Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века 9 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память святителя Стефана Пермского. Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха  и чтеца. В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова.  Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374 — 1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью». Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Языческий народ, поселения которого прилегали к родине Стефана, городу Устюгу, обратить который в христианство возжегся он желанием – были Пермяне, или Пермяки, получившие потом особое имя Зырян (от одного племени, которое в XIV веке у Епифания называется Сырьянами). Поселения Зырян находятся в восточной половине нынешней Вологодской губ., по реке Вычегде и по ее притокам – с севера Выму и с юга Сысоле. Стольным, или главным, местом зырянской земли было теперешнее село Усть-Вым, находящееся при впадении Выма в Вычегду. Сначала они платили дань Новгородцам, а затем их взяли у Новгородцев сами великие князья. Приступ к прямому осуществлению намерения должен был начаться с доизучения зырянского языка, т. к. Стефан еще до пострижения в монахи начал его изучение. Доизучив зырянский язык, Стефан решил, по обращении Зырян в христианство, дать им богослужение не на славянском, а на их собственном, зырянском, языке, для чего нужно было составить зырянскую азбуку, которой дотоль у Зырян не было и перевести богослужебные книги на зырянский язык. Зыряне представляли собою особый от Русских и живший отдельно от них народ. Стефан, последуя примеру Константина философа, первоучителя славянского, решил сделать для Зырян то же самое, что Константин сделал для Славян. На проповедь к Зырянам отправился Стефан после смерти св. митрополита Алексия в 1378 или 79 году. Но, если он предварительно испрашивал разрешения на изобретение Зырянской азбуки и на зырянский перевод богослужебных книг, то, надо думать, что он испрашивал его у св. Алексия. Следовательно, богослужение у Зырян на их собственном, зырянском, языке было введено с разрешения и благословения сего великого святителя. Стефан составил свою особую азбуку, которая по общему виду своих, более квадратных, чем круглых букв, напоминает азбуку еврейскую, или же славянскую не кирилловскую, а глаголическую, причем, знаки для букв своей азбуки Стефан взял черты и резы, или руны, которые употреблялись Зырянами прежде, в целях, чтобы внешним своим видом она влекла их к себе, а не отталкивала. Составив азбуку, и совершив перевод богослужебных книг, Стефан направился в Москву, чтобы испросить дозволение и благословение у избранного в преемники св. Алексию и заведовавшего митрополией после его кончины архимандрита Михаила-Митяя. Архимандрит Михаил принял св. Стефана с величайшей благосклонностью, вел. кн. Дмитрий Иванович от всего сердца сочувствовал мысли о просвещении светом христианства язычников. По приказанию Михаила, Стефан благословлен был в иеромонахи, затем снабжен всем необходимым для поставления церквей, для введения богослужения у будущих христиан, как то иконами, мощами, антиминсами, св. миром и всем потребным; не были забыты и деньги. Получив, все, и всем снабженный, Стефан отправился в Устюг, а оттуда он перебрался в стольное место Зырян – Усть-Вым, руководясь положением, что «на что старейшие сдумают, на том же пригороды станут».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения закладного камня в основание храма свт. Стефана Пермского в Южном Бутове 28 сентября 2011 г. 14:01 28 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма в честь святителя Стефана Пермского в московском районе Южное Бутово. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Преосвященства! Уважаемый Владимир Иосифович! Уважаемый Алексей Викторович! Дорогие отцы, братия и сестры! Мы совершили сегодня славное деяние — заложили здесь, в Южном Бутове, храм, посвященный святителю Стефану Пермскому. Во время закладки первого храма из числа вновь созидаемых в Москве я сказал, что храмы эти мы созидаем в память о разрушенных святынях столицы. Мы не можем построить храмы на тех же местах, где они стояли, потому что там давно уже стоят иные здания. Но не могут из памяти народа, из памяти Церкви исчезнуть великие святыни, которые ограждали наш народ от всякого зла, перед которыми молились предшествовавшие поколения. И этот храм здесь, в Бутове, неслучайно назван в честь Стефана Пермского. Святитель Стефан всю свою жизнь был связан с Москвой, хотя и был просветителем далекого Пермского края. Он был современником святого преподобного Сергия Радонежского. Он вдохновлял и благословлял Дмитрия Донского и был духовно близок ему. Он часто посещал град Москву и был одним из тех молитвенников, которые приклонили милость Божию к стране нашей, вошедшей в смертельную схватку с теми, кто долгие годы попирал нашу землю. И победа на Куликовом поле, совершенная силой русского оружия, была одновременно и победой нашего духа, в созидании которого несомненно принимал участие святитель Стефан. Святитель скончался в Москве и был похоронен в Кремле, в Спасском храме, что на Бору. Когда поляки подступили к Москве, то для того чтобы сохранить мощи святителя, к тому времени уже прославленного, их захоронили под спуд, то есть скрыли под землю. В 30-е годы и Спасский монастырь, и храм Спаса-на-Бору в Кремле были взорваны. И мы создаем этот храм — единственный в Москве храм в честь святителя Стефана Пермского — здесь, в Южном Бутово, в память о великом духовном подвиге святителя Стефана, что силой своего духа, силой своей мысли помогал народу нашему в тяжком XIV веке бороться за свою независимость. Мы созидаем этот храм в память о тех, кто создал замечательный монастырь Спаса в Кремле. Мы созидаем этот храм как нашу искупительную жертву за грехи предшествовавших поколений, у которых не дрогнула рука разрушить монастырь и храм в сердце страны.

