В ветвях, которые исходят из основания креста: Слева – шесть поясных образов ветхозаветных пророков . Они держат свитки, которые символизируют произнесённые ими пророчества, посвящённые чуду воплощения Христа и Его крестной смерти: «Глаголы прияша конец ныне Божественных пророков, Кресте священнейше: всех бо Господь на тебе возвысися, вся от тли избавляя» (служба в день предпразднства Воздвижения Креста) Справа – пять поясных образов святых ветхозаветных царей со свитками и один образ спящего пророка , без свитка. это, видимо, пророк Исаия. Исайе было видение, как от царского рода Давида, «от корня Иессеева» ( Ис. 11:1 ) – отца Давила, произойдёт Мессия: «и ветвь произрастёт от корня его». Иосиф Обручник и Дева Мария происходили из этого рода. Церковь именует Христа «жезлом из корня Иессеева и цветом от него» (канон праздника Рождества Христова). Пророк, говоря о царском и пророческом служении Мессии, называет «корнем Иессеевым» и самого Спасителя ( Ис. 11:10 ). В бутоне слева помещён символ евангелиста Марка: крылатый лев с Книгой , в бутоне справа – символ евангелиста Луки: крылатый телец (бык) с Книгой . В двух бутонах, соединяющих крест с ветвями: Слева – равноапостольный царь Константин , справа равноапостольная царица Елена , с большими крестами в руках. Образы поясные. Святой Константин – первый римский император (306–337 годы), который прекратил гонения на христиан и сам принял крещение. Ему был явлен на небе звёздный крест в знамение воинской победы над врагом, после этого царь послал свою мать царицу Елену в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Иисус Христос. В 326 году Животворящий Крест Господень был найден. При его обретении происходили чудеса исцелений, а когда Крест возложили на усопшего, тот ожил и встал из гроба. В праздник Воздвижения Креста поётся стих: «Радуйся, слепых наставнице, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшия, Кресте честный: имже разрушися клятва, и процвете нетление...». Между крестом и рукоятью: святитель Спиридон Тримифунтский (IV век), старец с длинной бородой. В житиях святых, составленных Димитрием Ростовским , говорится, что святой Спиридон «вёл чистую и богоугодную жизнь, подражая Давилу в кротости, Иакову в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам», за что был удостоен от Бога дара чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Последняя статья первого отдела представляет собой молитву о «всех православных христианах, творящих поминовения по душам скончавшихся», с умолением пригвоздить их страху Твоему, направить к деланию заповедей Твоих, одушевить их любовию к Тебе и спасти их». Мы только кратко перечислили все статьи этого отдела, но в самом синодике каждая статья изложена со всеми молитвенными благожеланиями соответственно со званием или состоянием лиц, упоминаемых в той или иной статье. Второй отдел синодика, начинающийся тоже общею краткою молитвою и земным поклоном всей братии, содержит молитвенное поминовение всех усопших в надежде жизни вечной и подразделяется тоже на 31 статью, здесь в конце большей части статей читающий иеромонах говорит: «Помяни и спаси их, Господи,» – а в некоторых статьях, где молитвенно поминаются Матерь Божия, ветхозаветные и новозаветные святые: «Молитвами их спаси нас, грешных!» – братия же поет трижды: «Спаси, Христе Боже!» Поминаются все от праотца Адама до святого пророка Предтечи Иоанна благочестивые патриархи, судьи, цари, первосвященники, священники, левиты и простые люди во благочестивой вере и законе Господни в Ветхом Завете пожившие и скончавшиеся; Приснодева Мария; все апостолы, евангелисты, мученики и исповедники; святители и преподобные отцы, иже возседаша на седьми вселенских и разных святых поместных соборах; равноапостольные царь Константин и царица Елена и все благочестивые цари; равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, а также именуются все благоверные российские великие князья; великие князья и княгини Тверские; благоверные Российские цари и государи императоры; почившие патриархи Греческие и архиереи; митрополиты Всероссийские и святейшие патриархи Московские; епископы и архиепископы, управлявшие паствою Тверскою, и перечисляются все владыки Тверские от Симеона до Амвросия (Протасова,) которому преемником был  сам Григорий; усопшие рабы Божии блаженные Оршина монастыря священноархимандриты; иеромонахи, иеродиаконы, монахи и схимонахи, служившие во святой обители сей; все служители святой Церкви и монашествующие; все ближние нашего рода; подвижники; правоверные и единоверные христиане на ратех побиенные; далее поминаются приявшие различные виды внезапной смерти; а также дерзновенно – младенцы, не увидевшие Божьего света; наконец, умоляем Всемилостивого Господа призреть на всех нищих, сирот, и иноплеменных правоверных и единоверных, ихже души некому помянути.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

