Итак, апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении Своем Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор. XV, 7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви — матери Церквей христианских. Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Петр после своего чудесного освобождения из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и братиям (Деян. XII, 17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал. II, 9). На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р. X. для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимшй, и его суждение принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа (Деян. XV). Именем Иакова отличен брат его ап. Иуда (Лук. VI, 16. Деян. I, 13), который Соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1), и тем показывает особенную важность ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем уважении к нему свидетельствуем особенно мученическая его кончина, которой обстоятельства с подробностию изображает Евсевий, на основании древних церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по требованию себе суда у Кесаря, отправлен был Фестом в Рим: тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брать Господень, от времен апостолов и доныне всеми именуемый «праведным», был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один и его обретали там стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом, что значит: защита или оплот народа и правда.

http://lib.cerkov.ru/authors/91

В день Рождества Христова 1832 года некий раб Божий удостоился видеть отца Серафима в Саровской пустыни. “Я,— говорил этот раб Божий,— пришел в больничную церковь к ранней обедне еще до начала службы и увидел, что отец Серафим сидит на правом клиросе, на полу… По окончании же обедни, когда я снова подошел к нему, он приветствовал меня словами: “Молитвами Пресвятыя Богородицы все благо будет!” Тогда я осмелился попросить его о назначении мне времени для выслушания от него спасительных советов. Старец на то отвечал мне так: “Два дня праздника. Времени не надо назначать. Святой апостол Иаков, брат Божий, поучает нас: аще Господь восхощет, и живы будем, сотворим сие и сие”. Я спросил его: продолжать ли мне мою службу или жить в деревне? Отец Серафим отвечал: “Ты еще молод, служи”.— “Но служба моя нехороша”,— возразил я. “Это от твоей воли,— отвечал старец.— Добро делай; путь Господень все равно! Враг везде с тобой будет. Кто приобщается — везде спасен будет, а кто не приобщается — не мню. Где господин, там и слуга будет. Смиряй себя, мир сохраняй, ни за что не злобься”. Я спросил еще: благополучно ли кончится мое дело? Старец отвечал: “Надобно полюбовно разделиться с родными, у кого есть что разделить. Было у двух родных братьев два озера; у одного все множилось, а у другого нет. Тот и захотел завладеть войною. Одному нивы надобно двенадцать сажен, а другому более. Не пожелай”. После того я спросил: учить ли детей языкам и прочим наукам? И он отвечал: “Что же худого знать что-нибудь?” Я же, грешный, подумал, рассуждая по-мирскому, что нужно, впрочем, ему самому быть ученым, чтобы отвечать на это, и тотчас же услышал от прозорливого старца обличение: “Где мне, младенцу, отвечать на это против твоего разума? Спроси кого поумней”. Вечером я умолял его продолжить спасительную беседу и предложил ему следующий вопрос: скрывание дел, предпринятых во имя Господне, в случае, когда знаешь, что получишь за них скорее осмеяние, нежели похвалу, не похоже ли на отвержение Петра; и что делать при противоречиях? Старец на это отвечал мне так:

http://pravmir.ru/propoved-o-prepodobnom...

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан. Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-2378

Читайте также: Зачем Христу родословная? С именем брата Господня Иакова церковная традиция связывает авторство Соборного послания Иакова, известного, в частности, фразой Вера без дел мертва (Иак 2:20), а также одного из самых ранних чинов Божественной литургии. Смерть Иаков Праведный принял в преклонном возрасте от иудеев, сбросивших его с паперти Иерусалимского храма за свидетельство о Христе. Симон Зилот (Кананит) Согласно одной из версий, Симон, как и Иаков, был одним из сыновей Иосифа Обручника. В отличие от Иакова, Симон с самого начала вошел в ближайший круг учеников Христа и стал одним из Двенадцати. Апостольская проповедь о Христе начиналась с Иудеи: здесь благовествовали и Петр, и Иоанн, и Филипп, и прочие — мы знаем об этом из книги Деяний святых апостолов. Здесь поначалу трудился и Симон, прозванный за свою пылкость и рвение Зилотом («зилот» в переводе с греческого — «ревнитель»; по-арамейски это звучит как «кананит»). Более того, после смерти Иакова Праведного он на время даже стал первоиерархом иерусалимской общины — об этом пишет Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», книга 3, 11. Симон Зилот (Кананит). Фреска храма Протатон (Протат) на Святои Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин Впоследствии, как гласит житие апостола, он отправился с проповедью в Эдессу (в те времена один из центров Малой Азии, географически относился к Сирии; ныне городок на юго-востоке Турции), побывал в Армении, Египте, Ливии (Киринее), Мавритании, Испании и даже Британии. Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием названый брат Господень благовествовал и в земле Иверской (нынешняя Грузия), после чего отправился вместе с Андреем в Абхазию. Основав здесь христианскую общину, апостолы, согласно преданию, разделились: святой Андрей отправился с проповедью вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон Зилот поселился в небольшой горной пещере в окрестностях современного Нового Афона. В Абхазии апостол совершил множество чудес, исцелил многих больных и обратил местные племена в христианскую веру. Однако он не случайно избрал местом своего жительства запрятанную в горах пещеру: язычники не раз пытались напасть на него.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

