После покорения Новгорода архиепископ Феофил много раз бывал у великого князя с челобитной оставить Новгород «по старине», чем заслужил его немилость. Жители Новгорода, хотя заключили в 1471 году с великим князем Иваном III договор быть в покорности ему и не сноситься с Польским королём Сигизмундом, но не переставали своевольничать. Великий князь Иван III употреблял против них разные меры: одних казнил, других отводил в Москву и заключал в темницы; поставил в Новгород своих наместников, взял оттуда в Москву вечевой колокол, отобрал в 1478 году у новгородцев многие земли и волости, в том числе немало монастырских и владычних. Всё это увеличивало недовольство в Новгороде против великого князя. Новгородцы обратились за помощью к великому князю Литовскому Казимиру IV для освобождения себя из-под власти Московского князя. Великий князь Иван III, как только узнал об этом, отправился в Новгород со своими полками. 19 января 1480 года архиепископ Феофил был обвинён будто бы в связях с Литвой, схвачен и послан в Москву под стражею, а всё имущество его, множество золота, серебра и сосудов, взяты в княжескую казну. В Москве архиепископ Феофил без всякого суда был заключён в Чудов монастырь и «сидел полтретья лето, ту и преставися». В июле 1482 года архиепископ Феофил подписал отречённую грамоту «архиепископом не именоватися и в смиреннейших пребывати до последнего издыхания». По преданию, когда архиепископ Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился ему святитель Новгородский Нифонт († 1156; память 8/21 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Архиепископ Феофил отправился в Киев и 26 октября 1484 года скончался в пути. Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах Киево-Печерской лавры. Литература: Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897, стр. 26, 27. Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе, – Новгород, 1891, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Со своей стороны, и митрополит Московский Филипп († 1473; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) послал новгородцам, одну за другою, две обширные грамоты. Он выражал своё удивление, как пришла им неподобная мысль отступить от своего господина, «отчича и дедича», христианского государя русского, и приступить к чужому, латинскому государю и королю. Убеждал наречённого владыку Феофила, архимандритов, игуменов и всё священство, чтобы они утверждали своих духовных детей в православной вере и оберегали их от сетей латинской ереси. Убеждал всех новгородцев смириться под крепкую руку благоверного государя земель русских, не отдаваться латинскому господарю и не допускать, чтобы в церквах их поминалось на ектениях имя иноверного государя. Когда убеждения не подействовали, в Новгород были направлены полки. Едва рать выступила в поход, едва сам великий князь Иван III отправился вслед за нею (20 июня 1471 года), как святитель Филипп поспешил отправить к нему своё ходатайство за новгородцев. Ходатайство митрополита было очень своевременно. Войска великого князя нанесли новгородцам страшное поражение на реке Шелони (14 июля) и заставили их смириться. Наречённый владыка Феофил, старые посадники приехали к великому князю Ивану III просить пощады. Великий князь смиловался, взял большой откуп (15.500 рублей) и заключил с новгородцами новый договор (11 августа). Через четыре месяца наречённый епископ Феофил прибыл в Москву и 15 декабря 1471 года был хиротонисан митрополитом Филиппом во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. В день хиротонии владыка Феофил с амвона просил великого князя о помиловании заточенных новгородских бояр, участников мятежа. Великий князь выполнил просьбу святителя, и на свободу было отпущено 30 пленных бояр. 7 января 1472 года архиепископ Феофил возвратился из Москвы в Новгород и осенью встречал невесту великого князя Ивана III Софью Фоминишну Палеолог, Дважды владыка Феофил ездил во Псков и поставил там «самозвонные часы» на Святогорском дворе и на Троицком соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

22. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗАХАРИЯ постник (24 марта, см. его житие на эту дату) 23. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР князь Острожский (11 авг.) Воевода и защитник Православия. Постригся в Печерской обители в старости. 24. ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ затворник (11 марта и 11 мая) Носил власяницу и железный пояс и ежедневно прочитывал всю Псалтирь 25. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАНКРАТИЙ иеромонах (9 февр.) Молитвой, постом и помазанием елея исцелял больных. 26. ПРЕПОДОБНЫЙ АММОН затворник (4 окт.) Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример для подражания. 27. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ нестяжатель (13 дек., см. его житие на эту дату) 28. ПРЕПОДОБНЫЙ РУФ затворник (8 апр.) Каждый день он совершенствовался Христа ради в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев. 29. ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН (13 окт.) В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Прит 19, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя — «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты. 30. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФИЛ, архиепископ Новгородский (26 окт.) В 1471 г., по кончине святителя Ионы, он был избран на Новгородскую кафедру и стал заступником своей мятежной паствы. В 1480 г. по неизвестной причине он переехал в московский Чудов монастырь. Здесь ему явился в 1485 г. святитель Нифонт Новгородский и напомнил ему его обет поклониться святым Печерским. Он поехал, невзирая на болезнь, По дороге ему явился Спаситель, возвестил ему его кончину, обещал принять его душу и велел положить тело его в пещере. После этого святитель Феофил скончался, а тело его в осмоленной колоде приплыло к Печерскому монастырю и было положено в Дальних пещерах. 31. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ диакон (25 окт.) Он был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое. 33. ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ иеросхимонах (20 янв.) По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

К этому времени относятся сообщения летописи о строительных работах в Чудовском монастыре, которые характеризуют архимандрита Геннадия как глубокого почитателя московского святителя Алексия, основателя этой обители. В 1483 г. «архимандрит Чюдовскый Геннадей Гонозов заложил церковь камену во имя Алексия чюдотворца у Чюда в манастыре, да и трапезу камену» 11 . Подробнее об этом говорится в Прологе: «По сих же летом довольным минувшым в лета великаго князя Иоанна Василиевича, и преосвещеннаго Геронтиа митрополита, тщанием архимандрита Геннадиа обители сея, нача созидатися храм во имя святаго Алексиа митрополита купно с трапезою: но не совершившуся тогда храму тому, зане архимандрит оный Геннадий поставися архиепископ в Великий Новград. Потом тогожде Генадиа архиепископа радением, и храму и трапезе со иными палаты совершившуся, и украсившуся, и освящену бывшу, принесошася честныя мощи святаго Алексиа из придела Благовещения Пресвятыя Богородицы, и поставишася в созданнем во имя его храме, на южней стране у стены» 12 . Архимандрит Геннадий был кандидатом на кафедру новгородских святителей еще до своей архиерейской хиротонии. В 1483 г., когда решался вопрос о замещении древнейшей кафедры, в Успенском соборе в Кремле «положыша жребий на престол Елисеа архимандрита Спаского, да Генадиа архимандрита Чюдовского, да Сергиа старца Троицьского, на архиепископьство в Великий Новгород. И митрополит (Геронтий. – А. М.) сам служил со... епископы и со архимандриты, и вынялся жребий Сергиев на архиепископьство в Великий Новъгород» 13 . Впрочем новый владыка пробыл на кафедре