«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Пути возрождения святоотеческой системы оглашения Как сегодня проводить катехизацию, следуя святоотеческой традиции? Диакон Павел подводит краткие итоги своих многолетних изысканий и дает практические рекомендации, актуальные для современной Церкви. Желающим углубиться в проблематику рекомендуем найти основной труд о. Павла, переведенный на русский язык, «История катехизации в древней Церкви». Пути возрождения святоотеческой системы оглашения в современной Церкви Настоящая статья является докладом, который автор прочел в Сретенской семинарии (Москва), а также в Московской Духовной Академии (Сергиев Посад) в январе 2003 года. В данной статье частично воспроизводится материал книги «История катехизации» по договоренности с автором.   Структура христианского образования подобна храму, в котором огласительная школа является фундаментом, воскресная школа — стенами, семинария — крышей, а духовная академия — куполом, венчающим всё строение. Всякий, кто желает строить дом Божий на камне, а не на песке, должен в первую очередь позаботиться о фундаменте. От того, насколько глубоко фундамент будет уходить в почву святоотеческой традиции, зависит высота и прочность всего здания.   Возрождение катехизации как основы и фундамента всего христианского образования в наши дни немыслимо без обращения к опыту первых веков церковной истории. Опыт святых отцов должен служить каждому православному катехизатору важным ориентиром. Подчеркну, что сегодня нужна не механическая реставрация, но творческое осмысление святоотеческой традиции, не рабское следование букве, но сыновнее приобщение к духу огласительной практики древней церкви. Детальное изучение традиции освободит нас от соблазна абсолютизировать церковную практику какого–либо одного исторического момента, а также позволит приобрести достаточно широкую историческую перспективу.   Апостольская церковь создала огласительную школу в ответ на призыв Спасителя: «Итак, идите, научите (дословно: «сделайте учениками» (maqhteu> sate)) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча (dida> skontev) их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28: 19–20). Катехизация, то есть наставление всех стучащих и ищущих в основах христианской веры и жизни, установлена Самим Спасителем, точно также как Им Самим установлены таинства крещения и Евхаристии. Первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос. Не случайно последователи Иисуса в Евангелиях чаще всего называются Его учениками. Мы не должны избегать называть Христа учителем из боязни умалить тем самым Его божественное достоинство. Слово Божие стало плотью и обитало среди нас, дабы мы могли получить из самих святых уст Его глаголы жизни вечной. Поучение в слове Истины было неотъемлемой частью земного служения Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Разделы портала «Азбука веры» диакон Павел Гаврилюк " decoding="" title="" Пути возрождения святоотеческой системы оглашения в современной Церкви диакон Павел Гаврилюк В Избранное диакон Павел Гаврилюк, доктор богословия, профессор патрологии University of St. Thomas St. Paul, Minnesota, USA. Структура христианского образования подобна храму, в котором огласительная школа является фундаментом, воскресная школа — стенами, семинария — крышей, а духовная академия — куполом, венчающим все строение. Всякий, кто желает строить дом Божий на камне, а не на песке, должен в первую очередь позаботиться о фундаменте. От того, насколько глубоко фундамент будет уходить в почву святоотеческой традиции, зависит высота и прочность всего здания. Возрождение катехизации как основы и фундамента всего христианского образования в наши дни немыслимо без обращения к опыту первых веков церковной истории. Опыт святых отцов должен служить каждому православному катехизатору важным ориентиром. Подчеркну, что сегодня нужна не механическая реставрация, но творческое осмысление святоотеческой традиции, не рабское следование букве, но сыновнее приобщение к духу огласительной практики древней церкви. Детальное изучение традиции освободит нас от соблазна абсолютизировать церковную практику какого-либо одного исторического момента, а также позволит приобрести достаточно широкую историческую перспективу. Апостольская церковь создала огласительную школу в ответ на призыв Спасителя: «Итак, идите, научите (дословно: «сделайте учениками») все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф 28: 19-20 ). Катехизация, то есть наставление всех стучащихся и ищущих в основах христианской веры и жизни, установлена Самим Спасителем, точно так же, как Им Самим установлены таинства Крещения и Евхаристии. Первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос . Не случайно последователи Иисуса в Евангелиях чаще всего называются Его учениками. Мы не должны избегать называть Христа Учителем, из боязни умалить тем самым Его божественное достоинство. Слово Божие стало плотью и обитало среди нас, дабы мы могли получить из самих святых уст Его глаголы жизни вечной. Поучение в слове Истины было неотъемлемой частью земного служения Спасителя.

