Содержание С какой целью постятся православные христиане Первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь. В книге пророка Иоиля сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост (Иоил. 2, 12-15). Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. В книге Товитовой Ангел Рафаил го- ворит Товии: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12, 8). В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах. В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней. Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34, 13); и в другом псалме: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему! Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3). Святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам, увещевая верных всем являть себя, как служителей Божиих, между иными богоугодными делами упоминает и пост: в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 5), и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Содержанием паремьи в среду 1-й недели на 6-м часе служит пророчество о Мессии, что когда Он придет: то водворит мир на земле. Но Иудеи не войдут в покой Мессии, будут отвержены за преступления и неправды. Паремья 61 , ( Ис.2:3–11 ). «3. Из Сиона произойдет закон и слово Господне из Иерусалима. 4. Он будет производить суд между племенами и управлять народами многими. Тогда раскуют мечи свои на орана и копья свои на серны, народ на народ не подымет мечи и не будут обучаться воевать. 5. Будет же, дом Иаковлев, ходить во свете Господа. 6. Но Господи, Ты отринешь народ свой, – дом Иаковлев. Ибо они приучались к волхвованиям восточных народов, волшебству преданы, как Филистимляне и к чужестранцам привержены. 7. Как изобильна златом и сребром земля их, бесчислены сокровища их, множество коней у них, и нет числа колесницам их. 8. Так полна и идолами земля их: они кланяются делу рук своих, тому, что сделали персты рук их. 9. За то падут человеки, унизятся люди, и Ты не простишь никому. 10. Беги в пещеры, сокройся под землею от гнева Господа и от величия славы Его, когда восстанет сокрушить землю. 11. Унизится гордое чело людей, уничижится надменность человеческая. Один Господь будет тогда высок». Судя по испорченности нравов народа Иудейского, эта пророческая речь относится к первым годам царствования Ахаза. Тогда Иерусалим был богат ( 2Пар.26:9–15 ), молодой царь окружен был молодыми советниками, потому не могло не быть при царском дворе пышности и великолепия, а с тем вместе гордости и надмения. Хотя одинаковое пророчество Михея и по мыслям и по выражению ( Мих.4:1–4 ) относится к временам Езекии ( Иер.26:18 ); однако же нельзя решительно утверждать, чтобы и пророчество Исаии относилось к временам же Езекии. Он, Мессия ( Ис.2:4 ) будет производить суд между племенами. Основание этой мысли заключается в том понятии, что Мессия, когда придет, то как верховный Царь будет управлять всеми народами. При этом всеобъемлющем владычестве, если где между народами произошли распря и несогласие: то дело сейчас войдет на суд Царя Мессии; Он разрешит распрю, прекратит несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Спаситель наш Иисус Христос, посылая св. апостолов в мир на проповедь , запретил им иметь свою собственность, обнадеживая благодарностию приемлющих слово их. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитаныя» ( Мф.10:9–10 ). Святой ап. Павел говорит: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:11,13,14 ). Мы приемлем ваш дар малый не за благодать, которую мы даром прияли и даром должны сообщать, а потому, что на то есть воля Божия и усердие ваше. Помня, как важен и священен обряд обхождения домов ваших со Крестом и святою водою, дорожите, братия, сею святынею и с благоговением ее принимайте. Беседа Об акафисте I. Испытывая на себе великие и бесчисленные благодеяния Господа и святых Его, Святая Церковь не могла быть неблагодарною к ним: она видела и чувствовала в себе, как в благодатном царстве, открытие славы своего Царя Создателя и Его преподобных слуг, и прославление достойных хвалы сделалось для нее необходимостью: выражение этих святых чувств и стало содержанием акафистов. Но акафист не есть чисто хвалебная песнь. Церковь знала, что чада ее, живущие на земле, всегда, в каждую минуту, нуждаются в божественной помощи, – а потому с хвалебными песнями акафиста она соединила еще и моление об этой помощи. От того акафист является молитвенным славословием, или хвалебною молитвою. II. Акафист – слово греческое – значит «несидение», неседальное чтение, т. е. чтение, во время которого нельзя сидеть (Синаксарь на субботу 5-й седмицы Св. Четыредесятницы). Такое название было, с одной стороны, следствием глубокого уважения, которое питали верующие к содержащемуся в нем чтению, – с другой – плодом сознания того, что воспевать хвалебную молитву Богу и святым Его непристойно в сидячем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так и в нашей душе начнут обнажаться наши страсти и недостатки, то, что мешает нам получать радость от общения с Богом. Когда мы это увидим, мы не должны приходить в уныние и отчаяние. Именно для того мы и постимся, чтобы увидеть свои грехи и недостатки, обратиться к Врачу душ и телес, чтобы Он Своей силой и благодатью помог нам от них избавиться и освободил нас. Мы должны понимать: есть то, что делаем мы, а есть то, что делает Бог, и без Его помощи мы своими силами этого сделать не можем. Отчего больной приходит к врачу? Чтобы врач ему помог. Если бы больной мог сам себя исцелить, зачем тогда нужен был бы врач? Мы бы все лечились сами. Но мы идём к врачу и просим, чтобы нам помогли. Врач для нашей души — Господь, а врачебница — Святая Церковь. Мы приходим со своими духовными болезнями и немощами, которые мы начинаем видеть, и от которых нам становится страшно, от которых мы начинаем скорбеть, для того чтобы Врач духовный исцелил, чтобы Господь нас освободил от рабства греха. Мы просим, чтобы Он эти раны исцелил, помог нашей душе обрести силу, здравие и настоящую, подлинную радость. Именно для этого Церковь готовит нас к дням Святой Четыредесятницы, чтобы мы научились, когда постимся, не осуждать других людей, которые по какой-либо причине не постятся. Она напоминает нам о молитве мытаря и молитве фарисея, о блудном сыне, который, увидев то бедственное положение, в котором он находился, не отчаялся, но вернулся к своему отцу, и отец с радостью принял его и вернул ему его прежнее достоинство. Церковь напоминает нам и о том, что вера без добрых дел мертва, и наш труд и подвиг должен быть направлен не только на нас самих, но мы должны замечать и то, что происходит вокруг нас: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). О том, что пост — не ради поста, духовное делание — не ради самого делания. Каждый процесс имеет свой смысл, он происходит ради чего-то. Хозяйка месит тесто не ради того, чтобы только печь хлеб, но для того, чтобы, когда он будет испечён, этим хлебом насытиться.

