Должен признаться, что, взявшись за чтение этого труда, я рассчитывал найти там несколько правил, касающихся любви, и описание ее ценности. Однако я сразу же заметил, что преподобный Максим уделяет основное внимание помыслам, страстям и их лечению. Он делает основное ударение на исцелении человека, поскольку любовь к Богу и человеку есть «порождение бесстрастия». Сердце, в котором господствуют страсти, неспособно к любви. Кроме того, еще одно замечание состоит в том, что, говоря о лечении человека, святые отцы излагают основные принципы этого лечения. Это значит, что они имеют в виду человека вообще, и дают различные предписания, и указывают способы лечения. В дальнейшем мы назовем их, однако сейчас необходимо подчеркнуть, что каждый человек нуждается в собственном курсе лечения. Такое лечение может назначить только рассудительный и опытный целитель и только тому, кто попросит его об этом со смирением, послушанием и желанием исцелиться. Следовательно, здесь будут изложены лишь общие правила лечения, в то время как своего собственного исцеления каждый человек должен добиваться под руководством духовных врачей нашего времени.    Лечение болезней нашей души, то есть страстей, является необходимым. В этом мы уже убедились в предшествующих разделах. Мы обратили внимание на то уродливое состояние, которое создается страстями в нашей душе. Это отмечено во многих местах Священного Писания.    Апостол Павел дает следующее наставление колоссянам: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение... А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:5-10).    По словам преподобного Максима, «землею назвал здесь апостол плотское мудрование; блудом – грех, делом совершаемый; нечистотою – соизволение на оный; страстию -   страстный помысл; похотию злою – простое принятие помысла похотного; лихоиманием – вещество порождающее и возращающее страсть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Думаю, на Земле есть люди, которые отказываются вакцинироваться именно по «духовным» причинам. Например, отшельники или Божие люди, которых «вакцинирует» Бог Своими особыми средствами, но эти люди живут не по законам мира сего и они не будут никого агитировать против вакцинации, не будут подбивать людей выступать против власти, не будут сочинять «конспирологические вероучительные истины» и т.д. иерей Сергей Пометнев 05 января 2022г. 13:35 //Для членов Русской Православной Церкви таким авторитетом, по идее, должен быть патриарх//В идеале, «по идее», все так и должно быть, но это работает только тогда, когда слова и мнение «авторитета» лежат в русле Слова Божьего. Вспомните наставление ап. Павла: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8) Относительно поступка Авраама, как Вы верно заметили, существует несколько святоотеческих мнений. Но, как было показано в настоящей статье, все они, в той или иной мере, не соответствуют общему контексту Священного Писания. Для читателя, в данном случае на «весах» веры, с одной стороны лежит общепринятое, святоотеческое мнение, а с другой, рассуждения не известного священника. По «авторитету» надо согласиться с общепринятым мнением, но… а как тогда быть с Писанием? Как бы, не скорбно это звучало, но, у каждого христианина, свои авторитеты. И вновь обратимся к ап. Павлу: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11,12) Писание, это не плод человеческих измышлений, это откровение Божие, поэтому его не надо «адаптировать», оно универсально и «современно» для всех времен и народов. Оно и должно являться Истинным Авторитетом для всякого человека. Не даром, Спаситель сказал: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос… и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф.23:8-10) Да, в ветхозаветную эпоху не было апокалипсических ожиданий, но у них были другие настроения, они ожидали Мессию.

http://bogoslov.ru/article/6171749

Е. Почитание святых и ангелов, как не противорече к первой заповеди 1. Учение слова Божия о почитании святых Слово Божие, запрещая воздавать кому-либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога ( Bmop. VI, 13 ; Исаии XLII, 8; Mф. IV, 10 ; 1Tuм. I, 17 ), вовсе не запрещает этим воздавать низшее почтение верным слугам Божиим, и притом так, чтобы вся честь относилась при этом к Нему-же единому, как дивному во святых Своих (Псал. 36). Кроме того Писание с одной стороны указывает примеры почитания святых: так в книге царств говорятся, что царедворец Авдий поклонился пророку Илии (3 Цар. XVIII, 7), сыны пророческие торжественно поклонились Елисею, как верному рабу и другу Божию (4. Цар. II, 15); ап. Павел одобряет галатян за то, что они приняли его как ангела Божия или Самого Христа Иисуса ( Гaлam. IV, 14 ); с другой стороны оно дает наставления касательно почитания святых: Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: «кто принимает вас, принимает Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит наираду праведника 68 ( Мф. Х, 40, 41 ). Апостол Павел заповедует: поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» 69 (Евр. XIII, 7). 2 Учение церкви о почитании святых I. Отцы второго никейского собора, вселенского, определили: «храним слова Господни, апостольския и пророческие, чрез которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу, – и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, св. и богоносных учителей, и всех святых мужей, и просить их предстательства: потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу». (Consil. Nicaen, 11. act. IV). II. «Мы требуем помощи их (святых) не потому, чтобы они могли помогать нам своею собственною силом, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать». («Прав. испов.»). 3. Святоотеческие свидетельства о почитании святых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

