Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения. Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Храм Иоанна Предтечи (Донское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Иоанна Предтечи в селе Донское возведен в 2008 году вместо разрушенного в советское время. Именно в эту местность совершил свою первую миссионерскую поездку святитель Питирим Тамбовский, после чего был построен первый Иоанновский храм в селе. Содержание История [ править править код ] Село Донское основано казаками и первоначально называлось Пяшкельной слободой, затем Донской слободой. По преданию, значительную долю населения слободы составляли разбойники, и именно в эту слободу совершил свою первую миссионерскую поездку святитель Питирим Тамбовский. Как результат его проповеднической деятельности здесь построили храм в честь пророка Иоанна Предтечи. Вплоть до 1917 года в храме хранился напрестольный крест, подаренный самим святителем. Еще одним свидетельством святительских трудов епископа Питирима был колодец с водой ископанный им собственноручно, но он был засыпан жителями в начале XX века. В 80-х годах XVIII века обветшавший храм был перестроен, а в 1870 году начато строительство нового деревянного храма освященного в 1871 году в честь Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи. В одноштатном приходе существовала церковно-приходская школа и церковное попечительство. В 1893 году было открыто общество трезвости. Решением особой комиссии президиума Верховного совета РСФСР от 27 июня 1939 года по Тамбовской области церковь в селе Донском была закрыта, здание церкви снесено, строительный материал предполагали использовать на строительство школы. В сентябре 2002 года было начато строительство нового храма. Приход был зарегистрирован 7 февраля 2003 года. 25 ноября 2008 года Его Преосвященство, Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский совершил Великое Освящение новосооруженного храма. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в селе закончено строительство нового однокупольного каменного храма святого пророка Иоанна Предтечи с алтарной апсидой, трапезной и двухъярусной колокольней с шатровым завершением. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иоанна_Пр...

Следующий Первосвятитель, Патриарх Питирим, занимал кафедру очень недолго: с 7 июля 1672 года и по 19 апреля 1673 года. 17 апреля 1673 года он написал духовную грамоту, в которой оговаривалось: “Не подписах же заветнаго моего сего писания рукою моею за немощию моею точию, ради известия и веры написанных в сем завете моем печати моея приложением утвердих” 30 . Летопись говорит о его кончине: “В лето 7181 апрелия в 19 в субботу преставися Великий господин Святейший кир Питирим, Патриарх Московский и всея Росии” 31 . Скончавшийся Патриарх был погребен в Успенском соборе. Сохранились документы, указывающие, сколько и кому было роздано денег на поминовение при его погребении 32 . Пред своей кончиной, готовясь к переходу в иной мир, Святейшие Патриархи традиционно соборовались. Так, Патриарх Иоаким, когда “заскорбел главною болезнью” в ночь с 5 на 6-е марта 1690 года, 15-го числа того же месяца после утрени “изволил посвятиться елеом”; Таинство совершали митрополиты Казанский Адриан, Сарский Евфимий и Рязанский Авраамий, архиепископ Вологодский Гавриил, епископ Тамбовский Питирим 16-го марта, уже накануне своей смерти, Святейший приказал раздавать милостыню “за спасение души своея и ради облегчение от болезни его” в женские монастыри и нищим в богадельни 33 . О кончине Патриарха Иоакима известно довольно подробно благодаря сохранившемуся его житию и завещанию; автором жития, как предполагается, возможно, был Сибирский митрополит Игнатий (1692–1701), бывший в 1684–1692 годах архимандритом Новоспасского монастыря 34 . В послании Холмогорскому архиепископу Афанасию описаны последние дни жизни Патриарха, его явления, бывшие различным лицам. Глава Церкви по монашескому смирению хотел, чтобы его погребли в Новоспасском монастыре, поскольку Межигорская обитель, место его пострижения, была далеко 35 . Духовная грамота Святейшего Патриарха заметно отличается от аналогичных писаний его предшественников. Уходя в иной мир, он говорит о недопустимости некоторых явлений, появившихся в жизни русского общества того времени 36 . Житие Патриарха Иоакима называет Казанского митрополита Адриана его “учеником” 37 . Господь судил ему быть последним Патриархом Московской Руси (1690–1700). Летопись сообщает о кончине святителя Иоакима: “Всетворца и Бога благоволением и пределоположением Великий господин Святейший кир Иоаким, Московский и всея Росии и всех северных стран Патриарх, о Господе в мире успе вечно мироздания лета 7198-го месяца марта в 17 день в понеделок третия седмицы постов святыя Четыредесятницы в 11-м часе дня в 1 чети; погребено же бысть тело его того же месяца во 18 день в велицей соборней первопрестолней церкви у стены близ западных ворот на правей стране; родився, живе лет 70, пасе стадо Христово на престоле своем 15 лет, 7 месяц и 23 дни; его же Господь Бог во Царствии Своем Небесном да упокоит в век со святыми. Аминь” 38 .

http://pravmir.ru/pogrebeniya-vserossiys...

