Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1845 г. при постройке нового каменного храма (14 мая) было усмотрено тело св. Тихона непричастным тлению и Воронежский архиепископ Антоний 2-й (Смирницкий) много и сильно ходатайствовал пред Св. Синодом об открытии мощей св. Тихона. «Да явлен будет пред очи всех сей великий светильник веры и добрых дел, теперь лежащий под спудом», так писал архиепископ Антоний Императору Николаю 1-му. Желание русского православного народа исполнилось: 13 августа 1861 г. открыты были мощи святителя Тихона, и он был причтён к лику святых; празднование ему было установлено совершать 13 августа (день кончины и обретения его мощей). – В Задонском монастыре празднуют в честь его ещё 1 мая (перенесение его мощей ежегодно из тёплого храма в летний собор) и 5 октября (обратное перенесение мощей). Служба святителю Тихону составлена вскоре по открытию его мощей, а также и акафист. Икона св. Тихона написана с современного ему портрета (написанного при жизни его и подаренного им г. Марину, а другое изображение св. Тихона было написано в 1845 г. при негласном освидетельствовании его мощей Ректором Воронежской семинарии, архимандритом Симеоном. В Задонском монастыре в целости сохраняется его келия, ныне обращённая в церковь ; стены её расписаны событиями из его жизни (от юности). Незначительный город Задонск поистине город св. Тихона, обязанный ему своим благосостоянием и устройством в нём монастырей, связанных с воспоминаниями о святителе; кроме большого Богородицкого монастыря, в коем покоятся его мощи, в Задонске три монастыря: один мужской Троицкий, два женских (Тюнин и Скорбященский). – В г. Твери два храма посвящены имени святителя Тихона: – в духовной семинарии, где он был ректором (1761–1763 г.) и в Успенском Отроче монастыре придел (левый) в нижнем этаже тёплого храма. В семинарской церкви местно чтится икона св. Тихона, присланная из Задонска ко дню освящения церкви, а в Отроче монастыре сохраняются богослужебные сосуды, устроенные при его жизни и на его средства. – На иконе «Собор Тверских святых» святитель Тихон в клобуке, в мантии, правая рука у него благословляющая, а в левой держит свиток, на коем написано: «Обучение грамоте без страха Божия есть не что иное, как безумному меч». – Творения св. Тихона изданы в 5 томах СПб. (Архиепископ Димитрий, Месяцеслов, август, стр. 123–146). – Тропарь св. Тихону, глас 8-й: «От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ был еси словом, житием, духом, верой, чистотой и смирением, темже и вселился еси в небесные обители, идеже, предстоя престолу Пресвятые Троицы, молися святителю Тихоне спастися душам нашим». Второй тропарь св. Тихону, глас 4-й: «Православия наставниче, благочестия учителю, покаяний проповедниче, Златоустого ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твой добре упасл еси, и писаными твоими вся наставил еси; тем же венцем нетления украшен еси от Пастыреначальника, моли его спастися душам нашим». 37. Св. Моисей, архиепископ Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

После отказа Новгородцев от прения о вере король действительно пошел на них войной, но война была небольшая и имела благополучный для Новгородцев конец 27 . Одновременно с тем, как отказываться от прений с богословами латинскими, богословы наши имели свои прения домашние. От владыки Новгородского Василия, который в 1348 г. отклонил вызов короля Шведского и который умер в 1352 г., сохранилось до настоящего времени послание к епископу Тверскому Феодору о земном рае 28 . Из этого послания и узнаем, что в Твери происходили распри о том, погиб или не погиб земной рай, в котором был поселен Богом Адам по сотворении и в котором он пребывал в состоянии невинности. Епископ Тверской Феодор принадлежал к стороне тех, которые утверждали, что рай этот погиб, т. о. более не существует. Но архиепископ Новгородский был противоположного мнения. Узнав о происходящих в Твери распрях и о том, какого мнения держится епископ, владыка Василий и написал к Федору послание, в котором утверждает, что