Близ кафедрального собора, на протоке реки Ирсы, преосвященный Питирим выстроил для себя каменный одноэтажный дом со сводами о пяти комнатах. По левую сторону нынешнего собора построены были им каменные кладовые. Устрояя для себя жилище, святитель обратил свою пастырскую заботливость на главный в городе кафедральный собор, потому что он был весьма бедный, простой деревянный храм, без всяких украшений. Мало того, в бедном соборном храме не было даже порядочной утвари, не было достаточной ризницы, особенно для архиерейского служения. Владыка решился создать новый, благолепный, каменный собор. В 1694 году, по благословению патриарха Иоакима, святитель Питирим приступил к постройке двухэтажного собора в прежнее именование Преображения Господня по образцу Рязанского собора (только в меньшем размере). Несмотря на успешно шедшую постройку храма, Питирим не успел кончить его и, как бы предчувствуя свою скорую кончину, поспешил в нижнем этаже освятить правый придел в честь святителя Николая. При жизни своей Питирим снабдил собор нужной ризницей. Благочестивому отшельнику, и на святительской кафедре не оставлявшему иноческих подвигов, трудно было жить среди мира, среди людей, непрестанно развлекаемых житейской суетой; потому святитель употреблял все свое старание на содержание святых обителей. Неумолкающее предание, переходя от одного поколения к другому, передает, как несомненную истину, что благочестивый архипастырь, любивший вообще уединение, где представлялась ему полная возможность заниматься размышлением о Боге, нередко среди своих трудов и забот по делам епархии один или с людьми, близкими к нему по благочестивому настроению, отправлялся из Тамбова верст за семь в пустынное, лесистое место на берегу реки Цны и там прогуливался. Среди таких-то прогулок ему особенно понравилось одно, возвышенное над рекою место и отовсюду окруженное лесом, и здесь-то он предположил устроить мужской монастырь, и действительно, с увеличением средств, с получением пособий от правительства, святитель Питирим немедленно приступил к устройству обители. В этом отношении святитель, за недостатком средств и людей доверенных, отказывал себе даже в необходимом, употребляя все свое достояние на дело Божие, и сам делается смотрителем за постройками, сам экономом и даже строителем. Так, еще прежде закладки собора, в 1688 году сентября 15, он заложил мужской Трегуляев монастырь, построил в нем деревянную церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; сам избрал и постриг первого инока и, вместе, настоятеля, вдового священника Василия, названного в монашестве Варлаамом. Главный храм был освящен им во имя св. Иоанна Предтечи. Здесь же он и устроил особую для себя келлию, среди любимой братии и первый подавал им собою пример строгой отшельнической жизни. Святитель часто любил уединяться в эту пустынную обитель, и здесь на время отдыхал от своих тяжелых архипастырских трудов, и здесь в теплой молитве находил себе утешение среди подвигов своих в борьбе с раскольниками и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Торжественная встреча в первом же городе Тамбовской епархии – Козлове – смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал еще до восхода солнца в сопровождении нескольких монахов и своего келейника Василия, а в храме за ранним богослужением встретили его лишь немногие благочестивые христиане. Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача во дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному украшению которых святитель Питирим придавал особое значение. Дело это было особенно трудным, но умелое руководство святителя позволило при малочисленных средствах достигнуть в этом значительных результатов. В Тамбове было построено несколько храмов – свой для каждой слободы города. После кончины святителя в епархии было 168 храмов. Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены мужской Тригуляевский во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте, и женский Вознесенский в Тамбове (1692 г.), игуменьей которого стала сестра святителя Екатерина. Тонко чувствуя красоту родной природы, которая возбуждала в нем молитвенную благодарность Творцу видимого мира, святитель Питирим при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и предавался богомыслию. Однажды (это было 15 сентября 1688 г.), совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, он попросил у них совета – где выбрать место для мужской обители. Так на благословленном тремя благочестивыми мужами месте возник Тригуляевский монастырь. Стараясь благолепно украшать храмы и монастыри, святитель Питирим заботился и о том, чтобы вид городов и селений был христианским. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах, около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, написанная, вероятно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе Тамбова. Эта икона, привезенная святителем Казанская (написанная предположительно тоже им) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской, иконы, и икона Святителя Николая прославились чудотворениями. Девпетерувскую (Питиримовскую) икону Божией Матери, родительское благословение (святитель не расставался с ней до конца жизни), святой Питирим завещал перед кончиной кафедральному собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Тамбовская Икона Божией Матери. Найдена следствием в 1919г. в Ипатьевском доме. Свято-Троицкая духовная семинария. Джорданвилль, США В Росархиве открылась выставка " Гибель семьи императора Николая II. Следствие длиною в век " Ее организаторы впервые публично представляют вместе важнейшие документы, предметы и свидетельские показания, накопленные за время расследования убийства семьи последнего российского самодержца— по продолжительности беспрецедентного, занявшего почти век. В ночь с 16[...] Файл 24034.jpg:   Размер: 921x1143, 1.05 MPix, 962 Kb. Дата: 2014-08-26, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 4 (243) , (13) . Описание: Икона Божией Матери Тамбовской. XVII век. Оклад начала XIX века. Фото 1914 года, опубликовано в книге: Новочадова М.И. Великий Светильник церкви Тамбовской святитель Питирим. Тамбов, 1913. Местонахождение иконы неизвестно. Файл 31703.jpg:   Размер: 690x759, 0.52 MPix, 181 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (119) , (2) . Описание: Тамбовская икона Божией Матери. " После революции тамбовские храмы разорили, пострадала и чудотворная икона. С иконы сняли ризу, выковыряли камни, а сама она бесследно исчезла. В городе имеются чтимые списки чудотворного образа. " Файл 31704.jpg:   Размер: 343x400, 0.14 MPix, 80 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (131) , (4) . Описание: Александра Невского часовня. Тамбовский район, Строитель посёлок, Промышленная улица, строение 2. Часовня построена на предприятии Изорок в 2010 году. Файл 33745.jpg:   Размер: 648x865, 0.56 MPix, 369 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (92) , (2) . Описание: Тамбовская икона Пресвятой Богородицы : 1686. 1692. 1886 г. При Архидиаконо-Стефановской Церкви : [лубок]/Цензор Протоиерей Петр Аквилонов. - [Б. м.] : [б. и.], 1886. - л. : литогр.; 11,1 х 9 (изобр.); 22,9 х 14,3 (л.) см. Файл 34925.jpg:   Размер: 856x1376, 1.18 MPix, 178 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (64) , (1) . Описание: Изображение иконы Божией Матери Тамбовской : В Тамбове, в церкви Архидиакона Стефана, именуемой Уткинской, находится чудотворная икона Богоматери Тамбовская : [лубок]. - Москва : Хромо-лит. А. И. Стрельцова, 1882. - л. : хромолитогр.; 36 х 26,4 (изобр.); 44,4 х 32,2 (л.) см. РГБ. Файл 34926.jpg:   Размер: 1963x2628, 5.16 MPix, 1524 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (70) , (2) . Описание: Тамбовская икона Божией Матери : [лубок]/Ценз. прот. Александр Смирнов. - Москва : Лит. Т-ва И. Д. Сытина, 1894. - л. : хромолитогр.; 37,2 х 29 (изобр.); 43,2 х 32,4 (л.) Файл 34927.jpg:   Размер: 1966x2553, 5.02 MPix, 700 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (100) , (2) .

