Что касается будничной Литургии, то надобно заметить, что она не только здесь, но и на всей св. горе всегда совершается в параклисах или в придельных храмах, в соборах же совершается Литургия только в воскресные и праздничные дни; но утреня и вечерня постоянно бывают в соборе. Особенная важность соборного храма весьма знаменательна, и он действительно служит Господским, или Кириакон, а по нашему Воскресным, по чину древних обителей пустынных. К подножию храма св. Митрофана, с южной стороны, тесно примкнута небольшая каменная постройка, в которой помещаются пожарные инструменты и складываются временно посылки, получаемые для передачи келлиотам. От этой постройки по направлению к востоку тянется длинное, низкое, но весьма прочное здание. в котором помещается монастырская библиотека, на верху же его устроена стеклянная галерея для сушки белья. Всех церквей в Русике, в ограде монастырской, 18, вне ограды 2 – кладбищенская и больничная на берегу моря, и 14 церквей вне монастыря на разных местах монастырской земли при пустынных келлиях; a всех, принадлежащих Русику, со скитскими, метохскими, подворскими и проч. 60 церквей. ж) Параклисы (небольшие церкви) внутри и вне монастыря Церкви внутри монастыря следующие: 1) Собор во имя св. великомученика и целителя Пантелеймона. 2) Собор в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. 3) Храм во имя святителя Митрофана воронежского и всея России чудотворца. 4) Храм в честь Успения Богоматери. 5) Придельный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. 6) Параклис во имя Преподобного Сергия радонежского и всея России чудотворца. Первоначально устроен для князя Скарлата, на случай пребывания его в обители, и освящен во имя св. безсребреиников Козмы и Дамиана; по вступлении в обитель о. Аникиты (кн. Ширинского-Шихматова) переименован во имя Святителя Митрофана воронежского , а потом, по устроении и освящении большого Митрофаниевского храма, вновь переименован духовником иеросхимонахом о. Иеронимом во имя преподобного Сергия. Близь сего параклиса находятся келлии о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана почти сразу по прибытии на Воронежскую кафедру. Нередко в полночь, когда все спали, он отправлялся в Благовещенский собор с одним келейником, который оставался у дверей, а сам Преосвященный шел на могилу святителя Митрофана или к иконе Смоленской Божией Матери и здесь подолгу молился. В молитве он получал твердую уверенность, что святые мощи будут открыты. “Будет, будет великая благодать в Воронеже”, — часто говаривал Святитель. В 1830 году владыка Антоний обратился в Святейший Синод с ходатайством о прославлении угодника Божия. Позже он сообщил: “При возобновлении починкою ветхого воронежского Благовещенского кафедрального собора признано было нужным освидетельствовать прочность фундамента и перемостить пол. При производстве сих работ усмотрен склеп, несколько разломанный, в коем был гроб без крыши, а в нем лежащее нетленное тело Преосвященного Митрофана Я прежде доносил, что многие совершают панихиды на могиле святителя; в 1830 году и в 1831-м из многих российских городов многие богомольцы приезжали для отправления при гробе его панихиды и, по уверению их, исцеления получали”. 25 июня 1831 года, после очередного донесения в Синод, Господь не оставил без ответа его упование. Мощи первого Воронежского архипастыря признали нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого — истинными. 6–7 августа 1832 года святитель Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Многообильным явлением стала чудесная помощь святителя Митрофана в те святые дни. Казалось, отверзлись двери небесного милосердия. Благодать исцелений сходила на притекающих к гробу новоявленного чудотворца. В течение первых десяти лет в Воронеже побывала большая часть населения России! 23 ноября 1832 года епископ Антоний торжественно переложил многоцелебные мощи в новую серебряную раку, подаренную воронежским купечеством, а 25 июня 1833 года они были перенесены из Архангельского собора в Благовещенский кафедральный собор, возобновленный стараниями Владыки. За свои усердные архипастырские труды, высшим выражением которых стала канонизация святителя Митрофана, владыка Антоний 6 декабря 1832 года был возведен в сан архиепископа.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

