Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке — преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери — преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжeдмumpueм I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствевал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Великий Новгород – выдающийся культурный центр Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей письменности: Остромирово Евангелие, богослужебные Минеи XI в. и др. Их созданию и сохранности способствовали два фактора высокий культурный и экономический потенциал Новгорода и благоприятствовавшие исторические обстоятельства «Орды Батыя не дошли до Новгорода, счастливо избегнувшего общего для всех русских городов разгрома. Поэтому Новгород сохранил рукописные богатства Киевской Руси, сохранил книжную образованность и, впоследствии, в течение веков снабжал Москву древними рукописями, летописями, предметами искусства» 1 . Академик М. Н. Тихомиров подчеркивает, что «новгородцы выделялись своей относительной образованностью»  2 . Активную роль в этом созидательном процессе играли новгородские монастыри и, прежде всего, соборный храм святой Софии, Премудрости Божией, и новгородские святители «Помещались ли в доме Новгородского владыки, кроме канцелярии, еще какие-нибудь учреждения, мы не знаем. Очень возможно, что именно тут, а не где-нибудь в другом месте работали ученые составители летописей и переписчики разных книг, дошедших в значительном количестве до нас и обозначенных местом их написания. Пишут здесь книги «Владычные паробки» Владыки Новгородские собирают вокруг себя много писцов и заботятся о развитии при доме своем книжного дела» 3 . Книжными начинаниями известны такие Новгородские владыки, как архиепископы Моисей 4 , Евфимий II и др. 5 . Во второй половине XV в. в Новгороде трудился плодовитейший писатель древней Руси – афонский иеромонах Пахомий Серб 6 . Особое место среди владык занимает святитель Геннадий – богослов и полемист, библеист и литургист. «Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное Новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году» 7 . Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526–1542), позднее – митрополит Московский и всея Руси (1542–1563) 8 . Он принимает уже усилия по собиранию всей духовной литературы в единый сборник – Великие Минеи Четьи (далее ВМЧ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Свт. Моисей, архиеп. Новгородский (крайний справа), среди Новгородских святителей, припадающих к Спасу Вседержителю. Роспись в нише вост. сеней Владычной палаты Новгородского кремля. XVII в., поновлена в XIX в. Послы М., отправленные в К-поль, привезли от патриарха Филофея Новгородскому владыке «ризы крестъцаты (полиставрий, крещатую фелонь.- М. П.), и грамоты с великым пожалованием от цесаря и от патриарха, и златую печать» (НПЛ. С. 364). Последнее было большой редкостью для посланий, адресованных архиепископу, и было обусловлено, очевидно, осознанием критической ситуации, в которой оказался К-польский Патриархат. Право ношения полиставрия ранее получил от свт. Феогноста предшественник М. свт. Василий Калика в 1346 г.; как правило, это облачение носили патриархи и митрополиты. Летописное известие о награждении М. крещатыми ризами подтверждается грамотой патриарха Филофея к Новгородскому владыке свт. Алексию от июля 1370 г.: «Ты знаешь, что бывший прежде тебя новгородский епископ получил от божественного и священного великого собора честь - носить на своей фелони четыре креста. Но это [отличие] дал божественный собор только одному тому [епископу],- не с тем, чтобы оно принадлежало и всякому другому новгородскому епископу, но только тому, кому было дано» (ПДРКП. Прил. 19. Стб. 116). Сохранился также текст 2 грамот Филофея М. на греч. языке от июля 1354 г. (Там же. 10-11. Стб. 51-64). В них Филофей предписывает Новгородскому владыке оказывать полное повиновение поставленному им свт. Киевскому Алексию (офиц. резиденцией которого признавался Владимир) и предостерегает от признания духовной власти поставленного Тырновским патриархом на Киевскую кафедру Феодорита (отлученного К-польским патриархом от Церкви). М. подчинился воле К-польского патриарха. Начиная с XIX в. большинство историков считали, что М. выражал общее стремление Новгорода XIV в. к церковной независимости от Москвы. По мнению Севастьяновой, М., напротив, придерживался промосковской политики ( Севастьянова. 2011. С. 203-209). Однако говорить о к.-л. определенной внешнеполитической ориентации М., кроме признания верховной духовной власти свт. Алексия, оснований не имеется.