http://azbyka.ru/katehizacija/puti_vozro...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «Матери пустыни» сейчас трудно воспринимается. Однако, «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодо-ры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы» хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами Антонием, Арсением и Пименом. «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» ложно приписывается свт. Афанасию Великому. Житие и наставления преподобной Синклитикии Александрийской Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен. Жития святых подвижниц Восточной Церкви/Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8. Часть первая Б лаженная Синклитикия родилась в Александрии. Семейство, к которому она принадлежала, вело свой род из Македонии, было уважаемо и богато. Услышав об особом благочестии александрийцев, предки преподобной оставили Македонию и переехали в Александрию, где нашли искреннюю веру и истинную любовь к Богу. В родительском доме святая получала все, что только может именоваться превосходным и полезным в мире сем. Но блаженная тяготилась этим, потому что сердце ее уже пламенело желанием к горнему и любовью к Богу. Удручало ее и сугубое попечение о теле, так принятое в богатых домах и презираемое ею. Самым опасным врагом она считала свое прекрасное молодое тело и всячески утесняла его, смиряя постом, трудами и бдением. В семье, кроме Синклитикии, было еще два сына и дочь. Младший брат блаженной умер в детстве, сестра ее была слепа, а старший брат, отказавшись от женитьбы, ушел в пустыню, потому единственной надеждой родителей на сохранение рода было замужество Синклитикии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=904...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наставления в духовной жизни «НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Богословская симфония по письмам святителя Феофана Затворника, составленная Преосвященнейшим Иоанном, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским». Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника поистине огромно. В своих письмах великий духовный наставник дал множество конкретных советов и ответов на конкретный проблемы христианина. Однако, найти в многотомный переписке святителя интересующий тебя вопрос не так то легко. Чтобы облегчить эту задачу и была составлена книга «Наставления в духовной жизни». Книга построена как словарь: в алфавитном порядке расположены основные темы, затрагиваемые святителем в своих письмах. К каждой их этих тем сделаны лапидарные выписки из его писем. Святитель Феофан Затворник НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник (1815-1894) оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод " Добротолюбия " ), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия - золотого века Византии. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. В решении Собора отмечалось: " Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

священник Тимофей Скачать epub pdf Содержание Предисловие Введение Глава 1. Христианское мировоззрение – основа нравоучения Религиозный характер любых нравственных установок Богооткровенность Священного Писания (Ветхий Завет) Свидетельства истинности Нового Завета Православная Церковь истинное Христианское сообщество Понятие о православной аскетике Глава 2. Православное учение о человеке Образ Божий и подобие Его в человеке Дух, душа и тело Три силы души Потребности духа, души и тела человека и их деятельность Соотношения между духом, душою и телом Понятие о страстях Свобода человека и его произволение О заповедях Божиих О врожденной греховной испорченности Без борьбы с грехом – смерть! Глава 3. Обращение ко Христу О сверхчувственном познании Бога Обращение блаженного Августина Обращение ко Христу – поворот духа А если обращения еще не было? Потерять веру – самое страшное Необходимые предостережения Самоощущение христианина Глава 4. Mip и удаление христианина от него Аскетическое понятие мира Библейское наставление об уклонении от мира (Ветхий Завет) Новозаветные наставления на ту же тему Святоотеческое наставление о мире и современность Мы в мире и мир в нас Удаление от мира, гордость и любовь к ближнему Мир преходит и похоть его (1 Ин.2:17) Mip и среда церковная Глава 5. Воздержание тела, души и чувств Воздержание. Эпикурейство и манихейство Воздержание тела Хранение ума Хранение сердца Хранение воли – послушание Глава 6. Греховные страсти Классификация страстей Краткий обзор главных страстей Борьба со страстями Глава 7. Аскеза пола Общее наставление о девстве и браке Режим целомудренной жизни Глава 8. Духовные делания христианина Божественная ревность, страх Божий и трезвение Память смертная и апокалиптическое сознание О молитве Покаяние, слезы и плач радостотворный Вместо заключения. Выбор жизненного пути     Предисловие Предлагаемая книга обращена в первую очередь к юношам, получившим