20 февраля 1839 г. были получены по «Усердие Почетного гражданина Шуйского 1-й гильдии купца Ивана Диомидовича Г-на Киселева в крестовую церковь святые иконы всего 20, а какие именно прилагается реестр: 1) Входа в храм Божьей Матери, 2) Рождества Христова, 3) Богоявления Господня, 4) Сретения Господня, 5) Благовещение Божьей Матери, 6) Входа в Иерусалим, 7) Воскресения Христова, 8) Вознесения Господня, 9) Святой Троицы, 10) Казанской Божьей Матери, 11) Архистратига Михаила, 12) Иоанна Предтечи, 13) Св. Пророка Ильи, 14) Святителя Стефана Епископа Пермского, 15) Святителя Митрофана Епископа Воронежского, 16) Апостолов Иоанна Богослова, Петра и Павла, 17) Боголюбския икона Божьей Матери, 18) Святителя Николая Чудотворца, 19) Св. Александра Невского, 20) Св. царицы Александры. 20 октября 1839 г. были получены еще 6 икон: 1) Сошествие Св. Духа, 2) Преображение Господня, 3) Успения Богородицы, 4) Рождества Богородицы, 5) Воздвижение Креста и 6) Покрова Богородицы. Согласно описанию «Реестра Святых икон в Пермской крестовой во имя Святителя Митрофана церкви все эти иконы были «одной меры в длину 11 вершков, и в ширину соответствующей длины». В 1850-е гг. по проекту губернского архитектора Летучего Спасо-Преображенский собор при помощи крытых переходных галерей соединяется в единый комплекс с архиерейским домом и колокольней. В 1889 г. архитектором Р.О. Карвовским был разработан план перестроек в Пермском Архиерейском доме (план нижнего и верхнего этажа, где находилась Крестовая церковь). В 1888 г. Правление Пермского Архиерейского дома представило доклад на рассмотрение Преосвященнейшего Владимира Епископа Пермского и Соликамского о необходимых переделках в каменном корпусе, занимаемом Преосвященным, его личной канцелярией и Крестовой церковью: «1) Внутренняя орнаментовка Крестовой церкви пришла в ветхость, позолота всего иконостаса, стенная живопись и окраска стен требуют обновления, полы, двери и окон рамы также требуют ремонтировки. 2) Парадный ход в архиерейские покои, кроме очевидного для всех неудобства, состоящего в том, что предварительно входа в эти покои требуется пройти поперечный коридор со сквозными ветрами, а затем войти на двор и потом уже на парадную лестницу, для многих особ представляет большое затруднение по своей крутой и тесной лестнице.

http://sobory.ru/article/?object=21230

Димитрию (Самбикину) (впосл. архиепископ Казанский), архиеп. Филарету (Гумилевскому) , Н. И. Поликарпову. Наследие святителя изучалось и публиковалось в связи с празднованием в 1903 г. 200-летия его преставления. Арх.: ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. Д. 467, 1831 г.; РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 395; Ф. 796. Оп. 113. Д. 1406; Оп. 118. Д. 627; Оп. 120. Д. 773; Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253; Оп. 4. Д. 15861; Оп. 9. Д. 25168; Оп. 32. Д. 83; Оп. 87. Д. 111; Ф. 834. Оп. 2. Д. 1244; Оп. 3. Д. 3685; Ф. 1286. Оп. 5. Д. 199, 1832 г.; Оп. 6. Д. 458, 1835 г.; ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1047; ОПИ ГИМ. Ф. 282. Д. 481; ГИМ. Муз. 605; Син. 669; Щук. 1095; РНБ. Ф. 1335. Д. 80; СПбДА. АI/186, АI/347, АII/306, АII/349; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 762. Д. 212; Ф. 2393. Оп. 1. Д. 1272. Ист.: [Филарет (Дроздов), митр.] Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, 1-го еп. Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях: Извлечено из актов и донесений, имеющихся в Св. Синоде. СПб., 1832. М., 18332; [Митрофан (Воронцов), архим.] Хвалебное приношение веры новопрославленному свт. Митрофану, еп. Воронежскому. М., 1836; [Аникита (Ширинский-Шихматов), иером.] Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, 1-го еп. Воронежскаго и новоявленного чудотворца, и Сказание о обретении и открытии честных его мощей, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях. М., 1838; Муравьев. ЖСвРЦ. Вып. С. 314-351; Самбикин Д. И., свящ. Жизнеописание свт. Митрофана, 1-го еп. Воронежского. Воронеж, 1869; он же (Димитрий (Самбикин), архим.) Свт. Митрофан, 1-й еп. Воронежский. Воронеж, 1886; Филарет (Гумилевский). РСв. 18823. Т. 3. Ноябрь. С. 406-424; он же. Житие св. Митрофана, еп. Воронежского. СПб., 1904; Склобовский Д. Я., прот. Св. Митрофан, 1-й еп. Воронежский и чудотворец. М., 1888; Зверев С. Е., свящ. Мат-лы для жизнеописания свт. Митрофана, 1-го еп. Воронежского (1682-1703). Воронеж, 1897; Библиогр. указ. печатной лит-ры о свт. Митрофане//Воронежская старина.