(Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, С. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - " Археологические известия и заметки " , 1895, 2-3). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую " Повесть о убиении святого Андрея " . Ко времени Андрея относится и окончательная редакция " Сказания о Борисе и Глебе " , вошедшая в " Успенский сборник " . Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также " Молитва " , внесенная в летопись под 1096 годом, после " Поучения Владимира Мономаха " . Иконописный подлинник Владимир. 1647-48. Святой Андрей. Фреска Успенского Княгинина монастыря. Северная сторона юго - западного столба. Владимир. 1647-48 годы. Новгород. 1542. " Боголюбская " (фрагмент). Шитая пелена. Новгород. 1542 год. 55.2 х 104.3. Вклад свт Макария и боярина Семена Александровича в ц. Преображения " на Розважи улица " . ГРМ. Санкт-Петербург. Владимир. 1647-48. Святой Андрей. Фреска Успенского Княгинина монастыря. Владимир. 1647-48 годы. Русь. XVII. Ап. Андрей Первозванный и св. Андрей Боголюбский. Икона. Русь. Середина XVII века (1650 - 1660-е гг.). 167 х 112. Из Успенского собора во Владимире. Москва. 1988. Прп. Андрей Иконописец. Ватагина И.В. Икона. Москва (мастерская Данилова монастыря). 1988 год. Русь. XVI. Миниатюра Жития прп. Сергия. Русь. Конец XVI века. Из собрания Троице - Сергиевой Лавры. РГБ. Москва. XVI. Прп. Андрей расписывает собор Андроникова монастыря. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 230. РГБ. Москва. Москва. XVI. Преставление прпп. Андрея Рублева и Даниила Черного. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 293. РГБ. Москва. Москва. 1982. Прп. Андрей Иконописец с житием. Ватагина И.В. Икона. Москва. 1982 год. Николо - Кузнецкий храм г. Москвы. Москва. 1999. Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Москва. 2007. Прп. Андрей Рублев с житием. Удалова Н. (выпускница Иконопиской школы 2007 г.). Икона. Сергиев Посад. 2007 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910094.htm...

Память преподобного Елисея совершается 14/27 июня. Мстислав-Георгий Храбрый, Великий князь Новгородский, благоверный К лику святых заступников Церкви отеческой причтен и сей князь Новгородский Мстислав, внук великого князя киевского Мстислава († 1132 г.) и сын смоленского князя Ростислава. Князь Мстислав заслужил у современников имя Храброго, которое сохранилось ему в летописях по своему мужеству в битвах и по особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. В Церкви же усвоилось ему утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам его воинской доблести. В 1168 году он участвовал в победе южно-русских князей над половцами. Святой князь принимал участие и в других княжеских походах, в которых прославился необычайным мужеством. Князь Мстислав, который, по сказанию современников, боялся лишь единого Бога, явил свое мужество против великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, когда тот, отдав сперва столицу южную Киев брату его Роману, князю смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Повиновался кроткий князь, но за него вступились братья — Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость владимирского князя и, овладев Киевом, отдал его второму брату Рюрику. Тогда великий князь владимирский объявил Ростиславичам войну. Князь Мстислав с бесчестием выслал его посла с таким словом к своему владыке: «Доселе мы уважали тебя как отца, но когда ты говоришь с нами как с слугами и людьми простыми, идем на суд Божий». Князь Андрей послал 50 тыс. северного войска. К этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей. Братья Ростиславичи оставили Киев, будучи не в силах держаться против такого полчища, но Мстислав Храбрый засел с малой дружиной в соседней крепости — Вышгороде, ничтожные стены которого, казалось, можно было разобрать руками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

