В 1826 году придел преподобного Нила устроен вновь и освящен Преосвященным Дамаскиным. А в 1831 году на правой стороне верхней церкви устроен другой придел, во имя мучеников Кирика и Иулиты. Постройка приделов продолжалась 10 лет на деньги, собранные от доброхотных благодателей. Сбор денег начался в 1816 году. В 1832 году в верхней церкви отделан третий придел во имя «новоявленного чудотворца» Святителя Митрофана Воронежского. Освящение совершено Преосвященным епископом Дамаскиным в день первого празднования обретения мощей святителя, с крестным ходом из Успенского собора. В 1833 году освящен четвертый придел в нижней церкви во имя святого первомученика Архидиакона Стефана. Каменная колокольня храма построена в 1833 году. На колокольне было 7 колоколов, самый большой – в 100 пудов, вылит в Москве в 1794 году на церковные деньги. Во всех же колоколах было 197 пудов. На расстоянии от храма на пересечении нынешних улиц Войкова и Староникитской находилась каменная часовня во имя праведных Захарии и Елисаветы, построенная Тульским купцом и почетным гражданином Федуркиным в 1842 году в память чудесного избавления церкви и жителей от пожара 5 сентября 1834 года. В дополнение к истории храма следует сказать о наводнении 1 апреля 1800 года, когда вода вошла в нижний храм, стронула с места престол в приделе преподобного Нила Столобенского и сделала много других повреждений. По своему низменному положению храм и в последующие годы не раз подвергался весенним наводнениям, но уже без таких последствий. Как значится во вкладной книге, «иконы в иконостасе Владимирской церкви были списаны с икон Московского Успенского Собора и других Московских древних икон. В приделе Св. Митрофана в особом киоте хранилась часть нетленного омофора обретенного святителя. Эта драгоценная святыня была прислана из Воронежа в декабре 1832 года вместе с письмом Высокопреосвященного Антония, Воронежского и Задонского, на имя храмостроителя. Согласно клировым ведомостям за 1917-1918 годы, Николозавальская церковь – строение каменное, имеет 6 престолов. В верхнем этаже – главный в честь Владимирской иконы Божией Матери. С правой стороны – в честь мучеников Кирика и Иулиты, с левой стороны – Святителя Митрофана, Воронежского.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Владими...

Таким образом, история Митрофаниевской церкви изначально связана с именем преподобномученицы. В настоящее время при храме существует Сестричество во имя святой великой княгини Елизаветы Феодоровны. Сестры продолжают служение милосердия, начало которому положила великая княгиня. К 1894 году в совместном приюте воспитывалось восемьдесят детей в возрасте от пяти до семи лет. Приюту был необходим свой храм: хотя ближайшая - Благовещенская - церковь находилась всего в пятнадцати минутах ходьбы, но малышам было не по силам добираться туда зимой по сугробам, в распутицу весной и осенью. Хлопоты об открытии собственного храма увенчались успехом, и казначей Московского совета детских приютов Митрофан Семенович Грачев получил благословение митрополита Московского Сергия на устройство при Елизаветинском приюте каменного храма со звонницей во имя Святителя Митрофана, Воронежского чудотворца. Московский купец Митрофан Семенович Грачев известен как благотворитель и храмоздатель: он пополнял казну Совета детских приютов, перестроил церковь Троицы на Грязях, исключительно на свои средства выстроил Митрофаниевский храм. После смерти Митрофана Семеновича его вдова, Варвара Николаевна, выстроила двухэтажный дом причта, сохранившийся доныне. Проект церкви Митрофана Воронежского М. С. Грачев заказал архитектору Георгию Александровичу Кайзеру. В то время проекты церквей и благотворительных учреждений, как правило, выполнялись бесплатно; это считалось престижным для архитектора, давало ему преимущества при получении заказов и продвижении по службе. Проект храма был утвержден 12 мая 1894 года, а через год с небольшим строительство было закончено. Небольшая однопрестольная церковь в русском стиле была украшена киотами с изображением святителя Митрофана над западным входом и в центре южного фасада над окнами. Под северной частью храма устроили усыпальницу Грачевых (в ней был погребен Митрофан Семенович, перед закрытием храма Варвара Николаевна Грачева перенесла прах мужа на Введенское кладбище). 22 октября (4 ноября н. ст.), на день Казанской иконы Божией Матери, преосвященный Анатолий в сослужении с благочинным, протоиереем П. В. Приклонским, и священством соседнего Благовещенского храма, церкви Симеона Столпника на Поварской, других храмов освятили престол. Освящение было торжественное, пел знаменитый синодальный хор.