В ополчение, возглавляемое князем Димитрием Пожарским, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы, перед которым после трехдневного поста был проведен молебен. Молитва русского народа была услышана – 4 ноября 1612 г. русские войска освободили Москву от захватчиков. Апостол Иаков, брат Господень 5 ноября отмечается память апостола от 70-ти Иакова, которого называют братом Господним по плоти, поскольку он был сыном праведного Иосифа Обручника. По свидетельству древних историков, Иаков был первым епископом Иерусалима. Он является автором входящего в Новый Завет Послания Иакова, а также апокрифического Протоевангелия, многие сведения из которого вошли в состав Священного Предания. В 62 г. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен с крыши храма и побит камнями. Димитрий Солунский На 6 ноября в этом году выпадает Димитриевская родительская суббота – день поминовения павших воинов и всех усопших, которое совершается в субботу перед 8 ноября — днем памяти вмч. Димитрия Солунского . Димитрий был римским проконсулом в Фессалониках, воспитанным в христианской вере. Открыто исповедуя свою веру, он обратил в христианство многих римских подданных. Около 306 г. святой принял мученическую кончину. Нетленные мощи Димитрия спустя столетие начали мироточить. Русские воины почитали великомученика одним из своих покровителей. Параскева Пятница Святую мученицу Параскеву церковь вспоминает 10 ноября. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что по-гречески значит «Пятница». Параскева с детства решила посвятить свою жизнь Богу и дала обет безбрачия. Отказавшись принести жертву языческим идолам, она стойко претерпела мучения и отошла к Господу. Эта святая особо почитается русским народом как целительница тяжелых душевных и телесных недугов. Косьма и Дамиан Память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается 14 ноября. Искусные врачи, они стяжали дар Святого Духа — исцелять силою молитвы душевные и телесные недуги. С больных братья никогда не брали никакой платы.