http://pravicon.com/icon-313-photo

Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшим Святейшего Патриарха Адриана (1690–1700). На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освещения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем к своему покровителю, которому молился всю жизнь, — святому Прокопию Декаполиту. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей. После болезни, во время которой святителю явился Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет. Но силы не вернулись к нему полностью и он постоянно недомогал, поэтому он не смог закончить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой его была устроена деревянная резная гробница. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Сначала память святителя совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого. В 1914 году, 28 июля, святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви. Июль 29 Евстафий Мцхетский, мученик

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Тамбовская (Уткинская) " Описания иконы Описание иконы Тамбовская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Тамбовская икона Божией Матери явилась в 1692 году. До своего прославления она находилась в кладовой тамбовской церкви во имя святого архидиакона Стефана. Из кладовой икона была взята по просьбе одного тяжелобольного. Ему было открыто во сне, что он исцелится, если отслужит перед этой иконой молебен. После горячей молитвы за молебном больной исцелился. Празднование иконе было установлено указом Святейшего Синода от 29 марта 1888 года. Икона Тамбовская (Уткинская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В 1686 году святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой ИЛЬИНСКО-ЧЕРНИГОВСКОЙ, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых. Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В этой церкви и пребывала икона. А когда купец Иван Уткин построил на свои средства в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, то Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Ц[...] Описание иконы Тамбовская (Уткинская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина), находится чудотворная икона Богоматери, которую называют Тамбовской. Точных сведений о времени явления этой иконы, а равным образом и о чудесах мы не имеем, так как записи об этом утеряны. Местное устное предание относит время явления сей иконы к 1692 году. Это же предание гласит, что прежде, именно, до половины XIX века, она находилась в кладовой церкви св. архидиакона Стефана. Здесь она пребывала долгое время среди разной ветоши, пока, наконец, не была взята отсюда по просьбе одного тяжко больного человека. Последний страдал неизлечимой болезнью. Часто молился он Богу, прося исцеления от болезни и прекращения его тяжких мук. И вот ему было открыто во сне, что он получит просимое, если отыщет в кладовой церкви св. архидиакона Стефана икону Богоматери и отслужит пред ней молебен. Больной, надеясь на Божию помощь, принялся за розыски иконы. Вскоре он нашел ее и горячо помолился пред ней, [...]