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Есть в судьбе Софии Ивановны ещё одна удивительная история, касаясь которой вновь обращусь к письмам Игнатия Брянчанинова . В девятом (от 27.03.1854) читаем: «Вам надо пожаловать ко мне прочитать ответ Нахимова, назидательный своим смирением и благочестием. Это отклик на Ваше смирение и благочестие; водимые ими, Вы передали мне Ваше желание послать ему икону святителя Митрофана, привили мне это желание». Оказывается, битва при Синопе (30.11.1853), окончившаяся разгромом турецкой эскадры русским Черноморским флотом под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова, нашла горячий отклик в сердце писательницы. Посещая своего духовника, она попросила его благословить Нахимова образом Святителя Митрофана Воронежского . На вопрос Владыки о таком выборе святого София Ивановна пояснила: «… на его деньги Петр I положил основание Черноморскому флоту, основав первый флот в Азове, как воронежская уроженка я не могла не знать подвиги нашего угодника». Ещё выдержка из её воспоминаний: «Добрый, милостивый отец Владыко, он заказал образ святителя Митрофана и прислал мне прочитать письмо, написанное им к Нахимову. Так коротко и так ясно, тут все было и сочувствие, и молитва, и благодарность. Через несколько времени Нахимов прислал ответ полный смирения и благодарности». После гибели адмирала Нахимова Снессорева молилась о его упокоении. «Убит Нахимов. Я была в Сергиевой пустыни и там вместе с Россиею оплакивала благородного воина, и батюшка служил за упокой его души, и долго молились за него». Позднее произошел с ней дивный случай: «…Я ехала в Царское Село с сыном. В вокзале мы увидели… моряка на костылях… Он уронил папироску… Сын мой подал ее ему. Он сел с нами и всю дорогу рассказывал о Севастополе и Нахимове. Сам он служил на корабле «12 апостолов» и был при Синопе. Нахимова, по словам его, обожал весь флот, каждый матрос видел в нем отца и готов с ним в огонь и в воду… После битвы при Синопе… со всех сторон России неслись к нему слова любви и благодарности соотечественников. Но ни одно письмо не было для него так приятно, как письмо от знаменитого архимандрита Сергиевской пустыни (Брянчанинова) – вероятно, Вы слыхали о нём? Письмо так глубоко тронуло его, что он тотчас созвал всех офицеров и прочел им письмо это с глубоким умилением. Образ святителя Митрофана был поставлен в залу на корабле «12 апостолов». …Священник отслужил молебен Воронежскому Чудотворцу, который, как мы узнали из прекрасного письма архимандрита Игнатия, был основателем нашего флота. Все мы, начиная от Нахимова, усердно поклонились Святителю и приложились к его образу… Спасибо архимандриту Игнатию, утешил нашего адмирала».

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

В 1839 году святителем Антонием в обители был сооружен и освящен храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной. Незадолго до своей кончины Владыка писал: «Милосердый же Творец… обрадовал меня явлением в городе Воронеже нетленных мощей святителя и чудотворца Митрофана, и открытием здесь Митрофано-Благовещенского монастыря, и послал мне разные царские милости, коих я совершенно никогда не заслуживал». Глубокий почитатель памяти Воронежского первосвятителя, владыка Антоний в 1833–1845 годах освятил более двадцати храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана. Промыслительно, что в 1841 году святитель освятил Покровский храм в Воронеже, который ныне является кафедральным собором Воронежской епархии и где почивают мощи столь почитаемого архиепископом Антонием первосвятителя Митрофана. В 1845 году по благословению архиепископа Антония было начато строительство собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Богородицком Задонском мужском монастыре, в котором почивают мощи святителя Тихона Задонского . Особую заботу о своей пастве владыка Антоний проявил во время эпидемии холеры в 1830 году. Губернатор Воронежа доносил императору Николаю I о благотворной деятельности воронежского духовенства и лично архиепископа Антония, который, подражая ниневитянам, дабы исповедовать все свои грехи, наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, а также совершал молебны и крестные ходы об отвращении грядущего гнева. Эпидемия не коснулась Воронежа, хотя в 1831 году холера свирепствовала уже по всей России. Тогда же владыка Антоний возобновил повсеместное почитание Сицилийского Дивногорского образа Божией Матери, ибо по молитвам пред этой чудотворной иконой прекратилась холера в южной части воронежского края. Между тем святителю было уже около 70 лет. Физические силы духоносного пастыря, самоотверженного отдавшего Православию всю свою многотрудную жизнь, стали ослабевать, епархиальные дела становились для него непосильными. В 1839 году он сильно занемог и попросил совершить над собой Таинство елеосвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Для человеков, которые и к тому, чему благоговейно дивились, по времени привыкают, а к чему привыкли, к тому менее имеют внимания, подлинно нужно, от времени до времени, обновлять знамение и изменять чудеса, чтобы они ближе и яснее видели руку Божию и тем живее веровали, тем усерднее прибегали к Богу, тем удобнее обретали благодать и спасение. Посему-то Всеблагий Бог, к вечному и вседовольному