После целого периода церковных смут, наступивших после смерти митрополита Алексия, престол Российской Митрополии занял митрополит Киприан, о котором была уже речь выше (см. влияния со стороны Болгарии). Следующим же за ним митрополитом Киевским и всея Руси стал Фотий, уроженец морейского города Монемвазии. Он вступил в управление Русской Митрополией, когда учение Григория Паламы было уже принято и утверждено Вселенской Церковью. В молодости он был «другом истиннейшим» монаха Иосифа Вриенния , который так называет Фотия в сохранившемся к нему послании. Иосиф Вриенний пользовался великой славою за свою ученость и строгую жизнь. Он в своих поучениях и письмах боролся против Варлаама и Акиндина. Близость Фотия к этому исихасту понятна, он и сам первую половину жизни провел в созерцательном подвиге и в послушании у старца Акакия. Когда этого последнего избрали в митрополиты Монемвазийские, Фотий последовал за ним. В 1408 г. случилось ему быть по делам в Константинополе, и на него неожиданно пало назначение быть митрополитом Киевским и всея Руси. В следующем году он прибыл в Киев, а в 1410 г. в Москву. Здесь он застал следы разорения от нашествия Едигея и моровую язву. В трудных обстоятельствах началось его правление, однако, митрополит Фотий был одним из ревностнейших и попечительнейших пастырей, проявлявший самое живое участие в своих пасомых. После него сохранилось 8 слов, произнесенных им в храмах, 29 посланий и завещаний. Будучи сам подвижником, митрополит Фотий покровительствовал монастырям, основывал их. Не любя пустосвятства, он отнесся с недоверием к преп. Павлу Обнорскому, когда он пришел к нему с просьбой разрешить открыть обитель. Преп. Павел не смутился и сказал: «Если Богу угодно – монастырь будет создан». В ту же ночь святитель Фотий имел откровение свыше относительно святого Павла. На утро он его разыскал, призвал к себе и наделил щедрой милостыней будущую обитель и даже хотел отдать св. Павлу собственную свою одежду. Вновь построенной обители он прислал антиминс и послание с наставлением к монашествующим. В 1411 г. м. Фотий подвергся большой опасности. Летом он посетил г. Владимир. Один из нижегородских князей, согнанный со своего удела князем Василием Дмитриевичем Московским, послал «изгоном», т.е. скрытно и внезапно сильный отряд из русских и татар, чтобы захватить митрополита в плен и требовать большой выкуп. Но Фотий накануне отбыл в свое имение на Святом озере. Его успели предупредить об опасности, и он скрылся в лесных дебрях на Сенежском озере, и «пребысть в Сенгу четыре седмицы и три дня на месте том в молчании и в молитвах. И, вспомянув прежнее свое житие, егда бе в послушании у великаго старца Акакия в пустыни, и зде также виде пустынное место, часто проходя и смотря лесы и дебри пустынныя и непроходимыя и тишину и молчание велие и воздыхаше и сетоваше и умиляшеся». Непосредственное общение с Востоком

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Смиренный и чуждый честолюбивых стремлений, Фотий отказывался от предлагаемой ему чести, и только требование императора и убеждения других принудили его принять святительский жезл. «Встретился я, бедный», писал Фотий в своем завещании, «с неожиданным несчастьем. По воле святого старца, великого между святителями, кир Акакия, прибыл я из Мореи в Константинополь, и державный император Мануил возложил на меня тяжесть, чтобы принял я великий степень святительский. Богу известно, что собор долго принуждал меня к тому, и не мог я избавиться». Действительно Фотию, уже освоившемуся и привыкшему к тихой и безмятежной иноческой жизни в среде дружественно расположенных ему людей, нелегко было расстаться с востоком и отправиться в Россию, страну отдаленную, язык которой он едва ли даже и знал. В утешение душе своей Фотий взял с собою близких к нему: иеромонаха Пахомия, родом болгарина, жившего с ним вместе в пустыне, и священника Патрикия, из греков. В 1409 году св. Фотий прибыл в первопрестольный город России – Киев. Литовский князь Витовт, к княжеству которого в то время принадлежал Киев, сначала не хотел принимать Фотия, но потом принял с условием, чтобы митрополит, как можно чаще, посещал церковь киевскую и заботился о ней. Новый первосвятитель Русской церкви был строгий ревнитель церковных правил и отличался практическим, хозяйственным духом. В Киеве он сам лично занялся рассмотрением положения дел и лично решал жалобы на нарушителей порядка. Особенно приятное впечатление произвели на святителя печерские подвижники, и он просил их молитв о себе, дабы Господь послал ему Свою помощь для нового служения. Более полугода прожил Фотий в Киеве, и затем в 1410 году отправился в Москву. Прибыв сюда на кануне Пасхи, святитель с почетом был встречен, еще не доезжая города, великим князем, всем московским духовенством и народом. В Москве в то время вследствие бывшего в 1408 году нашествия Едигея и вследствие четырехлетнего отсутствия в ней митрополита, Фотий нашел много беспорядков. Дом митрополичий был опустошен, и Фотий в нем «не нашел ничего».