Мощи его, обретенные в 1473 году, почивают под спудом в Московском Успенском соборе. Сочинения св. Киприана подробно исчислены и описаны в Обзоре Рус. Дух. Литературы Филарета Черниговского (стр. 110–113). 175. Святый Фотий митрополит преставися в лето 6939 месяца июля во 2 день Грек, урожденец Морейский, из города Монемвасии, с юности воспитывался в пустыне, пользуясь наставлениями благочестивого старца Акакия, которого весьма уважали благочестивые цари и патриархи. Хиротонисан на Русскую митрополию в Константинополе в 1409 году и прибыл в Киев, а через полгода в Москву, где после нашествия Едигея, нашел следы разорения и опустошения, так что он, в духовном завещании своем, говорит: «Как есми пришел на Москву на митрополию, после своего брата Киприана митрополита киевского всея Руси, не обретох в дому церковном ничтоже». (Соф. Врем. II, 9). При нем начиналось, но еще не утвердилось окончательно разделение Русской митрополии на Киевскую и Московскую. Вообще, во все время святительства своего, блажен. Фотий не наслаждался покоем, то от хищения разными лицами митрополичьих владений, то от губителной болезни, то от ереси стригольников, то от княжеских междоусобий. Ум. 1 июля 1431 года. Мощи его были положены в Московском Успенском соборе, на правой стороне, подле гроба святителя Киприана, где и доныне почивают в юго-западном углу храма, под спудом. О поучениях его и духовном завещании см. Обзор Рус. Дух. Литературы, стр. 123–127. 176. Святый Иона митрополит преставися в лето 6969 месяца марта в 30 день Родился в Солигаличе; двенадцати лет постригся в одном из Галичских монастырей, а после перешел в Симонов монастырь и, как писал о нем в.к. Василий Васильевич «от младенчества жил в добродетельном житии». Однажды блаж. митрополит Фотий, посетив Симонов монастырь, нашел в пекарне монастырской молодого инока Иону спящим; на лице его видно было изнурение от трудов души и тела, а правую руку держал он на главе «согбенну, яко благословляше ею». Святитель сказал окружавшим: «знайте, дети, сей инок будет великим святителем царствующему граду Москве» (Степ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Остальное время дня все они проводили в полезных занятиях и тем изгоняли из помыслов своих лукавые внушения диавола. Наставив многих иноков в такой жизни и дожив до глубокой старости, святой Аполлоний переселился к Богу для вечной жизни. Память святых мучеников Авды и Вениамина Святой священномученик Авда жил в царствование императора Феодосия Младшего и был епископом в Персии. Он разрушил храм огнепоклонников и за это был схвачен и приведен к царю Царь сперва кротко велел ему восстановить разрушенный храм, но когда он ответил, что сделать этого не может, то послал воинов разрушить все христианские храмы. После сего гонители стали преследовать христиан и, не разбирая возраста, различными способами стали предавать их смерти. Первым из них после разнообразных мучений был усечен мечом священномученик Авда, а спустя тридцать дней после сего были казнены смертью и другие святые мученики и между ними святой диакон Вениамин Ему мучители воткнули сперва под ногти пальцев на руках и на ногах заостренные спицы и потом посадили его на кол, от чего он и предал дух свой в руки Господа Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Святой Иона был родом из города Галича, который находится около Казанской земли Он родился от благочестивого отца, по имени Феодора, и в двенадцатилетнем возрасте в одном из монастырей Галичской земли облекся во иноческий образ; затем он пришел в город Москву, в Симонов монастырь где долго трудился в монастырских послушаниях. В то время в Москве митрополитом был Фотий Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал видеть также монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, как будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

тайн и мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в соловецкую обитель, но за распутицею принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игум. Исаии решились перенести гроб аввы в соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы: то нашли мощи его нетленными, перевезенный гроб с честью был поставлен близь алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами пр. Савватия. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени. 862 Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье пр. Савватия и пред которым молился вместе с ним и авва Герман. 