В 1653 году пятнадцатилетний пастух, юродивый Тимофей, на Синичьей горе услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления . Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания. 1993. 469-471). Икона Одигитрия Святогорская в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря, и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты . Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября, на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания, связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиление в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов . Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А. Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божией Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики в ожидании прибытия иконы расположилось у подошвы нашей горы; 10 или 12 экипажей, стоявших поблизости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные, Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например у княгини Зинаиды Волконской, салон которой он посещал. Как сообщает А.Н. Муравьев, княгиня любила святую равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси. (У них в доме даже хранилась древняя ее икона, писанная, по семейному преданию, живописцем императора Константина Багрянородного в то самое время, когда крестилась Ольга в Царьграде.)» (Воспоминания.

http://pravoslavie.ru/46917.html

О случившемся сообщили царскому наместнику в Пскове князю Георгию Токмакову, который вскоре явился в Воронич лично. Тщательно опросив получивших в тот знаменательный день исцеления, он доложил обо всём в Москву царю Ивану Грозному. Самодержец прислал в Воронич собственных представителей - те в свою очередь, провели расследование чуда. Не найдя ни в чём обмана, они ещё более убедились в истинности чудотворения, ибо в их присутствии произошло новое необычайное событие. Было повелено поставить на Синичьей горе, которую, впрочем, тут же переименовали в Святую, часовню, где и предполагалось хранить обе чудотворные иконы Божией Матери. Однако в ночь после праздника Покрова Пресвятой Богородицы в часовне вспыхнул пожар, в считанные минуты превративший её в пепелище. Под головешками, опечаленные люди из Воронича, обнаружили икону Божией Матери " Одигитрия " целой и невредимой. А другие в это же время заметили и икону " Умиление " - стоявшую, как прежде " Одигитрия " , на сосне. И снова была радость великая. Полетели гонцы в Москву, всюду рассказывая о вороничских чудесах, о милости Божией Матери. На этот раз Иоанн Васильевич приказал ставить на Святой горе не простую часовню, а монастырь, и строить в нём каменный Успенский собор - так, чтобы престол храма стоял на пне той самой сосны, где явилась блаженному Тимофею чудотворная икона Божией Матери " Одигитрия " . А икону Божией Матери " Умиление " , говорилось в указе, поместить в новом храме у царских ворот. Особое это указание, касавшееся только вороничского образа, было продиктовано, вероятнее всего, тем, что принадлежал он всё-таки Георгиевской церкви. А чтобы быть в Успенском соборе иконе " Одигитрия " - в том никто и не сомневался. Всё это было исполнено, как утверждает летопись, в том же 1569 году. Такая скорость не должна удивлять - Новый год при Иване Грозном отмечался 1 сентября; то есть строители имели для своих работ одиннадцать месяцев. Срок хоть и жёсткий, но вполне реальный. Долгие годы Святогорская обитель имела " местную " славу - благодаря хранившимся в Успенском соборе чудотворным иконам. Сам же монастырь, будучи отдалён от крупных центров, жил тихой молитвенной жизнью. Одна лишь единственная возникшая тревожная опасность для обители возникла в 1581 году, когда на протяжении полугода войска польского короля Стефана Батория безуспешно осаждали Псков. После того как за алтарём соборного храма похоронили Александра Пушкина, сюда потянулись " паломники " из интеллигентного " сословия " со всей России. В сущности, и сейчас монастырь по большей части знают как место упокоения великого поэта.

http://sobory.ru/article/?object=08144

Во все время строительства святогорская братия приезжала в село для совершения праздничных богослужений. Служили сначала в большой палатке, потом — среди голых кирпичных стен, а когда появилось перекрытие первого этажа, в нем решили устроить по благословению отца наместника архимандрита Арсения храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Так село получило еще одного святого покровителя. 16 июля 2002 г. Богородичная церковь зазвучала, у нее появился голос. В этот день десять отлитых в Москве колоколов были освящены архимандритом Арсением и подняты на колокольню храма. Самый большой, весом 1,3 т, имеет на себе изображение иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и памятную надпись о том, что отлит он усердием братьев Луневых. На втором по размеру изображен преподобный Сергий Радонежский, на третьем — преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, на четвертом — святой равноапостольный князь Владимир. По окончании подъемных работ Богородичное село услышало первый церковный звон после долгого безмолвия безбожного времени. 14 февраля 2005 г. по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона Преосвященнейший епископ Алипий и наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрит Арсений совершили освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верхний храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» освящал Преосвященнейший епископ Алипий в сослужении братии Святогорской Лавры и приходского духовенства. 19 февраля 2005 г. нижний храм в честь преподобного Сергия Радонежского освятил архимандрит Арсений вместе с лаврским духовенством. Под святые Престолы новоосвященного храма в серебряных ковчегах были вложены мощи преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, преподобного Сергия, игумена Радонежского, и святых мучеников Вифлеемских. Почти сразу после освящения по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и с согласия благотворителей храм «Всех скорбящих Радость» вместе с подворьем был преобразован в Богородичный женский скит Святогорской Лавры. Таким образом, история создания и освящения храма стала историей создания новой монашеской обители. Для насельниц скита рядом с храмом Луневы построили трехэтажный каменный корпус, в котором разместились келии и трапезная. Первой насельницей будущей обители стала монахиня Лаврентия, поселившаяся здесь еще во время строительства храма. Впоследствии она приняла здесь пострижение в схиму с наречением имени Любовь. В мае 2006 г. в молодой обители состоялся первый монашеский постриг, а в декабре того же года ей официально присвоен статус скита Святогорской Лавры. Духовником скита был назначен насельник Лавры архимандрит Зосима (Левин).

