Диакон–великую ектению (ст. 7), священник (1 утренняя молитва): «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, поднявшего нас с постелей наших и вложившего в уста наши слово хваления, чтобы поклоняться и призывать Твое Святое имя, молимся, прибегая к Твоим щедротам, всегда являемым Тобою нам в нашей жизни, пошли и ныне помощь Твою стоящим пред лидем Святой славы Твоей и ожидающим от Тебя богатой милости, дай им со страхом и любовью всегда Тебе служить, прославляя неизъяснимую благость Твою, Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Диакон: «Бог–Господь, Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне». Стихи: 1. «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его». 2. «Обступили меня, окружили меня; но именем Господним я низложил их». 3. «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни». 4. «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших». (Пс. 117; 1. 11. 17. 22). Народ поет четыре раза на глас тропаря «Бог Господь»… тропари и богородичен. В четыредесятницу вместо «Бог Господь»поется «Аллилуйя», со стихами: 1. «С раннего утра я стремлюсь к Тебе, Боже, духом моим, ибо Твои суды совершаются на земле». 2. «Живущие в мире научатся правде». 3. «Увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой». 4. «Ты, Господи, умножил народ, прославил Себя, распространил все пределы земли». (Исайя 26; 9, П, 15). Следует чтение двух или, если положено, трех кафизм (сидение), прерываемое пением «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Бсже»(трижды), «Господи, помилуй, (трижды). «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»… И седален со стихами. После» каждой кафизмы диакон возглашает малую ектению: — «Еще и снова в мире Господу помолимся». Народ: помилуй». Диакон: «Защити, спаси, помилуй ж сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», Народ: «Господи, помилуй». Диакон: «Пресвятую, Пречистую, Преблагоеловенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Народ: «Тебе, Господи Священник произносит утренние молитвы. 2 молитва. «С ранней зари обращается дух наш к Тебе, Боже наш, ибо повеления Твои свет на земле. Научи нас совершать святыню и правду в страхе пред Тобою, ибо Тебя мы славим, как истинно Вечно живущего Бога нашего. Приклони, Господи, ухо Твое; услышь нас, вспомни поименно всех, находящихся и молящихся с нами и спаси их силою Твоею. Благослови народ Твой и освяти достояние Твое. Ниспошли мир Твоему миру, церквам Твоим, священникам и всему народу Твоему, Ибо благословенно и прославлено великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков». Народ после каждой молитвы поет: «Аминь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Если Адам был «женскими глаголами прельщен», то Священное Писание дает нам образ и того, как усердствующие в покаянии жены не только сподоблялись личного спасения, но и других к покаянию обращали. Пример тому — самармярянка, беседовавшая у колодца Иаковля со Спасителем: И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала (Ин. 4:39). Изображения этой встрече нередки — их можно найти и в книжной миниатюре, и в иконописи, и в храмовой росписи. Если на миниатюре учительного Евангелия изображено самое начало беседы Господа с самарянкой, то на суздальской иконе конца XVI в. композиция включает еще и апостолов, и соплеменников самарянки: И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову (Ин. 4:39–41). Евангелие арпакос Еще один пример покаявшейся грешницы — на миниатюрах Евангелия апракос. Это покаяние принесло плоды — как сказал о ней Сам Господь: она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26:10–13). Как говорил Преподобный Исаия, если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся. И вот тот рецепт, который дает нам для этого Церковь: «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия оболчем, странныя введем, болящия и темнице сущия посетим; да речет и к нам Хотяй судити всей земли: придите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие!» (стихира на литии в Неделю о Страшном Суде). Как видим, в дни подготовки к Святой Четыредесятнице призыв к покаянию не только звучит в богослужебных текстах, он предстает и в зримых образах — в книжной миниатюре, иконах и храмовой росписи. Церковь использует для этого все возможные средства, и об этом Сам Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).