http://patriarchia.ru/db/text/1633861.ht...

Рад как-то Пермскую страну посетил голод. Хлеб совсем не уродился. Покупать было негде и не на что. И вот св. Стефану доставляют хлеб по его просьбе из Вологды, Новгорода и Москвы. Даром раздавал святитель присланный хлеб бедным жителям страны. Не успела миновать одна беда, за ней по пятам уже шла другая. Требовали уплаты податей, а платить было нечем после голодного года. Святитель Стефан посылает к великому князю с просьбою посла. Милости для пермских жителей испрашивает он у князя. Великий князь уважил святителя и сложил с пермяков подати за несколько лет. Успел святитель защитить своих духовных детей и от произвола княжеских чиновников и от новгородских повольников. Однажды ему пришлось ехать даже самому в Новгород. Вольница пограбила мирных жителей Пермской земли. Много добычи было увезено. Народ горевал. Недолго думая, святитель Стефан отправился в Новгород (1386 г.). С жалобами на разбой и грабежи от новгородцев и с просьбою укротить своевольников, явился он к новгородской посаднице. В то время новгородцы управлялись еще своим „вечем”. Все общественные дела у них решались большинством голосов. Доложено было собранию горожан о жалобах и о просьбе пермского епископа. Подумали новгородцы и положили заплатить за все убытки, понесенные пермяками. Самого святителя Стефана с честью и богатыми дарами проводили они из города и дали обещание укротить набеги повольников. Чрез четыре года после путешествия в Новгород св. Стефан позван был митрополитом в Москву (1390). Да у него и самого нашлись дела в княжеской столице. До Москвы нужно было проехать от пермского кафедрального города, т.е. Усть-Вымь, более тысячи верст. Святитель спешил. Очень хотелось ему посетить на пути преп. Сергея, игумена Троицкой обители. Но для этого нужно было сделать поворот с прямой дороги в сторону на шесть верст. Святитель Стефан решил заехать в монастырь на возвратном пути, а теперь только поклонился и благословил иноков Троицкого монастыря. Был час полуденный. Иноки сидели за трапезой и уже подавалось последнее блюдо. Вдруг игумен Сергей встает со своего места и делает низкий поклон к западу с словами: „Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Бодай да пребывает с тобою». Поняли иноки, что игумен их имел видение, а старец объяснил: „В этот самый час епископ Стефан на пути в Москву остановился против нашего монастыря и поклонился Святой Троице и нас смиренных благословил». На том месте, где останавливался святитель Стефан, и доныне стоит каменная часовня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног. Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, — говорил Пама, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог — один; Всемогущество — одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, — сказал святой Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей». «Нет, — ответил святой, — Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее. В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию. Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием. Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе. Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую. В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Святитель Стефан, епископ Пермский 9 мая (26 апр. по церковному календарю) Святой Стефан родился в городе Устюге в середине 14-го столетия. С детских лет он отличался большими дарованиями и любознательностью. Невдалеке от его родных мест жили зыряне. Постоянно видя зырян на торговой площади в родном городе, Стефан возгорелся желанием просветить их дикую страну светом Христовой веры. Для приготовления к этому подвигу Стефан поступил в один из Ростовских монастырей (обитель святителя Григория Богослова ), где была богатая библиотека. Изучив Священное Писание и греческий язык, святой Стефан изучил и язык зырян. Потом из славянских и греческих букв он составил зырянскую азбуку, перевел на зырянский язык некоторые священные и богослужебные книги и в 1379-ом году отправился на