В сопочанском помяннике между Макарием и сим Иоанном нет Павла – Никанора каталогов, и вместо них свои двое: Савватий и Филипп (ibid). 20) Паисий. Поставлен на место Иоанна из митрополитов новобрдовских или в том же 1614, или в следующем 1615 г. (Arkiv Cakцuhck. III, 30 нач., Дечански Споменици Ристича стр. 19 u Monumenma Serbica p. 558). В 1641 г., по ходатайству одного приехавшего на житье в Россию сербского митрополита, царь Михаил Федорович дал сему патриарху в его Печский монастырь жалованную грамоту на приезд в Москву за милостыней через каждые семь или восемь лет (Сношений России с Востоком Муравьева ч. 2, стр. 219 и 236 sqq). Последнее известное упоминание о нем под 1646 г. (Записок ГеограФич. Общ. XIII, 168 прям.) в конце которого (2 ноября), как свидетельствуют некоторые, он и скончался (Гласн. XX, 210 fin.), достигнув весьма глубокой, более чем столетней, старости (Сношен, с Восток. ч. 2, стр. 237; еще упоминания о нем в Записках Географ. Общ. XIII, 311 и 312, Гласн. VIII, 150, XI, 173 и XXII, 211 прим, и 232 fin., Дечанских Спомениках стр. 40 и 43, Сношениях с Восток. ч. 2, стр. 4 и ч. 3-, рукоп. л. 563 об., Србско-далматинск. Магазине 1866 г. кн. XXV, стр. 187, Данице 1826 г. стр. 25 и Путешествии по Сербии Вуича, у Будиму, 1828, стр. 340). Патриарх сей принадлежит к числу сербских писателей, именно – он написал житие царя Стефана Душана и сына его Уроша (напеч. в Гласи. XII, 213 sqq; некоторые усвояют ему еще житие Св. Стефана Штиляновича или Щиляновича, но едвали 129. 198 нач. и 246. В Гласнике, кн. I, стр. 159, напечатана грамота патриарха Максима от 1623 г.; но более чем вероятно, что дело должно понимать не так, что неким Максимом была на время восхищаема у Паисия кафедра патриаршая, а так – что ошибка в годе грамоты и что она принадлежит патр. Максиму, бывшему вторым преемником Паисия). В сопочанском помяннике между Иоанном и сим Паисием двое новые: Герасим и Симеон (ibid.). 21) Гавриил Раич. Поставлен неизвестно когда раньше второй половины 1650 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В песнопении своем в честь св. благоверного Александра Невского Церковь возглашает к нему: «яви тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца преславна и богоприятна». Паремии и чтения Евангельские и Апостольское во дни благоверного князя Александра те же, какие назначены св. преподобным. Ибо и он при своей смерти принял иноческое пострижение. 288 В общей службе сербляка на 30 августа упоминается еще «Григорий богоносный», архиепископы: Иоанникий, Иаков, Савва третий, патриархи: Кирилл, Никон, Иоанн, Максим (л. 161. 162). В предисловии сербляка сказано: «надлежало бы нам – вместити молебные правила и сих угодников Божиих: св. Григория, сербского архиепископа, иже бе от корене неманичей, его же мощи беша в монастыре Куманице на р. Лиме, преподобного Стефана, его же мощи почивают в Пипере, и св. новоявленного Петра черные горы митрополита: обаче ничтоже ныне обрести возмогохом». Тоже должны и мы сказать о Иакове – Иоанне. В гласнике VI, 34. 43. 44, весьма мало сказано о них. Не можем не прибавить и того, что пат. Максим, сколько известен он, едва ли не напрасно причислен о. Анфимом (зап. геогр. общ. XIII, 175) к великим святителям; построение галереи и венчание Бранковича – не великия дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи XV в. говорится, что со времени св. Неемани «явилась в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие миротворцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей». (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крест створи епискупь Рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz monum. 86): то Григорий, расский, епископ, был современником сего короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преемник св. Арсения, Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемника себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость39). С именем св. Саввы   и венчание Бранковича – не великие дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (Гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи XV в. говорится, что со времени св. Немани «явились в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие мирототцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей» (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крьсть створи епискуп рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz Monum. 