рай не погиб, но существует и до сих пор. Свое мнение архиепископ доказывает ссылкою на апокрифы, в которых говорится о некоторых святых, будто одни из них жили близь рая, а другие были в нем самом, и наконец ссылкою на своих Новгородских купцов, которые, плавая по Черному или Каспийскому морю, будто бы занесены были бурею к месту святого рая. Подробнее об этом послании архиепископа Василия к епископу Феодору и об его содержании мы скажем в другом месте. В 1353 г., перед самою смертью митр. Феогноста, архиепископ Новгородский Моисей, не задолго перед тем во второй раз занявший кафедру вместо умершего Василия, посылал послов в Константинополь к императору и патриарху, «прося у них, по свидетельству Нов- городской летописи, благословения и исправления о непотребных вещах, приходящих с насилием от митрополита». К сожалению, остается нам неизвестным положительно, в чем именно состояли непотребные вещи. Никоновская летопись дает знать, что жалоба была относительно проторей на поставлениях и относительно церковных пошлин святительских 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Причтение к лику святых благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, преставившегося в Орде 22 ноября 1318 г. началось непосредственно вслед за тем, как тело его было привезено из Орды чрез Москву в Тверь. Соборно к лику святых он причтен был в 1549 г. Святые мощи же его обретены в 1632 г. нетленными и ныне открыто почивают в тверском кафедральном соборе. Местное почитание святителя Московского Петра началось по случаю чудес, совершившихся со времени преставления его 21 декабря 1326 г. В 1339 г. Митрополитом Феогностом установлено ему общецерковное празднование, а святые мощи его были открыты спустя 133 года после установления общего празднования. Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский), преставившийся 3 декабря 1406 г., к лику святых причтен Собором в 1547 г. а святые мощи его были открыты в 1652 г. Святой Моисей, архиепископ Новгородский, преставился 25 января 1362 г., точное время установления празднования его неизвестно, но несомненно, что установлено оно было до второй половины XVII в., так как к Новгородскому Сковородскому монастырю был пристроен придел в честь его и освящен митрополитом Питиримом, занимавшим новгородскую кафедру с 1664 по 1672 г. Мощи же его обретены и открыты в 1686 г. 19 апреля в Сковородской обители. Некоторые святые канонизированы после открытия святых мощей на том основании, что не тотчас после сего открытия, а спустя некоторое время после открытия начали совершаться чудеса. Святой Исаия, епископ Ростовский, преставился в 1090 г., мощи его были обретены и открыты 15 мая 1164 г., а празднование памяти его установлено архиепископом Варлаамом в 1474 г., ради явившихся чудес. Благоверный князь Всеволод Новгородский, сын Мстислава Владимировича, во святом крещении Гавриил преставился в Пскове 11 февраля 1138 г., почему и именуется Псковским. Мощи обретены были 27 ноября 1192 г., канонизирован собором 1549 г. Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, преставился 1 апреля 1405 г.; мощи его обретены 4 июля 1507 г., канонизирован же собором 1549 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

К кон. XIX в. в Новгороде сохранялись реликвии, связанные с М. В Сковородской обители хранился деревянный крест, положенный в гроб святителя при его погребении. В новгородском Софийском соборе хранились облачения М. В описи 1775 г. (Описи Софийского собора. Вып. 3. С. 42. Примеч. 48) появляется статья «Одеяния святых чудотворцев Новгородских», где упоминаются отдельные предметы облачения, принадлежавшие новгородским святителям, погребенным в соборе Св. Софии, или снятые с их мощей при обретении или переоблачении (но, как и прежде, они хранились среди соборных риз в алтаре придела во имя святых Гурия, Самона и Авива). Впервые предметы облачения М. собраны в отдельную рубрику в описи 1833 г. (Описи имущества Софийского собора 1833 г. С. 598-599) под 4 номерами. Первым упоминается омофор «ветх гораздно Моисея архиепископа Новгородского чудотворца», материал к-рого назван «точиво тонкое» (лён), шитье - «белым и черным шелком в чешую». На нем «четыре креста шиты черным шелком, шесть каем... Пугвиц медных три, пятнадцать кистей шелковых». В Описях собора 1746-1833 гг. на омофоре приводятся «слова» и «подпись», указывающие на принадлежность М., и шитые «зеленым шелком промеж красного шелку» (Описи Софийского собора, 1988. С. 147; Описи Софийского собора, 1993. Вып. 2. С. 159 (1751 г.); Вып. 3. С. 42. Примеч. 