А император святой Никифор I Фока (963–969), строгий аскет и любитель монашества, был вынужден вступить в брак с Феодорой – вдовой императора Романа II (959–963), поскольку, как убеждали его духовные наставники, царю неприлично быть одному . Когда император Юстин II (565–574) объявил своим преемником Тиверия(574–582), константинопольцы посчитали, что царь без августы есть нечто несообразное. А поэтому немедленно потребовали представить им новую царицу. «Хотим видеть, хотим видеть августу римлян!» – ревели ипподромные партии. Как следствие, император Тиверийтут же приказал венчать на царство свою супругу Анастасию . Когда императоры оставались вдовцами, политическая элита и сами патриархи обычно настаивали на их новой женитьбе. Царь занимался мужчинами, а царица выступала представителем всех женщин Римской империи. Соответственно этому были организованы и дворцовые церемонии, где императрицам отводилась немалая роль. В день Святой Пасхи , когда император принимал в храме Святой Софии высших сановников, императрица в этом же храме, на хорах, встречала их жен. В праздник Брумалий, который отмечался в ноябре, царица одаривала подарками придворных дам и приглашала их к себе в большие парадные залы. Подобно василевсу, василисса давала аудиенции, обеды, награждала отличившихся дам и вела светские беседы. До нас дошло описание одного дипломатического приема, участницей которого стала святая равноапостольная княгиня Ольга. 9 сентября 955 года в ее честь был дан торжественный прием у императора Константина VII Порфирородного. Княгиню приняли с соблюдением всех правил церемониала: провели по многочисленным залам Большого дворца и ввели в великий триклиний Мангавры, где стояло чудо света – трон Соломона. Святую Ольгу принял вначале император, а затем и царица Елена – особая честь, которой удостаивался далеко не каждый иностранец. В этот же день был дан роскошный обед, на котором княгиня сидела за одним столом с царской четой, а вокруг пели певчие и давались сценические представления. В другом зале дворца были накрыты столы для княжеской свиты, в которой насчитывалось 88 мужчин – бояре, купцы, военные люди – и 35 женщин. 18 октября 955 года был дан еще один обед, и на этот раз святая княгиня восседала рядом с императором, а царица – за отдельным столом со всей императорской семьей. Нет сомнений, что пышность и великолепие царского дворца и в целом Константинополя произвели неотразимое впечатление на наших предков; особенно поразили святыни и храм Святой Софии. Русская княгиня приняла святое крещение, и ее восприемником стал сам император Константин VII Порфирородный .

http://pravoslavie.ru/59983.html

Святой Нине было открыто место, где находился Хитон Господень. Там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти Святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»). После этого святая Нина отправилась проповедовать Евангелие язычникам – горцам в верховьях рек Арагви и Иори. Последние годы жизни она провела в Кахетии (Восточная Грузия), в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы, ведя подвижническую жизнь и обращая ко Христу окрестных жителей. Умерла святая на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов. Крест святой Нины хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе. Особую роль в жизни христианской Церкви сыграли свв. равноапостольные император Константин Великий и царица Елена 206 (память 3 июня н. ст., IV век). Основной заслугой императора Константина были труды по утверждению христианства в Римской империи: Миланский эдикт о веротерпимости (313 г.), основание христианской столицы империи – Константинополя, строительство храмов, созыв Первого Вселенского Собора в городе Никее (325). По предложению Константина в Символ веры внесен термин «Единосущный», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественном достоинстве Иисуса Христа. Царица Елена прославлена в лике равноапостольных за труды по обретению Животворящего Креста Господня (326 г.). Подробности о жизни святых Константина и Елены приводятся в Приложении к теме 2. В V веке трудился свт. Патрик, апостол Ирландии (389–493), основатель Ирландской Церкви и первый ее епископ. В «Исповеди» св. Патрика, древнейшем памятнике ирландской письменности, можно найти поразительные параллели с апостольскими посланиями. Причем, это совпадения не формальные, а «по духу», помогающие увидеть апостольский подвиг как бы изнутри, почувствовать внутреннее единство святых разных веков. Подробности приводятся в Приложении к теме 2. В IX веке свет христианства языческим народам несли равноапостольный святитель Ансгарий, просветитель Скандинавии (память 16 февраля н. ст.) 207 , а также просветители славян: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, свв. Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр, св. князь Ростислав Моравский и св. царь Борис (Михаил) Болгарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

