Всех любить и быть добрее Под святыней вековой!» Напитай же нас, Учитель! Медом сладостной любви, Как вещал тебе Спаситель, – Все мы детушки твои, АПОСТОЛЕ ЛЮБВИ! СВЯТОЙ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ, МОЛИ БОГА О НАС! АМИНЬ. СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИУДА (не Искариотский) Милость вам и мир, и любовь ДА умножатся ( Иуд. 1:2 ). Святой апостол Иуда был также брат Господень, как и святой Иаков. Он с первых дней пошел за Спасителем и стал Его учеником. Его поражала необыкновенная бедность Господа и полное бескорыстие. К тому же он видел, как начальники иудейские утопают в роскоши и с непримиримой ненавистью смотрят на их Учителя. Можно полагать, что когда Матерь Божия приходила из Назарета проведать Своего возлюбленного Сына, то апостол Иуда, как близкий Ей человек, устраивал их встречи, которые так искала Пречистая Дева. По вознесении Спасителя на небо, святой апостол Иуда проповедовал в Иудеи, Галилеи, Самарии, Идумеи, Аравии и Месопотамии. В дни его проповеди уже бродили ереси и лживые учения, как например такое, что можно жить и в роскоши, и в удовольствиях, и это не является грехом. Были и другие заблуждения, с которыми святой Иуда боролся словесно и письменно. Твердо уверенный в Спасителе и имея в сердце своем любовь к Нему и преданность, святой апостол Иуда, как и святой апостол Петр, не мог спокойно переносить ложь и клевету против Господа, каковой осыпали Учителя невежественные и злонамеренные люди. Святой апостол Иуда в своем Послании клеймит таких людей жестокими и сильными словами. Он называет их «безсловесными животными», нечестивцами, наглыми ругателями, мечтателями, бесплодными деревьями, дважды умершими, свирепыми морскими волнами, пенящимися срамотами своими и пр. Бичуя неверных такими словами, святой апостол Иуда говорит так не потому, что питает к ним вражду и неприязнь, а потому, что хочет пробудить в них совесть и вернуть их на истинный путь жизни. Любовь к правде, любовь к людям заставляет его мучиться душой и бить ложь огненным словом. Святого апостола Иуду убили на кресте. Его привязали обнаженного к древу и стреляли в него, как в мишень, из луков. Стрелы вонзались в тело его, вызывая острую, жгучую боль. Мучители пускали стрелы до тех пор, пока святой Апостол не испустил дух свой Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Без сомнения, духовная красота придает некую привлекательность и самому неказистому телу, и наоборот: безобразие души делает и самое складное тело отвратительным. Пророк Давид, отрыгнув слово благо, говорит Царю своему, Владыке Христу: Красен Ты добротою паче сынов человеческих . Господь Сам Себе сотворил телесный покров, какой хотел. Если бы пожелал Он явиться в самым красивым человеком среди всех сынов человеческих, то смог бы это сделать. Однако в Евангелии нет ни малейшего упоминания о том, что привлекал Он к Себе людей красотой тела и влиял на них статностью фигуры. Он Сам сказал, что плоть не пользует нимало ( Ин. 6:63 ). Итак, очевидно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а о Его духовной, Божественной лепоте. Это, помимо прочего, тотчас следует из дальнейших слов Псалмопевца: Излияся благодать во устнах Твоих [в серб.: из уст Твоих. – Пер.]. Значит, непревзойденная красота сына Божия – не в очертаниях и облике Его уст, а в преизбытке изливающейся из Его уст благодати. И видехом Его, и не имяше вида, ни доброты ( Ис. 53:2 ; ср. 53:3). Как же согласуется Исаия с Давидом? Вполне удовлетворительно: Давид говорит о Христовой внутренней красоте, а Исаия – о Его внешнем уничиженном состоянии. Не царем и не знатным вельможей видели мы Его, хочет сказать Исаия, а рабом и страдальцем. 