http://pravoslavie.ru/38123.html

Если же ты по своему состоянию или по своим летам, или по своим силам не можешь ничего сделать больным, то и для тебя есть средство заслужить на Страшном Суде милостивое приветствие Иисуса Христа. Какое же это средство? Молитва за больных. Да, если ничего сделать не можешь, молись за больных, за страждущих; если не можешь ходить, посещай мысленно больницы и дома больных – воссылай мысленно к Богу усердное моление, чтобы Он помог им выздороветь, и ты за это молитвенное посещение больных услышишь милостивое приветствие от Иисуса Христа: Я был болен, и ты молился обо Мне. Но, слушатели, если кто из нас может посещать больных, имеет силы помогать им, имеет средства помогать им, но не хочет помогать, то да убоится тот, чтобы ему не услышать от Иисуса Христа на Страшном Суде слова: пойди от Меня, проклятый, в огонь вечный за то, что ты ради Меня больному не помог, о излечении его не позаботился, лекаря для него не пригласил, духовнику не сказал и никакого участия не принял. Господь Иисус Христос Своею благодатью да вразумит вас, да поможет вам оказывать помощь всяким больным и да сохранит вас самих от болезни Своею милостью. Аминь. 135. В Неделю сыропустную В нынешний день мы, христиане, имеем обыкновение просить друг у друга прощение, потому и самый день сей у нас называется прощеным воскресеньем. Обыкновение это, слушатели, самое христианское, ибо чем же приличнее начать наступающий пост, как не взаимным прощением? В пост святой Четыредесятницы мы преимущественно испрашиваем себе у Бога прощение во всех грехах, какие сделали в продолжение года. Но простит ли Бог нам грехи наши, когда мы не простим грехов нашим ближним? Господь нам только тогда прощает, когда мы сами все прощаем другим; если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15). Кто не прощает грехов ближнему, тот не истинно раскаивается в своих грехах. Истинно раскаивающийся грешник не может помнить оскорблений, какие он терпел или терпит от других; у него одно на уме – грехи, которыми он Бога оскорблял; печаль по Бозе заглушает в нем все другие попечения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Есть в днях Великого поста особенности, которые повторяются из года в год, сколько бы ни совершенствовались мы в вере. Естественно, что человеку, духовно опытному и уже не впервые приступающему к святой Четыредесятнице, они знакомы и преодолеваются проще и спокойнее. Иногда даже ожидаешь, когда же и в этот пост придет знаменитый упрек самому себе: – Опять ничего не получается … Каким был – таким и остался!      Если действительно подходишь к времени весеннего покаяния серьезно и целенаправленно – как к делу серьезному и сложному, то претензии к себе любимому обязательно будут. Отчего так происходит? Почему повторяется? Причины, как понимаю, две. Так уж устроены люди, что сколь бы правильно мы ни понимали знаменитое: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи Ему о своих планах!», но планировкой своих завтрашних и послезавтрашних действий мы все равно занимаемся. Да иначе и быть не должно – думать о грядущем дне надобно, но только с одним условием: с предварительной искренней уверенностью, что успешно будет лишь то начинание, то дело, которое Бог благословит . В годы своего «молодого» священства я удивлялся словам многоопытного и убеленного сединами настоятеля кафедрального собора, который после отпуста, объявляя расписание ближайших служб, предварял свои слова вступлением: «Если Бог благословит, то службы будут совершаться…». Эти слова казались странными, тем более что в притворе было вывешено расписание богослужений на месяц вперед. Все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца Небесного Нужно время, чтобы понять, что если наши заботы и дела не проникнуты прежде всего надеждой и упованием на Бога, то даже добрые задумки и нужные решения могут не исполниться. Надежда лишь на свои силы, особенно в делах духовных, где камни преткновения возникают в самых неожиданных местах, – дело крайне опасное и по тропинке к гордыне ведущее. Или, если кратко, все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца Небесного. Как только мы забываем эту непреложную аксиому, сразу же начинаем противоречить Христу, сказавшему: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матф. 6: 31–33).