“Вы, бездушные истуканы и гнездящиеся в них бесы! Именем Христа приказываю вам: падите и рассыпьтесь в прах!” — громко приказал им Георгий. И статуи заколебались, закачались и упали на пол, разбившись о мрамор на тысячи кусков. Видя это, главный жрец упал к ногам Георгия со словами: “Велик Бог христианский!”, и тут же был арестован, а затем и казнен, как исповедник веры Христовой. Услышала об этом чуде и жена Диоклетиана царица Александра и, явившись к царю, который укорял в это время Георгия, припала к ногам мученика, прославляя Христа. Взбешенный царь сразу же вынес смертный приговор и ей, и святому Георгию, и обоих повели за город, на место казни. По дороге царица почувствовала слабость, попросила у воинов разрешения сесть, прислонила голову к стене и скончалась. Хотя ей и не успели еще отсечь мечом голову, но Церковь почитает ее как мученицу в тот же 23й день апреля. Святой Георгий же после молитвы был усечен мечом. Слуга перенес его тело сперва в Рамлу и там похоронил, а затем была выстроена церковь в Аидде, куда перенесли мощи его. Пострадал он в 303 году. Вскоре воцарился святой равноапостольный Константин Великий , прекративший гонения на христиан и всячески их поддерживавший. Мать его, равноапостольная царица Елена, поехала в Палестину, нашла Крест Господень и во всех местах, связанных с воспоминаниями о Господе Иисусе, построила храмы. Возобновила она и разрушившийся к тому времени храм святого Георгия в Аидде. 8 ноября и были торжественно перенесены в него мощи великомученика, после чего и установили в этот день праздник ему. Мы же, русские, отмечаем еще и 26 ноября — день, когда была освящена в 1051 году церковь святого великомученика Георгия в Киеве. Она была построена великим князем Ярославом Мудрым, сыном святого князя Владимира, в Крещении он был наречен Георгием и, почитая своего святого, устроил прекрасную церковь в том месте, близ которого находится теперь Софийский собор. К сожалению, она не сохранилась, так как пострадала от войн с татарами. Но праздник 26 ноября, тогда устроенный, мы продолжаем соблюдать.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

“Я твердо веровал, — говорил Константин, — что всю душу свою, все, чем дышу, все, что только существует в глубине моего ума, — все я обязан принести великому Богу”. По желанию святого царя Константина его мать, святая Елена, отправилась в Палестину, чтобы почтить великие христианские святыни и найти Крест, на котором распялся Господь наш Иисус Христос. По ее указанию были построены прекрасные Церкви в Вифлееме над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской — месте Вознесения Господня; в Гефсимании — месте Успения Божией Матери; у дуба Мамврийского, где Бог Троица явился Аврааму. Наконец, после долгих и трудных поисков, святой Еленой был обретен Животворящий Крест Господень. Чтобы узнать, точно ли это тот крест, на котором распялся Господь, его положили на мертвого человека — и мертвый воскрес. Прожив после того недолгое время, святая царица Елена преставилась ко Господу. Святой равноапостольный Константин заботился и о внутреннем устроении церкви. По его указанию был созван первый вселенский собор, на котором был утвержден Символ Веры. Сам царь присутствовал на Соборе и поддерживал православных против еретиков. Константин жил после того еще более десяти лет и во все время своего царствования ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, сам являясь примером, достойным подражания. Но до последних дней своей жизни святой царь не был крещен. Константин, с юных лет носивший в сердце своем Христа, издавна сделавшийся в душе христианином, отлагал свое крещение по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Почувствовав приближение своей кончины, он призвал епископов и просил их удостоить его святого крещения. Перед крещением умирающий царь сказал: “Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь, как о времени спасения. Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться спасительной благодати”. Приняв святое крещение, Константин ликовал духом, сердце его было полно живой радости. Свою последнюю благодарственную молитву, возвысив голос, царь заключил такими словами:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ктитором и основателем Воскресенского монастыря, «начальным фундатором» предстает патриарх Никон на портрете, где он облачен в зеленую мантию и белый клобук; на хартии, которую держит в поднятой левой руке патриарх, слова из ирмоса 9-й песни Пасхального канона: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия»; этот портрет, известный по фото- и литографиям конца XIX – начала XX в., написан не ранее 1656 г. 1004 . Ктиторский характер носят изображения патриарха Никона на колоколах 1005 . Образ патриарха Никона – человека артистичного, изысканного по натуре запечатлен на тафтяной парсуне начала 1680-х гг., созданной по царскому заказу художниками-живописцами Оружейной палаты. На парсуне «личное» написано красками, «доличное» исполнено с применением дорогих текстильных материалов. Лицо и фигура патриарха выполнены в реалистичной манере: пастозные мазки передают взгляд уставших, но строгих глаз, пальцы тонкие с удлиненными фалангами, резкие иконописные пробела делают лицо патриарха моложе 1006 . Молитвенный образ патриарха Никона запечатлен на иконе «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом митрополитом и патриархом Никоном в саккосах» и на одной из двух икон, стоявших по сторонам Креста с резным изображением Распятия Христова. Икона с изображением двух первоиерархов, припадающих к ногам Спасителя, по чеканной надписи на окладе датируется 1657г. 1007 и была написана «повелением и мздою смиреннаго Никона...» 1008 . Сегодня икона хранится в музее «Новый Иерусалим» (дерево, темпера, 137х87 см). Иконографический тип, представляющий патриарха Никона на втором изображении, – ктиторский в молении. На иконах, писавшихся по обе стороны от Животворящего Креста, в первом варианте композиции изображались слева в рост в повороте ко Кресту святой равноапостольный царь Константин, царь Алексей Михайлович и коле- нопрекпоненный патриарх Никон ; справа – святая равноапостольная царица Елена, царица Мария Ильинична. Такие иконы вместе в Крестом в меру Креста Господня были посланы патриархом Никоном в 1656 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ктитором и основателем Воскресенского монастыря, «начальным фундатором» предстаёт патриарх Никон на портрете, где он облачён в зелёную мантию и белый клобук; на хартии, которую держит в поднятой левой руке патриарх, слова из ирмоса 9-й песни Пасхального канона: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия»; этот портрет, известный по фото и литографиям конца XIX – начала XX в., написан не ранее 1656 г. 1005 . Ктиторский характер носят изображения патриарха Никона на колоколах 1006 . Образ патриарха Никона – человека артистичного, изысканного по натуре запечатлён на тафтяной парсуне начала 1680-х годов, созданной по царскому заказу художниками-живописцами Оружейной палаты. На парсуне «личное» написано красками, «доличное» исполнено с применением дорогих текстильных материалов. Лицо и фигура патриарха выполнены в реалистичной манере: пастозные мазки передают взгляд уставших, но строгих глаз, пальцы тонкие с удлинёнными фалангами, резкие иконописные пробела делают лицо патриарха моложе 1007 . Молитвенный образ патриарха Никона запечатлён на иконе «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом митрополитом и патриархом Никоном в саккосах» и на одной из двух икон, стоявших по сторонам Креста с резным изображением Распятия Христова. Икона с изображением двух первоиерархов, припадающих к ногам Спасителя, по чеканной надписи на окладе датируется 1657 г. 1008 и была написана «повелением и мздою смиреннаго Никона...» 1009 . Сегодня икона хранится в музее «Новый Иерусалим» (дерево, темпера, см). Иконографический тип, представляющий патриарха Никона на втором изображении, – ктиторский в молении. На иконах, писавшихся по обе стороны от Животворящего Креста, в первом варианте композиции изображались слева в рост в повороте ко Кресту святой равноапостольный царь Константин, царь Алексей Михайлович и коленопреклонённый патриарх Никон ; справа – святая равноапостольная царица Елена, царица Мария Ильинична. Такие иконы вместе в Крестом в меру Креста Господня были посланы патриархом Никоном в 1656 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Когда в лице святого равноапостольного императора Константина великого христианство воцарилось в древней римской вселенной, тогда равноапостольная мать Константина, святая царица Елена отправилась на восток во святую землю поклониться местам освященным стопами Христа Спасителя, и по возможности разыскать памятники, бывшие свидетелями земной Его жнзни. Первыми предметами поклонения и благоговейных расследований благочестивой царицы были Иерусалим, гора Голгофа, пещера гроба Господня и животворящий крест, на котором Христос Господь пролил свою животворящую кровь. К этим расследованиям о кресте и о прочем приступили предварительно посредством распросов у Иерусалимских старожилов: так как древний, современный Христу Иерусалим, по двукратном разрушении его римлянами, при императорах Веспасиане, Тите и Адриане, находился в развалинах, так что не осталось камня на камне от древних построек, все было разгромлено и превращено в