«Неумолкаемо совершаются панихиды» Епископ Питирим родился в городе Вязьме в 1645 году. На Тамбовскую кафедру его назначил Патриарх Иоаким в 1685 году — через три года после образования епархии в 1682 году. Скончался святитель в 1698 году и был похоронен в Никольском приделе недостроенного Спасо-Преображенского собора, начало которому он положил в 1694 году. Молитвы на месте погребения епископа Питирима совершались со дня его блаженной кончины. Жители губернии помнили труды святителя по обустройству епархии, созиданию духовно-нравственной жизни, возведению храмов, устроению обителей. О народной любви и почитании святителя Питирима свидетельствует составитель первого его жизнеописания С.П. Преображенский. В 1861 году в «Кратком очерке жизни Преосвященного Питирима, 2-го епископа Тамбовского» он писал: «Со дня смерти святителя и доселе неумолкаемо совершались и совершаются панихиды при гробе его благочестивыми чтителями святой его памяти. Особенно два раза в году бывает значительное стечение народа при гробе святителя: в день Вознесения Господня и в день его кончины, 28 июля. Из разных уездов Тамбовской епархии целыми тысячами стекаются благочестивые богомольцы ко дню Вознесения Господня, начиная со вторника до дня Вознесения включительно, с раннего утра до поздней ночи наполняют собор и служат панихиды по святителю Божию, при гробе его. Еще торжественнее и величественнее бывает собрание в день памяти святителя 28 июля… Несмотря на вместимость собора, особенно за позднею литургией, стечение народа бывает так велико, что верхний и нижний храм, паперти, крыльцо и лестницы с нижнего в верхний этаж набиваются битком, и за всем тем недостает места для богомольцев»2. В благодарность за исцеление В конце XVIII — начале XIX века на гробнице в Спасо-Преображенском соборе начали совершаться чудеса исцелений. В 1832 году по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) в соборе появилась особая книга под названием «Описание чудес святителя Питирима, второго епископа Тамбовского», куда духовенство записывало чудеса, совершавшиеся у гроба.

http://e-vestnik.ru/analytics/pamyati_pi...

