Однако, несмотря на это обстоятельство, в 1837 году царская Россия распространила среди своих воинов «Памятную книжку для нижних чинов Императорских казачьих войск» Даля, в которой автор призывает казака любить Господа Бога, т.к. Он всюду один и всюду видит и тебя, и дела, и помышления твои: без Него нет спасения, и, любя государя своего, и всегда помня, что дороже нет отчизны своей, земли Русской - не жалеть своей жизни в защите этих оснований любого русского воина. Так искреннее желание помочь простому человеку, познакомить его со словом Божиим так и осталось только желанием. А ведь некоторые из нравственных толкований разных мест Святого Писания отличались «не только чрезвычайной ясностью, но и такими применениями к жизни, которые ускользали от внимания современных церковных учителей». Более того, если Бытописание встречало всяческие «явные и тайные препятствия», то материалистические и атеистические тенденции в православных кругах набирали обороты. Даже детская литература подпала под псевдоправославное веяние, которое старалось удалить человека от Бога, дав понять, что не Бог Творец вселенной, но «мир сам собою сделался», что не Бог источник всякой жизни, «а кислород», и т.д. Согласно воспоминаниям друга Даля П.Мельникова-Печерского, так преподавали в школах с начала 60-х годов. Не зря он уточнил, что «эти писатели и учители по всем актам значатся православными, а Даль - лютеранин», и «из сего явствует, что их наставления народу полезны, а Далево Бытописание вредно». У святых отцов есть очень важное наставление каждому христианину. Они говорят о том, что человек, который чему-либо учит других, должен, прежде всего, сам исполнять все то, чему он учит и, более того, быть примером в этом деле для других. Святоотеческие рекомендации опираются на слова Иисуса Христа, который, обращаясь к своим ученикам - апостолам, говорил: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 13-16).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Однако, с другой стороны, слова, произносимые здесь Иовом, могут пониматься и как пророчество о Христе: многое здесь говорится как будто устами Самого страждущего Спасителя, от Которого отреклись Его близкие – Его богоизбранный народ. В истинности подобной пророческой интерпретации данных слов Иова убежден святитель Григорий Великий : «Мы покажем это лучше, если приведем свидетельство Иоанна, который говорит: Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ). Братья Его удалились от Него и знающие Его чуждались, – Того, о Ком хранившие закон евреи умели пророчить и Кого наяву не сумели узнать. Потому верно сказано: Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня ( Иов. 19:14 ). Иудеи, близкие по плоти и знакомые по наставлению закона, словно забыли Того, о Ком пророчествовали, когда словами закона воспевали Его [будущее] Воплощение и когда словами вероломства отреклись от Него по Воплощении» 761 . В таком же пророческом смысле изъясняет святитель Григорий и слова страдальца: Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их ( Иов. 19:15 ). Как пишет Двоеслов, иудеи «отказались признать и почитать воплотившегося Господа, Которого задолго до того предсказывали в словах закона. И вот он [Иов] еще яснее показывает, что по их превратной воле Он не был узнан: посторонним стал я в глазах их. Итак, Искупитель наш, Которого не узнала синагога, в доме Своем оказался посторонним» 762 . Тем самым, по святителю Григорию, Иов предсказывает здесь причину того, почему Господь, придя к Своему богоизбранному народу, «лишь немногих собрал в Иудее и, уйдя призвать народы, завершил начатый путь» 763 обращения человеческого рода к истине: свои – иудеи – не пожелали узнать Его, посчитали Его посторонним, презрели Его и от Него отреклись. Затем ( Иов. 19:21–22 ) Иов молит Елифаза, Вилдада и Софара о жалости. Если Сам Бог преследует его, то уж хотя бы они, в отличие от Господа, могли проявить к своему другу милосердие. Иов произносит: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? ( Иов. 19:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Особенно серьезную опасность представляют из себя усиленно распространяющиеся оккультные ереси и секты. Каббалистика и теософия, астрология и гипноз, кодирование и медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методики «лечения» определяются церковным вероучением ясно и недвусмысленно как чародейство, обаяние, волхование и колдовство — богомерзкие сатанинские «искусства», губящие и калечащие бессмертную человеческую душу. Восстанем же, братия! Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… Итак, будь ревностен и покайся» (Апок. 3: 15—16, 19). Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию — возрождению Дома Пресвятой Богородицы, Святой Руси! Вспомним великое дерзновение святого всероссийского пастыря, молитвенника и праведника отца Иоанна Кронштадтского , велегласно взывавшего ко Господу: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную. Да будет она царствующею и господствующею в России, А не уравненною с иноверными исповеданиями и неверными, Да не будет сего уравнения с неравными, Истинного исповедания не имеющими! Истина не может быть сравнена с ложью И правда веры с неправыми исповеданиями. ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВО ВЕК (Пс. 116:2). Всечестные отцы, братия и сестры! Намереваясь во славу Божию продолжить свои наставления в следующих посланиях, разъясняя дух Святого Православия и обличая зловерие, молю вас ныне как архипастырь, как ваш духовный отец: бдите! Трудитесь по мере сил, возрождая православное Отечество наше! Не ведаем бо, когда приидет Господь, но знаем, что Страшный Суд Его будет без лицеприятия. Что ответим Владыке своему о разленении и маловерии своем? Чем оправдаемся в том, что не соблюли в непорочности святынь Божих, наставлений апостольских и преданий святоотеческих? Что попустили осквернить Святую Русь — подножие Престола Господня — лжеучениями и ересями, сектами и расколами?

