В V веке, в царствование греческого императора Льва I, мощи ее перенесены из Ефеса в Константинополь 1129 . В том же V веке Анатолий Константинопольский, в IX – Византий и Феофан Никейский написали многие песнопения на день св. равноапостольной Марии Магдалины. Церковь , совершая память ее, прославляет ее славною ученицею Слова, всюду возвещающей слово благодати спасения и уловляющей многих, прельщающихся неведением 1130 . На литургии в день Марии Магдалины чтением Апостольским Церковь свидетельствует, что апостолы имели власть водити с собою жены из сестр, между коими была и Мария Магдалина ( 1Кор.9:2–12 ); Евангельским благовествует о женах, исцеленных Спасителем от злых духов и болезней и в благодарность за это служивших Ему своим имением, между коими была и Мария Магдалина ( Лк.8:1–3 ). День св. равноапостольных Константина и Елены 21 мая (3 июня) Сии равноапостольные суть римский царь (307–337) Константин Великий и мать его, царица Елена. При них Церковь христианская, три века гонимая врагами Христа, приобрела мир и восторжествовала над иудеями и язычниками. Промысл Божий, устрояя это торжество святой Церкви, постепенно приготовил избраннейшие орудия для ее распространения, утверждения и славы. Подробные и обстоятельные сведения о Константине и Елене главным образом сообщает Евсевий, епископ Кесарийский, – современник и собеседник Константина и Елены. Приступая к повествованию о жизни равноапостольного, святитель пишет: «Говорить об этом блаженнейшем муже соответственно его достоинству для меня, конечно, трудно; гораздо безопаснее и надежнее было бы молчать о нем; но чтобы отклонить от себя упрек в лености и нерадении, я признал необходимым начертать для потомства словесный образ этого боголюбезного государя. Мне стыдно было бы перед самим собою – о царе, который чтил Бога с величайшим благоговением, не сказать по силам хотя чего-либо малого и слабого – о таком царе, о каком не возвещала история» 1131 . Отец Константина Великого , царь Констанций Хлор, управлявший западными частями Римской империи, будучи язычником, не имел и не показывал уже доверия и уважения к язычеству, но являл расположение к христианам, жившим под властию его на западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Что подвигло его к этому, объясняет он сам. В 1639 г., когда он был еще иеромонахом, однажды он плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, уповая на силу Животворящего Креста, был спасен и прибит волнами к острову Кию пред Онежским устьем. В память своего спасения он водрузил святой крест на том месте острова, где ступил на берег. Прошло тринадцать лет, и Никон, уже Новгородский митрополит, возвращаясь из Соловецкого монастыря морем с мощами святителя Филиппа, пристал к тому же острову Кию и увидел, что крест, им поставленный, стоит в целости, а при том услышал, что многие застигнутые на море бурею, видя этот крест, спасаются верою от потопления. Никон тогда же дал обет построить здесь монастырь — Ставрос, т. е. Крестный, во имя Святого Животворящего Креста и святителя Московского Филиппа. О всем этом Никон рассказал царю Алексею Михайловичу, и царь по просьбе Никона пожаловал ему грамоту, которою дозволял «на том острову, идеже честный крест водрузил (Никон), поставить церковь и монастырек соградить». Грамота царя дана была 13 июня 1656 г. А через десять дней Никон издал от себя весьма обширную окружную грамоту ко всем православным отечественной Церкви и, рассказав им вначале то же самое, что прежде рассказал царю, призывал их делать пожертвования на вновь сооружаемую Крестную обитель . Не знаем, были ли и как велики были эти пожертвования, но знаем, что сам Никон еще до основания Крестной обители устроил для нее большой крест из кипарисного дерева, представлявший собою по высоте и широте, как свидетельствовал Никон, точное подобие того Креста, на котором был распят Господь. Этот кипарисный крест украсил Никон серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровию разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней. На сторонах креста изображены были святые равноапостольные Константин и Елена в виде предстоящих, а у подножия — царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинишна и сам патриарх Никон в молитвенном положении на коленах.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

