Во время трапезы таинственный пришлец читал житие. Услышав его голос, князь всмотрелся в него и тихо сказал игумену: «Берегите его! Это Михаил сын Максимов, наш родственник!» «Отчего ты не скажешь свое имя?» — спросил его после игумен. «Мое имя — Михаил», — подтвердил блаженный. Князь Константин был изгнан братом из Москвы и сильно тосковал. Прозрев его тяготу, блаженный велел ему воздвигнуть в мо-. настыре каменный собор. В день освящения его вел. князь прислал звать брата в Москву и дал ему удел. Через несколько лет князь Константин стал иноком и скончался рано. Наступила засуха. Раз увидели, что Михаил сидит на берегу Вережи и что-то пишет на песке. «Что это значит?» — спросил игумен. «Помолимся», — сказал блаженный. Старцы стали молиться. «Будем копать», — сказал блаженный. Тогда открылся источник чудотворной воды. После засухи наступил голод. В монастырь стекались все неимущие. По совету блаженного им раздали все запасы, но закрома монастырские все время голода не переставали быть наполненными. Игумен же внимательно слушал все слова блаженного и без совета его ничего не делал. Раз блаженный сказал ему, смеясь: «Гости хотят прийти к нам». Пошли посмотреть и за храмом нашли трех незнакомых людей. «Позови их в трапезную», — сказал Михаил. Позвали. «За монастырем наши товарищи», — сказали гости. Позвали и их. Пришли тридцать вооруженных разбойников. «Отчего вы не едите? — спросил Михаил. — Дурной замысел ваш, будьте уверены, не будет выполнен». В это время двум из них стало дурно. Остальные перепугались, вскочили со своих мест и поспешно ушли из монастыря. В это время товарищи их стали приходить в себя. Младший из них стал просить пострига, и блаженный посоветовал не отказывать ему. Новопостриженный инок тут же скончался. А другой разбойник, прощаясь с иноками, обещал им найти своих товарищей и вернуть их к доброй жизни. В Новгороде избрали на архиепископскую кафедру святителя Евфимия II (вяжиц-кого игумена, память его 11 марта). Но Москва враждовала с Новгородом, и его некому было рукоположить. Но блаженный Михаил сказал ему: «Смоленска достигнешь и там архиепископство приимешь». И действительно, святителя Евфимия рукоположил в Смоленске митрополит Киевский Герасим.

http://sedmitza.ru/lib/text/436784/

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Святитель Сильвестр ( Малеванский ) Святитель Сильвестр ( Малеванский ) приветствовал гостей торжественной речью – их было много , речей духовных и светских ораторов : например , блистали красноречием Михаил Петрович Погодин и Михаил Александрович Максимович … О прибытии Сербского Митрополита извещали все столичные и многие провинциальные газеты . Но , к сожалению , никто из корреспондентов просмотренных нами русских изданий не указал , каким путём Владыка преодолел не очень - то спокойные земли Турции и Австро - Венгрии . Мы гораздо больше знаем о его маршруте при выезде из России , чем при въезде в нашу страну . На это есть свои причины , о которых ещё пойдёт речь . Но приблизительный маршрут из Белграда в Киев в 1869 году мы представить можем . В 1858 году из России в Черногорию прибыл священник Филипп Танович . Его путь пролегал через Петербург , Киев и Одессу ( Митрополит Михаил двигался наоборот , из Киева в Москву и Петербург ). По дороге о . Филипп посетил Галац , Оршову , Константинополь , Нови - Сад , Вену и Триест . С высокой степенью вероятности , и Владыка Михаил посетил в первой половине сентября 1869 года большинство из указанных городов Благодаря «Славянской корреспонденции» из Праги , мы точно знаем , что путь Сербского Первосвятителя из Белграда в Киев лежал через Одессу . «Накануне сюда [ в Одессу ] прибыл сербский митрополит Михаил из Белграда в сопровождении архимандрита [ Никифора ] Дучича и двух других монахов , все они едут в Киев для участия в торжествах , которые пройдут в этом городе по случаю юбилея основания Киевского университета [ неточность - 50- летия существования Киевской Духовной академии при новом Императорском уставе - А . П .] . Многочисленные сербы , живущие в Одессе , подготовили достойную встречу ; к сожалению , у них не было возможности показать Митрополиту свое уважение и почтение в полной мере , потому что он остановился только на один день в Одессе . Митрополит посетил кафедральный собор и университет ; ему пожелали нанести визиты ( боснийский ) воевода Лука Вукалович , черногорский воевода Анте Дакович ( герой битвы на Граховом поле , годы жизни 1824-1889 - А . П ), отставной сербский полковник Георгиевич и некоторые другие сербы . Только что названные лица отправились на прием к митрополиту . Было очень удивительно не видеть сербов ( официальных представителей ) из Княжества Сербия , принимающих участие в приеме митрополита , который вообще - то был явно потрясён при виде множества сербов , которые пришли отдать дань уважения . Это заставило россиян увидеть , насколько чувство солидарности объединяет сербов между собой и разделяет их с руководством Сербии»