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он писал, что надо «благоуветне» возводить «от помрачениа в прозрение» их духовные очи, а если они будут очень упорствовать, то и «нужами», только, предупреждает он, «кровь и смерть да не будут на таковых, но инако всяко, и заточенми приводите тех в познание, да не погибнут, ни снидут во ад в помрачении своём». О том, чтобы не предавали еретиков смерти, митрополит Фотий просит и в другой грамоте, от 23 сентября 1427 года. Усилиями мудрого святителя ересь была пресечена в 1427 году. За год до смерти митрополит Фотий был удостоен видения Ангела, который сообщил ему, что ему даётся «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы». После этого митрополит Фотий написал Духовную грамоту, в которой говорит о своей жизни, об испытанных бедствиях, о предвещающих смерть болезнях, всех прощает и благословляет (кроме тех священников, которых «по правилом от священства возбранил») и, наконец, поручает князю и его потомству охранять с трудом восстановленное им церковное имущество «от злата, и сребра, и жемчугу, и камениа, и сосуды сребряныя, и земли, и воды» и наказывает ничем не обижать его бояр, чернецов и слуг. Митрополит Фотий оставил после себя необыкновенно большое по сравнению с предшественниками и преемниками литературно-учительное наследие. Всего его именем надписывается тридцать пять грамот и поучений. В XVI веке шестнадцать поучений митрополита Фотия и его Духовная грамота под общим названием «Книга, глаголемая Фотиос» были включены митрополитом Макарием († 1563, память 30 декабря/12 января) в Великие Четии Минеи под 31 декабря. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался. Погребён в Московском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном. В 1472 году, при перестройке собора, его прах вместе с останками других похороненных там митрополитов был вынут из гроба, причём его обрели «цела суща не всего, едины ноги толико в теле», в 1475 году перенесли в церковь преподобного Иоанна Лествичника , а в 1479 году – вновь в выстроенный Успенский собор с торжественным молебном, совершенным митрополитом Геронтием († 1489, память в Соборе Московских святых) с сонмом епископов, прибывших в Москву, и всем духовенством Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На другой год по прибытии в Москву Фотий решился выехать в другой городь своей митрополии, Владимир. Здесь ждали его новые огорчения. – Соборный храм Владимирский, не задолго перед тем росписанный двумя знаменитыми иконописцами Даниилом и Андреем Рублевым 32 , славился богатством своих сокровищь. К охранению их митрополит определил при соборе своего священника, прибывшего с ним грека Патрикия, в звании ключаря, и сам отправился в уединенную пустынь Святозерскую, любимое местопребывание М. Киприана, когда приезжал он в свои владимирские владения 33 . Но едва выехал Фотий из Владимира, как до него дошло изввстие о нападении на этот город князя Нижегородского Даниила Борисовича Даниил, враждуя против В. князя, тайно подослал к городу отряд русских и татар, которые разграбили его посады, опустошили и сожгли храмы, истребили многих жителей (3 июля 1411 г.). В это время священник Патрикий явил себя мучеником за вверенные ему сокровища соборной церкви. Затворившись в ней, он успел скрыть на верху её драгоценные сосуды церковные, и пребывал в молитве пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Но двери были выломаны; нечестивые, ограбив св. иконы, устремились на хранителя сокровищь, требовали у него св. сосудов и казны церковной, мучили его, палили на огне, сняли с него кожу, влачили по городу, привязав к хвосту конскому, и таким образом, умертвили, не получив от него желаемого. Вместе с тем до Митрополита дошло известие, что предводитель этой шайки грабителей ищет захватить его самого. Поэтому, Фотий нашел нужным укрыться в самых отдаленных и глухих лесах близ озера Сеньги. Ему сопутствовал прибывший с ним из Морей инок Пахомий. Место было тихое и безмятежное, и напоминало собою уединенную пустыню, в которой они прежде подвизались под руководством старца Акакия. Прельстившись уединением, Фотий устроил здесь церков в честь Рождества Божией Матери, и со слезами повторял: «Горе мне грешному! Думал ли я оставить любезное мне молчание, плач и умиление о грехах моих? И что стало со мною? От такой тишины в какие смуты и молвы впала душа моя?»