86), то Григорий расский епископ был современником сего короля. 39) Раича 11, 410. 411. Летоп. в Гласнике 1, 165, V, 41. VI, 28. 29. Х, 264. Общая служба: «радуйся Савво вторый, подобный Моисею во кротости». Сербляк л. 162. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблем архиепископа вместо себе Савву втораго. Так как покоится он в Печской обители, вблизи св. Арсения40). Сербская церковь поет ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющие тя»41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Адрес: Фрушкогорска бб, 22232 Дивош Проезд: Добраться до Фрушка-горы можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Телефон: +381 22 661 300 Электронная почта: manastirkuvezdin.com Подробнее... Монастырь Малая Ремета [ править править код ] В центральной части Фрушка Гора близ села Малая Ремета в тишине и окружении зелени расположен маленький и, возможно, самый красивый монастырь Фрушка Гора. Как и в отношении других монастырей, история монастыря Мала Ремета – это смесь правды и легенд. В качестве его возможного основателя упоминается «король Срема» Драгутин Неманич, который в XIV веке основал монастырь как часть монастыря Рача на Дрине. Адрес: Jazak, Сербия Проезд: Добраться до Фрушка-горы можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Телефон: +381 22 468846 Подробнее... Монастырь Новое Хопово [ править править код ] В монастырской церкви Святого Николая находятся мощи святого великомученика Феодора Тирона (306 г.), чью память церковь празднует в субботу первой седмицы Великого поста. Монастырь расположен на небольшом южном склоне Фрушка горы, недалеко от поселения Ириг, в ста метрах от главной дороги Рума – Нови-Сад, и является одним из самых доступных фрушкогорских монастырей. Монастырь Ново-Хопово, как и монастырь Крушедол, по своей архитектуре, просветительской роли, истории, богатой культурными, религиозными и политическими событиями, является одним из самых важных монастырей в Сербии. Адрес: Cpбuja, Ириг, Фрушка гора, 22406 Проезд: Монастырь находится на Фрушка горе, добраться можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 90 км, от г. Нови-Сад – 19 км. Телефон: +381 22 461 394 Подробнее... Монастырь Петковица [ править править код ] Согласно преданию, монастырь основала Елена Щилянович, вдова деспота Стефана Щиляновича в 1-й четверти XVI столетия. Основные архитектурные элементы монастырской церкви Петковицы показывают, что храм был построен по образцу церкви Лазарица. В 1990 году монастырь Петковица провозглашен памятником культуры республиканского значения.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Святаго священномученика Григория епископа, просветителя Великия Армении († ок. 335) Преподобнаго Григория, иже на Пелшме реце, Вологодскаго († 1442) Октябрь Минея за октябрь (оцифрованный текст) 1 октября Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Святаго апостола Анании, единаго от 70-ти (I), и преподобнаго Романа Сладкопевца († ок. 556) Преподобнаго Саввы Вишерскаго, Новгородскаго († 1461) Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящаго Иконы Божия Матере «Псково-Покровския» (1581) 2 октября Святаго священномученика Киприана и святыя мученицы Иустины († 304) Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго († ок. 936) Преподобнаго Кассиана Углечскаго († 1504) Святыя благоверныя княгини Анны Кашинския († 1338) Святых мученик Казанских: Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия (XVI) 4 октября Святителей Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго (обретение мощей, 1595) Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго (I) Святаго священномученика Петра Капетолийскаго († кон. III — нач. IV) Святаго благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго († 1052) Преподобнаго Аммона странника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Преподобнаго Пиора Затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Святаго праведнаго Стефана Щиляновича, Сербскаго († 1515) 5 октября Собор святителей Московских: Петра († 1326), Алексия († 1378), Ионы († 1461), Филиппа († 1569) и Ермогена († 1612) Святыя мученицы Харитины († 304) Преподобных Дамиана пресвитера, Целебника († 1071), Иеремии († ок. 1070) и Матфея († ок. 1085) прозорливых, в Ближних пещерах почивающих 7 октября Святых мученик Сергия и Вакха († ок. 290–303) Преподобнаго Сергия Обнорскаго, Нуромскаго, Вологодскаго († 1412) Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514) (службу зри 12 января) 8 октября Преподобныя Пелагии Антиохийския († 457) Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго († 1612)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

