Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В Вышгородском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери, присланная Константинопольским Патриархом. По преданию, она была написана св. евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель — во дни Своей юности, — Богоматерь и св. Иосиф Обручник. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет!» Св. князь Андрей особенно чтил эту икону и часто молился перед ней. Но однажды утром увидели, что святая икона сошла со своего места и стоит в воздухе. На другое утро то же явление повторилось. Князь Андрей решил, что это знак благоволения Божией Матери к его желанию. Ночью, тайно, он взял святую икону и повез ее в Ростов. Но когда отъехали 10 верст от незначительного города Владимира, икона стала и не захотела идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица и сказала ему, что местопребыванием своей иконы Она избирает Владимир. Князь Андрей был поражен. Он не любил старых городов — Ростова и Суздаля. Они управлялись боярским вече (собранием), которое не считалось с князьями и притесняло бедных, которые назывались «младшими людьми». Город Владимир, основанный св. равноапостольным вел. князем Владимиром (+ 1015, память его 15 июля), был населен именно этими «младшими людьми» — ремесленниками, пришедшими с юга. Князь Андрей горячо любил этот город, и владимирцы отвечали ему тем же. И вот Сама Царица Небесная избирает его любимый город! Князь Андрей поспешно вернулся во Владимир, и через два года был уже готов чудный собор во имя Успения Божией Матери, для Ее святой иконы, которую стали с тех пор называть Владимирской. В том же 1157 г. скончался в Киеве вел. князь Юрий Владимирович, и князь Андрей провозгласил себя вел. князем владимирским. Ничтожный прежде, маленький городок Владимир стал стольным городом. Вел. князь Андрей расширил и украсил его. Своего предка — св. равноапостольного вел. князя Владимира он горячо чтил и старался подражать ему, особенно теперь, став вел. князем: он приказывал всюду отыскивать бедных, посылал им возами все необходимое для жизни, сам посещал бедных, ласкал и целовал прокаженных.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

Β «Повести...» умело и тонко сплетены две линии: мирская и земная, поданная в действии (в событиях),– и церковная, духовная, поданная в размышлениях князя и комментариях автора. Психологические детали повествования и образная народная речь реалистически видоизменяют намеренно идеализированный образ князя, навеянный традицией житий. Действия живого князя не совпадают с авторскими разъяснениями в отношении этих действий; впечатление такое, будто повесть в ее полном варианте писали два автора. Текст публикуется по Ипатьевской летописи в издании: ПСРЛ, том второй. Изд. 2-е. СПб., 1908, с. 580–595. В год 6683 (1175) . Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбове, столь же далеко Боголюбове от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его Мать; знанье же отринув и рассужденья и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм Господу Богу и церковь преславную Рождества святой Богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы и всяким узорным литьем, – блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью – золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до Деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новгородцы трепетали и ожидали гибели — суздальцы с союзниками уже поделили их улицы для грабежа, о чем и объявили осажденным. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Одна из них ударила в икону. Из очей Царицы Небесной закапали слезы, и икона повернулась ликом к городу. Святитель Иоанн, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: “Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!” Вдруг тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и убивать друг друга. В итоге суздальцы в смятении и страхе бежали от стен Великого Новгорода. Святитель Иоанн в честь этой победы установил торжественный праздник — Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 10 декабря н. с.), а за иконой Пресвятой Богородицы, перед которой молились новгородцы, с тех пор закрепилось название — “Знамение”». «Но на иконе, которая рассказывает об этом событии, главное все-таки не битва. Главное, на чем мы должны сосредоточиться, всматриваясь в этот образ, — это чудо, чудесное избавление, произошедшее по молитвам к Пресвятой Богородице, — объясняет игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы МДА, — И молиться, стоя перед этой иконой, мы должны Пресвятой Богородице в надежде на Ее заступничество и помощь в трудных обстоятельствах, которые так же, как и тогда новгородцам, могут быть оказаны и нам». Почему святой князь стрелял в икону? Судя по сюжету иконы, получается, что раз Пресвятая Богородица помогла новгородцам, то они «хорошие», а суздальцы вместе со святым благоверным князем Андреем Боголюбским — «плохие». Как же святой князь может быть плохим? «Во-первых, войском руководил не сам святой князь, а его сын — Мстислав, и сам князь в том походе не участвовал, — объясняет кандидат исторических наук, иерей Василий Секачев. — Во-вторых, Андрей Боголюбский (канонизирован в 1751 году) почитается в лике святых за свою мученическую кончину как страстотерпец, погибший от рук изменников. Тверская летопись сообщает, что в 1174 году князь Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре.