90 Это отчуждение от самовластных бояр, эта самостоятельность Андрея, а главное возвышение «отроков», «дворян», меньших людей «из сходцев» и были причиной тому, что всеобщая к нему любовь бояр и дружинников обратилась к нему в ненависть. Бояре увидали, что их надежды на богатое кормление не оправ­дались, что самовластию их грозит конец, и они решили избавиться от могущественного и ненавистного им князя и составили заговор против Андрея с целью лишить его жизни. Читая в летописях сказание об убиении князя Андрея 91 можно видеть, что заговор против жизни великого князя составился не вдруг, что злодеяние подготовлялось и обдумывалось боярами за­ранее и совершено было помощью людей, близких Андрею, но изменивших ему под влиянием врагов князя, бояр Владимирских. Во главе исполнителей заговора были братья жены Боголюбского, боярские дети Кучковичи, которых Андрей всегда любил, с которыми советовался во всех важных случаях своей жизни. 92 Это отчуждение в последнее время Андрея от старых бояр, вероятно, касалось и Кучковичей, и всего более было чувствительно для них, так как они считали себя правою рукою великого князя. Обиженные этим они перешли на сторону врагов князя. Андрей знал о заговоре, подозревал и некоторых заговорщиков. На это прямо указы­вает Ипат. летопись: «князь Андрей, говорить летописец, слышал ранее, что ему убийством угрожают враги, но разгорелся духом божественным и ни малейшего не обратил внимания, говоря: Господа Бога моего Вседержителя и Творца возлюбленные его люди пригвоз­дили на кресте со словами: да будет кровь его на нас и на детях наших». Но узнав, об измене и злых умыслах одного из Кучковичей Петра, Андрей был сильно возмущен: он приказал схватить его и казнить. Тогда остальные единомышленники, боясь подвергнуться той же участи, поспешили привести давний заговор в исполнение. Преступление совершилось в Боголюбовском дворце в ночь на 30-е июня 1174 года. Когда Андрей Боголюбский, удрученный горем по любимом сыне, пребывал в Боголюбове, злодеи воспользовались уединением великого князя и малым числом бывших около него телохранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поступивший на его место епископ Леон, из игуменов Суздальского монастыря, 63 также недолго пробыл на Ростовско-Суздальской кафедре. Он оказался большим мздоимцем и с целью умножения своих доходов «умножал бяше церкви, грабяй попы», – как говорит о нем летописец, т.е. размножал без нужды число священников, желая больше получить денег за рукоположение, и обременял их разными поборами. Этим корыстолюбием он скоро вызвал всеобщее к себе нерасположение паствы, и Андрей Боголюбский дол­жен был по жалобе всей епархии уволить этого епи­скопа, тем более что он, неизвестно почему, 64 начал проповедовать такое строгое учение о посте в среду и пяток, что запретил вкушать мясо и молоко в эти дни во все праздники, даже в Рождество и Богоявление, и лишь по усиленным просьбам разрешил пост в Свет­лую седмицу. Это учение всем показалось совершенной «ересью». Но поручению князя учение это было разобрано местными сведущими в церковном уставе людьми и было опровергнуто. Главным виновником опровержения этого учения Леона был «Феодор» 65 впоследствии епископ Владимирско-Ростовский, человек весьма начитан­ный и умный: он вступил в спор по этому вопросу с еп. Леоном и, как выражается летописец, «упре его». Леон удалился в Царьград искать защиты сво­его учения. Между тем митрополит Киевский Феодор оправдал еп. Нестора, 66 найдя его учение о посте в среды и пятки согласным с церковными уставами, и возвращал его снова епископом в Ростов. Благоверный князь Андрей, будучи твердо убежден в неправоте Несто­ра, нарушавшего своим новым учением о посте старые, укоренившиеся в русской церкви, обычаи в этом отно­шена, не согласился с постановлением суда Киевского митрополита и решил обратиться за разъяснением этого вопроса к самому Константинопольскому патриарху. Вместе с тем, чтобы положить конец всем этим церковным нестроениям в своем княжестве, благоверный князь решил также исходатайствовать у патриарха дозволение учредить во Владимире митрополию, желая поставить Ростовско-Суздальскую область вне зависимости от киевского митрополита, присылавшего в Ростов таких епископов, которые не в состоянии были поддержать и упрочить здесь церковного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старшие сыновья его Изяслав и Мстислав, выросшие в период пребывания Боголюбского на юге, во время господствования там междоусобий, и воспитанные под влиянием тревог походной жизни, вышли суровыми воинами, храбрыми в битвах, князьями–витязями, для которых воинские походы и предводительство дружинами было самым любимым делом. Летописцы русские, осо­бенно ценившие эти качества в древних князьях, с любовью передают в своих летописях о всех ратных подвигах доблестных сыновей Андрея Боголюб­ского – Изяслава и Мстислава. Из их сказаний известно, что Изяслав участвовал