Со времен Аристотеля оно «стало общим достоянием древней философии и отсюда перешло в космологию всех почти церковных писателей» (Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, и их отношении к древней философии и патристической литературе. С. 272). 104 Или: «печаль смерти» ( τν το θαντου κατφειαν). Эта печаль или бесславие (позор), в святоотеческой письменности бывает связана с грехопадением и является результатом его. Например, свт. Григорий Нисский говорит, что невозможно «человеку без возрождения в бане крещения достигнуть воскресения, имея в виду не просто возрождение и изменение нашего естества... но восстановление в состояние блаженное, божественное и далекое от всяких печалей ( πσης καταφεας κεχωρισμνον ποκατστασιν)» (Свт. Григорий Нисский . Большое огласительное слово. 35//Иже во святых отца нашего Григория Нисского , Большое огласительное слово. Киев, 2003. С. 268–269). 106 Тема зачатия и рождения человека, как образа телесного воскресения его, восходит к самым истокам святоотеческой письменности. «Святой мученик Иустин, Афинагор и святой Феофил Антиохийский , твердо и без тени сомнения верующие в воскресение тел, отмечают: как Бог определил, чтобы из “единого и простого семени”, из малой капли “человеческого семени” создавались кости, жилы и плоть и получался целый полноценный человек, подобным же образом Бог может соединить “разрушенное” тело и воскресить мертвое». Далее Н. Василиадис цитирует рассматриваемое место преп. Анастасия (в переводе ошибочно указан Афанасий) и констатирует наличие названного образа у преп. Иоанна Дамаскина . См.: Василиадис Н. Таинство смерти. С. 465–466. Преп. Иоанн говорит, как и преп. Анастасий, используя форму риторического вопроса в полемике с сомневающимися в телесном воскресении: «Кто единым хотением превратил прах в тело, Кто малой капле семени в утробе повелел расти и образовать этот многовидный и многообразный организм нашего тела, Тот не скорее ли может одним только хотением воскресить то, что уже было и разрушилось?» (Преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Мученика схватили палачи и привели на место казни. Они поставили Георгия на колени, и один из палачей взмахнул мечом, чтобы испугать его. В это время подошел турок Осман, который, показывая, что как будто жалеет его, сказал: – Люди, подождите, что вы хотите делать? Затем он обратился к мученику: – Человек, пощади свою жизнь. Скажи только, что согрешил, и освободишься, пойдешь отсюда и будешь жить как хочешь. – Я христианин Георгий и не нуждаюсь в твоих разъяснениях. После этого палач спросил его: – Раскаиваешься? – Я христианин. – Склони голову. Мученик с радостным лицом склонился, и палач отрубил святую его голову в пятницу пятого апреля, в третий час дня. Блаженная же его душа отошла к Желанному Христу и прияла неувядаемый венец. Святые же его мощи осияла Божественная благодать, потому в ночь с пятницы на субботу, на рассвете, многие, не только христиане, но и агаряне, видели, что мощи мученика светились, испуская дивный свет, как светится зеркало, когда в нем отражается солнце. Свет тот исходил от крови мученика, пока она еще была на этом пологом и вымощенном камнями месте. С наступлением субботы о чуде узнал весь народ, и судья приказал поместить святые мощи в гробницу святого великомученика Полидора. Пока мощи несли к гробнице, некоторые из христиан оторвали несколько волосков с головы мученика, другие взяли окровавленную его одежду. Позже они сообщили, что от одежды исцеляются те, кто испытывает сильный жар. Один из иноплеменных взял себе частицу одежды для брата, который лежал в горячке. Это мученичество послужило к неисцельному стыду супротивных, а для благочестивых стало духовной радостью и весельем неизреченным во славу Господа нашего Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Житие преподобного и богоносного отца нашего Феоны, архиепископа Солунского и ктитора монастыря святой Анастасии Узорешительницы «Тесной шествовав в житии, отче, стезей, ныне ликовствуеши на Небеси. Дух Феоны отсюда послан в славный Град». Ни письменные документы, ни предания не донесли до нас, где сей преподобный и богоносный отец наш Феона, честной обители святой Анастасии ктитор, наставник и учитель Солуни и всей Фессалии, святейший пастыреначальник, слава подвижников, архиереев украшение и всех христиан превосходная похвала имел земную родину, от каких родителей произошел и как стал епископом Солуни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