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

ОТВЕТ: Учение Церкви – это не последние новомодные высказывания тех или иных священнослужителей. Учение Церкви есть библейское и святоотеческое Учение. Здесь и надо искать ответы на любые вопросы. К сожалению, некоторые клирики хотят поставить свое субъективное видение тех или иных вопросов на место Церковного учения по тому же вопросу, и это совершенно не допустимо. В Православии нет внешних авторитетов; ни епископ, ни священник сами по себе не есть непререкаемый авторитет. Даже Апостол не может во всем быть непререкаемым авторитетом. Вслушаемся в наставление (предостережение) апостола Павла. Он учил: «Но если бы даже мы (т. е. апостолы – О.С.) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1,8–9 ). Видите, для ап. Павла и Ангел не авторитет, авторитетно для него Само Божественное Откровение – «что вы приняли» , т.е. во что уверовали чрез Святое Евангелие. Св. Феодор Студит учил: «… И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего». Так что, мало ли что священник по телевизору сказал, скорее всего, это его собственный секуляризированный бред. Не имеет право священник благословлять человека на перемену пола. Давайте рассмотрим этот вопрос в деталях: 22-е правило свв. апостолов учит: «Сам себе скопивший (т.е. добровольно пошедший на сию операцию – О.С.) … Самоубийца бо есть и враг Божия создания». Любое извращение есть вражда с Божием созданием, т.е. с тем порядком жизни, который установил Господь Бог . 23-е правило свв. апостолов учит, что скопец «убийца есть самого себе». А 24-е правило апостолов говорит о мирянах, оскопивших себя: «Мирянин, себе самого скопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо ненаветник (т. е. ненавистник) есть своея жизни». По вопросу о переодевании в одежды другого пола в Писании сказано достаточно категорично: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор.22,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пастырь, да ведает, наконец, что всем вышеизложенным требованиям он может вполне удовлетворить лишь тогда, когда, одушевляемый страхом Божиим и Божественной любовью, ежедневно и неустанно будет изучать Священное Писание и углубляться в него размышлением. Слово Божие придаст ему сил для совершения многообразных трудов, соединенных со званием его служения, будет освежать в нем чувство благочестия, которое так скоро черствеет от обращения в этом мире, и, наперекор влиянию житейской суеты, преждевременно приводящей нас к дряхлости, и сокращающей нашу жизнь, будет окрылять его дух изображением славы нашего Небесного Отечества, а сердечным сокрушением и тоской по нему, будет укреплять его в любви к нему. Кому не известно, как рассеиваются наши мысли и желания в мирских беседах, как внешние житейские заботы отвлекают нас от заботы о душе? Тем необходимее для нас беседа с Богом, тем прилежнее должны мы изучать Божественное Слово Его. Потому и апостол Павел, поставив своего ученика Тимофея пастырем духовного стада, говорил ему: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением... О сем заботься, в сем пребывай... Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:13–16 ). Потому и царь Давид восклицал: Как люблю я закон Твой, Господи! весь день размышляю о нем ( Пс. 118:97 ). Потому же и Моисею заповедал Господь приделать к четырем нижним углам ковчега (Кивота Завета) четыре кольца золотых... Сделай из дерева ситтим шесты, и обложи их золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег ( Исх. 25:10–15 ). Что же прообразовал собою Кивот Завета, как не Святую Церковь ? А четыре кольца ее – не суть ли четыре Евангелия, проповедованием которых она распространяется и, как бы, разносится по четырем сторонам света? Шесты же, на которых поднимали Кивот, представляют собою самих проповедников и учителей, которые должны быть тверды и несокрушимы, как, не гниющее, дерево ситтим; должны сиять своими пастырскими добродетелями, как чистым золотом, и, как, почивающие на Законе Божием, должны служить проводниками его