Но в случае, если в курсе русской патрологии будут изучаться исключительно творения писателей, прославленных Церковью, студенты рискуют вообще не узнать ничего о деятельности многих авторов, оказавших существенное влияние на развитие церковной письменности. Так, для XVI века одним из важнейших писателей, безусловно, является митрополит Даниил. Однако отношение исследователей к его церковной деятельности чрезвычайно неоднозначно. И если говорить о патрологии в строгом смысле слова, то он, конечно же, не является святым отцом и потому едва ли будет включен в программу нового предмета. Не менее сложная ситуация и с наследием XVII-XVIII веков. Вряд ли можно в полноте понять творения святого Димитрия Ростовского , если не учитывать сочинений его предшественников и современников (Иоанникия Галятовского, Лазаря Барановича, Стефана Яворского и т. д.). Однако в курсе истории русского проповедничества все эти персоналии присутствуют. И студенты, приходя на пятый курс, уже отчасти осведомлены об основных особенностях развития отечественной церковной письменности. Таким образом, сегодня, с одной стороны, есть опасность существенного дублирования материала в рамках курсов гомилетики и русской патрологии. Но, с другой, эти курсы не являются полностью тождественными. И введение в учебную программу русской патрологии ни в коем случае не должно повлечь за собой отказ от преподавания истории русского проповедничества. И пока учебная программа по новому предмету находится в стадии формирования, следовало бы учесть обозначенные выше проблемы. Необходимо сравнительное изучение двух программ с четким разграничением материала. Возможно, для этого следует создать методическую рабочую группу из преподавателей различных смежных дисциплин (о чем говорили еще на методическом семинаре в 2006 году). В завершение своего небольшого сообщения хотелось бы еще раз подчеркнуть особую ценность курса истории русского проповедничества, который традиционно существует в духовных семинариях еще со второй половины XIX века. И сегодня нам нужно стремиться так выстроить связь между двумя предметами, чтобы гомилетика стала подспорьем в изучении отечественного святоотеческого наследия. Читать далее Источник: Русская патрология: Материалы академической конференции. — Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2009. — 576 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

При этом подобное одобрение может получить не только католический, но и межконфессиональный перевод, предназначенный для христиан разных деноминаций. Правда, Всела отмечает одну характерную особенность переводов, предназначенных для литургического употребления: они должны быть основаны не на принципе функционального эквивалента, а на более традиционных переводческих моделях. К тому же призывает и выпущенный в Ватикане в 2001 г. документ под названием «Liturgiam authenticam» 290 , который, впрочем, не раскрывает никаких подробностей и потому может быть применен на практике по-разному, как отмечает Всела. Примерно такой же вопрос, но применительно к православной аудитории, задает С. Крисп 291 . Православный перевод Библии, с его точки зрения, должен обладать тремя основными качествами: быть открытым к трансцендентному (наподобие иконы), быть авторитетным (прежде всего, совместимым с основными святоотеческими толкованиями) и быть общинным (связанным с определенным культурным наследием). В первую очередь это касается перевода, предназначенного для литургического употребления, но, строго говоря, именно такой перевод и может считаться православным в первую очередь, поскольку литургия и есть для православных первый и главный контекст, в котором они встречаются со Священным Писанием. Отметим, что такой подход вполне согласуется с требованиями «Liturgiam authenticam» и с пониманием Всела, так что подобный православный перевод может оказаться вполне пригодным и для католиков, а раз так, то и для наиболее традиционных протестантов. Тут встает только один, но очень существенный вопрос: а каким конкретно все-таки будет этот перевод? Крисп отмечает, что этим критериям не удовлетворяет ни один существующий перевод на английский язык – это при том, что их уже насчитывается более двухсот! Не дает он сколь-нибудь подробных указаний, как именно должен создаваться такой перевод, на какой из существующих он будет похож или по меньшей мере какой из существующих хотя бы в некоторой степени удовлетворяет этим требованиям. Понятно, что это будет не GNB, но можно ли считать, что в некотором приближении этим критериям удовлетворяет NAB (основной перевод американских католиков), а если нет, то почему? Здесь снова мы видим у Криспа вопросы, а не ответы, но, как известно, правильная постановка вопроса уже есть половина ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