http://pravoslavie.ru/77467.html

Только надо молиться им пламенно, усердно и с обетом — в честь их сделать какое-нибудь святое и богоугодное дело. Можно, например, помочь бедному семейству, или пристроить сироту несчастную, или отказаться от какой-либо вредной страсти: пьянства, рассеянности, воровства и подобного; или стать усерднее к делу Божию: каждый воскресный и праздничный день ходить в Церковь, или во Святую Четыредесятницу прочесть Евангелие и т. п. Такими и подобными обетами наши молитвы делаются плодотворными. Только данный обет непременно должен быть исполнен: иначе мы перед лицом святых угодников Божиих окажемся лживыми, и тем прогневаем их любовь, и не удостоимся получить от них никакой помощи. Аминь. 29. Поучение тайноводственное пятое. Гл. 9. 30 . Свт. Григорий Богослов. Первое обличительное слово на Иулиания. 31 . См. молитву вторую преподобному отцу нашему Сергию.  БЕСЕДА 22. Что прежде всего должно просить у Бога Мы уже упоминали о том, что некоторые молитвы не бывают услышаны в том смысле, что молящийся не получает просимого. Отчего это происходит? Оттого, что часто люди, еще не отрешившиеся от плотского мудрования, не понимая своей пользы и насущных потребностей, часто просят не то, что должно просить, или просят по прихоти, а не ради своего вечного спасения. Святой ап. Иаков учил об этом: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 3—4). Душа наша важнее тела, а вечность дороже временной жизни. Душа бессмертна, а тело тленно. Во времени жить будем недолго, а в вечности житие наше будет бесконечное. Следовательно, сам разум внушает прежде всего просить благ духовных, а потом уже и телесных. Самое высшее духовное благо есть царствие Божие, его-то и должно просить у Бога прежде и больше всего на свете. Это будет сообразно с потребностью нашей души и с волей Господа нашего Иисуса Христа, Который именно так и сказал: Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

Усердие, с каким вы поспешаете помогать мне во всяком случае, обязывает меня долгом всегдашнего благодарения. Но чем я могу воздать вам? Воздаст вам Отец небесный Своими, исполненными мира и радости, благословениями и озарениями света истины посредством слова Его, преданного нам в св. Писания. Дело по миссии начинает приносить нам горести, но мы прп помощи Божией будем продираться сквозь терния узким и тесным путем к цели, предположенной во славу Божию, и во благо Церкви Его святой. He бойтесь неприятностей, но принимайте все от воли Божией с детскою преданностью, как врачевство, исцеляющее благодатью Божиею, даруемою смиренным, и приближающее к состоянию совершенного здравия и блаженства в небесном царствии. Простите. Сердечно желаю вам встретить св. Четыредесятницу в мире. Я желал бы, чтобы вы в воскресенье простились с окружающими вас служителями и служанками, и с теми из жителей деревни, которых сами рассудите пригласить к себе, и тихомолком послужите Господу делами милосердия по указанию Провидения. В чем Он сам да будет вашею Альфою и Омегою, началом и концом. 16 Февраля 1846 г. 295 С приятнейшим чувством благодарности получил я книги привезенные из Москвы церковные, и немедленно отдал в церковь , как приношения усердия вашего. Из немецких же хотел бы я после Пасхи послать к вашему сыну творение Иоанна Арндта об истинном христианстве, но решительно предполагать этого не могу, не посоветовавшись с вами. Может случиться, что распутье не позволит вам прибыть сюда на страстной неделе. На этот случай мне пришло на мысль предложить для вашего утешения следующие слова Духа Святого из послания Ап. Павла ( Рим.8:31 −34), которыми вы и питаете радостную надежду на Господа в духе своем, потому что радость Господня – есть сила наша, как в другом месте возвещает нам слово истины ( Неем.8:10 ). Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу, ибо которых Он предузнал, тем и предназначил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А которых Он предназначил, тех и призвал, которых призвал, тех и оправдал. Что же сказать на сие? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует нам и всего с Ним? Кто может обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их, кто дерзнет осуждать? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он одесную Бога и ходатайствует за нас ( Рим.8:28 −34).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Храм благоукрашается чистотою, благолепием богослужений, цветами и разными жертвами, но особенно храм благоукрашается жизнью христианской своих прихожан. Вот об этом особенно подумаем. Приготовимся к исповеди, все дурное, нехорошее, грешное скинем с себя и приступим, если Господь допустит, к Таинству Святого Причащения. «Постное время светло начнем», и да даст нам Господь светло встретить и светлый праздник Пасхи. Пресвятая Богородице, спаси нас! 2 Сегодня совершенно особенный день. Сегодня надо отложить зло и положить начало благое. Завтра начинается Великий пост , т. е. время, предназначенное для духовного самоуглубления, для проверки и исправления своей жизни. Так важно решиться отметить для себя дни Святой Четыредесятницы, духовно за это время очиститься и обогатиться. Пусть каждый об этом подумает. Но кое-что может быть и общим для всех: 1. Решим все ежедневно, кроме праздников, читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...» по возможности с положенными поклонами. 