Наследник их, знаменитый Феофил был уже последним Владыкою вольного города, который тщетно старался примирить его с Великим Князем Иоанном. Марфа посадница волновала Вече, и пастырь скончался в заточении: только мертвым возвратился он под сень св. Софии, и с тех пор, т. е. с 1483 года, прекратилось свободное избрание Владык Новгородских: их стали присылать из Москвы по изволению Великого Князя и соборному избранию Митрополита, и не многие имели утешение скончаться на своей кафедре. Первый из них Сергий, избранный из игуменов Троицкой лавры, сам удалился, испуганный смутами народными (1484). Второй Геннадий, муж образованный, поставленный из архимандритов Чудовских, обличитель расколов на соборе Московском, сослан был по клевете в Чудов (1504); а преемник его, св. Серапион лишен кафедры по случаю несогласия его с св. Иосифом Волоколамским и нетленно почивает в лавре Троицкой, прежней своей обители (1509). Знаменитый Макарий, просиявший сперва на кафедре Новгорода, прославился потом во дни Грозного на митрополии Московской и там отдыхает в Успенском соборе. Ученик преподобного Иосифа Архиепископ Феодосий и скончался в Москве во время Стоглавого собора (1551); а два последние Архиепископа, Пимен, много украсивший св. Софию и бывший свидетелем разорения Новгородского, и преемник его Леонид, оба пострадали от Грозного Царя и скончались в заточении (1570, 1573). После них начался ряд Митрополитов Новгородских, не прерываемый доныне, из коих три, славный Никон, Питирим и Иоаким, с кафедры св. Софии вступили на престол Патриарший. Но, хотя и много отсутствующих между древними Владыками Новгорода, есть еще под сенью св. Софии много великих усопших, неразлучных с нею телесно; в числе их один только Епископ Аркадий, первый из погребенных в соборе (1165), ибо все его предшественники почили в Киеве; он отдыхает в паперти Мартириевской подле давшего ей свое имя Архиепископа Мартирия (1199). Недалеко от них два Святителя, Симеон и Евфимий, жившие двести лет спустя (1415,1430). Прочие Архиепископы Новгорода до учреждения митрополии погребены все в паперти Корсунской, исключая одного только Серапиона, современника Иоанна Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После довольно долгого хода в подземелье, ничем не ознаменованного, мы достигли до трёх затворов: преподобных Пафнутия, Афанасия, и Дионисия, жития их, так как и всех прочих угодников Печерских, почивающих в сих дальних пещерах, не описаны в Патерике 3 ; после сих затворников, первый, открыто почивающий угодник, представился мне Феофил, знаменитый Архиепископ Новгородский, заточённый в Чудове монастыре, при покорении Новгорода Иоанном III. На одной старинной иконе, находившейся при мощах Феофила, записано было следующее предание: «Великий Нифонт епископ Новгородский, почивающий в ближних пещерах, явился собрату своему Феофилу, во время его болезни, и напомнил данный обет: поклониться преподобным Печерским. Уже он приближался по Днепру к Киеву, когда болезнь усилилась и святитель Новгорода имел, при последнем издыхании, откровение от Господа, что сам он не доплывет живым до желанных пещер, но тело его упокоится там, вместе с преподобными, и так исполнилось над ним сие пророчество». Четыре преподобных Печерских: Зинон постник, Григорий чудотворец , Ипатий целебник и священномученик Лукиан, почивают между ракой последнего Архиепископа великого Новгорода, избранного на вече, и современным ему князем Феодором Острожским, который, не менее своего славного внука князя Константина, подвизался за православие в тяжкую годину гонений латинских и окончил в схиме подвиг, начатый в мантии княжеской. – Несколько далее, пройдя мощи диакона Мартирия и схимника Илариона, около затвора преподобного Лаврентия, находится заключённый вход в древние варяжские пещеры; в сии неведомые подземелья, простирающиеся, как полагают, даже под самый Днепр и частью обвалившиеся, очень далеко не ходят. Поклонившись ещё святым мощам чудотворца Моисея, болезненного Иосифа и схимника Сисоя, митрополит остановился пред одной ракой и сказал: «вот и преподобный Нестор некнижный, отличённый сим смиренным названием от летописца. Итак, есть у нас Нестор книжный, есть и некнижный, дабы и простые люди утешились тою мыслью, что не многим учением, а многими трудами верою и любовью, достигнем Небесного Царствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Оттоле со свечами в руках, предшествуемые игуменом, спустились мы опять в недра земли, и здесь уже ощутительнее была сырость по близости Днепровских вод. После довольно