массивную груду мусора и щебня. Приходилось, как и до настоящего времени по местам приходится, дорываться до настоящей почвы, на которой стоял старый Иерусалим, по которой ступали стопы Господа Иисуса Христа и современников Его. О месте, где засыпан был крест, спрашивали не только у христиан, но и у евреев более сведущих. Один старый еврей, по имени Иуда, впоследствии принявший св. крещение и нареченный Кириаком, по старому преданию, указал место, где следовало искать креста Христова. Когда на указанном месте приступлено было к раскопкам, то обретены три креста, один Христов, а два, на которых распяты были два разбойника. Подлинный крест Христов узнан был по находившейся при нем дщице с надписью: Иисус Назарянин, царь Иудейский, и по целому ряду чудес, которые исторически засвидетельствованы, по исцелению больных, даже по воскрешению умершего. Обретение житворящего креста совершилось при патриархе Иерусалимском Макарии. Конечно, с соизволения святой царицы Елены, крест Христов, по вынутии из земли и по удостоверении его подлинности, на вершине горы Голгофы, в присутствии самой императрицы, при огромном стечении народа, святым патриархом Макарием был воздвизаем вверх и вниз для показания великой святыни всему народу, стекшемуся во множестве, и народ при этом в молитвенном восторге и умилении восклицал едиными усты и единым сердцем: Господи помилуй, Господи помилуй, многократно. Значит, вот еще где начало соблюдаемого в церкви обряда воздвижения честного и животворящего креста. При подлинном кресте Христовом обретены самые гвозди, которыми пригвождено было к нему пречистое тело нашего Спасителя. Эти гвозди и часть самого животворящего древа равноапостольная царица препроводила своему сыну св. Константину, который некоторые из гвоздей вбил в свой шлем, а другие вковал в свое боевое вооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Новая христианская столица, получившая название по имени своего устроителя, – «град царя Константина», Константинополь, занимавшая серединное место между прежних столиц империи – Рима и Никомидии, как некогда Иерусалим – «град царя Давида», не принадлежавший исключительно ни одному колену израильскому 3365 , по своему счастливому географическому положению, и врученная покровительству Божией Матери, быстро расцвела и затмила славу и величие не только пышной Никомидии, но и самого великого Рима. И подобно тому, как в древности Давид, водворившись в Сионе, смущался тем, что он «живет в доме кедровом», " а Кивот Завета остается под кожами» ( 2Цар.5:9–11, 7:2 ; 1Пар.17 и дал.), так теперь Константин, поселившись в прекрасной Византии, не мог оставаться равнодушным к поруганной «колыбели 3366 христианства» – месту земной жизни Господа Иисуса, Его страданий, смерти и воскресения. Благоговея пред знамением Креста, он пожелал прославить самое «живоносное Древо, на нем же распялся Царь и Господь». Но, как воин и при том проливший много крови, он почитал себя недостойным совершить то самолично. Это благочестивое намерение императора привела в исполнение его равночестная мать, царица Елена, которую он отпустил в Иерусалим, снабдив ее полномочием и богатыми дарами. Елена, как повествует Евсевий 3367 , эта старица с юношескою быстротою устремилась на Восток, чтобы совершить должное поклонение стопам Господа, – по слову пророка, «поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). В стране священной, ознаменованной дивными событиями, где всё напоминает о «великой Тайне благочестия – явлении Бога во плоти», наглядно проявилось величие смиренной души царственной старицы; там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, а в самой скромной одежде вращалась она среди народной толпы, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню; подражая Господу Иисусу, свое самоуничижение она простирала до того, что в своем доме собирала девственниц, угощала их и сама служила за столом в виде простой рабыни 3368 . Пример искреннего благочестия царицы производил глубокое впечатление не только на верующих во Христа, но и на неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царский Деисус. Роспись ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории. 1383/84 г. Фрески сохранились полностью. Традиционно живопись поделена на 3 регистра: в широком нижнем ярусе помещены фигуры святых в рост, в более узком среднем - образы в медальонах, в верхнем - сцены евангельского цикла. В конхе изображена Пресв. Богородица «Платитера» с архангелами, ниже - «Причащение апостолов» и «Служба св. отцов». Над конхой сохранились фрагменты композиции «Вознесение Господне». Евангельский цикл начинается с «Благовещения Пресв. Богородицы» (по сторонам апсиды), с необыкновенно сложной архитектурой на фоне. В жертвеннике в нижнем ярусе изображено «Видение