http://pravoslavie.ru/77627.html

И вот мы уже видим ответ на наш вопрос о Книге Деяний. В пасхальные дни эта Книга читается потому, что начавшиеся в ней события продолжаются и сейчас. Вознесение Господне, которым заканчивается Евангелие и начинаются Деяния, полагает конец евангельской истории и дает начало истории церковной. Деяния – это, условно говоря, неоконченная Книга. В конце ее нет слова «аминь». Все мы являемся ее участниками, продолжающими Христово дело. И подобно тому, как дверца Ноева ковчега перед концом первого мира была закрыта Богом, так и «аминь» нынешней мировой истории скажет Сам Христос. Святой Лука продолжает свою мысль: «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:2–3). Христос являлся ученикам сорок дней не только для беседы, но и чтобы удостоверить их в Своем Воскресении, ибо некоторые из них сомневались (см. Мф. 28:17). Так же Он будет являться в эти дни и нам, братья и сестры, в Таинстве Тела и Крови Его; будет являться каждый день после Пасхи, ибо в это время уже начинается обычное ежедневное служение Литургии. После будних дней Великого поста, в которые Таинство Евхаристии не совершалось, Церковь как бы спешит насытить нас этой небесной пищей, чтобы мы в полной мере почувствовали присутствие Воскресшего Господа. Часто спрашивают: как подольше сохранить в душе ощущение праздника, как не растерять пасхальную радость в мирской суете? Вот самый лучший путь: по возможности частое участие в Литургии на Пасхальной седмице. Церковь зовет уставшего от постных подвигов христианина насладиться благодатной Трапезой, не утруждая его на богослужении земными поклонами и чтением покаянных молитв. И чем строже постился человек в Святую Четыредесятницу, тем более наполнится этот очищенный сосуд радостной благодатью Пасхи. Не будем же, христиане, разменивать уникальное время Светлой седмицы на застолья, безделье и болтовню. Христос ждет нас в храме, чтобы явиться нам и говорить о Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/112077.html

И прочее последование. Час 1-й без стихословия: также и в прочие пятницы святой великой Четыредесятницы. В ПЯТНИЦУ НА ШЕСТОМ ЧАСЕ Тропарь пророчества, глас 5 Зная многогрешное наше житие/и нераскаянный нрав,/скоро яви нам сострадание, Господи:/ ибо мы не знаем иного бога, кроме Тебя,/жизнью и смертью владычествующего;/спаси нас, как Человеколюбец. Слава, и ныне: и повторяем то же. Прокимен, глас 7 Возлюблю Тебя, Господи, сила моя,/Господь – твердыня моя. Стих: Бог мой – помощник мой. Пс 17:2–3а Пророчества Исаии чтение Вот, Владыка, Господь Саваоф, отнимет у Иудеи и у Иерусалима сильного и сильную, силу хлеба и силу воды, богатыря и сильного, и человека военного, и судью, и пророка, и провидца, и старейшину, и пятидесятника, и дивного советника, и мудрого строителя, и разумного слушателя. И поставлю юношей начальниками их, и насмешники будут господствовать над ними. И будет нападать друг на друга народ: человек на человека, и человек – на ближнего своего; ребенок будет оскорблять старца, и недостойный – почтенного. Ибо ухватится человек за брата своего или за домочадца отца своего, говоря: «У тебя есть одежда, стань нашим вождем, и моя пища под рукою твоею да будет». И он в ответ в день тот скажет: «Не буду твоим вождем: ведь нет в моем доме ни хлеба, ни одежды; не буду вождем народа сего». Ибо оставлен Иерусалим, и Иудея пала. И языки их – с беззаконием, тому, что от Господа не послушны, оттого, что унижена (ныне) слава их. И стыд лица их восстал против них, но грех свой, как грех Содома, они объявили и обнаружили. Увы душе их! Ибо замыслили совет злой против себя самих, сказав: свяжем праведника, потому что он неудобен нам, – и вот, они порождения дел своих вкусят. Увы беззаконнику! Ибо злое случится с ним по делам рук его. Народ Мой! Мстители ваши косят вас, как тростник, и вымогатели господствуют над вами. Народ Мой! Восхваляющие вас обольщают вас и стезю ног твоих взрыхляют. Но ныне вступится Господь в суд и поставит на суд народ Свой. Ибо Сам Господь придет на суд со старейшинами народа и с князьями его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Из чего видно, что братоубийца, обличенный и наказанный судом Божиим, терзаемый и гонимый своею совестью, смущенный и беспокойный, представлял ясные знаки преступления не только на искаженном лице, но и во всем тревожном положении тела. Велико, непростительно преступление мое, вот с каким расположением принимает Каин возвещенное ему Богом наказание. В том и состоит несчастье тяжкого преступника, что он и тогда, когда приходит в сознание тяжести своего преступления, воздыхает о том, и тогда, влекомый долу тяжестью преступления, не хочет исторгнуться из пропасти, но погружается в нее отчаянием и старается удалиться от лица Божия, удалиться от Церкви Божией, от общества благочестивых, от своего духовного наставника, даже от света своей совести, удалиться на распутья житейской суетности, в сонмище миролюбцев для занятия предметами похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, дабы, среди вихря мирской рассеянности, не видеть оком совести самого себя. Преблагий Господи! Не попусти нас дойти до такого несчастья, чтобы впасть в тяжкое преступление; а если бы по растлению естества и увлечен был кто в глубину законопреступления: не попусти мерами Твоей благости быть подавленными тяжестью грехопадения, утратить ясное сознание душепагубности оного, погрузиться в мрак нераскаянности и таким образом удалиться от лица милосердого призывания Твоего и всепрощающей благости Твоей. Паремья 2-я на вечер. Втор 2 . Н. Прит. гл. 5:1–15 «1. Сын мой, внимай моей мудрости и к разуму моему преклони ухо твое. 2. Чтобы держаться тебе доброго рассуждения и чтобы уста твои сохранили чувство целомудрия. 3. С языка чужой жены течет сотовый мед и губы ее мягче елея; 4. Но в последствии она будет горче полыни, и пронзать тебя, как обоюдно острый меч. 5. Ноги ее низводят к смерти, стопы ее в пропасть преисподней. 6. Она нейдет путем жизни; ступени ее скользят, и она не заботится о том. 7. Итак сын мой, послушай меня и не оставляй того, что сказано мною. 8. Удали от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Итак, вот вам верное и единственное средство для получения счастья, а потому если вы знаете семью, в которой господствует несогласица, то внушите ей, чтобы она почаще призывала с верой имя Господа. Он явится к ней и сквозь закрытые двери, как Он являлся ученикам по воскресении Своем, и поселит между ними любовь и счастие. Отрадно вспомнить о благодатном времени первых христиан, когда они еще в катакомбах совершали свои молитвенные возношения; они соединены были такой братской любовью, что, отправляясь куда-нибудь, они прощались друг с другом и говорили: «А может быть, здесь мы больше и не увидимся», «А может быть, мы уже нынче будем там». Вы слышали песнопение «Свете Тихий», оно составлено епископом первых времен христиан из стонов и скорбей первых христиан. Вот где было семейное счастье, где была семейная любовь. Итак, для того чтобы в семье было счастье, была благодать, то нужно как можно чаще призывать имя Спасителя. Призывай Спасителя, и Он вселится в семью. А для того чтобы нам еще более укрепиться верою и любовью к Нему, то обратимся к Нему, говоря: «Иисусе, Сыне Божий Сладчайший, помилуй нас!» 21 марта. Прошло шесть недель святой Четыредесятницы, и наступает неделя Страстей Господних. Еще на прошлой неделе вы слышали песнопение, что пост уже кончается и наступит скоро Страстная седмица. Преддверием же к Страстной седмице Церковь установила праздник – Лазарево воскресенье. Для того чтобы поднять умершего Лазаря, достаточно было одного слова Спасителя. Но чтобы поднять и оживить нас, Церковь многократно просила, советовала, угрожала нам в продолжение