В кон. зимы 1733 г. из-за эпидемии большинство учеников И. П. покинули уч-ще в Триполи. По приглашению патриарха Сильвестра в марте 1733 г. И. П. с оставшимися учениками переселился в Дамаск. Дидаскал выступал с проповедями в кафедральном соборе, обличая лат. вероучение, однако его попытки остановить католич. натиск ввиду разительного неравенства сил не увенчались успехом. Положение самого Сильвестра в Дамаске было шатким, значительная часть местных христиан симпатизировала унии. Вскоре патриарх направил И. П. в проповедническую поездку по сир. епархиям. В его отсутствие школа пришла в упадок, уровень образования резко снизился. По возвращении в Дамаск И. П., разочарованный безуспешностью проповеди, не возобновлял активной преподавательской деятельности. В 1735 г. он посетил св. места Палестины, где установил контакты с греч. духовенством Иерусалимского Патриархата. В нояб. 1735 г. И. П. навсегда покинул Сирию и уехал на Кипр в свите патриарха Сильвестра. Весной следующего года дидаскал перебрался на Патмос. Однако вскоре знания И. П. снова оказались востребованы на христ. Востоке. В кругах Святогробского братства созрела идея открытия в Палестине богословской школы. Иерусалимский патриарх Мелетий , пребывавший в К-поле, обратился к И. П. с просьбой занять пост схоларха. В авг. 1736 г. И. П. отбыл в Палестину и в конце того же года (по др. сведениям, в сент. 1737) начал занятия в новосозданной школе. Училище имело 2 направления деятельности: начальное образование правосл. араб. молодежи и подготовка клириков для Святогробского братства. В программу обучения входили греч., лат. и араб. языки, изучение Свящ. Писания и святоотеческого наследия, античная, визант. и пост-визант. греч. лит-ра, логика, философия и математика. Особое внимание уделялось подготовке выпускников к проповеднической деятельности. Как и прежние учебные заведения, к-рыми руководил И. П., школа в Иерусалиме привлекала учеников со всего Вост. Средиземноморья. Преподаванием занимались И. П. и неск. его помощников, гл. обр. греков. Из учеников и сподвижников И. П. в палестинский период его деятельности наиболее известны диак. Софроний аль-Килизи, возможно обучавшийся у И. П. еще в Сирии (впосл. Иерусалимский и К-польский патриарх († 1781)), выпускник Патмосской академии дидаскал Ефрем (впосл. патриарх Иерусалимский Ефрем II (1766-1770/71)), Анфим (впосл. патриарх Иерусалимский (1788-1808)). Став советником Иерусалимского патриарха Парфения (1737-1766), И. П. участвовал в разрешении спора о перекрещивании латинян.

http://pravenc.ru/text/200343.html

Патриархия, издавна обремененная долгами и лишенная возможности содержать прилично свое многочисленное братство, ведет уже давно борьбу со святогробским духовенством, через руки которого льется настоящий золотой дождь со всех концов православного мира. Независимый от Патриарха и несменяемый архимандрит Святогробского братства – это не только фактический владелец громаднейших доходных кварталов Иерусалима, гостиниц, складов, но он держит в своих руках всех епископов – синодалов благодаря их материальной зависимости от последнего. Святогробский архимандрит не только не стоит в подчинении у Патриарха, но, пользуясь своим влиянием на епископов-синодалов, оказывает сам сильное давление на Патриарха, положение которого на Иерусалимском троне в значительной степени зависит от его влиятельной поддержки. Благодаря отсутствию в Иерусалимской церкви сильной власти в лице главы ее, нередко ставленника упомянутого Святогробского братства, духовенство православное деморализовано в нравственном отношении до последней степени, его своеволие, корыстолюбие, распущенность нравов и тому подобные пороки резко бросаются в глаза даже поверхностному наблюдателю. Недостаток средств в Патриархии выработал практику, которая держалась в Палестине до последнего времени – отдавать многочисленные монастыри в самом Иерусалиме и вне его на откуп или в аренду на известное время состоятельным духовным лицам, которые из своей аренды старались извлечь возможно большую пользу, нимало не заботясь о благолепии монастырей, о нравственности насельников их и приводя монастыри в поразительный вид нищеты и убожества. Пожертвования деньгами и ризницею в эти монастыри не достигали своей цели, так как арендаторы-игумены с концом срока аренды уходя забирали с собою все, что ими было сделано или приобретено за время их обладания монастырем. Многие монастыри превращены в наемные меблированные комнаты, которые отдаются арендаторами жильцам – чаще всего русским паломницам, остающимся на постоянное жительство в Иерусалиме – за известную плату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Споры, и даже на почве научных серьезных изысканий, о действительности, напр., положении Голгофы, гроба Богоматери, отрицание