Во все время своего святительства в Новгороде он неусыпно заботился о благе своей паствы, помогая страждущим и обидимым, призревая вдов и сирот, защищая слабых от притеснений сильных. Архиепископ Моисей отличался особенной любовью к духовному просвещению. По его благословению были собраны писцы, которые переписали множество книг, главным образом богослужебных. Одно из Евангелий, писанных по распоряжению святителя Моисея в 1355 году, находится в собрании рукописей Синодальной библиотеки (ныне в Государственном историческом музее), другое хранится в ризнице Новгородского Софийского собора. В 1354 году Константинопольский патриарх Филофей в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом новгородских святителей – носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею непосредственно обращаться к Константинопольскому патриарху. Стремясь к уединению, в 1358 году святитель удалился на покой в устроенную им Сковородскую обитель, несмотря на усердные просьбы всего народа. Но Бог еще раз призвал святителя к деятельности. В год удаления его с архиепископии по случаю смены посадника в Новгороде вспыхнула смута: мятежники умертвили многих бояр, разрушили Волховский мост; три дня стояли друг против друга жители Торговой и Софийской сторон, готовясь вступить в ожесточенную схватку. Тогда к враждующим вышел святитель Моисей и, благословляя, сказал: «Дети! Не поднимайте брани, не вступайте в бой! Да не будет святым церквам и месту сему пустоты!» Скончался 25 января 1362 года. Погребен в церкви Сковородского монастыря. 19 апреля 1686 года при Новгородском митрополите Корнилии обретены его нетленные мощи. В 1782 году попечением митрополита Новгородского Гавриила (Петрова, † 1801) в Сковородском монастыре была устроена новая бронзовая рака и переложены в нее мощи святителя. Житие святителя Моисея написано по благословению святителя Новгородского Ионы († 1470; память 5/18 ноября) иеромонахом Пахомием Логофетом. Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Основатель Новгородского Успенского Аркадиева (Аркажского) монастыря в 1153 году, избран и возведен на сени в 1156 году; хиротонисан в сан епископа (а не архиепископа) в 1158 году, ум. 1165 года сентября 19 и погребен в Корсунской паперти Софийского собора. (Прибавл. к II Новг. летописи, стр. 180). 114. Антоний архиепископ преставися в лето 6749 января в 18 день В мире назывался Добрыней Андрейковичем, путешествовал в Царь-град и оставил описание своего путешествия, которое в 1872 году издано П.И. Савваитовым . Принял иночество в Хутыне монастыре. Избран на вече и рукоположен в 1213 году. Ум. 8 октября 1232 года и погребен в Корсунской паперти Софийского собора. Устроенный им воздвизальный крест хранится в соборной ризнице (Описание сего креста в моей книге «Святыни и древности Вел. Новгорода», стр. 44). 115. Моисей архиепископ преставися в лето 6892 января в 25 день и положен в Архангельском монастыре на Сковородке В мире Митрофан, постриженник Тверского Отроча монастыря, жил несколько времени на Коломцах (в Коломне), затем был архимандритом в Юрьеве монастыре. Избранный на вече в 1324 году, он был посвящен в сан архиепископа в Москве св. митрополитом Петром. Он основал во время своего святительства Сковородский Михайловский монастырь; ум. 25 января 1362 года. Мощи, обретенные 19 апреля 1685 года, открыто почивают в главной церкви Сковородского монастыря. Память в день преставления. Житие написано, по распоряжению св. Ионы, архиепископа Новгородского, Пахомием Логофетом. Другое краткое житие, напечатанное А.Ф. Бычковым в Новгородских летописях, В.О. Ключевский признает источником, а не сокращенною переделкою пространного жития, составленного Пахомием (стр. 150). 116. Святый Василий архиепископ преставися в лето 6860 месяца июля в 3 день В мире Григорий, по прозванию Колека или Колейка, сын священника Новгородской Козьмо-Демьянской церкви, рукоположен в 1331 году св. митрополитом Феогностом. Писал к епископу Тверскому Феодору послание о рае, уцелевшем на земле. (Степ. кн. I, 480. – Филарет, Обзор Р. Дух. Литерат. стр. 96). Во время язвы, известной под именем черной смерти, он ездил во Псков и успокоил граждан, а на обратном пути из Пскова ум. 1352 года июля 23. Погребен в Корсунской паперти Софийского собора. Он получил в 1346 году от митрополита всероссийского полиставрий, а от патриарха Цареградского (будто бы) белый клобук, хранящийся доныне в Новгородской соборной ризнице. Об этом клобуке составлена раскольничья повесть, признанная баснословною на Моск. Соборе 1667 года. («Святыни и Древности Вел. Новгорода», стр. 55–57). 