В своей речи к Папе Мартину V и участникам Констанцского собора Григорий Цамблак предлагал созвать совместный с католиками Собор, на котором следовало бы обсудить догматические расхождения между Восточной и Западной Даже великорусские летописи не только не упрекают Григория в униатстве, но изображают его ревнителем православия, призывавшим Витовта оставить католичество и вернуться в лоно православной Церкви, в которой он некогда был Правда, Ягайло, сообщая о смерти Григория папе Мартину V, выражал скорбь по поводу кончины архиерея, который, по словам короля, стремился к унии православной Церкви с Римом и при помощи которого ее легко было бы 23 апреля 1418 г. Собор в Констанце завершил свою работу. Григорий Цамблак без каких-либо результатов в вопросе об унии вернулся в Великое княжество Более никаких сведений о деятельности Григория источники не содержат. Зимой 1419–1420 гг. он скончался в скорее всего, во время эпидемии. Ранее высказывалось предположение, что в реальности Григорий не умер в указанное время, а покинул незаконно занимаемую им митрополичью кафедру и уехал в Молдавию, где принял схиму с именем Гавриил в Нямецком Вознесенском монастыре. Согласно этой версии, бывший митрополит прожил в обители еще около 30 лет, продолжая заниматься литературными трудами. Однако в настоящее время данное мнение признано ошибочным. Доказано, что схимник Гавриил Нямецкий подвизался уже в 1412–1413 г., т.е. прежде, чем Григорий Цамблак был избран неканоническим митрополитом Возвращаясь к деятельности митрополита Фотия, следует отметить, что враждебные по отношению к законному митрополиту Киевскому действия Витовта, несомненно, огорчили святителя, но не привели к ослаблению его активности в церковных делах. Буквально через несколько месяцев после скандальных событий в Гродно, 15 августа 1414 г., Фотий, вероятно, не без умысла подтвердить свой статус, устроил в Москве масштабную акцию – вместе с оставшимися верными ему архиереями, духовенством и мирянами митрополит торжественно встретил Колочскую чудотворую икону Божией Свою юрисдикцию над великорусскими епархиями Фотий подтвердил и возглавив 12 июля 1418 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

«Мы храним, – писал Собор, – правила Отцов, клянем ереси, чтим Патриарха Константинопольского и других, имеем с ними одну веру; но отвергаем беззаконную в церковных делах власть, присвоенную Царями Греческими». Грамота утверждена была особенным определением Витовта 4 . Фотий написал обширное окружное послание к епископам, в котором доказывал, что Григорий поставлен незаконно, не быв поставлен Патриархом или по воле Патриарха, – он требовал не сообщаться с Григорием как с незаконным пастырем. Но Григорий оставался митрополитом до самой смерти своей († 1419 г.) 5 . Фотий по смерти Григория помирился с Витовтом и управлял южными Церквами до своей кончины (8 июл. 1431 г.) 6 . После Фотия в 1433 г. Герасим, епископ Смоленский, посвящен был Патриархом в митрополита литовского, тогда как в Москве был «нареченным» митрополитом св. Иона; Герасим с видами на обе стороны Русской Церкви избрал местом кафедры Смоленск, где жил под покровительством к. Свидригайла: но в 1435 г. сожжен был Свидригайлом 7 . Дела Исидора и Папы заставили южных епископов быть в тесном союзе с московским первосвятителем Ионой, и он имел на юго-западе своих наместников; южные епископы сперва не приняли и Григория, единомысленного с Исидором (§ 16). Но эта связь юга с северным митрополитом была только следствием особенной нужды, – и была временной; король польский, покорный Папе, заставил южных епископов признать власть Григория. Преемники св. Ионы († 1461 ) перестали уже называться Киевскими митрополитами; митрополия южная решительно отделилась от северной 8 . После Григория пастыри юга уже добровольно, не тревожась сомнениями, избирали себе особого митрополита, каковым был первый Мисаил. Кафедра литовского митрополита чаще была в Вильне, по временам в Новгродке, редко в Киеве 9 . С разделением митрополии русской начались разности в устройстве церковном по всем отношениям Церкви Русской на юге и севере. § 2. Отношения митрополитов северного и южного к Патриарху Несмотря на то, что при первоначальном разделении митрополии русской южные епископы, по-видимому, не хотели быть покорными Патриарху, в последующее время киевские митрополиты поставлялись не иначе, как с благословения Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В этой обители подвизались тогда старцы: эконом Варфоломей, Иоанн Златый и Игнатий иконописец, люди благочестивой и строгой жизни, которые не боялись и другим сказать правду. Под их руководством воспитывался Иона и пребывал в непрерывных духовных трудах, посте, молитве и чтении Священного