подлинности порога городских ворот на месте русских построек и т. п. – все это несомненно отголоски вероисповедной розни и скрытой борьбы между различными народностями. Какие меры употребляют противники православия в борьбе с представителями его и как умело захватывают в Иерусалиме необходимые для них земельные участки, лучшим доказательством этого может служить подарок императором Вильгельмом папе Льву XIII места на Сионе, на котором, по общепринятому преданию, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, подарок, который сам он получил от турецкого султана, во время своего путешествия по Востоку и пребывания в Иерусалиме. К глубокому и величайшему сожалению, в настоящее время в Иерусалиме мы присутствуем не только при страстной борьбе православия и инославия, Востока и Запада, что до некоторой степени понятно и естественно, но мы не видим здесь единодушия и братской любви даже и в представителях православия. До последнего времени греческое местное духовенство весьма несочувственно относилось к просветительной и гуманной деятельности в Палестине и Сирии нашей Иерусалимской миссии во главе с покойным настоятелем ее архимандритом Антонином, а ныне тоже нерасположение и даже противодействие с его стороны унаследовало и наше Императорское православное Палестинское Общество, все усилия напрягающее к поддержанию православия на Востоке и тех заветов, которые указаны ему были покойным о. архимандритом Антонином. В среде, наконец, местного господствующего греческого духовенства нет тоже единодушия и солидарности. Патриархия, издавна обремененная долгами и лишенная возможности содержать прилично свое многочисленное братство, ведет уже давно борьбу с святогробским духовенством, через руки которого льется настоящий золотой дождь со всех концов православного мира. Независимый от патриарха и несменяемый архимандрит святогробского братства не только фактический владелец громаднейших доходных кварталов Иерусалима, гостиниц, складов, но и держит в своих руках всех епископов-синодалов, благодаря их материальной зависимости от последнего. Святогробский архимандрит не только не стоит в подчинении у патриарха но, пользуясь своим влиянием на епископов-синодалов, оказывает сам сильное давление на патриарха, положение которого на Иерусалимском троне в значительной степени зависит от его влиятельной поддержки. Благодаря отсутствию в Иерусалимской церкви сильной власти в лице ее главы, нередко ставленника упомянутого святогробского братства, духовенство православное деморализовано в нравственном отношении до последней степени: его своеволие, корыстолюбие, распущенность нравов и тому подобные пороки резко бросаются в глаза даже поверхностному наблюдателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В кон. 1736 г. (по другим сведениям, в сент. 1737) П. по согласованию с патриархом Мелетием содействовал открытию при Патриархии уч-ща, во главе к-рого встал видный греч. просветитель того времени Иаков Патмосский († 1765). Помимо начального образования для детей правосл. арабов в школе имелась 2-я ступень обучения, ориентированная на более серьезную подготовку образованных клириков из рядов Святогробского братства. Сам Иаков помимо преподавания выступал с проповедями перед паломниками и паствой ИПЦ, оставил обширное лит. наследие. Уч-ще Иакова стало ведущим центром правосл. просвещения на Ближ. Востоке, привлекавшим учеников и из др. Патриархатов. Устав Святогробского братства, утвержденный П. в 1765 г., предписывал всем молодым монахам проходить обучение под началом Иакова и его помощников. В 1737 г. патриарх Мелетий, ссылаясь на преклонный возраст и болезни, сложил с себя сан и обратился к К-польскому патриарху Неофиту VI с просьбой рукоположить на Иерусалимскую кафедру П. Берат, выданный новому патриарху, подтверждал его юрисдикцию над спорными пограничными областями Синаем и Акрой, подчинение ему палестинских мон-рей грузин (эти обители фактически уже не существовали), коптов, эфиопов и сиро-яковитов. В отличие от более ранних документов такого рода в берате тщательно фиксировались властные полномочия патриарха в отношении его клира и паствы (возможно, в связи с распространением на Ближ. Востоке филокатолич. настроений, к-рые высшая иерархия стремилась подавлять), а также предписывалось решать судебные тяжбы, связанные с ИПЦ, не на местном уровне, а в Высокой Порте ( Ç olak. 2015. P. 162-165). Практически все время своего Патриаршества П., как и др. Иерусалимские первосвятители XVIII в., провел за пределами Палестины - в Стамбуле и Дунайских княжествах, где Святогробское братство владело сетью мон-рей и обширной недвижимостью. В первые годы пребывания на престоле П. столкнулся с набиравшей силу католич. пропагандой. Иерусалимские францисканцы , давние соперники правосл.