1. Св. апостол Иаков, брат Господень . Именуется братом Господним, потому что был сыном праведного Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. Когда праведный Иосиф был при смерти, то разделил свое имение родным сыновьям и хотел оставить часть его и Господу Иисусу, Сыну Пресвятой Девы Марии. Однако все сыновья Иосифа воспротивились сему, не считая Иисуса своим братом. Иаков же весьма любил Иисуса и потому возвестил, что берет Его в свой удел. Посему и нарицается он братом Господним. Иаков с самого начала был привержен Господу Иисусу. Согласно преданию, он и в Египет пошел вместе с Пресвятой Девой и Иосифом, когда Ирод вознамерился убить новорожденного Царя. Как только святой Иаков услышал Христово учение, тотчас стал по нему жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Объяснение семи соборных посланий святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды Объяснение соборного послания святого Апостола Иакова О соборном послании святого Апостола Иакова и жизни его Название сего послания соборным, как и других подобных, получилось от того, что оно написано ко множеству христиан, живших в рассеянии, и предназначалось служить правилом веры и жизни для христиан всей соборной (вселенской) Церкви, каковым оно и было со времени своего появления. Посланию Апостола Иакова всегда отводилось первое место среди прочих соборных послании (например, 60 православного Лаодикийского собора и вообще у восточных отцов Церкви). И оно занимает сие место справедливо, как по великому значению в первенствующей Церкви его писателя, так и по глубине и важности содержания самого послания. Писатель этого послания сам называет себя Иаковом ( Иак.1:1 ). Из характера же и духа послания открывается, что сей Иаков был Апостол, высокоблагочестивый муж, опытный учитель ( Иак.3:2 ) и влиятельный пастырь Церкви, полный духа Христова и благодати Божией, особенно преизобильно обитавшей в святых Апостолах. А единогласное свидетельство древней Церкви говорит, что писатель сего послания был Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ), т. е. сын Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, которая посему называлась матерью его родных братьев (Иосии, Симона и Иуды – ( Мф.13:55 )). В отличие от других Иаковов (Иакова, брата Иоанна, и Иакова Алфеева), а также, быть может, для указания на то, что он был из числа 70 Апостолов, а не 12, он называется Иаковом малым ( Мк.15:40 ). По воскресении Господа, он удостоился особенного явления Его ( 1Кор.15:7 ). И по особенному указанию Господа, был поставлен Апостолами епископом в Иерусалиме. Как отличавшийся всегда глубоким благочестием и строгим исполнением всех заповедей закона ветхозаветного, он пользовался великим уважением как от Апостолов ( Деян.12:17 ), так и от всех верующих, почитавших его столпом Церкви, равным Апостолам Петру и Иоанну ( Гал.2:2 ). Даже Евреи видели в нем человека праведного. Примером своей святой жизни и словом убеждения, святой Иаков благотворно действовал на веру и благочестие христиан, возбуждая их молитвенный дух устроением богослужения и особенно литургии, доныне совершаемой в Иерусалимской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

6 . Апостол Фома проповедовал Слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии. Пострадал за Христа в городе Малипура (память 6 октября). 7 . Апостол Варфоломей проповедовал Христа в Армении и Индии, Персии и Ассирии. Он был, по преданию, распят на кресте в городе Албанополе около 71 года (память 11 июня). 8 . Апостол и евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии, Мизии и Эфиопии, где пострадал от князя Фульвиана, который при виде чудес, сопровождавших мученическую кончину апостола, обратился в христианство и стал первым епископом эфиопским (память 16 ноября). 9 . Апостол Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедовал в Газе, Палестине и Египте, где и принял мученический венец (память 9 октября). 10 . Апостол Симон Зилот был, по церковному преданию, тем женихом, на браке которого в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино. Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте, Киринии и пострадал, по преданию, на Кавказе (память 10 мая). 11 . Апостол Иуда, сродник Господень, брат ап. Иакова, первого епископа иерусалимского, проповедовал, по преданию, в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где и пострадал за Христа около 80 года (память 19 июня). 