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

Прибытие Митрополита Михаила в Санкт-Петербург состоялось между 15 и 21 октября 1869 года: ещё 15 октября он принял от Н.Н. Дурново проект учреждения Сербского подворья в Москве, на Солянке, при церкви Свв. Кира и Иоанна, а 22 октября Владыка уже служил в Казанском соборе Санкт-Петербурга и осматривал столичную Духовную академию. «Преосвященный Михаил уже несколько времени находится в пределах России. Он прибыл первоначально в Киев, для празднования юбилея Киевской Духовной академии, в которой он получил воспитание, а за сим посетил Москву и, наконец, Петербург. Вскоре после прибытия Его Высокопреосвященства в нашу столицу, ему имела честь представляться депутация от Петербургского отдела Славянского Благотворительного комитета. Сербский святитель принял депутацию с величайшим радушием и в ответ на приветствие председателя отдела, А.Ф. Гильфердинга, отвечал, что он искренно радуется, встречая повсюду в России столь сочувственный приём и видит в этом сочувствии признак распространения великой славянской идеи в русском обществе. Далее, Митрополит заявил, что южные славяне считают Россию своею лучшею опорою, своею надеждою, своею славою и своею силою» Эти слова Владыки получили сильный резонанс в Европе. Пражская Correspondance Slave отозвалась на неё статьёй, выражающей серьёзную тревогу. «Наш Митрополит, Г. Михаил, который отправился в Киев на годовщину Богословской Академии, несколько дней посвятил публичным речам, и это было неожиданностью, которая далека от одобрения Регентства. Его Высокопреосвященство, Г. Михаил, в дополнение к своему визиту в Киев, отвечал за миссию в Санкт-Петербург, касающуюся русского консула в Белграде М. Шишкина который здесь был на плохом счету, и правительство (регенты) добивалось от России его смещения, из-за достаточно серьезной размолвки, которая произошла между одним из его членов [вероятно, Блазнавацем – А.П.] и этим дипломатическим агентом. Кажется, что митрополит преуспел и что г-н Шишкин уже принципиально отозван, мы скоро будем извещены об этом. [Добавим от себя – Российское правительство отвергло тогда требования Блазнаваца, Шишкин оставался в Белграде до 1875 г. – А.П.].

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Образы отечественных святых составляют отдельную тему в русской иконописи. Их почитание, возникшее в XI веке, утвердилось в XV столетии и получило широкое развитие с XVI - времени известных соборов и официальной канонизации, оформления идей богоизбранности русской церкви и русского государства. Именно с этого времени повсеместно практикуется введение в композицию Деисуса изображений как церковных так и светских деятелей русской истории. Введение в Деисусный чин местночтимых муромских святых - одна из особенностей данного иконостаса. Каменный храм в селе Тучково был устроен в 1874 году на средства купца Платона Герасимова. " Престолов в храме три: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезе во имя Архистратига Михаила и св. муч. Платона " . Трапеза освящена в 1875 году, а главный храм - в 1881. Перед установкой в иконостас иконы были поновлены. На обороте одной из них значится: " Ciu все иконы исправлены в 1877 году Г. Владимира Живописцомъ Н. И. Лапотниковымъ " . Кроме того, на оборотах досок Деисусного чина графитным карандашом выполнены надписи, определяющие их местонахождение в иконостасе, к примеру, " 1 спервава яруса " . Расположим иконы в названном порядке (они пронумерованы в направлении от краев к центру) Правая сторона: 1.Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси ( " 1 спервава яруса " ). 2. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец ( " 2 спервава яруса " ). 3. Святитель Николай ( " 3 спервава яруса " ). 4. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси ( " 4 спервава яруса " ). 5. Апостол Петр (надпись не сохранилась). 6. Архангел Михаил ( " 6 спервава яруса " ). 7. Пресвятая Богородица. Центр: 8. Иисус Христос - Господь Вседержитель. Левая сторона: 9. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси ( " 9 спервава яруса " ). 10.Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси ( " 10 спервава яруса " ). 11.Апостол Павел ( " 11 спервава яруса " ). 12.Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец ( " 12 спервава яруса " ).

