Русско-византийские отрывки I. Два письма Византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу 1 На страницах Журнала Министерства Народного Просвещения 2 мы имели случай говорить о «Средневековой греческой библиотеке» (Bibliotheca graeca medii aevi), издаваемой ученым греком г. К. Сафою (С. Sathas), и в частности, о четвертом томе ее, особенно важном для русской истории. Припомним, что в этом томе в первый раз явилась в свет «История» (правильнее было бы сказать: мемуары) Михаила Пселла , которая доселе была известна ученому миру только по кратким ссылкам и выпискам Дю-Канжа и Барония, но давно возбуждала любопытство и пытливость ученых, занимавшихся византийскою историей. Ее полное издание несколько раз было обещаемо Французскими эллинистами и византинистами, – в последний раз таким отличным и опытным знатоком дела, каков был К. Бенедикт Газе. Газе, как известно, имел щедрого мецената в лице знаменитого русского канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. На счет Румянцева была им издана (в 1818 г.) история Льва Диакона, рассказывающего борьбу нашего Святослава с Цимисхием; материальное содействие того же русского сановника было обеспечено для издания «Истории» Михаила Пселла . Но вследствие разных случайностей этот важный и для русской истории памятник явился – в виде неожиданного сюрприза – только в 1874 году. В статье о Византийских Варягах мы привели из него несколько отрывков; в числе их особенного внимания заслуживал, конечно, довольно подробный рассказ о нашествии Руси на Константинополь в 1043 году. Точно так же давно было известно о существовании обширной переписки того же самого Пселла; и опять, по некоторым указаниям мы знаем, что в этой переписке идет речь, иногда, о русских делах и сообщаются новые подробности относительно тех русско-византийских событий, о которых теперь можно читать в «Истории» Пселла. Так, например, только из ссылки Газе на переписку Пселла известно, что Русские, при походе на Византию Владимира Ярославича, проникли, между прочим, в Никомидийский залив: в «Истории», или мемуарах, несмотря на значительную подробность рассказа, этой черты не отмечено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Рязань Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.629565; 39.741917 Россия, Рязань Рязань, Рязанская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек. Субъективно Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь. Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города. Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня. История города [ править править код ] Старая Рязань [ править править код ] Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени. В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным. Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский. Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Скачать epub pdf О создании церкви честного Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители Память 14 августа Никто не должен сомневаться, что в великой и первой в России лавре 5066 преподобных Антония и Феодосия Печерских прекрасная, по великолепию подобная небу, каменная церковь Пресвятой Богородицы создана, украшена и освящена по воле и промышлению Господа и молитвенному ходатайству Его Пречистой Матери. Вместе с блаженным епископом Симоном 5067 скажем прежде всего о самом начале ее созидания, сопровождавшемся чудесами. В земле варяжской был князь Африкан, брат Якуна слепого, – того самого, который, сражаясь со своим полком за Ярослава с лютым братом его Мстиславом, отказался надеть тканую золотом одежду. У Африкана было два сына, Фрианд и Шимон; по смерти Африкана, Якун обоих сыновей его выгнал из их собственных областей. Шимон пришел в Россию к благоверному князю Ярославу, который принял его и окружил почетом; он сделал его старейшим боярином у сына своего Всеволода, и действительно у Всеволода Шимон пользовался очень большою властью. Благодаря следующему обстоятельству, Шимон имел очень сильную любовь к святой Печерской обители. В княжение в Киеве Изяслава Ярославича на русскую землю произвели нападения кочевники половцы 5068 ; против них выступили три князя – Ярославичи: Изяслав, Святослав и Всеволод, при котором находился и Шимон. Все они пришли к преподобному Антонию, прося его молитв и благословения на брань. Старец, открыв свои правдивые уста, ясно предсказал им погибель. Шимон упал в ноги старцу и просил, чтобы Господь сохранил его от такой беды. Преподобный отвечал ему: – Сын мой, многие из вас падут от меча, другие во время бегства от врагов будут потоптаны, ранены и в воде утонут; ты же, спасшись, будешь положен здесь, в церкви, которая имеет создаться. Когда полки обоих станов встретились на реке Альте 5069 , то христиане, лишенные помощи Божией, были побеждены, – князья убежали, многие же воеводы со своими воинами были убиты; посреди них лежал и раненый Шимон. Взглянув вверх на небо, он увидел великую церковь , как и прежде видел на море, и вспомнил слова Спасителя, некогда сказанные ему 5070 ; тогда Шимон воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Суздаль. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет свое начало от св. равноапост. князя Владимира. Князь Владимир, положивши начало христианству в Суздальской стране и ревнуя о скорейшем распространении веры Христовой среди здешних язычников, построил в Суздале церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянную, из дубового леса, об одном верхе. В новопостроенную церковь св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении в Херсоне. Собор с самого своего основания получил особенно важное значение для всей страны Суздальской. В нем новокрещенные суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение. Богородицерождественская церковь, созданная св. князем Владимиром, существовала в Суздале более 100 лет, а 1096 г. вместе с другими городскими строениями предана была огню Олегом Святославичем, сыном вел. князя Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским и Ростовским. Достоверное начало соборного храма каменного принадлежит княжению Георгия Владимировича Долгорукова. Этот благочестивый князь, построивший много церквей в Суздальской епархии, в 1150 г. соорудил в Суздале собор из белого камня в честь Рождества Богоматери, в кремле-городе, по подобию церкви Киево-Печерской. Этот собор был «об одном верхе и покрыт тесом». Собор этот устроен был весьма непрочно, так что в 1194 г. вел. князь Всеволод Юрьевич и епископ Иоанн должны были сделать в нем большие поправки, покрыть его оловом и поставить три больших верха с главами. Работы были произведены русскими мастерами, но и этот собор существовал недолго: в 1222 г. вел. князь Георгий Всеволодович положил основание новому собору; через три года, в 1225 г., собор строением был окончен и освящен епископом Симоном. Через 8 лет, в 1233 г., соборная церковь была расписана внутри тщанием епископа Митрофана и вымощена красным разноличным мрамором.