... Давно миновала опасность; прошел целый месяц со времени его удаления сюда, а пустыннолюбивый Святитель не думал оставлять своего убежища, какбы забыв о тяжких обязанностях, на него возложенных. Уже Великий Князь прислал к нему с просьбою возвратиться на свой престол 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Великий Князь встретил Митрополита с радушным участием в его скорби, утешал его, как сын отца, и конечно, мог обрадовать его известием о начавшихся переговорах с Императором Константинопольским Мануилом относительно бракосочетания дочери Великаго Князя с сыном Императора и наследником престола Иоанном. При стесненном положении империи со стороны турок, Мануил мог обещать себе опору в этом союзе, посредством которого входил он в родственные отношения с Великокняжескими домами литовским и московским: ибо дочь Василия Дмитриевича была внука Витовта. Фотий благословил это намерение; но так-как невеста была слишком молода для замужства: то дело это не вдруг было приведено к концу. Да и самый союз брачный был не продолжителен. Чрез три года Анна скончалась в Константинополе от морового поветрия 35 . С возвращением Фотия в Москву оживилось недоброжелательство к нему в тех, которых мог он коснуться в своих изысканиях об имуществе церковном. Некоторые так уже ясно высказали свою вражду против него, что, не считая для себя безопасным оставаться в Москве, удалились сперва в Чернигов, потом в Литву, распространяя всюду клеветы на Фотия, и особенно жалуясь на его притязательность 36 . Одни ссорили его с В. Князем Московским, другие чернили его пред В. Князем литовским 37 . Фотий пренебрегал молвою. Ближе знакомясь с Россией, он находил в ней новые светлые стороны и забывал оскорбления. Общение с богоугодными иноками особенно утешало его боголюбивый дух. В одном из своих слов Первосвятитель русский с живым сочувствием высказывает, как его радовали успехи веры и благочестия в Церкви русской. «В земле сей великой, говорит он, при Божьей помощи, многое и неожиданное совершается. Многие племена языческие, оставляя свое прежнее идолослужение, научаются воспевать с нами общего всех Создателя и Владыку. Так на пр., народ пермский, строптивый, исполненный мерзостей язычества, бывший жилищем духов злобы, как скоро был послан к нему проповедником человек Божий и великий Святитель Стефан, отринул свои давние заблуждения, и ныне страна пермская чисто и православно совершает службу Богу по закону христианскому 38 . – В разных монастырях северных подвизались тогда многие мужи, впоследствии прославленные Богом за святость своей жизни, – ученики преподобного Сергия Радонежского и другие иноки: Преп. Дионисий Глушицкий, Сергий и Павел Обнорские, Кирилл и Ферапонт Белоезерские; – вблизи Москвы пр. Никон Радонежский, и в самой Москве Иона, жизнью подвижнической приготовлявшийся в преемника Фотию. Между близкими к Первосвятителю иноками, известен и Савва Тверский, который, кроме строгости жизни, отличался мудрым рассуждением, так что Фотий не однократно призывал его для совета в затруднительных случаях 39 . Любя жизнь иноческую, Фотий основал вблизи от себя Новинский монастырь, на земле принадлежавшей митрополии 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1431) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 2 июля в день преставления, 27 мая в день обретения мощей и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Святитель Фотий был грек из Мореи и в молодые годы подвизался в пустыни, под руководством великого старца Акакия. В 1407 г. он был поставлен митрополитом всея Руси, с титулом Киевского и Владимирского, вместо скончавшегося (1406) святителя Киприана (память его 16 сент.). Встретили его радостно и с торжеством, но в Москве ждал его тяжкий крест. То был голодный год: засуха уничтожала урожай; моры и пожары опустошали Русскую землю. Только перед тем хан Едигей разорил Москву и увел многих пленных. Святитель нашел митрополичий дом разоренным и церковную казну опустошенной; дела были в беспорядке, а он не знал ни одного слова по-русски. Часто приходилось ему ездить в Орду, татары требовали у него денег, которых у него не было, но Господь хранил его, и он невредимым возвращался в Москву. Он восстановлял церкви, помогал бедным и