http://pravmir.ru/ikona-ob-ikone/

Поскольку крест Евфросинии Полоцкой и Туровский крест принадлежат к одной категории воздвизальных крестов, участники проекта допустили, что они должны иметь общие черты. На лицевой стороне креста Евфросинии Полоцкой находятся изображения святых покровителей семьи преподобной Евфросинии: отца (великомученика Георгия), матери (мученицы Софии) и ее самой (преподобной Евфросинии Александрийской). Поэтому на Туровском кресте соблюдена аналогия: там изображены святые, связанные с Туровской землей — святитель Кирилл Туровский, благоверный князь Андрей Боголюбский, великомученица Варвара. Дело в том, что Андрей Боголюбский был непродолжительное время князем в Турове. Почитание же святой Варвары связывает Туров и Киев: по преданию, невеста туровского князя Святополка II (Михаила) Изяславича Варвара Комнина, выходя за него замуж, вывезла мощи великомученицы Варвары из Византии на Русь. «Очень горжусь причастностью к воссозданию Туровского креста. Сложно назвать себя единственным автором, в такой работе кажется, что твоей рукой водила какая-то высшая сила», — сказала автор эскиза Туровского креста Елена Андрющенко, пояснив, что вдохновлялась Туровским Евангелием, крестом Евфросинии Полоцкой, а также византийским искусством. «Моей задачей было изготовить изделие " того времени " , в изначальной средневековой технике. По-моему, получилось», — отметил ювелир Олег Ермолович. Митрополит Вениамин сообщил, что в Туровский крест будет вставлена частица Животворящего Креста Господня. Презентация креста состоится 26 сентября в 16.00 в храме святителя Кирилла Туровского при Минской духовной академии. Затем крест будет воздвигнут за всенощным бдением в Свято-Духовом кафедральном соборе. Начало богослужения в 18.00. После богослужения крест некоторое время будет храниться в Минске, после чего святыню доставят в Туровскую епархию. Дата перенесения пока не определена. Второй экземпляр Туровского креста будет находиться в Национальной академии наук. 24 сентября 2020 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 154 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/134172.html

Он, как лидер государства, хотел выступить в роли сильного, хотя при этом сам лично проявил образец смирения. И это очень важный алгоритм нашей истории, потому что сразу же можно вспомнить, как была освобождена Церковь в советскую эпоху. Распространено мнение, что Иосиф Сталин был вынужден возвращать храмы и ослабить гонение на Церковь не то под влиянием открытия немцами храмов на оккупированной территории, не то под давлением союзников-англичан. Если бы Сталин действовал, исходя из этой логики, то он должен был бы открыть храмы и встретиться с митрополитами в конце 1941 года или в 1942 году. Но он встретился в сентябре 1943 года, когда произошёл коренной перелом в войне, когда Красная армия разгромила фашистов в Курской битве. Сталин как лидер Государства хотел выступить в диалоге с представителями Церкви в роли сильного. Он готов был разговаривать с митрополитами с позиции победителя. Точно так же, как поступил в начале нашей истории святой Владимир Креститель. Второе эпохальное событие, сформировавшее алгоритм нашей истории, – уход святого благоверного князя-мученика Андрея Боголюбского из Киевского княжества на крайний север Русской земли во Владимир-на-Клязьме в 1155 году. Вспомним, что Андрей Боголюбский был на тот момент старшим сыном выдающегося государственного деятеля Киевской Руси Юрия Долгорукого, который был шестым сыном Великого князя Владимира Мономаха, долго воевал за Киевский престол и, наконец, стал Великим князем Киевским. Князь Юрий связывал определённые надежды со своим старшим сыном, который был уже очень опытным и мужественным воином и держал его подле себя в Вышгороде. Но сын вдруг забирает всё самое ценное, что у него было – свою дружину и древнюю икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой, которая была подарена Ромейским императором его дяде святому князю Мстиславу Великому и хранилась в Вышгороде (теперь широко известная под именем Владимирская) – и тайно уходит на север. Куда уходит князь Андрей? Практически, на задворки Древнерусского государства, в совершенно необжитые места Северо-восточной Руси, где не было таких городов, как стольный Киев, где не было практически никакой цивилизации. И там он обустраивает новую столицу, превратив захолустный Владимир в стольный город, в новый блестящий центр русской цивилизации. А на тот момент, говоря по-простому, это были «медвежьи места». Именно туда уходит князь Андрей, провидя, что жители столицы уже утратили государственный смысл, что Киев – это уже умирающая цивилизация.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/30/o_...