http://pravenc.ru/text/2579081.html

Первая проблема, с к-рой пришлось столкнуться новоизбранному патриарху,- выбор места постоянного пребывания. Ставшее традиционным проживание Иерусалимских патриархов в К-поле определялось близостью не только к султанскому двору и К-польскому патриарху, но и к главному источнику доходов - имениям в Дунайских княжествах, доставлявшим до сер. XIX в. 9/10 всех средств ИПЦ. Поэтому фанариоты, к-рые после смерти патриарха Афанасия стремились провести на Иерусалимскую кафедру своего кандидата от К-польской Патриархии с целью установления контроля над доходами Святогробского братства, теперь рассчитывали подчинить своему влиянию К. и были заинтересованы в его пребывании в К-поле. Члены Святогробского братства, привыкшие в прежние десятилетия самочинно управлять делами Иерусалимской Патриархии в отсутствие первоиерарха, также не желали переезда К. в Иерусалим, боясь изменений в привычном укладе. По документам АВП РИ видно, что К. на 1-м этапе Патриаршества был склонен скорее пойти по традиц. пути и жить в столице Османской империи. Однако этому воспротивились российские дипломаты, которые настаивали на присутствии К. в Иерусалиме для непосредственного руководства церковными делами и ослабления связей с Фанаром. По свидетельству Базили, он «неоднократно объяснял все выгоды пребывания его в самом Иерусалиме и, наконец, [выразил] Его Блаженству желание Высочайшего Двора, чтобы он по каноническим правилам имел свое постоянное местопребывание у Святого Гроба (АВП РИ. Ф. 180 (Посольства в К-поле). Оп. 517/1. Ед. хр. 738. Л. 104). Под влиянием российских дипломатов К. остался после интронизации в Иерусалиме и приказал перевезти из К-поля патриаршую ризницу. Но уже в сент. 1845 г. Базили получил тайный донос от секретаря Синода ИПЦ архим. Никифора («под заклятием показать мне и при мне же сжечь»), содержавший пересказ письма Иерусалимского патриарха К-польскому патриарху Мелетию III . Ему К. «добровольно подчиняет свой престол, предлагая даже составить по прибытии своем в столицу комитет из мирян для заведования казною святогробскою, которую называет в этом письме казною народною. В этом же письме он горько жалуется на вмешательство России по бывшему делу о выборе патриарха и по доходам в княжествах. В такрире Кирилла к Высокой Порте не упоминается о России, но намеками выражается желание, чтобы ее вмешательство было ограничено» (Донесение К. М. Базили рос. посланнику в К-поле В. П. Титову от 24 сент. 1845 г.//АВП РИ. Ф. 180 (Посольство в К-поле). Оп. 517/1. Ед. хр. 738. Л. 284-286 об. Опубл.: Лисовой, Смирнова. 2013. Т. 2. С. 584). К. пробыл в 1-й раз в Иерусалиме до дек. 1849 г., пока вопросы о доходах с молдо-влахийских подворий не потребовали его присутствия в К-поле.