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Новгородскою паствою управлял архиепископ Давид 17 лет и заслужил название миротворца; скончался он в 1324 г. 5-го февраля, освятив, незадолго пред своею кончиною, каменную церковь во имя Христа Спасителя 354 . На третий год своего Святительства, он погребал предместника своего святителя Феоктиста в Благовещенском монастыре, где тот пребывал три года в молчаливом житии, немощи ради. Погребли Давида в притворе св. Софии, «посторонь Климента» 355 . Год кончины свят. Феоктиста ознаменовался великим несчастием для Новгорода: вскоре после его кончины и погребения, Новгород 19 мая, потом 28 июня и, наконец, 16 июля 1311 г. по обе стороны был опустошен страшным пожаром. Погорело очень много церквей, частных построек, весь торг, погибло в этом пожаре много и народа 356 . 11. Св. Архиепископ Моисей 357 (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) Св. архиепископ Моисей был урожденец Новгорода; мирское имя его было Митрофан (по рукописному жизнеописанию – Михаил) 358 . Он родился от благородного, богатого и благочестивого отца, по имени Филипп, и с самых юных лет возлюбил Господа. Детские игры, свойственные возрасту, не занимали его, и суетная слава и богатство мира сего ни мало его не прельщали. Обучаясь грамоте, прилежно ходил он в храм Божий, стараясь угодить Богу во всяких подвигах и усердно обучался закону Божию. Благочестивая жажда иноческой жизни увлекла его из дома родительского; тайно от родителей он удалился в Тверской Отрочь монастырь, и там, приняв иноческий образ, под именем Моисея, всецело посвятил себя посту, послушанию и молитве. Молва о подвигах и добродетельной жизни юного инока Моисея скоро дошла до пределов Новгорода, где родители уже оплакивали его, как мертвого. Узнав о месте его пребывания, родители упросили сына инока возвратиться в отечественный город, и он исполнил их желание, более, потому, что душа его тяготилась похвалами человеческими в области Тверской. Сначала он поселился в скромной обители Успения Богоматери на Коломце, иначе называемой Колмовым, недавно основанной на берегу Волхова, и там, под руководством благочестивого основателя Макария, усугубив пост и молитву, жил как бесплотный. Архиепископ Новгородский Давид, высоко чтя добродетели Моисея, посвятил его в сан пресвитерский и возвел на степень архимандрита в Юрьеве монастыре; но здесь он не долго оставался и снова, как сказано в летописи, «вышел бяше, по своей воли, к святой Богородицы на Коломци в свой монастырь» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор. Е. Е. Голубинский пишет об этих святителях как о таких, время прославления которых остается неизвестным, и определял дату установления их общего празднования периодом от Московского Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода (Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 157). В Собор Новгородских святителей входят: святитель Иоаким Корсунянин, первый епископ Новгородский (988–1030); святитель Лука Жидята, епископ (1030; 1035–1060; † 15 октября 1060 г.); святитель Герман, епископ (1078–1096); святитель Аркадий, епископ (1157–1162; память 18 сентября/1 октября); святитель Григорий, архиепископ (1187–1193; † †24 мая 1193 г.); святитель Мартирий, архиепископ (1193–1199; † 24 августа 1199 г.); святитель Антоний, архиепископ (1212–1220; 1226–1228; † 8 октября 1231 г.); святитель Василий Калика, архиепископ (1331–1352; † 3 июля 1352 г.); святитель Симеон, архиепископ (1416–1421; † 15 июня 1421 г.); святитель Геннадий, архиепископ (1484–1504; память 4/17 декабря); святитель Пимен, архиепископ (1553–1571); Афоний, митрополит (1635–1648; † 6 апреля 1653 г.). Мощи этих святителей были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме свт. Германа, свт. Геннадия и свт. Пимена, почему в некоторых источниках и не назначены их имена в числе Собора). 4 октября празднование было установлено совместно с памятью святого благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского († 1052), а 10 февраля Собор святителей празднуется совместно со святой благоверной княгиней Анной Новгородской († 1056). Кроме поименованных, из святителей Новгородских отдельные памяти имеют: свт. Никита Затворник, епископ († 1108; память 31 января/13 февраля); свт. Нифонт, епископ († 1156; память 8/21 апреля); свт. Иоанн, архиепископ († 1186; память 7/20 сентября); свт. Феоктист, архиепископ († 1310; память 23 декабря/5 января); свт. Моисей, архиепископ († 1362; память 25 января/7 февраля); свт. Евфимий, архиепископ († 1458; память 11/24 марта); свт. Иона, архиепископ († 1470; память 5/18 ноября); святитель