долгого хода в подземелья, ничем не ознаменованного, мы достигли до трех затворов преподобных Порфирия, Афанасия и Дионисия, жития коих, так как и всех прочих угодников Печерских, почивающих в сих дальних пещерах, не записаны в Патерике, а только имена их соблюдаются священным преданием. – Но сколь велико было мое изумление, когда после сих затворников первый, открыто почиюший угодник, представился мне Феофил, знаменитый Архиепископ Новгородский, заточенный в Чудове монастыре при покорении Новгорода Иоанном III, и которого могилу указывают доныне в Софийском соборе. Мое недоумение вскоре разрешилось, ибо я узнал, что на одной старинной иконе, находившейся при мощах Феофила, записано было следующее предание: «Великий Нифонт, епископ Новгородский, почивающий в ближних пещерах, явился собрату своему Феофилу во время его болезни и напомнил данный обет: поклониться преподобным Печерским. Уже он приближался по Днепру к Киеву, когда болезнь усилилась, и Святитель Новгорода имел при последнем издыхании откровение от Господа, что сам он не доплывет живым до желанных пещер, но тело его упокоится там вместе с преподобными, и так исполнилось над ним сие пророчество.» Четыре преподобных Печерских: Зинон постник, Григорий чудотворец , Ипатий целебник и священномученик Лукиян, почивают между ракой последнего Архиепископа великого Новгорода, избранного на Вече, и современным ему князем Феодором Острожским, который не менее своего славного внука, князя Константина, подвизался за православие в тяжкую годину гонений Латинских и окончил в схиме подвиг, начатый в мантии княжеской. – Несколько далее, пройдя мощи диакона Мартирия и схимника Илариона, около затвора преподобного Лаврентия, закладен вход в древние Варяжския пещеры, ибо опасно проникать глубже в сии неведомые подземелья, простирающияся, как полагают, даже под самый Днепр и частью обвалившияся.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Оттоле со свечами в руках, предшествуемые игуменом, спустились мы опять в недра земли, и здесь уже ощутительнее была сырость, по близости Днепровских вод. После довольно долгого хода в подземельи, ничем не ознаменованного, мы достигли трех затворов: Преподобных Порфирия, Афанасия и Дионисия, жития коих, как и всех прочих угодников Печерских, почивающих в сих Дальних пещерах, не записаны в Патерике, а только имена их соблюдаются Священным преданием. Но сколь велико было мое изумление, когда после сих затворников первый открыто почиющий угодник представился мне Феофил, знаменитый архиепископ Новгородский, заточенный в Чудовом монастыре при покорении Новгорода Иоанном III и которого могилу указывают доныне в Софийском соборе. Мое недоумение вскоре разрешилось, ибо я узнал, что на одной старинной иконе, находившейся при мощах Феофила, записано было следующее предание: «Великий Нифонт, епископ Новгородский, почивающий в Ближних пещерах, явился собрату своему Феофилу во время его болезни и напомнил данный обет: поклониться Преподобным Печерским. Уже он приближался по Днепру к Киеву, когда болезнь усилилась, и Святитель Новгорода имел при последнем издыхании откровение от Господа, что сам он не доплывет живым до желанных пещер, но тело его упокоится там вместе с Преподобными, и так исполнилось над ним сие пророчество». Четыре преподобных Печерских: Зинон Постник, Григорий Чудотворец , Ипатий Целебник и Священномученик Лукиан – почивают между ракою последнего архиепископа Великого Новгорода, избранного на Вече, и современным ему князем Феодором Острожским, который не менее своего славного внука, князя Константина, подвизался за православие в тяжкую годину гонений латинскик и окончил в схиме подвиг, начатый в мантии княжеской. Несколько далее мощей дьякона Мартирия и схимника Илариона, около затвора Преподобного Лаврентия, закладен вход в древние Варяжские пещеры, ибо опасно проникать глубже в сии неведомые подземелья, простирающиеся, как полагают, даже под самый Днепр и частью обвалившиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Приветствуемый всем народом, изъявил ему за любовь благодарность, обедал у архиепископа Феофила, веселился, говорил только слова милостивые и, приняв от Феофила в дар три постава ипских сукон, сто кораблеников, рыбий зуб и две бочки вина, возвратился на Городище 777 . Владыка Феофил, как представитель и глава многочисленного духовенства и первый советник во всех делах своей паствы, более других старался заискать расположение великого князя. Хорошо понимая московскую политику, которая требовала покорности и даров, он ясно