После троекратного чудесного явления Креста Господня святому равноапостольному царю Константину Великому , под знамением которого он одержал три славные победы над врагами Креста Христова: Максентием, Ликинием и скифами, святой царь, устроив воинское знамя по образу, виденного им на небе крестного знамения, как заповедал ему явившийся Господь Иисус Христос, и изобразил его на копьях и щитах. Потом возжелал обрести тот самый спасительный Крест, на котором соделал спасение наше распятый на нем Господь наш Иисус Христос. Для сего, святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого , по желанию своему и своего сына, в 326-м году отправилась в Палестину для обретения животворящего древа Креста Господня. Злоба язычников думала навсегда сокрыть от христиан столь драгоценный предмет поклонения их, выстроив на месте погребения Креста Господня капище студной богине, а на самом деле, таким погребением Креста Господня, она увековечила память сохранения святыни. Один престарелый еврей, знавший по преданию место сокровения Креста Господня, указал оное царице. Капище разрушено, место его разрыто и вожделенный Крест Господень обретен. Но с ним вместе обретены два креста разбойников, обешенных с Иисусом Христом. Титла, положенные на крестах, от времени изгладились, и потому нельзя было отличить спасительный Крест Иисуса Христа от крестов, обешенных с Ним двух злодеев. Воскрешение мертвого прикосновением одного из крестов указало отличие Креста Господня от крестов разбойничьих. Тогда народ толпами стекался на место обретения Креста Христова, чтобы видеть треблаженное древо: на нем же распяся Христос, Царь и Господь 348 . Блаженный Макарий, епископ Иерусалимский, чтобы удовлетворить пламенному желанию верующих, воздвигал, в виду всех верующих, животворящее древо Креста Господня, и народ, с благоговением взирая на Крест Христов, восклицал: Господи помилуй! Сила Креста Господня и спасение на нем соделанное, воспевается во всей службе церковной. § 153. Особенности в Богослужении и время празднования

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сильвестр Римский, свт. - житие Святой папа Римский Сильвестр (314 - 335) родился в Риме от родителей-христиан Руфина и Пусты. Вскоре отец его скончался, и святой остался на попечении матери. Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал ему хорошее образование и воспитал как истинного христианина. Достигнув совершеннолетия, Сильвестр стал исполнять заповедь Господа о служении ближним, особенно заботясь о приеме странников, предоставляя им в своем доме приют и отдых. Во время гонения на христиан Сильвестр не убоялся принять святого исповедника епископа Тимофея, который прожил у него более года и своей проповедью обратил многих ко Христу. После мученической кончины Тимофея, Сильвестр тайно взял тело святого и с честью предал его погребению. Это стало известно градоначальнику Тарквинию; святой был схвачен и предстал перед судом. Тарквиний принуждал его отречься от Христа, грозя муками и смертью. Святой Сильвестр, однако, не устрашился, остался тверд в исповедании веры и был заключен в темницу. Когда же Тарквиний после суда скоропостижно умер, святой получил свободу и стал бесстрашно благовествовать язычникам, многих обратив в христианство. В тридцатилетнем возрасте святой Сильвестр был принят в клир Римской Церкви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой Марцеллином (296 - 304). После смерти папы Мельхиада (311 - 314) святой Сильвестр был избран епископом Римским. Он ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполняли свое служение, не отягощаясь мирскими делами. Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный царь Константин, его мать - святая царица Елена и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев - множество ученых раввинов, во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета святой Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем. Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое Крещение. Святой папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубокой старости в 335 году.