Серапион, архиепископ († 1516; память 16/29 марта). Лонгин Коряжемский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святые епископы и архиепископы 109. Святый Иоаким, первый епископ Новгородский, родом Корсунянин, преставися в лето 6541 Прибыл в Россию с царевною Анною, супругою св. равноапостольного князя Владимира, обращал Новгородцев в христианство , построил первую деревянную церковь св. Софии, завел школу для обучения отроков. Ум. 1030 года и погребен в деревянной церкви св. Иоакима и Анны, им же построенной. Мощи его (как сказано в летописи «кости едины») перенесены в нынешний Софийский собор в 1699 году. Память совершается 10 февраля и 4 октября, вместе с другими угодниками, в том соборе почивающими. (Новгор. Летоп. III, 275). 110. Святый Лука епископ преставися в лето 6562 Прозванием Жидята или Жирята, вторый епископ Новгородский с 1034 года. В 1051 году освящен им знаменитый Софийский храм, доселе существующий; а не долго после того оклеветан он был пред митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Известно его «Поучение», дышащее простотою и умом; оно содержит в себе краткое изложение обязанностей христианина. (Изд. в 1 ч. Русск. Достопам.). Блаж. Лука переводил книги с Греческого, но эти труды его до нас не дошли. (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литерат. ч. I, стр. 13.). Погребен в Новгороде за Софийским собором. Мощи его обретены в 1558 году, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Память вместе с другими святителями 10 февраля и 4 октября. 111. Святый Никита епископ преставися в лето 6602 месяца января в 31 день Затворник Печерский, епископ Новгородский, хиротонисан в 1097 году. Ум. 1108 года января 31. В этот день совершается память его. Мощи, обретенные 30 апреля 1558 года, и даже бывшие на них одежды, оказались совершенно целыми и невредимыми. Великолепная серебряная рака, в которой они почивают в Новгородском Софийском соборе, вклад графини А.А. Орловой-Чесменской. В «Иконописном Подлиннике»: «иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский, новый чудотворец, подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Никольский собор Построен в 1113 г. князем Мстиславом Владимировичем в ознаменование его чудесного исцеления от иконы Николая Чудотворца. Эта икона круглой формы, явилась в 12 веке. Никольский собор горел 10 раз, при соборе два придела – преп. Варлаама Хутынского и преп. мученицы Евдокии. Сковородский Михаило-Архангельский монастырь Он расположен близ речки Шиловки, основанный в 14 веке святителем Моисеем, архиепископом Новгородским. Святые мощи его почивают на открытье в храме св. Архистратига Михаила. Свят. Моисей умер в 1362 г. Он пользовался большой любовию новгородцев, в храме находится икона святителя Николая, написанная в 1294 году Александром Петровым, происходящая из упраздненного Николо-Липенского монастыря, и деревянный крест, пролежавший более 300 лет в гробу св. Моисея. При храме два придела – южный построен 1698 г. и северный 1736 году. Сковородское предание В 1484 году на новгородскую кафедру был назначен из Москвы архиепископ Сергий. Ему приходилось ехать мимо Сковородского монастыря. «Сниде с коня и вниде в монастырь молебная по обычаю». Архиепископу указали на гроб святителя Моисея. Сергий приказал «гроб скрыта», но игумен возразил, что подобает «святителя святителю скрывати». Архиепископ же «з гордостию возвысився умом высоты ради сана своего и величества, яко от Москвы прииде к гражданам яко плененным им: кого сего смердовича и смотрети? и поиде из монастыря и всед на конь... и бысть с того времени изумлен (помешан)». Только 9 месяцев пробыл Сергий в Новгороде, «и сведоша и больна к Троицы в Сергиев монастырь». В 1932 г. монастырь прекратил свое существование, последние иноки Сковородского монастыря были – иеромонахи Моисей и Макарий. Кириллов монастырь На берегу реки Волховца в древности существовали два монастыря, а именно Ситецкий и Малый Кириллов. От Ситецкого монастыря сохранилась одна церковь св. Андрея юродивого, построенная 1371 году. Мало-Кириллов основан в 1196 году на «Нелезине острове» братенниками Константином и Дмитрием, «а мастер бяше с Лубяней улицы Коров Яковлевич». Начата была постройка в апреле, а 8 июля уже кончена. В 1548 г. монастырь горел, сжигаем был, вероятно, и в 14 веке. В монастыре почивают мощи преподобного Арсения Новгородского, умершего в 1570 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473). 2992 Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01. 2993 По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474). 