http://pravmir.ru/imeniny-noyabra/

Отныне желающие послужить Церкви будут учиться в семинарии на Мичурина, 92. По словам игумена Варфоломея (Денисова), настоятеля Иоанно-­Богословского храма и первого проректора СПДС, здание духовной школы - типовое для второй половины XIX века. В нем есть место и для учебных аудиторий, и для библиотеки, и для общежития. Самая главная аудитория, конечно,- храм Божий. Традиционно большинство храмов, находящихся при духовных учебных заведениях, освящаются в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, так как этот святой первым получил наименование богослова - за высоту духовного созерцания, сопряженного с деятельной любовью. Отец Варфоломей небезосновательно считает, что в основе духовного образования лежат именно эти две добродетели. Современный Иоанно­-Богословский храм расписан в академическом стиле. На стенах изображены святые Православной Церкви, которые внесли большой вклад в развитие богословия, сыграли огромную роль в церковной истории. В основном это святители, например, святитель Григорий Богослов, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель Феофан Затворник, творцы гимнографии преподобные Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Андрей Критский. По традиции в алтаре изображены составители чина Божественной литургии - святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Двоеслов и апостол Иаков, брат Господень. Справа от клироса изображен преподобный Роман Сладкопевец как покровитель церковных певчих. Созерцая эти образы, прихожане храма соприкасаются с историей Церкви и богослужения. - В день памяти апостола Иоан­на Богослова, когда мы в первый раз совершали богослужение в семинарском храме, мы думали о том, что когда­-то на этом месте стояли такие же священники, преподаватели, воспитанники, также молились Богу,- делится впечатлениями отец Варфоломей.- Когда мы восстанавливаем то, что было раньше, мы словно осязаем нить времени, связавшую традиции русской духовной школы прошлого и современности. Для всех нас, и преподавателей, и руководства семинарии, переезд в историческое здание и первая Литургия в семинарском храме - это особый праздник.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Само освящение капеллы было обставлено необыкновенно торжественно: антиминс и всё необходимое для чина освящения, а также ковры и ткани Энрике Скровеньи-младший взял из собора святого Марка в Венеции. Мозаики собора святого Марка в Венеции      Кстати, Джотто, расписывая капеллу Скровеньи, вдохновлялся мозаиками этого собора, всё внутреннее убранство которого было сугубо православным. Да и сам собор построен по образу церкви 12 апостолов в Константинополе, так что, глядя на него, мы можем представить, как выглядел храм, в котором служил Иоанн Златоуст (он был уничтожен в 1461 году). Вообще, когда попадаешь в Сан-Марко, чувствуешь, что это духовное творение. Там особенная атмосфера, как в храме Святой Софии. Собор построен с молитвой, с любовью, по откровению Божественному. Но вернемся в Падую. Джотто. Благовещение    Одна из главных тем росписей капеллы Скровеньи – Богородичная. Перенося на фрески события из жизни Божией Матери, Джотто следовал за Протоевангелием Иакова, брата Господня, повествующим о рождении, детстве и юности Девы Марии, о рождестве Спасителя. Совершенно потрясающе, очень живо и динамично художник изобразил, как Иоаким приносит жертву, а ее не принимает первосвященник, как он расстраивается, уходит пасти овец в пустыню; как плачет Анна и как ей является ангел; как Анна и Иоаким встречаются у Золотых ворот, обнимают и целуют друг друга – столько любви в этой сцене, столько психологической правды, как мы сказали бы сегодня. Так же эмоциональны и другие сюжеты фресок. И не удивительно, что в праздник Благовещения, когда капелла открывалась для всех, здесь было не протолкнуться – так много людей приходило сюда – увидеть эти фрески, испытать душевное потрясение и для того, чтобы возгревать свою веру. Оправдание праздников Не будем забывать, что Падуя была университетским городом. А в университетской среде, как и сейчас, тогда тоже были распространены скептические настроения. Многие говорили: праздники, связанные с Богородицей: Ее рождество и Введение во Храм – поздние, они только в VIII веке были установлены; ранние христиане, может быть, их и не отмечали. А Джотто фресками доказывает, что это не так: вот перед вами события из жизни Богородицы, которым был свидетелем и которые описал апостол Иаков, брат Господень. А он ведь был первым епископом в Иерусалиме, и это он устанавливал христианские праздники. И первая Литургия написана тоже апостолом Иаковом. Позже Иоанн Златоуст и Василий Великий взяли ее как основу и довели до совершенства.