http://pravicon.com/info-3375

Так, в темнице, на груди святого, совершилась Божественная литургия, со всеми надлежащими молитвами — по чину, как подобает, — и все сподобились причаститься святых Божественных Таин. Утром царь послал слуг узнать: жив ли еще Лукиан? Когда же слуги входили в темничные двери, святой Лукиан, увидав их, три раза воскликнул: — Я — христианин! И с этими словами он предал дух свой в руки Христа, Бога своего [ 9 ]. Слуги, придя к Максимиану, рассказали, что Лукиан уже умер. Тогда царь повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к многострадальному телу святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерию, повелевая ему идти на морской берег и, взяв тело его, предать погребению. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплыв к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостью взяли тело святого мученика и похоронили с честью. Много лет спустя, святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого, построила над гробом святого мученика Лукиана церковь [ 10 ] во славу Богу, в Троице Единому, Ему же и ныне от нас да будет слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.   Кондак, глас 2: В пощении первее просиявшаго, и во страдании второе светяща, вси, яко светило пресветлейшее, Лукиана песньми славно почтим, молящаго непрестанно о всех нас. Память святых мучеников Сарвила и Вевеи Святой Сарвил, живший в царствование императора Траяна [ 1 ], был сначала идольским жрецом в Едесе [ 2 ], а затем, наученный одним благочестивым христианским епископом, крестился вместе с сестрою своею Вевеею. Обвиненный пред князем Едесским в исповедании христианской веры, он предстал на суд и был бит палками. Так как святой с великою силою изобличал князя и доказывал суетность языческих богов, то разъяренный князь до семи раз приказывал поднимать его на дыбу, и каждый раз при этом его били воловьими жилами, строгали железными гребнями и палили свечами. Но святой обратился к Богу и молился, и Господь Сил облегчал его болезни. Мучитель, видя доблестное терпение святого, приказал забивать ему гвозди в голову, чем привел всех в ужас. Тогда Вевея, сестра святого, исповедала, что и она — христианка, и была подвергнута истязаниям и заключена в темницу. С святого Сарвила была содрана кожа, и однако он еще дышал. Тогда им обоим были отсечены головы [ 3 ]. Верующие, взяв тела их, предали земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Москве проходит конференция, посвященная 1700-летию восхождения на престол императора Константина Москва, 2006 г. Св. Император Константин I Великий. Мозаика храма святой Софии. Константинополь 22-23 декабря 2006 г. в Москве проходит церковно-научная конференция «Империя, Церковь, культура: 17 веков с Константином: (К 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого)». Организаторами конференции являются Императорское Православное Палестинское общество, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Научный совет РАН «Роль религий в истории», Паломнический центр Московского Патриархата. В приветствии, направленном участникам конференции Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, сказано: «Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого. «Первый царь во христианех» и «в царех апостол» - таким вошел Константин Боговенчанный в историю империи и Церкви. С его именем связано наступление новой эпохи - на руинах языческого античного мира возникла новая христианская государственность и новая культура. Церковь, основанная Христом и воспринятая первохристианами как Град взыскуемый и Царство не от мира сего, была властной рукой выведена из катакомб и застенков диоклетиановых гонений. В борьбе и противостоянии рождалась новая историческая реальность. И хотя Церкви не всегда удавалось претворить интересы империи и общества в подлинное Божие служение, пример соработничества Церкви и государства, преподанный Константином, остался идеалом для всего православного мира. Святой Константин и его мать, равноапостольная царица Елена, являются основателями древнейших христианских храмов в Святой Земле - храма Воскресения в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме. Церковь воспевает Константина, видевшего в небе над Римом явление Креста - необоримого оружия, и обретшего в Иерусалиме «в земли крыемо спасительное знамение» подлинного Животворящего Древа. «Помянух дни древние, поучихся во всех делех Твоих», - сказано Псалмопевцем. Эпоха Константина, ее научное исследование и богословское осмысление важно и актуально не только для профессиональных историков, но и для широкого круга наших современников, живущих в период формирования новых отношений между Церковью и государством. Желаю успеха в работе конференции. Божие благословение да пребудет со всеми Вами. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси ». 21 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19494.html