при том видел, что независимое существование народной державы, отжившей свой век, не может долго продолжиться, что Новгород скоро станет в ряду обыкновенных городов и сделается, так сказать, пригородом Москвы, а потому честил и ласкал государя и его двор, чтобы, по крайней мере, на время отдалить эти роковые минуты и не быть свидетелем горестного события. Со своей стороны, и великий князь, уважая заботливость архипастыря Новгородского о своей пастве, не раз исполнял его ходатайства. За днем пиршества следовали дни суда. Дворец великокняжеский с утра до вечера не затворялся для народа. Одни желали только видеть лицо государя, чтобы поднести дары, другие искали правосудия; а некоторые приходили с жалобами на грабеж старост. Так, 25 ноября «били челом великому князю жители улиц Славковой и Никитиной на посадника Степана Онаньина, что он и его товарищи, наехав со многими людьми на те две улицы, людей пограбили и перебили, а животов людских взяли на тысячу рублей» 778 . В тот же день бояре – Лука и Василий Исаковы жаловались на Богдана Есипова и его соумышленников, «что они, сделав нападение на их двор, людей перебили, а животов разграбили на 500 рублев» 779 . Иоанн, еще следуя древнему Новгородскому обычаю, сказал владыке и посадникам, чтобы вече приставило стражу к виновным и велел на другой день быть у него на суде, чтобы собща дать суд и расправу обиженным. Выслушав сам дело, в присутствии архиепископа, чиновников и бояр, решил, что жалобы справедливы, что насильники лишаются свободы, что строгая казнь будет им возмездием, а для других примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Царь созвал лже-собор из трех епископов, низверг св. Филиппа с митрополичьей кафедры и лишил его сана. Опричники ворвались в собор, когда святитель Филипп совершал литургию, сорвали с него облачения и увезли в цепях в тюрьму, а потом в тверской Отрочь монастырь. Год спустя, Иоанн Грозный, проезжая мимо монастыря, послал опричника Малюту Скуратова за благословением к св. Филиппу и, когда тот отказал, Малюта задушил его. Церковь причислила митр. Филиппа к лику святых и признала его священномучеником (память 9 января). Даже после смерти Uoahha IV , отношения между Церковью и государством не сразу исправились. Хотя царь Федор Иоаннович был благочестив и кроток, Борис Годунов настоял на низвержении митрополита Дионисия, как приверженца кн. Шуйских. Учреждение московского патриаршества Русская Церковь была уже, начиная с митрополита Ионны (после Флорентийской унии), самостоятельной, и, хотя митрополиты поставлялись по-прежнему в Константинополе до конца 15 века, митрополиты 16 века возводились на престол по настоянию вел. князей, без благословения патриарха. Русская Церковь , с другой стороны, помогала бедствующим восточным Церквам и Афону. В 1586 году царь Федор Иоаннович собрал в Москве собор и было решено просить восточных патриархов о даровании московскому митрополиту титула патриарха. Антиохийский патр. Иоаким, бывший в то время в Москве для сбора «милостыни», поддержал это ходатайство, а через два года в Москву прибыл константинопольский патр. Иеремия. Ему было предложено стать патриархом Московским и всея Руси, но с условием, что он будет жить во Владимире. Последний не согласился и поставил в патриархи митрополита Иова 25 января 1589 года. В грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, присланной в Москву через два года, московскому патриарху определялось 5-е место после патр. иерусалимского, и русской Церкви давалось право избрания патриарха собором русских епископов. Новгород, одно время почти независимый от Москвы, в церковном отношении был подчинен московскому патриарху. Судьба новгородской кафедры была трагична. В 1470 году последний архиепископ из новгородцев, Феофил, был заточен, и после него архиепископы присылались из Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По летописи, 1572 года июня 14 дня в Новгороде у церкви святых Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовен­ства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил ис­целение при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова 798 . Память праведницы местно чтится мая 13 дня 799 . Праведница изображена на старинном образе Новгородских чу­дотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – святая София с предстоя­щими Богоматерью и Предтечею. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лу­ка»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Анто­ний (святители), Варлаам (Хутынский), Савва (Вишерский), Михаил (Клопский), Александр (Свирский)». В 3 ряду: «Александр (Оше- венский), Зосима и Савватий (Соловецкие), Нил (Столобенский), Арсений (Коневский), Никодим (Кожеезерский), Ефрем (Новоторж- ский), Антоний (Римлянин), Антоний (Сийский)». В 4 ряду: «Анто­ний (Леохновский), Ефрем (Перекомский), Варлаам (Шенкурский), Серий и Герман (Валаамские), Евфросин (Синозерский), Владимир (князь), Анна (княгиня), Феодор (юродивый), Николай (юродивый)». В 5 ряду: «Арсений (Новгородский), Афанасий (Череповецкий), Кор­нилий (Палеостровский), Антоний (Дымский), Ксенофонт (Робей- ский), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зеленецкий), Феофил и Иаков (Омучские), Кирилл (Челмогорский), Феодор (князь), Мстислав (князь), Иоанн Логгин (Яренгский), Диодор (Юрьегорский), Елеазар (Анзерский), Макарий (Оредежский), Артемий (Веркольский), Иаков и Иоанн (Менюжские), Гликерия». Святого Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при им­ператоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времен Копронима до Михаила Заики. День четырнадцатый. Празднование в честь Ярославской Иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская. 08(21)08.1922 08(21)03.1924 08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) 28.01(10.02)1925 10.1925 12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 10.1925 06(19)04.1926 06(19)04.1926 13(26)06.1926 13(26)06.1926 02(15)03.1927 02(15)03.1927 Александр III Соколов 08.1927 1931 (?) 10.1931 17(30)03.1932 17(30)03.1932 09(22)04.1932 09(22)04.1932 02(15)06.1932 12(25)11.1932 15(28)12.1932 12.1933 21.06(04.07)1936 Новоархангельская (см. Американская) 2968 Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка. Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой. Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475). 2969 О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лто 1030. Того же лта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София — Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные — Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Так кратко описывает летописец Чин “вступления на паству нового архиерея”, святителя Макари 27 . Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего владыки, которую он произнес в софийском кафедральном соборе: “Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими, и вей чюдящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественном Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиеписьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде”. И далее летописец радостно замечает: “и бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть 28 . Вторит ему и новгородский летописец: “Бысть при сем архиепископе владыце Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть 29 . Предшествующее время для Новгородской иерархии было очень сложным. Последним Святителем, скончавшимся на кафедре, был архиепископ Иона (†1470; пам. 5 нояб.). Последним иерархом, избранным самими новгородцами, был его преемник – архиепископ Феофил, который вскоре после покорения Новгорода в 1478 году был “отослан в Чудов монастырь 30 . Первый избранный и поставленный в Москве владыка Сергий пробыл менее года на кафедре (1483–1484) и вернулся назад в Троице-Сергиеву обитель. Святитель Геннадий после двадцати лет архиерейства (1484–1504) был сведен Великим князем с престола и скончался на покое в Чудовом монастыре (†1505; пам. 4 дек.). Следующий архиепископ Серапион (1506–1509) провел последние годы своей жизни в Троице-Сергиевом монастыре (†1516; пам. 16 мая). И вот спустя 17 лет вдовства архиерейской кафедры новгородцы встречали своего нового владыку. Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один, однако состав многочисленной (можно полагать) свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее мог входить, например, дьяк А. Квашнин, о котором С. Б. Веселовский пишет: “Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина 31 . Среди различных позднейших актов упоминается прибывший с Владыкой некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячи 32 . Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширной древнерусской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Профессор МДА И. Н. Шабатин говорит о дате архиерейской хиротонии Святителя: «День 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно – не “новгородской деятельности”, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви, всему русскому народу, его государству, его культуре, его столице – Москве 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010