Очень испугались те, которым грозила опасность многое потерять от обращения пермяков в православную христианскую веру, т.е. волхвы. Крещенные пермяки перестали носить им дары. Теряли они и власть над народом. Сговорились волхвы в прения вступить с Стефаном. На свои силы они не особенно надеялись. Но был у них в большом почете старый волхв Пам. „Сотник бо бяше в стране той. Сего же древле пермяне некрещени чтяху паче всех прочих чаровников, наставника и правителя его нарицающи себе и глаголаху о нем, яко того волхвованием управленны быти Пермстей земли, и яко того утвержением утверждается идольская вера”. Собрал силы старик и пошел к Стефану. Не видит он уже теперь того, что было прежде. Народ не оказывает ему почета. Да и страха прежнего не приметно на лицах пермяков. Вот и новые постройки. Это христианские храмы. Что дивно, в них служат священники из природных пермяков и на пермском языке. Понял старик, что близок конец язычеству с его волхвованиями. Что же делать? Вздумал старый волхв удерживать пермяков от крещения и новокрещенных совращать. „Кудесник, часто приходя, овогда убо втай, овогда же явы, развращаше новокрещеные люди, глаголя: братья мужи пермстии, отеческих богов не оставливайте, а жертв и треб их не забывайте, а старые пошлины не покидывайте, давные веры не пометывайте; еже твориша отцы наши, тако творите; мене слушайте, а не слушайте Стефана, новопршедшего от Москвы. От Москвы может ли что добро быти нам? Не оттуда ли нам тяжести быша, и дани тяжкие и насильства, и тиуны и приставницы? Сего ради не слушайте его, но мене паче послушайте, добра вам хотящаго; аз бо семь род ваш и единой земли с вами, и един род и единоплеменен, и едино колено и един язык; лево вам есть мене послушати паче; аз бо есмь ваш давно и учитель, и подобные вам мене послушати, старца суща и вам аки отца паче, нежели оного русина, паче же Москвитяна и млада суща предо мною возрастом и малолетня, юна суща возрастом, леты же предо мною яко сына и яко внука мне; да сего ради не слушайте его, но мене слушайте и мое предание держите и крепитеся, да не побеждени будете, по паче победите его».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Зырянская миссия свт. Стефана была успешной и имела логическое продолжение в деятельности его последователей – святых просветителей Великопермских – епископов Герасима, Питирима и Ионы. По мнению Н. Струве, свт. Стефан стал эталоном для будущих русских миссионеров: «По его примеру русские миссионеры с этого времени проповедовали Евангелие народам, далеким от цивилизации, на их родных языках…» . Таким образом, миссионерские принципы просветителя зырян полностью соответствовали сложившейся византийской традиции православного миссионерства. Основанная исключительно на силе живого проповедничества, а не на грубом насилии, миссия свт. Стефана не преследовала цели этнической и культурной ассимиляции местных народов. Создавая зырянскую Церковь, свт. Стефан стремился сохранить ее самобытный национальный характер. Перевод богослужебных книг и богослужения на зырянский язык, рукоположение туземного священства стали важнейшими факторами, обеспечивающими дальнейшее успешное развитие процесса христианизации на этой территории. В этом отношении свт. Стефан Пермский по праву может быть назван продолжателем дела свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 181. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998. С. 383, 365-366. G. Ostrogorsky. The Byzantine Background of  the Moravian Mission. DOP, vol. 19. (1965), p. 3-4. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа//Троицкий Патерик. Свято – Троице-Сергиева Лавра, 1896. С. Х. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. Ук. соч. С. 75. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. СПб., 1995. С. 14.