http://sobory.ru/article/?object=00195

Тверь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.859625; 35.91186 Россия, Тверь Тверь, Тверская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области. Расстояние от Москвы до Твери составляет 167 км на северо-восток от столицы. На р. Волге, при впадении в неё Тьмаки и Тверцы. Население – 462 тыс. человек. Субъективно Большой старый центр города (такой большой, что его даже трудно назвать центром) сплошь уставлен богатыми домами XIX-XIX вв. Благодаря Волге и классической застройке город немного похож на Санкт-Петербург. Вид города не соответствует его истории, содержанию. Каменные свидетели великих событий в истории средневековой Твери уничтожены при Екатерине II, мощи великих святых Твери оказались несовместимы с советским названием города (Калинин). Тверичи порой кажутся излишне строгими: исстари у здешних купцов было принято так подчёркивать свою солидность, значительность. На осмотр достопримечательностей Твери хватит одного-двух дней. История города [ править править код ] Образование Тверского княжества [ править править код ] Город Тверь основал владимирский князь Всеволод в 1181 г. К началу XIII в. князья Переславля-Залесского, оттеснив новгородцев с ничейной «тферской» земли, включили её в состав своих владений. В 1238 г. город не избежал общей участи русских городов, был разорён Батыем. А в 1247 г., в результате раздела русских земель великим князем Владимирским Святославом Всеволодовичем между племянниками, образовалось удельное Тверское княжество. Почти одновременно с ним образовалось и княжество Московское. Борьба за великое княжение [ править править код ] Право княжить в стольном городе Руси Владимире переходило от князя к князю в порядке счёта родства. В 1304 г. это право перешло к тверскому князю Михаилу Ярославичу. Московский князь Юрий Данилович, не имевший надежды приобрести великое Владимирское княжение законно, решил приобрести его путём интриг. Он оклеветал князя Михаила, родного дядю, перед ханом Золотой Орды Узбеком в утаивании части общерусской дани, которая через него, как великого князя Владимирского, поступала в Орду. Летом 1317 г. Узбек передал великое княжение Юрию Московскому, при этом отдав ему в жёны свою сестру Кончаку. Приказ Узбека означал не только изменение судьбы Михаила, но и введение на Руси новых порядков, при которых только Орда определяла, что законно и справедливо. Не случайно это произошло при Узбеке: именно он утвердил в Орде мусульманство в качестве государственной религии.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверь

Том IV Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. Г. 1238–1247 Бодрость Ярослава. Свойства Георгия. Освобождение Смоленска. Междоусобия. Батый опустошает южную Россию. Красота Киева. Великодушие граждан. Осада и взятие Киева. Состояние России. Причина успехов Батыевых. Свойства и оружие Моголов. Происшествия в западной России. Спесь Венгерского Короля. Слава Александра Невского. Россия в подданстве Моголов. Кончина и свойства Ярослава. Убиение Михаила. Даниил, честимый в Орде. Любопытные известия о России и Татарах. Политика Даниилова. Даниил – Король Галицкий. Ярослав приехал господствовать над развалинами и трупами. В таких обстоятельствах Государь чувствительный мог бы возненавидеть власть; но сей Князь хотел славиться деятельностию ума и твердостию души, а не мягкосердечием. Он смотрел на повсеместное опустошение не для того, чтобы проливать слезы, но чтобы лучшими и скорейшими средствами загладить следы оного. Надлежало собрать людей рассеянных, воздвигнуть города и села из пепла – одним словом, совершенно обновить Государство. Еще на дорогах, на улицах, в обгорелых церквах и домах лежало бесчисленное множество мертвых тел: Ярослав велел немедленно погребать их, чтобы отвратить заразу и скрыть столь ужасные для живых предметы; ободрял народ, ревностно занимался делами гражданскими и приобретал любовь общую правосудием. Восстановив тишину и благоустройство, Великий Князь отдал Суздаль брату Святославу, а Стародуб Иоанну. Народ, по счастливому обыкновению человеческого сердца, забыл свое горе; радовался новому спокойствию и порядку, благодарил Небо за спасение еще многих Князей своих; не знал, что Россия уже лишилась главного сокровища государственного: независимости – и слезами искреннего умиления оросил гроб Георгиев, перевезенный из Ростова в Владимир. 1239 г. Георгий в безрассудной надменности допустил Татар до столицы, не взяв никаких мер для защиты Государства; но он имел добродетели своего времени: любил украшать церкви, питал бедных, дарил Монахов – и граждане благословили его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка. Является, вероятно, старейшим образцом трёхчастной ( " трёхбанной " ) композиции в Левобережной Украине. Более ранние примеры использования этой композиции сохранились во Львове и наследуют, по всей видимости, молдавской и румынской традиции. Таковы часовня Трёх Святителей (1579-1591) и Успенская " Валашская " церковь (1591-1629) Карта и ближайшие объекты Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове – памятник культовой архитектуры – столетий. Они основаны в 1069 году как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем и известным церковным деятелем эпохи Киевской Руси, уроженцем города Любеч – Антонием Печерским. Первоначально монастырь именовался Богородичным (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава. Он «возлюбил» Болдины горы и выкопал себе пещеру. Основание монастыря было тесно связано с острым соперничеством между двумя наибольшими культурными и политическими центрами государства – Киевом и Черниговом. В Киеве в то же время уже существовал Печерский монастырь, который приобрел большую популярность. Черниговский князь Святослав, стремясь противопоставить свою столицу “матери городов русских”, при помощи Антония решил создать на Болдиных горах монастырь, подобный Печерскому. Интенсивное развитие монастыря продолжалось вплоть до 1239 года, когда Чернигов был разрушен монголо-татарами. Подтверждением тому служит сооруженная в начале века возле входа в пещеры каменная Ильинская церковь. Затем наступил период упадка, который продолжался вплоть до столетия. В это время, по мнению специалистов, осуществляется реконструкция монастыря. Сведений о ремонте пещер в это время нет. Широкомасштабные работы по восстановлению Ильинского монастыря начались в 1649 году. Их инициатором был черниговский полковник Степан Подобайло, работы проводились на его средства. Наибольшая реконструкция комплекса относится к периоду конца - начала столетия. В результате ее Антониевы пещеры представляют собой комплекс подземных переходов и помещений общей протяженностью 350 метров, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города). Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности. Все подземные сооружения находятся на двух основных уровнях. Геологические условия позволили строителям создать подземелья без дополнительных креплений и обеспечить их долговечность. Этим объясняется наличие значительных участков древних галерей и иных помещений. На стенах некоторых из них зафиксированы позднесредневековые надписи-граффити.