48 (1775 г.). С. 122 (1789 г.); Описи имущества Софийского собора 1833 г. С. 598); Древности. 1849-1853. Отд. 1. С. 150; Покровский. 1914. С. 114. Табл. XIX, I). По описи Софийского собора 1690 г., на омофоре уже были шитые «слова», было еще 18 кистей и 10 пуговиц ( Макарий (Миролюбов). Археол. описание. Ч. 2. С. 330-331). Ныне омофор хранится и экспонируется во Владычной палате Новгородского кремля (НГОМЗ). Существовал еще один омофор М., который «по ветхости» в 1683 г. был передан Новгородским митр. Корнилием архиеп. Афанасию Холмогорскому; его источники и кисти были использованы для нового омофора (ныне Архангельский областной краеведческий музей, инв. 1086, см.: Соломина В. П. Древнерус. шитье в собрании АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. С. 7-9, 24, 25-27; Средневек. лицевое шитье. 1991. 4. С. 28-29).

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Алексием в 1365 г. вышло какое-то нелюбие, имевшее последствием отнятие последним архиепископии от архиепископа Алексия 475 . Ни летописи, ни история ничего не говорят о причинах отнятия архиепископии от владыки Новгородского, а также не объясняют они и того, в чем именно выразилось отнятие архиепископии. По всей вероятности, оно состояло не в лишении сана, а, собственно, в запрещении пользоваться теми отличиями и преимуществами, которых были удостоены от митрополита и патриарха знаменитые предместники Алексия (св. Моисей и св. Василий), и которые, может быть, по праву преемства, он перенес и на себя, без разрешения митрополичьего и патриаршего; причиною же такого неблаговоления к Алексию могло быть неуважение с его стороны власти первосвятителя русской земли. На эту мысль отчасти наводит и переписка патриарха с митрополитом Московским, и с архиепископом Новгородским в 1370 г. Из письма Константинопольского патриарха к митрополиту Алексию в 1370 г. видно, что митрополит, сообщая патриарху о положении дел духовных в России, в то же время нечто писал и об архиепископе Новгородском Алексие, потому что патриарх в конце ответного своего письма к митрополиту прибавляет, что «и к епископу Новгородскому также послано письмо по предмету, тебе известному, и о прочем, как узнаешь» 476 . Приводим здесь подлинный текст этого послания патриарха к архиепископу Алексию 1370 г. «Боголюбивейший епископ Новгородский, да будет благодать и мир от Бога твоему боголюбию! Ты знаешь, что бывший прежде тебя епископ новгородский принял от божественного, священного и великого собора честь носить на фелони своей четыре креста; но такое право божественный собор предоставил ему одному с тем, чтобы он один, которому оно даровано, им пользовался, а не всякий епископ Новгородский. Между тем, мерность наша узнала, что ты, поступив против положения и канонического обычая, принял то, на что не имел никакого права, и носишь на своей фелони четыре креста, да кроме сего не воздаешь должной чести, послушания и благопокорности ни святейшему митрополиту киевскому и всея Руси, высокопочтенному, возлюбленному о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299 XIV в. Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347 Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы. Июнь, 28 ок.1353 Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский. Март, 14 1353 Святитель Моисей, архиепископ Новгородский. Январь, 25 1362

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