http://bogoslov.ru/article/1236057

Святитель Стефан, епископ Пермский. Он просветил христианской верой Пермь. Родился он в городе Устюге, в 1340 г. от причетника. С детства помогал отцу при богослужении. Часто беседуя с зырянами, которые приезжали в Устюг для торговли, познакомился с их языческой религией и языком, и у него явилось желание просветить их Христовой верой. Поступив в монастырь, св. Стефан предался изучению писаний святых отцов, изобрел для зырян азбуку и перевел на их язык наиболее нужные священные и богослужебные книги. Когда же приготовил себя к миссионерским трудам, то испросил благословение у правившего Московской митрополией, епископа Герасима. Святитель посвятил Стефана в иеромонаха, дал ему все необходимое для строения церквей и совершения таинств, а великий князь Димитрий Донской снабдил его своими княжескими грамотами. Когда святой прибыл в Пермский край, то народ отнесся к нему враждебно, а языческие жрецы возненавидели его и начали вооружать против него зырян. Проповедника часто подвергали насмешкам, били и пытались даже сжечь. Но Бог подкреплял и хранил его, и многие зыряне начали принимать крещение. Стефан построил для новокрещенных первую церковь во имя Благовещения. Однажды Стефан сжег капище с идолами; зыряне с криком бросились на него, но он стал громко молиться об их обращении, и озлобление зырян исчезло. Тогда св. Стефан начал проповедь, и многие крестились. В другой раз окружили его хижину более 1000 язычников, но Господь ослепил их и затем исцелил по молитве святого. Тогда исцеленные сами побросали идолов в огонь, крестились и на месте капища поставили храм, а при храме св. Стефан завел училище. Замечательно состязание главного волхва зырян Памы со Стефаном. Пама предложил Стефану покончить спор о вере чудом. Он требовал, чтобы Стефан вместе с ним прошел через пылающий костер и потом опустился под лед реки Вычегды, в прорубь, в одном месте и вышел в другом. «Я не повелеваю стихиями, – сказал тогда смиренно Стефан, – но Бог христианский велик, – иду с тобой», и помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Пама затрепетал, бросился к ногам святого и начал умолять оставить испытание. Народ был возмущен поступком Памы и бросился на него, чтобы убить. Но Стефан защитил Паму и только велел ему удалиться. Так трудился св. Стефан 7 лет и просветил всю Пермскую страну. В 1883 г. он был посвящен в епископа Пермского. Всего 30 лет трудился св. Стефан. Будучи епископом, он ссужал неимущих деньгами и хлебом, заводил училища и богадельни, устроил несколько обителей улучшил управление по духовным делам, завел порядок. Прибыв в Москву в 1396 г. он заболел и скончался. Св. мощи его покоятся под спудом в Московском Кремле в церкви Спаса на Бору. 27-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Рубрики Коллекции Святитель Стефан Пермский 2 мин., 29.05.2014 Поделиться XIV век. Русь постепенно оправляется от последствий татаро-монгольского ига. Разрозненные русские земли объединяются под властью московских князей. Начинается освоение новых территорий, в том числе и северных. В те места, где издревле жили зыряне, однажды и прибывает с Благой Вестью святитель Стефан. Стефан родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Рано обучившись грамоте, он прочел все книги, которые мог найти в Устюге. Позже Стефан переселился в Ростов и принял постриг в монастыре св. Григория Богослова, который славился своей библиотекой Для просвещения зырян Стефан составил азбуку их языка и сделал с ее помощью перевод части Священного Писания и нескольких богослужебных книг. Получив благословение Коломенского епископа Герасима, иеромонах Стефан отправился на проповедь. Главным святилищем язычников-зырян была так называемая «прокудливая береза». Неподалеку от нее святой Стефан и поставил свою келию. Он срубил и сжег священное дерево зырян. Когда же те собрались, чтобы убить его, сказал им: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня?» Многие зыряне крестились после этой проповеди святого. А на месте «прокудливой березы» Стефан построил храм в честь победителя злых духов Архангела Михаила. Однажды старейшина и жрец зырян Пама вызвал святого на спор, чтобы выяснить, чья вера сильнее: «У вас, христиан, один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде». В подтверждение этих слов он предложил, чтобы они со Стефаном по очереди прошли через горящую избу, а потом подо льдом реки Вычегды. Стефан ответил: «Хоть я и не повелеваю стихиями, но христианский Бог велик: иду с тобой». Но Пама сам внезапно испугался такого испытания и был изгнан. В 1383 году святой Стефан был поставлен первым епископом новой Пермской епархии. Для утверждения в вере новообращенных святитель строил храмы и монастыри, открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке, ставил священников–зырян, ввел богослужение на зырянском языке.

http://foma.ru/svyatitel-stefan-permskij...

Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской († 1389) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополитом Пименом была совершена епископская хиротония святого Стефана. Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при соборном храме Благовещения архиерейскую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского. Впоследствии им были построены еще три монастыря и несколько странноприимных домов Своей епископской властью святитель Стефан защищал местное население от частых нашествии новгородских «ушкуйников». В 1386 году он предпринял поездку в Новгород, где содействовал прекращению нападений на зырян. Спустя четыре года святитель Стефан вновь отправился в Москву, где получил у великого князя Василия Димитриевича льготы для Пермской земли, пострадавшей от неурожая. Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Радонежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонежскому подвижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского свидетельствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе в Троице-Сергиевой лавре. Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами, и, хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше своего возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в Кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. Апрель 27 Стефан, игумен Печерский, епископ Владимирский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТЕФАН ПЕРМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Стефан Пермский На месте " прокудливой березы " святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы. Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног. Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Пама , который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. " У вас, христиан, - говорил Пам, - один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам " . Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог - один; Всемогущество - одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. " Я не повелеваю стихиями, - смиренно отвечал святой Стефан, - но Христианский Бог велик: иду с тобой " . Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти. " Вы свидетели, - сказал святой Стефан собравшемуся народу, - сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Пама? Что с ним делать? " " Обманщика предать смерти, - ответил народ, - если отпустить Пама, он наделает тебе пакостей " . " Нет, - ответил святой, - Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я " . Пам был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

http://drevo-info.ru/articles/10395.html

Святитель Стефан, епископ Пермский Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца. В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: " Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову " . Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, " огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью " . Особо благоговели зыряне перед так называемой " прокудливой березой " . Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: " Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне " . На месте " прокудливой березы " святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

