о. Сергий – Здравствуйте, уважаемая Елена Александровна, здравствуйте, дорогие радиослушатели. Наша сегодняшняя встреча посвящена духовным смыслам Великого поста. Современный христианин должен иметь трезвенный взгляд на время Святой Четыредесятницы. Время, которое очень часто называется духовной весной души христианина. Почему? Наверное, не только потому что Великий пост совпадает со временем ухода зимы, расцветанием природы. Это утверждение связано с тем, что весна души пробуждает внутренние чувства человека, раскрывает поры души человека, которые были забиты грехом, несовершенством, наши страстями. Подобно тому, как с весенней почки под воздействием живой силы дерева слетает внешняя оболочка, пробивается свежий листок, так и во время Святой Четыредесятницы с души человека должна соскочить жесткая и твердая греховная оболочка. Свежий листочек зелени живой духовной силы пробивается в душе христианина. Так происходит, когда мы относимся правильно к Великому посту как ко времени возбуждения и возрастания душевных сил. В первую очередь, всепобеждающей силы любви. Великий пост – это время усовершенствования человека в добродетелях; время, когда человеку даются возможности и силы духа, которые он сам в себе культивирует благодаря своей воле, направленные на то, чтобы больше обращаться к Богу, Отцу Небесному. Не потому, что положено, нужно, что это требуется кем-то, а потому, что мы сами этого хотим. Подобно тому, как этого хотят дети, которые обращаются к родителям не потому, что они их защищают, одевают и обеспечивают, а потому что дети любят своих родителей. В этом плане любовь к человеку является содержанием поста, когда мы любим ближнего своего не потому, что обязаны его любить, что предписано любить, а любим его по принципу той любви, которой движимы во время Великого поста. В таком случае любовь становится для нас движимой силой поста, которой весьма помогает сила прощения. По этой причине мы перед началом Великого поста просим друг у друга прощение – чтобы, примирившись с человеком и примирившись с Богом, вступить во время Святой Четыредесятницы. Примирение является свидетельством как решимости укореняться в добродетелях во время Святой Четыредесятницы, так и решимости отказаться от той самой жесткой оболочки, которая окружает подобно оболочки почки нашу душу.

http://radonezh.ru/2021/04/02/beseda-zhu...