К имени ее прибавлено следующее: «Княгиня Елена Олгердовна дала вотчину в дом Пресвятыя Богородицы в Новинской монастырь по Князе Владимире, и по своей душе, село кудрино з деревнями. Память по них и понихида петь Июля 22 день, а на братию корм». Потом следуют роды Святителя Алексия, Архиепископа Евфимия, Новгородскаго Чудотворца, Ионы, Архиепископа Новгородскаго чудотворца, Сергия Радонежскаго, Кирилла игумена Белозерскаго, Пафнутия Боровскаго чудотворца, Александра Свирскаго , Корнилия Комельскаго, Всероссийских Митрополитов Симона, Макария, Афанасия, Филиппа, Кирилла, Антония, Патриархов Московских Иова, Иосафа, Филарета, Гермогена и Иосифа. Кроме иноков Новинского монастыря, здесь означены его Игумены и Строители; Ефрем, Варлаам, Афанасий, Филарет, Моисей, Варсонофий, Аврамий, Ферапонт, Пафнутий, Миханл, Александр, Иосиф 1 и 2, Онуфрий, Никифор, Иннокентий, Дионисий, Софроний, Савин. Здесь открывается нам устройство и обиход монастыря, где были Келарь для управления делами и Казначей, схимонахи, старцы синодичные, больничные, посельские, житничные, квасовары, подъячие, стряпчие, писцы, клюшники, подклюшники, слуги монастырские, сторожа. Из боярских и дворянских родов в Новинском синодике находим имена Царицы иноки Параскевии, Княгини Анисии Шуйской, Стольника Князя Феодора Стефановича Борятинскаго, стольника Хитрова, Полковника Василии Тютчева, Князя Андрея Репнина, Князя Голицына, Князя Алексея Воротынскаго, Никона Иовлева Чаплина, Василья Никифорова Сабакина, Бориса Иванова Морозова, боярина Богдана Хитрова, Князя Бориса Михайловича Лыкова, Якова Ивановича Перхурова, Чертковых, Грузинской Княгини Анны Потаповны и пр. Некоторые из этих родов погребены в Новинском монастыре; но сколько время, а более рука человеческая, изгладив следы их могил, оставила несколько надгробных камней с надписями, кои указывают место погребения дворян Чаадаевых 1706 г. Строителя Филарета Барнашева в 1724 г. и пр. Древние надгробные камни с узорочными насечками вставлены в цоколь ограды и церкви, другие покрыты землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Уже он отчаялся в своем спасении, хватаясь за слабый тростник, чтобы удержаться на воде; тогда вдруг внезапно предстал ему святитель, пришедший спасти словесную свою овцу, и поддержал на водах, доколе не подплыли товарищи и не приняли в ладью. Не ведал спасенный, кто был его спаситель, помнил только, что это был благолепный муж, украшенный сединами. Этот же Алексей опять предпринял путь к Выборгу по той же Неве; в этот раз напали на него морские разбойники из земли Латинской, которых промысел был грабить торговых людей, плававших по Неве. Ужасом объят был Алексей, при виде разбойников, но внезапно, на корме его ладьи, явился тот же благолепный старец, который уже однажды спас его от потопления, и невредимо провел ладью посреди хищников. Дважды спасенный от бед чудным старцем, пламенно молил Господа открыть ему, кто сей дивный спаситель его? В тонком сне опять явился ему благолепный старец в святительской одежде, и повелел ему идти в созданную им обитель св. архистратига Михаила и устроить покров над его гробом. Тогда лишь узнал Алексий своего благодетеля и с радостью исполнил священный завет. Архиепископ Сергий, ехавший на кафедру в Новгород мимо обители Сковородской, вместо того, чтобы почтить память своего великого предместника и поклониться гробу основателя монастыря, дерзнул укорить святителя Моисея, и за свой поступок наказан был помрачением разума, а вскоре потом лишен был и кафедры 390 . 12. Св. Архиепископ Василий 391 ( 1329–1352) Блаженный архиепископ Василий был одним из замечательнейших иерархов Новгородских; в мире назывался Григорий, по прозванию, Колейка или Колека 392 . Когда в 1329 г. св. Моисей отказался добровольно от кафедры для безмолвной жизни и удалился в обитель на Коломце, Новгородцы восемь месяцев оставались без владыки и все думали, гадали и, наконец, «всем Новым городом от мала до велика, игумены и попы, возлюбили Богом назнаменанного Григория Калеку, – простого приходского священника св. бессребренников Козьмы и Дамиана на Софийской стороне на Холопей улице».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010