Поскольку здесь нам предстоит рассмотреть многие вопросы, смысл коих невозможно разрешить одним ответом, то для этой цели мы выделим три раздела. В первом разделе покажем, что пост вообще ведет начало от Закона Божия и утверждается в Священном Писании. Во втором разделе покажем, что Церковь Христова имеет власть устанавливать законы о постах. В третьем разделе поместим четыре установления: первое установление - о посте Святой Четыредесятницы; второе - о всех четырех постах, соблюдаемых в продолжении каждого года; третье - о качестве постной пищи; четвертое - о посте в среду и пятницу. Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным. Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву. Свт. Иннокентий Херсонский РАЗДЕЛ I. О ПОСТЕ ВООБЩЕ, ЕГО НАЧАЛЕ И УСТАНОВЛЕНИИ 1. Установление поста в Ветхом и Новом Заветах Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам. Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю. Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17). У пророка Иоиля о посте сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. И еще: Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15). В Книге Товита пишется: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше,.. нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех (Тов. 12, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

После молитвы священнодействующий читает внятным голосом Апостол. На торжественной литургии иподиакон читает (cantat) Апостол, а священнодействующий в то же время произносит его тихим голосом. Отвечают: Благодарение Богу. После Апостола читаются Степенны (gradualia), потом произносятся два Аллилуиа, потом стих и после стиха одно Аллилуиа. (например, в праздник блж. Августина ) Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Стих. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (см. Пс. 36: 30–31 ). Аллилуиа, аллилуиа. Стих. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его ( Пс. 88, 21 ). Аллилуиа 1568 . В недели перед Пасхой, от Septuagesima до Великой Субботы, и в некоторые другие дни 1569 не говорится Аллилуиа, а вместо него говорится Tractus. (например, во время Св. Четыредесятницы) Господи, не по грехам нашим, которые мы совершили, и не по беззакониям нашим воздай нам (см. Пс. 102, 10 ). Стих. Господи, не помяни грехов наших предков 1570 ; скоро да предварят нас щедроты Твои; ибо мы весьма истощены (ср. Пс. 88, 8 ). Стих. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, и ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и прости нам грехи наши ради имени Твоего (П с. 88, 9 ). Вместо Tractus говорится Sequentia в праздник Пасхи: Victimae Paschali, в праздник Пятидесятницы: Veni, Sancte Spiritus, в праздник Тела Христова: Lauda Suum Salvatorem, а на литургиях заупокойных кроме Tractus говорится Sequentiä Dies irae, dies illa, без Аллилуиа. По окончании этого, если литургия торжественная, диакон полагает книгу Евангелий на средине алтаря, и священнодействующий благословляет фимиам, как сказано выше; потом диакон, коленоприклонившись перед алтарем с соединенными руками, говорит: Очисти сердце мое и уста мои, всемогущий Боже, очистивший уста Исаии пророка углем огненным; так и меня сподоби очистить Твоею благой милостью, чтобы я мог достойно возвещать святое Евангелие Твое, через Христа Господа нашего. Аминь. Потом поднимается, берет книгу Евангелий с алтаря и, опять коленоприклонившис, испрашивает благословение священника, говоря: Повели, владыка, благословить 1571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После описания бедственного гражданского состояния Иудейского народа, Пророк переходит к описанию наружного, лицемерного, неодушевленного истинным благочестием Богослужения Иудеев, и обращается к обличению высших, начальствующих, так как они долженствовали подавать пример благочестия простому народу. «10. Выслушайте слово Господа, князья Содомские, уразумей волю Бога нашего, народ Гоморрский. 11. Что во множестве жертв ваших 43 , говорит Господь! Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота, крови тельцов и агнцев и козлов Я не хочу. 12. Вы приходите являться пред лице мое. Но кто требует сего от рук ваших, чтобы вы топтали дворы мои. 13. Впредь не приносите Мне пустых даров, курение ваше отвратительно для Меня, и новомесячья и субботы 44 и праздничные собрания; не терплю ваших праздников, оскверненных неправдами. 14. Новомесячья и праздники ваши ненавидит душа моя; они для Меня неприятны, Мне тяжело выносить их. 15. Когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я отвращаю от вас взоры мои; и сколько бы вы ни молились, не слушаю вас. Руки ваши все в крови» 45 . Обращение к начальникам народа и ко всему народу самое уничиженное, самое презренное. Начальники Иудейские называются князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским; первые без сомнения по крайней слабости и вместе насильственности управления, а народ потому, что оставляемый без надлежащего попечительного управления на произвол страстей, предавался всякого рода порокам. И то чем бы грешник мог себя утешить и приобрести некоторое дерзновение пред Богом, самые жертвы и приношения, самые молитвы и возношения его к Богу отвергаются, уничижаются, с негодованием отреваются пред Богом. «Что Мне во множестве жертв ваших?» Боже благий и милосердый! Не