В 60-х годах XIX века в России уже было известно о местном почитании преподобного Германа на Кадьяке. В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудотворениях. Исцеления по молитве старца Германа записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). Впервые сведения о житии преподобного Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и оставался там до последних дней своей жизни. В 1952 году были составлены житие и акафист святому Герману. В 1969 году архимандрит Герасим открыл святые мощи преподобного Германа и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 августа 1970 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление старца Германа, жизнь и труды которого принадлежат к славным страницам истории Русской Православной Миссии в Северной Америке. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. Память его празднуется 27 июля. 28-го числа. Святитель Питирим, епископ Тамбовский Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года (или 1644 г.) в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и Святой Церкви своим детям. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, Прокопий особенно полюбил чтение Слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность. Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя – преподобного Прокопия Декаполита (VIII; память 27 февраля), в день памяти которого он родился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну «откупные деньги» за пользование рыбными «ухожами». 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, «да подьячему было дано за работу» в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год. «Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали», — известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский «пчельник» (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры. Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел. Монастырь был и культурных центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев «старыя печати», Часослов. Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который «служил всенощную о своем брате». В 1686 году назначенный в Тамбов святитель Питирим прибыл в Козлов из Москвы и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с «венцами и гривнами». В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Икона Распятого Спасителя доселе сохранилась и свято чтится в Тамбове. Эта икона на полотне значительного размера, изображает распятого на кресте Господа с предстоящими пред Ним Божией Матерью и Иоанном Богословом. Доселе еще цела и надпись, писанная вязью, сделанная на иконе при свят. Питириме: «лета 7194 года. Апреля в 13 день поставил сей образ Распятого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на городских воротах Преосвященный Питирим, епископ Тамбовский на поклонение всему православному Христианству». Икона эта была поставлена на главных выездных воротах в Пушкарскую слободу. Побуждением к поставлению этой иконы было у святителя то, чтобы всякий, входящий и выходящий из крепости, видел пред собою своего Спасителя и, хотя бы против воли, припоминал орудие своего спасения. В настоящее время эта икона находится в нижней церкви собора, в Смоленском приделе, на северной стороне левого столба при клиросе за железной решеткой в позолоченном, с резьбой, киоте. Икона Казанской Божией Матери весьма древняя. Неизвестно, когда и кем, но написана она прежде прибытия святителя Питирима на Тамбовскую кафедру и находилась еще в древнем деревянном соборе, построенном вместе с основанием города Тамбова (в 1636 году). Во время святителя Питирима эта икона прославилась замечательным чудом: «1695 года декабря 6 дня», так рассказывается в рукописной летописи города Тамбова: «во время всенощного бдения в деревянной соборной церкви в приделе Николая Чудотворца в начале шестопсалмия явились от иконы Казанской Божией Матери от очей слезы, каплющие и текущие до пелены, что было до Великого Славословия». Далее, как бы для предупреждения возможных возражений со стороны неверующих в это чудесное событие, летописец приводит в свидетельство очевидцев людей, заслуживающих полного доверия. «Оное чудо, продолжает летопись, видели стоящие, воевода Иван Иванович Леонтьев, той церкви протопоп Сергий со всеми соборянами и дома архиерейского казначей, иеромонах Гавриил. Вероятно, после сего чудного события икона была выставлена преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помещик Борисоглебского уезда, села Кропоткина, генерал-майор князь Алексей Петрович Кропоткин, в 1834 году, в декабре месяце, прибыв из Москвы в родовое свое имение, расположился по приезде своем провести ночь в запустелом старом господском доме. Здесь, когда он, после утомления от продолжительной дороги, крепко заснул, вдруг был пробужден следующим видением. Ему представилось, будто бы стоял пред ним монах в черной рясе с поднятой правой рукой, которой он указывал в правую сторону и протяжным, внятным голосом произнес: «ты должен непременно на этом самом месте соорудить храм Божий во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за каковую жертву как ты сам, так и семейство твое будет под Ее непосредственным покровительством». Как не простой, а чудесный, этот сон произвел сильное впечатление на душу князя Кропоткина, и он решился немедленно приступить к делу. На другой же день хотел уже купить в одном селении ветхий деревянный храм. Но не решился на это без благословения преосвященного. Немедленно отправился в Тамбов к преосвященному Арсению (пот. митрополиту Киевскому), рассказывает ему виденный сон и объясняет свое намерение. Преосвященный, взяв его за руку, предложил ему следовать за собою в кабинет свой, где по стенам висели портреты прежде бывших Тамбовских архипастырей. Здесь, после кратковременного молчания, преосвященный Арсений, обратясь к Кропоткину и указывая на портреты, просит повнимательнее рассмотреть их. После сего, Кропоткин невольно остановил свой взор на одном из них и, указывая на оный преосвященному, торжественно объявил сходство этого изображения с чертами виденного им во сне монаха. Тогда преосвященный, осеняя Кропоткина крестным знамением, сказал: «виденный вами во сне монах есть не кто другой, как бывший прежде Тамбовский епископ Питирим, который в настоящее время совершает много чудес, а потому, с особенным удовольствием приемлю на себя обязанность быть вашим руководителем и помощником в приведении в исполнение вашего намерения. Но я советую вам оставить мысль покупать готовую деревянную церковь , а заняться сооружением прочного каменного здания, не щадя на это потребного капитала, имея в виду получить невидимую помощь от благочестивого и мудрого вам предрекателя, бывшего Тамбовского архипастыря Питирима, что же касается до разного рода мастеровых, потребных на это дело, то я сам пришлю самых лучших и известных мне по своему искусству и честности людей, и сам берусь отчасти наблюдать за ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый. Октябрь, 10 1673 Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский. Сентябрь, 7 1678 Святой мученик Павел Русский. Апрель, 6 1683 Святой мученик младенец Гавриил Белостокский. Апрель, 20 1690 Преподобный Корнилий Переяславский. Июль, 22 1693 Святитель Феодосий Углицкий, Архиепископ Черниговский. Февраль, 5 1696 Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Июль, 28 1698 XVIII в. Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Январь, 24 XVIII в. Святитель Митрофан, Епископ Воронежский. Ноябрь, 23 1703 Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский. Декабрь, 14 1707 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Сентябрь, 21 1709 Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Июнь, 10 1716 Преподобный Иов Анзерский. Март, 6 1720 Преподобномученик Пахомий. Май, 7 1730 Праведный Иоанн Русский, новый исповедник. Май, 27 1730 Святитель Иннокентий, Епископ Иркутский. Ноябрь, 26 1731 Священномученик Констанций Русский. Декабрь, 26 1743 Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Декабрь, 10 1754 Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский. Ноябрь, 4 1770 Святитель Софроний, епископ Иркутский. Март, 30 1771 Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский. Август, 13 1783 Преподобный Паисий Величковский. Ноябрь, 15 1794 XIX в. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Январь, 2 1833 Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец. Декабрь, 13 1837 Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Февраль, 12 1840 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Ноябрь, 19 1867 Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Апрель, 30 1867 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Март, 31 1879 Преподобный Амвросий Оптинский. Октябрь, 10 1891 Святитель Феофан, затворник Вышенский. Январь, 10 1894 XX в. Праведный Иоанн Кронштадтский. Декабрь, 20 1908 Равноапостольный Николай, епископ Японский. Февраль, 3 1912 Священномученик Иоанн (Кочуров), Протоиерей. Октябрь, 31 1917

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010