http://sobory.ru/article/?object=45952

За богослужением были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, приумножении любви среди людей, мире и благосостоянии в украинском государстве. По окончании молебна Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к пастве с архипастырским словом. «Сердечно поздравляю всех с Днем Крещения Руси! Сегодня мы чтим память святого равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь, который объединил Русь, который просветил всю Русь. Пусть молитвами святого князя Владимира Господь помогает нам быть его достойными потомками, жить в вере так, как он жил, нести мир в свои семьи, нести мир в государство, нести согласие, счастье и любовь! Пусть Господь благословит всех нас! С праздником!» — сказал, в частности, Блаженнейший владыка. Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил многотысячный крестный ход в Успенскую Киево-Печерскую лавру . Верующие прошли по центральным улицам Киева. У поклонного креста на улице Грушевского митрополит Онуфрий вместе с духовенством и мирянами помолился о упокоении душ тех, кто погиб на месте во время трагических событий февраля 2014 года. Прямую трансляцию торжеств осуществлял телеканалы «Интер» и «112». Главными святынями крестного хода стали мощи святого благоверного великого князя Владимира, стопа апостола Андрея Первозванного, мощи восемнадцати святых исповедников: святителя Луки Крымского, преподобного Алексия Карпаторусского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Кукши Одесского, священномученика Владимира (Богоявленского), преподобного Амфилохия Почаевского, святого праведного Петра Калнышевского, одиннадцати Святогорских святых, а также чудотворные иконы: Почаевская икона Божией Матери, Зимненская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Святогорская икона Божией Матери, икона «Успение Богородицы» из Киево-Печерской лавры. После крестного хода в Киево-Печерской лавре состоялся брифинг. «Каждый, кто участвует в крестном ходе, свидетельствует миру и Богу о своей преданности канонической Украинской Православной Церкви. Очень трудно сказать, сколько было точно людей в этом году. Мы видим, что было гораздо больше людей, чем в прошлом году. Поэтому по нашим приблизительным подсчетам — было около 300 000 крестоходцев. Это действительно большое количество людей, что свидетельствует о преданности украинского народа тому выбору, который сделал святой князь Владимир», — сказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .

http://patriarchia.ru/db/text/5478530.ht...

Отцом Макарием также написано на церковно-славянском языке «Слово в день празднования светописанного образа Божией Матери» (помещено в календаре на страницах 242 - 262). В конце каждого месяца объемного календаря перечислены престольные праздники («панигиры») монастырей и скитов, находящихся на Святой горе Афон. В августе месяце (21/3 сентября) обозначен новый Святогорский панигир, посвященный иконе Божией Матери Светописанной в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. По словам насельника обители отца Философа, панагир в честь иконы Пресвятой Богородицы Светописанной широко опубликован впервые; Престольный праздник в память о чудесном явлении Божией Матери этом году будет отмечаться уже второй раз. 2. «Сия гора, - рекла Царица, - да будет жребием Моим...»   - Всемилостивейшая Госпожа наша Богородица неоднократно повторяла Своим подвижникам радостное обетование о Ея Жребии, - писал иеромонах Пантелеимон (Сапожников). - Основателю и начальнику общаго иноческого жития на Афоне преподобному Афанасию изрекла Она: «Аз отселе буду вам Икономисса, имущая о вас попечение». Потом чрез преподобного Гавриила (Грузина), сподобившагося принять на море чудотворную икону, Преблагословенная Владычица повелела объявить: «Рцы монахом: не приидох хранима быти от вас, но наипаче да буду Аз Хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Елицы убо монаси жительствовати будут в сей горе со страхом Божиим и благоговением, и не пренебрегут еже по силе о добродетели, да имут дерзновение и надежду на благоутробие Сына Моего и Владыки, якоже испросих и даде Мне сие дарование». За два же века пред сим (1664 г.) Заступница иноков и всего рода христианского, по дарованию зрения молившемуся о том монаху Нилу, благоизволила в Своем Жребии нарещися Скоропослушницею (т.е. скорою послушательницею молящихся к Ней), причем изречены Ею следующия умилительные слова, полные Материнской любви и великого ко всем милосердия: «Пусть иноки и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства о них пред Ним» (См.: О чудесах Божией Матери. - В кн.: Афонский церковный календарь, 2003, с 177).