всех истекших седмиц, и если гром всех увещаний и угроз не подействовал на наши души, то уже не для нас, конечно, наступающая седмица Страстей Господних, не для нас и последующие седмицы. И вот нынче празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. В Иерусалиме был восторг, ликование, радость, жизнь, бессмертие; рассказывать эту историю я не буду, потому что это было бы для всех повторением тех уроков, которые вы слышали в школе, дома и в храме. Но замечательно то, что со всех сторон стекался народ и восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Каждое слово этого песнопения имеет огромный смысл; этими словами мы приветствуем Господа, Который воплощает в Себе мир и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Касательно сего установления возражают противомыслящие, спрашивая нас: «На каком основании вы употребляете в пост одни снеди, а от других воздерживаетесь?» Ответим на эти возражения. Во-первых, для чего Господь Бог повелел еще Адаму в раю вкушать от всякого древа, но запретил вкушение от древа познания добра и зла? Если бы Адам соблюл этот первый, заповеданный Богом пост, не имели бы мы сейчас потребности в нынешних наших постах! Для чего Господь Бог запретил народу израильскому употреблять в пищу квасной хлеб, а повелел есть пресный (опресноки): «Семь дней квас да не явится в домах ваших: всяк кто будет есть квасное, душа та истреблена будет от сонма сынов Израилевых, пришлой, ли то, или природный житель той земли. Ничего квасного да не ешьте во всех же домах ваших ешьте пресный хлеб» ( Исх. 12, 19–20 ). Это повеление сынам Израилевым тоже надо рассматривать как пост, предписанный Господом для спасения. Во-вторых, прислушайтесь к тому, что пророк Даниил говорит о себе: «В тыя дни аз Даниил бех рыдая, ... хлеба вожделенного не ядох, и мясо и вино не вниде во уста моя» ( Дан. 10,2–3 ). И три отрока, бывшие с пророком Даниилом в плену у царя Навуходоносора, лучше пожелали употреблять пищу от земных семян и пить простую воду, нежели питаться яствами (мясом и вином), приносимыми им с царского стола (см.: Дан. 1,12–13 ). Сии свидетельства заимствованы из Ветхого Завета, но гораздо более их можно отыскать в новозаветной истории Церкви. В-третьих, внимайте тому, что говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой притыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14,21 ). В Евангелии мы имеем ясные указания на то, что Сам Христос и апостолы употребляли в пищу рыбу, но решительно не видим, чтобы они вкушали мясную пищу. Никто не найдет в Евангелии указания на то, чтобы Христос, присутствуя на некоторых вечерях и обедах, например, на браке в Кане Галилейской или в доме Симона прокаженного, в доме Закхея или в доме Марфы и Марии, вкушал бы мясную пищу. Ибо Христос посещал во время Своей земной жизни вечери и обеды не ради мясоедения, но для того, чтобы вкушающим вещественные снеди предоставить за трапезой духовную пищу Божественного Своего учения (см.: Лк. 11, 37–39 ). Если же Иисус Христос на этих трапезах и вкушал пищу, то Он, как образец и Учитель всяких добродетелей, мог воздерживаться и, без сомнения, воздерживался от употребления мяса и других вкусных снедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.   Канонические установления Церкви о посте Развернуть таблицу Где установлено Установление Иерусалимский Апостольский Собор (ок. 49–51 гг.) Правило, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15:29 ). Апостольские правила Постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц. Апостольские правила, Пято-Шестой (Трулльский) Собор (691–692 гг.) и Гангрский Поместный Собор (середина IV b.) 66е Апостольское правило, 55е правило Трулльского Собора и 18е правило Гангрского Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Вышеперечисленные правила предписывают извергать из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010