для народа, постоянно заботясь о благе Церкви Христовой и никогда не оставляя ее без своего попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Первой заповедью Христа о миссионерском служении, – преподанной Им первым миссионерам на земле Церкви Христовой – св. апостолам: идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.10:6 ) ... Аз есмь Пастырь добрый : Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает: и волк расхитит их ( Ин.10, 11:12 ). Что вам мнится? аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них, не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? ( Мф.18:12–13 ). Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящия стада. И от вас самех востанут мужие глаголющи развращенная, еже отторгати ученики во след себе. Сего ради бдите ( Деян.20:28–31 ). Молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научитеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви вашему Иисусу Христу не работают: благими словесы прельщают сердца незлобивых. Хощу вас мудрых убо быти во благое, простых же во злое. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре ( Рим.16:17–20 ). Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его Пусть тот знает, что обративший грешника от ложнаго пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов ( Иак.5:19–20 ). Умоляем также вас, братия, вразумляйте безчинных, утешайте малодушных поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем ( 1Фес.5:14 ). А других страхом спасайте, исторгая из огня (обличайте же со страхом), гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию ( Иуд.23 ). Из святоотеческих наставлений Св. Иринея , Еп. Лионского (Только в Церкви истина). Не должно у других искать истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питье жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие учители суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Плюс этого изложения в том, что там опущены повторения, встречаемые в Евангелиях и повествование более упорядоченное. Но помня словами блаж. Феофилакта о том, что в принципе «достаточно и одного», поставьте себе задачу прочитать за первые три дня Страстной хотя бы одно Евангелие. На выбор. Какое вам больше нравится. Можете вообще ограничиться чтением Евангелия от Иоанна (по 6 глав ежедневно) дочитав до середины 13 главы. Читайте Евангелие на службе Часов или одного Часа, который вы выберете. О том, в каком месте чина службы Часа следует вставлять Евангелие, мы говорили на занятии о «Совершении службы Часов». Важно при этом понимать, что нет смысла в чтении ради чтения. Должна быть четкая… Цель такого Чтения Предисловием к Чтению Евангелия считается следующее слова 1ой главы Евангелия от Луки: Рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен . Значит, основная цель – знать твердое основание христианского учения. К этой цели ап. Иоанн Богослов в 31м стихе 20й главы своего Евангелия добавляет еще: “Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” ( Ин.20:31 ). Об этом говорил и Господь: «Исследуйте Писания, ибо через них думаете иметь жизнь вечную» ( Ин.5:39 ). Т.е. Господь даровал нам Священное Писание не для того, чтобы мы ограничились его прочтением, но для того, чтобы через чтение и исследование Писания пришли к Нему и общались с Ним. А вот о том же святоотеческий ответ, изложенный в притче: Некий правитель послал в один город вестника с его повелением, записанным на свитке. В нем он повелевал всем жителям этого города явится в царский дворец, дабы они были удостоены различных благ от царя. Но жители вместо этого стали тщательно изучать и исследовать присланную им грамоту, польщенные тем, что сам правитель удостоил их такой чести и внимания. Кто-то удивлялся красотой слога, кто-то восхищался изяществом букв, а некоторые уделили время для изучения поставленной на свитке царской печати. Естественно, Царь разгневался на то, что жители не пришли по его повелению, и наказал, отобрав у них данную Грамоту (прп. Макарий Египетский ).

http://azbyka.ru/video/11-o-chtenii-evan...