Вплоть до конца XIX века церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось Киевом и даже, еще уже, Киевским Печерским монастырем. В первую очередь, это объясняется трагическими событиями, коренным образом изменившими течение всей русской истории: монголо-татарским нашествием и полным разорением Киева и киевских святынь в XIII веке. Последующее обособление Юго-Западной Руси от Северо-Восточной и разделение надвое единой прежде Киевской митрополии привели к тому, что большинство киево-печерских святых почитались лишь в пределах своей епархии. Какого-то особого почитания преподобного Кукши в тех областях Центральной России, в которых предположительно развернулась его проповедь, так и не сложилось. Очевидно, этому помешало отсутствие зримых свидетельств его подвига, например, открытия мощей (что обычно становилось поводом к прославлению того или иного святого) или существующего монастыря, в котором могло бы удержаться устное предание о святом. Неизвестны и местные названия, связанные с его именем. Лишь во второй половине XIX столетия значимость подвига преподобного стала осознаваться в полной мере, прежде всего, в Орловской епархии. Церковные историки того времени все чаще стали говорить о преподобном Кукше как об «апостоле вятичей» и «равноапостольном просветителе нашего (то есть Орловского) края». На некоторое время центром почитания святого стал город Брянск, в то время уездный центр Орловской губернии. Последующие трагические события нашей истории, варварское разрушение храмов и массовое осквернение святынь по всей России в 20–30-е годы XX века, разумеется, не могли не сказаться на почитании святого; имя его оказалось вскоре забытым. Однако его проповедь, равно как и проповедь других, большей частью не известных нам православных проповедников и миссионеров, на века определила все содержание нашей истории, превратив Русь из языческой страны в православную. 56 Память преподобного Кукши празднуется 27 августа/9 сентября. Святитель Стефан Пермский Святой Стефан Пермский – просветитель народа коми, населяющего Северное Предуралье. Стефан родился около 1345 года в семье дьячка в городе Великом Устюге, там, где северорусские земли соседствуют с Пермью. Отец Стефана был русским, а мать происходила из Перми, поэтому Стефан с детства знал пермский язык и мог общаться с пермянами (так называли тогда народ коми), которые нередко приезжали в Великий Устюг из своей лесной стороны, привозя на продажу меха. С семи лет Стефан начал учиться грамоте. Обладая острым умом и хорошей памятью, он легко освоил книжную премудрость и пристрастился к чтению. Когда Стефану было двадцать лет, он принял постриг в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 7. Святитель Стефан Пермский Подобно Авраамию Смоленскому, Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых, стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но означая новые быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии. Святитель Стефан – миссионер, отдавший свою жизнь на обращение языческого народа. В наше время нередко можно встретить людей, которые охотно уступают западным исповеданиям миссионерское служение, как «внешнее дело», не интересное для православной Марии. Св. Стефан всей своей жизнью опровергает такое понимание православия. Со служением проповеди св. Стефан соединяет, напоминая здесь Авраамия, влечение к чистому духовному знанию и в защите своего дела – создания национальной зырянской Церкви – дает (он или его биограф) самое сильное в Древней Руси религиозное обоснование национальной идеи. Биографом его был тот же Епифаний Премудрый , который написал и первое житие преподобного Сергия. Младший современник Стефана, он жил одно время вместе с ним в Ростовском монастыре и, перейдя к преподобному Сергию, продолжал встречаться с пермским миссионером во время посещений последним обители Святой Троицы. Стефан и Сергий были связаны между собой узами духовной дружбы. Отсюда надежный исторический характер жития св. Стефана, к сожалению, переполненный сверх всякой меры «риторическим плетением словес». Автор много видел «своима очима» и с «самим (Стефаном) беседовал многажды». Совершенно напрасно он просит прощения за свою грубость, за то, что в юности «не бывал в Афинах» и не слушал «ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед». Св. Стефан был родом из Устюга Великого в Двинской земле, которая как раз в его время (в XIV веке) из Новгородской колониальной территории переходила в зависимость от Москвы. Русские города представляли островки среди инородческого моря. Волны этого моря подходили к самому Устюгу, вокруг которого начинались поселения западных пермяков, или, по нашему наименованию, зырян. Другие, восточные, пермяки (Великая Пермь) жили на реке Каме, и их крещение было дело преемников св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Святитель Стефан Пермский Во имя св. Стефана Пермского, просветителя зырян, в старой Москве был освящен домовый храм при знаменитой 1-й мужской гимназии на Волхонке, от которой ныне уцелело лишь здание. Освящение этого гимназического храма имело глубокий символический смысл. Св. Стефан Пермский, «просветитель Перми и апостол зырян», был одним из самых прославленных в древности русских святых. Он родился около 1340 года в Устюге, в благочестивой семье причетника местной церкви и очень рано проявил желание к знаниям. Всего за год способный мальчик выучился читать Священные книги и стал помогать отцу чтецом на Богослужениях. Там, в церкви, он и познакомился впервые с зырянами, – местным, тогда еще языческим населением далекой пермской области. Уже в молодости св. Стефан принял иноческий постриг в ростовском монастыре св. Григория Богослова, где он провел долгих тринадцать лет. Там он полностью посвятил себя учению, и, желая читать творения Святых отцов в подлиннике, изучал греческий язык – благо монастырь славился своей богатейшей библиотекой. Мечтой св. Стефана стало обратить зырян, запомнившихся с детства, в христианство, и он окончательно избрал для себя путь миссионерства. За благословением св. Стефан в 1379 году пришел в Москву. «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову», – молвил он епископу Коломенскому Григорию, управлявшего тогда делами митрополии. Епископ с радостью благословил его на проповеднический подвиг и дал ему в путь святое миро, Богослужебные книги и антиминсы, а великий князь св. Дмитрий Донской пожаловал святителю охранные грамоты. К зырянам св. Стефан спустился из Устюга по Северной Двине и поставил свою келью близ самого почитаемого у них идола – «прокудливой березы», которой они приносили жертвы. Здесь собиралось великое множество народу, и было легче всего проповедовать истинную веру. И однажды св. Стефан просто срубил эту священную березу и сжег ее на глазах язычников: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня?» Зыряне не тронули проповедника, многие даже крестились у него в православие, а на том месте, где росла их «прокудливая береза», святитель построил христианский храм во имя Святого Архангела Михаила, Низложителя духов тьмы. Все это вызвало ожесточение у оставшихся в язычестве соплеменников, и особенно у главного жреца по имени Пама. Он вышел на спор со св. Стефаном, доказывая превосходство многобожия: " У вас, христиан, один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде». И предложил святителю вместе с ним пройти языческое испытание сквозь огонь и воду. «Христианский Бог велик: иду с тобой», – ответил св. Стефан, и жрец, вдруг страшно испугавшись, стал просить избавить его от неминуемой смерти в огне. Потрясенные зыряне изгнали Паму, и в благодарность Богу за победу и спасение св. Стефан устроил там, на Вишере, еще один православный храм во имя св. Николая Чудотворца.

http://pravoslavie.ru/124.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010