http://pravicon.com/icon-313

Помимо монастырского лазарета великая княгиня посетила городской лазарет, лазарет в доме Егоровых, лазарет Красного креста и лазарет Вознесенского монастыря. В лазарете Красного креста, увидев на столе одного из раненых брошюру «Святитель Питирим, его жизнь и чудеса», великая княгиня выразила желание приобрести такие же брошюры для раздачи раненым в московских лазаретах и для отсылки на фронт. Вечером, в присутствии великой княгини, в доме губернатора состоялось заседание Тамбовского отделения Елисаветинского комитета, после окончания которого Ее Высочество вновь побывала в кафедральном соборе, где приложилась к раке со святыми мощами святителя Питирима, а затем посетила всеми почитаемую в Тамбове Μ. Ф. Чернову, расслабленную более 47 лет. В ночь на 3 апреля великая княгиня отбыла из Тамбова 189 . 1915 год не стал исключением в заведенном архиепископом Кириллом порядке обозрения епархиальных храмов и монастырей, хотя по условиям военного времени поездки были более кратковременны. Первая поездка была совершена 25–26 апреля в г. Козлов для освящения придела Троицкой церкви 190 . Вторая длилась также два дня (23–24 мая) и была посвящена обозрению церквей 5-го благочиннического округа Тамбовского уезда 191 . Третья поездка была более продолжительной: с 3 по 10 июня, и включала посещение г. Кирсанова и тридцати четырех сел Тамбовского и Кирсановского уездов 192 . Четвертая поездка была предпринята с 26 по 30 июня для обозрения Тихвинско-Богородицкого монастыря, церквей г. Кирсанова, а также 14 приходов Кирсановского и Тамбовского уездов 193 . Наконец, пятая поездка архиепископа Кирилла была им совершена с 8 по 24 июля 1915 года для посещения монастырей и церквей Шацкого, Темниковского и Спасского уездов 194 . Особое расположение владыки к монастырям выразилось и в этот раз в том, что он останавливался в каждом из них на несколько дней. Следует ли говорить, что для епархиальных архиереев той поры проживание в монастырях в течение нескольких дней было крайней редкостью. В эту поездку владыка провел в Вышенской пустыни четыре дня (с 10 по 13 июля), столько же – в Саровской (с 16 по 19 июля), два дня в Санаксарском монастыре 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1947 году Константин Нечаев успешно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1951 году – Московскую Духовную академию – первым по списку и со степенью кандидата богословия, полученной за сочинение «Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова ». Как подававший большие надежды, Константин Нечаев был оставлен в академии преподавателем и одновременно профессорским стипендиатом по кафедре истории и разбора западных вероисповеданий (его стипендиатская работа – «Каталог богословско-исторической литературы по западным вероисповеданиям и патрологии III–V веков», 1953 год). Вскоре он был назначен доцентом, а затем профессором кафедры Священного Писания Нового Завета, где с 1957 года читал курс лекций. 15 февраля 1952 года Святейший Патриарх Алексий I рукоположил молодого преподавателя во диакона, а 4 декабря 1954 года – во иерея. Свое служение отец Константин проходил в крестовом патриаршем храме. 13 апреля 1959 года священник Константин Нечаев принял иноческий постриг, получив в монашестве имя Питирим, что свершилось не без Промысла Божия, ибо священнический род будущего Владыки ведет свое начало от клира святителя Тамбовского Питирима. 8 октября того же года инок Питирим был возведен Святейшим Патриархом в сан архимандрита и назначен инспектором Московских Духовных академии и семинарии. Когда в 1960 году был создан сборник «Богословские труды» – периодическое издание, целиком посвященное богословской тематике, архимандрит Питирим вошел в состав его первой редколлегии, утвержденной 6 октября 1960 года решением Святейшего Патриарха Алексия I. 2 января 1962 года архимандрит Питирим был назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» – ежемесячного официального органа Русской Православной Церкви. Постановлением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода от 14 мая 1963 года инспектору Московской Духовной академии, редактору «Журнала Московской Патриархии» архимандриту Питириму (Нечаеву) определено было стать епископом Волоколамским, викарием Московской епархии, с назначением Председателем Издательского отдела Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора, который был закончен уже после его кончины. При святителе был освящен только южный придел в нижнем этаже собора – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому). Святитель Питирим с детства любил Богослужения. Он часто служил и заботился о благоговейном совершении служб, внятном пении и чтении. Нередко он сам становился на клирос, чтобы научить певцов правильному пению. Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам. Заботясь о торжественности Богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в тот храм, где были престольные торжества. Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе Московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшем Святейшего Патриарха Адриана (1690–1700). На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освящения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем своего покровителя, которому молился всю жизнь – святого Прокопия Декаполита. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Тамбовская (Уткинская) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Тамбовская (Уткинская) Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Тамбовская (Уткинская) Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Тамбовская " Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется град Тамбов, и святитель Христов Питирим радуется. Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, и дивное людем являет Твое заступление, подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. Темже умильно вопием Ти: спасай нас иконою Твоею, Дево Всепетая. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тамбовская (Уткинская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1116

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9460.jpg:   Размер: 569x1200, 0.68 MPix, 120 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (143) , (7) . Описание: [Россия. XIX.] Свт. Питирим Тамбовский. Портрет. Россия. Середина XIX века. Книга б. Тамбовского кафедрального Спасо - Преображенского собора чудес святителя Питирима. Файл 9462.jpg:   Размер: 663x789, 0.52 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (168) , (9) . Описание: Св. Питирим и святые покровители Российского Черноземья-Митрофан Воронежский, Иосаф Белгородский, Тихон Задонский и Серафим Capobckuй.jpg Файл 32464.jpg:   Размер: 457x600, 0.27 MPix, 55 Kb. Дата: 2018-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2727-photo

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010