сам ли Ты учредил чрез законоположника Твоего Моисея все Левитское служение? Разные жертвы и всесожжения и фимиам, не в очищение ли многоразличных человеческих грехов и прегрешений повелел Ты приносить? Не Сам ли учредил для воспоминания великих дел твоих все празднества, субботы, новомесячья и другие священные времена? А паче всего не Сам ли повелел молиться во всякое время, особенно при торжественном совершении служения Тебе? От чего же, по изображению Пророка, и жертвы Тебе неприятны и курение отвратительно, а праздники в тягость и воздаяние рук отвергаешь, и молитв не приемлешь? Отвергаешь потому, что эти жертвы и всесожжения только наружные, дары и приношения лицемерны, субботы и празднества совершаются по одному приличию, приносимые молитвы один звук слов без чувства сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Посмотрим: как она возбуждает, питает и поддерживает хоть же дух покаяния, исправления, очищения и священными Паремьями. Парем. 84 на 6 час. Понед. 2-й нед. п. Ис. гл. 4:2–6, гл. 5:1–7 Ст. «2. После того произрастет благолепная отрасль Иеговы и плод земли превосходный у оставшихся сынов Израиля. 3. Ибо все оставшиеся в Сионе, и уцелевшие в Иерусалиме, все те, которые будут жить, будут именоваться святыми. 4. Когда Господь очистит все нечистоты жен Сионских и кровь, пролитую жителями Иерусалима, снимет с них, силою очистительною и силою потребительною; 5. Тогда уготовить Господь на всех станах горы Сиона и на всех местах священных собраний днем облако и сень, а ночью сияние пылающего огня и все драгоценное будет прикрыто. 6. И будет сень для прохлаждения от зноя дневного и для прикровения и защищения от непогоды и дождя. Гл. 5: 1. Воспою песнь за Возлюбленного моего, воспою песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на месте высоком, тучном. 2. Он вскопал его и очистил от камней, насадил в нем виноградные лозы самые лучшие, построил среди него башню и вытесал в нем точило. После этого надеялся, что виноградник принесет грозди, а он принес горькие плоды. 3. Теперь жители Иерусалима и все обитающие в Иудее, рассудите меня с виноградником моим. 4. Чтобы надлежало сделать винограднику моему, чего я не сделал ему? Почему же он принес горькие плоды, тогда, как я надеялся, что принесет грозди! 5. Скажу же вам, как я поступлю с виноградником моим: отыму ограду его, пусть его опустошают. 6. Оставлю его невозделанным, не буду его ни обрезывать, ни вскапывать, пусть его зарастет тернием и волчцами, и облакам не велю изливать на него дождя. 7. Виноградник Иеговы, Господа воинств, есть дом Израилев, и Иудея, любимый сад Его. Он ждал от него праводеятельности, и вот видит убийства 85 ; ждал правосудия, и вот слышит вопль угнетенных. Паремья заключает две части; в 1-й части 4-й гл. в 2–6, предсказывается такое время, когда в Иудейском народе, по очищении его наказательными судами Божиими, водворится благоденствие посредством благоплодной отрасли, знаменитого, великого Потомка, который восстановит служение Богу Израилеву в его чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Пост установлен Самим Господом Богом еще на заре человечества. Еще в раю Господь заповедал первым людям не вкушать от древа познания добра и зла. Вот эта заповедь и есть узаконение поста и воздержания. Через невоздержание первых людей произошла смерть человека, тогда плоть возобладала над духом, и человек был изгнан из рая; вернуть утраченную силу духа и снова возвести плоть в рай без поста немыслимо. Разъясняя, что нарушение поста послужило первому человеку в осуждение, святитель Василий Великий затем говорит, как пост послужил людям в оправдание. Все святые соблюдали пост… Постились и ветхозаветные праведники, постился великий угодник Божий Моисей, и удостоился беседовать с Богом на горе Синай, и получил от Бога заповеди закона Божия. Постился и великий пророк Божий Илия и удостоился не только видеть Бога, насколько возможно видеть Его человеку, но и живым был взят на небо. Постились святые апостолы, о которых говорится, что, когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их; рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу. Строго соблюдали посты все святые и подвижники новозаветной Церкви. Святитель Григорий Назианзин пишет о святом апостоле Петре, а Климент Александрийский — о святом евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. Преподобные Симеон Столпник, Герасим и Феодор Сикеот всю четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя причащением святых тайн. Итак, «приведи на память всех святых, — говорит святитель Василий Великий, — бывших от начала века… и подражай их образу жизни, если домогаешься части с ними. Что упокоило Лазаря в недрах Авраама? Не пост ли? А жизнь Иоанна Крестителя была единый пост. А святого апостола Павла… пост возвел до третьего неба». А что необходимо воздержание, ясно видно из того, что святой апостол Павел причисляет его к плодам духовным. Таким образом, «все святые имеют свидетельство о своем воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей обязывает нас к нему».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова: " Я живу, и вы будете жить " (Ин. 14, 19), " Мир Мой даю вам " (Ин. 14, 27), " Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15, 11). Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: " Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним " . " Пасха, двери райские нам отверзающая " , - поем мы в Пасхальном каноне. Наша радость пасхальная - это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте. Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства - Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и потому так ликующе-радостно пасхальное богослужение нашей Православной Церкви. Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой Четыредесятницы. И естественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца. Во время Своей земной жизни Христос Спаситель много раз говорил о Себе как носителе жизни и воскресения. Но тогда эти слова Божественного Учителя были непонятны не только народу, слушавшему Его, но и Его ученикам и апостолам. Смысл этих слов стал понятен только после Воскресения Христа. Только тогда и апостолы, и ученики Его поняли, что Он, действительно, Владыка жизни и Победитель смерти. И пошли они с проповедью по всему миру. Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: " Христос Воскресе! " - и будем так приветствовать в течение сорока дней, до дня Вознесения Господня. Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем бессмертии. Христос воскрес! - и да возрадуется душа наша о Господе.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/14/...

При таком обилии всякого рода благ, Адам получает подобную ему благолепную помощницу, ближайшую к нему по всем отношениям, и обитатель рая является полным владетелем его и владыкою всех животных, которым по силе внутреннего богоподобного разумения своего, равно и по власти, данной ему от Бога, дает имена, как покорной ему твари. Востекая скорбною мыслью к райскому состоянию, потерянному нами в Адаме, будем непрестанно и мыслить, и желать, и все меры действия употреблять на то, чтобы потерянное в Адаме, приобрести во Христе. 2-я Паремья 74 на вечерне Четвертка из Прит. (гл.3:1–18) Содержание Паремьи сходно с содержанием предшествовавшей. Богодухновенный Наставник в качестве Отца убеждает наставляемого им, как сына – слушать наставления его и показывает пользу наставлений своих, что 1) они приобретут благоденствие жизни, благоволение от Бога, похвалу от людей, здравие телу ( Прит.3:2–8 ); 2) надлежит чтить Бога от начатка приобретений своих и благодушно принимать наказание Господне ( Прит.3:9–12 ); 3) что мудрость драгоценнее сокровищ, в правой руке у нее долгоденствие, в левой богатство и слава ( Прит.3:13–18 ). Ст.: «1) Сын мой, не забывай учения моего и наставления мои сохрани в сердце твоем. 2) Ибо долготу дней, благополучие и счастье жизни они доставят тебе. 3) Благочестие и честность не оставляй, навяжи на выю твою. Напиши на скрижали сердца твоего. 4) И ты приобретешь благоволение пред людьми. 5) Надейся на Бога всем сердцем твоим, а на своем уме не утверждайся. 6) На всех путях твоих знай Его, и Он уравняет стези твои. 7) Не кажись в глазах своих мудрым, благоговей пред Богом, и удаляйся зла. 8) Это принесет здравие телу твоему и крепость членам твоим. 9) Чти Господа от имения твоего и от начатка всех прибытков твоих. 10) Тогда наполнятся житницы твои доверху, и точила твои переполнятся виноградным соком. 11) Наказание Господа не отвергай, сын мой, и не тяготись вразумлением Его. 12) Ибо Господь кого любит, того наказывает, и в то же время увеселяется им, как сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Пусть каждая христианская душа бодрствует и сурово испытывает помышления сердца своего, остерегаясь того, чтобы в нём поселились раздоры или похоть. Пусть чистота изгоняет невоздержанность, а свет истины — тьму обольщения. Пусть смирится высокомерие, опомнится гневливость, сокрушатся стрелы греха, обуздается злословие. Пусть прекратится злопамятство и будут преданы забвению обиды. Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится 6 , поэтому семена добродетелей только тогда дадут добрые всходы, когда всякое чуждое растение будет удалено с поля сердца нашего. Если же в ком-либо так возгорится жажда мщения, что он заключит своего неприятеля в тюрьму или свяжет оковами, то пусть таковой поспешит не только невинного, но и достойного наказания вызволить из неволи, чтобы тем самым была исполнена заповедь из Молитвы Господней, гласящая: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим 7 . Это прошение Господь отметил особенным наставлением, словно в нём заключается весь смысл молитвы: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших 8 . 6. Затем, возлюбленные, памятуя о немощи нашей, поскольку легко поддаёмся на различные искушения, никоим образом не будем пренебрегать ни первым могущественным лекарством, ни вторым действенным врачеванием наших ран. Будем прощать, чтобы и нам прощали, не станем отказывать в милости, о которой просим, молясь об отпущении грехов, не будем стремиться к отмщению. Не пропустим мимо ушей воплей нищего, будем готовы оказать милость нуждающимся. И если кто-либо с помощью Божественной благодати стремится к этому совершенству, то он достойно проходит святой пост. Таковой чужд старой закваски злобы и восшествует к блаженной Пасхе с опресноками чистоты и истины 9 и в обновлении жизни достойно возрадуется таинству преображения человеческого во Христе Господе нашем, Который пребывает и царствует со Отцом и Духом Святым во веки веков.