чуду Своего Божественного откровения и благодатного смотрения, явленного чрез животворящее и спасительное страдание и смерть Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, благоизволил присоединить разновременные и разноместные и до ныне продолжающияся чудеса Святых Своих; а к сим и в настоящие дни присовокупляете обновленное знамение нетленного телеси и благотворные чудеса молитвенного предстательства иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского, новоявленного Чудотворца. Сие подкрепление вере, сие утешение православной Церкви нужно было в веке, в котором соблазны в вере и в жизни так часто сеются среди народов, называющихся просвещенными, и в котором иноземный ветр наносит плевельное семя и на благословенную землю отечества нашего. И благословен Бог в обновленных знамениях благодати Своея, даровавший подкрепление вере Своей, утешение Церкви Своей, благословение дням царствования благочестивейшего ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ первого. Мы повинуемся мановению Провидения Божия, когда хотим споспешествовать известности благодатных дел Божиих и для того представляем верное и на несомнительных сведениях и свидетельствах основанное сказание о обретении и открытии честных мощей иже во Святых отца нашего Митрофана и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях. Память христианских пастырских добродетелей Святителя Митрофана чтима была в Воронеже со времени кончины его, то есть с 1703 года. Усердствующие приходили на место погребения его и просили совершать по нем панихиды. Началом сего могло быть то, что он, в письменном завещании своем, просил поминать его в молитвах, но действие сего завещания могло простираться только на видевших и знавших его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

В этом же году архипастырь благословил ректору Воронежской духовной семинарии архимандриту Иннокентию составление жития святителя (издано лишь в 1886 году в «Воронежских епархиальных ведомостях»). В 1834 году, по просьбе архиепископа Антония, гостивший в Воронеже иеромонах Никита (князь С.А. Ширинский-Шихматов) составил житие святителя Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 году по совету архиепископа петербургским купцом С.Ф. Масленниковым был написан акафист святителю Митрофану. В 1842 году при непосредственном содействии владыки Антония к 10-летию открытия мощей первого Воронежского епископа Святейшим Синодом был окончательно одобрен полный текст службы святителю. По распоряжению архиепископа Антония для первого издания профессором Императорской академии художеств Н.И. Уткиным была сделана гравюра святителя Митрофана, с которой стали писаться иконы, а в 1830 году по его же настоянию художником И.В. Шевцовым было исполнено первое живописное изображение святителя Митрофана. К середине 1840-х годов архиепископ Антоний разместил в архиерейских покоях галерею собираемых им портретов всех воронежских архиереев. Он был одним из инициаторов полного перевода на русский язык творений святых отцов, особенно преподобного Ефрема Сирина, что и было осуществлено в 1829 году. Он способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами издавались иконки, акафисты, душеполезные назидания. Владыкой было дано задание Н.А. Мотовилову ехать в Курск и собирать сведения о родителях преподобного Серафима Саровского. Преосвященный Антоний всегда почитал святителя Тихона Задонского. Еще будучи лаврским архимандритом, он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную литургию и панихиду. На Воронежской кафедре архиепископ Антоний стал инициатором прославления святителя Тихона (канонизация Задонского чудотворца состоялась через 15 лет после кончины преосвященного Антония, 13 августа 1861 года, при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богословском). Именно архиепископ Антоний сподобился обрести мощи святителя и был инициатором его скорейшего прославления. В мае 1846 года, при сносе старого храма, тело святителя Тихона было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось целым. 20 мая 1846 года архиепископ Антоний сообщал Святейшему Синоду об обретении мощей святителя Тихона нетленными. Считая своим архипастырским долгом довести начатые труды до конца, Антоний, уже слабеющий от болезней, вновь в октябре 1846 года свидетельствовал перед Синодом о всенародном и благоговейном почитании святителя, множестве чудесных знамений и ходатайствовал (после повторного освидетельствования святых мощей) о прославлении нового всероссийского чудотворца Тихона. За несколько часов до своей кончины 20 декабря 1846 года писал императору Николаю I о всеобщем желании обретения честных мощей святителя Тихона «перед очию всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