2994 По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовщение на Михаилов улиц». (ПСРЛ. Т. 3. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1330 г., после пятилетнего управления паствою, владыка Моисей оставил кафедру, как некогда архимандрию Юрьевскую и поселился, для безмолвной жизни, в любимой своей обители на Коломне, постригшись здесь в схиму. Много молили его Новгородцы, всем Новгородом и с поклоном, чтобы он опять сел на свой престол, но он остался непреклонным, сказав гражданам: «изберите себе мужа достойного, а я вас благословляю» 371 . С лишком 20 лет провел он в уединенных подвигах; между тем, и под схимою не преставал заботиться о своей пастве. Удалившись из Колмова в пустое место, именуемое Деревяницы, на противоположном берегу Волхова, он построил здесь каменный храм Воскресения Христова и основал монастырь, украсив его иконами и книгами. «И взлюбиша житие его боляри и людие, и прихождаху к нему; поучахуся от него день и нощь» 372 . В последний год правления архиепископа Василия, он создал еще обитель и устроил каменный храм Успения на Волотове, где, как полагают, был гроб Гостомысла. В сем храме недавно открыты под штукатуркою фресковые изображения святителей, совершающих литургию, и с подписью на свитке одного: «Г-ди Боже наш, живый на высоких, на смиренныя призираяй» 373 . В 1352 г. владыка Василий, возвращаясь из Пскова, куда ездил по случаю страшного морового поветрия, скончался на дороге, и Новгородцы неотступными своими просьбами убедили святителя Моисея снова возвратиться на свой престол и принять управление паствою 374 . В след., 1353 г., св. Моисей по воле ли своей, или по воле Новгородцев, отправил посольство в Царьград к царю и патриарху, прося от них «исправления о непотребных вещех, приходящих с насилием от митрополита» 375 . Но в чем состояли насилия со стороны митрополита, и точно ли они были, летописи об этом не говорят. Судя по ответу патриарха Филофея архиепископу Моисею, можно предполагать, что причина неудовольствий Новгорода на митрополита заключалась, единственно, в нежелании быть в зависимости от первосвятителя. Патриарх Филофей в ответ на жалобу св.Моисея именно писал ему, чтобы он «не только не дерзал противиться своему митрополиту, не искал к тому никакого предлога и никогда не делал в отношении к нему ничего предосудительного, напротив, горячо и неизменно был ему предан»; а это уже свидетельствует, что жалоба на насилия, будто бы от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Странно однако, что это рукоположение Алексия совершено не бывшим владыкою Моисеем, но Феодором, епископом Тверским 463 , быть может, по причине народных смут. Относительно происхождения чернеца Алексия замечено в летописи, что он был «шестник» 464 т. е. пришлец, а не Новгородский уроженец. Вступление Алексия на кафедру ознаменовалось великим мятежом в Новгороде, по случаю смены посадника. Симеон Гордый, как видели прежде, мало входил в дела внутреннего правления Новгорода, Калита еще менее; требовали только денег, и народ тем более самовластвовал, не уважая наместников княжеских. Граждане славянского конца, неизвестно из-за чего, вопреки общей воле, отставили посадника Андриана и выбрали на место его Сильвестра. Софийская сторона хотела отмстить торговой за самоуправство: обе готовились к войне. В таких случаях одна духовная власть еще не теряла прав своих и могла смягчать сердца, ожесточенные злобою. Владыка Моисей – схимник, в сопровождении нареченного архиепископа Алексия, архимандрита Юрьевского монастыря и игуменов, явился среди шумного стана воинского; ибо таковым казался весь город. Старец Моисей, опасностью отечества как бы вызванный уже из гроба, благословлял народ, называя всех любезными детьми своими духовными, и молил их не проливать крови братьев. Мятеж утих; но справедливость требовала наказать виновников действия насильственного и беззаконного: села Сильвестра и других вельмож славянского конца были взяты на щит, т. е. разорены по определению веча. Пострадали и невинные: ибо осторожная рассмотрительность не свойственна мятежному суду народному. На место Сильвестра избрали нового посадника, Никиту Матвеевича, и город успокоился 465 . В 1360 году нареченный владыка, по приглашению митрополита через послов, отправился на поставление во Владимир и с ним, послами от Новгорода, бояре: посадник Александр и Юрий Иванов. В его отсутствие, замечает Летописец, погорел тогда в Новгороде Подол да Гончарный Конец и 7 деревянных церквей сгорело. По прибытии во Владимир, Алексий торжественно был посвящен в святительский сан св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010