12 . Апостол Матвий, один из семидесяти апостолов. Был избран в число двенадцати на место Иуды Искариотского. Проповедовал Христа в Малой Азии, на Кавказе и в Македонии. Пострадал от иудеев в Иерусалиме около 63 года. Он был побит камнями, а после его смерти ему отсекли голову (память 9 августа). Апостол Павел проповедовал Христа в Малой Азии, Сирии, Греции, на Кипре и в Италии. По преданию, он был также на юге Франции и в Испании. С 60 и по 62 год он жил в Риме и там принял мученический венец в гонение от Нерона в 64 (67) году (память вместе с ап. Петром 29 июня). Апостолы Петр и Павел. С бронзовой медали конца 2 в. из Ватиканского музея. Одно из древнейших известных изображений св. апостолов. Ярко выраженные черты ликов, по всей видимости портретного характера, сохранялись во все последующие века вплоть до наших дней при их изображении

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сведения о писателе Писатель этого послания называет себя ( Иак.1:1 ) Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. По верованию Церкви, это был Иаков, брат Господень, один из 70 апостолов, которого нужно отличать от Иакова Заведеева, брата Иоанна Богослова, и от Иакова Алфеева, бывших в числе 12 апостолов. Предание древней Церкви, сохраненное нам Оригеном , Евсевием, Епифаном, Златоустом, Амвросием и даже апокрифами, каково, например, протоевангелие Иакова, уверяет, что святой Иаков был сын Иосифа Обручника, от первой его жены. В этой связи как отец его назывался отцом Иисуса Христа, так и он назывался братом Господним по плоти ( Гал.1:19 ); и в этом смысле Мария, Пресвятая Дева, могла называться его матерью, ( Мф.15:55 ; Мк.6:3 ). Название же малого, или младшего ( Мк.15:40 ), могло придаваться Иакову или по отношению к другим Иаковам, или к его апостольскому достоинству. По воскресении Господнем он был удостоен особенного явления Иисуса Христа ( 1Кор.15:7 ). Предание утверждает, что по повелению Господа он поставлен был апостолами во епископа Иерусалимской Церкви. Он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме ( Деян.15:13 ) и пользовался великим уважением как апостолов ( Деян.12:17 ) так и всех верующих, почему и почитался столпом Церкви, наравне с Петром и Иоанном ( Гал.2:9 ). Все время своего апостольского служения он провел в Иерусалиме, и своею строгою благочестивою жизнью, по свидетельству Иосифа Флавия (у Евсевия Кесарийского ) снискал себе у самих евреев имя Праведного. В 62 или 63 году, после смерти проконсула Порция Феста и до прибытия преемника его, Альбина, первосвященник Анан, сын упоминаемого в Евангелии Анны, чтобы остановить распространение христианства, повелел Иакову объявить с кровли храма народу, что Иисус Назарей был обманщик и что народ не должен веровать в Него. Однако вместо того праведный Иаков исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим. Множество народа, по замечанию церковных историков (Евсевия, Иеронома, Епифания) уверовало во Христа, а раздраженный Анан, по свидетельству Флавия (Иудейские древности 20,9,1), велел низвергнуть праведника с вершины горы, на которой был построен храм, и добить его камнями. Предание добавляет, что побиваемый и молившийся за своих убийц праведный Апостол окончил свою жизнь от удара белильного валька, которым поразил его один суконщик у подножия горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

  2.9 Святой апостол Андрей Первозванный (17.6) Святой апостол Андрей называется Первозванным, потому что он был первый из апостолов который пошел за Иисусом Христом. Он был братом апостола Петра. Святой Андрей проповедывал по берегам Черного Моря, ходил по реке Днепру. На Киевских горах святой апостол водрузил крест и предсказал будущее просвещение России Христовою верою. Апостол Андрей претерпел мученическую смерть в Малой Азии. Он был распят на кресте особой формы, который поэтому называется Андреевским. Память святого апостола Андрея Первозванного празднуется в день его преставления 30 ноября/13 декабря. Вопросы. (1) Почему святой апостол Андрей называется Первозванным? (2) Кто был его братом? (3) Где он проповедывал? (4) Что он сделал на Киевских горах? (5) Что он предсказал? (6) Какою смертью скончался апостол Андрей?   ТАБЛИЦА 2.7.1 - СПИСОК КНИГ В НОВОМ ЗАВЕТЕ   ЕВАНГЕЛИЕ (4 книги) Матфей: 1-е Евангелие (из 12-ти ап.) 2-е Евангелие (из 70-ти ап.) 3-е Евангелие (из 70-ти ап.) Иоанн: 4-е Евангелие   АПОСТОЛ (23 книги) Лука: Деяния Иаков: Послание (брат Господень) Послания (2)(брат ап.