В конце 251 года, во время войны с готами, Декий был убит. В 258 году последовал новый императорский указ, направленный против церковных иерархов. В этом году приняли мученическую кончину святой Сикст, папа Римский, с четырьмя диаконами и святой Киприан, епископ Карфагенский. С 260 года до начала IV столетия в систематических преследованиях христиан наступил перерыв. Число христиан в империи неуклонно росло. Но этот временный мир для Церкви был прерван в 303 году. Началось преследование христиан, которое вошло в историю как Великое гонение. Его начали император Диоклетиан и его соправители, и продолжалось оно его преемниками до 313 года. Эти десять лет дали Церкви множество мучеников, среди которых — святые Георгий Победоносец, воин Феодор Тирон, Димитрий Солунский, целитель Пантелеимон, мученицы Анастасия Римская, Екатерина Александрийская. Святой Георгий Победоносец      Тысячи христиан приняли смерть за веру во Христа в первые три века — мужчины, женщины, дети, священнослужители, миряне... В 313 году император Константин Великий издал в городе Милане эдикт (указ), прекращающий преследования христиан. Тем не менее в областях империи при соправителе Константина Ликинии продолжались казни и преследования христиан. Так, в 319 году пострадал мученик Феодор Стратилат, в 320 году под Севастией были замучены сорок воинов-христиан. В 324 году император Константин одержал победу над Ликинием, и Миланский эдикт о веротерпимости стал соблюдаться по всей империи. Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена      Освободившись от гонений и получив поддержку императора, Церковь стала расти и укрепляться. Язычество, обессиленное внутренне, изжившее себя к этому времени, быстро сходило на нет. Попытку восстановить его и возобновить преследование христиан предпринял в 362 году император Юлиан, за свой отказ от христианства получивший прозвание Отступник. За полтора года его правления подверглись гонениям и казни многие христиане. С внезапной гибелью Юлиана во время битвы гонения христиан прекратились.

http://pravoslavie.ru/104485.html

Праздник Воздвижения показывает нам, что человек может быть победителем зла, греха и смерти, если поймет любовь Христову и захочет на нее ответить своей. Крест Христов — это любовь Богочеловека, и она открыта людям. Крест христианина — его любовь, направленная к Богу и всем детям Адама. Крест поставлен — воздвижен — перед взором каждого человека и всех людей мира. Он поставлен как медный змей среди стана (палаточного городка) евреев. Кто ужален грехом и принял в себя смертоносный яд, но обратился с верою к Распятому на Кресте, тот жив будет и не погибнет. Каждый сам делает свой выбор. В этом и состоит смысл Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Вопросы: 1. Какая характерная особенность отличает праздник Воздвижения от таких праздников как Рождество, Крещение, Вознесение, Сошествие Святого Духа? 2. Что выражает Крест Христов? 3. В чем смысл смерти Христовой на Кресте? 4. В каких случаях изображение креста может быть действенным и чудотворным? 62. Икона праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Главная мысль праздника — осознание роли Креста в спасении человечества. В день, когда происходило его Воздвижение, сам Крест был реальным центром службы. Есть несколько разных видов икон праздника. Поиски величайшей христианской святыни проводились по воле святого равноапостольного императора Константина. Руководила поисками Креста и святых мест его мать — святая царица Елена. По этой причине обретение Креста Христова может изображаться таким образом: посредине иконы — найденный в Иерусалиме Крест Господа. Стоя рядом с Ним, Его держат император Константин со своей матерью — царицей Еленой. Хотя сам царь не присутствовал во время обретения Креста в Святой Земле, он первый из императоров понял всемирное значение Креста, как выражения Божией любви к согрешившему человечеству. Именно святые Константин и Елена явили миру эту величайшую драгоценность. На иных иконах изображается событие обретения Креста Христова. На амвоне — специальном возвышении — с Крестом в руках стоит Иерусалимский патриарх Макарий. Он возложил Крест Христов на умершего человека. Через это прикосновение Креста умерший воскрес. Таким образом патриарх определил, какой крест является Крестом Спасителя мира.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Хитон Господень в Трире А 14 апреля, в Страстную субботу, впервые в истории, в капелле Св. Афанасия Великого у Хитона Господа, была отслужена православная Литургия. И люди поклонились Хитону Господа. 17 апреля, 2012 А 14 апреля, в Страстную субботу, впервые в истории, в капелле Св. Афанасия Великого у Хитона Господа, была отслужена православная Литургия. И люди поклонились Хитону Господа. Вот и началось! Уже целый год, православные готовились к Высокому паломничеству  к Хитону Господа в Трире. Трир — не просто древнейший город Германии, это удивительный город – дом святых Константина и Елены. Дом —  не в переносном смысле. Равноапостольные императоры жили здесь до построения Константинополя. Это город, где правил Святой Константин после смерти  отца Констанция Хлора, это его резиденция. 10 лет жизни великого человека и великого императора прошли здесь. Это были  самые удивительные  годы его жизни. Именно в трирский период,  Константин становиться сознательным христианином. Он долго не принимал таинства Крещения. Боялся, что управляя доставшейся ему огромной Империей, не сможет вести жизнь, достойную христианина. А формализма не хотел. Однако, всегда принимал живое участие в жизни Церкви. Он не был равнодушным человеком. Ошибался, но и совершал великие дела. Константин любил и почитал свою мать. Здесь в Трире своим указом, возвел он Елену (по происхождению дочь трактирщика) в статус Августы — императрицы.  Ее мудрость и таланты правительницы были безусловны. В Трире же готовил он, Миланский эдикт, давший свободу христианам. Церковь восприняла это как чудо. После трех столетий, непрекращающихся гонений, христиане теперь могли свободно, исповедовать свою веру!  Подписал царь эдикт в городе Милане, находясь там по семейным делам, на свадьбе у своей сестры. Он и его мать жили здесь. В городе и сейчас есть места, которых Св. Елена касалась руками: чаша из которой она пила, остатки стены ее дома (на стенах которого стоит теперь кафедральный собор) и Великая святыня, которую Св. Равноапостольная царица привезла со Святой Земли – Хитон Господа.

