Неделя 3-я по Пасхе – святых жен-мироносиц Сегодня праздник в честь тех, кто был свидетелем смерти, погребения и Воскресения Христа Спасителя, и тех, кто послужил Господу, потрудился для Господа. Сегодня праздник святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Святые жены сопровождали Господа, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу Христа и первыми узнали о Воскресении Христовом. Праведный Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата тело Иисуса Христа, вместе с Никодимом снял Его со Креста, обвил плащаницей и положил во Гробе, в пещере своего сада. Святым женам-мироносицам и святым Иосифу и Никодиму следуют все те, кто и теперь служит Господу, Его Телу – Святой Церкви, кто – от имений своих, кто – трудами и талантами своими. «Вместо мира песнь принесем Владыке», – поют в Пасхальные дни. Чувствуют ли это поющие? Понимают ли, что пением своим Господу служат, приносят Ему миро, становятся в ряд жен-мироносиц? Чувствуют ли все труженики церковные и жертвователи, Кому они служат и Кому несут свои жертвы? При правильном понимании этого в церковном служении и при жертвах на Церковь не может быть никаких обид и прекращения церковной работы или жертвы на нее из-за того, что батюшка, или староста, или еще кто-нибудь что-то не так сделали или не так сказали. Сегодня праздник святых жен-мироносиц, праведных Иосифа и Никодима и всех тех, кто следует за ними в служении Господу и Телу Его – Церкви. Аминь. Неделя 4-я по Пасхе – о расслабленном 1 Мы слышали сегодня в Евангелии рассказ об исцелении Господом расслабленного. Этот несчастный лежал уже 38 лет. В Иерусалиме, около Овечьих ворот, была купальня, в которую по временам сходил Ангел и возмущал воду. Кто первый после возмущения воды Ангелом спускался в воду, тот исцелялся от любого недуга. Несчастный расслабленный лежал около этой купальни, но у него не было человека, который бы помог ему опуститься в воду после ее возмущения – всегда кто-то раньше него опускался в живительные воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