Андрея) Иоанн: Послания (3) Послание Павел: 1. Послание к Римлянам 2. Послание к Коринфянам (2) 3. Послание к Галатам 4. Послание к Ефесянам 5. Послание к Филиппийцам 6. Послание к Колоссянам 7. Послание к Солунянам (2)     (или Фессалоникийцам) 8. Послание к Тимофею (2) 9. Послание к Титу 10. Послание к Филимону 11. Послание к Евреям Иоанн: Откровение (Апокалипсис) ГОНЕНИЕ НА ХРИСТИАН 3.1 Гонение от иудеев Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан. Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Подобно апостолу Петру, ап. Павел предвозвещен был от Бога о близкой своей смерти. Незадолго перед кончиной он, в последнем послании к ученику своему Тимофею, епископу ефесскому, увещевая его твердо хранить ипроповедовать слово Божие, писал ему: «Будь бодр во всем, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, выполняй служение свое, ибо меня приносят в жертву, и время моего отшествия наступило. Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил, а теперь мне готовится венец правды, который даст Господь мне, праведный Судия, в оный день, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Tuм. IV, 5–8 ). По преданию, апостол Павел был предан казни в один день со святым апостолом Петром в Риме, 29 июня, при императоре Нероне, который, по словам св. Златоуста, за обращение к вере Христовой его виночерпия, повелел воинам своим схватить апостола и умертвить. Звание римского гражданина избавило ап. Павла от крестной смерти, которая в Риме считалась самою позорною казнию, и он был усечен мечом в 67 г. по Р. Х., 68 лет от рождения. h3 Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти Высоким действующим лицом в первенствующей Церкви является св. Иаков, брат Господень по плоти. Ему Господь особенно являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла ( I Kop. 15, 7 ). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы: возвестите, говорит, Иакову и братиям сия ( Деян. 12, 17 ). Он присутствовал, занимал важное место в лике апостолов на первом соборе Церкви апостольской: он первый утвердил голос Петра и дал свое предложение, которое принято всем собором. К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, и собрались все пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, с своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая половина первого века была полна бедствий, выпавших на юную Церковь . Римляне вначале рассматривали христианство как новое движение в рамках иудаизма. Подобно другим многочисленным течениям оно, по их мнению, должно было исчезнуть или превратиться в секту после распятия Иисуса. Но когда христиане начали отвергать религиозные доктрины синагоги и Рима, руководителей общин стали выявлять и арестовывать. Св. Стефан был побит камнями, св. Иаков Зеведеев казнён через усекновение головы мечом, а св. Иаков, брат Господень, сброшен с крыла храма. Некоторые раннехристианские источники утверждают, что св. Иоанн скончался мученически и, как его брат св. Иаков, был похоронен в Иерусалиме. Другая традиция, основанная на большем количестве свидетельств, придерживается мнения, что, взяв с собой Пресвятую Богородицу, Иоанн переправился в Ефес, так как многие уверовавшие оставили Палестину и отправились на поиски убежища в другие страны. Дата оставления св. Иоанном Палестины неизвестна, этот период можно датировать от Иерусалимского собора 49 г. до времени иудейской войны 66–70 гг., закончившейся разрушением Второго Храма. В течение достаточно продолжительного периода времени апостол находился в Ефесе, откуда за проповедь Евангелия был сослан на остров Патмос, написал там книгу Откровения. После срока ссылки возвратился в Ефес, продолжил проповедь Евангелия, написал четвёртое Евангелие и Послания, умер и был здесь похоронен. Сирийский апокриф «История Иоханнана апостола, сына Зеведеева» так говорит о начале ефесской миссии св. Иоанна Богослова: «Отправился каждый из них в предел и страну, которая передана была ему благодатью. И было же, когда вышел сей святой девственник Иоханнан, сын Зеведея, сопровождала его благодать Духа Святого, дабы привести его в предел ефесян, где верховенство и власть идольства восторжествовали. И когда снарядился и вышел из Иерусалима, направился, дабы идти к Ефесу». В те времена Ефес насчитывал более 200 тыс. жителей, включая большую иудейскую диаспору.