http://sobory.ru/article/?object=04166

Когда же святитель Максим скончался, великий князь Киевский Михаил, святой Божий человек, живший в то время во Владимире и имевший также в уделе город Тверь (а потому вошедший в историю как Михаил Тверской), пожелал, чтобы Киевским митрополитом стал его единомышленник Геронтий. И он отправляет Геронтия в Константинополь, чтобы тот принял от Патриарха Константинопольского посвящение на кафедру святителей всея Руси. Но одновременно и благочестивый галицкий князь Юрий Львович направляет в Константинополь Петра, игумена обители на Рате, и там, в Константинополе, совершается действительно Божественное избрание — Патриарх избирает не посланного великим князем Геронтия, а посланного князем Юрием будущего святителя Петра, и на него возлагаются святительские одежды. Как святитель Киевский и всея Руси, Петр возвращается на Русь и поселяется в Киеве. Это было очень рискованно, город регулярно разорялся, и митрополит всея Руси мог погибнуть. Все же целый год святитель Петр жил на исторической кафедре, но затем, как того требовало благоразумие, удалился в город Владимир-на-Клязьме под охрану великого князя и здесь совершал свое служение. А затем, несомненно по воле Божией и Его промыслу, он покидает Владимир, который был в то время столицей Руси, и отправляется в Москву. Князь Иван Данилович Калита, любивший Москву, предложил ему приехать в этот город, и, откликнувшись на эту просьбу, святитель Петр прибывает в Москву, где закладывает общерусский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — на том самом месте, где мы сейчас стоим. С этого святого храма и началась новая история Руси с центром в городе Москве. Святитель Петр не дожил до освящения собора — он вскоре скончался и был торжественно похоронен прямо здесь, в строящемся храме. А ныне его мощи пребывают вместе с нами, освящая этот престол Патриархов Московских и всея Руси. По воле Божией именно в этом соборе совершались самые выдающиеся события нашей гражданской и церковной истории. И какая же нам радость начать в 2013 году торжественные богослужения именно с Литургии у мощей святителя Петра, в день его памяти, под сводами исторического Успенского собора, который и определил Москве быть столицей!

http://pravoslavie.ru/58550.html

Святитель был любителем построек и в 1745 году выстроил великолепные митрополичьи палаты. Отечески любил митрополит Рафаил великого святителя Белгородского Иоасафа (Горленко, † 1754; память 4/17 сентября, 10/23 декабря) и со слезами прощался с ним. Митрополит Рафаил написал много поучений, но они почти все не изданы. Труды: Святитель Иоасаф Белгородский //Русский паломник. – 1911, 37. – С. 580. Слово в день Обрезания Господня 1 января 1729 г. – М., 1735. Инструкция для академии//Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев. 1856. – Т. 2. – С. 102, 108. Литература: Смиречанский В. Д. Историческо-статистический сборник сведений о Псковской епархии. – Остров, 1895. – С. 69–66. Молчанов. Протектор Киевской академии Рафаил Заборовский. митрополит Киевский. Орловский П. И., протоиерей. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском.Киев. 1908. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности. достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 78, 79. Погожее Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. – СПб., 1913. – С. 202. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 470. Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (т. 1–3; 5–8). – СПб., 1917. – С. 16, 17, 20, 23, 26, 27, 29. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 155, 157, 183, 196, 201, 224, 247, 250. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 206. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 214. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий. – 1-е изд. – СПб., 1772. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 381, 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Также в адрес ПСТГУ поступили поздравления от Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония, архиепископа Львовского и Галицкого Августина, ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия, ректора Минских духовных школ архимандрита Иоасафа (Морзы), ректора Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Н.М. Рассадина и ректора Кубанского государственного университета М.Б. Астапова. В этом году актовый день был совмещен с началом ежегодной богословской конференции. Работу форума открыл епископ Женевский Михаил, выступивший с пленарным докладом «Отношение Русской Зарубежной Церкви к богоборческой власти в России и вопрос сохранения церковного единства». Затем состоялся концерт духовной музыки, на котором выступили хоры — сводный ПСТГУ, хорового училища при факультете церковного пения и богословского факультета ПСТГУ, исполнившие произведения церковных композиторов Бортнянского и Попова-Платонова, а также традиционные грузинские церковные песнопения. Осенняя сессия богословской конференции продлится до 23 ноября 2010 года. Форум проходит под эгидой Синодальной библейско-богословской комиссии. Всего на конференции заявлено 13 секций по истории Церкви, патрологии, библеистике, философии, религиоведению и грузиноведению. В рамках конференции 17 ноября состоялось заседание секции картвелологии, работу которой возглавил митрополит Горийский Андрей. Источник: Патриархия.ru 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова , ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010