апостольский подвиг. Семнадцать лет (сначала в сане пресвитера, потом в сане епископа) он трудился над просвещением зырян и потерпел много искушений и напастей. Но смирением и кротостью святой Стефан побеждал своих противников и весьма многих зырян обратил к вере. Он сжег знаменитую зырянскую кумирню (языческий храм) со всеми находящимися там идолами и с помощью местных жителей соорудил церковь Благовещения Божией Матери в главном поселении зырян – Усть-Выме (при слиянии рек Выми и Вычегды). В то же время он учил новопросвещенных зырян грамоте и слову Божию и, в зависимости от успехов, поставлял одних – священниками, других – диаконами, третьих – чтецами. Самым опасным врагом святого Стефана был некто Пам, глубокий старик, старший из всех языческих жрецов. Имея сильное влияние на зырян, он многих удерживал от крещения, а крещенных отвлекал от веры. Много раз святой Стефан вступал с ним в открытый спор, прения их длились дни и ночи, но Пам оставался непреклонным язычником. Наконец, знаменитый язычник сам вызвался пройти вместе со святым Стефаном сквозь огонь и воду для того, чтобы испытать, чья вера лучше. Он никак не ожидал, что епископ согласится на это. Между тем, святой Стефан сейчас же велел народу зажечь отдельно стоявшее строение и подал руку Паму, чтобы вместе с ним идти через огонь, но тот отказался, несмотря ни на какие убеждения и требования со стороны зырян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Бог хранил Своего избранника. Так смотрит на это жизнеописатель Стефана. И подлинно, без Божьей воли не падает и волос с головы. Но мы к сему присоединим и то, что своим обращением и поведением св. Стефан невольно располагал к себе пермяков. Им ясно было, что он бескорыстен. Ни от кого он не принимал даров. Ничего он не брал себе, когда поджигал идолов. Огню предавались и украшения их несмотря на то, что некоторые вещи ценились дорогою ценою. Это удивительным казалось для пермяков. Ради чего московский гость день и ночь трудится, учит вере, грамоте, со всеми обходителен и ко всем ласков? Мало того, что ни от кого ничего не берет, он сам готов всем помогать. Невольно приходили на память волхвы, которые обирали пермяков, угрожая всякими бедами приносящим мало или не ценное. Предпочтение отдавалось Стефану. Зарождалось в душах пермяков уважение к нему. Это уважение порождало доверие к тому, чему он учил. Так действует на людей святая жизнь по вере. Вера дает правила жизни, а жизнь свидетельствует о достоинстве веры. Св. Стефан благовествовал веру Христову и святою жизнью своею ясно показывал превысокие достоинства ее. Потому Господь и благословил успехом дело его. Оказалось, одного храма уже было недостаточно. На месте сожженной кумирницы Стефан воздвиг другую церковь . Теперь ему пришлось уже подумать об увеличении числа священнослужителей. Многие из новокрещенных пермяков умели читать, писать и петь. Не мало было уже переписано списков на пермском языке некоторых священных и богослужебных книг. Вот появился второй храм, и некому в нем ежедневно совершать богослужения. А нужда есть строить в разных местах новые храмы. Сам Стефан имел только сан священника. По близости не было епископов. Нужно было достойных священного сана отправлять или в Москву, или в Новгород. Так и поступал св. Стефан. Святители не отказывали ему и рукополагали тех, которых он избирал. Этого мало. Они теперь сами узнали, как Господь помог Стефану просветить светом веры пермяков, какая у него была нужда в храмах, иконах, крестах, св. мре, антиминсах и прочем необходимом. Нужны были Стефану и денежные средства. И вот пермские священники получают в Москве и в Новгороде от святителей и христолюбцев щедрые дары. Помощь была очень благовременная. Св. Стефан решился посетить и другие места Малой Перми. Вести о нем уже далеко прошли. Пермяки хорошо знали, зачем и для чего он ходит по стране. Теперь уже не проявляют они озлобления и вражды к благовестнику. А Стефан сокрушает идолов и поставляет храмы христианские.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010