http://isihazm.ru/1/?id=590

Безбожный советский период не пощадил венчавшего Святогорье Преображенского храма — в середине 1920-х годов материал от разборки церкви был использован для строительства электростанции санатория. Замечательное описание Преображенского храма оставила Екатерина Жилинская: «…Пройдя последний поворот влево, с довольно крутым подъёмом, открываются ворота ограды и перед глазами — церковь Преображения Господня, редкой причудливой архитектуры, увенчанная серебристым куполом и ярко горящим на солнце крестом. Храм этот, благодаря тому, что построен на высокой горе, виден на очень далёкое расстояние от Святых Гор: первый — он ещё издалека приветствует путников, едущих и идущих в святую обитель; последний — их и провожает ещё долго и долго из мирной обители… Церковь эта двухэтажная. Наверху Престол во имя Преображения Господня; храм этот невелик, но все в нём изящно, со вкусом. Иконостас без всяких украшений, дубовый, академической прекрасной резной работы, некрашеный, стоит 7000 рублей. Царския врата из кипариса, такой же резной работы, как и иконостас, с изображением на них Благовещения Пресвятой Девы, а несколько ниже — четыре Евангелиста, стоящие в ряд, над Царскими вратами изображение Тайной Вечери, а над нею икона Нерукотвореннаго Спаса. В алтаре, на горнем месте, во всю стену большая икона Преображения Господня: Спасителя и Пророков окружают прозрачныя голубыя облака. На жертвеннике икона «Спаситель, молящийся о Чаше». В нижнем этаже — храм во имя Казанской Божией Матери. Иконостас его выкрашен в белую краску и весь украшен золотою резьбой. На Царских вратах — Благовещение и четыре Евангелиста, над царскими вратами — Тайная Вечеря. На местном образе Спаситель изображён несущим Свой Крест, местная икона Божией Матери выдается своей живописью. Во всем Святогорском монастыре нет другой иконы, по живописи подобной этой — Лик Богоматери и Ея Предвечнаго Младенца положительно, как живые, выделяются из фона холста. Бесконечная любовь, милосердие, кротость — всё светится во взоре и каждой черте пренепорочнаго Лика Богоизбранной Отроковицы, на Ея руках сидящий Богомладенец поднял для благословения Свою младенческую Десницу; взор Его, как и весь Лик, столь прекрасен, что описать Его нельзя, таковым верно видел Его во время бегства Святаго Семейства в Египет разбойник, воскликнувший, что если б Сам Бог сошел на землю, не мог бы быть прекраснее этого Дитяти. С трудом только можно оторвать свой взор от этой иконы. Писал её петербургский художник Кадунов в 1876 г. Икона эта — дар Святым Горам Т.Б. Потёмкиной. В верхнем ярусе иконостаса помещаются четыре небольших иконы страданий Господа нашего Иисуса Христа. На горнем месте прекрасно изображён Распятый на Кресте Спаситель. На жертвеннике — страждущий Божественный Учитель в терновом венце и багрянице» (Жилинская Е. Святогорская Успенская общежительная пустынь. – Одесса, 1902).