Такова превосходящая разумение любовь Христова ( Еф. 3:19 ) к падшему человеку. «Сын Божий бывает сыном человеческим, чтобы, восприяв худшее, подать нам лучшее. Адам обманулся древле, и, вожделев быть Богом, не сделался, – человеком делается Бог, чтобы обожить Адама» 121 . И это самоуничижение Сына Божия в самом начале земной жизни Его простирается до вертепа и яслей. «Чрез сие, – говорит учитель Церкви, – дает Он особенное знамение, что, хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей, хотя бы ты совестно принужден был сам на себя обратить пророческое обличение: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им ( Пс. 48:13 ), – и тогда не должен ты отчаиваться в снисхождении Спаса твоего, Который, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях души твоей почить Своею благодатью и Своим миром, если только ты покаянием и верою пред Ним себя повергнешь» 122 . По летосчислению, принятому Православною Церковию, Господь наш Иисус Христос родился в 5508 году от сотворения мира. В воспоминание Рождества Христова установлен Святой Церковью двунадесятый праздник, к которому верующие приготовляются постом и молитвою в течение сорока дней. Древнейшее свидетельство о сем празднике находится у Климента Александрийского (217 г.), так что во II веке несомненно он был совершаем вместе с праздником Крещения Господня. Церковный историк Евсевий повествует, что святой равноапостольный царь Константин и мать его царица Елена воздвигли в Вифлееме при пещере Рождества Христова великолепный храм 123 . Святитель Иоанн Златоуст в 386 году о праздновании 25 декабря в Антиохийской Церкви говорил: «Еще десяти лет нет, как сей день сделался нам торжественно известным; этот день из древности известен был жителям Запада, к нам же перешел за немного лет пред сим: они, празднуя сей день гораздо ранее и по древнему преданию, принесли и к нам сведения о сем» 124 . Свидетельство святого отца надобно понимать так, что праздник Рождества Христова, соединяемый на Востоке с праздником Крещения, в указанное им время стали на Востоке совершать, по примеру западных Церквей, 25 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Церковь вспоминает Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме 26 сентября, 2015. Новостная служба Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. В тот же день был освящен весь город Иерусалим 26 сентября Православная Церковь отмечает память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Это событие также называется «Воскресением словущим». В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками. Позднее ревностный язычник, император Адриан (117 — 138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306 — 337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obno...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам церковно-научной конференции «Империя, Церковь, культура: семнадцать веков с Константином» 22 декабря 2006 г. 12:00 Москва, 22 декабря. В связи с проведением в Москве церковно-научной конференции «Империя, Церковь, культура: семнадцать веков с Константином (К 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого)» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам мероприятия приветственное послание. Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого. «Первый царь во христианех» и «в царех апостол» — таким вошел Константин Боговенчанный в историю Империи и Церкви. С его именем связано наступление новой эпохи — на руинах языческого античного мира возникла новая христианская государственность и новая культура. Церковь, основанная Христом и воспринятая первохристианами как Град взыскуемый и Царство не от мира сего, была властной рукой выведена из катакомб и застенков диоклетиановых гонений. В борьбе и противостоянии рождалась новая историческая реальность. И хотя Церкви не всегда удавалось претворить интересы империи и общества в подлинное Божие служение, пример соработничества Церкви и государства, преподанный Константином, остался идеалом для всего православного мира. Святой Константин и его мать, равноапостольная царица Елена, являются основателями древнейших христианских храмов в Святой Земле — храма Воскресения в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме. Церковь воспевает Константина, видевшего в небе над Римом явление Креста — Необоримого Оружия, и обретшего в Иерусалиме «в земли крыемо спасительное знамение» подлинного Животворящего Древа. «Помянух дни древние, поучихся во всех делех Твоих», — сказано Псалмопевцем. Эпоха Константина, ее научное исследование и богословское осмысление важно и актуально не только для профессиональных историков, но и для широкого круга наших современников, живущих в период формирования новых отношений между Церковью и государством. Желаю успеха в работе конференции, Божие благословение да пребудет со всеми Вами. + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/171272.htm...