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Когда святой апостол Матфий пришел в Македонию, то греки, желая испытать силу проповедуемой веры, дали ему выпить чашу с ядом, от которого человек тотчас же делался слепым. Святой Матфий выпил и не только сам не ослеп, но и исцелил от слепоты более 250 человек, возлагая на них руки и призывая имя Христово. Греки решили все-таки схватить его и посадить в темницу, но он стал для них невидим. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Так проходил святой апостол по странам, всех просвещая светом Евангелия. Из Македонии святой апостол Матфий снова вернулся в Иудею. «Ревности Божественныя исполнен», он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса Христа, не переставая духовно просвещать своих соотечественников. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа (по приказу Анана был сброшен с высоты храма апостол Иаков, брат Господень), приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ святой апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов святой апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову и объявили правительству, что его казнили за непокорность римскому императору. (Некоторые источники указывают, что святого апостола Матфия распяли на кресте, другие – что он скончался в Колхиде.) Смерть апостола за Христа последовала около 63 года. Русский паломник Антоний свидетельствовал, что еще в 1200 году глава святого апостола Матфия находилась в Константинополе, в храме во имя Двенадцати святых апостолов. Литература: Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. Под редакцией Е. Поселянина. Месяц август. СПб., б. г. Преподобнаго Макария Оредежскаго, Новгородскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В ополчение, возглавляемое князем Димитрием Пожарским, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы, перед которым после трехдневного поста был проведен молебен. Молитва русского народа была услышана – 4 ноября 1612 г. русские войска освободили Москву от захватчиков. Апостол Иаков, брат Господень 5 ноября отмечается память апостола от 70-ти Иакова, которого называют братом Господним по плоти, поскольку он был сыном праведного Иосифа Обручника. По свидетельству древних историков, Иаков был первым епископом Иерусалима. Он является автором входящего в Новый Завет Послания Иакова, а также апокрифического Протоевангелия, многие сведения из которого вошли в состав Священного Предания. В 62 г. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен с крыши храма и побит камнями. Димитрий Солунский На 6 ноября в этом году выпадает Димитриевская родительская суббота – день поминовения павших воинов и всех усопших, которое совершается в субботу перед 8 ноября — днем памяти вмч. Димитрия Солунского . Димитрий был римским проконсулом в Фессалониках, воспитанным в христианской вере. Открыто исповедуя свою веру, он обратил в христианство многих римских подданных. Около 306 г. святой принял мученическую кончину. Нетленные мощи Димитрия спустя столетие начали мироточить. Русские воины почитали великомученика одним из своих покровителей. Параскева Пятница Святую мученицу Параскеву церковь вспоминает 10 ноября. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что по-гречески значит «Пятница». Параскева с детства решила посвятить свою жизнь Богу и дала обет безбрачия. Отказавшись принести жертву языческим идолам, она стойко претерпела мучения и отошла к Господу. Эта святая особо почитается русским народом как целительница тяжелых душевных и телесных недугов. Косьма и Дамиан Память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается 14 ноября. Искусные врачи, они стяжали дар Святого Духа — исцелять силою молитвы душевные и телесные недуги. С больных братья никогда не брали никакой платы.

http://pravmir.ru/imeniny-noyabra/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010