And did those feet in ancient time Walk upon England " s mauntains green? And was the holy Lamb of God On England’s pleasant pastures seen? (Бродили ли в древности эти стопы По английским зеленым горам? И был ли Святой Агнец Божий Виден на славных пастбищах Англии?) Вильям Блейк (12,158) Первое упоминание о Британских островах встречается у Аристотеля: «За Геркулесовыми столбами океан обтекает вокруг земли и на нем находятся два очень больших острова, называемых Британскими, Альбион и Иерне, лежащие за областью кельтов» (9,680). Через четыре столетия мир озарился благовестием Христовым, которое в скором времени коснулось и этого, как представлялось, самого отдаленного края земли. Этапы распространения христианства на Британских островах совпадают с периодами их гражданской истории: британским (с I по V в. по Р.Х.), англосаксонским ( с V по VIII в. по Р.Х.) и норманским (с IX в.). В основном христианское просвещение Англии, Ирландии и Шотландии было завершено в конце англосаксонского периода. Великобритания, самая отдаленная окраина запада, становилась пределом переселения племен с востока и севера (5,38). Первыми известными пришельцами были иберийцы. Вторыми – кельты, гаэльские и бритонские, поселившиеся в разных районах и ассимилировавшиеся с местным населением. Ко времени Рождества Христова они двигались одно за другим с континента в Британию (5,38). К этому же периоду относится первое соприкосновение Британии с Римской Империей – вторжение Юлия Цезаря в 55 году до Р.Х. (9 ,680). Расширение власти Рима при императорах Клавдии, Адриане, Антонине, Пне, Септимии Севере и Констанции Хлоре приостановило движение племен с востока. Но когда в 410 году протекторат Рима над Британией был уничтожен, она увидела новых чужеземцев: сначала тевтонских англов и саксов, затем – норманнов. Сведения о начале распространения христианства на Британских островах очень скудны. Существует несколько преданий о первом обращении их обитателей апостолами: Павлом, Симоном Зилотом и Аристовулом. Свидетельство святого Климента Римского о путешествии апостола Павла на окраины запада вызвало предположение о его проповеди и на Британских островах. Другое предание связывает британское христианство с апостолом Павлом косвенным образом. Апостол обратил британца Брана, который был оставлен в Риме заложником в место своего воинственного сына Каратака. Освободившись, Бран вернулся с благовестием на родину. Церковное Предание утверждает, что первым просветителем Британии был Иосиф Аримафейский. Спустя несколько столетий, когда христианство уже утвердилось в Англии, в знаменитом Гластонбюрийском монастыре показывали терновник, чудесно зацветавший в годовщину памятного обращения короля и народа (5,70).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ни темнота ночи, ни пустынное одиночество загородного сада, где был погребен Господь, ни страшное соседство с этим садом Голгофы с ее крестами, мимо которых приходилось идти, шагая, быть может, чрез черепа казненных тут преступников (и само слово «Голгофа» значит череп), – ничто не остановило усердия неустрашимой жены, которая на этот раз оказалась мужественнее самих мужей – Апостолов, вероятно остававшихся в то время в горнице сионской, где и двери были заключены «страха ради иудейска». Верно сказал Апостол любви, святой Евангелист Иоанн Богослов, что «совершенная любовь вон изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ). Все опасности забыты; у Магдалины одна дума, одна забота: отдать последний долг Божественному Учителю, помазать святое тело Его уготованными ароматами, чего не успели сделать вполне Иосиф и Никодим в свое время, при погребении Господа. Она даже не думает о том, кто отвалит ей камень от двери гроба... Но вот и сад Иосифа Аримафейского: вот и скала, в недрах которой была иссечена пещера погребальная; Мария взглянула и – в изумлении остановилась... Что это значит?.. Камня нет на своем месте, вход в пещеру открыт... Итак, кто-то раньше ее уже побывал здесь, но – кто и зачем? Апостолы никуда не выходили еще из своего уединения, это она хорошо знала; уж не надумали ли жестокосердые иудеи поругаться над бездыханным телом ее возлюбленного Учителя и Господа? Эта мысль как острая стрела поразила ее любящее сердце, и вот она, не теряя времени, смущенная, бежит к Симону Петру й другому ученику, «его же любляше Иисус», и спешит поведать им нерадостную новость. «Взята Господа от гроба, говорит она, и не вем, где положиша Его» ( Ин.20:2 ). Встревоженные неожиданным известием Апостолы бегут ко гробу; не отстает от них и усердная ученица Христова. Осмотрев гроб, ученики уходят – Петр – в глубокой задумчивости, Иоанн – в сердечной уверенности, что Господь воскрес. Но Магдалина осталась у гроба. Зачем?.. Да куда же ей теперь идти, когда у нее отнято последнее утешение – еще раз облобызать пречистые стопы Ее Божественного Целителя и Учителя, еще раз смешать свои слезы с ароматами и излить их на Его пречистые язвы? О, какое лютое, нестерпимое горе переполняло теперь святую душу верной ученицы Христовой! С чем она придет к многоскорбной Матери Иисусовой? Что скажет в утешение Ей – Пренепорочной Агнице? И без того безмерно тяжела была скорбь Девы Матери, и без того лютое оружие проходило Ее святую душу, терзало Ее материнское сердце, – Магдалина ведь разделяла с Нею эту великую скорбь, она неотлучно была при Матери Иисусовой во все эти тяжкие дни Ее нестерпимых сердечных страданий, а что будет с ней, Преблагословенной, когда Она узнает, что и тела Ее Божественного Сына враги не оставили в покое, что Она лишена даже и того малого утешения, коего не лишается самая несчастная в мире мать – сидеть и плакать у гроба, сокрывающего останки дорогого сердцу детища?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц. После второй Недели и седмицы по Пасхе – о Фоме – следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа. Воспоминания свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший. В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин. 5, 1–14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и озарившего мир светом Своего Воскресения. С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим. В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. – «половина») Пятидесятницы – половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. Поэтому в праздник Преполовения совершается в храмах освящение воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