По характеру служения диаконам усвоена третья степень священнослужительства. Учреждение диаконства было вынуждено обстоятельствами обширного и ответственного делания св. апостолов. Об этом Лука повествует так: «В те дни, когда умножились ученики, произошел у эллинов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (Деян. 6, 1-6). Нужно подчеркнуть, что формирование иерархического служения не является спонтанным в его теологическом обосновании - это часть естественного развития раннего христианства. Выделение этого нового образца священного служения во II и III веке происходило на основании постепенного признания всей Церковью значимости епископов как лидеров христианских общин. Высокий авторитет апостолов способствовал противопоставлению коллективного лидерства епископов, пресвитеров и харизматических лидеров. Именно таким образом лидерство, взаимоотношение и воплощение церковной власти логическим образом трансформировалось в первых веках и приобрело сформированный вид в виде трехстепенной иерархии: епископов, пресвитеров и диаконов. Добавим несколько слов и об апостольском преемстве. На основании анализа святоотеческих творений, древного Предания Церкви и здравого смысла, можно прийти к выводу, что суть апостольской преемственности заключалась в особом даре благодати Божьей, которая предавалась в чине возложения рук. Апостольская преемственность, как особый дар, который передавался от апостолов к их ученикам и преемникам, позволял не только сохранять порядок и благочиние в церквях, но и их внутреннее устройство и функционирование как единого Тела Христова. Она свидетельствовала о подлинности иерархического служения епископов, которых по «испытанию и наставлению в истинной вере» рукополагали на служение.

http://bogoslov.ru/article/292159

Почти двадцать лет тому назад, повинуясь внутреннему движению духа, с таким же, как ныне, благоговейным трепетом я ожидал благодатного дара пресвитерского. Мою душу наполняло сознание, что нет страшнее и величественнее того полномочия, по которому благословением десницы отмечается действие величайшего Таинства: преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. Велия благочестия тайна ( 1Тим.3:16 ). " Ныне предлежит мне приять полноту того же благодатного дара. Священнодействием епископской хиротонии вы включаете меня в качестве звена в ту непрерывную историческую цепь благодатного преемства, которой Господь определил служить делу спасения людей от времен апостольских и до скончания века. Благословен Господь, благодеющий о нас! Когда впервые надели на меня священнослужительские одежды, я со всей силой почувствовал значение сих евангельских слов: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь ( Ин.21:18 ). Когда я был более молод, действительно, поясался сам и ходил, куда хотел, путями собственными, неуготованными. Ныне наступает время, дабы Другой поясал меня и вел. С двух сторон нас ведут и влекут. По слову апостола, плоть желает противного Духу, а Дух – противного плоти ( Гал.5:17 ). О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более, чем когда-нибудь, Христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь ( Ин.21:18 ). Трудно и страшно ныне архипастырствование. Однако нас окружают не одни только трудности и тяготы. Божественная благодать вседетельная, Церковь Христова со всеми ее мудрыми уставами, всегда жизненное святоотеческое наставление – вот наша сила, опора и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мир — 1) все созданные Богом творения в их совокупности; 2) среда обитания человека , где господствует грех ( 1Ин.2:15 ); 3) состояние общества (группы лиц, коллектива, общности, общины), характеризуемое отсутствием вражды (конфликтов, войны); 4) внутреннее состояние человека, характеризующееся ощущением близости Бога, покоя, отсутствием проявления греховных позывов. Библейское понимание слова «мир» двояко. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом, в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: « Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей » ( 1Ин.2:15 ). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду не людей и не природу, а мир греха (как пояснял прп. Исаак Сирин « Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти »). Каково библейское понимание слова «мир» Библейское понимание слова «мир» подразумевает различные значения. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом , в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду ту мирскую среду, в которой присутствует множество греховных соблазнов, совершается множество грехов . Как понимать слова Спасителя : «Не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 )? Иногда их трактуют как своего рода благословение на войну Спаситель говорит не о разжигании военного конфликта, а о другом. Согласно святоотеческому учению, центральным пунктом приведенного наставления (см. Мф.10:34-36 ), адресованного ученикам, которых Иисус посылает на миссионерское служение, является вера в Христа, готовность преодолевать препятствия ради проповеди Его учения, реализации Его призыва ко спасению . Слова о том, что Иисус принес на землю не мир, но меч, на первый взгляд резко контрастируют с тем, что Он прежде говорил ученикам о мире, с пожеланием которого они должны были входить в дома в процессе распространения евангельской проповеди ( Мф.10:12 ). Сказав о том, что Он пришел принести меч, Спаситель добавил: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» ( Мф.10:35-36 ).

http://azbyka.ru/mir

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010