Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ РОСТИСЛАВИЧ Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубицкий мон-рь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 138 об.) Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубицкий мон-рь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 138 об.) [Василько] (ок. 1060/65–1124), кн. теребовльский, сын тмутараканского кн. Ростислава Владимировича († 3 февр. 1067), старшего внука киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Матерью В. Р. была, вероятно, Ланка (Анна), дочь венг. кор. Белы I (1060–1063). В. Р. и его старшие братья Рюрик и Володарь после смерти отца с нек-рых пор находились на содержании своего дяди волынского кн. Ярополка Изяславича (1077–1086), к-рого Володарь и В. Р. неудачно пытались в 1084 г. вытеснить из Владимира. Киевский кн. Всеволод Ярославич (1078–1093) поддержал Ярополка, выделив, однако, Ростиславичам юж. часть владений последнего — В. Поднестровье (буд. Галицкая земля) с городами Перемышль, Звенигород и Теребовль. Эти владения были закреплены за Володарем и В. Р. (Рюрик умер в 1092) на общерус. княжеском съезде в Любече в 1097 г. Тем не менее эти земли стали объектом притязаний со стороны др. дяди Ростиславичей — нового волынского кн. Давыда Игоревича, к-рый с согласия киевского кн. Святополка Изяславича (1093–1113) в нояб. 1097 г. захватил возвращавшегося из Любеча В. Р. и ослепил его. Такая казнь, служившая в Византии обычным способом отстранения от власти политических соперников, на Руси не употреблялась и вызвала возмущение в княжеском семействе. По настоянию кн. Владимира Всеволодовича Мономаха , а также черниговских князей Давида Святославича и Олега Святославича Давыд Игоревич был лишен Волыни.

http://pravenc.ru/text/421016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), неизвестные по именам участники строительства и росписи соборной Успенской ц. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Строительство Великой печерской церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 35. 5.30. Л. 107 об.) Строительство Великой печерской церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 35. 5.30. Л. 107 об.) О 4 церковных мастерах (архитекторах) из К-поля, пришедших в Киево-Печерский мон-рь для строительства собора, рассказывается в Сказании о создании и украшении Великой печерской церкви, входящем в Киево-Печерский патерик и написанном Владимирским еп. св. Симоном в 1222-1226 гг. на основании монастырского предания. В «Повести временных лет» , как и в др. раннем источнике - Житии прп. Феодосия Печерского кон. XI - нач. XII в., об участии греч. мастеров в строительстве и украшении Успенского собора не сообщается. Согласно Сказанию о создании и украшении Великой печерской церкви, греч. мастера пришли в Киев по велению Богоматери, явившейся им во Влахернском храме в К-поле. Они принесли с собой врученные им Пресв. Девой золото, «наместную» Богородичную икону и мощи св. мучеников (Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора). По Сказанию, греки были приняты преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Это могло произойти не позже 1073 г., когда скончался прп. Антоний, и не раньше марта-апр. этого года, когда преподобный после 4-летнего отсутствия вернулся в Печерский мон-рь в результате вокняжения в Киеве св. Святослава (Николая) Ярославича . Успенская ц. была построена, как можно думать, на средства Святослава (по свидетельству свт. Симона, это были 100 гривен золота) и на дарованной князем земле. Храм возводила киевская строительная артель под рук. архитекторов-греков, причем «в ту пору деятельность руководителя строительства еще не полностью отделилась от непосредственного выполнения строительных работ, т. е. зодчий был в то же время и главным каменщиком» ( Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994. С. 127, 130). Строительство было завершено 11 июля 1075 г., при игум. Стефане (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 198; Т. 2. Стб. 189).

