1. По свидетельству священного Писания, и на основании священного предания, святой апостол Иаков Алфеев был сын Алфея, брат Левия Алфеева, или Матфея мытаря, бывшего впоследствии евангелистом. Подобно своему брату, Иаков самим Господом избран в число 12-ти Апостолов ( Мк. 3:18 ; Лк. 6:15 ; Мф. 10:3 ), и вместе с прочими был послан на проповедь ( Мф. 10 :). По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иаков Алфеев сперва совершал апостольские труды с прочими Апостолами в Иерусалиме ( Деян. 1:13; 6:2 ) и вообще в Иудее; потом, быв призван к проповеданию Евангелия язычникам, сопутствовал святому Андрею в Эдес, странствовал для благовестия Христова в Газу, Елевферополь и сопредельные места. Отсюда святой апостол Иаков Алфеев удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нем пребывания, запечатлел апостольские свои подвиги мученической смертью на кресте. 352 Канон святому апостолу Иакову Алфееву, поемый ныне православной Церковью, составлен в IX веке славным по своей учености и благочестию, святителем Феофаном, митрополитом Никейским. В этом каноне, и во всей службе, содержатся довольно ясные указания и на личность святого Апостола и на круг его апостольской деятельности. Так, он прямо называется сыном Алфея. «Верно торжествуем пречестный день твоея памяти, Иакове славне, не яко Алфеова тя сына, но яко апостола Христова почитающе, и проповедника Того неизреченнаго воплощения“. 353 " Не яко сына Алфеова, но яко ученика Слова разумеем тя Иакове, Апостолов славо. 354 Он восхваляется, как самим Господом избранный в число учеников, и именно в число двенадцати. «Сам тя Господь един святый честному лику учеников, блаженне, сочета. 355 – «Священному лику учеников Христовых счетался еси Иакове, исполняя число двонадесятных, с нимиже Владыце предстоя, нас поминай. 356 Как один из 12-ти святой Иаков Алфеев именуется верховным Христовым Апостолом, другом, собеседником, сообитателем и самовидцем Христовым. «Неизреченнаго света сияя светлостьми достойно, верховный Христов Апостоле прилежно молися о творящих память твою, славне, пречестную. 357 «избави от грехов рабы твоя, верховный Христов Апостоле. 358 – «яко ученик Христов и друг“, 359 – «яко собеседник и сообитатель быв Владыце“, 360 – «влекий ко свету незаходимому воплощшагося Единороднаго Сына. егоже самовидец и действенный слуга был оси, блаженне. 361 – «апостолов украшение. Христов самовидче. блаженне. 362 Упоминается, что св. апостол Иаков Алфеев, как один из 12-ти, получил «непобедимую власть и силу, о имени Христове, над демонами ( Мф. 10:1 ; Мк. 6:7 ; Лк. 9:1 )“, 363 а приняв Божественного Духа благодать, в виде огненного языка, «языческое отерновленное попалил безбожие. 364

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Апостол Иаков, брат Господень 3 мин., 08.01.2017 Святой Иаков — первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова — 8 января. До избрания Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:19). Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился — таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу. Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь. Апостол и первый епископ Иерусалима После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру — христианство. Литургия апостола Иакова Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется — Литургия апостола Иакова . До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века — первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. Соборное послание апостола Иакова Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель — укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: «Вера без дел мертва» именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20). Смерть во время проповеди

http://foma.ru/apostol-iakov-brat-gospod...

Святые апостолы Иаков Алфеев и Иаков брат Господень (Исследование) В течение месяца октября, святая Православная Церковь празднует двум соименным святым Апостолам: 9 (22) октября – Иакову Алфееву, и 23 октября (5 ноября) – Иакову брату Господню. Кто присутствовал в эти дни при богослужении, – кто читал или слушал священные песнопения и вообще всю службу церковную в честь того и другого Апостола, у того не может быть ни малейшего сомнения, что православная Церковь резкими чертами отличает Иакова Алфеева от Иакова брата Господня. Столь же резкое различие между ними представляет изображение их жития и трудов апостольских, какое находим в Четьих-Минеях и в Прологе, под означенными числами. Поэтому едва ли кто из благочестивых чад Церкви захотел бы того и другого Апостола сливать в одно лицо, не имея на то самых уважительных и неопровержимых доказательств. Таких доказательств думаем, особенно вправе были бы мы требовать от православных учителей, держащихся противного мнения. Тем, например, которые святого Иакова Алфеева признают своим ангелом и молитвенником у Бога, легко ли согласиться, что избранный ими для себя особенный покровитель – святой апостол Иаков Алфеев, как лицо отличное от Иакова брата Господня, не существует? 351 – Конечно, если бы представлены были очень убедительные доводы в подтверждение того, что святой Иаков Алфеев и святой Иаков брат Господень – одно и тоже лицо, – можно было бы утешаться мыслью, что честь, воздаваемая тому или другому, относится к одному. Но приводятся ли такие доводы и доказательства? Вот вопрос, который мы не считаем маловажным, и решением которого приглашаем наших читателей заняться теперь вместе с нами. Предварительно надобно, однако же, изложить несколько подробнее образ воззрения на обоих соименных Апостолов, усвоенный святой православной Церковью и выраженный в принятых ею жизнеописаниях и службах церковных; а затем уже с полным беспристрастием и уважением к лицам, держащимся другого мнения, рассмотреть: достаточны ли те причины, по которым иные из наших ученых богословов не сходятся с этим воззрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