По молитве, первенствующий архиерей прикладывался ко Святым Мощам, приемля от Святителя Митрофана благословение к своему возвращению. Оба архиерея вышли из собора в мантиях, по обычаю, долго благословляя многочисленный народ. Вседневный колокольный звон продолжал возвещать радость Церкви. По христианскому гостеприимству Воронежских граждан, несколько тысяч бедных пиршествовали на празднике Святителя Митрофана, не так роскошно, как богатые, и тем более богоугодно. Что касается до причастников благодатных даров духовного утешения, укрепления, вразумления и телесного облегчения и исцеления преподанных Святителем Митрофаном в день торжества его, число их ведает только Дух Божий, в нем живущий и чрез него подающий дары сии достойным, или при несовершенном достоинстве, хотя отчасти способным по искреннему покаянию, вере и смирению. Духовное начальство не имело уже причины употреблять о дознании событий сего рода ту заботливость, какая нужна была во время изследования. Среди необъятного многолюдства являлись многие, прибегающие к благодати Чудотворца с своими разнообразными нуждами и бедствиями и потом дающие славу Богу; но в самой необъятности многолюдства погружалась определенная известность. Впрочем, некоторые события дошли до духовного начальства в определенной и правильно засвидетельствованной известности. Приведем три примера. 1. Генерал-майора Мазараки дворовый человек Петр, по прозванию Юрьев, глухонемой от рождения в такой степени, что ничего не мог слышать и ничего языком произносить, прислан был в Воронеж к тому времени, когда надлежало совершиться открытию Мощей Святителя Митрофана. Когда он приложился к Святым Мощам, то стал слышать и произносить слова за другими, не зная названия вещей. В следующем сентябре он начал учиться азбуке, слыша обоими ушами хорошо и произнося твердо. 2. У малолетной дочери майора Александра Юрьева, Наталии, в конце июля 1832 года, на шее под челюстию показались железы, а потом во рту, на небе, языке, деснах и маленьком язычке открылись гнойные и смрадные раны, из которых истекало много материи. Лекарств не употребляли, потому что она не могла глотать. По сей же причине десять дней была она без пищи, только по капле чая давали ей с большим трудом. 6 августа, в день открытия Мощей Святителя Митрофана, приобщили ее Святых Таин и ей стало несколько лучше. На другой день принесена она к раке Святителя и как только сподобилась приложиться к Мощам Угодника Божия, болезнь ее прошла. Когда принесли ее из церкви в квартиру, рот ее был уже совершенно чист и она могла в тот же день употреблять пищу и даже сырое яблоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

По рассказам задонских старожилов, звон этого колокола в тихие дни был слышен даже в Ельце. После 1917 г. колокольня была частично снесена, в 90-х гг. XX в. восстановлена. Церковь во имя свт. Тихона Задонского. 1865 г. Фотография. Нач. XXI в. Церковь во имя свт. Тихона Задонского. 1865 г. Фотография. Нач. XXI в. Трапезная церковь в честь Вознесения Господня была пристроена в 1817 г. к 2-этажному келейному корпусу с вост. стороны и освящена 12 авг. 1822 г. еп. Воронежским Епифанием (Канивецким). Фасад храма, являющегося частью протяженного 2-этажного корпуса, выделен легким 4-колонным портиком. Двухскатная кровля храма, увенчанная главой на деревянном (?), обитом жестью барабане, возвышается над боковыми частями корпуса. Окна корпуса оформлены плоскостными наличниками в стиле раннего классицизма. Малая братская трапезная (1806) была перестроена в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя свт. Митрофана Воронежского и во имя Антония, Феодосия и проч. Киево-Печерских чудотворцев (освящены 17, 18 и 19 авг. 1835 Воронежским свт. Антонием (Смирницким)). В 1862 г. храм был перестроен в большое 5-главое здание, согласованное с архитектурными формами собора; это редкий пример трапезного храма в русско-визант. стиле. 28-30 окт. 1862 г. освящен архиеп. Иосифом (Богословским) в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. 1 нояб. 1862 г. в новый храм были перенесены из летнего Владимирского собора мощи свт. Тихона. Каменный храм во имя свт. Тихона Задонского построен в 1865 г. на месте, где стояли кельи святителя. Освящен 12 авг. того же года архиеп. Воронежским Серафимом (Аретинским). В 1870 г. храм был «распространен» за счет пристройки притвора. К 2008 г. восстановлен. Храм во имя свт. Тихона Задонского и сщмч. Игнатия Богоносца, построенный в 1870 г. на месте первоначального погребения свт. Тихона, не сохранился. В нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/182467.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010