4/17 Священномученика Иерофея, епископа Афинского (I). Обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595). Благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Преподобного Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Преподобного Пиора, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Святого праведного Стефана Щиляновича, Сербского (1515). Собор Казанских святых. Тропарь священномученику Иерофею, епископу Афинскому, глас 4 Благости научився, и трезвяся во всех,/благою совестию священнолепно оболкся,/почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная,/и веру соблюл, равное течение совершил еси,/священномучениче Иерофее,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/яко тайноучившеся тобою странным и неизреченным,/явился бо еси богоприятный песнословец./Но моли, всеблаженне Иерофее,/от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/радуйся, отче Богомудре. Ин кондак, глас 4 Якоже столп непоколебим, Иерофее,/прещения врагов не устрашился еси,/но прелести разрушил еси твердыню,/яко камень честен отче./Тем Владыка тя храбрствовавша венчает/Живоначальною и Божественною десницею,/Егоже о всех нас умоли. Величание Величаем тя,/священномучениче Иерофее,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителям Гурию и Варсонофию, глас 3 Первии учителие прежде темному,/ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/первии возвестителие пути спасительнаго,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, благочестия учителие/и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/Владыку всех молите,/мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак святителю Гурию, архиепископу Казанскому, глас 4 Чувственныя страсти победив, чистотою, яко солнце, возсиял еси,/чисто житие до конца сохранив, и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/и того ради от Бога нетлением почтен был еси, и чудесы удивляемь./Молим тя, святителю Гурие, молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Кондак святителю Варсонофию, епископу Тверскому, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобных Аммона странника (XIII) и Пиора (XIII) затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийскаго (III–IV). Мучениц Домнины и дщерей ея Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преподобнаго Аммона (ок. 350). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Мученика Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святителя Стефана Щиляновича (1515) (серб.). 5. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России, чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобныя Харитины, княгини Литовския, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийскаго (264–265). Мученицы Харитины (304). Мученицы Мамелхвы Персидския (ок. 344). Преподобнаго Григория Хандзойскаго (961) (груз.). 6. Святаго славнаго апостола Фомы (I). 7. Святых мучеников Сергия и Вакха (290–303). Преподобнаго Сергия Послушливаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобнаго Сергия Нуромскаго (Вологодскаго) (1412). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийския (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 8. Преподобныя матере нашея Пелагии (457). Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (1482). Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго (1612). Преподобныя Таисии (I). Святыя Пелагии девицы (303). 9.Святаго апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V). Праведнаго Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. X.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима (361–363). Мученицы Поплин исповедницы, диаконисы Антиохийския (IV). Преподобнаго Петра Галатийскаго (IX). Праведнаго Стефана Сербскаго (1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Вторник. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. Собор Казанских святых . Сщмч. Петра Капетолийского. Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца. Прп. Аммона странника, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Пиора, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Блгв. кн. Стефана Щиляновича, Сербского. Служба сщмч. Иерофея не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы свтт. Гурия и Варсонофия в соединении со службой Октоиха (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Представ Успению...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Все упование мое...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – ин кондак священномученика, глас 8-й; седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-17/