говорит издавна приобрел трипеснцы Святой Четыредесятницы, которые составил богоносный отец наш и исповедник Христов Феодор, и пел их ежегодно с надлежащей верою, как и теперь делаю по благодати Христовой. В то время остановились у меня по-видимому монахи, называвшие себя учениками Григория, бывшего архиепископа города Сиракуз Сицилийских, которые, проживая у меня, получали немалое утешение. Когда настало время Святой Четыредесятницы, я делал приготовления по заведенному у меня порядку к славословию Бога и распорядился, чтобы во время Четыредесятницы петы были трипеснцы святого отца нашего, как обыкновенно делалось у меня в прежние годы. Они же, услышав об этом, смутились и вместе с тем изумились тому, что и до нас достигли учение и слава преподобного отца нашего, начали осмеивать святого и порицать его творения, как будто составленные не по правилам искусства. [Col. 313] Развратившись от них в уме, я и сам воспринял нечистые превратные слова их против богоносного и потому при наступлении Святой Четыредесятницы, как я сказал, не хотел петь трипеснцев его. Но в следующую ночь предстал предо мною служитель Христов Феодор, высокий ростом, сухощавый, бледно-желтый лицом, полуседой волосами и плешивый; ним следовали розгоносцы, важные на вид, которым он с жестом приказал немилосердно растянуть меня, а некоторым из них велел сильно бить меня розгами, сам же весьма гневно воскликнул, обращаясь ко мне: «Ты, неверный, презираешь мои произведения?» И опять сказал окружавшим его: «Приказывается вам довольно наказать его, чтобы он научился не принимать бесед злых, которые могут крайне растлевать обычаи благи ( )». Таким образом, я получил довольно ударов, так что, по-видимому, едва мог дышать; пробудившись от сна, я с трепетом в сердце пришел в себя, причем почувствовал сильно болезненные знаки на теле, которые и показывал бывшим около меня, как сохранившиеся в целости и запечатлевшиеся на моем теле в удостоверение случившегося со мною за участие в неверии злых людей праведному отцу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Именной, данный Синоду о понуждении подданных греко-российского исповедания, чтоб повсегодно исповедовались и приобщались Святых Тайн 87 Понеже от прошлого 1716 года многими указами публиковано, чтоб все Наши верные подданные греческого исповедания во время Святой Четыредесятницы исповедовались и приобщались Святых Таин повсегодно, особливо ж в состоявшемся Нашем Всемилостивейшем указе 1737 г. от 4 февраля изображено: что ежели кто по какой-либо страсти или лености сие будет пренебрегать, о таковых как отцам их духовным, так и тех приходов священникам наблюдать и меж собою сношение иметь, чтоб о всех бывших в их приходах обывателях, кто из них исповедались или нет, были известны, и для того о таких исповедавшихся и неисповедавшихся со всего Государства Синоду собирать ведомости и, разобрав по губерниям и городам и сделав из них генеральные экстракты, подавать Нам; а между тем со всех тех, кто во время Святой Четыредесятницы или следующих потом постов исповедоваться и приобщаться Святых Таин не будет, взыскивать штрафы по прежним указам без послабления, но по тем Нашим указам сочинённые ведомости одного 1737 года в Кабинет Наш, и то неполные, а о штрафах, сколько с неисповедавшихся в том году взыскано и где те деньги, никакого от Синода известия не получено; того ради о понуждении Наших верных подданных греческого исповедания, чтоб в будущем 1741 году и впредь по все годы исповедовались и приобщались Святых Таин, и о подании повсегодно ведомостей как о людях, так и о собираемых за неисповедание штрафов прежние указы наикрепчайше подтверждаются, а о прошедших 1738 и 1739 годах такие ведомости, сочиня по губерниям, провинциям и городам, для Нашего собственного известия подать немедленно, и повелеваем Нашему Синоду учинить по сему Нашему указ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аще вы пребудете во словеси Моем, вещает она, если вы примете Мое учение, и пребудете верными ему, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит 228 ]. Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностию отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви. Аминь. Поучение во вторую Неделю Великого поста Значение поста для человека Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и 229 ]. Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни Святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте; душеспасительно нам в дни Святой Четыредесятницы обратить все должное внимание на предостережение от пресыщения и насыщения, сделанное нам Самим Господом: внемлите себе, сказал Он, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством. Установление Божие установление. Первая заповедь, данная Богом заповедь о посте. Она была необходимо нужною для нас в раю, до падения тем нужнее она по падении. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии. Вознесем мысли к Божественному установлению поста, и созерцанием этого установления оживим, как бы душою, самый подвига поста. Подвиг поста не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела; он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством. Спаситель мира открыл нам в этих словах достойное особенного внимания последствие от излишнего употребления пищи и пития, последствие страшное, последствие душепагубное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Последуем хотя издалека в след за Подвигоположником нашим отвержением воли своей; имеемся, придержемся преданностью воле Отца Небесного, хотя края креста Спасителя нашего; соединимся вкупе с Божественным Страдальцем на кресте твердым хотением исполнять волю небесного Отца; умрем со Христом своеволию нашему, да со Христом и воскреснем в новую жизнь благоугождения Святой воде Отца небесного. Аминь. 25. С какими чувствами должны мы оканчивать св. четыредесятницу? Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче: еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое. (В пят. вечер. нед. ваий ст. 1). Что чувствует путешественник, который, идучи в страну отечественную, совершил долгий и трудный путь, проплыл великую, непрестанно волнующуюся пучину, прошел обширную, безводную пустыню, что чувствует такой путешественник, стоя на пределе родной земли, входя в пристанище благотишное, достигая мирного крова успокоения? Без сомнения чувствует радость, веселие: понесенные им тяжкие труды веселят его, подъятые великие опасности радуют, претерпенные нужды утешают. Таким ли чувством исполняемся мы, совершивши великое поприще поста, переплывши великую воздержания пучину? Без сомнения те из нас радуются духом, которые совершили поприще поста, как неослабные постники, переплыли пучину воздержания, как бодренные воздержники, прошли сухую, безводную пустыню умерщвления своих страстей, как мужественные подвижники. Труды, подъятые для обуздания страстей, приятны; борьба, употребленная для утешения треволнения похотей, утешительна; болезни, понесенные для умерщвления ветхого человека, и для оживления нового в правде и святости, усладительны. Они сами по себе, по тайному благодатному действию награждают подвижников внутренней радостью, которую изрекает Дух Святой в их чистой совести, в их правом сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению. Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь. Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/patriarch/2021-03-17/...

