Божию и действие Божией благодати позволяет человеку достичь этого идеала. И в этом огромное отличие христианской нравственности от прочих этических систем, в которых человек полагается на собственные силы и приносит тот или иной, больший или меньший плод. Христианство требует совершенного плода, абсолютной святости, недостижимой человеческими силами. Именно поэтому нравственный механизм, который предполагает христианское учение, — это не только и не столько человеческие усилия, в любом случае не позволяющие достичь идеала святости, описанной в Нагорной проповеди, а Божия благодать, Божие действие, соединенное с человеческой волей, которая позволяет Господу действовать в нашей жизни. Эта благодать должна быть соединена с нашим покаянием, с призыванием Господа на помощь, и Он, оставляя наши грехи, дает нам силы жить дальше и не грешить.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4026424...

§ 12. История православной догматики Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога § 14. Содержание, качество и границы богопознания § 15. О существе Божием и Его свойствах § 16. Подразделение Божественных свойств § 17. Общие свойства Божия существа § 18. Божий ум Свойства Божия ума § 19. Божия воля Свойства Божией воли § 20. [Духовное] Божие чувство Свойства Божия чувства § 21. Единственность Божия существа Отдел второй. Учение о Святой Троице § 22. Догмат о Святой Троице § 23. Троичность Лиц в единосущном Боге. Учение Святого Откровения и Священного Предания § 24. Божество и единосущие Лиц Святой Троицы § 25. Личные свойства Божественных Лиц Пресвятой Троицы § 26. Антитринитарные ереси § 27. Filioque (краткая история) § 28. Критика римско-католического учения о Filioque Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом § 30. Еретические учения о происхождении мира § 31. Происхождение духовного мира § 32. О бесах § 33. Ложные учения о в Ангелах и бесах § 34. Происхождение человеческого мира § 35. О первоначальном состоянии человека § 36. Первородный грех, его причины и последствия Примечание к параграфу о первородном грехе § 37. Сущность и значение прародительского греха § 38. Последствия первородного греха для прародителей § 39. Преемственность первородного греха § 40. Ложные учения о первородном грехе § 41. Обзор и критика римско-католического и протестантского учения о первородном грехе Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле § 43. Промышление Божие о человеке до грехопадения § 44. Божие промышление о человеке после грехопадения § 45. Отношение Божия Промысла к свободе разумных тварей и к злу к мире § 46. Еретические учения о Божием Промысле § 47. Предвечный Совет Божий о спасении людей § 48. Подготовка человеческого рода к спасению § 49. Подготовка человеческого рода от Адама до Авраама § 50. Подготовка избранного Божия народа § 51. Подготовка язычников к принятию Спасителя и спасения Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ ХРИСТОЛОГИЯ 1. Тайна Боговоплощения 2. О Лице (Личности) Господа Иисуса Христа 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 4. Последствия ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку 8. Христологические ереси Отдел четвертый. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ, ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ, БОГОРОДИЦЕ Краткий обзор и критика римско-католического учения о непорочном зачатии Святой Девы Марии  

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Я призван в благодатный завет с Богом, чувствую это высокое общение Его со мною недостойным, но чем мне кроме молитвы моей, сверх слабых начатков благочестия, сообщенных мне при моем воспитании, прояснять, обновлять и укреплять свое благочестие и Богопочтение? Для этого между домашними предметами моего постоянного, особенного внимания должен я иметь у себя священное Писание, как драгоценнейшую собственность, с благоговением хранить и при руководстве Православной Церкви поучаться в законе Божием, его читать, понимать, помнить и исполнять. Чтение Священного Писания мне необходимо для утверждения моего в вере; ибо учение Православной веры содержится и почерпается в слове Божием. Необходимо для побуждения моего к добрыми делам; ибо столь чистого и святого побуждения нигде я не найду вне слова Божия. Где, например, обрету я сильнее и святее побуждение к безропотному и неизменному повиновению Властям, кроме слова Божия, которое глеголет: несть власть, аще не от Бога ( Рим. 13:1 ). Рабы повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите; по аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом ( 1Петр. 2:18–20 ). Где могущественнее, святее и лучше кроме слова Божия найти побуждения к самоотвержению, смирению, нестяжанию, кротости, терпению, любви взаимной и прочим добродетелям, источникам славы Божией, моего и общего счастья и спасения? Необходимо для уразумения чина Богослужения, коего начала и содержание заимствованы из слова Божия. Необходимо вообще для освящения и возвышения всех моих мыслей и всех моих знании, кои без слова Божия бывают односторонни, плотски, низки и недостаточны. Среди различных несогласных, непримиримых человеческих мнении слово Божие, дышащее божественною святостью, составляет, если можно так сказать, всемирную совесть, для различия добра от зла и может служить признаком истины, добра и блаженства. Господь глаголет: Аз есмь путь, истина и живот ( Ин. 14:6 ); Аз свет в мир приидох ( Ин. 12:46 ). При столь важных требованиях чтение слова Божия должно быть для меня первым чтением, а вторым – чтение частнейшее о предметах и делах моего звания в обществе. Вот два чтения мне прямо необходимые, – одно соединяет меня с Богом и Церковью , другое с отечеством земным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010