То “милующее сердце”, о котором так глубоко и трогательно говорит авва Исаак Сирианин , содрогающееся печалью и состраданием о всякой душе и всякой твари, и даже о врагах истины, то есть о демонах, обращается к миру в подвиге духовничества и старчества» 426 . Эта «метафизическая суть» иночества, прекрасно и ярко обозначенная архимандритом Киприаном, определила и «феноменологический аспект» его, проявившийся в ходе земной истории. Появление иночества в ней не совпадает по времени с началом истории Церкви. Иногда его возникновение объясняют внешними факторами, в частности – прекращением гонений на христиан, признанием христианства «дозволенной религией» (иногда даже употребляют неуклюжую и почти непотребную фразу «официальная религия») и начавшимся в связи с этим якобы имеющим место процессом «обмирщения Церкви» 427 . Однако подобный поверхностный взгляд на возникновение монашества вряд ли можно считать удовлетворительным: не говоря уже об исторической неточности (иночество возникло до прекращения гонений), внешние факторы если и играли какую-то роль, то второстепенную. Монашество не «принималось в лоно Церкви», а зародилось в этом лоне и проходило здесь почти трехвековой процесс «утробного развития». Вероятно, столь длительный период потребовался для того, чтобы аскетизм, являющийся сущностной и определяющей чертой религии Христовой с самого появления ее на мировой сцене, мог созреть и окончательно оформиться, явив миру зрелый плод свой, удивительное чудо – православное монашество 428 . Решающим значением внутреннего фактора в рождении монашества объясняется и тот факт, что оно почти одновременно появляется на свет Божий в самых разных частях и уголках Римской империи и за ее пределами (пример сирийского монашества), причем центры иноческого жития часто возникают независимо один от другого. Кроме того, с тем же внутренним фактором, или с «метафизической сутью» иночества, связано то обстоятельство, что именно монашество стало одной из главных «интегрирующих сил» в истории Церкви первого тысячелетия, удерживая единство восточной и западной половин христианского мира, все более и более стремящихся к обособлению 429 . Наконец, той же «метафизической сутью» можно объяснить, наверное, и то, что различные исторически сложившиеся формы проявления сущности монашества (такие как анахоретство, лавры, киновии) не являются противоположностями друг другу ни в плане богословском, ни в аспекте духовном, почему и следует говорить о некоем «едином монашеском богословии» (d’un théologie monastique unique) 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Календарь Материалы 22 ноября 2006 г. [Интернет-журнал/Культура] Николай Головкин Промыслительно, что именно в нынешнем году, когда обнародована Демографическая программа президента, в духовную жизнь России (а духовной деградацией общества, как признают многие политики, ученые, Церковь, и вызван кризис!) возвращается настоящий образ матери – матери верующей, многодетной, хранительницы домашнего очага, доброй, милосердной… [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Возвращение мощей Златоуста из Рима в Константинополь [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Зачем нам дано Священное Писание? [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Не ешьте друг друга [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Когда бы в посте не было необходимости [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Почему — Златоуст? [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Как можно молиться за Константинополь? [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Мы не должны бездействовать! [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ничто не препятствует добродетели [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Евдокия Позднякова Об отце Иоанне можно было составить ошибочное суждение. По внешности это был добрый-предобрый любвеобильный дедушка. Он создавал впечатление человека очень простого. И поэтому всегда вызывали удивление его слова, не соответствующие общему впечатлению. Но на самом-то деле он был ученый монах. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Преподобный Нил Синайский Что будешь делать? Как поступишь, когда придет конец жизни? Когда оскудеют источники жизни? Когда придет на тебя затруднение и скорбь? Когда врачи от тебя откажутся? Когда ближние твои в тебе отчаятся? Когда, мучимый сухим и учащенным дыханием от сильного жара, сжигающего и истощающего внутренность, будешь воздыхать из глубины сердца, но не найдешь разделяющего с тобою тоску твою? [Интернет-журнал/Общество] Ирина Папкова В преддверии IV Всезарубежного собора писалось много о препятствиях на пути воссоединения с Московским Патриархатом с точки зрения внутрицерковной оппозиции в самой РПЦЗ. Тогда утверждалось, что примерно половина приходов Зарубежной Церкви против объединения. Но звучали и оптимистичные замечания: «Не стоит переоценивать оппозиционные силы». Ныне можно с радостью констатировать, что оптимисты, похоже, оказались правы. Новости 22 ноября 2006 г.