863 Вот древний тропарь авве Герману: «украсившись, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцом Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвех и трудех и в пощениях, преподобне отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг и спасти души наши». Этот тропарь написан был в 1602 г. на старой Тотыме пресвитером Григорием, по приказанию явившегося ему Германа, и им же потом одобрен. По тому же видению написан был образ пр. Германа, вместе с Зосимою и Савватием и от того образа истекло несколько исцелений больным. 864 555 Житие св. Фотия подробно описано г. Горским в прибавл. к твор. о цер. М. 1862 г. (207–271). 558 «Соборне преосвящ. Кир Матвеем патриархом рукоположен бых святитель в киевскую митрополию на всю Русь», говорит Фотий в духовном завещании степенной книги. По настольной грамоте (ист. а., 254) он посвящен марта 11-го 1393 г. п. Антонием. Надобно положить что в завещании Фотия, разумеется, соборное определение об отправлении Фотия в Россию, в звании митрополита всей России. Это вполне согласно и с ходом дела. В России знали только время этого собора, важного по последствиях, в потому писали (Ник. л. 5, 17. Русс времен. 1:222). «в лето 6917 сент. 1. (1408) поставлен бысть Фотий митрополит и Матфеем». Степен. кн. 2, 28. «по соборному избранию поставлену бывшу Фотию – на митрополию киевскую и всея России – в л.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю Неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский (†992; память 30 сентября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана (†ок. 1053; память 21 октября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России (†1326; память 21 декабря); Алексий, митрополит Московский (Киевский) (†1378; память 12 февраля); Иона, митрополит Московский (†1461; память 31 марта); Филипп, митрополит Московский (Ц569; память 9 января); Фотий, митрополит Московский (1431; память 2 июля); Киприан, митрополит Московский (†1406; память 16 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ (†1098; память 28 января), Николай (в древней России с именем Николай известно было три святителя: 1-й Николай, Грек, митрополит Киевский (1098–1101; 2-й Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке – см. П. Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб., 1877, стлб. 1047 – далее. П. Строев «Списки иерархов...» и 3-й Николай, епископ Тмутараканский (Карамзин, История..., 11 прим. 201). Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский (†1109; память 31 января); Исайя, епископ Ростовский (†1090; память 15 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский (†1060; память 15 октября), или Белгородский епископ (†1088: см. П. Строев «Списки иерархов...», стлб. 1047); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов (†1123; память 6 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни. Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей 1164; память 23 мая); Стефан, епископ Волынский (†1094; память 27 апреля); Герман, епископ Новгородский (1078–1096; память 10 февраля); Нифонт, епископ Новгородский (†1156; память 8 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иона, святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался – Киевский и всея Руси) (Одноушев) († 1461; память 31 марта/апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября) Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что «сей юноша будет великим святителем земли русской». Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков. В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона. Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия. Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царь-град, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат-митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей. Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе 6 , начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тот факт, что новый митр. св. Петр (1308-1326) - уроженец Волыни - оставил своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (в конце жизни поселился в Москве), говорит об объективном и необратимом характере происшедших перемен. Москва стала местопребыванием преемника свт. Петра - грека митр. Феогноста, неоднократно посещавшего юго-западнорусские части Киевской митрополии. Перед кончиной свт. Феогност добился от К-поля согласия после своей смерти поставить на митрополию свт. Алексия, что и совершилось в июне 1354 г. Перед своим отъездом из К-поля свт. Алексий получил от патриарха Филофея утверждение перемещения кафедры Киевского митрополита из Киева в Сев. Русь (Владимир-на-Клязьме). Патриарх закрепил за Киевским митрополитом управление Владимирской епархией, Киев должен был числиться «собственным престолом и первым седалищем архиерейским, а после него и вместе с ним святейшая епископия Владимирская была бы вторым седалищем и местом постоянного пребывания и упокоения» митрополитов (ПДРКП. Прил. Стб. 67-70). После перемещения церковного центра на северо-восток Киевские митрополиты приезжали на южные земли митрополии. По свидетельству древнейшего Жития митр. Петра, этот святитель посетил «Волынскую землю и Киевскую...» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 415). Митр. Феогност, путешествуя по Юго-Зап. Руси в 1329-1331 гг., неск. месяцев провел в Киеве; святитель вновь побывал в волынских епархиях в 1347 г. Митр. Алексий приехал в Киев в янв. 1359 г. и ок. 1360 г. был арестован по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда . Митрополиту удалось бежать, и он вернулся в Москву. После этого последовал разрыв отношений между главой Рус. Церкви и литов. правителем, к-рый сопровождался расстройством церковной жизни и управления в правосл. литов. епархиях. Впосл. Ольгерд неоднократно жаловался в К-поль на то, что митр. Алексий не посещает ни Киев, ни епархии в Великом княжестве Литовском. Положение улучшилось после поставления в 1375 г. митр. св. Киприана , жившего в Киеве в 1376-1390 гг. (с перерывами). В 1396 г. и 1404-1405 гг. он приезжал в Киев уже в качестве общерусского митрополита. Очевидно, свт. Киприан во 2-й пол. 70-х гг. сумел установить связи и с духовенством восстановленной в 1371 г. Галицкой митрополии. Поставленный на Киевскую кафедру в 1409 г., свт. Фотий провел в Киеве осень и зиму 1409/10 г., в марте 1410 г. уехал в Москву, митрополит вновь посетил литовские епархии в 1411-1412, 1420 гг. Фотий неоднократно обращался с наставлениями к братии Киево-Печерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Последние годы управления Русской церковью святителем Алексием омрачились сложными интригами против него, деятельное участие в которых принимал высокообразованный болгарин по имени Киприан, в декабре 1375 г. рукоположенный в Константинополе в сан митрополита Киевского и Литовского (притом что титул «Киевский» продолжал одновременно сохраняться и за митрополитом всея Руси святителем Алексием) 79 и направленный в 1376 г. на Русь с правами рассмотреть обвинения против Алексия, выдвинутые его врагами, и возглавить всю Русскую церковь в случае необходимости. Предполагаемый суд, впрочем, не состоялся, и до кончины святителя Алексия в феврале 1378 г. святитель Киприан пребывал в Киеве. Последующее десятилетие, по словам митрополита Макария (Булгакова) , «можно назвать самым смутным временем в истории нашей митрополии» 80 . Завершением этого смутного времени можно считать объединение под началом митрополита Киприана русских епархий – сначала без учёта тех, что вошли в Галицкую митрополию 81 , а потом и с ними 82 . Это объединение было ознаменовано приездом святителя Киприана в 1390 г. в Киев и затем в Москву, откуда он и продолжал править Русской церковью вплоть до своей смерти в 1406 г. Преемник святителя Киприана, грек Фотий, был рукоположен в Константинополе в 1408 г. с правом управления всей Русской Церковью , за исключением Галицкой митрополии (в которой на тот момент оставалось только две епархии из пяти). В 1410 г. митрополит Фотий достиг Москвы, рассматривая её в качестве основного места своего пребывания. Это не понравилось великому князю литовскому Витовту, который и до рукоположения Фотия пытался получить для Литвы собственного митрополита. В 1414 г. Витовт подал в Константинополь жалобу на святителя Фотия и потребовал поставить для Литвы митрополитом образованного монаха Григория Цамблака (вероятно, тот приходился святителю Киприану племянником). Получив отказ, Витовт созвал собор епископов, находившихся на подвластной ему территории, и они в 1416 г. рукоположили Григория в митрополиты. Константинопольская патриархия отреагировала на появление самозваной автокефалии тем, что низложила и даже анафематствовала Григория, о чём свидетельствуют послание патриарха Константинопольского Иосифа II святителю Фотию от 1416 г. 83 и отправленные одновременно с ним императором Мануилом II Палеологом послания святителю Фотию и великому князю московскому Василию I Дмитриевичу 84 . В частности, в первом из этих документов Иосиф II свидетельствовал о соборном осуждении Цамблака: « Нын же божественный и священный Съборъ събрався по случяю, священныя святители, митрополиты и Ангирьскый и мнози, и судомъ сихъ общимъ поверженъ Цамблакъ Григорей, по божественымъ и священнымъ правиломъ, по въ и " 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Среди ужасов смерти тем отраднее были победоносные