После революции советские власти, жертвуя государственной целесообразностью, попытались стереть с карты имя императора Николая II и цесаревича Алексея (остров Малый Таймыр). В 1918 году, чтобы не возиться с переименованием, архипелаг просто убрали с карты. Однако, когда в 1924 году американцы попытались поднять на острове Врангеля свой государственный флаг, пришлось вспомнить и забытую Землю Императора Николая II. Нарком иностранных дел Г.В. Чичерин заявил тогда в меморандуме: «В сентябре 1916 г. Российское Правительство известило все союзные и нейтральные державы, что нижеперечисленные острова составляют неотъемлемую часть российской территории, а именно: остров Генерала Вилькицкого, Земля Императора Николая II, остров Цесаревича Алексея, острова Старокадомского, Новопашенного...» И получилось, что не только канонерка «Красный Октябрь», посланная тогда из Владивостока к острову Врангеля, обороняла от непрошенных пришельцев северные российские острова, но и царь-мученик. Впрочем, 11 января 1926 года на заседании Президиума ВЦИК было постановлено: «Наименовать группу островов в Северном Ледовитом океане: «Земля Николая II», «Цесаревича Алексея» и «Старокадомского» - «Таймырский архипелаг». Присвоить наименования: «Земле Николая II» - «Северная Земля», острову «Цесаревича Алексея» - «Малый Таймыр»... В 1930-1932 годах, после детального обследование архипелага экспедицией Арктического института, четыре самых крупных острова получили названия Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец, Пионер. Попытки вернуть архипелагу первоначальное, данное его открывателями имя, начали предприниматься вскоре после канонизации Царской семьи. 1 декабря 2006 года Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа приняла постановление, которым предлагалось возвратить архипелагу Северная Земля прежнее название Земля Императора Николая II, а также переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, остров Октябрьской революции - в остров Святой Александры, остров Большевик - в остров Святой Ольги, остров Комсомолец - в остров Святой Марии, остров Пионер - в остров Святой Татьяны и остров Домашний - в остров Святой Анастасии.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/12/...

24 июля. День памяти святой княгини Ольги . [Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю русскому Володимеру» сохранил для нас дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года. По новому стилю — 24 июля. Ольга была похоронена по христианскому обычаю в земле. Ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, перенес ее нетленные мощи в построенную им Десятинную церковь в Киеве. Почитание великой княгини Ольги как христианской святой началось еще при ее внуках — Ярополке, а затем Владимире. Общецерковное прославление произошло в 1547 году - Ольга была причислена к лику святых в чине равноапостольных]. Ил.: Святая княгиня Ольга. Михаил Нестеров. 1893. - С.4; 8 июля. День семьи, любви и верности. [«Все может быть отнято у нас, кроме любви, и это делает любовь тем единственным, что мы можем давать. Все остальное — члены нашего тела, разум, имущество — можно отнять у нас силой; но любовь — нет средства добиться ее от нас, если только мы сами не дадим ее. В отношении нашей любви мы столь же вольны, сколь не вольны ни в одном из прочих проявлений нашей души или тела. И хотя в основе даже и любовь — дар Божий, потому что мы не можем сами вызвать ее в себе, однако, когда имеем ее, это единственное, в чем мы можем отказать или что можем дать». Митрополит Сурожский Антоний ]. Фото Анастасии Воскресенской. - С.5; 17 июля. День памяти святых царственных страстотерпцев. [Страстотерпец — один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, убитых не за исповедание веры во Христа, а за их особую роль в общественном устройстве. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья]. Семья Романовых. Фото. - С.5. Даты июля: 28 июля. День Крещения Руси. [ Патриарх Кирилл: «Не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей» (Пс. 69:2). Насмехаясь над мучителем, говорил: — Твой огонь холоден и железо этого ложа гораздо мягче твоего ожесточенного сердца. Ты хорошо поступил, приказав мне, утомленному в дороге, отдохнуть на этой мягкой постели! С такими словами святой поворачивался на ложе, как будто на постели. Прошло много времени, а святой мученик оставался в огне живым, здоровым и неповрежденным; тогда мучитель, пылая гневом, приказал, сняв святого с ложа, отсечь ему за селением голову. Вышед из огня твёрдыми ногами, святой уже более не нуждался в колеснице или поддерживающих, но сам собою пошел к месту казни, воспевая во время пути: — «Благословен Господь, Который не отдал нас в добычу зубам их» (Пс. 123:6). С ним вместе пели и некоторые из братий, следовавших за ним. И, воздав благодарение Богу, он склонил под меч свою честную главу. Так скончался святой великомученик Христов Кодрат, будучи усечен мечем в десятой день месяца марта, в который увенчался мученичеством вместе с своею дружиною и соименный ему друг его, Кодрат Коринфский, что было в царствование над греками и римлянами Валериана, а над христианами в бесконечное царствование Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом В правление императора Юстиниана Великого в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицанка в царском дворце по имени Анастасия Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию; но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Скверну вы греховную чистотой отмойте, Ересь попирайте, в правой вере стойте. Истребите ненависть, клевету и злобу, Помыслы нечистые не смущали чтобы; Прилоги греховные – словно змеи скверные: Из благочестивых – делают неверных. Ум свой постоянно к Богу обращайте, Без молитвы теплой мысль не оставляйте. Если Бога в мыслях нет – дьявол там гнездится, Уловляет душу в плен, как больную птицу. Обо мне, грешнейшем, Господа молите, Всею жизнью Бога славьте и хвалите!» 2. Св. Герман, патриарх Цареградский . Сын первого царского сенатора, которого убил царь Константин Погонат. Тот же самый злой царь оскопил сенаторского сына, сего Германа, и насильно удалил его в монастырь. Инок Герман, подобно звезде, просиял своей добродетельной жизнью. За это он был сначала избран епископом Кизикским, а затем, по воцарении Анастасия II, и патриархом Цареградским. Как патриарх, крестил он зловещего Копронима, который во время крещения осквернил воду нечистотами. Предрек тогда [святой] патриарх, что этот ребенок, когда станет царем, внесет в Святую Церковь какую-то злочестивую ересь. [Так] это и свершилось. Взойдя на царский престол, Копроним восстановил иконоборческую ересь. Лев Исаврянин, отец Копронима, начал гонение на иконы, а когда патриарх Герман ему противостал, грубый и надменный Лев воскликнул: «Я царь и священник!» После этого он сверг Германа с престола и изгнал в монастырь, где сей святитель прожил еще десять лет, пока в 740 году Господь не призвал его к Себе в Небесное Царство. 3. Св. мученик Панкратий . Четырнадцатилетним юношей пришел из Фригии в Рим, где был мучим за Христа и в 304 году убит. Этот святой широко почитается на Западе. В Риме существует церковь во имя его, где покоятся и его святые мощи. Рассуждение Святой Климент Александрийский приводит один страшный обычай, бытовавший у варваров. Пленив врага, говорит он, они живым привязывали его к трупу мертвого человека и оставляли обоих истлевать вместе. Вроде бы и можно сказать: слава Богу, этот варварский обычай остался в прошлом! [А] в действительности, никуда он не делся, но и поныне властвует в полную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

— Я недостоин, — говорил он, — человеческого погребения, недостоин чтобы меня взяла земля, так как я отвергся Господа моего, Творца неба и земли! Когда достигли места казни, святой мученик Маркеллин с усердием помолился Господу Христу, приемлющему кающихся грешников и с готовностью предоставил свою выю на отсечение и умер за Христа, Которого сначала отвергся из-за страха мучений [ 5 ]. Вместе с ним были обезглавлены и упомянутые три мужа Клавдий, Кирин и Антонин и тела их были брошены непогребенными при дороге. Впрочем по прошествии нескольких дней верующие, взявши ночью тела Клавдия, Кирина и Антонина, — похоронили их; тело же Маркеллина никто не осмеливался взять и похоронить, так как он дал заклятие не предавать тело его погребению; и