Но если мы обратим внимание на то, какие другие типы святости у нас представлены широко, то увидим, что мучеников на Руси очень мало. Преподобные в подавляющем большинстве – это либо игумены, либо настоятели, либо основатели монастырей, а это очень, скажем так, элитарное положение. Это благоверные князья, вне зависимости от формы их кончины, и соответственно, эта святость может быть связана с особенностями кончины, но не только с ними. И это святители, то есть архиереи. Святость в социальном плане Древней Руси элитарна. Она связана с верхом общества, и возникает вопрос: «а справедливо ли это, когда князь получает много почитания как правитель на земле и много почитания после смерти как святой? Справедливо ли это, когда святитель входит и стоит на орлеце в храме, одевается в парчовые одежды и после смерти опять оказывается почитаем, примерно так же, как и на земле? Или это та сторона жизни средневекового общества, в которой мы, люди XXI века, должны в какой-то степени мириться c такими особенностями эпохи?» Необходимо прежде всего сказать о феномене вот этой самой благоверной святости. Благоверный князь — это святой, прежде всего каким-то особенным образом связанный с Церковью и церковным сообществом, с церковной жизнью. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский , который особенным образом посчитал Богородицу и был инициатором появления праздника Покрова Богородицы , введения службы Акафиста , появление Боголюбской иконы Божией Матери, в конечном счете перенесения во Владимир Владимирской иконы Божией Матери. Церковная жизнь была очень насыщенной и достойна особого разговора. Святой благоверный князь Александр Невский , который в большей степени сегодня у нас ассоциируется с военными победами, как некий национальный защитник Руси. Для древнерусского читателя это был человек, который особенным благоговейным образом общался с митрополитом Кириллом, который не знал, что ждет его на севере Руси, поскольку традиционно до него митрополиты никуда из Киева не уезжали. Он встретил в лице князя Александра Невского радушный прием. Но мог его и не встретить, как его не встретил один из его преемников, святитель Петр, который вместо доброго отношения великого князя встретил суд, якобы за симонию.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

  Владимирский Кафедральный Успенский собор принадлежит к числу замечательнейших Российских храмов. Особенную редкость представляет он собою и по своей глубокой древности и по находящейся в нем святыне. С особенным вниманием нужно следить за его историческим значением и с глубочайшим благоговением подобает склониться пред его великою святынею. Время существования его исчисляется многими веками, а под его сению открыто почивают святые мощи Великих Князей: Андрея Боголюбского, сына его Глеба и Георгия Всеволодовича, которые своим чудным нетлением приводят каждого в трепетное изумление. Летописцы (в XII и XIII веках Сильвестр, епископ Переславский и Симон, епископ Суздальский 1 ) повествуют, что Владимирский Успенский собор первоначальным своим построением восходит к концу X столетия. По их сказаниям, основание ему положил и в первоначальном виде его создал святый равноапостольный Великий князь Владимир 22 . Место для построения сего храма избрано было равноапостольным князем на высоких горах, подобных горам Киевским, над рекою Клязьмою. Созданный святым Владимиром Успенский собор, по сказанию летописей, был устроен из дерева 33 . Предание дополняет, что этот храм был построен из дубового леса 44 . Долго ли существовал сей деревянный, созданный святым равноапостольным Князем храм св. Успения, в летописях на это нет указаний, из преданий же известно, что сия деревянная церковь стояла 165 лет и истреблена пожаром 55 . С последующего за сим временем мы уже совершенно ясно видим историю собора Успенского, в письмени начертанную. Летописи повествуют, что в 1158 году святой благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, полагает в городе Владимире основание белокаменному храму в честь Успения Пресвятой Богородицы. Летописец так говорит об основании Князем Андреем в городе Владимире храма: «В лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородица, месяца Априлия в 8 день, на святаго апостола Родиона, во вторник» 66 . Из сказаний сего летописца ясно видно и то, что построение сего храма совершено было в течение двух лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Не менее был знаменит и вышеупомянутый дед св. Александра вел. кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. В самом начале своего княжения, несмотря на свои молодые годы, он проявил большое мужество и твердость нрава, расчетливость и осторожность – качества, благодаря которым он приобрел огромную силу на Руси. Не торопя событий, без видимых усилий с своей стороны, умело пользуясь обстоятельствами, он собрал под своей властью почти всю северную Русь. Про его силу пел древний певец: Ты можешь могучую Волгу Разбрызгать веслами людей И вычерпать Дон многоводный Шеломами рати твоей. Являясь великими правителями, ближайшие предки св. Александра отличались глубоким, искренним благочестием, пламенною ревностью к распространению Слова Божия и укоренению его в сердцах современников. Черта глубокознаменательная! Оценивая эту сторону деятельности суздальских князей, историк говорит: «Христианство, утвердившись в Ростово-Суздальской земле не раньше XI века, только при Андрее получает, так сказать, полную оседлость в этой земле. При нем открываются мощи святых, покровителей земли, Леонтия и Исаии; Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем с юга, и икона Боголюбская становятся предметами особого местного почитания, освящают своими чудесами княжескую власть Боголюбского; православие начинает приобретать «земское» значение, становясь мало-помалу у нарождающегося великорусского племени символом того политического сознания, которое в наше время выражается термином «народность». Подготовляется то многознаменательное единение церкви и государства, которое вполне выясняется в позднейший, московский период русской истории, и которое составляет характеристическую особенность истории великорусского племени» 5 . В теплых искренних словах изображает летописец глубоко религиозное настроение души князя Андрея Юрьевича Боголюбского. «Сей благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь, очистив свой ум, как светлую палату, и украсив душу всеми добрыми нравами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание. Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого. Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку. Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти. Святые почитались с самых ранних веков христианства Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры (таковым являлся римлянин Леонид, чью память мы празднуем тоже сегодня, 18 июня). За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский). В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, — главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010