117. Святый Симеон архиепископ преставися в лето 6929 месяца июня в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1634 г. Максим стал иеромонахом Троице-Сергиева мон-ря с именем Моисей ( Извеков. 1906. С. 98), но связей с царской семьей он не утратил; так, в 1637 г. царица «справила» ему «ряску» (Там же. С. 143). 10 янв. 1638 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию М. во епископа Рязанского и Муромского и возвел его в сан архиепископа. 26 янв. М. прибыл на место служения. В качестве епархиального архиерея М. принимал участие во мн. гос. и церковных событиях, в церковном Соборе 1642 г., избравшем патриарха Иосифа , в чине венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 г. М. присутствовал на церковном Соборе 1649 г. о введении единогласия, а также участвовал в хиротонии Новгородского митр. Никона (впосл. патриарх Московский и всея Руси) . М. регулярно совершал поездки по мон-рям: в июле 1638 г. посетил Радовицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и Успенский Ольгов мон-рь, в февр. 1639 г.- Никольский мон-рь в Зарайске, в сент. 1640 г.- Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра ), через год - Солотчинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , Николо-Радовицкий и Борисоглебский мон-ри, в 1642 г.- вновь Николо-Радовицкий и Богословский ( Иоанна Богослова апостола монастырь в с. Пощупове), в 1643 г.- Космодамианский, а весной 1644 г.- «на Борок в монастырь, на Пустынь» (вероятно, Старорязанская Николаевская пуст.), Рязанский Покровский Нищевский и Богословский мон-ри и др. ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 55-56). М. часто ездил и по приходским церквам своей епархии, нередко совершал в них молебны и литургии, освящал в епархии новые храмы и приделы. М. уделял много внимания церковному строительству в Рязани: в 1640 г. по его указу из Черкасской слободы старая ц. Рождества Пресв. Богородицы была перенесена на новое место, и М. освятил ее. В 1642 г. он освятил в городе новую каменную 2-шатровую церковь Сошествия Св. Духа, о чем была сделана памятная надпись над входом (Там же. С. 56; Воздвиженский. 1820. С. 330). В 1647 г. по царскому указу в Романовской слободе (ныне г. Тутаев) был построен Спасо-Преображенский мон-рь (Красногорская пуст.).

http://pravenc.ru/text/2563982.html

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Весной 1329 года митрополит Феогност был вместе с великим князем Иваном Даниловичем Калитой в Новгороде, побуждая псковичей выдать Тверского князя Александра Михайловича, которого требовал хан Узбек для наказания за восстание тверичей против татар в 1327 году и убийство ханского посла Шевкала. Великий князь, чтобы отвратить гнев ханский от себя и от России, двинулся на непокорных псковичей с войском, но, не желая проливать кровь, упросил митрополита подействовать на них силою церковной анафемы, если они не прекратят своего упорства. Псковичи смирились. После церковного отлучения князь Александр Михайлович ушёл из Пскова в Литву, но затем вернулся во Псков и стал Псковским князем. Вскоре после этого, узнав о смерти митрополита Литовского Феофила, святитель Феогност отправился в юго-западную Русь для возвращения под свою власть Литовской митрополии, созданной в 1316–1317 годах по инициативе великого князя Литовского Гедимина и существовавшей (с центром в Новогрудке), по крайней мере, по 1329 год. В марте 1330 года святитель Феогност посетил Кострому и присутствовал при основании Ипатьевского монастыря. В 1333 году святитель Феогност ходил в Золотую Орду для получения от хана Узбека утверждения в своём звании. В 1341 году митрополит Феогност второй раз посетил Новгород. Великий князь Московский Симеон Иванович Гордый занял своим войском Торжок и принудил новгородцев уплатить ему значительную дань, которая казалась для них несправедливою и позорною. При великом князе в Торжке они видели и святителя Феогноста, разумеется, как его единомышленника. Неудивительно, что вскоре за тем, удостоившись посещения митрополита, они приняли его очень неохотно, и местный летописец, прислушиваясь к мнению народа, внёс в свою летопись следующие слова: «Приеха митрополит Феогност гречин в Новгород с многими людьми, тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары». В 1353 году недовольство новгородцев против митрополита обнаружилось гораздо яснее: владыка Новгородский Моисей († 1363; память 25 января/7 февраля) отправил послов в Константинополь к императору и патриарху, прося от них «исправления о непотребных вещех, приходящих с насилием от митрополита», в частности, он был недоволен тем, что митрополит не дал ему права, бывшего у его предшественника архиепископа Василия (Калики), носить кресчатую фелонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В этом случае всегда избирались три кандидата; жребии их полагались на престол в Софийском храме, в том уповании, что кого захочет Бог и св. София, того назнаменует; по окончании литургии, вынимались протопопом один за другим два жребия и объявлялись всему народу; наконец, жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Таким порядком избран был чернец Алексий преемник свят. Моисея, а потом Иоанн, Симеон (Самсон), Феодосий, Евфимий I (Емилиан), Евфимий II, Иона и Феофил. Возобновившиеся в Новгороде выборы владык посредством жребия, отличались от прежде бывших лишь тем, что тогда вынимался и объявлялся народу только один из трех жребиев, за которым отправляем был нарочитый человек (слепец или отрок) с веча, и он-то, собственно, указывал избранника. По установившемуся обычаю, избранию подвергалось одинаково как белое духовенство, так и монашествующие, и даже простые чернецы, не имевшие никакого духовного чина. Здесь все дело выбора зависело от расположения общества к избираемому, и на его чин не обращалось никакого внимания. В случае избрания из белого духовенства, избранный обязательно постригался в монашество, как поступил Григорий Калека, принявший вместе с пострижением имя Василия. Новоизбранного тотчас возводили с честью на владычния сени и предоставляли ему заведовать делами епархии, а сами давали знать митрополиту о своем выборе. Митрополит присылал своих послов в Новгород звать новоизбранного на поставление и по его зову он отправлялся в резиденцию митрополита, в сопровождении почетного посольства. Бывали случаи, что избранные вечем на владычний престол управляли Новгородской церковью год и более, как, напр., Аркадий, Иоанн, Феоктист, Моисей, Климент, Евфимий II и Феофил; а двое из таковых избранных, Арсений и Феодосий, и вовсе не удостоились рукоположения. Если избранный владыка был простой чернец, то он сначала был рукополагаем во диакона, потом во священника и, наконец, во архиепископа. Достойно замечания, что двое из избранных, чернец Самсон и священноинок Емилиан, при рукоположении в сан архиепископа, получили от митрополита новые имена, первый – Симеона, а второй – Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Престольник соборной церкви Софии Моисей, святой и преподобный по жизни, показал великое благорасположение ко мне; он приказал мне пребывать с ним; но я жил по заповеди епископа Василия в мало времени по смерти Василия, в устроенном им монастыре. Спустя не мало времени по смерти Василия, нашла на меня печаль горькая, что лишался я обоих Василиев; я думал с собою: возвращусь я туда, откуда пришёл; много молил я о том Господа, Пречистую Богородицу и великого между пророками Предтечу Иоанна. – И вот, не долго после преставления своего является мне ночью святитель Василий, архиепископ великого Новгорода, и повелевает мне идти в северную сторону к морю; там, сказал он, есть большое озеро Онега, и назвал мне остров. Но я не внял сему явлению. Немного времени спустя явился мне другой Василий, епископ Кесирийский, и сказал: «помни, Лазарь, что сказал тебе Василий великого Новгорода; иди на указанное тебе место; ты погребёшь брата нашего Макария, митрополита Египетской страны; у тебя будет большая обитель, и ты соберёшь много иноков». Тогда я грешный стал помышлять о святом месте, о котором сказали оба епископа, и за явление их прославил Бога от всей души. Я стал расспрашивать многих о том месте; мне говорили много, что то место очень удобно для устроения монастыря. Был в то время в Новгороде весьма уважаемый посадник Иван Захарович, – Я пришёл к нему и просил уступить мне остров, именуемый Мучь, чтоб соорудить там церковь и монастырь. На первый раз он пожалел острова и отказал мне в нём. Я стал приставать к нему, но он оскорбился и не дал мне острова. Я остался в скорби и недоумевал, как мне быть. Я молился Богу, Пречистой Богородице и святому Предтече, и когда задремал, явился мне святой Василий с мудрым Николаем и благословляя сказал: «не скорби, бедный Лазарь; получишь показанное тебе место, куда велел я тебе идти». – Когда пробудился я и пришёл к гробу святителя