во всех тех походах, какие считал нужным предпринять князь Андрей для блага своего княжества: он предводительствовал отцовскими дружинами в похода против Черниговского князя Свято­слава Олеговича, посланный Андреем для защиты князя Вщижскаго, зятя Андрея Боголюбского; затем, по поручению отца, он вместе с другими князьями в1162 г. участвовал в походе против половцев и наконец в 1162 г. Вместе с отцом предводительствовал дружинами в знаменитом поход против Камских Болгар. Возвратившись из этого победоносного похода, Изяслав заболел и помер 28 октября и 1164 г., 85 омрачив своей смертью радость победы. Андрей сильно любил этого сына, который, по своим доблестям, напоминал ему его самого в молодости, и горько оплакивал его кончину: «и плакася по нем, говорит летописец, князь Андрей, отец его, и брат его Мстислав и тако положиша его в церкви святыя Богородицы в Володимери с плачем великим.» Построив велико­лепный храм Успения и назначив его княжеской усыпаль­ницей, Андрей не ожидал, что ему придется здесь хоронить прежде всех своего любимого сына, бывшего тогда в цвете мужества и силы. 86 По смерти Изяслава, Боголюбский перенес свои надежды на другого своего доблестного сына Мстислава. Не принимая участия ни в одном походе, кроме болгарского, после переселения во Владимир с1157 года Андрей поручил теперь, за смертию Изяслава, предводительство своими дружинами Мстиславу и он является покорным исполнителем воли своего отца, ведя дружины его для взятия Киевав1169 г., в следующем1170 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П. С-в. Виноградов А., Георгиевский В. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский СПБ. 1900 г. ц. 40 к.//Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 739 Благоверный великий князь Андрей Боголюбский – это один из тех святых русской Церкви, относительно которых возникают в полемике с сектантами и даже иногда в сознании и верующих людей сомнения и недоумения, как дескать попал во святые этот князь, с именем которого история связывает многие кровавые и мрачные свои страницы. Книжка г. Георгиевского , заглавие которой выписано нами, как тщательный и добросовестный труд археолога-любителя, может дать солидное выяснение и успокоение подобных недоумений колеблющейся веры. Вот почему на страницах миссионерского органа отмечаем мы второе издание этой книжки. Из-под пера автора встает пред читателем величественный образ святого Андрея Боголюбского – «первого собирателя Руси, первого могущественного князя её, провозгласившего идею сильной и мудрой власти краеугольным камнем, при созидании и укреплении Руси, и первого мученика этой идеи, запечатлевшего её своею кровью (95 стр.). В жизни своей, как человек и как сын своего века, св. Андрей, конечно, не был чужд и некоторых недостатков, но при всём том жизнь этого князя-мученика представляет нам жизнь великой и сильной души, движимой добрыми, высокими мотивами. Характерно выразился о князе Андрее летописец: «Бог дал ему так пожить, говорит он, чтобы он мог не только жизнью свою душу спасти, но и кровью своею мученическою омыть свои прегрешения» (36 стр.). За такую-то жизнь он и в сонме святых, за то и Господь прославляет нетлением его тело. Книжка г. Георгиевского издана хорошо, снабжена рисунками и – при ясности и задушевности речи автора – представляет интересное и занимательное чтение. Ученым комитетом Министерства Народного Просвещения она допущена в ученические, старшего возраста, библиотеки средних учебных заведений. Цена очень доступная. Желаем успеха и этому второму изданию. Свящ. Аркадий Виноградов Миссионерский Вестник//Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 740–746

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многочисленные чудеса совершались от образа Пречистой Богородицы на пути от Вышгорода до Владимира-на-Клязьме. [Впоследствии записаны духовником князя Андрея, «попом Микулицей» (Николаем) в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».] В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, внезапно остановились. «Мати Христа Бога нашего, горячо молился святой князь, можешь, если хочешь, быть мне Помощницей и в Ростовской земле, куда направляем путь наш, и там утверди, Владычице, новопросвещенных людей Твоих!» Но Пресвятая Богородица избрала Владимирскую землю, ночью явилась Она князю Андрею со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы образ Мой нес в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни и составь обитель иноков». В память о чудесном явлении святой князь Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери в рост, со свитком в руке, и установил празднование 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась многочисленными чудотворениями. На указанном Царицей Небесной месте благоверный князь Андрей построил в 1159 году храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и заложил город Боголюбов, ставший его излюбленным местопребыванием, а впоследствии местом блаженной мученической кончины. 