– Видите эти горы? Их осветит Божья благодать и будет построен здесь Великий Город и много церквей Божиих! И действительно, именно здесь в 988 году в водах Днепра крестился русский народ в православную христианскую веру, принесенную князем Владимиром. Здесь был построен первый православный храм на Руси, здесь был основан первый монастырь. Вернувшись из своих путешествий в Грецию, апостол Андрей продолжал проповедовать Христа. Начальник города, жена и брат которого стали христианами, долго и с ожесточением спорил с ним, пытаясь заставить его отречься от Христа, и в конце концов велел распять апостола на кресте. Крест этот был в форме буквы X. Молясь перед казнью, святой Андрей говорил: – Иду к тебе с радостью, Святой Крест! Возьми меня от людей и отдай меня Учителю, чтобы Он тобою принял меня! После того, как Русь приняла христианство , в Киеве был построен князем Всеволодом храм во имя святого Андрея. Крест же святого Андрея изображался на флагах всех русских кораблей. Святой апостол Иаков, брат Господень Евангелии и в Деяниях Апостолов несколько раз говорится об апостоле Иакове, «Брате Господнем». В то же время Церковь с самых ранних времен знала, что у Божьей Матери других детей не было. Поэтому Христос, умирая на Кресте, завещал своему любимому ученику Иоанну заботиться о Своей Матери. На еврейском языке можно называть братьями и двоюродных братьев. Многие богословы, в том числе и св. Иоанн Златоуст , считают, что Иаков был сыном брата праведного Иосифа – Клеопы и жены его Марии Клеоповой. Он считался поэтому двоюродным братом Иисуса Христа. По другой версии Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. После того, как на апостолов сошел Дух Святой, на пятидесятый день после Воскресения Христова, Иаков стал первым епископом церкви в Иерусалиме. Другие апостолы выбрали его, хотя он и не был одним из двенадцати апостолов. (Среди двенадцати апостолов было два ИаковаИаков Зеведеев, брат Иоанна, и Иаков Алфеев.) Праведный Иаков был председателем первого Собора Апостолов в 51 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иаков брат Господень, ап. Описания иконы Иаков брат Господень, ап. - житие Святой апостол Иаков, брат Господень (память 4 января, 23 октября по старому стилю и в Неделю по Р.Х.) Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний като[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6248.jpg:   Размер: 300x1131, 0.34 MPix, 64 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (160) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6249.jpg:   Размер: 350x1200, 0.42 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (152) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 32 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6253.jpg:   Размер: 337x1192, 0.4 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (146) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1848