Деспот Вук (Wk Rascianus despotus, у Керчелича) был внуком Юрия от второго сына его и владел поместьями в Славонии и Хорватии, где православные сербы и волохи в шестидесятых годах XV века имели сорок девять приходских церквей; в 1476 году имел он под своею командою шестнадцатитысячное войско, а в 1484 одержал знаменитую победу над турками, в соединении с венгерскими войсками. Раич говорит, что он был сын Юрия Бранковича, в 1471 г. был избран деспотом и признан в сем достоинстве королем и прочими вельможами королевства, остававшиеся же за Дунаем сербы, видя благополучие своих соплеменников в Венгрии, перебирались к Вуку и воевали с ним за короля и с турками, и с другими врагами его; умер он около 1485 г. в своей резиденции Сланкамени, „идеже и доныне церковь от него созданная и градския стены уже развалени зрятся“, говорил в свое время Раич 33 ). Современником и сподвижником Вука был Павел Бранкович, деспот 34 ) страны Янопольской (ныне Варош Иене) и комендант Темешварский; в 1481 году он ворвался в Турецкую Сербию и увел до пятидесяти тысяч сербов, которыми очень умножилось число православных христиан в Банате, издавна населенном румынами 35 ). Умер он в 1494 году в селе Купиннике (иначе село св. Климента), еще при жизни назначив помощником себе и потом преемником Иосифа Бранковича, о котором известно только, что он умер в 1505 году. По смерти его, власть над областью Янопольскою была передана Венгерским королем Иоанну Заполье, воеводе трансильванскому, а деспотские владения ограничены Сремом. Последним из рода Бранковичей деспотом был Иован, внук Георгия Бранковича от сына его Стефана. Он умер в 1502 г. без наследников мужеского пола. Тогда деспотское достоинство восприяла супруга его Елена, которая подписывалась так: „В Христа Бога благоверна госпогя Елена, милостиею Божиею деспотица Среблем“ 36 ). Чрез несколько времени вызвала она из Пастроевичей, что в Далмации, родственника своего, Стефана Щиляновича, и передала ему достоинство деспота над сербским народом. Резиденция Стефана была сначала в Купиннике, потом в замке Моровиче (близь Петроварадина) и наконец в замке Шиклоше, за р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смерть одного из членов семьи – потеря для всей семьи. Смерть короля или народного героя – потеря для всего народа. Но смерть святого – это потеря для многих народов и даже для всего мира. Ибо истинный угодник Божий подобен небесному воздуху для нежных душ человеческих. Саввину смерть оплакивали всюду, где его знали или хотя бы слышали о нем, но нигде не плакали так, как в Сербии и Болгарии. Согласно распоряжению Асеня честное тело святителя было погребено на второй день в храме Святых сорока мучеников. Срочно изготовили саркофаг из цельного камня, над которым разместили золотую лампаду, а по сторонам – золотые подсвечники. Весть о кончине Саввы вызвала великое смятение и глубокую скорбь по всей сербской земле, от королевского дворца до пастушьих хижин. И поскольку печаль народная не утишалась, архиепископ Арсений попросил короля Владислава сделать все возможное, чтобы перенести честные останки Саввы на родину. Король Владислав обратился к царю Асеню, своему тестю, с просьбой о перенесении тела Саввы в Сербию. Глава 44. Из Тырново в Милешево Перенос святых мощей – важное событие в жизни христианской Церкви. Обычной причиной этого явления бывает желание всякой страны иметь святыню, а через нее – милость и благословение. На христианском Востоке и на Балканах были и особые обстоятельства: нападения мусульман. Потому мощи многих сербских святых много раз переносились из одного места в другое и даже из одной страны в другую. Так происходило с мощами князя Лазаря, царя Уроша, Стефана Щиляновича, святителя Арсения, преподобной Параскевы-Петки. Мощи святого короля Стефана Первовенчанного переносились около сорока раз. Святитель Савва не был исключением. Мощи его Болгария желала иметь точно так же, как и Сербия, и у обеих стран были на то свои доводы. Царь Асень отказался вернуть Саввины останки и в ответном письме обосновал это так: «Если бы тело святителя пребывало здесь без должного внимания и почтения, ты был бы совершенно прав, требуя его у нас, дабы вы у себя могли упокоить его с большею заботою и честью. Но святитель, по Промыслу Божию, почил в нашей стране, и его святое тело мы достойно упокоили в храме Божием – к чему же вы беспокоите его и нас вашим требованием?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

20. Память о св. Ветране и Феотиме, епископах малой Скифии 84 26. Преставление преп. Иоанникия чернорецкого 88 29. Память св. Василия, святит. захолмского 90 МАЙ- ЦВЕТЕНЬ Числ. Стран. 2. Преставление благов. кн. Бориса - Михаила болгарского 93 5. Подвиги св. муч. Ирины и память других начальных проповедников веры в Сербии 100 22. Страдание св. Владимира, князя сербского 105 25. Страдание св. Пасикрата, Валентиона и друзей их 110 28. Память о преп. Софроние 115 ИЮНЬ-ИЗОК (ЛИПАНЬ) 5. Память о св. Петре коришском 116 15. Страдание св. Лазаря, князя сербского 118 24. Память св. Никиты, епископа ремесианского 125 ИЮЛЬ-ЧЕРВЕНЕЦ 8. Страдание св. Евангелла, епископа томского, Епиктета пресвитера и Астиона 131 - Преставление преп. Феофила мироточивого 133 11. Страдание преп. Никодима 137 18. Страдание св. Емелиана дуростенского 139 19. Воспоминание о св. Стефане Лазаревиче и о матери его Милице 141 27. Память св. Климента, епископа величского и сотрудников его Ангеляра, Горазда, Наума и Саввы 150 АВГУСТ-СЕРПЕНЬ 16. Память преп. Иоакима осоговского 160 18. Преставление преп. Иоанна рыльского 162 20. Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской и его друзей 166 29. Страдание св. Анастасия 172 30. Память о сербских святителях 174 СЕНТЯБРЬ-НАЗИМСКИЙ 1. Память блаж. Иоанна Кукузеля 191 15. Подвиги св. Филия, епископа томского и с ним многих 194 16. Память о св. чадах кн. Людмиле, кн. Вячеславе и пр. Прокопии 197 22. Преставление преп. Козмы отшельника 210 24. Память о св. Стефане, первовенчанном крале, племяннике его Давиде и сыне кор. Владиславе 213 ОКТЯБРЬ-РЮИН, ЛИСТОПАД Числ. Стран. 2. Память о св. Андрее юродивом для Христа 222 4. Память о праведном Стефане Щиляновиче 225 8. Страдание св. Игнатия 227 10. Страдание болгарских иноков Зографской обители 230 12. Страдание св. Максимилиана и Кирина, епископов коричских 232 14. Память преп. матери нашея Петкы-Параскевы болгарской 237 18. Страдание св. Златы великомученицы 241 21. Преставление св. Илариона, епископа мглинского 243

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Телефон: +381222464199 Подробнее... Монастырь Дивша [ править править код ] Предание гласит, что монастырь Дивша построен деспотом Йованом Бранковичем в конце 15-го века. Первые достоверные данные об этом монастыре в турецких источниках встречаются со второй половины 16-го века. Церковь, вероятно, была построена в 16 веке. В начале 18-го века Дивша был записан в собственность монастыря Кувеждин. Старый монастырский храм на крестообразном основании перестроен в 1744 при содействии Петра Йовановича, жителя города Нови-Сад. Адрес: Сербия Проезд: Монастырь расположен на западной ветви южных склонов Фрушка Горы близ села Визич. Добраться до монастыря можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Недалеко от Фрушка Горы можно арендовать апартаменты. Телефон: +381 21 6260019 Подробнее... Монастырь Крушедол [ править править код ] На склонах Фрушка Горы близ села Ириг в спокойном месте находится древний монастырь, окруженный парком с каштановыми деревьями. Монастырская церковь Благовещения Богородицы была возведена в 16 веке, в период 1509-1512 г., Джорджем Бранковичем (епископом Максимом), сыном деспота Стефана Слепого и Ангелины Бранкович при содействии Влашского князя Басараба. Монастырь является резиденцией Сремской епархии. Входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. Адрес: Крушедол-Прнявор, Сербия Проезд: Расположен на склонах Фрушка горы в общине Ириг Сремского округа Воеводины. Добраться до монастыря можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Телефон: +381 22 2460001 Подробнее... Монастырь Кувеждин [ править править код ] Монастырь находится на юго-западной части Фрушкой горы, на север от города Дивош. Посвящён Святому Саве и Святому Семеону Мироточивому. По преданию, монастырь был основан последним сербским деспотом Стефаном Щиляновичем в 1520 году. В последнее десятилетие 20 века монастырь возобновлен как мужской и объявлен памятником культуры Сербии исключительного значения.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Один инок вёл жизнь постническую и усердно молился; по строгой жизни его многие приходили к нему за советами и приносили подаяния. Мало по малу инок пристрастился к деньгам и стал копить их. Св. Андрей видит светлого и чёрного духа, спорящих о душе инока. Чёрный говорит: он – мой, потому что сребролюбив; – нет, он – мой,– говорит светлый,– потому что постится.– Небесный голос объявляет светлому:- оставь его, он предался сатане. В скорби о душе инока Андрей наедине показывает ему состояние души его и умоляет переменить жизнь. Инок роздал все собранные у него деньги. Ему приносили снова деньги, с просьбою оделять ими неимущих, но он не брал более ничего;– что мне за польза,– говорил,– возиться с чужим терновником? Последнее, чудное, видение Андрея было в 909 г. Октября 1. С учеником своим Епифанием стоял он во Влахернском храме, во время ночного богослужения. И вот видит на воздухе пресв. Богородицу, окруженную пророками, апостолами и ангелами, и покрывающую омофором народ.– «Видишь ли,– говорит он ученику,– Царицу-Богородицу молящуюся за мир? " - Вижу и ужасаюсь,– отвечал Епифаний. Вслед за тем святой скончался 580 . Писали, что по видению св. Андрея греческая церковь скоро стала праздновать покрову Богоматери 581 . Но в греческой церкви не знали и не знают сего праздника 582 . Празднование покрову Богородицы – праздник славянский, как славянин – св. Андрей, видевший Богоматерь молящуюся. В славянском прологе читаем: «се убо егда слышах, помышлях, како страшное и милосердное видение (заступления за нас) бысть без празднества. Тем восхотех, да не без праздника останет святый покров Твой, Преблагая». Кто говорит это? Конечно один из тех, кто имел право установлять праздник в церкви – митрополит русский или архиепископ сербский или первопрестольник болгарский, или князь благочестивый. Кто же именно из них? Кн. Андрей Боголюбский в 1164 г. устроил обитель в честь покрова Богоматери 583 . Праздник покрова показан в русском месяцеслове XIII в. 584 В минее Макария видим кроме сказания два слова на покров Богоматери 585 . По одному памятнику, в константинопольском предместье существовал болгарский храм покрова Богоматери; но болгарские и сербские памятники пока ещё не столько известны, чтобы составлять решительное заключение о существовании праздника между болгарами и сербами 586 . 4 ч. Память о праведном Стефане Щиляновиче