Писания. Ко времени пребывания его в Симоновом монастыре относится следующее пророчество о нем святителя Фотия, Митрополита Киевского и всея Руси. Однажды святитель Фотий, посетивший Симонов монастырь, отслужил молебен и преподал благословение архимандриту и братии, после чего пожелал благословить и тех братии, которые трудились на послушаниях. Он обнаружил молодого инока Иону спящим в монастырской пекарне, на лице его видны были изнурение и усталость, а правую руку держал он на главе «согбену, яко благословляше ею». Святитель не стал будить его и сказал окружающим: «Знайте, дети, сей инок будет великим святителем земли Русской, приведет многих неверных к Истинному Богу и поставлен будет пастырем и учителем царствующему граду Москве». Прошло несколько лет. По Божию изволению и по избранию освященного Собора блаженный Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома. Немало потрудился он, обращая к Истинному Богу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в пределах его весьма обширной епархии. Когда скончался святитель Фотий (†2 июля 1431), великий князь московский Василий Васильевич созвал архиепископов и епископов, и по согласию и желанию всех освященный Собор избрал на престол Российской Митрополии епископа Рязанского Иону. Но не скоро исполнилось решение быть Ионе Митрополитом по целому ряду препятствий. Его успел упредить епископ Смоленский Герасим. Уже в 1432 году он был поставлен в Константинополе митрополитом не только Литвы, но и всей Руси, согласно свидетельству некоторых памятников, однако жил недолго (был сожжен литовским князем 26 июля 1435 года). Тяжелое было тогда время для великого князя Московского и всей Русской Церкви. Звенигородский князь Юрий дважды изгонял племянника своего князя Василия из Москвы, пока, наконец, сам не сошел в могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, представляемые в таком виде и значении Святительские достоинства Калужского Епископа Филарета и личные его качества не оставались, как оказывается, безызвестными и вдали – в самом Петербурге. То, что приведено было нами прежде в виде слуха, как и передавало нам упоминавшееся лицо (о. Наместник Сергиевой Лавры А. Антоний), т. е. что, вместе с вызовом в Синод Киевского Митрополита Евгения (в 1824 г.), имелся в виду и Калужский Епископ Филарет, подтверждается действительными данными 495 . «Архимандрит (Юрьевский) Фотий, – читаем в «Истории» г. Богдановича, пользовавшийся авторитетностью и доверенностью Государя Императора АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА 496 , – в доносе своём (от 18 Мая 1824 г.) говоря о том, кого нужно сменить из присутствовавших в Синоде, (разумея, само собой, во главе Филарета Московского, – в это время, впрочем, не бывшего в Синоде), и кого лучше вызвать в Синод для присутствования, и указав во-первых на Киевского Митрополита Евгения (Болховитинова), что «сей человек умнее Филарета (Московского), мудрее, старее и опытнее, – писатель и историк отличный, притом правоверен, он 497 и в Питере не бывал и партий не имеет 498 и вообще может быть надёжен ко всему, – присовокупил: «на всякий случай на вид представлю, хотя и не знаю лично, славящихся благочестивой жизнью, правоверием и учёностью доброй, Архиереев: 1) Могилёвского Архиепископа Иоасафа, 2) Калужского Епископа Филарета, 3) Курского Епископа Владимира, 4) Владимирского – Парфения». Этот факт, хотя представляет свидетельство из уст одного частного лица – А. Фотия, но во-первых, это лицо имело доступ представлять доносы или доклады Самому Государю, а во вторых самое то, что А. Фотий представлял о кандидатах в том числе и о Филарете не как лично ему известных 499 , то и самые мнения одобрительные были, значит в большей, или меньшей мере в ходу в среде лиц, в обществах, которых он вращался, – лиц разумеется высокопоставленных. Во всяком случае, имевшийся в виду и доходивший даже до слуха Московского Филарета, вызов Филарета Калужского на высший почётный пост служения в среде Присутствующих в Св. Синоде, имел ближайшим последствием то, что вскоре же Высокопр. Филарет был перемещён из Калужской епархии на высшую кафедру – в епархию Рязанскую 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году). Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием " Чин избрания и поставления епископов " (1423), " Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей " , а также " Духовное завещание " , в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года). 20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия. Иконописный подлинник Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. Москва. XIX. Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1950-80. Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра.