сщмч. Петра Александрийского», над ним в конхе жертвенника - первомч. Стефан архидиакон, рядом - прп. Симеон Столпник. В юж. части вост. стены представлен свт. Кирилл Александрийский, на юж. стене - особо чтимые в этом регионе святители Климент Охридский и Ахиллий Ларисский. Рядом с темплоном в расписном рельефном арочном обрамлении изображен в более крупном масштабе свт. Афанасий Великий. Далее - свт. Николай Чудотворец, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Прокопий и Меркурий. На западной стене - равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил и вмц. Варвара. На северной стене - чтимые в Сев. Греции прмч. Николай Вуненский (пам. греч. 9 мая) и сщмч. Александр Пиднский (пам. 13 марта). В нижнем регистре предпочтение отдано воинам и местночтимым святым. В вост. части сев. стены в тройной рельефной арке представлен 5-фигурный Деисус: в центре Спаситель на престоле, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Предтеча, вмч. Георгий Победоносец и неотождествленный святой. Рядом с образом Иисуса Христа имеются надпись: «Царь Славы» - и неполная цитата из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь… приидите, благословенные Отца Моего» (Мф 25. 34), что объясняет царские одежды Спасителя с высокой митрой и лором. В поствизант. время эта иконография, называемая «Царь царствующих и первосвященник», получила широкое распространение. Изображение Пресв. Богородицы в царских одеждах вдохновлено словами псалма: «Предста царица одесную Тебе…» (Пс 45. 10). Вмч. Георгий Победоносец и неизвестный святой, стоящие рядом с Пресв. Богородицей, изображены как вельможи в богатых одеждах и головных уборах. Композиция Деисуса имеет триумфально-эсхатологический смысл.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Слава чудес, совершившихся от Креста Господня, быстро распространилась по городу и привлекла к Голгофе множество народа. Многие, за теснотою, не имея возможности приблизиться и облобызать честное древо, просили, чтобы оно было показано им издали. Тогда патриарх, став на возвышенном месте и воздвигая Честный Крест, показывал его и в отдалении стоящим, и весь народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!» Святой равноапостольный царь Константин, обрадованный открытием мест распятия и воскресения Господа, повелел построить над Голгофою великолепный храм, который превосходил бы богатством украшений «все где-либо существующие» 311 . Виновница открытия, святая царица Елена большую часть животворящего древа Креста Господня оставила в Иерусалиме, где она впоследствии, по сооружении храма, и была поставлена в серебряном ковчеге для поклонения верным, а другую, вместе с гвоздями, найденными в святом гробе, послала сыну своему Константину в Константинополь. Приняв эту часть, царь, по свидетельству церковного историка Сократа, «скрыл ее в своей статуе», находившейся на площади города на высокой порфировой колонне 312 . Часть крестного древа, находившаяся в Иерусалимском храме Воскресения, ежегодно, в память первоначального обретения, была торжественно воздвизаема и предлагаема для поклонения народу, стекавшемуся во множестве из разных стран. Для многих единственною и самою высшею наградою за труд пути из отдаленных стран служили частицы Животворящего Древа, которые они, облагая златом и сребром, носили на груди, так что святой Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что в его время, хотя «святое Древо Креста и было видимо» в храме, но «розданное отсюда по частям целой вселенной, наполнило собою почти уже всю вселенную» 313 . В начале VII века, в царствование императора Фоки, Хозрой, царь персидский, овладел Иерусалимом, древо Креста Господня сделалось добычею победителей и отнесено было в Персию. Скорбь христиан, лишившихся священного сокровища, была неизъяснима. Но Господь благословил оружие преемника Фоки, императора Ираклия, который, после неоднократных поражений на поле брани сына и преемника Хозроя – Сироя, принудил его заключить мир и возвратить из плена, вместе с крестным древом, патриарха Иерусалимского Захария и других иерусалимлян. Победитель желал сам внести в город и поставить на прежнее место в храме Воскресения Животворящее Древо Креста Господня. Во всех царственных знаках, в порфире и царском венце, Ираклий взял в руки Животворящий Крест, но у врат храма был остановлен невидимою силою, и уже на другой день, сняв с себя знаки царского величия, в простом одеянии и босыми ногами, беспрепятственно вступил в храм Воскресения и положил Честное Древо Креста на прежнее место. Святая Церковь , обрадованная возвращением священного сокровища, положила усугубить праздник Воздвижения Креста Господня, присоединив к нему воспоминание о возвращении святыни из Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010