15 мая 1157 года отошел к Богу великий князь Юрий Долгорукий и святой Андрей единодушно был избран ростовцами и суздальцами на княжеский престол. Невысокого роста, «широк и силен вельми», с высоким лбом, большими светлыми глазами святой князь производил впечатление умного и доброго человека, наделенного сильной волей и непреклонным характером. «Мужество и ум в нем жили, – отмечает летописец, – правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он». Отличаясь любовью ко всему святому, благоверный князь прославил Бога постройкой множества храмов. Свыше тридцати великолепных церквей и соборов было создано святым Андреем за годы его княжения. Лучший из них – построенный в 1158 – 1160 годах собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство собора: золотые и серебряные паникадила, иконостас в жемчуге и драгоценных каменьях, литой из серебра амвон, золотые двери и стены – все это поражало своей красотой и великолепием, а чудотворная Владимирская икона Божией Матери была его главной святыней. Убранство и благолепие храма благотворно влияло на иноземцев и служило распространению Православия среди окружавших народов. Всем приезжим – иудеям, латинянам и язычникам святой Андрей велел показывать воздвигнутые им храмы, являя им «истинное христианство ». И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обнаженные мощи преподобного Феодосия Тотемского выставлены в Спасо-Преображенском соборе для обозрения публики с 12 до 17 часов. С первой попытки превратить тотемских православных в любознательных экскурсантов не удается. Прихожане, паломники, горожане, оскорбленные неслыханным поруганием, срывают исполкомовскую печать. Игумен Кирилл снимает стеклянный колпак со святых мощей и возвращает преподобного в гроб. Ему и его прихожанам уездные власти предъявляют обвинение в контрреволюции; убоявшись, однако, волнений, которые могут устроить «врожденные фанатики», «жалкие остатки трупа гражданина Феодосия Суморина» переносят из Тотьмы в Вологду, в областной краеведческий музей. В подвале, в деревянной колоде – выдолбленном из цельного куска гробу, укрытом пожелтевшими листами бумаги, – и почивали святые мощи до 1988 года. В феврале 1919 года Наркомюст провозгласил кампанию по вскрытию мощей православных святых. Красноармейцы громят монастырь Святой Троицы на реке Свирь под Петроградом. Пораженные, стоят над разверстым саркофагом с нетленными мощами преподобного Александра Свирского монахи; «восковой куклой» объявляют святого безбожники и изымают серебряную раку. Публичное глумление происходит повсеместно. Святой Тихон Задонский , святой Митрофан, епископ Воронежский и Елецкий; 25 вскрытий в храмах Владимирской и Тверской губернии: святой благоверный князь владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, святой благоверный князь Глеб Андреевич, святой благоверный князь владимиро-суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский, святой благоверный князь муромский Петр и святая княгиня муромская Феврония, преподобный Нил Столобенский и преподобный Макарий Калязинский… 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. В марте 1919 года Святейший Патриарх Тихон обратился к Ленину: «.Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поруганной святыни и вещать народу: Должно повиноваться более Богу, нежели человеку…» Ответом было нанесение Святейшему ножевых ран некой дамочкой, ранее прославившейся покушением на Распутина. 13 Река Кубань

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