http://patriarchia.ru/db/text/910054.htm...

Архив Пн Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 г. Исследования и документы» 17 сентября 2021 г. 11:28 16 сентября 2021 года в Москве состоялась презентация сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 гг. Исследования и документы». К собравшимся обратился митрополит Волоколамский Иларион . Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы предлагаем вниманию собравшихся здесь архипастырей, пастырей, ученых, богословов из разных стран и разных Поместных Православных Церквей наиболее полное собрание документов по истории воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. Этот коллективный труд объединен высокой идеей: на примере одной важной, но частной проблемы церковных и дипломатических взаимоотношений продемонстрировать единство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационное и историческое единство народов Святой Руси в объективном свете документов и исторических фактов. Как Мцхета для Грузинской Церкви, а Печ для Сербской, для Русской Церкви ее исторической колыбелью и первенствующей кафедрой был древний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели с любовью называли «Матерью городов русских». Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом в Москву в XIII-XIV веках было вызвано историческими потрясениями монгольского нашествия и разорением Киевской Руси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели Русской Церкви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли ее именование в своём титуле. Помнила об этом единстве и строго блюла его Святая Константинопольская Церковь , в юрисдикцию которой в те века еще входила Церковь Русская. Истории известны факты, когда Патриархи Константинопольские выступали против попыток удельных князей разделить Киевскую митрополию, защищали и утверждали ее границы как границы нераздельного целого, невзирая на перемены границ политических и образование новых государств. Еще в 1354 году святитель Филофей, Патриарх Константинопольский и знаменитый наставник исихастов, рукоположил в святителя Алексия Чудотворца и направил его в Москву как митрополита «Киева и всея Руси», о чем есть соответствующее соборное деяние. В конце XIV — начале XV века святители Киприан и Фотий также проживали в Москве, но по-прежнему объединяли под своим началом кафедры Киева и Москвы, несмотря на сложный, порой напряженный характер политических взаимоотношений между Московским и Литовским княжествами.

http://patriarchia.ru/db/text/5844006.ht...

282 Пол. Соб. Р. Лет. V, 264; VI, 143; Lat. Litw. i kr. Rus. Danil. str. 250 Wilno Krach. T. 1, p. 117–118. 289 Пол. Соб. Р. Лет. II, 354; III, IV, V, 264. Варианты для смерти Митрополита Фотия и вычисления этого дня применительно к седмице, предвозвещенной Ангелом, – в статье: Фотий Митрополит Киевский и всея России. Прибав. к твор. Св. Отц. т. XI, стр. 268. 291 Об этом пишет сам Василий Васильевич к Императору Греческому Константину Палеологу: «восписуем же паки святому ти Царству и о нашея земли положении, яко колико лет ныне текущу, отнележе, по Божией воли, отъиде к Богу от сего временнаго живота преставися ваш богомолец отец наш, присно памятный Фотий Митрополит Киевски и всея Руси: и от того же тогдашняго времени мы, милостию Божиею съгадавше со...всем Православным Христианством, избравше отца нашего Иону Епископа Рязанскаго». Акт. Ист. т. 1, 41, стр. 84. 292 На эти причины долгого неностановления Митрополита указывает и Василий Васильевич в своем послании к Царю Греческому: «понеже... в ваших благочестивых державах... разгласие бысть, а в путных шествиях неудобопреходимо шествие бысть...; а в наших странах всяко неустроение, ово нашествие безбожных Агарян, ово междоусобныя рати и брани... и тех ради всех вин быхом без большего Святителя без Митрополита»; (Акт. Ист. т. 1, 41, стр. 84.) – и сам Митрополит Иона, в послании своем к Киевскому Князю Александру Владимировичу: «а то сыну, сам же все веси, от чего ся то починило... во Царьском граде, в царех и в Патриарстве раздвоение и размышление, или, паче рещи, оскудение и насилование от Турков и Латыны на тот Царьский град... тех ради великих церковных неустроений, и до сего времени во Святейшей Рустей Митрополии не было Митрополита: не к кому было посылать; Царь не таков, а ни Патриарх не таков». Ист. Акт. т. 1, 47, стр. 94, 95. 294 Письмо Гросмейстера к Лифляндскому Магистру из Мариенбурга от 18 Генваря 1431 г. XIII. Секр. Кениг. Арх. (Коцебу – Свидригайло В. К. Литовский, стр. 80). 298 Что, действительно, Свидригайло при поставлении Герасима в Митрополиты имел в виду через него ввести Унию, о которой думали тогда и на Востоке, и на Западе и рассуждали на Соборе Базельском, это видно из последующих действий Свидригайла и Герасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