всего чуть более десяти месяцев (1483–1484; † 1504). Кроме того, при архимандрите Геннадии в Чудовом монастыре находился сведенный с престола новгородский архиепископ Феофил, последний владыка, избранный самими новгородцами 14 . Таким образом, архимандрит Геннадий, еще будучи чудовским настоятелем, был знаком со сложными особенностями церковной жизни в вечевом Новгороде. Несомненно, он понимал всю трудность предстоящего архипастырского служения на этой древнейшей кафедре, когда 12 декабря 1484 г. был «поставлен на архиепископию Великому Новгороду и Пскову» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

По своей близости к великокняжескому, а затем и царскому двору Чудов монастырь не имел себе равных среди обителей Москвы. Здесь приняли таинства святого крещения сыновья Ивана IV Грозного царевичи Иван и Федор, а также его дочь царевна Евдокия. В 1629 г. здесь крестил своего внука, будущего царя Алексея Михайловича патриарх Филарет. В 1672 г. патриарх Питирим (1672–1673) крестил в Чудовом монастыре будущего императора Петра I. В обители, основанной святителем Алексием, митрополитом Московским, в 1818 г. принял крещение будущий царь-освободитель Александр II. Нередко в своей истории Чудов монастырь служил «узилищем» для противников Церкви и государства, и для тех, кого впоследствии оправдал суд Божий и суд потомков, а также для тех, кто оказался за тюремными засовами по причине своей верности Церкви и Отечеству. В числе чудовских узников были известный своей ревностной борьбой с ересью жидовствующих, архипастырь и поборник просвещения святитель Геннадий, архиепископ Новгородский († 1504, память его совершается 4/17 декабря), до поставлення на кафедру бывший чудовским архимандритом, и отправленный в заточение в 1441 г. за свою измену православию на Ферраро-Флорентийском Соборе митрополит Исидор – последний грек на кафедре русских первосвятителей. В XVI веке в Чудовом монастыре в заточении находились князь В.И. Патрикеев Косой и архиепископ Новгородский Феофил. А в Смутное время сведенного с престола царя Василия Шуйского здесь постригли в монахи. Кстати, по одной версии, которую можно считать наиболее распространенной в отечественной историографии, из Чудова монастыря происходил Лжедмитрий I, который был здесь иеродиаконом. В Чудовом монастыре стяжал страдальческий венец священномученик Ермоген, патриарх Московский († 1612, память его совершается 17 февраля/2 марта, 12/25 мая). Заключенный в одной из келий обители, он был уморен здесь голодом польско-литовскими интервентами и изменниками из числа русских бояр. Чудов монастырь стал в 1913 г. одним из центров торжеств по прославлению святителя Ермогена в лике святых Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=45847

В этом случае всегда избирались три кандидата; жребии их полагались на престол в Софийском храме, в том уповании, что кого захочет Бог и св. София, того назнаменует; по окончании литургии, вынимались протопопом один за другим два жребия и объявлялись всему народу; наконец, жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Таким порядком избран был чернец Алексий преемник свят. Моисея, а потом Иоанн, Симеон (Самсон), Феодосий, Евфимий I (Емилиан), Евфимий II, Иона и Феофил. Возобновившиеся в Новгороде выборы владык посредством жребия, отличались от прежде бывших лишь тем, что тогда вынимался и объявлялся народу только один из трех жребиев, за которым отправляем был нарочитый человек (слепец или отрок) с веча, и он-то, собственно, указывал избранника. По установившемуся обычаю, избранию подвергалось одинаково как белое духовенство, так и монашествующие, и даже простые чернецы, не имевшие никакого духовного чина. Здесь все дело выбора зависело от расположения общества к избираемому, и на его чин не обращалось никакого внимания. В случае избрания из белого духовенства, избранный обязательно постригался в монашество, как поступил