http://pravenc.ru/text/171474.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина). Основные сведения об истории Е. м. содержатся в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» 1676 г. По преданию, Е. м. был основан в XI в. к западу от детинца, на месте явления на ели иконы Пресв. Богородицы (см. Елецкая Черниговская икона Божией Матери ). Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице...», черниговский кн. Святослав (Николай) Ярославич на месте обретения иконы построил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, а ок. 1069 г. основал мон-рь (см.: Ioahukiй (Галятовський). 1985. С. 344-371). В составленном еп. Черниговским Зосимой (Прокоповичем) «Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой» (утрачен), на к-рый ссылался архим. Иоанникий, кн. Святослав поминался как основатель Е. м. («Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой»). Ссылаясь на «Синодик...» еп. Зосимы, на «Патерик» Киевского митр. Сильвестра (Коссова) , а также на местное устное предание, архим. Иоанникий связывал устроение Е. м. с деятельностью удалившегося из Киева в Чернигов прп. Антония Печерского. Здесь, на «Болъдине горе», в 1074 г. прп. Антоний ископал себе пещеру, став основателем соседней с Е. м. обители - Болдинского во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужского монастыря . Нек-рые исследователи полагают, что оба мон-ря не только имели общий пещерный комплекс, но и до XVIII в. по сути являлись одной обителью - т. н. Черниговской лаврой, в к-рую входили наземные и подземные комплексы 2 мон-рей. Затворники жили каждый в отдельной пещере, на молитву сходились в подземную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В кон. XI - нач. XII в. близ пещер была построена небольшая каменная ц. во имя прор. Илии. Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ВЫДУБИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (в честь Чуда арх. Михаила в Хонех), находился в Киеве. История Первоначально на месте К. В. м. была пещерная обитель иноков-анахоретов. Пещеры в Выдубичах были обнаружены во 2-й пол. XIX в., исследованы в 1945 г. археологом М. К. Каргером, а в 2003 г. изучались киевским археологом Т. А. Бобровским, который датировал открытую часть ходов кон. Х - нач. XI в. На глубине 3-4,5 м выявлена келья (2,2×1,6×1,5 м) и место, где мог располагаться пещерный храм. Впосл. поселение анахоретов эволюционировало в киновию, располагающуюся на поверхности земли. Часть пещер была разрушена при строительстве монастырского собора, но некоторые пришли в запустение только после монг. нашествия. По позднейшему преданию, впервые зафиксированному в 60-70-х гг. XVII в. игуменом киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря Феодосием (Сафоновичем), храм на месте буд. мон-ря был воздвигнут считавшимся 1-м Киевским митр. Михаилом ; недалеко отсюда «выдыбал» (выплыл) на берег идол Перуна, сброшенный в Днепр по приказу св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ( Софонович. 1992. С. 68). Согласно гипотезе В. И. Ульяновского, К. В. м. был основан в период княжения св. Владимира Святославича по инициативе предположительно 1-го Киевского митр. Феофилакта (988-1018), а монастырский храм изначально был посвящен Чуду арх. Михаила в Хонех. Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Литография. 1862 г. (ГИМ) Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Литография. 1862 г. (ГИМ) Впервые К. В. м. упоминается в летописи под 1070 г.: «В се же лето заложена бысть церкы святаго Михаила в монастыре Всеволожи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 174), «на Выдобычи» (Там же. Т. 2. Стб. 164). Согласно этому сообщению, ктитором обители был переяславский (впосл. Киевский) кн. Всеволод (Андрей) Ярославич (ок. 1030-1093). Освящать закладку каменного храма на Выдубичах должен был Киевский митр. Георгий (ок. 1062 - после 1073). Мон-рь располагался вблизи загородной резиденции кн. Всеволода - Красного двора (в 1096 сожжена при нападении половецкого хана Боняка на Киев - Там же. Т. 1. Стб. 233). Первый известный по имени выдубицкий игум. Софроний в 1072 г. участвовал в переносе мощей св. князей Бориса и Глеба в Вышгороде под Киевом (Там же. Стб. 181; ПВЛ. 1996. Ч. 2. С. 78).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛДИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Колокольня Болдинского мон-ря. 1774–1775 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Колокольня Болдинского мон-ря. 1774–1775 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) на Болдинских горах, в 2 км от Чернигова, основан прп. Антонием Киево-Печерским. Будучи оклеветан перед кн. Изяславом Ярославичем, преподобный в 1069 г. оставил Киев и удалился к кн. Святославу в Чернигов. В «Болъдине горе» прп. Антоний выкопал пещеру и поселился в ней. В том же году вокруг подвижника сложилась монашеская община, и кн. Святослав близ пещеры прп. Антония построил ц. во имя св. прор. Илии. Поставив болдинским насельникам настоятеля, прп. Антоний после марта 1073 г. вернулся в Киев. Вскоре черниговские иноки устроили еще 3 пещерные церкви: во имя прп. Антония, свт. Николая Чудотворца и в честь иконы «Похвала Пресв. Богородицы». Интерьер ц. во имя Св. Троицы. 