http://pravmir.ru/propovedi-na-svyatuyu-...

Святой Иоанн Златоуст пишет следующие слова: «замечаю, что многие просто, как случится, больше по обычаю и заведенному порядку, чем с рассуждением и сознательно, приобщаются тела Христовая. Настало, говорят они, время св. четыредесятницы, или день Богоявления, всем, – каков бы кто ни был (по внутреннему расположению), – должно приобщиться тайн. Но время не дает права приступать (к таинству), потому что не праздник Богоявления и не четыредесятница делают приступающих достойными, но светлость и чистота души. Сергей М. 30 апреля 2013, 22:54 Статья, скорее, вносит некую смуту в сознание православного человека, чем разъясняет недоумение по поводу самой Евхаристии и подготовки к ней. Проблема поднята, но автор, а тем более редакция, не удосужилась довести дело до логического конца. Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и др. св. отцы очень доходчиво написали о Евхаристии и покаянии. Это две части одного целого: если нет покаяния, то нет и Евхаристии (Причастия), нет соединения с Творцом. Ибо что общего у света с тьмой? Не нужно сравнивать себя с тогдашними христианами (они де, аж 4 раза в месяц причащались, а я что-то отстаю - безумие), я много хуже, чем те что жили до меня... Интересные слова - " практиковать частое Причастие " ... «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29). Из патериков и житий святых видно, что часто причащались лишь монашествующие, поджвижники т.е. ангелы при жизни. Комментарии излишни. Да, есть ситуации, когда духовный отец определяет духовному чаду частоту приступания к Евхаристии. Авву спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Это мы, последние, и Евхаристия - это не практика, а милость Божия, к немощному, ничтожному, погибающему грешнику.

http://pravoslavie.ru/61049.html

Слово на пассии: Гефсиманские страдания, отречение Петра, благоразумные разбойник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельские чтения святой Четыредесятницы, и особенно служб, связанных с воспоминаниями о крестных страданиях нашего Господа и Спасителя, наполняют наши сердца благоговейным трепетом. Они говорят нам о страданиях и мучениях Невинного – за грешных, Чистого – за нечистых, Сына Божия – за падших людей. В этих страданиях, в этой борьбе со злом проявилось такое недосягаемое духовное величие, такая сила и мощь нравственного характера, которыми могла обладать только Богочеловеческая природа Спасителя мира. Мы слышали сейчас, дорогие мои, в евангельском чтении страшную повесть о страданиях Богочеловека. Знаем мы, до чего дошла и к чему привела злоба фарисеев. Учение Христа Спасителя, Его святость, даже самый вид Господа под конец Его общественного служения роду человеческому сделались тягостными для книжников и фарисеев. Они уже не могли спокойно ни видеть, ни слышать Его. Не могли они спокойно видеть в среде своей образ величайшего Наставника в мудрости, Который на то и родился, на то и пришел в мир, дабы свидетельствовать истину. Свидетельствовал Он ее всюду и перед всеми. Возвещал путь, ведущий в жизнь вечную, и в храмах, и на торжищах, среди городов и весей. Равно свидетельствовал пред римским прокуратором и пред женщиной-самарянкой, пред синедрионом и пред иерихонским слепцом. Пред мудрыми и пред людьми некнижными. Какие обетования жизни вечной не открыты были Им и не утверждены непоколебимо? Какие заповеди не преподал Он во всей силе?.. Все озарилось светом Его Божественного учения! Глас истины, проповедуемой Господом Иисусом Христом при Его земной жизни, в устах Его был так силен, что сами враги Его должны были умолкать пред Ним и говорить: “...никогда человек не говорил так, как этот Человек” ( Ин. 7, 46 ). Христос Спаситель явил нам образ величайшего Праведника и Подвижника благочестия. Обращаясь к врагам Своим, Господь спрашивает: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” ( Ин. 8, 46 ). И никто не мог обличить Его ни в едином грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010