е., что страшны они нам из-за греха (Беседа 10). Бог не только сотворил мир, но даровал сотворенному способность действовать; впрочем, так, что не оставил его, вовсе, без движения и не всему повелел двигаться. Небо стоит неподвижно, как говорит пророк: распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья ( Ис. 40:22 ), а солнце с прочими звездами бежит ежедневно. Земля, также, стоит твердо, а воды текут постоянно, и не только воды, но и облака, и дожди, частые и, сменяющие друг друга, в свое время. И, хотя природа дождей одна, но, происходящее от них, различно: в винограде дождь становится вином, в маслине маслом, а в других растениях превращается в их соки. Утроба земли одна, но производит различные плоды. Теплота солнечного луча одна, но различно приводит все в зрелость – иное медленнее, другое скорее. Кто не изумится и не удивится этому? Впрочем, не только то удивительно, что Бог устроил природу различной и разнообразной, но и то, что предложил ее всем, вообще – богатым и бедным, грешным и праведным, как сказал Христос: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ); наполнил ее бесчисленным множеством животных и, дав им врожденные наклонности, нам повелел одним подражать, а других избегать. Например, муравей трудолюбив и работает неутомимо; итак, если будешь внимателен, получишь от этого животного весьма великое наставление – не предаваться неге и не бегать забот и трудов. Потому, и Писание к нему отсылает ленивца, говоря: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым ( Притч. 6:6 ). Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться – доброе дело и что, не трудящийся, не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей – научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома. Когда старшие и, считающиеся лучшими, сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты: прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу – не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья: это животное, хотя и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Жена должна подчиняться мужу: «Жены, повинуйтесь своим мужьям» ( 1Пет.3:1 ), но при этом: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). А потому как Христос для Церкви, так и муж должен при­носить себя в жертву для жены. И если муж желает, чтобы его жена была ему послушной, то и сам он должен прово­дить богоугодную жизнь. Таким образом, если муж своей благочестивой жизнью уподобил себя Христу, тогда и жена обязана быть ему послушной, как Церковь. Верующим мужьям апостол Петр говорит, чтобы они с пониманием относитесь к женам, помня, что они их слабее. Уважайте их, зная, что они получили в наследие тот же дар жизни, что и вы: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жиз­ни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет.3:7 ). Новый Завет предписывает и детям быть послушными своим родителям в Господе, так как это их долг: «Дети, по­винуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» ( Еф.6:1 ). Но и родителям в отношении детей апостол дает послушание не раздражать их, но, на­оборот, воспитывать их, приучая к порядку и наставляя в Господнем учении: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Го­споднем» ( Еф.6:4 ). Взаимоотношениям с властями в апостольских посланиях уделено должное внимание. Отмечается, что каждый человек должен подчиняться и быть в послуша­нии властям, потому что нет власти, не установленной Богом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» ( Рим.13:1 ). Следовательно тот, кто восстает против власти, отказывается нести послушание, — вос­стает против установленного Богом порядка и оказывает непослушание Самому Господу. Кто так поступает, тот сам на себя навлекает суд: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ( Рим.13:2 ).

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

Заботливость твоя об успокоении М. N. простирается до излишней крайности, и чувство в тебе это смешанное с некоторой тонкой прелестью – предполагать успокаивать ближнего тогда, когда нас об этом не просят и, может быть, надобности в этом не будет. Когда же на самом деле придется показать любовь к ближнему, тогда окажутся у нас совсем иные чувства и язык наш возглаголет совсем не то, что предполагали мы прежде касательно непрошеного успокоения ближнего. Тогда на самом деле виднее будет, что нужно будет сделать для М. N. (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который не творит правды Божией (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Знаю, что ты давно желаешь и ретишься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись… в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется по сказанному: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин. 4, 16 ). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15, 13 ). И паки: Любящий другого исполнил весь закон ( Рим. 13, 8 ).Любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). И паки: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого ( 1Кор. 10, 24 ). Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине, а там после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении (прп. Амвросий, 3, ч. 2). И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем, не озираясь, хотя бы предстояли скорби и встречались препятствия и различные затруднения. В затруднительном положении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10, 38 ), претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ). Евангельский крест твой – Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении N. общины и живущих в ней сестрах. И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телесного и душевного, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Большего же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов, и своих, и чужих (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И, наконец, завершить тему первого псалма можно прикосновением к понятию Суда Божия: «Посему не устоят нечестивые на суде, а грешники в собрании праведных». Но важно с самого начала открывать учение о Суде Божьем в его Евангельском смысле: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3. 18-19 ). Таким ободрением и наставлением на ПУТЬ можно закончить тему первого псалма. Важно в конце встречи напомнить, чтобы читали дома «Евангелие» и другую литературу, рекомендованную по темам, и обязательно записывали вопросы, возникающие по прочтении. 2я беседа. Название : Понятие о Страхе Божием, как о премудрости.  Содержание : Темы спасения в книгах Притч и Премудростей Соломона. Очень важно каждую встречу начинать с вопросов которые возникли у оглашаемых из прочтения Священного Писания или из осмысления предыдущей встречи. На основе этих вопросов необходимо выстраивать диалог о том, как оглашаемые усваивают пройденный материал. Каждую новую тему нужно и можно выводить из диалога возникающего из вопросов, которые оглашаемые задают в начале встречи. Например, тема о Страхе Божьем может быть выведена из вопросов по Евангелию (если затронуты соответствующие отрывки), или даже из того, как себя вести в храме, или из вопроса относительно личной жизни, прошлого опыта ошибок. Более того, на прошлом опыте оглашаемых и должна основываться вся катехизическая беседа. Необходимо постоянно опираться на опыт жизни оглашаемых. Благодаря этому происходит эффект узнавания и принятия оглашаемыми Евангелия и Заповедей Божиих. Поскольку у каждого человека есть совесть и представление о Боге (пусть даже детское, в чем-то суеверное, и где-то неправильное), мы можем использовать этот опыт, преображая его истиной Слова Божия. Наша задача состоит в том, что бы связать и укрепить: позитивный опыт человека, его прошлый путь – с библейским и святоотеческим опытом, выраженным в понятных и простых историях и рассказах. Важно чтобы у оглашаемых создалось ощущение, что так уже было с кем-то и этот ПУТЬ доступен. Такой метод опять же будет работать на понимание целостности Библии как откровения Бога человеку.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Ибо сказано: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ) (Беседа о священстве). h11 О том же у святителя Кирилла Александрийского: Подобным образом и святитель Кирилл Александрийский , вооружаясь против волшебства, дает наставление, относительно церковного елеопомазания больных. Если ты имеешь недуг в какой-либо части тела и, истинно, веришь, что слова: Господь Саваоф и подобные названия, которые Божественное Писание усвояет Богу по естеству, будут для тебя целительными от болезни, тогда, молясь сам за себя, возглашай эти слова, и ты поступишь лучше, нежели они (обращающиеся к волхвованию), воздавая славу Богу, а не нечистым духам. Напомню и Божественное Писание, которое говорит: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и т. д. Замечательно, что святой отец только напоминает о Елеопомазании, как средстве, к которому должны обращаться христиане в случае болезней, и, следовательно, предполагает это средство известным и, действительно, употреблявшимся в Церкви. Но, как, вообще, видно, отцам и учителям древней Церкви мало представлялось случаев и побуждений говорить об этом Таинстве. В первые века христианства при обилии чрезвычайных, чудесных даров и, между прочими – дара исцеления болезней, не так часто могло употребляться обыкновенное церковное средство врачевания, а, по причине гонений, часто не представлялось и возможности прибегать к совершению Таинства Елеопомазания над больными. h11 Продолжение Беседы о священстве Кроме того, плотские родители не могут оказать никакой помощи своим детям, если оскорбят они какого-нибудь знаменитого и сильного человека, священники же примиряют своих духовных чад не с вельможами, не с царями, а с разгневанным Богом! После этого, осмелится ли кто-нибудь винить меня в гордости (за уклонение от епископства)? Напротив, я думаю, что, сказанное мною, возбудит в душе каждого слушателя такое благоговение, что все, скорее, припишут гордость и дерзость тем людям, которые сами приходят и силятся приобрести себе это достоинство, а не тем, которые уклоняются от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Интересно, что в версии Вульгаты к обращенному к друзьям призыву Иова выслушать его речь присоединяется и покайтесь ( Иов. 21:2 ; Вульгата). Тем самым Иов здесь умоляет друзей одуматься и признать несправедливость собственных слов, произнесенных ими в отношении праведника. Однако, по замечанию святителя Григория Великого , этот призыв страдальца остается безответным, ибо для всякого «горделивого ума наставление в смирении есть тяжкая обуза» 787 . Кроме того, истолковывая свидетельство Иова Лишь только я вспомню, – содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое ( Иов. 21:6 ), Святые Отцы древности, как правило, видят в них свидетельство того, что многое из произнесенного Иовом в его речах в отношении Бога и сказанного им при этом с излишним дерзновением было изречено как бы «не от себя и не в здравом уме, но от смятения души и помраченного разума» 788 . Тем самым святоотеческая традиция делает попытку отчасти сгладить недоуменную реакцию потенциального читателя библейского текста в отношении многих весьма жестких словесных формулировок Иова при осмыслении им сути Божественного Промысла о человеке. Как видим, Святые Отцы здесь даже ссылаются на временное помрачение ума страдальца. Далее в своей речи ( Иов. 21:7–16 ) Иов переходит собственно к рассуждению о земном счастье беззаконных. Здесь Иов опровергает предшествовавшее утверждение Софара о том, что беззаконники страдают и получают неизбежное воздаяние от Бога за свои грехи уже здесь, в земной жизни. Иов, напротив, приводит многочисленные житейские примеры, свидетельствующие о том, что грешники именно здесь, на земле, благоденствуют и достигают старости, радуются детям и внукам, обладают прекрасными жилищами и стадами, проводят в веселии долгую жизнь и мирно умирают. А ведь они сознательно отрекаются от Бога, не желают Его знать и Его презирают, в то время как все эти блага ниспосылаются им Самим Богом. Иов вопрошает: Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под [голос] тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю ( Иов. 21:7–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