Иаков-младший Иаков-младший , апостол, сын Алфеев, брат Господень, писатель соборного послания, епископ иерусалимский ( Mk. XV, 40 ) – по всеобщему мнению, сын Клеопы, или Алфея, и Марии, именуемый меньшим или по своим летам, или по своему возрасту и названный в Посл. к Галатам ( Гaл.I, 19 ) именем брата Господня (см. также Mф. XIII, 25 , Mk. VI, 3 ). Он имел право называться братом Господним, так как действительно был первый двоюродный брат Господа, вследствие того что мать его, Мария, была сестрой Матери Господа ( Uh. XIX, 25 ). Алфей, или Клеопа, муж Марии, имел от нее еще трех сыновей, кроме Иакова, и трех или более дочерей. Св. Иаков неоднократно упоминается и в кн. Деяний апостольских ( Дeяh.XII:17, XV:13, XXI:18 ) и в Посланиях апостольских ( I Kop. XV, 7 , Гaл. I:19, II:9, 12 ). Во время евангельских трудов прочих апостолов ап. Иаков находился в Иерусалиме, присутствовал вместе с Петром, Варнавой и Савлом в 48 или 49 г. по Р. X. на апостольском соборе, на котором, как кажется, и председательствовал, так как он последним произнес свое заключительное слово, с которым согласились все прочие члены собора ( Дeяh. XV, 13–19 ). О его высокой и строго нравственной жизни свидетельствует Егезипп, один из ближайших преемников апостолов. По его словам, святой Иаков был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос и т. д. Ему одному был дозволен вход в святилище храма, и его часто находили стоящим на коленях в храме и молящимся за народ. За эту-то святость и благочестие, прибавляет он, его и называли праведным. Первый епископ Иерусалимский, он мученически скончался в 62 г. по Р. X. Предание говорит, что иудеи во время его проповеди об Иисусе сбросили его с кровли храма, кидали в него камнями, и так как он продолжал еще молиться и за своих мучителей, то один суконщик ударил праведника белильным колом по голове, и он скончался и на том же месте похоронен близ храма. Память его празднуется 23 окт. и 26 декабря. Ап. Иаков, кроме соборного послания, оставил нам еще литургию, известную под его именем и отправляемую обычно в Иерусалиме в день его памяти. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Апостол Симон назван зилотом, что значит «ревнитель». Зилоты – это течение среди фарисеев. Зилоты боролись за независимость Иудеи от Рима, и противостояли той части иудейского народа, которая была склонна к компромиссам с язычниками. Кананит означает по-еврейски то же, что и зилот по-гречески – «ревнитель». По сошествии Святого Духа на апостолов, апостол Симон просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Киринее, Ливии, Нумидии и Мавритании. По другому преданию, он проповедовал на Британских островах и даже в Вавилонии и Персии, где и скончался мученически в персидском городе Суанире, или Сумире. Православная Церковь празднует его память 23 мая (н. ст.) 187 . Апостол Иуда (Фаддей, Иуда Иаковлев), брат Господень Апостол Иуда, иначе называемый Фаддеем, был сыном св. Иосифа Обручника. У евангелиста Матфея апостол Иуда назван Леввеем ( Мф.10:3 ). Евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (см. Ин.14:22 ), называет апостола Иуду Иудой Иаковлевым (братом Иакова Праведного, впоследствии первого епископа Иерусалимского). По преданию, имя Фаддей Иуда получил при крещении от Иоанна, а имя Леввей – когда вступил в лик двенадцати апостолов. Апостол Иуда является автором Послания, вошедшего в новозаветный канон. По преданию, апостол Иуда проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии и Армении, где и окончил свою жизнь мученически: был повешен на дереве, а затем пронзен стрелами. Память его празднуется Церковью 2 июля и 13 июля (с Собором Двенадцати Апостолов). Апостол Иаков Алфеев (Иаков младший) Апостола Иакова Алфеева (младшего, см. Мк.15:40 ) следует отличать от Иакова Зеведеева (Иакова старшего) и Иакова Праведного, одного из 70-ти апостолов, первого епископа Иерусалима. Иаков Алфеев был братом святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвига крестной смертью . Память ап. Иакова Алфеева 22 октября (н. ст.). Апостол Матфий

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти (версия для печати)/Православие.Ru Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти Православие.Ru , 5 ноября 2001 г. Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк. XV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного. Основание, по которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3—5. Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученик Иаков, апостол от 70-ти, епископ Иерусалимский. Ап. Иаков. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания . Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и решили его погубить. Они замыслили просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа, а если он откажется - убить его. Возведя святителя на кровлю храма, они призвали его отречься от Спасителя мира и учить народ против Христа. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Иисус есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями, и наконец размозжили ему голову. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года. Свт. Димитрий Ростовский отмечает , что апостол Иаков мученически скончался на 66 году его жизни, а епископство принял в возрасте 34 лет, по Вознесении Господнем, из чего получается, что Иаков был на год старше Иисуса Христа. Почитание Святителя Иакова погребли на месте кончины. Впоследствии над его могилой подле храма стоял памятник. По свидетельству Оригена , убийство Иакова, случившееся незадолго до Иудейской войны , произвело такое впечатление на иудеев, что последовавшие бедствия и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за смерть праведника.

http://drevo-info.ru/articles/11565.html

Итак, апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении Своем Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор. XV, 7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви — матери Церквей христианских. Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Петр после своего чудесного освобождения из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и братиям (Деян. XII, 17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал. II, 9). На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р. X. для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимшй, и его суждение принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа (Деян. XV). Именем Иакова отличен брат его ап. Иуда (Лук. VI, 16. Деян. I, 13), который Соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1), и тем показывает особенную важность ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем уважении к нему свидетельствуем особенно мученическая его кончина, которой обстоятельства с подробностию изображает Евсевий, на основании древних церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по требованию себе суда у Кесаря, отправлен был Фестом в Рим: тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брать Господень, от времен апостолов и доныне всеми именуемый «праведным», был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один и его обретали там стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом, что значит: защита или оплот народа и правда.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010