Григорий Калека, принявший вместе с пострижением имя Василия. Новоизбранного тотчас возводили с честью на владычния сени и предоставляли ему заведовать делами епархии, а сами давали знать митрополиту о своем выборе. Митрополит присылал своих послов в Новгород звать новоизбранного на поставление и по его зову он отправлялся в резиденцию митрополита, в сопровождении почетного посольства. Бывали случаи, что избранные вечем на владычний престол управляли Новгородской церковью год и более, как, напр., Аркадий, Иоанн, Феоктист, Моисей, Климент, Евфимий II и Феофил; а двое из таковых избранных, Арсений и Феодосий, и вовсе не удостоились рукоположения. Если избранный владыка был простой чернец, то он сначала был рукополагаем во диакона, потом во священника и, наконец, во архиепископа. Достойно замечания, что двое из избранных, чернец Самсон и священноинок Емилиан, при рукоположении в сан архиепископа, получили от митрополита новые имена, первый – Симеона, а второй – Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Обитель, где подвизался инок Зиновий, была известна с древности. Своими каменными строениями она во многом была обязана замечательному иерарху конца новгородской независимости — архиепископу Ионе (1458–†1470; пам. 5 нояб.). В летописи говорится об этом: “В лето 6970 (1462) поставиша церкви в Отни пустыни Иоанна Предтечи и Онуфрия Великаго каменные; и на другое лето, он же Иона архиепископ постави церковь каменну с трапезою Николая чудотворца, в Отни же пустыни, от Великаго Новаграда тридцать поприщь” 12 . Из этого же монастыря был избран на архиерейскую кафедру преемником архиепископу Ионе монастырский ризничий Феофил (1470–1482; †1482) 13 . Известно, что в 1575 г. царь Иоанн Грозный вложил в монастырь драгоценную чашу, на которой была следующая надпись: “Лета 7082 (1575) года марта в 25 день делан сей потир по приказу государя царя Ивана Васильевича от его царских скровищь в монастырь Отню пустыню, при игумене Деонисьи” 14 . При архиепископе Макарии (1526–1542) некий отенский инок Гурий перешел в Спасский (Хутынский?) монастырь “зело скорбна и смущенна от навождения диаволя”, хотя настоятель ему “возбраних, понужая его сохранити обещание свое на неж место зван есть”. Об этом потом игумен сообщал святителю, чтобы не дать “овчате Христова волка растерзану быти” 15 . Ко времени святительства святителя Макария относят появление инока Зиновия в Отенском монастыре. Ф. Калугин считает, что это произошло после Собора 1531, когда был осужден Максим Грек и некоторые другие были разосланы по монастырям; “подверглись ссылке Михаил Медоварцев и Силуан и, может быть, Зиновий, хотя для этого и нет никаких данных. Как бы то ни было, Зиновию пришлось доживать свой век в Отней пустыни” 16 . П. М. Строев указывает имя настоятеля Отенского монастыря — Мисаил под 1560 годом 17 . Серединой тридцатых годов XVI столетия датируется самое раннее из известных на сегодня произведение — послание отенского подвижника новгородскому дьяку Я. Шишкину. Его начало позволяет думать, что это не только следование этикету со стороны автора, но что и сам дьяк питал расположение к иноку. В послании он пишет: “Нам же нищим за свою худость и за твою честность к тебе писати непригоже, занеже, государь, живешь ис божественная мужа и велика святителя и Божия книги на всяк час чтутца ту и о твое великое жалование и любовь нудит нашу худость к тебе писати, государь, подобает Писанием извещатися в делех своих и не кроме Божиих словес начинати что и творити, и того ради спытовати Божия Писания прилежно, да не утаитца польза человека в Божиих книгах и да научитца оправданием Господним” 18 . Благочестивый инок дает благоразумные советы государеву дьяку, как нужно суд творить, а “в божественом муже и великом святителе” нужно видеть архиепископа Макария, который уже в Новгороде проводил большую работу по собиранию воедино “всех чтомых на Руси книг” 19 .