2) От святого Владимира до подчинения Волыни владычеству князей Литовских: «время тяжелых смут и неурядиц удельного времени, сопровождаемых постоянными набегами диких орд и непрерывными покушениями со стороны латинян на подчинение земли Волынской незаконному владычеству папы Римского». 3) Время Литовского владычества или так называемый период Литовский, кончившийся окончательным разделением митрополий со смертью Всероссийского митрополита Ионы († 1461); и наконец 4) времена унии и польского преобладания, и открытого гонения латинян и униатов на веру православную от брестской унии до первых годов XVIII века и вообще до наших времен. Соответственно этому мы и разделим свое обозрение на следующие четыре отдела: Отделение первое – с половины IX века до 1015 года, куда относятся следующие святые угодники, находящиеся в духовном союзе и в ближайших отношениях с землею Волынскою: 1) святые равноапостольные братья Кирилл († 869) и Мефодий († 885); 2) Святая блаженная княгиня Ольга († 969) 3) Святой равноапостольный князь Владимир († 1015). Отделение второе – с начала XI века до 1326 года, куда относятся святые угодники Волынские и другие, проживавшие на Волыни и посещавшие её пределы во времена удельной системы, каковы: 1) Преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский († 1065); 2) Святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); 3) преподобный Стефан епископ Волынский († 1094); 4) преподобный Нестор летописец († княгин4); 5) святой благоверный князь Мстислав († 1132); 6) преподобный Никола Святоша, князь Луцко-Черниговский († 1142); 7) святитель Нифонт Новгородский († 1156); 8) святой Андрей Боголюбскиии († 1174); 9) блаженный Олег, князь Брянский (†1285); 10) святитель Петр, митрополит Киево-Московский († 1326). Отделение третье – от первой половины XIV века до 1550 года, куда относятся святые, находящиеся в ближайших отношениях к земле Волынской во времена владычества Литовского и разделения митрополий, как-то: 1) святой Феогност митрополит Киево-Московский († 1353);

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путем Святого Князя Сегодня начинается Боголюбский крестный ход 20.06.2011 976 Время на чтение 7 минут 21 июня в Вышгороде, что под Киевом, начинается Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери, посвященный 900-летию святого благоверного князя Андрея Боголюбского . Впервые за 900 лет Крестный ход из Вышгорода в Боголюбово повторяет путь, который прошел русский государственник, первый некоронованный русский царь святой благоверный князь Андрей Боголюбский, положивший начало централизованному русскому государству. Мы попросили рассказать об этом Крестном ходе одного из его организаторов сопредседателя движения «За веру православную» Павла Безукладичного. - Павел Андреевич, как родилась идея этого Крестного хода? Каковы его главные цели? - Основные организаторы - движение «За веру православную», фонд Андрея Боголюбского и СРУБ (Союз России, Украины и Беларуси) были совершенно едины в решении почтить память св. блгв. князя Андрея Боголюбского Крестным ходом. Крестные ходы часто организовываются во время проведения больших церковных торжеств. А таких праздников, как 900-летний юбилей св. блгв. князя Андрея Боголюбского, у нас в России единицы. Можно вспомнить 1000-летие Крещения Руси, 875-летие святого князя Владимира… Андрей Боголюбский почитается как первый некоронованный царь России. Сильный, мужественный, мудрый человек, во многом опередивший свое время, он понимал, что Русь объединять надо, создал первое единое государство, включающее в себя и Киев, и Новгород, и Владимир. Хотелось бы, чтобы полузабытое имя этого государственного деятеля, совершившего подвиг объединения русских земель, было возвращено благодарным потомкам и увековечено. Это и есть одна из главных целей праздника и Крестного хода. Еще одна, не менее важная цель - объединение людей. В последнее время даже появилось такое понятие - атомизация общества, распад социальных связей, когда каждый живет своей жизнью. Разобщены не только отдельные люди, но и организации. В России существует большое количество православных общин, которые живут как бы отдельно, сами по себе. Наша задача -эти отдельные социальные атомы - и отдельных людей, и общины - снова собрать и объединить, и на этой основе начать возрождение православной платформы, на которой строится российское государство. Это конечно дело долгое, нам и жизни может не хватить, но когда-то надо начинать. И многодневные крестные ходы, обладающие удивительной объединяющей силой, помогут этому процессу. Во время Крестного хода читаются совместные молитвы, псалтырь, акафисты святым.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/21/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010