явления жизни над самой смертью . Еще не прешел род современников и учеников смиренного Игумена Радонежскаго, которому св. Алексий готовил кафедру первосвятительскую, как светильник, тридцать лет скрывавшийся под спудом смертным, по мановенно Божию, изнесен из недр земли – горящий светом жизни неугасающей (1422 г.). Чрез несколько лет после того в последий год правления Фотия, милосердый Господь, к утешению православной России, явил нетленными и цельбоносные мощи св. Алексия, содруга Сергиева 100 . Между тем сходили с земного поприща, один за другим, и последние ученики богоносного Сергия: в 1426 пр. Ферапонт Можайский (27 Мая), в 1427 пр. Кирилл Белоезерский (9 ионя), в 1428 пр. Никон Радонежский (17 ноября), в 1429 стодвенадцатилетний старец, пр. Павел Комельский, или Обнорский. Паства Фотия лишалась лучших своих членов... В 1430 г., когда исполнилось двадцать лет пребыванья Фотия в Москве, пришел вестник, зовущий и самого Архипастыря в другой мир. На Светлой неделе, в четверток (20 апреля), после утрени, совершив келейное правило, Фотий прилег было отдохнуть. Вдруг возсиял в его ложнице необыкновенный свет. Святитель увидел пред собой светоносного мужа, с венцом царским на голове и златым посохом в руке. После некоторого молчания, в трепете спросил он пришедшего: кто ты и как вошел сюда, когда двери мои заперты? – «Я не из числа людей земных, – отвечал необыкновенный посетитель, – но ангел Божий, и послан к тебе от Господа Бога Саваофа Вседержителя. Господь Бог повелел мне возвестить тебе слово на утверждение жития твоего. Внимай себе и стаду твоему. Христос Бог дает тебе седмицу на рассмотрение жития своего и на распоряжение о пастве». Услышав сии слова, Святитель в страхе и трепете, со слезами припал было к ногам посланника Божия, но он стал невидим. Это видение и глаголы Ангела так потрясли Фотия, что он долгое время оставался лежащим на полу, доколе иноки, жившие при его келлии, не подняли его и не положили на одр. Он все еще молчал и не раскрывал глаз. Наконец, пришедши в себя, поведал окружающим его виденное 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

На рубеже XIX-XX вв. трудами старосты И. Ф. Ратникова на народные пожертвования возводится большой кирпичный храм, строительство которого заканчивается в 1916 г. Храм трехпрестольный. Центральный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — во имя святой великомученицы Параскевы, правый — во имя преподобного Серафима Саровского. Адрес: 140755, Россия, Московская обл., Шатурский район, с. Туголес Телефон : +7 (926) 148-41-08 Электронная почта: irina@shatblago.ru Сайт: http://tugoles.pravorg.ru Подробнее... Спасо-Преображенский храм (Андреевские Выселки) [ править править код ] Спасо-Преображенский храм (Андреевские Выселки). Первоначальное основание Преображенского храма относят к деятельности святителя Киприаном в Сенежской волости около 1400 года. Киевский патерик сообщает, что святитель хотел устроить здесь монастырь. Сенеж любил посещать также Митрополит Фотий, здесь он укрылся незадолго до набега татарского царевича Талыча в 1411 году. В память о своем спасении от татар святитель Фотий устроил на другом берегу Святого озера храм в честь Рождества Богородицы. В 1896 году начался сбор пожертвований на строительство каменного храма вместо сгоревшего деревянного. Попечителем стройки стал Алексей Афанасьев. В 1902 г. в Погосте был уже освящен трехпрестольный Преображенский храм с приделами во имя святителя Николая и в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом устроили зимнюю деревянную Казанскую церковь. В 1937 году Преображенский храм закрыли, деревянную церковь перенесли в Шатуру и устроили в ней пошивочный цех. Церковную утварь и внутреннее убранство храма уничтожили. Адрес: 140711, Россия, Московская обл., Шатурский р-н, д. Андреевские Выселки д. 1-Б. Телефон : +7 (496) 457-25-71 Электронная почта: blag@shatblago.ru Сайт: http://sphav-shatura.cerkov.ru Подробнее... Тихвинский храм (Евлево) [ править править код ] Тихвинский храм (Евлево). 17 октября 1888 года близ станции Борки под Харьковом потерпел крушение императорский поезд. Только чудо спасло семью императора Александра III от неминуемой гибели. Православная Россия возносила благодарные молитвы Царю Царей и Царице Небесной за чудесное сохранение жизни августейшего семейства. Спустя три месяца после этого события М.Я. Попова обращается с прошением к Феоктисту, архиепископу Рязанскому и Зарайскому с прошением о разрешении женской монашеской общины.

http://azbyka.ru/palomnik/Шатурский_окру...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010