Василия, – долго плакал, лобызал гроб его, но возвратясь в келью никому не сказал. Спустя малое время после того, господин мой Василий, епископ Новгородский, явился Ивану в грозном виде и сказал: «Иван! приказываю тебе, – пусть остров Мучь на озере Мурманском будет отдан для устроения монастыря и для пребывания на нём другу нашему Лазарю; это – твоё достояние; но здесь прославится имя Матери Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ефрема – ученика св. Иоакима 1-го еп.), принимал жалобы на Новгородских епископов, судил их и подвергал заточению. Но с Нифонта отношение Новгородской кафедры к Киевской митрополии сильно уже изменяется, и кафедра Новгородская мало-помалу начинает приобретать самостоятельность. Это отношение, прежде всего, выразилось в независимом избрании епископа. После смерти Нифонта, владыки Новгородские стали избираться уже не митрополитом с собором епископов, а Новгородским вечем, митрополиту приходилось только посвятить избранного. Это право, присвоенное себе великим Новгородом, согласно с общим строем его жизни, выражалось различным образом. По свидетельству летописи, при избрании преемника Нифонту, епископа Аркадия, «собрался весь град людие, изволиша себе епископом поставити мужа Богом избранного Аркадия, ... и взяли его из монастыря св. Богородицы.... и поручили епископию во дворе св. Софии». Были случаи, что Новгородцы избирали себе нового владыку по указанию и благословению прежнего. Так, в 1274 г., незадолго до кончины архиепископа Далмата «посадник Павша с старейшими мужами били челом Далмату, прося его благословить на свое место пастуха им и учителя». Далмат назвал двух игуменов св. Георгия: – Иоанна и отца своего духовного Климента, и обещался благословить, которого «себе излюбят». Следующих за тем четырех архиепископов Новгородцы избирали по общему совещанию, и, кажется, без жребия, потому что в летописи об этом не упоминается. По кончине Климента (в 1299 г.) говорится в летописи: «Новгородцы, много гадавши, возлюбили Феоктиста игумена». Когда Феоктист отошел на покой (в 1308 г.) «Новгородцы все с игуменами возлюбили отца его духовного Давида». По смерти Давида (в 1324 г.) «сдумавши Новгородцы, взлюбили все Богом назнаменанного Моисея архимандрита». Когда Моисей принял схиму (в 1330 г.), «весь Новгород возлюбил Григория Калеку, священника у св. Косьмы и Дамиана». С 1359 г., после вторичного удаления на покой свят. Моисея, избрание владык по жребию, употреблявшееся иногда еще до Монголов, возобновилось в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

При А. развернулась борьба с явившейся в Новгороде ересью стригольников . В период его святительства в Новгороде велось активное церковное строительство; А. был лично причастен к воздвижению ц. Рождества Христова на Владычне дворе (1362), надвратной ц. Сретения в Антония Римлянина мон-ре , Преображенского собора в Торжке (1364), церквей свт. Николая на Лятке (1365), Спаса Преображения на Ильине (1372), вмч. Димитрия Солунского (1381) и свт. Климента (1386). По заказу А. в 1363 г. были начаты росписи в ц. Успения на Волотовом поле , существует предположение (Вздорнов. С. 68-74), что А. изображен на юж. стене этого храма в ктиторской фреске, датируемой 80-ми гг. XIV в.: свт. Моисей, архиеп. Новгородский (строитель церкви), и А., оба с нимбами, предстоят Богоматери, облачены в белые клобуки и крещатые фелони. Образ, написанный при жизни или вскоре после смерти А., сохраняет достоверные черты его внешности. Описание облика А., как и ряда др. Новгородских иерархов, содержится в одной из дополнительных статей Строгановского иконописного подлинника (в перечне Новгородских архиепископов и епископов от Иоакима Корсунянина до Леонида : «А подобием впросед, брада Василия Кесарийскаго покороче, на концы вдвоем космачки, на главе клабук бел, ризы святительския» (БАН. Строг. 66. Л. 151-152, кон. XVIII в.); А. назван блаженным, день памяти не указан. Упоминается в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Ист.: НПЛ; ПСРЛ. Пг.; Л., 1915-19252. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; ПДРКП. Прил. Стб. 115-118. (РИБ; Т. 6). Лит.: Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1. С. 191-207; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 68-74; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47, 260. А. В. Назаренко, Г. Р. Столова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)

http://pravenc.ru/text/64558.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010