НН 19 октября 2015, 20:08 Н.А.: ... " И, простите, называть свой народ " плебсом " у христианина язык вряд ли повернется. Это всё наши братья и сестры, именно - ближние " . Только в двух случаях мне люди братья и сёстры: во Христе и по крови. Никогда мне не будут братьями такие, как Познер, Собчак и иже с ними сатанисты, иеговисты, атеисты и пр., коих не перечесть, т. к. имя им - легион. Есть много друзей и товарищей (подруг) вне Христа, но это совсем другое. Например, у меня хорошие отношения с соседями-иеговистами, но они мне не братья! И даже национальность у людей различная, и только во Христе " нет ни иудея, ни эллина " , хотя от человека она не зависит (например, А.Ахматова до 7ми лет не говорила по-русски, но всю жизнь была русской). Простите! Василий Н. 19 октября 2015, 19:02 Л.К. писала: Глеб, а свобода совести не означает веру в Бога. Наоборот, она дает право верить во что угодно, хоть в лукавого. По сути, это узаконенная " свобода ОТ совести " . Рекомендую по этому поводу почитать Шахова О., статьи есть на сайте. Л.К., а что, лучше принудиловка? Разве Бог не хочет, чтобы мы приходили к Нему СВОБОДНО, путем осознанного выбора? Н.А. 19 октября 2015, 18:22 Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (гл. VII. Собственность): В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.

http://pravoslavie.ru/86773.html

Яростное иконоборчество византийских еретиков — и, позже, европейских реформаторов — было трагическим заблуждением, но в одном их упрекнуть нельзя — у них были хотя и ошибочные, но последовательные представления о хорошем и плохом; они не стали бы хвалиться тем, что обличали в других. У нас же ставят священнику в грех то, что ни в коем случае не сочли бы грехом для себя. Почему? Я спрашивал об этом прямо, и мне отвечали, что Евангелие-де требует бедности. В этом ответе есть две проблемы. Первая из них состоит в том, что люди, не только не признающие авторитета Евангелия, но и крайне слабо с ним знакомые, берутся наставлять христиан, как те должны ему следовать. Почему-то именно христиан; будучи вполне чужды Буддизму, те же люди не берутся учить буддистов их вере, не являясь мусульманами — не наставляют мусульман в Коране, а, не будучи практикующими иудеями, не берутся учить иудеев, как им надлежит правильно соблюдать закон Моисеев. Это вполне понятно — Вы не можете наставлять других людей в том, в чем сами не разбираетесь. Но это очевидное соображение почему-то не работает в случае с христианами; почему-то люди, которые не читали — и не собираются читать — Евангелия, считают себя компетентными наставлять тех, для кого это — слово Божие. Неудивительно, что их наставления просто ошибочны. Евангелие не требует бедности. Чего оно требует — так это посвятить все наши ресурсы, физические, интеллектуальные и финансовые — на служение Богу. Иосиф Аримафейский был богатым человеком (Матф.27:57), святой Апостол Павел упоминает среди своих собратьев  “Ераста, городского казнохранителя (Рим.16:23)”, человека высокопоставленного и, очевидно, богатого. История Церкви (в том числе недавняя) знает благочестивых богатых купцов, которые использовали свои финансовые возможности для того, чтобы строить больницы и храмы. Вторая проблема предоставляется мне более важной — это отсутствие интереса к истине. В обеих ее аспектах — и как реальности, и как нравственной правды. Ссылки на Евангелие охотно используются для нападок на священников, но при этом людей совершенно не интересует, что на самом деле сказано в Евангелии, и правда ли это. Люди, которые укоряют Церковь в том, что она неугодна Богу, при этом совершенно не интересуются Богом, и не стремятся узнать Его волю. Откуда они в таком случае знают, что Церковь неугодна Богу? Ниоткуда; попытки спрашивать их об этом заканчиваются ничем.

http://pravmir.ru/o-mashinax-svyashhenni...

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады. Церковь св. Елены с 13 ступенями. Справа виден вход вниз… Церковь св. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя св. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская). На фото коптский монах затепляет лампаду. Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона. Двор храма Гроба Господня. Читайте также — Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

   После Пасхи, начиная с Недели о Фоме до Пятидесятницы, насчитывается семь седмиц, а до отдания Пасхи – шесть.    По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы по Пасхе относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Духа Святого на Своих учеников.    Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц.    После второй Недели и седмицы по Пасхе – о Фоме – следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа.    Воспоминания свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший.    В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет (Ин. 5:1-14), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы.    В исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и озарившего мир светом Своего Воскресения.    С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