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сербская Православная Церковь Описание: Семена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы. В IV в. здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). В 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников. Автокефальной Сербская Церковь стала в 1219 г. Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (†1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Патриаршество установлено в 1346 г., первый Патриарх Сербский Иоанникий (†1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. Великими святынями являются мощи святого Симеона (отец святого Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей — мученика Лазаря (†1389) и Стефана Щиляновича (†1515). Из монастырей наиболее известны Хилендарская обитель на Афоне в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы (основана в 1199 г.), Успенская лавра «Студеница» (основана около 1183 г.) — мать сербских церквей, Жичский монастырь (основан в начале XIII в.), Печский монастырь — «Печская Патриархия» (основан в середине XIII в.). Каноническая территория — страны, входившие в СФРЮ; юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии. Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Патриаршая резиденция находится в Белграде. Епархии Сербской Церкви 16 мая 2022 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви  принял решение  о восстановлении общения с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией . Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс Страна: Сербия Город: Белград Адрес: Српска Петра бр. 5, 11000 Београд, Телефон: (381) 11 3025 101 Web-caйm: www.spc.rs Дочерняя организация: Храм апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот в Москве (подворье Сербской Православной Церкви) Предстоятель: Порфирий, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Перич Првослав) Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/134493.htm...

14) Черноризец Аникита Лев, по прозванию Филолог, живший в первой половине XVI века (годы старости его приходились на первые годы правления русского вел. кн. Иоанна Васильевича IV). Известная в настоящее время литературная деятельность его принадлежит России. Он написал: 1) неизвестно кем быв прошен и находившись в Сербии или временно пребывав в России, одно или два похвальные слова кн. Михаилу Черниговскому; 2) два похвальные слова Зосиме и Савватию соловецким. Неизвестно, были ли русские старого времени слишком высокого мнения о риторической необузданноглаголивости старых сербских писателей вообще, или в частности в России известен был своим ораторским талантом сам Филолог, только два последние слова он написал по заказу одного соловецкого монаха, который для этой цели послан был в Сербию (см. статью «Сведения о Филологе черноризце, проповеднике XVI века», в 18-й части Прибавлений к изданию «Творения Святых Отцев»). 15) Патриарх Паисий (1614–1646). Он написал «Житие и жизнь царя Стефана (Душана) и сына его Уроша младаго царя» (напеч. в Гласнике XXII, 213). Одна запись усвояет ему еще «Повесть вкратце» о Св. Стефане Щиляновиче (Глach.ibid. стр. 232 прим.). 16) Георгий Грамматик, живший неизвестно когда. Он написал житие Драгутина, начин. «По еже добре убо и богоугодно житие препровившему (Гласн. XI, 39). 17) Гавриил, прот Афонской горы, живший также неизвестно когда. Он перевел с греческого языка на славянский уставную статью о службе над умершими в неделю Пасхи (Описания синод, рукопп. Горскаго и Невостр. III, 1, 404, л. 385 об., стр. 408). 18) Андрей Змаевич, католический антиварский архиепископ второй половины XVII века. По словам Шафарика, он написал церковную летопись (Annales Ecclesiastici) от сотворения мира до своего времени, которая на латинском и на долматинско-сербском языке сохраняется в библиотеке пропаганды в Риме (Geschichte der Südslaw. Literat. III, 234, n. 186; биографическия сведения о Змaebuчe ibid. II, 35). 19) Самуил Бакачич, монах афонский. В 1688 г. он перевел сочинение Критского (половины XVII в.) о чудесах Богородицы, и вероятно он же перевел сочинение того же Агапия «Грешных спасение» ( μαρτωλν  σωτηρα, Шaфap. Geschichme der Südslaw. Limeram. III, 211 fin. sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004