http://pravenc.ru/text/1840397.html

—417— патриархов перенесён в Иерусалим с той разницей, что вес голоса Цареградской Порты заменялся в Иерусалиме лишь губернатором, а потому здесь избрание и низложение патриарха оказывалось всецело в руках одного святогробского Братства (конечно, в союзе с синодом) и стоило этому Братству сойтись с Иерусалимским пашей или Константинопольским патриархом, чтобы сместить старого патриарха и обеспечить выбор нового. В подобных случаях Братство действует сообща и единодушно. В остальных же – каждый ведёт борьбу против всех, с целью получить более доходное место, а если представится возможность и патриарший сан. 305 Вот условия возникновения и дальнейшего комплектования греческой высшей иерархии в рассматриваемом патриархате; вот общая характеристика этой иерархии и т.н. святогробского Братства, служащего рассадником архиереев для Палестины. Греки захватили в свои руки все иерархические места высшего ранга в Палестине. Что же делать? Можно было бы думать, что палестинские архиереи воспользуются таким благоприятным обстоятельством, чтобы начать эллинизацию туземного арабского народонаселения православной веры. Но этого не случилось. Для достижения такой цели нужно иметь много терпения и самоотверженности, но таких качеств у греческих архиереев не обреталось. Они додумались только до того, что отделили себя резкой чертой от туземного православного народа и замкнулись в своём кружке. Они считали себя какими-то аристократами, а местных Арабов третировали, как каких-то плебеев. По одному свидетельству, «Арабы признают Иерусалимской церковью (точнее: её иерархами) нечистым племенем, хуже того евангельского мытаря», который находил, что он не достоин принять у себя Христа. 306 Греческие архиереи не знают и не желают изучать языка, на котором говорит их палестинская паства, находя такое изучение делом, не следующим внимания. При таком отношении к арабской —418— православной национальности, они хотя и ставят в арабские города и сёла туземных священников, но смотрят на это лишь как на неизбежное зло.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За долгие годы пребывания на Ближнем Востоке Иаков, похоже, не овладел арабским языком; напротив, он рассматривал свою миссию как приобщение арабов к греческой культуре. Макарий Калогера в письмах к Иакову хвалил его за пробуждение на Востоке интереса к трудам греческих «учителей», тогда как, по его словам, «раньше... эти труды лежали под спудом, служили пищею для моли и были покрыты пылью». 2233 Дидаскал работал в тесном контакте с Макарием, который направлял в Сирию учебные пособия, тексты проповедей, посылал в помощь Иакову своих учеников. Макарий в переписке постоянно поддерживал Иакова, убеждая его не думать о возвращении на родину и нести крест своего служения в антиохийских пределах. Так, после тюремного заключения Иакова в Халебе в 1728 г. Макарий писал своему ученику: «До нашего края дошла весть о твоих подвигах и узах за истину, которая иных побудила скорбеть за тебя, а меня – радоваться и веселиться, потому что господин мой Иаков уже и на деле испытал и апостольские труды, и самое заключение, и узы. Я прошу тебя мужественно все переносить до конца и нисколько не ослабевать в исполнении своих обязанностей, потому что это будет изменой и справедливости, и уважению, и надеждам многих на тебя, и твоим похвалам». 2234 Как говорилось ранее, Иаков в конечном итоге покинул Сирию вместе с патриархом Сильвестром. Однако вскоре знания дидаскала снова оказались востребованы на Христианском Востоке. В кругах Святогробского братства созрела идея об открытии в Палестине богословской школы. Иерусалимский патриарх Мелетий обратился к Иакову с просьбой занять пост схоларха, главы этого будущего учебного заведения. В августе 1736 г. Иаков отбыл в Палестину и в конце того же года приступил к преподаванию в новосозданной школе. Училище, подобно своему сирийскому прообразу, имело два направления деятельности: начальное образование православной арабской молодежи и более углубленную подготовку образованных клириков для Святогробского братства. В программу обучения входили греческий, латинский и арабский языки, изучение Св. Писания и святоотече ского наследия, античная, византийская и пост византийская греческая литература, логика, философия и математика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много зла произвела эта идея, и доселе не умершая в греках. Приразилась она, с своими вредными последствиями, и Иерусалимскому патриархату, вспомоществуемая с запада же воспринятыми стремлениями к парламентаризму. Если еще после смерти патриарха Афанасия V в 1845, вопреки установившемуся обычаю, вместо указанного им себе в преемники архиепископа Фаворского Иерофея 1611 , избран был Кирилл II, уроженец острова Крита, такое избрание можно объяснить давлением патриарха Константинопольского на выборы, то дальше мы видим и худшее сего. Патриарх Кирилл II (1845–1872), при многих несомненных достоинствах своих, имел и недостатки, весьма неодобрительные в его высоком положении: слабохарактерность, нерешительность, опрометчивость и под. Как избранный не по указанию своего предместника, желая окружить себя, по перемещении в Иерусалим на постоянное пребывание, преданными лицами, он, пренебрегши прежними порядками, отстранил многих из прежних членов святогробского Братства и вместо них набрал новых из уроженцев Архипелага, как наиболее ему близких по происхождению, а чрез это сам же внес дух разделения, корыстолюбию и т.