валялось честное тело мученика Христова при дороге в продолжение тридцати шести дней. По прошествии же этого времени новопоставленному папе Маркеллу явился святой Апостол Петр и сказал: — Почему ты до сего времени не предаешь погребению тело Маркеллиново? — Я страшусь его клятвы, — отвечал Маркелл, — ибо он дал заклятие не хоронить тела его. — Разве ты не помнишь, — сказал Апостол, — написанного — «унижающий себя возвысится» (Лук.18:14). Итак пойди и с честью похорони тело его. Тогда папа Маркелл взял честные мощи мученика и похоронил их в гробнице Прискиллы — что при Саларийской дороге. Так скончался священномученик папа Маркеллин, оставивши образец покаяния для многих, впадавших в то время в подобный грех (ибо тогда многие отвергались от Христа из-за страха пред мучениями). Мы же славим неизреченное милосердие Божие всегда и в бесконечные веки. Аминь.   В тот же день память святого мученика Феодота Анкирского, усеченного мечем в 303 году (житие его см. под 18-м мая). Память 8 июня Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского Святой Ефрем первоначально был военачальником на Востоке в правление императоров Анастасия [ 1 ] и Иустина [ 2 ]. Потом он был поставлен в антиохийские патриархи [ 3 ], как человек благочестивый, проводивший добродетельную и богоугодную жизнь, весьма милостивый к нищим, сострадательный во всем, находившимся в бедах и несчастиях. Избрание же его в патриархи произошло по Божию благоволению и откровению о том одному святому епископу, жившему в то время, когда город Антиохия восстановлялся после разорения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Феогний, еп. Витилийский. † 522 г. (Болланд.). Происходил из Каппадокии, подвизался в Палестине. Потом епископ в Витилии (Bemhelokoлo Газы). Жития святого написаны Павлом Элладиком и Кириллом Скифопольским на основании живых воспоминаний современников. Изданы Пападопуло-Керамевсом («Прав. Палест. Сборн.» 1891 г., стр. 1−21 и 22−24). Феодора Александрийская, прп. † 480 г. (Сергий). Жена Александрийского эпарха, подвизавшаяся под видом евнуха в мужском монастыре. Легенда о святой, издана Wessely («Fünfzehnter Jahresbericht des Gymnasiums in Hernals», 1889 г., 25−44). Метафрастова обработка у Migne, P.G., 115, 665−690. Память 11 сен. Феодора Солунская, прп. † в 892 г. на 80 году жизни (житие, стр. 27). Происходила с Эгины из духовой среды, подвизалась в Солуни. Житие, написанное клириком Георгием, современником святой около 900 года, издано еп. Арсением («Житие и подвиги св. Феодоры Солунской», Юрьев 1899 г.). Георгием была написана и история перенесения мощей и чудес прп. Феодоры, изданная Е. Kurmz’oм («Зап. Академия Наук» VIII, серия VI, т. 1, стр. 37−49). Память 5 апреля. Феодора императрица, прп., восстановительница иконопочитания, супруга Феофана, мать Михаила III, † 867 г. (Болланд.). Происходила из пафлагонской знати. Житие святой, написанное вскоре по смерти императрицы на основании воспоминаний о ней и послужившее источником для Георгия Амартола (см. Регель, стр. V, XIII и XVI). Издано Э. Регелем («Analecta byzantinorossica», 1891 г. стр. 1−19). Память 11 февраля. Феодорит, мученик при Юлиане. Два жития в латинском переводе изданы в AASS. Октябрь, Х, 40−45. Память 8 марта. Феодор Сикеот, прп. † 613 г. (см. житие, стр. 495). Происходил из Галатийской деревни Сикеи. Подвизался в её окрестностях, потом был епископом Анастасиупольским. Житие, написанное учеником Георгием по рассказам самого святого и знавших его лиц (см. 381 и 494), очень богатое бытовыми подробностями. Издано в Мνμη. γιоλ., 321−495. Рассказ Никифора Скевофилакса о перенесении мощей Феодора при им. Ираклии, и судьбе его храма при Константане V, напечатан в Anal. Boll. XX, 252−272. Память 22 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 Д. Кефалас выстроил впоследствии (на деньги из неразделенной с братом Анастасием части отцовского наследства) второй дом (ул. Табанлиджезми, 40) у старой крепостной стены возле церкви Святой Ксении. Позже он был также снесен, и на его месте появился многоквартирный дом Анастасия Стамулиса. 16 Другой вариант – Силимврия; по-турецки – Силиври. Название города традиционно связывалось с именем мегарского колониста Сила, прибывшего сюда около 675 г. до P. X. Император Аркадий (395–408 по P. X.) переименовал его в честь своей супруги Евдоксии в Евдоксиуполь. 