http://sobory.ru/article/?object=45670

В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий. 8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение. Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным. Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах. Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым. Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника. В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские. Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век. Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Георгий — уроженец Белоруссии. В пятилетнем возрасте он оказался на родине отца — в Болгарии. В Велико Тырново, когда мальчику было 5 лет, состоялось его первое знакомство с иконописным искусством. Георгий с мамой гуляли по городу и зашли в ателье (мастерскую) иконописца Рашко Бонева. Прелесть болгарских ателье заключается в том, что в них можно посмотреть, как работает мастер, пообщаться с ним. Георгия поразило, что такая красота может создаваться человеком. Мастер подарил мальчику маленькую дощечку, подготовленную к нанесению изображения. Вскоре юный художник приступил к созданию своего первого образа — Христа Пантократора. — Георгий, скажите, какие у вас остались впечатления от первого соприкосновения с иконописью? — Поразил процесс написания иконы. Обычно видишь их уже готовыми в храме, а здесь я впервые наблюдал, как они создаются. Как наклеивается позолота, рисуются лики и одежды, грунтуется и шлифуется доска — все это сразу стало мне очень интересным. — А что Вас привлекает в написании икон? — Каждый раз открываешь для себя что-то новое. Раскрыть историю святого, которого пишешь, посмотреть его изображения, выбрать наиболее понравившееся и сделать, например, с него копию. Это чувство открытия сохраняется у меня до сих пор. Это ощущение возникает каждый раз, когда путешествуешь, смотришь на старые памятники или на современные иконы. Интересно узнавание чего-то старого в новых работах. — Как надо готовиться к работе — молиться, поститься? — Да, конечно. Но первым делом нужно много прочитать о святом, которого пишешь. Перед началом работы надо определиться с деталями и тонкостями того или иного извода. — Бывает ли такое, что Вас просят написать икону какого-то святого, а он Вам не близок? — Скорее просто бывают святые, про которых ничего не знаешь. Поэтому интересно работать и с такими заказами тоже. Например, не было разработано иконографии святого Тимофея Воронежского Святогорского. Была икона, которая изображает чудо явления иконы Божией Матери отроку Тимофею. Но она скорее иллюстративна, показывает сам сюжет: святой Тимофей изображен со спины и является как будто второстепенным персонажем. Важно само действие — явление иконы. А в моей работе задача была иная: сделать образ святого персональным, разместить его портретное изображение. И тогда я начал раскапывать про него исторические материалы.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-08-18/1...

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Умиление (но без державы у Спасителя). Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Файл 13819.jpg:   Размер: 608x700, 0.43 MPix, 78 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (439) , (24) . Описание: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. С изображениями в тексте праздников и икон Божией матери. М., 2010 (Перепеч.: СПб, 1891). С. 180: 19.03. УМИЛЕНИЕ.Чудотворный образ Умиления явился в 1103 году в Смоленске, где и поныне находится. На сей иконе Пресвятая Богородица изображается с младенцем Иисусом, на Которого Она с умилением взирает. Другая чудотворная икона «Умиление» явилась в XVII в. на Синичьей горе, где и основан Святогорский монастырь в[...] Файл 30530.jpg:   Размер: 415x607, 0.25 MPix, 99 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (148) , (4) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Умиление. Афон. 18.5 х 15 см. На обороте штамп: Благословение Св. Афонской Горы Русскаго Пантелеимонова Монастыря. Частное собрание. Файл 30532.jpg:   Размер: 1340x1532, 2.05 MPix, 442 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (229) , (5) . Описание: Умиление Пресвятой Богородицы. 1-я пол. XIX в., Россия. Дерево, темпера. 32,2 х 25,4 см. Частное собрание. -- На окл. нап. Умиление. На фоне окна есть изобр. Богородицы Недреманное око Углическая (таких списков несколько). Файл 30934.jpg:   Размер: 661x849, 0.56 MPix, 236 Kb. Дата: 2018-01-09, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (195) , (5) . Описание: Икона Божией Матери " Умиление " (из старинного гравированного листа XVIII столетия с изображениями икон Божией Матери). В кн.: Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. Рис.439.

http://pravicon.com/icon-330

Митрополит Святогорский Арсений передал участникам конференции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также благословение архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Митрополит Арсений поблагодарил игумена ставропигиального Киккского монастыря митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за оказанные гостеприимство и любовь к монашеству. «Мы с особым благоговением вступили на землю Кипра, политую кровью мучеников, слезами исповедников, потом тружеников. Сам воздух здесь содержит молитвенное дыхание Божией Матери, святого праведного Лазаря, друга Божия, святых апостолов и мужей апостольских и многих поколений епископов, монашествующих и благочестивых христиан, которые в разные исторические периоды сохраняли в чистоте каноническое православие... Сейчас внешние силы пытаются повлиять на отношения Церквей, — сказал митрополит Арсений, — но мы верим, что действием Духа Святого Православная Церковь как раньше, так и сейчас поможет нам преодолеть недобрые настроения по отношению к миру церковному. Мы просим молитв за Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и особых молитв за Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, который отстаивает чистоту канонического Православия на Украине. Мы верим, что совместными молитвами и сопереживаниями всех православных Господь даст крепость и благословит " люди своя " миром. Но здесь ключевыми являются слова " людям своим " . Мы приехали, чтобы услышать об опыте кипрского монашества, как быть для Бога своим». Владыка Арсений передал в дар Архиепископу Хризостому икону Владимирской Божией Матери, Покровительницы Русской Православной Церкви, посох и изданную Синодальным отделом по монастырям и монашеству книгу «Слово к монашествующим. Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в монастырях» на греческом языке. В свою очередь, Блаженнейший Хризостом вручил подарки участникам монашеского форума.

http://patriarchia.ru/db/text/5295777.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010