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

Обитель, где подвизался инок Зиновий, была известна с древности. Своими каменными строениями она во многом была обязана замечательному иерарху конца новгородской независимости – архиепископу Ионе (1458–†1470; пам. 5 нояб.). В летописи говорится об этом: «В лето 6970 (1462) поставиша церкви в Отни пустыни Иоанна Предтечи и Онуфрия Великаго каменные; и на другое лето, он же Иона архиепископ постави церковь каменну с трапезою Николая чудотворца, в Отни же пустыни, от Великаго Новаграда тридцать поприщь» 1500 . Из этого же монастыря был избран на архиерейскую кафедру преемником архиепископу Ионе монастырский ризничий Феофил (1470–1482; †1482) 1501 . Известно, что в 1575 г. царь Иоанн Грозный вложил в монастырь драгоценную чашу, на которой была следующая надпись: «Лета 7082 (1575) года марта в 25 день делан сей потир по приказу государя царя Ивана Васильевича от его царских скровишь в монастырь Отню пустыню, при игумене Деонисьи» 1502 . При архиепископе Макарии (1526–1542) некий отенский инок Гурий перешел в Спасский (Хутынский?) монастырь «зело скорбна и смущенна от навождения диаволя», хотя настоятель ему «возбраних, понужая его сохранити обещание свое на неж место зван есть». Об этом потом игумен сообщал святителю, чтобы не дать «овчате Христова волка растерзану быта» 1503 . Ко времени святительства святителя Макария относят появление инока Зиновия в Отенском монастыре. Ф. Калугин считает, что это произошло после Собора 1531, когда был осужден Максим Грек и некоторые другие были разосланы по монастырям; «подверглись ссылке Михаил Медоварцев и Силуан и, может быть, Зиновий, хотя для этого и нет никаких данных. Как бы то ни было, Зиновию пришлось доживать свой век в Отней пустыни» 1504 . П. М. Строев указывает имя настоятеля Отенского монастыря – Мисаил под 1560 годом 1505 . Серединой тридцатых годов XVI столетия датируется самое раннее из известных на сегодня произведение – послание отенского подвижника новгородскому дьяку Я. Шишкину. Его начало позволяет думать, что это не только следование этикету со стороны автора, но что и сам дьяк питал расположение к иноку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

18) а Далмант быв епископом 23 лет и преставися месяца октябриа 21 день; 19) а Климент бысть архиепископом 23 лет и преставися, и положен во притворе святыа Софеи от владычня двора; 20) а Феоклист епископом бысть 8 лет и иде в монастырь ко благовещению святыя Богородицы, и пребыв 3 лет, и преставися месяца декабря 23, и положен во притворе святыя Богородицы; 21) а Давыд владыкою был 17 лет и преставися февраля в 5 день, и положиша его во притворе святыа Софии подле Климента владыке; 22) а Моисей владыкою был 5 лет и сниде со владычества у монастырь на коломци, и пострижеся у скиму, и бе у монастыри 20 лет, и умре; 23) а Василий архиепископом был 21 лето, и 4 месяци, и 2 дни, и преставися на Кенареце, едя изо Пскова, и положиша и у святеи Софеи во притворе болшем; 24) и потом въвездоша Моисея архиепископа на свой ему стол, и бе владыкою 8 лет, и преставися генваря 25, и положиша и у святого Михаила на Сковородке. Алексей был владыкой 28 лет и месяц 7, и преставися февраля в 3 день, и положен бысть у монастыри на Деревяниц; 25) Иван был владыкою 27 лет, и преставися месяца июня 24, в монастыри на Деревяници, и положен бысть в притворе святого Воскресения; 26) а Симеон владыка был владыкою 6 л. без дву месяць и без 4 днех, и преставися месяца июня в 15 день, и положен бысть в притворе Мантурьевском у Софеи святом; 27) потом Еуфимий владыка; 28) таже другой владыка Еуфимий, потом Иона; 29) таже носем и Феофил, егоже сведе князь великий Иван Васильевич на Москву; 30) и потом присла своего владыку с москвы именем Сергия, таже Генадия владыку Московскаго. Примечание. В описании рукописей Румянц. музеума уже напечатаны были несколько строк начала и конца настоящего перечня новгородских владык по сборнику конца XV или начала XVI века, 358. л. 215–218. (Восток. стр. 509–510. Здесь напечатан этот перечень сполна по этой же самой рукописи. Легко убедиться, что он находился под руками у составителя другой, позднейшей росписи, или краткого летописца новгородских владык, напеч. в Полн. собр. Русск. лет. III, 177–198).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010