новоявленного Петра, Черныя гора митрополита: обаче ничтоже ныне обрести возмогохом». То же должны и мы сказать о Иакове – Иоанне. В Гласнике (Кн. 6) весьма мало сказано о них. Не можем не прибавить и того, что патр. Максим, сколько известен он, едва ли не напрасно причислен о. Анфимом (Записки географического общества. Т. XIII) к великим святителям; построение галереи и венчание Бранковича – не великие дела, а отношения его к св. Гавриилу очень неблаговидны. В древнем Сербском уставе (Гласник. Кн. 11) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евствафий второй. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной Сербской летописи XV в. говорится, что со времени св. Неемани «явились в Сербские Церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие миротворцы и чудотворцы и архиереи досто- блаженные и множество преподобных и праведных мужей» (Русская беседа. 1860). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных Сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крест створи епискуп Рашки Григорие втори, яко и она вдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (см.: Miklosich. Monumenta Serbica), то Григорий, Рас- ский епископ, был современником сего короля. 318 Летопись в Гласнике (Кн. 1, 5, 6, 10); Общая служба: «радуйся, Савво вторы, подобный Моисею во кротости»; Сербляк (л. 162). По известию о первосвятителях (Гласник. Кн. 6), «еще жив сый святый сей (Арсений) постави Серблен архиепископа вместо себе Савву втораго». Так как блаж. Арсений (f 28 октября 1266 г.) три года пред смертью был болен, то конечно не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. В том же известии сказано, что Савва архиепископствовал 7 лет. Но тогда он умер в 1270 г., а этого не могло быть. В 1269 г. был архиепископом Иоанникий. Да и само известие в другом случае говорит, что Савва второй, как и Даниил, не долго был архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

26) Антоний, скончавшийся в 1574 году 19 . За ним в Гласнике следуют: 27) Герасим, 28) Савватий, 29) Никанор, 30) Иерофей (сконч. 17 февр. 1591 г. Гласн. 1868 г., VI, 247). 31) Иоанн патриарх. В 1594 году он уже занимал патриарший престол, как видно из современной записи монаха ораховицкого Николаевского монастыря в Славонии, Матвея: «монастырь построен в 7102 году от создания мира, при пожечском митрополите Василии и сербском патриархе в Печи Иоанне, недалеко от крепости Ораховица» 20 . В 1606 году посылал он Дамиана монаха к Фердинанду, владетелю Штирии, после бывшему императору, для переговоров об освобождении от ига турецкого 21 . Умер в Константинополе 14 октября 1614 года 22 . 32) Паисий 1-й, из митрополитов Новобрда, избранный в Грачанице собором «митрополитов, епископов, клириков, властелей и иных знатных лиц» 23 . В 1641 году, по ходатайству митрополита скопльского Симеона, царем Михаилом Феодоровичем выдана жалованная грамота на имя сербского архиепископа Паисия в его «Петцкой Вознесенский монастырь» на приезд в Москву за милостынею после семи или восьми лет; но уже в июне 1643 г. прибыл на русскую границу, в Путивль, печский архимандрит Кентирион за милостынею. Из грамоты, посланной архимандритом к царю с Путивля, видно, как иго турецкое отяготело на патриархии. «Наш архиепископ стар, имеет около ста лет, и мы оставили его в турской земле в неволе, сидит в железах, ради дани впал в великий долг; долгу девять тысяч ефимков, а земля пришла в убожество от агарянского насилия, что и у вас слышно» 24 . Скончался Паисий после 32-х летнего правления в 1646 году, 2-го ноября. От него остались потомству – житие» царя Уроша и служба ему, также «Повесть вкратце» о праведном Стефане Щиляновиче, деспоте сербском (+ 1515). 