чаша, св. Грааль. Он стал неразрушим и нетленен, ибо в крови и воде Христовых получил силу нетления, которая и проявится в его преображении. Мир есть уже рай, ибо возрастил «треблаженное древо, на нем же распяся Христос». 36 Это предчувствие спасения мира получило выражение в легенде Грааля, по которой присутствие Грааля (по некоторым сказаниям, драгоценного камня из рая) совершает чудеса в природе, дает чудесную пищу (поэтому Иосиф Аримафейский в течение 40 лет в темнице может пребывать без пищи), вообще содержит в себе силу, преобразующую в рай природу, делающую ее святой плотью. Эта сверхприродная сила в природе сообщает ей богочеловечность, всю ее делает телом Христовым. Свершение этого искупления природы будет действием Св. Духа в преображении мира, которое уже получило для себя силу в Пятидесятнице (поэтому на древних иконах сошествия Св. Духа изображается и аллегорическая фигура мира, космос). Таким образом, можно сказать, что мир, приявший в себя Христа, вместивший тело Его и в себе Его носивший, удержал в себе Его телесность и по смерти Его и по воскресении с вознесением. И эта человечность Христова незримо живет в мире и внутренно преображает его к новому небу и новой земле. 37 Излияние крови и воды Христовых имеет, далее, значение не только апокалиптическое, но и евхаристическое. Здесь существует прямая аналогия с Тайной Вечерей: там Господь сам, будучи среди учеников в Своей плоти и крови, причащал учеников таинственным телом и кровию чрез преложение в них хлеба и вина. И ныне евхаристическое тело и кровь также преподаются чрез преложение хлеба и вина, однако и собственная кровь и вода Христовы пребывают в мире. Больше того, конечно, между таинством Евхаристии и излившейся кровию и водою Христовыми существует и некое тожество, которое и указуется в символике проскомидии (см. выше). Вещество мира, оказавшееся достойно принять кровь и воду Христовы, оно достойно и таинственного преложения его элементов в Евхаристии. Особенно примечательна здесь та черта в символике Евхаристии, что вино для таинства срастворяется с водой («святое соединение») в ознаменование крови и воды, излившихся из ребра Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В эллинистическо-рим. эпоху в Иудее гробницы различались в зависимости от социального и имущественного положения усопшего. Гробница Иосифа Аримафейского, вероятно, относилась к сооружениям знати. Иудейские пещерные погребения, свойственные периоду единого царства, исчезли после разрушения Первого храма (586 г. до Р. Х.) и снова появились в эпоху Хасмонеев (сер. II в. до Р. Х.). Их архитектура испытала влияние средиземноморской традиции: так, Книга Маккавеев (1 Макк 13. 27 сл.) и Иосиф Флавий (Antiq. XIII 6. 6) описывают семейную гробницу и памятник победы, к-рые Симон Маккавей построил в Модине, копируя мавзолей царя Карии в Галикарнасе. Мавзолей в Модине имел высокий подиум с центральным объемом, обведенным колоннадой и увенчанным пирамидальной крышей с 7 верхами-пирамидами (для 7 братьев Маккавеев). гробница Ясона в Иерусалиме (р-н Рехавия) - др. памятник того же периода - вырублена в скале, но имеет эллинистические детали. Над ней высится большая каменная пирамида, к входу ведут дворики и ворота, оформленные как портал античного храма «в антах». Внутри располагаются погребальная камера и склеп для костей. В камере уже нет скамей, их заменили локулы (ниши-кокким) - эллинистический элемент, заимствованный через Александрию (в Палестине впервые применены в Мареше). Очищенные от мягких тканей кости сносили в склеп, а с 20-10-х гг. до Р. Х. помещали в каменные оссуарии. Тип гробницы Ясона характерен для скальных гробниц Иудеи в течение всего периода Второго храма (520-515 до Р. Х.- кон. I в. по Р. Х.) (Бени Хезир в долине Кедрона, Елены Адиабены, гробницы членов синедриона, Никанора на горе Скопус). Такой, очевидно, и была гробница Спасителя. История изучения С XIX в. конструкция и история Г. Г. и воздвигнутой над ним часовни (Кувуклии, от греч. κουβοκλειον, или эдикулы, от лат. aedicula) вызывали особый интерес ученых. Первую, раннехрист. Кувуклию реконструировали, опираясь на текст Евангелия и графические изображения XVII-XIX вв. Среди работ XIX в. наиболее обоснованными были реконструкция Р. Уиллиса, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план К. Шика, изданный в России. Обширный раздел был посвящен Г. Г. в кн. Ш. М. де Вогюэ «Церкви Святой Земли». В рус. археологической лит-ре наиболее важен анализ А. А. Олесницкого (подробнее об истории изучения см. в ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ).

http://pravenc.ru/text/168157.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010