1695 г. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Интерьер ц. во имя Св. Троицы. 1695 г. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в., Б. м. оставался в запустении до 1649 г., когда игум. Зосима (Тишевич) вместе с бывш. полковником черниговским С. Пободайлом возобновили обитель. В мон-ре был построен храм во имя прор. Илии, в стене Никольской пещерной ц. обнаружили склеп с останками монахов, скрывавшихся от татар. В Ильинском храме хранилась главная святыня Б. м.- чудотворная Ильинская (Черниговская) икона Пресв. Богородицы , написанная в 1658 г. прп. Геннадием (Дубенским) . К кон. XVII в. в связи с почитанием Ильинского образа число братии и паломников увеличилось, небольшой Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при архиеп. Черниговском Лазаре (Барановиче) по проекту виленского архит. И. Баптиста-Зауера на средства гетмана И. С. Мазепы к западу от Ильинской ц. началось строительство ц. во имя Св. Троицы. В пятиглавом храме, освященном в 1695 г. при игум. Лаврентии (Крщановиче) , было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. Собор был украшен пятиярусным резным позолоченным иконостасом, в особом киоте находилась чудотворная Ильинская икона. В склепе под Троицким собором хоронили Черниговских архиереев. В 80-90-х гг. XVII в. в Б. м. были построены также Введенская ц. с трапезной и келейные корпуса. В 1695 г. Патриарх Адриан встречал в мон-ре возвращавшегося из 1-го азовского похода царя Петра I.

http://pravenc.ru/text/149679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВЫШГОРОДЕ Первая церковь на Руси, освященная в память св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба , в пригороде Киева. История церкви тесно связана с прославлением святых. Согласно житию, мощи мучеников покоились у вышгородской ц. св. Василия, построенной, очевидно, при равноап. кн. Владимире: тело Бориса, согласно летописи, было погребено в 1015 г., а тело Глеба перенесено туда в начале княжения Ярослава Мудрого. Б. ц. была возведена при кн. Ярославе Мудром на месте сгоревшей ц. св. Василия. Первоначально поставили «клетъку малу», в к-рой поместили гробы св. братьев «над землею, на деснеи стране», затем кн. Ярослав повелел выстроить церковь «велику… имеющю верхов 5», куда 24 июля были помещены раки св. Бориса и Глеба также на правой стороне. Следующий одноглавый храм вместо обветшавшего храма Ярослава был построен стяжанием кн. Изяслава Ярославича и освящен 20 мая 1072 г. Тогда же в присутствии митрополита и церковных властей в нее были перенесены мощи. Тело св. Бориса в деревянной раке несли на плечах и положили в каменный саркофаг князья Ярославичи, мощи Глеба в каменном гробу перевезли на санях. Среди участников события упоминается свящ. Б. ц. Лазарь, к-рый именуется «стареишина клириком църькве тоя». Борисоглебская церковь в Вышгороде. План фундаментов по материалам раскопок 1952 г. Борисоглебская церковь в Вышгороде. План фундаментов по материалам раскопок 1952 г. Киевский кн. Святослав Ярославич в конце своей жизни начал строить в Вышгороде каменный храм в честь мучеников, однако к моменту его кончины (1076) стены еще не были увенчаны сводами. При кн. Всеволоде Ярославиче, вероятно в 80-90-х гг. XI в., здание было достроено, но по завершении работ верх обрушился, и храм пребывал в руинах, пока в 10-х гг. XII в. его не восстановил сын Святослава Олег. Освящена церковь была 1 мая 1115 г. в присутствии киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, черниговских князей Олега Святославича и его брата Давида, митр. Никифора с архиереями и игуменами киевских мон-рей во главе с Прохором Печерским. На следующий день в храм перевезли каменные раки с мощами святых, но установлены они не были, т. к. между князьями возник спор. Владимир Мономах желал поставить раки посреди храма «и терем серебрян поставити над нима» (киворий), Олег с Давидом хотели поместить их в нише-аркосолии в юж. стене храма («комару иде же отец мои назнаменал на правой стороне»). Спор решился жребием, положенным на престоле, в пользу Святославичей, и на 4-й день раки были установлены. Владимир Мономах украсил («покова сребром и златом») ниши. Начиная с 1115 г. храм неоднократно упоминался в летописях, но после монг. нашествия сведения о нем исчезают.