Затем воспевается тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”. Это молитвенное взывание к тем, кто принял добровольное страдание, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. Церковь тем самым говорит нам, что добрые супруги терпением скорбей уподобляются христианам, стяжавшим мученические венцы за свой крестный подвиг исповедничества веры во Христа. В завершении воспевается тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь, Троице Единосущная”. Это песнопение напоминает, что путь благовестия Христова ожидает каждого христианина, ибо по слову апостола Павла: ”Сердце верует к праведности, уста исповедуют ко спасению” ( Рим.10:10 ). Следуя этим путем, муж и жена должны быть прежде всего достойным примером для своих детей и верными помощниками друг другу. Напутственное слово Церкви В старину новобрачные семь дней пребывали осененные венцами и только на восьмой день особым чином в храме разрешались от них. В современной практике отъятие венцов совершается по окончании торжественного шествия. Священник произносит об этом краткую молитву. Но всю последующую жизнь эти венцы будут незримо украшать мужа и жену, если они будут всегда следовать правде Божией, хранить мир и любовь друг ко другу. Заключает венчание особая молитва о новобрачных, в которой священник испрашивает у Господа благословение на всю их жизнь, а также благочадие и долгожитие. Обращается он и к Божией Матери, испросившей у Господа милости для новобрачных в Кане Галилейской. Вспоминаются в этом молитвенном прошении и боговенчанные святые равноапостольные царица Елена и царь Константин, особо чтимые Церковью. Они первые из земных царей приняли христианскую веру и утвердили ее как государственную, приведя в лоно Святой Церкви Христовой всю подвластную им вселенную. В молитве о новобрачных Церковь обращается к святому великомученику Прокопию, который своими страданиями за Христа воодушевил стяжать венцы мученичества двенадцать благородных женщин, взошедших на крест, как на брачный пир.

http://azbyka.ru/o-venchanii-dlya-chego-...

Таинство исповеди предварить обязательно молитвами пред исповедью и внимательно выслушивать грехи кающихся, употребляя и милость и строгость. Не совершать таинства исповеди во время литургии. До причащения нужно вычитывать каноны: особенно канон и молитвы перед причащением. После причащения необходимо вычитывать молитвы по причащении и давать непременно крест для целования, после литургии, как для причастников, так и для всех присутствующих в храме.    —6-    При чтении Святого Евангелия – слова и возгласы за богослужением не произносить вычурно, а скромно, церковно, внятно и громко, нараспев, а не разговорной речью.    Также и чтение не допускать на клиросе разговорного,а только церковного, нараспев.    —7-    Наблюдать в Святом храме благоговение и тишину. Следить за беготней детей, разговорами. Смотреть за чистотой храма, особенно святого алтаря, за опрятностью риз.    Да умудрит Господь Бог всех православных пастырей добре пасти стадо, от Бога им врученного. Пусть помнят они грозные слова Господни: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48,10) и пусть утешаются незабвенными словами нашего Спасителя и Бога: «не вы Меня, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам» (Uoah.XV,16).    г.Харьков, 1925 г. Епископ Онуфрий Елисаветградский    2512 сентября. Управляющий Одесской Епархией. Беседа в праздник Воздвижения Креста Господня...    В О З Д В И Ж Е H И Я К Р Е С Т А Г О С П О Д H Я .    «Кресту Твоему покланяемся, Владыко,    и Святое воскресение Твое славим».    Великий праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда св.равноапостольная царица Елена, мать св. царя и равноапостола Константина, обрела крест, на нем же распятся Христос Царь и Господь. Не сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место распятия Спасителя св.Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили первые два к мертвецу и не было чуда.