история «дебатов о Св. Духе свидетельствует о том, что фарисейский буквализм, полемический задор и апологетическая горячность гораздо чаще выступают движущими мотивами любой из сторон диалога». А богословие святых отцов «эстетически безвкусно, интеллектуально бесплодно и морально сомнительно» и традиционно банально, а богословские споры об Истине – это «столкновения гордынь» и за редким исключением «орудие схизматического духа»… Видно, что О. Давыдову невыносимо тесно в святоотеческом Предании Получается, по Давыдову, что святыми отцами руководила не апостольская заповедь «храни переданное тебе» (1 Тим. 6: 20) и наставление, данное верным в лице апостола Тимофея: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4: 1–2), а человеческие страсти, поэтому исповедники веры, по Давыдову, – это люди, проникнутые схизматическим духом. Однако Давыдов счел возможным обойти апостольскую заповедь и «фарисейский буквализм», как он именует учение святых отцов, с помощью богословского «гения» прот. Сергия Булгакова и личного догматического волюнтаризма. V. Догматический и литургический волюнтаризм Поскольку богословие Церкви и святых отцов в глазах О. Давыдова безнадежно негодно, то молодой реформатор церковной веры призывает игнорировать Филиокве как ересь на уровне литургическом и церковно-практическом и по сути предлагает переступить через веру в Единую Святую Православную Церковь: «В литургической и евхаристической жизни общин, как католических, так и православных, совершенно невозможно найти различия, о которых можно было бы сказать прямо, что они зависят от приверженности к различным теологуменам. Именно это “низовое единство” представляется тем основанием, на котором возрастет иная, неапологетическая пневматология, допускающая разномыслия, но не взыскующая тоталитарного единомыслия».

http://pravoslavie.ru/131999.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010