Например, в Западной Церкви 30-дневие поминается, или 7-дневие, или седмица. Всякое библейское число обозначает реальность, которая нам недоступна для рационального понимания, но она есть. В этом смысле существует традиция преполовения сорокадневного времени, мы сейчас в отношении святой Четыредесятницы как раз в этом моменте. Крестопоклонная неделя - преполовение Святой Четыредесятницы. Пост состоит из 40 дней пощения и седмицы воспоминания Страданий Христовых. Мы сейчас в этом 20-дневии плача по нашей душе пред Богом. Вопрос: - Вопрос по книге «Чисел» и «Второзакония». Израильский народ, пройдя пустыню, подошел к Иордану, а дальше они должны были перейти реку и начать завоевывать Землю Обетованную. Но два колена соблазнились землей по эту сторону Иордана. Считается ли эта земля Обетованной? Моисею Бог сказал, что он не войдет в Обетованную Землю, а здесь он еще был с народом. о. Августин: По библейскому тексту был договор, что они перейдут вместе с богоизбранным народом, другими коленами, исполнят повеленное Богом, войдут во владение Обетованной Землей, а затем уже в мире расположатся там, где Господь им назначил быть. Потому, что они были более причастны пастушеской традиции, а там были благоприятные земли для этого. Израиль исторически увеличивался и уменьшался. Если брать апогей Иудейского царства, эпох Соломона, то государство доходило от Сирии до Египта. В данном случае нужно понимать, что обетованной земля становится там, где она свята, где нет безбожия, где не существует беззакония, который Господь повелел истребить в Ханаане. Здесь условность, которая важна. Когда Господь начал лишать Израиль Земли Обетованной, это и было следствием того безбожия, которое наступало перед Вавилонским пленом.

http://radonezh.ru/2021/04/15/evangelie-...