http://pravoslavie.ru/archive/061122

О понятиях «личность» и «ипостась» в русской религиозной философии XX в.: свящ. Павел Флоренский, Н. А. Бердяев, прот. Сергий Булгаков Источник Содержание 1. О понятиях ипостаси, индивида и сущности у о. Павла Флоренского 2. Понятия ипостаси и сущности у о. Сергия Булгакова 3. Понятия «личности» и «индивида» у Н. А. Бердяева 4. Заключение     В статье излагаются представления трех русских философов Серебряного века о понятиях «личность» и «ипостась». Каждый из них по-своему использует понятия святоотеческого богословия. Многие из положений философов, особенно противопоставление ипостаси (или личности) и индивидуума при ценностном, а порой и онтологическом приоритете первого, стали характерной чертой православного персонализма ХХ в. Ряд интуиций философов, особенно интуиция Н. А. Бердяева о наличии замысла Божия о человеке и его релевантности описанию и пониманию духовного пути человека, имеют яркие параллели в святоотеческой традиции. Позитивным в мысли философов является то, что они побудили многих православных мыслителей, в том числе В. Н. Лосского , обратиться к святоотеческому наследию в поисках ответов на вопросы, поставленные в их сочинениях. В этой статье мы объединили описание представлений о личности и ипостаси богословов-философов о. Павла Флоренского, Николая Бердяева и о. Сергия Булгакова по той причине, что для всех этих крупнейших мыслителей, принадлежащих к традиции русской религиозной философии первой половины XX в., характерно, что, используя те или иные понятия святоотеческого богословия, они не стремятся оставаться строго в рамках святоотеческого предания, его понятийной системы и языка, но пытаются (более или менее эксплицитно) расширить и модифицировать понятийную систему христианского учения в соответствии с теми задачами, которые они решают в рамках своих философских исканий. Конечно, это характерно в разной степени для перечисленных авторов, но для нас этот факт стал определяющим принципом для классификации их философско-богословских воззрений на понятие «личность».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

· раскрытие богатства святоотеческой мысли, ее единства и многообразия; · знакомство с основными тенденциями и закономерностями развития святоотеческой традиции; · усвоение специфики каждого из периодов истории древнецерковной письменности; · знакомство с наиболее выдающимися памятниками святоотеческой письменности, их содержательный богословский анализ. Обучение должно продемонстрировать взаимосвязь содержания курса с предметными модулями «Православное вероучение» и «История христианской Церкви», а также «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета» – в области принципов и способов святоотеческой экзегезы Библейского Откровения. Тематическое содержание предметного модуля Тема 1. Введение в изучение предмета. Тема 2. Доникейский период. Тема 3. Золотой век святоотеческой письменности (IV- первая половина V вв.). Тема 4. Святые отцы V-VIII вв. (Окончание эпохи Вселенских Соборов). Тема 5. Святоотеческая письменность IX-XV вв. (Средне- и поздневизантийский период). Тема 1. Введение в изучение предмета 1 . Понятие патрологии. Различие между терминами «патрология» и «патристика». Задачи и цели этой дисциплины. Святоотеческое наследие как одна из форм Священного Предания. Понятия «Святые Отцы», «учители Церкви». «Согласие Отцов». Частные богословские мнения Святых Отцов. Краткая история патрологической науки (XVI-XX вв.). Литература Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности Любое издание.. Столяров А. А. Патрология и патристика. М., 2001. Вопросы для самопроверки 1 . Что такое «патрология»? 2 . Чем отличаются друг от друга патрология и патристика? 3 . Кого мы называем Святыми Отцами? Кого учителями Церкви? Во все ли эпохи эти понятия трактовались одинаково? 4 . Почему мы называем святоотеческое наследие одной из форм Священного Предания? 5 . Что такое «согласие Отцов»? 6 . Чем принципиальным образом отличаются друг от друга ересь и частное богословское мнение? 7 . Каковы заслуги перед патрологической наукой блаж. Иеронима? Свт. Фотия? Аббата Миня?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