17 Святой мученик Агафоник пострадал в 290 г. по P. X. в Пахии Аммийской, к западу от Силиврии. Память его празднуется 22 августа. 18 Преподобная Ксения Римская подвизалась в середине V в. в Миласе (Малая Азия). Память ее празднуется 24 января. 19 До катастрофы 1922 г. часть святых мощей была передана жителям Миласы. В настоящее время она хранится в беженском храме Преподобной Ксении, что в Никее Пирейской. Другая часть после изгнания греков из Малой Азии попала в храм (также беженский) Преподобной Ксении в Фессалонике. 20 По переписи, после Балканских войн в Силиврии насчитывалось примерно 7 тыс. жителей: 2,5 тыс. греков, 2,5 тыс. турок, 1 тыс. евреев и 1 тыс. армян. В городе насчитывалось тогда три православных священника, в чьи обязанности входило совершение треб и других священнодействий в домах членов греческой общины, и за каждым из них была закреплена треть домов. По словам греческого историка И. Мангриотиса, «в марте – апреле 1914 г. фанатизм турок вспыхнул с небывалой силой. Терроризированные христиане не решались появляться на улице, поскольку те жаждали выместить на них все свои военные неудачи и поражения от болгар. Врываясь на кладбища, турки опрокидывали кресты с намерением осквернить их». После обмена населением в окрестностях Силиврии поселились мусульмане из Македонии, преимущественно из Дойраны, многие из которых были тайными христианами, то есть потомками греков, насильно обращенных в ислам . Даже сегодня в соседних с Силиврией селениях Фанари (Фенер), Хараци и Цандо можно встретить грекоязычных жителей. Турки из других регионов нередко называют нынешних силиврийцев «гяурами» (неверными), поскольку греки Эллады для тех – и поныне «соотечественники». Автор этих строк с огромным волнением выслушал внушающий доверие рассказ местного уроженца и родственника некоторых «тайных христиан» о том, как эти последние приходят иногда помолиться в разоренные храмы, а в пасхальную ночь прикрепляют к их стенам свечи. Кто-то с гордостью сообщил рассказчику, что слышал тогда же в храме звук незримых шагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Святая мученица Каллиста и ее родные кровные братья Евод и Ермоген в славянских святцах названы самобратиями по буквальному переводу соответствующего слова в греческом месяцеслове. Память их творится 1/14 сентября; а пострадали они во время жестокого Диоклетианова гонения, или в 309 году. 22 декабря/4 января чествуется память святой великомученицы Анастасии Фармаколитрии, в переводе с греческого на славянский язык - Узорешительницы. Что означает это наименование? - По одним сказаниям, святая великомученица Анастасия освобождала от темничных уз заключенных христиан, по другим - врачевала от болезней (Месяц. вост., т. 2, стр. 396). Святой подвижник Иоанн (память 9/22 ноября), обративший на правый путь блаженную Таисию, именуется в нашем месяцеслове Колов. Что означает наименование Колов? Это - древнеегипетское слово и означает " малорослый " . И действительно, отшельник Нитрийской пустыни преподобный Иоанн Колов " мал бе ростом " . 4/17 августа совершается память святого мученика Елевферия кувикулария. Что означает наименование кувикуларий? - Слово это происходит от латинского cubicularius - постельничий. Святой мученик Елевферий по должности своей был постельничий никомидийского царя. Сего святого мученика не должно смешивать со священномучеником Елевферием (память 15/28 декабря), пострадавшим при Адриане. 15/28 декабря воспоминается Церковью преподобный Павел в Латре. Что означает выражение месяцеслова иже в Латре? Из жития преподобного (Полный месяц. востока) видно, что в Малой Азии, недалеко от Милета, была Латрская гора. У подошвы этой горы был монастырь, в котором с ранних лет и проводил подвижническую жизнь преподобный Павел, иже в Латре. В Четьях Минеях Димитрия Ростовского замечено, что " в Российской стране жития Павла не обретохом " . Что означает название Пелусиот при имени преподобного Исидора Пелусиота (память 4/17 февраля)? - В Нижнем Египте был известный город Пелуза; ревностный обличитель Несториевой ереси, преподобный Исидор Пелусиот, или Пелузиот, подвизался вблизи этого города в уединенной горной обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010