о. Сергий – Во-первых, хотел бы ответить на это замечание, что сегодня никто из нас, конечно, в пустыни в буквальном смысле не уходит. Эта древняя монашеская традиция, о которой было сказано, является конкретным историческим фактом, о котором мы сегодня знаем. Но мы продолжаем вести привычный образ жизни во время Святой Четыредесятницы: так же ходим на работу, отводим детей в садик, дети своим ходом идут в школу, взрослые дети отправляются на учебу в высшие учебные заведения, у нас есть рабочие дни и выходные. Поэтому, никакой пустыни у нас в буквальном смысле не происходит. Христианин, вступая на поприще Великого поста, должен уходить в пустыню духовную, когда он ограничивает себя добровольно от всего того, что (как он сам о себе прекрасно знает), служит не лучшим качествам его души. Когда мы отказываемся от развлечений, от того, что мы часто погружаемся в виртуальную реальность, в социальные сети, интернет, то есть от всего этого как и от окружающего нас соблазнительного мира добровольно уходим в символическую пустыню. Когда отказываемся от определенной пищи, которая доставляет нам удовольствие, то тоже уходим в этом плане в духовную пустыню. Когда мы работаем над собой и пытаемся не осуждать ближнего своего, не гневаться, не раздражаться, пытаемся вести добродетельную жизнь, больше помогать друг другу, молиться друг за друга,- то мы тоже таким образом уходим в духовную пустыню как в состояние, которое очень отличается от предшествующего периода и всего обыкновенного времяпрепровождения. Но мы в этой пустыне претерпеваем и искушения, и соблазны, которые вместе с нами в эту пустыню уходят. Более того, верующие люди отмечают, что того количества соблазнов и искушений, которое сопутствует человеку во время Святой Четыредесятницы, он не встречает в другое время года. Эта духовная борьба обостряется , и человек понимает, что наступил Великий пост, время великих искушений, когда нужно доказать свое право быть со Христом, когда нужно защитить свое имя христианина, доказать, что мы умеем делать сознательный выбор в пользу добра и правды, отвергая несправедливость и всё то, что является греховным в жизни человека. В этом плане мы живем со Христом в этой духовной пустыне.

http://radonezh.ru/2021/04/02/beseda-zhu...

1) Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не служится); 2) Все дни Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы); 3) Великий Понедельник и Великий Вторник вечером; 4) На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения. Последование Великого повечерия Сначала рассмотрим чиноследование обычного Великого повечерия, совершаемого вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы. Чиноследование Великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири, а его устав – в 49-й главе Типикона (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). Чиноследование Великого повечерия состоит из обычного начала и 3-х частей, каждая из которых начинается с «Приидите, поклонимся...». Поэтому желательно, чтобы повечерие читали три чтеца следующим образом: – первый чтец – обычное начало и 1-я часть; – второй чтец – 2-я часть; – третий чтец – 3-я часть. Обычное начало и 1-я часть Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Господи помилуй» (12 раз). «Слава и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 4: «Внегда призвати ми...» Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...» Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...» «Слава и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». Псалом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» Псалом 30: «На Тя Господи, уповах...» Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...» «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте и покаряйтеся, яко с нами Бог». Хор: «С нами Бог... » (полностью). Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог». Чтец: «Услышите до последних земли». Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «Могущие покаряйтеся». Хор: «Яко с нами Бог» (далее по тексту Великого повечерия).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2. Но чтобы не слишком распространять это слово, вы, как разумные люди, можете сами сообразить и все прочее: «Даждь, – сказано, – премудрому вину, и премудрейший будет» ( Притч.9:9 ). Не на нашей только пище это можно видеть, но и на пище бессловесных. И из других многих вещей можете, если захотите, узнать через исследование неизреченную премудрость и безмерную благость высочайшего Художника-Бога, узнать то, что все твари созданы с некоторой разумной целью. Таково же, найдем мы, и установление для нас Святой Четыредесятницы. Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы, переплыв много волн и выдержав напоры ветров, могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, – так и в настоящее время Святой Четыредесятницы – вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня в седмице 57 , как бы постоялые дома и гостиницы, как бы берега и пристани, для краткого отдохновения, чтобы совершающие это доброе и спасительное путешествие, и тело успокоив несколько от трудов поста, и душу ободрив, опять, по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь. Вот и мы, так как ныне день отдохновения, попросим вашу любовь заботливо хранить приобретенные вами от поста плоды, дабы, отдохнув несколько, вам прибавить новые плоды к прежним, и таким образом мало-помалу собрав великую прибыль, сретить день Господень 58 , и ввести в пристань святого праздника полным духовный свой корабль. Если все создания Господни, как показало наше слово и как свидетельствует опыт, совершены с разумной целью, для удовлетворения необходимой потребности, то и наши дела должны быть совершаемы не просто и не напрасно, но с пользой для нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010