http://pravenc.ru/text/153185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ АНДРЕЕВИЧ († окт. 1165, Владимир-на-Клязьме), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), старший сын владимиро-суздальского кн. св. Андрея Юрьевича Боголюбского (имя и происхождение матери неизв.), брат блгв. князей Мстислава и Глеба . В источниках И. А. начинает упоминаться, после того как его отец стал правителем Ростово-Суздальской земли. Зимой 1159/60 г. И. А. во главе ростовского войска, в к-рое входила также «муромьская помочь», был отправлен в поход для оказания помощи своему нареченному зятю вщижскому кн. Святославу Владимировичу, которого осадили войска черниговского кн. Святослава Ольговича и полоцкого кн. Всеслава Васильковича. При подходе ростовских войск к Вщижу осада была снята, князья заключили мир. В кон. мая - нач. июня 1160 г. новгородцы направили в Ростов посольство с предложением послать к ним на княжение сына Андрея Боголюбского. В летописях его имя не названо, но можно предположить, что речь шла об И. А. Однако кн. Андрей отправил в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича. Гробница блгв. кн. Изяслава Андреевича в Успенском соборе Владимира. Фотография. 2004 г. Гробница блгв. кн. Изяслава Андреевича в Успенском соборе Владимира. Фотография. 2004 г. В 1164 г. вместе с отцом, дядей Ярославом Юрьевичем и муромским кн. Юрием Ярославичем И. А. участвовал в победоносном походе на Волжскую Булгарию. Рус. войско взяло «град славный» Бряхимов и еще 3 крепости. По мнению рус. князей и воинов, победа была одержана благодаря заступничеству Божией Матери через Ее чудотворную Владимирскую икону , находившуюся в рус. войске. Захваченные князьями трофеи были использованы для украшения храмов. Рассказ о чуде от иконы и имена рус. князей вошли в древнейшую редакцию Сказания о Владимирской иконе Божией Матери, описание чудес было включено в летописные своды, созданные в Сев.-Вост. Руси в XIII-XVI вв. Вскоре после окончания похода И. А. скончался. 28 окт. 1165 г. в присутствии отца и младшего брата Мстислава князь был похоронен в кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире ( Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176). В источниках XV-XVII вв. погребение князя ошибочно отнесено к 28 сент. В память о сыне Андрей Боголюбский в 1165 г. приказал построить Покрова Пресвятой Богородицы храм на Нерли .

http://pravenc.ru/text/293924.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) [Ингигерд] († 10.02.1051), 2-я (после св. кнг. Анны ) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дочь швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5-1021/22). Брак шведской королевны Ингигерд, на Руси принявшей имя Ирина, с новгородским кн. Ярославом Владимировичем по отчетливой относительной хронологии различных редакций «Саги об Олаве Святом» (прежде всего в составе сб. «Круг земной» Снорри Стурлусона, составленного ок. 1230) был заключен в 1019 г. (сватовство состоялось осенью 1018; отправленное тогда из Новгорода посольство Ярослава, по всей видимости, имело в т. ч. указанную в «Повести временных лет» цель найма варяжского войска). Брак скрепил новгородско-швед. союз, важный для Ярослава в его борьбе за Киев против киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича Окаянного. (Ранее, в авг. 1018, по сообщению нем. хрониста Титмара Мерзебургского , сестры и жена Ярослава (очевидно, св. Анна) были пленены захватившим Киев польск. кн. Болеславом I. Вероятно, 1-я супруга новгородского князя умерла в плену, ее останки были привезены в Новгород и погребены в Софии Св. соборе. ) Очевидно, все известное многочисленное потомство Ярослава (кроме первенца Ильи, умершего, вероятно, в юности бездетным) начиная с родившегося в 1020/21 г. сына - новгородского кн. св. Владимира Ярославича происходило от брака с И. (св. кнг. Анна почитается в новгородской традиции как мать Владимира, но это ошибка, возникшая, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки Анны и Владимира находились в новгородском Софийском соборе рядом). Помимо Владимира это были сыновья Изяслав (Димитрий) , Святослав (Николай) и Всеволод (Андрей) , к-рым в свое время предстояло занять киевский стол, а также Вячеслав (впосл. кн. смоленский) и Игорь (впосл. кн. волынский); дочери Елизавета (супруга норвеж. кор. Харальда Сурового), Анастасия (?) (жена венг. кор. Андраша I) и Анна (2-я жена франц. кор. Генриха I).