В отличии от внецерковных организаций, отец Николай никогда не тратил время на критику иерархии и не противопоставлял свою общину как касту избранных к официальной Церкви. Он был настроен не на отрицание и критику, а на позитивное исполнение своего долга. Отец Николай Планас Смерть Николая Планаса стала настоящим ударом для современников. Проститься c ним съехались тысячи людей, а его похороны напоминали прощание с королем или патриархом. Весь центр Афин был заполнен морем людей. Простой афинский священник за свою недолгую жизнь успел сделать для Церкви больше, чем вся иерархия и богословы его времени. В период господства внецерковных организаций в условиях пассивного непротивления протестантскому влиянию на жизнь Церкви большей части элладского епископата на защиту православного предания встала значительная часть греческой интеллигенции. Их лейтмотивом стал призыв к возвращению к исихастскому и византийскому наследию, интерес к народной культуре и литургическому преданию Церкви. Влияние традиционализма способствовало формированию целого культурного пласта в исскустве, литературе и науке. Во второй половине XX столетия в Греции происходил новый расцвет традиционной идеологии. Из «Зои» и других подобных ей обществ выходит целая плеяда молодых богословов, выступающих с критикой как богословия внецерковных организаций так и университетской теологии. Их лейтмотивом становится идея выдающегося русского мыслителя и ученого Георгия Флоровского, согласно которой православное богословие сможет освободиться от западных влияний только если вернется к своим святоотеческим источникам и основаниям. Для освобождения от «западного пленения» необходимо уйти от господства латинской (схоластической) и протестантской (либеральной) мысли, принесенной в Греции богословами выпускниками западных университетов и членами внецерковных организаций. В этот период греческое университетское богословие действительно поворачивается к изучению исихазма и православной традиции. Большими тиражами издается «Добротолюбие», творения Григория Паламы, Симеона Нового Богослова и других отцов Церкви. Их публикация и повсеместное распространение способствовали «смене духовного и богословского направления, повороту или точнее сказать возврату к православным святоотеческим корням». На исихастское наследие все больше начинает ориентироваться и жизнь греческих монахов и мирян.

http://pravoslavie.ru/55488.html

В период господства внецерковных организаций в условиях пассивного непротивления протестантскому влиянию на жизнь Церкви большей части элладского епископата на защиту православного предания встала значительная часть греческой интеллигенции. Их лейтмотивом стал призыв к возвращению к исихастскому и византийскому наследию, интерес к народной культуре и литургическому преданию Церкви. Влияние традиционализма способствовало формированию целого культурного пласта в исскустве, литературе и науке. Во второй половине XX столетия в Греции происходил новый расцвет традиционной идеологии. Из «Зои» и других подобных ей обществ выходит целая плеяда молодых богословов, выступающих с критикой как богословия внецерковных организаций так и университетской теологии. Их лейтмотивом становится идея выдающегося русского мыслителя и ученого Георгия Флоровского, согласно которой православное богословие сможет освободиться от западных влияний только если вернется к своим святоотеческим источникам и основаниям. Для освобождения от «западного пленения» необходимо уйти от господства латинской (схоластической) и протестантской (либеральной) мысли, принесенной в Греции богословами выпускниками западных университетов и членами внецерковных организаций. В этот период греческое университетское богословие действительно поворачивается к изучению исихазма и православной традиции. Большими тиражами издается «Добротолюбие», творения Григория Паламы, Симеона Нового Богослова и других отцов Церкви. Их публикация и повсеместное распространение способствовали «смене духовного и богословского направления, повороту или точнее сказать возврату к православным святоотеческим корням». На исихастское наследие все больше начинает ориентироваться и жизнь греческих монахов и мирян. В Элладской Церкви наблюдается новый расцвет монашества и старчества. Приметой времени становится большое число юношей с высшим образованием и даже крупных ученых среди новых насельников монастырей. Молодежь, не желавшая внимать сухим нотациям протестанствующих проповедников, оказалась восприимчивой к мистико-аскетической традиции Православия и духовному опыту современных подвижников и монастырей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Лит. наследие К. весьма разнородно. По замечанию протопр. Александра Шмемана , «своей темы, которой он был бы одержим всю жизнь, своих вопросов, ответу на которые он посвятил бы всего себя, у него не было». Он писал на разные темы, но все они были для него очень «личными»: «Он скорее описывал то, что ему понравилось, что его увлекло, чем анализировал или искал решения проблемы» ( Шмеман. 