д. в святогробское Братство, которое отплатило ему насильственным смещением его же самого с патриаршего престола под предлогом его сочувствия к России (и он умер в изгнании), а на самом деле вследствие того, что он осмелился быть не одного мнения с патриархом Константинопольским. 1612 Из его преемников Прокопий, чрез три года по его назначении (1873–1875), был низложен и конечно теми же, которые и возвели его на престол; следовавший за ним Иерофей (1875– 1884) также не долго был на престоле патриаршем; но он, по крайней мере, и скончался патриархом; а его преемник, подобно упомянутому выше Иерофею, довольно долго живший в России архиепископ Фаворский Никодим, через шесть лет после своего избрания (1884–1890), принужден был, по интригам некоторых членов святогробского Братства, также за дружбу к России, отречься от престола. Самые выборы преемника отрекшемуся, о которых подробности можно читать в Сообщениях Имп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх-грек никогда не решится уничтожить Святогробское братство, араба же, и вообще не грека, Святогробское братство никогда патриархом не выберет. Для довершения безысходности патриарх не подлежит никакому воздействию извне и довлеет сам себе. Выход только один. В 1873 году Россия конфисковала доходов с бессарабских имений патриархии за низложение патриарха Кирилла, шедшего в болгарском вопросе вместе с нашим Синодом. В этом было указано верное, и надо признаться, единственное средство воздействия на патриархию, которое находится у нас в руках 6 . Тех, кто творит беззаконие сознательно, воображая себя совершенно неуязвимым, можно образумить только показав им силу, которую одну только они признают и уважают. Бояться же, что патриархия обратит в источник доходов самые права и преимущества православия в Палестине, т. е. станет продавать святыни и свои права около них иным религиям, нечего – анафема всего православного мира упала бы на виновного в малейшем поползновении. Да это и фактически неисполнимо для греческой патриархии, ибо подобное отчуждение прав и имущества требует разрешения султана, который, помня 1851 г., никогда не решится утвердить что-либо подобное. В городе МНЕ НУЖНО было купить разных крестиков и образков, без которых поклоннику нечего и думать возвращаться в Россию. Возле храма Св. Гроба, в темных проходах, заменяющих тут улицы, идут по обе стороны тесные лавчонки, в которых продают четки, разноцветные свечи с наклеенным изображением Воскресающего Христа, пучки из 33 свечей по числу лет земной жизни Христа, образки, крестики и тому подобное. Здесь вы можете заказать и вайи – пальмовый лист, перистые бородки которого переплетены между собою замысловатым узором. Тут же вам укажут татуировщика, если вы пожелаете наложить на свою кожу какую-нибудь фигуру или Иерусалимский крест. Этот крест представляет собою большой прямой, так называемый «греческий» крест, в четырех углах которого находятся маленькие и тоже прямые крестики. Татуирование производится почти без всякой боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отвергать, что конфискация в Румынии святогробских имений лишила патриархат почти 2 / 3 его бывших доходов, нельзя, но и остающаяся затем 1 / 3 была бы достаточна не только для его существования, но даже и для поддержания местной паствы. Постараюсь, насколько смогу, это доказать цифрами. Доходы иерусалимского патриархата, принимая 13 турецких пиастров за 1 кредитный рубль, должны составляться за последние года, из следующих статей: С имений: иерусалимских 11600 р яффских 10800 „ смирнских кидонийских константинопольских критских хиоских кипрских элладских грузинских бессарабских 65000 „ 104100 р, С подворий: в Москве и Таганроге Сборы в русских церквах 11000 „ Пожертвования частных лиц 30000 „ От поклонников 70000 „ 223 100 р. Расходы патриархата составляли: Содержание: храма Воскресения и святогробского братства 19200 р. 15 подворий и 110 (?) странноприимных домовъ 10800 „ госпиталя 12300 „ типографии и переплетной двух народных училищ белаго туземного духовенства наместника в Константинополе и ведение там дел 15400 „ представителей в кафедральных городах Палестины 10800 „ 1250 православных (из 2500?) в Иерусалиме 19200 „ Противодействие пропаганде (?) 15400 „ Ведение судебных дел (?) 53800 „ 174 000 р. Таким образом, ежегодно должно было бы оставаться до 50 т. руб., между тем, в действительности, не только не оказывается остатка, а патриархат за эти последние 9 лет успел сделать 700 т. руб. долгу, за который приходится платить до 100 т. руб. в год процентов. Если с одной стороны мне могут возразить, что доходы с иерусалимских и бессарабских имений в течение 3-х лет вовсе не поступали в святогробскую казну, то с другой стороны следует, соответственно с действительностью, по крайней мере в половину уменьшить расходы на ведение судебных дел, противодействие пропаганде и содержание православных в Иерусалиме. Поэтому в общем, я полагаю, представленный мною выше, бюджет довольно близок к истине. Если затем доходы святогробского братства не доходят до указанной выше цифры, то причину тому, следует искать, к крайнему прискорбию, в отсутствии дисциплины и хозяйственности, которые ежегодно делаются более ощутительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010