«Меня порицают», писал он князю, «но для меня не важно, хвалят ли меня или хулят. Хула не печалит меня и для похвалы не сделаюсь я хуже. Бранят ли меня, хвалят ли, останусь тем же, чем был; ибо я раб Божий, хотя и грешный. Скажу с апостолом: «аще бых человеком угождал, Христу раб не был бых». Тому, кто во всем предает себя воле Божией и все творит для славы Божией, не на что более смотреть. Тебе же, сын мой, да будет ведомо, что ты человек и царствуешь с Богом над Его избранною паствою; потому должен подвизаться за Его паству и за Его правду против всякого восстания, даже до крови. Знай, сын мой, что ты оскорбляешь церковь Божию, с насилием отнимая у нее не принадлежащее тебе. Говори же, сын мой, к церкви Христовой и ко мне, отцу твоему: «согрешил я, отче, прости меня, отселе найдешь во мне благо покорного сына во всем, что требует закон; нарушенные права церкви восстановлю; данное и утвержденное прародителями моими, но потом в течении многих лет оставленное и обедневшее возвращу». Вот в чем прошение мое к человеку Божию и великому князю всей России». Настойчивость святителя, с которою он хлопотал о восстановлении владений своей кафедры, увенчалась, наконец, успехом; но недоброжелательство тех, кого он коснулся в своих изысканиях о церковных имуществах, еще более усилилось. Некоторые из числа собственных служителей и приближенных св. Фотия бежали в Чернигов и оттуда в Литву, и везде распространяли о нем самые черные клеветы и жалобы. Правда, помня свое обещание Витовту, Фотий посетил в 1411 году литовские епархии, но недоброжелательство даже и в этом самом посещении нашло новые поводы к разным несправедливым толкам о св. Фотии. Говорили, что Фотий все лучшее и драгоценное из киевского Софийского собора переносит в Москву, что он обременяет духовенство и крестьян тяжкими и невыносимыми поборами. Витовт воспользовался этим для разделения митрополии. В 1414 году Витовт созвал собор из литовских епископов и настоял на избрании нового митрополита для Литвы. Избран был Григорий Цамблак родом серб, пользовавшийся большою славою за свою ученость и красноречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– В последующих грамотах, мы видим, он именовал своего молодого племянника старейшим братом своим 95 и долгое время, почти до самой кончины Фотия, не искал себе первенства в орде. Так, стараниями Фотия отвращены были, навремя, кровавые смуты междоусобия. Но земля русская страдала от другого страшного бедствия – губительной болезни. Прежним путем из городов немецких перешла она во Псков, отсюда в Новгород, Тверь, Москву, и похищала множество жертв во всех городах и селениях, в 1425, 1426 и 1427 годах. По временам утихала, и потом усиливались с новой жестокостью 96 . Современники замечают различные нравственные действия этой болезни на дух народный. Пр. Пафнутий Боровский, живший тогда в серпуховском Высоцком монастыре, рассказывал впоследствии ученикам своим: В последнем, 1427 г., болезнь обнаруживалась струпами, которые имели неодинаковый вид: одни были злокачественны, другии обещали еще надежду выздоровления. Кто видел по своей болезни, что ему более не жить, тот, убоявшись Бога и вспомнив свои грехи, обращался к покаянию, и исповедовал свои согрешения; некоторые принимали даже пострижение в ангельский образ, – и, поболев дня три, обыкновенно умирали. Но были и такие «нечувственные» люди, что не страшась гнева Божия, отринув всякий страх человеческий, предавались пьянству: потому что тогда, за смертью , достояние многих оставались без призрения. И не только запасы «меду», но и одежды, и скот, и богатство все было оставляемо на распутиях. Мало оставалось людей, которые бы могли всем этим пользоваться; но