http://pravenc.ru/text/673959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ правосл. епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях (в XIV в. с перерывами митрополия). Сер. XII-XIII в. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Впервые епархия с центром в г. Галиче на верхнем Днестре упоминается в Киевской летописи под 1156/57 г. в связи с поставлением на Галицкую кафедру еп. Космы. Это известие не сохранилось в той редакции Киевского летописного свода 1198 г., к-рая дошла в составе Ипатьевской летописи, но оно донесено Московским великокняжеским сводом 1479 г. Не доверять ему нет оснований, т. к. еп. Косма чуть позже, под 1165 г., назван и в Ипатьевской летописи как глава посольства в К-поль, отправленного галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. Точное время открытия Г. е. неизвестно. В списке рус. епархий, составленном примерно в 60-х гг. XII в., при имп. Мануиле I Комнине , Г. е. (греч. Γαλτσα) значится на последнем, 11-м, месте, после Смоленской епархии , учрежденной в 1136 г. По одной этой причине нельзя согласиться с догадками об основании Г. е. в кон. X или 1-й пол. XI в., при киевских князьях равноап. Владимире (Василии) Святославиче или Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром ( Макарий. История РЦ). В пределах 1136-1156 гг. датировку можно уточнить путем умозаключений. Возникновение Г. е. нельзя относить ко времени ранее 40-х гг. XII в., когда Галич становится столицей обширного и сильного княжества в результате объединения кн. Владимирком Володаревичем Перемышльской, Звенигородской и Теребовльско-Галицкой волостей, т. е. всех земель своих ближайших родственников Ростиславичей (потомков Ростислава, сына блгв. кн. новгородского Владимира Ярославича и старшего внука Ярослава Мудрого). До этого времени Галич входил в состав сравнительно небольших владений кн. Иоанна Васильковича, сына блгв. кн. теребовльского Василия Ростиславича . Следов., в расчет могут приниматься только 2 возможности. Во-первых, между 1141 и 1144 гг., когда Владимирко Галицкий выступал союзником киевского кн. Всеволода Ольговича (1139-1146), пока оба имели общего противника в лице волынского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Др. возможной датой является 1156 г., когда на Русь прибыл новый митр. Константин I , т. к. в период святительства митр. Климента Смолятича (1147-1155) такой шаг был бы необъясним, ведь Владимирко был главным союзником суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого - соперника, занявшего в 1146 г. киевский стол Изяслава, по воле к-рого и был поставлен на митрополию Климент. 1-й т. зр. придерживается Я. Н. Щапов , 2-й - А. В. Поппе , Е. Е. Голубинский допускал обе.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Впервые И. упомянут в летописи под 1261 г. в качестве архимандрита Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря , когда блгв. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили И. в помощь Ростовскому еп. Кириллу II (1231-1262), к-рый к тому времени был очень стар. И. «бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-476). После кончины Ростовского еп. Кирилла Киевский митр. св. Кирилл II 19 сент. 1262 г. возглавил хиротонию И. во епископа Ростовского. И. был одним из 6 иерархов, участвовавших в Соборе 1273 г. (РИБ. Т. 6. 6. Стб. 83-84 (имя Ростовского епископа указано в заголовке соборных правил)), созванном митр. Кириллом II с целью поставления на Владимирскую кафедру св. Серапиона и обсуждения церковных нестроений. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Летописи фиксируют участие И. в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в янв. 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 г. И. совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в юрьев-польском во имя архангела Михаила мужском монастыре . 9 дек. 1271 г. И. совершил отпевание вдовы ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича кнг. Марии в основанном ею Спасо-Преображенском мон-ре в Ростове. В ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича кнг. Феодору (20 дек. 1273), князей Бориса Васильковича (13 нояб. 1277) и Глеба Васильковича (13 дек. 1278). 31 июля 1278 г. в ярославском соборе Пресв. Богородицы И. обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/87 г. на княжеском дворе по благословению И. была заложена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/82 г. И. участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.

http://pravenc.ru/text/293397.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010