заботился о своей русской пастве, как никто из епископов-чужеземцев. Под городом Владимиром, в лесной глуши, на берегу озера Сенго, он построил церковь и дом для безмолвия и молитвы и любил углубляться в эти лесные дебри. Здесь он с волнением вспоминал счастливые годы юности, проведенные им в пустыни старца Акакия. В 1430 г., когда митрополит был во Владимире, татары сделали набег (см. житие свщм. Патрикия — 3 июля), но святитель успел удалиться на Сенго и пробыл там три месяца, пока вел. князь Василий Димитриевич не вызвал его в Москву. Вскоре после его возвращения явился ему ангел и предупредил его о дне кончины. Ровно через неделю, 2 июля 1431 г., святитель Фотий скончался. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437411/

Нельзя думать, чтобы в таком важном деле Фотий решился действовать один, без Собора оставшихся ему верными епископов великороссийских, тем более, что случай к созванию епископов открывался сам собою. Еще в начале 1415 г. Архиепископ новгородский Иоанн, приняв схиму, отошел на покой. Новгородцы, пользуясь своими правами, избрали, посредством жребия, хутынскаго инока Самсона. Для посвящения в архиепископа, ему нужно было отправиться в Москву. Фотий пригласил для сего Архиепископаа ростовского Григория и епископов: суздальского Митрофана, тверского Антония, сарского Тимофея и пермского Исаакия. 22 марта 1416 г., в неделю крестопоклонную, Самсон, переименованный в Симеона, рукоположен был в архиепископа. Впроятно, в тоже время собравшиеся Святители великороссийские со своим Митрополитом произнесли осуждение на незаконно поставленного Митрополита киевского 64 . – Примечательно, что в это смутное время когда оспариваемы были права митрополии московской на Киев, в особенном изобилии открылись знаменения от мощей почившего в Москве Первосвятителя всероссийскаго, св. Петра. Сими знамениями первый Митрополит, перенесший свою кафедру в Москву, свидетельствовал неизменность своего благоволения к избранному им граду, и утешал своего преемника, незаконно отвергаемого самовольными. Новый Архиепископ новогородский, возвратившись после того из Москвы, поставил первый известный нам храм в Новгороде, в честь св. Петра Митрополита русского 65 . Не довольствуясь общими распоряжениями, Фотий заботился оградить от вредного влияния виновников церковного смятения в особенности страну, близкую к пределам литовским, и потому, наиболее долженствовавшую дорожить миром с Литвою. «Надеюсь, дошло до вас послание мое, писал он к псковичам, о разделении Божьей Церкви. Не дивитесь случившемуся. В Евангелии сказано, что последние времена будут тяжки, и некоторые отступят от веры. Время слуг своих поставляет. Блюдите свою истинную православную веру и обычаи, удаляйте и от слуха вашего неправедные писания нарушающих св. правила. Но если кто, – прибавляетъ Фотий, – из той мятежной страны, Литвы, перейдет к вам жить, миряне ли то будут или иноки, принимайте их к себе, как православных христиан, удаляющихся неправды». Строгость суда не заглушала в истинном Пастыре кроткого голоса любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Скачать epub pdf Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Память 31 марта Святой Иона был родом из города Галича, который находится около Казанской земли 2305 . Он родился от благочестивого отца, по имени Феодора, и в двенадцатилетнем возрасте в одном из монастырей Галичской земли облекся во иноческий образ; затем он пришел в город Москву, в Симонов монастырь 2306 , где долго трудился в монастырских послушаниях. В то время в Москве митрополитом был Фотий 2307 . Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал видеть также монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, как будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения. Пророчество святителя Божия впоследствии исполнилось. Чрез несколько лет, по Божию изволению, по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных 2308 . Когда преставился ко Господу блаженный митрополит Фотий, великий князь Василий Васильевич 2309 созвал архиепископов и епископов Российской земли и весь освященный собор и повелел им избрать достойного мужа на великий престол Российской метрополии; по согласию и желанию всех был избран тогда Иона, епископ Рязанский 2310 : все знали его за мужа добродетельного и святого. Он отправился с посланием великого князя в Царьград к царю Иоанну Палеологу 2311 и к святейшему патриарху Иосифу 2312 принять поставление на митрополию. Но до его еще прибытия в Царьград зломудренный Исидор, из Фессалоник родом 2313 , уже принял посвящение на митрополию Российскую и был отпущен из Царьграда в Россию. По отъезде его, прибыл в Царьград и святой Иона и вручил царю и патриарху послания великого князя. Прочитав их, они весьма сожалели о том, что поспешили поставить Исидора, которого уже отпустили в Россию и сказали святому Ионе:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Соскорбящий тебе Брат о Господе убогий Фотий. 