и те брали только золото и серебро, а прочее пренебрегали 97 . Глубоко сочувствовал всем этим страданиям земли русской чадолюбивый Архипастырь. «Между Князьями ссоры и междоусобные брани: а мне скорбь к скорби, печаль к печали. Потом наступили голод и смертоносная язва.... И сии скорби и печали доконца сокрушили меня и изнурили; помрачилось зрение мое от слез о пастве Христовой». Такъ исповедует скорбь свою Святитель Фотий в своем завещании. В поучениях 98 и посланиях он изливал те же чувства сострадания, и старался преподать всем спасительное утешение. «Господь хощет нашего обращения, а не погибели, – писал он во Псков, когда поутихла там болезнь, – и потому, многократно поражает нас, но щадит корень, чтобы могли быть плоды. Было и у нас такое же посещение Божие в Москве и окрестных городах, в Твери, и в других местах. И благодарим неизследимые судьбы человеколюбия Божия за то, что не вдруг, не внезапно восхищает свое создание, но дарует страждущим христианскую кончину, с чистым покаянием, с елеосвящением, и с причастием честного и животворящего тела Христова и божественной и животворящий крови Его. А многие отходят к Богу и в подобии великого ангельского образа. Об отходящих с таким приготовлением к вечной жизни я уповаю на человеколюбие Божие 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Свидетель страшных явлений гнева Божия, Фотий в словах и в посланиях обращался к духовенству и народу с духовными увещаниями. Как в нравственном влиянии духовенства на свою паству он видел ближайшее орудие к действованию на целую Церковь ; то прежде всего старался внушить священникам и инокам понятие о высоком достоинстве их сана и о тех обязаниостях, какие на них возложены. В своем окружном послании 19 ко всему духовенству, он в особенности указывает на два великие дарования, усвоенные благодатью Христовою священству: на право вязать и решить грехи кающихся и право священнодействовать великое таинство тела и крови Христовой. «Самого Бога дело есть, – восклицает он, – прощать грехи человеческие, и сие дело заповедует Он совершать нам, земным и нечистым… Священники ветхозаветные служили сени: а мы самое тело Христово всегда имеем в руках, и порождены Духомъ Святым в сыноположение. Смотрите же, дерзающие воспринимать на себя великое духовное начальство, – какими надлежит быть нам, посылаемым ходатаями к Царю царствующих о душах человеческих, и как чисты должны быть наши священническия руки, прикасающиеся к Божественным Тайнам, к Которым не смеют приблизиться и небесные силы»! Сообразно с высоким достоинством духовнаго сана, Архипастырь требовал, чтобы священники вели себя во всем чисто и неукоризненно, были примером для всех, «светом миру, солью земли». В особенности внушал им благоговение в священнодействии, бдительность в служении Богу и бдительность о вверенном им стаде словесном. «В благолепии держите Церковь , как земное небо, и в особенности свитой алтарь, и с благоговением входите в него: ибо там не земного царя жилище, но гробь и ложе и место селения Царя царствующих, окружаемого небесными силами. Приготовляясь к священнодействию Христовых Тайн, ночь проводите в молтве и предстоянии пред Богом, и только разве по преизнемождению вкушайте мало сна до утрени; после утрени же никак не предавайтесь сну, а после священнослужения храните святыню в чесноте жизни». Обращая виимание духовенства на исполнение высоких и трудных его обязанностей, Святитель воспрещал ему вступать в другие несвойственные ему занятия из видов корысти: не заниматься торговлей и не отдавать денег в рост 20 . Для предупреждения всяких соблазнов в народе, вдовым священникам и дйаконам предписывал вступать в монастырь, в противном же случае, воспрещал им священнодействовать. «Половиною своею они уже умерли, писал он 21 , – для чего еще оставаться в мире? Пусть, благодаря Бога, так устроившего их участь, вступают в монастыри, и, если окажутся достойными, там священнодействуют, а не при мирских церквахъ». Впрочем, от строгости этого правила в последствии сам должен был отступить, когда губительная болезнь, похищая свои жертвы в разных сословиях, открыла нужду в священниках, и вдовые представлялись более свободными для дел любви и самоотвержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010