2. Решим все ежедневно прочитывать хотя бы несколько слов из Священного Писания . 3. Постараемся по вечерам задумываться о проведенном дне: что нехорошее, грешное за этот день сделали? 4. Постараемся чаще заходить в церковь на богослужения, и по возможности не только в праздничные дни. 5. Наконец, все подготовим себя к исповеди с надеждой причаститься Святых Христовых Таин. Время Великого поста – исключительное время, которым нельзя не воспользоваться. Апостол Павел так говорит нам: наступил уже час пробудиться нам от сна. ... Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13, 11–14 ). Усилие к добру каждого из нас есть и участие наше в общей борьбе со злом на земле. «Постное время светло начнем!» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Христос говорит о прощении грехов и вызывает возмущение иудейских старейшин. Они считают, что Он богохульствует: Кто Он такой, чтобы прощать грехи? И дальше происходит еще одна примечательная беседа. Свидетельствуя о том, что прощение грехов выше исцеления, и убеждая людей в том, что это так, Христос говорит: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Мк. 2: 8-10 ). И действительно говорит эти слова, и человек исцеляется. Но, исцелив его от паралича, Господь вновь и вновь говорит нам о том, что не телесного исцеления мы должны искать в первую очередь. Если перед нами будет выбор между внешним исцелением от телесных болезней и исцелением души от ее недугов, нужно не усомниться в том, что главное – душа. А за ней, за ее исцелением, может приложиться и исцеление телесного состава. Это не просто принять, когда такой выбор стоит лично перед тобой, когда это твоя селезенка, твой пораженный раком организм, или когда у твоего ребенка что-то болит. Но если мы действительно верим в вечность, то помним о том, что то, что будет потом там, где всякая слеза будет отерта, а всякая боль забыта и уйдет все земное, неизмеримо более значимо, чем то, что может произойти в этом мире, эти слова Христа кажутся важными и для нашей жизни. Проповедь в Неделю 3ю Великого поста, Крестопоклонную Мк.8:34-9:1 Сегодняшний евангельский отрывок читается в воскресенье, которое называется Крестопоклонным и является срединным воскресенье Святой Четыредесятницы, то есть предпасхального поста. Отрывок этот невелик по объему, и мы можем поразмышлять над ним, прочитывая буквально каждый стих. В первом его стихе Иисус Христос говорит, обращаясь к Своим ученикам, а по сути дела, не только непосредственно к ним, но и ко всем, кто будет читать эти слова: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк, 8:34).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Цитаты из Книги притчей в Новом Завете . Несколько цитат из Книги притчей встречается в Посланиях апостольских. В Послании апостола Иакова в 4–й главе (Иак. 4: 6) и в Первом послании апостола Петра (1 Петр. 5: 5): « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из 3–й главы Книги притчей (Притч. 3: 34). В Первом послании апостола Петра: « И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4: 18) – это тоже цитата из Книги притчей, из 11–й главы (Притч. 11: 31) и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. Во Втором послании апостола Петра во 2–й главе: « но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2: 22), – тоже цитата из Книги притч (Притч. 26: 11). В Послании к римлянам в 12–й главе: « Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12: 20) – это цитата из 25–й главы Книги притчей (Притч. 25: 21–22). В Послании к евреям в 12–й главе говорится: « Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 4–6) – это 3–я глава (Притч. 3: 11–12), причем Книга притчей цитируется по тексту Септуагинты, а не по масоретскому. Можно изучать притчи еще и по богослужебному употреблению, обращая внимание на то, как они употребляются в паремиях. Мы уже говорили, что само греческое слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, Книга притчей дает название всем ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из Книги притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А. Олесницкого, «после псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния, больше чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» 73]. 22.2. Екклесиаст

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010