http://pravoslavie.ru/87823.html

Иаков брат Господень. Апостольский Собор 49 года Просьба апостола Петра уведомить Иакова о своем освобождении и удалении из Иерусалима фактически свидетельствует о превосходстве авторитета святого Иакова среди бывших в Иерусалиме апостолов, а следовательно, о занимании им уже к 44 году места епископа Иерусалимской Церкви. В своем единственном послании святой Иаков именует себя «рабом Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Апостол Павел называет его «братом Господа». В святоотеческой литературе Иакову приписываются такие имена, как «брат Иисусов» или «племянник Господний». Начиная же с четвертого века, в церковной литературе святой Иаков именуется исключительно «братом Господним». Ошибочно мнение тех, кто утверждает, что святой Иаков был апостолом из двенадцати. В Священном Писании братья Христа по плоти (Иаков, Иосий, Симон и Иуда – дети Иосифа от предыдущего брака) четко обособляются от апостолов и остальных учеников Христа (Ин. 1,12). Не двусмысленно в Писании говорится и о том, что братья Христа не уверовали в Него при жизни (Ин. 7,5), но лишь после Его воскресения, где они вновь отмежевываются от двенадцати апостолов (Деян. 1,13-14; 1Кор. 9,5). Согласно древнему церковному преданию, святой Иаков был апостолом из семидесяти и первым епископом Иерусалимской Церкви (Евсевий, Церк. История 1,12; 11,1 и проч.) Рассеянные гонением по всей Палестине апостолы неустанно исполняли принятую ими от Христа заповедь: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28,19-20), благовествуя людям распятого Христа и основывая новые общины, новые Церкви. С возрастанием Церкви возрастала и необходимость окончательного решения вопроса о необходимости обрезания прозелитов и об отношении христиан к ветхозаветному закону. Ради этого в 49 году в Иерусалиме собирается первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из апостолов и пресвитеров (Деян. 15, 6-29), а его председателем, согласно древнему церковному преданию, был святой Иаков брат Господень. На соборе выступили апостолы Петр, Павел и Варнава, поведавшие собранию о множестве чудес, совершенных Богом среди очищенных благодатью язычников. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на них бесплодной теперь тяжести соблюдения ветхозаветного закона. Заканчивается собрание выступлением святого Иакова, который и принимает окончательное решение: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15,19-20).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сына Отцу единосущна проповедал яснейше, славне, и Дух Святой исходящий, яко Богослов и друг Христов . Говоря о богословии, важно указать, что для преподобного Романа оно не является результатом обычного человеческого обучения – сверхъестественным воспитателем становится Сам Господь Иисус Христос. Мирская наука, и в частности философия, оказывается даже враждебной подлинному богословию: От груди Учителя, к ней же припал ты, блаженне, почерпнул ты премудро богословия учения. И философов языковредье потопил ты, как прежде египтян, И верный Израиль воистинну православия К земле наставил . Если мы обратимся к событийной стороне кондаков преподобного Романа Сладкопевца, то увидим некоторые новые черты и по отношению к Священному Писанию и Священному Преданию. Так, в кондаке на Пятидесятницу содержатся весьма интересные сведения о его проповеди: Как увидели их языками глаголющих всеми отвсюду сошедшиеся Воскликнули, дивяся: «Что это значит?» Галилеянами апостолы являются, И как же видим что для всех народов Теперь они соотечественники? Когда Египет созерцал Петр Кифа? Когда Андрей же обитал посредине рек? Сыновья Зеведея когда видели Памфилию? Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первых, существуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедовал в Египте . Известны «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора . Возможно, под «городом парфян» имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе, по сути дела – экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим . Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» .

http://pravoslavie.ru/64758.html

Овдовевший благоговейный восьмидесятилетний старец Иосиф, имевший шестерых детей от первого брака, был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия от дней введения во храм. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить что-либо скверное подумать о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о великой тайне Воплощения. Он стоял у колыбели младенца при поклонении Тому пастухов и волхвов, а все свое последующее жительство посвятил служению Богородице и Ее Богомладенцу. В дни бегства в Египет от гнева царя Ирода он был хранителем их жизней, а потом зарабатывал на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет. Святой апостол Иаков, брат Господень был старшим сыном Иосифа Обручника от первого брака. Он не сомневался, не говорил как некоторые о Христе: «Не сын ли это Иосифа, не беспомощным ли младенцем его я сопровождал в Египет, не простой ли это человек?» Но, приняв Христа как Спасителя, последовал за ним как ученик, трудами апостольскими утверждал учение Царства Божия. После Вознесения Господня он был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением у простых жителей Святого Града. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили по приказу первосвященников с крыши Иерусалимского храма за публичную проповедь народу об исполнении пророчеств, о пришествии Мессии – Богочеловека Господа Иисуса Христа. Так погубившие Христова апостола иудейские священники отвергли исполнение пророчеств и отвергли свое спасение. Их пример вразумление нам, что не только важно получить пророчество, знать его, как знали мудрецы иерусалимские, призванные Иродом для совета. Важно и дорого исполнить его своей жизнью. В эти дни, вновь переживая радость исполнения благой вести, мы веруем, что все пророчества исполнились. Все, что человечеству необходимо было знать для спасения, для прощения грехов и обретения вечной жизни, явлено нам в Евангелии – этом изложении Божьего Слова. Нет больше духовных тайн ни на небе, ни на земле.

http://pravoslavie.ru/43975.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010