http://sobory.ru/article/?object=05570

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Коваленко В. П. Благоверный черниговский князь Давид Святославович Благоверный черниговский князь Давид Святославич занимает заметное место в истории Чернигово-Северской земли: он стал родоначальником одной из ветвей Святославичей – черниговских Давидовичей. Родился будущий святой в семье 4-го сына Ярослава Мудрого Черниговского (1054–1073 гг.) и великого Киевского (1073–1076 гг.) князя Святослава Ярославича и его жены дочери германского графа Письменные источники не сообщают точный год рождения Давида, однако анализируя дошедшие до нас краткие упоминания о его молодых годах, можно предполагать, что это случилось в начале – середине 1050-х гг.: около 1080 г., по мнению исследователей, у Давида Святославича и его жены Феодосии (как считает М. Димник, она была Н. Баумгартен считал ее дочерью маркграфа немецкого рода появился первенец – будущий князь-инок Никола Большинство историков, принимая во внимание сообщение «Повести временных лет» о Любечском съезде и разделе вотчины Святослава Ярославича между его потомками, считали Давида вторым (после Глеба, князя Новгородского, убитого 30 мая 1078 его Однако часть историков, отмечая несоответствие между активностью Олега Святославича в борьбе за отцовское наследие и его отстранение после Любеча с 1-го места в черниговской династии, пытались старательно обходить вопрос о результатах раздела вотчины Святослава Ярославича, отмечая ее принадлежность потомкам с этим согласились далеко не все. Уже Н. Н. Карамзин и Н. И. Костомаров, вопреки летописцу, в перечне Святославичей ставили Олега перед Давидом, намекая этим на его П. В. Голубовский первым открыто высказал предположение, что старшим в конце в. среди Святославичей оставался Интересно отметить, что в другом месте своего фундаментального исследования по истории Киевской Руси, анализируя события, изложенные в былине «Иван Гостиный сын», эту же мысль высказал и Б. А. Из современных исследователей старшинство Олега признают М. Димник, Н. Ф. Котляр, той же позиции придерживаюсь и В частности, М. Димник в качестве главного аргумента сослался на изображение семейства Святослава на цветной заставке из изготовленного по его заказу «Изборника», где среди княжеских сыновей после старшего Глеба вторым стоит Олег. Первым же назвал Олега Черниговским князем (т. е. старшим в роду), еще М. Впрочем, в «Слове о князьях» XII в. Давид действительно назван старшим в роду: «Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братией (Возможно, здесь идет речь о периоде после 1015 г., уже после смерти Олега Святославича).

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

Тяжело было положение молодого новгородского князя после погромов Батыя. Хотя Новгород и уцелел, но зато он был предоставлен собственным силам и средствам в борьбе с многочисленными врагами, без всякой надежды на помощь из других областей. В прежние годы Ярослав Всеволодович, защищая Новгород, приводил с собою суздальские полки; следовательно, новгородцы сражались не одни 94 . Теперь Ярославу Всеволодовичу было не до Новгорода... Враги новгородцев – шведы, ливонские немцы и литовцы, спешили воспользоваться столь благоприятными обстоятельствами. Покорность русских князей татарам, как ни была унизительна и горька сама по себе, однако не приносила бесчестья: русский народ на себе испытал страшную силу татар и ясно видел всю бесполезность какого бы то ни было сопротивления. Можно ли было укорять князей за то, что они подчинялись неотразимой необходимости? Но как оправдать покорность пред врагами, которых неоднократно побеждали русские раньше? Отступить пред шведами, немцами и литовцами, покориться им, – не значило ли это навсегда опозорить себя? Да и в одном ли бесславии заключалась беда? Можно ли было забыть, что за этими ближайшими врагами двигалась страшная сила всего Запада, возбуждаемого непрестанными буллами и энергическими посланиями римского папы? Оставалось одно – положиться на Бога и взяться за оружие. Александр Ярославич во всем объеме сознавал всю опасность, всю ответственность своего положения. Он знал, что он должен быть щитом, прикрывающим родину, уже обессиленную татарами, от других более опасных врагов. Прежние князья, не имея недостатка в военной силе, грудью отражали врагов. Но при изменившихся обстоятельствах, при малочисленности наличных сил одного Новгорода, пришлось подумать о другого рода защите. И вот новгородский князь, едва окончив свадебное торжество, спешит постройкой укреплений на западных границах новгородской земли с целью оградить себя от внезапных нападений 95 . В то же время, подобно древнему Святославу, Александр Ярославич старается набрать дружину отважных бойцов, людей беззаветной удали, которых среди новгородцев можно было найти скорее чем где-нибудь. «У князя Александра бе множество храбрых, яко же древле у Давыда царя; бяху бо сердца их аки сердца львов». Про него также можно было сказать: каков сам, такова и дружина. Не долго пришлось ему оставаться без дела...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010