Но после того , как приложили крест Христов и умерший воскрес,— весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что пред ними свято крест Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А ныне он Михайлов стал быть известен, что Императорское Величество о тех о всех Федосовых продерзостях был неизвестен. А Всемилостивейшая Ея Императорское Величество изволила постараться о церквах Божиих, и о святых Иконах (якоже равноапостольный царь Константин и мати его царица Елена, которые и Крест Господень воздвигнули) вышеобъявленнаго церквам и Иконам разорителя Федоса повелела смирить и послать в сылку (о чем де и весь возрадовался) и как первая мати Российская Ольга (во святом крещении Елена) просветила святым крещением Российскую землю, чего ради и венец царствия небеснаго Господь дарова ей. Подобно де за оное о церквах Божиих и святых Иконах старание и за смирение оного раззорителя Федоса, да дарует Господь Бог и Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Государыне Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской многая лета, и поможет Скипетр содержати, и сподобит венца царствия небеснаго. И в чем он Михаилов противен был святей церкви и их Императорским Величествам, и в том во всем приносит повинование, и всепокорно просит милостиваго прощения. И Святейший Правительствующий Всероссийский Синод, исполняя оныя Ея Императорскаго Величества указ, определили онаго Михайлова за такое ево чистое покаяние в тех винах простить, и приобщить с верными ко святей церкви. А для увещания и лучшаго ко истинней православнаго Греческаго исповедания восточней Церкви, обретающихся во всем Российском Государстве расколщиков обращения, дабы они вышеобъявленнаго бывшаго в расколе Ивана Михайлова обращение и повиновение, и ея Императорскаго Величества милостивейшее к таковым обращающимся от раскола снизходительство видя, от неразсуднаго своего суеверия и упрямства престали. И кто от расколщиков, ежели пожелает истинно и нелицемерно, к святей Соборней Апостольстей церкви обратитися и соединение с правоверными истинными христианы имети: и те бы не имея никакой опасности приходя являлися: в близости живущия от Санктпетербурга, в Святейшем Правительствующем Синоде; а дальные, Синодальной области в Москве в духовной Дикастерии; а в протчих Епархиах Архиереом, или кому от них духовных дел, правление вверено; и возимелиб таковоеж ко святей церкви обращение, и ея Императорскому Величеству приносилиб повиновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской. Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту. Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна. Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня. Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Ypoш IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы. В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/elena-ravnoapostolnaya...

Мать Императора Константина, царица Елена, много заботилась о распространении христианства, о постройке храмов и устройстве церкви. По просьбе сына своего она решила поехать в Иерусалим, чтобы там разыскать тот крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим, царица Елена много расспрашивала и, наконец, от одного очень старого еврея узнала место, где находился Крест Христов. Он был зарыт в землю, и над этим местом был выстроен языческий храм. Императрица приказала копать в этом месте землю. Наконец были найдены три креста и около них дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Но никто не мог сказать, который из трех крестов тот, на котором был распят Христос. Тогда привели одну тяжело больную женщину, и патриарх Макарий сказал ей приложиться ко всем трем крестам. Приложившись к первому и второму кресту, женщина не получила облегчения, а когда приложилась к третьему, – сразу выздоровела. Потом принесли умершего и стали прикладывать к нему кресты. От первых двух не произошло чуда, а когда третий крест приложили к покойнику, он ожил. Поклонение Кресту Господню Тогда царица Елена, патриарх и все духовенство признали этот крест за тот, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и стали поклоняться ему и целовать его. Народу было так много, что все не могли подойти к кресту, и епископ, став на возвышенное место, несколько раз поднимал, или воздвигал крест, а народ повторял: «Господи помилуй». В память о Воздвижении Креста в Иерусалиме составили молитву: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. В церкви празднуется и вспоминается Воздвижение Креста 14 сентября ст. ст. Накануне этого дня за всенощной на середину храма торжественно выносят украшенный цветами крест, и мы поклоняемся ему и целуем его при пении: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». Император Константин и мать его, императрица Елена, сделали очень много для распространения христианства. Поэтому Церковь причислила их к святым и называет равноапостольными.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010