33) Св. Гавриил, из фамилии Раичей, грамотою 1651 года поручил епархию никшичскую черногорскому владыке Василию 25 . По крайним нуждам кафедры пошел за милостынею в Валахию и отсюда в Москву, где присутствовал на соборе 1655 года, определившем исправить славянские церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Возвратившись в отечество, нашел, что кафедра уже занята другим; турецкое правительство заподозрило Гавриила в измене и сослало в Бруссу, где он был (в октябре 1659 г.) удавлен после тщетных попыток довести его до отступничества 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Воздержанием тело духу поработив,/душу же равноангельну сотворил еси,/сего ради святительства саном почется,/чисте Чистейшему предстоиши./Моли Христа Бога, святителю,/спасти люди твоя, святе,/да вси вопием ти:/радуйся, отче преподобне Варсонофие,/граду нашему Казани похвала и утверждение. Величание Величаем вас,/святителие велиции Гурие и Варсонофие,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь благоверному князю Владимиру Ярославину Новгородскому, чудотворцу, глас 4 Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/Божественный сосуд избран Богови,/благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/и храм пречуден Премудрости Божия/в Великом Новеграде сем устроив,/тело твое в нем предложил еси,/и ныне на Небесех предстоя престолу Святыя Троицы,/молися низпослати и нам велию и богатую милость. Кондак, глас 8 Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/благоверне княже Владимире,/плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/и ныне праздник твой светло совершающи,/с любовию вопием ти:/радуйся, Великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение. Величание Величаем тя,/святый благоверный княже Владимире,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Аммону, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 2 Егда изшел еси от мира,/тогда мирская вся, яко тщетна, отвергл еси,/егда же образ иноческий на ся прият,/тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия:/Христе Боже, слава Тебе. Кондак, глас 4 Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодивши,/всех мирских пристрастий,/странствовал еси Его ради вся дни живота своего многотрудне,/тем обрет вечный покой,/моли и нас в той вселитися. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Син. 1. Вас. 43. Акад. Нан. 2. Остр. Слепч. (М. 12 в. 5 окт. со службою. Екл. 23 нояб. М. Р. 4 окт. Петра, еп. дамасского, это другой, в Гр. Мин. он 9 февр.). Св. муч. Домнины и двух дщерей ее Виринеи и Проскудии (Вереники и Просдоки) в 4 в. в Сирии. Петр. 1295. (Иерон. 11 июля). Св. муч. Давикта (Адавкта при Максимиане 305–313 в Мелитине) и дщери его Каллисфении . Сия скончалась в мире в Ефесе в 4 в. (ок. 318 г.). Вас. Петр. Сирл. 319. В М. Гр. и 1295 окт. 3 и 4 (М. Гр. XI в. дек. 1 со службою). Пр. Аммона в Египте, ок. 350 г. Вас. Петр. 319. (М. Гр. Мед. 7 дек. Копт. у Иова Люд. 2 окт. 51 окт. 3). Пр. Павла простого в Египте в 4 в. Вас. 239. Рум. (М. Гр. Киев. Мес. Мес. вс. Св. М. Р. 7 мар. ЧГр. XI в. марта 18. Супр. 245 мар. 19. Сирл., Маз. 5 окт.). Свв. мучч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона , учеников Дионисия александрийского , † во второй половине 3 века, (но Фавст при Диоклитиане). Вас. к др. М. Р. (Мед. Никод. окт. 3). Обретение мощей св. Гурия , архиеп. казанского, и Варсанофия , еп. тверского, в 1595 г. 1610. 1621. 1625. и др. Служба (св. Димитрия ростовского ). (Св. Варсанофия преставление по 1646 и 1659 марта 26. 209 марта 27. 51 апр. 11. †. О Гурии сн. 4 дек.). Мощи их в Казани. III. Св. Владимира Ярославича, кн. новгородского († 4 окт. 1051) и матери его Анны († 10 февр. 1051 Г.). 209. Мощи их в Софийск. новгород. соборе. Память св. Анны еще 10 февраля. Преставление Стефана Щиляновича в 1515 г. Серб. св. 1771. Служба и синаксарь в Сербляке. Мощи святого в монастыре Шишатовацком в области Срема. IV. Муч. Диогена . Син. 1. Екл. Остр. Охр. (Есть в Греч. М. 5 дек. Но вернее это Феаген 3 окт. в. М. Гр.). Дамари , обращенной ап. Павлом. Деян. 17. 34 . Мюллер, ссылаясь на греков. Иерофея и Павла . Рум. 112. Муч. Павла 878 т. е. Иерофея, ученика ап. Павла. Освящение храма Богородицы. Остр. Охр. V. Муч. Дометия . Син. 1. Петр. Остр. Сирм. и др. (7 авг.). Муч. Феотекна . Син. 1. Неап. Екл. Мед. 248. До Мак. и др. (10 окт.). Дионисия , патр. александр. Вас. (5 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004