1960. С. 49). Наиболее значительный труд К.- «Антропология св. Григория Паламы» (1950), за к-рый он был удостоен ученой степени доктора церковных наук. Исследование К. явилось первой в рус. богословской науке монографией, посвященной свт. Григорию Паламе. Более половины объема текста составляет последовательный обзор антропологических воззрений христ. авторов с I по XIV в., что делает этот труд своего рода справочником по святоотеческой антропологии. Учение свт. Григория Паламы рассматривается в контексте всей святоотеческой традиции, с широким использованием античных и неоплатонических источников, прежде всего Платона и Плотина . Др. фундаментальным сочинением К. является «Евхаристия» (1947). В основу книги положен курс лекций, прочитанный К. в Свято-Сергиевском ин-те. Книга состоит из 2 разделов. В 1-м речь идет об истории евхаристического богослужения с I по VIII в.: об установлении Евхаристии Господом Спасителем, о раннехрист. евхаристиях и агапах , о различных типах литургий , сложившихся на христ. Востоке и Западе. 2-й раздел содержит последовательное и подробное историческое и богословское толкование отдельных элементов Божественной литургии, сопровождающееся многочисленными практическими указаниями для пастырей. Хотя труд К., по его же признанию, носит компилятивный характер (Евхаристия. 1947. С. 21), он свидетельствует не только о глубоком знании автором научной лит-ры и первоисточников, но и о «евхаристическом мировоззрении», «евхаристической настроенности» (Там же. С. 28), к-рые характеризовали самого К. как священнослужителя. Книга К. «Православное пастырское служение» (1957) является одним из лучших руководств для пастырей, написанных на рус. языке. К. пишет, исходя из собственного опыта пастырского служения. В книге речь идет о духовно-нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел посвящен «душепопечению» - духовному руководству и исповеди.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1991. P.1380). 259 Утверждение о непричастности первородному греху плоти Господа содержится во всех известных изложениях или курсах Православного догматического богословия. См., например: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107–109; прот. Ливерий Воронов . Догматическое богословие: Из лекций для студентов СпбДА. М.-Спб., 1994. С. 42; прот. Михаил Помазанский . Православное догматическое богословие. Джорданвиль, 1963. С. 119; архиеп. Филарет Черниговский . Православное Догматическое Богословие: В 2-х ч. Спб., 1882. Т. 2. С. 46–49; архиеп. Макарий (Булгаков) . Православно-догматическое богословие: В 2-х т. Репринт. Коломна, 1993. Т. 2. С. 67–78; еп. Сильвестр. Опыт Православного Догматического богословия (с историческим изложением догматов): Киев, 1891.Т. 4. С. 57; свящ. Н. Малиновский . Православное Догматическое богословие: В 2-х ч. Ставрополь-Губернский, 1903. Ч. 2. Втор, половина. С. 66–74 и др. 261 Будучи прочитанным, это Послание получило всеобщее одобрение и поддержку Отцов, присутствовавших па IV Вселенском Соборе. В деяниях Собора сообщается: «По прочтении послания Льва, почтеннейшие епископы воскликнули: «это вера отеческая! это вера апостольская! Все так веруем. Православные так веруют. Анафема тому, кто не так верует!.. " » (См.: Деяния Вселенских Соборов: В 4-х т. Спб., 1996. Т. 2. С. 242). 269 Учитывая то, что значение слова «μαρτα» и в Писании Нового Завета и в творениях святых Отцов чаще всего укалывает на общее греховное состояние духовно-разумного существа (см. об этом подробнее в данной работе: Часть I. Гл. 3 «Первородный грех»), то в приведенных словах ап. Иоанна Богослова уместно видеть указание на безгрешность Христа не только в личном смысле, но и в смысле неповрежденности Его естества наследственным прародительским грехом. 277 Святоотеческое учение о взаимосвязи первородного греха и власти диавола было подробно изложено в первой части данной работы, в Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010