http://pravmir.ru/xiton-gospoden-v-trire...

Узнав о том, что мать императора святая царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест Господень, царь Мириан вместе с отъезжающим епископом Антиохийским Евстафием отправил несколько вельмож своих, чтобы они просили у императора три вещи: частицу новообретенного Животворящего Креста, побольше иереев, а также архитекторов для строительства каменных церквей в Иверии. Все это императором было прислано. Он отправил огромное посольство, в котором были десятки священников, несколько архитекторов и разные умельцы, нужные при воздвижении храмов. Епископ Антиохийский поставил для Иверии в епископы пресвитера Иоанна, который возглавил новую епархию и отправился в Мцхету. Он вез в Иверию ту часть Креста, которая служила опорою для пригвожденных ног Спасителя, и гвоздь, пронзивший при распятии руку Его. Император Константин, снабдив строителей достаточными средствами для построения нескольких храмов, высказал пожелание, чтобы они возвели дом Божий сначала там, где вступят они впервые в землю Иверии. Этим местом оказалось селение Эрушети в верховьях Куры. Тут вознесся в скором времени великолепный каменный храм, в котором епископ Иоанн положил священный гвоздь. Далее по пути к Мцхете был построен храм в Манглиси на реке Алгети. В нем владыка оставил часть Животворящего Креста Господня. В основании строящихся церквей клались частицы святых мощей мучеников за Христа. Услышав об этом, царь Мириан опечалился: послы не спрашивают его где строить, сами решают, а главное – оставляют там святыни, которые он просил у императора для своей столицы. Святая Нина, утешая его, говорила что и это от Господа, что это на пользу Иверии, ибо тем все пределы иверские укрепляются в вере Христовой. А для столицы довольно и того, что здесь, на глубине под церковью, хранится хитон Спасителя. Царь принял это объяснение и смирился. Вскоре он высказал святой Нине свое желание возвести каменный храм в честь Преображения Господня на месте ее келлии, где уже и он, и многие люди из народа привыкли молиться кресту из виноградных лоз, данному ей Богоматерью. Святая Нина одобрила это его желание, и строители принялись за работу. Самой келлии они не разрушили, и она сохранялась впоследствии на протяжении многих веков как святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010