православное воспитание в детстве, с тем, чтобы помочь им преодолеть трудный барьер юности, чреватый многими соблазнами и искушениями, и при этом не потерять свою веру, не запятнать свою совесть, но стать сознательными православными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧЕМУ УЧАТ РУССКИЕ СВЯТЫЕ Интервью с заслуженным профессором Московской духовной академии Константином Ефимовичем Скуратом по поводу выхода его новой книги «Русские святые – их наставления» . – Константин Ефимович, недавно вышла Ваша новая книга «Русские святые – их наставления». Чем обусловлен выбор святых в Вашей книге? – Я думаю, что каждый русский православный человек должен знать чему учат наши русские святые. В этой книге излагается учения только наших, русских святых. Это учение святителя Игнатия Брянчанинова , святителя Филарета митрополита Московского и святого праведного Иоанна Кронштадтского . Необходимо помнить, что русские святители, наши русские старцы говорили то, что именно нужно нам – русским. Для нас их наставления более понятны, доступны и приемлемы, потому что они жили в нашей среде и хорошо знают русскую психологию. И потому нам прежде всего нужно читать творения русских святых отцов. Письма Игнатия Брянчанинова – это самые интересные святоотеческие творения, самые живые и самые нужные. Потому что там идет речь о жизни, и вопросы ставятся жизненные. Люди интересуются, спрашивают, хотят узнать: как им верить, как им жить, куда им идти? И на эти вопросы мы находим ответ именно в письмах. Я работал над изучением писем с огромным удовольствием. Так же, я не изучал все творения святителя Филарета подряд. Для этого требуется много сил и времени. Я ограничился, опять-таки, только изучением его писем. У святителя Филарета писем такое количество, что над изучением их нужно работать не одному человеку, а многим. И я, с Божьей помощью, прочитал все, а их 28 книг, не считая отдельных писем, которые помещены в разных журналах и изданиях. Я эти двадцать восемь книг не просто просмотрел, а законспектировал. После этого, стал все приводить в соответствующую систему. Это очень большая работа. Я пытался познакомить с методом моей работы наших студентов, но увы, подражателей не нашел. Сейчас уже другие методы: берут кусками из разных источников. У них моментально появляется работа, довольно-таки объемная, в какой-то мере даже интересная.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В.П. Быков VIII. Спиритизм, христианство и Церковь Я с особенным удовольствием приступаю к этой части своей беседы. Потому что она слишком много дает моей больной ослабевшей, чуть-чуть не потерявшей веру, душе. Прежде всего она побуждает меня каждый день, каждый час, каждую минуту на склоне моей жизни славит моего Господа за то, что Он, не по моим заслугам, а по Своей безграничной любви к падающим, прегрешающим против Него, но ищущим Его святой правды, за молитвы Святой Церкви, ее великих служителей, ее ревностных апостолов, миссионеров, ее молитвенников: праведных старцев, иноков и инокинь, – пришел ко мне, как к некоему извергу, поднял меня и указал мне Свою святую правду. Радуюсь я и тому, сто открывшаяся перед мною Его святая правда, в виде Его Божественного Слова, Библии, Евангелия, апостольских посланий, Святоотеческих писаний, прежде всего, развернули предо мной искомую мной истину, а затем засвидетельствовали мне, что Всемогущий Господь Иисус Христос и Его Святая Церковь в заботах о нас, с начала века оградили нас от всех таких ужасных ухабов, в роде спиритизма, Своими Божественными назиданиями, наставлениями и руководствами. И если бы мы ни на одно мгновение в жизни не уклонялись от этих основных элементов нашего истинного пути. Если бы мы при свете того яркого фонаря, который называется Церковью ежечасно, ежеминутно сообразовали путь своего жизненного странствования с маршрутом, указанным каждому из нас в Библии, в Евангелии, в апостольских посланиях и в Святоотеческих назиданиях, ми никогда не впадали бы ни в один жизненный ухаб, не бродили бы безрезультатно в пустыне нашей жизни, подобно евреям, бродившим по жгучим пескам Синайской пустыни, делаясь жертвой различных недостатков, из которых видное место, конечно занимал в то время недостаток питания, а с другой стороны, – различных атмосферических естественных переживаний, в роде нападения ядовитых змей и т. д., и т. д. Но самой высокой радостью я должен назвать ту радость, которая явилась результатом очевидного оправдания вышеуказанных откровений для меня, так как мне стало ясно, что никто из верующих в Бога, любящих Его Божественное Слово и стремящихся к тому оплоту нашей жизни, к тому оазису в наших бурных переживаниях, который называется Церковью, не попадет ни в какой ухаб, не запутается, не погибнет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Жизнь в Церкви – жизнь в благодати. Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский о Церкви и благодати Источник Скачать epub pdf Православная вера, исповедуемая в творениях отцов и учителей Церкви, едина у всех и всем им обща. Но вера есть жизнь, а жизнь не производит совершенно одинаковых штампов. Наличие индивидуального элемента сообщает творениям свежесть, жизненность, силу. В общей сумме святоотеческой письменности так создается многосторонность, богатство, полнота. Выявить индивидуальное, особенное, характерное в творениях отдельных церковных писателей составляет одну из существенных задач при изучении святоотеческой письменности. Но так как своеобразное здесь может представиться и уклоном от общего, не входящим в строгия рамки церковного учения, то поэтому важно бывает видеть соответствие у двух или нескольких церковных писателей в их характерном личном, устанавливать параллель и общность идей. Не из книжного любопытства, не из за теории и систематики подходит христианин к творениям и отдельным мыслям наших учителей веры, а чтобы воспринять от них наставления для самих себя, проверять собственные шаги, усвоить полезныя для себя и других указания. Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский – люди разных эпох, разных национальностей, их деятельность протекала в разных церковных условиях, различны они и по своим характерам и, наконец, по форме их писаний. Преп. Симеон заканчивает собой первое тысячелетие православной христианской мысли, о. Иоанн – второе тысячелетие. Преп. Симеон – монах и руководитель-пастырь монашества, о. Иоанн – приходский священник, служитель широких кругов церковного народа и «всероссийский пастырь». Нельзя указать никакой прямой зависимости в творениях о. Иоанна от творений преп. Симеона. Тем более достойно внимания совпадение их мыслей и наставлений в том именно, что на общем фоне христианской письменности представляется у каждого из них индивидуальным, характерным. Скажем несколько слов о стороне формальной их писании. Им обоим присуща горячность, живость слова, так отчетливо выражающая их убежденность и пастырскую ревность, хотя внешняя форма очень различна: у преп. Симеона, за малым исключением – «слова», т. е. цельныя поучения; у о. Иоанна – преимущественно краткия записи в виде дневника. Они оба много богословствуют, настолько, что по творениям каждого из них можно было бы составить курс догматического богословия, между тем как оба по существу в своих писаниях проповедники молитвы, духовной работы над собой, учители христианской жизни, а не догматисты. В этом отношении их творения – прекрасные показатели того, как неразрывно связаны между собою нравственное учение и догматы ; здесь наглядное свидетельство, что христианское богословие есть единое целое и что разделение его на догматику и этику приводит к обоюдной односторонности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Послушание и молитва сегодняшнего христианина, согласно св. Игнатию Брянчанинову Осипов А.И., проф. МДА Радиостанция " Радонеж " . Эфир 15.07.03 г. Полагаю, что значение Святителя Игнатия Брянчанинова для нашего времени в высшей степени велико. И причина этого вот в чем. Сейчас очень много людей, которые приходят в Церковь, многие люди ищут даже монашеской жизни, многие сейчас говорят (и еще больше - слышат) о духовном совершенстве. Но все реже и реже можно встретить тех людей, которые бы могли действительно указать нам правильный путь духовной жизни. Значение Святителя Игнатия в данном случае непереоценимо. Он, прекрасно изучив святоотеческие творения древних Отцов - как восточных, так, кстати, и западных (естественно, до отделения Рима от Православия), прекрасно зная их и пройдя сам очень высокий путь духовной жизни, смог нам эти святоотеческие творения переложить на доступном нам языке и преподать нам на том уровне, который доступен нашему бедному духовному состоянию. Дело в том, что творения святых Отцов часто касаются тех вопросов духовной жизни, о которых сейчас нам нельзя даже и мечтать, даже вредно мечтать! Святые Отцы подчас писали об очень высоких состояниях христианина, приближающегося к Богу. Мы находимся сейчас в условиях низшего духовного уровня, и ценность творений Святителя Игнатия заключается в том, что как раз он переложил их наставления, их опыт, их идеи применительно к нашему духовному уровню. При этом он коснулся многих принципиальных, основополагающих вопросов духовной жизни, которые сейчас, для нашего времени, имеют огромное значение. Возьмите, например, проблему послушания. Ведь сейчас сплошь и рядом мы видим, что послушание понимается так, как мы нередко видим в сектантских общинах, в сектантских организациях - когда у них глава и вождь является диктатором всей общины. Люди сейчас смешивают дисциплину и послушание, не понимая того, какое различие между тем и другим. Святитель Игнатий показал, что такое послушание в аскетическом, монашеском смысле этого слова.

http://zavet.ru/novo/duh/005.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010