1834 г. Феврале 27 дня. Понедельник сырной недели. 1 На этом письме помета: «получено 17-го марта, ответствовано 23, с ссылкою четырёх книжек: о духоборцах, о времени крещение свят. Ольги, о происхождении Св. Духа, краткое описание Киево-софийского собора. 3 Если верна дата этого письма, Инокентий не был ещё в это время архиереем (посвящён в епископа чигиринского, викария киевской митрополии 21 ноября 1836 года). 4 Намек вероятно на Митрополита Серафима. Для характеристики отношений Фотия к митрополиту Серафиму см. письмо к нему последнего, изданное мною в трудах Киевской академии 1884 г июнь. Н. Б. 6 Это письмо в подлиннике имеет заглавие: «о свидании святителя с служителем» (под последним навзванием Фотий разумеет себя, под первым Иннокентия). 9 Некоторые сведения об о. Аниките (в мире князь Ширинский-Шахматов), подвизавшемся на Афоне, в тамошнем русском Пантелеймонове монастыре, можно читать в сочинении: «Письма святогорца о святой горе Афонской» (иером. Серафима) изд. в 1850 годах (недавно в 1884 г. вышедших новым изданием), а равно и в отдельной монографии о нём. В русских мемуарах этого времени имя его упоминается весьма редко (см. по указателям к «Русскому Архиву» и «Русской Старине»). 12 Архим. Иеремия, в то время инспектор, потом ректор Киевской Академии, впоследствии епископ Нижегородский. 14 Речь идёт о рецензии на книгу митрополита Филарета: Записки на книгу Бытия», принадлежащей неизвестному автору из сторонников Шишкова. Рецензия эта, с примечаниями, напечатана нами в Христ. Чтении за 1880 г. 16 Это замечание относится и к настоящим письмам Фотия. Все они, по-видимому, писаны прямо на бело, чрезвычайно быстро, как видно из крайне неразборчивого почерка, и даже по-видимому не перечитаны после написания. Этим объясняется шероховатость его речи. По-видимому Фотий, вовсе не будучи хорошим стиалистом, никогда ничего не сочинял, т. е. не исправлял написанного. 19 Т. е. «Похвала Божией Матери» – сочинение Фотия, которое прислать он обещал раньше Иннокентию.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Рудне-Никитское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1782. Ссылки:   Адрес: Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Рудня-Никитское. Координаты: 55.545884, 39.137867 Проезд:До ст. Авсюнино (Казанское направление ж/д) или до той же станции автобусом " Москва–Шатура " (отправление от автовокзала " Выхино " ), далее на юг по лесной тропе 2 км. На авто: поворот с Шатурского шоссе (Р-106) на Рудню. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1408 году митрополитом Киевским и всея Руси стал Фотий (уроженец города Монемвасии в Морее - Пелопоннес). В 1409 г. он посетил Киев, в 1410 прибыл в разоренную Эдигеем Москву. Следующей поездкой Фотия было посещение древнего кафедрального города своей митрополии - Владимира, где пробыл с конца июня до начала июля 1411 года. Он поручил прибывшему с ним греку, священнику Патрикию, охранять богатый Златоверхий Успенский собор. Но после отъезда митрополита город был опустошен татарами, а Патрикий принял мученическую смерть, не выдав порученные ему сокровища. Тогда ордынский царевич Талыча, захвативший Владимир, послал погоню за самим митрополитом. Фотий укрылся в глухих лесах в окрестностях озера Синег (Сеньга). Место напомнило ему пустыню благочестивого старца Акакия, где он воспитывался в юности. Здесь святитель Фотий построил малый деревянный храм Рождества Богородицы и провел в уединении около месяца, прежде чем миновала опасность плена и он вернулся в Москву. При церкви была образована пустынь, где остался жить иеромонах Пахомий - болгарин, состоявший в свите Фотия, давний спутник и помощник митрополита. Впоследствии Фотий непрестанно заботился о своей пастве и оставил преемникам Церковь Русскую умиренною и воссоединившеюся под властью одного иерарха. Мощи блаженного митрополита Фотия погребены в северо-западном углу Московского Успенского собора. В 1471 году обретены нетленными и прославлены чудесами. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

http://sobory.ru/article/?object=02798

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010