http://sobory.ru/article/?object=01906

Отец Аникита упросил игумена Герасима и братию принять на постоянное проживание группу из тридцати приведенных им русских иноков, а также устроить и освятить церковь во имя новопрославленного воронежского святителя и чудотворца Митрофана, для чего и вручил им денежное вспомоществование из порученной ему в России на сей предмет милостыни 3 . Приняв это за знамение Божие, старцы благословили и строительство храма, и проживание русских иноков в монастыре. Князь, поручив новую русскую братию русскому духовнику Прокопию, отправился со старцем Арсением Афонским в паломничество в Иерусалим. Однако с отъездом отца Аникиты на Святую землю в Руссике начались неурядицы между русскими и греческими иноками. Русские, которых собрал отец Аникита, не были привычны к жизни под строгим началом старцев. Они перестали слушать греков, пытаясь противоречить им во всем. Кроме того, они стали их стращать тем, что монастырь, мол, их, русский, а начальник у них - князь (Аникита. - М.Я.), поэтому, если они захотят, то всех греков выгонят. Эти угрозы серьезно насторожили греков, ополчив их против русской братии. Греческие иноки стали жаловаться игумену Герасиму и старцу Венедикту, что не могут жить с русскими равно как не желают их богатств. Они в сердцах заявляли, что лучше будут есть сухари с водой, но без русских, которые не только нарушили мир и покой в обители, но и расстроили всю их монашескую жизнь. Игумен Герасим терпеливо уговаривал их набраться терпения, однако отец Венедикт начал колебаться. Когда же отец Аникита вернулся из Иерусалима летом 1836 г., то старец Венедикт со старшей братией пали перед ним на колени, заплакали и просили прощения, что не остались верными своему слову. Говорили ему: «Прости нас, отче святой, не можем и не хотим такого братства, расстроили мы свою жизнь с русскими». Отец Аникита, услышав это, горько заплакал и, попросив у всех прощения, взяв с собой привезенную им из России икону святителя Митрофана Воронежского, отправился из Пантелеимонова монастыря в Ильинский скит, где был встречен так же радушно, как первоначально и в Руссике.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Ответов: 1. Последний ответ: Это и прекрасно, что они все похожие и все разные. Образ Покров Пресвятой Богородицы, но здесь ик. посвящена св.Роману Сладкопевцу,т.е.была написана для Романа, как именная и он родился под этот праздник. Слева Андрей Христа ради юр. и его уч-к. Спр [...] Добавлено на опознание: 2018-02-08 23:18:51 Владелец: koc2484 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Шедеврально! Вы превзошли всех желающих опознать свои иконы. Это ночная фотосъемка? )) На первой фотографии Святая великомученица Варвара. http://pravicon.com/icon-1353 На второй - икона Пресвятой Богородицы " Печерская " . Наверное )) http:/[...] Добавлено на опознание: 2018-02-08 23:11:40 Владелец: koc2484 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Спас Вседержитель. Хромолитография. Конец 19 - начало 20 в.в. http://pravicon.com/icon-422 Добавлено на опознание: 2018-02-08 23:10:55 Владелец: koc2484 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Избранные святые " . Слева - (?), далее - Святитель Митрофан(Митрофаний) Воронежский, чудотворец; апостол Варфоломей (в центре); прп. Тихон Калужский (?)и мч. Галактион. Икона 19 века, скорописная. Вероятно, была под окладом. Добавлено на опознание: 2018-02-08 10:08:33 Владелец: N1980 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась по наследству. Написана на дереве. Хотелось бы узнать что за икона и кто изображен на ней Ответов: 3. Последний ответ: А слева может быть Митрофан Воронежский еп. Добавлено на опознание: 2018-02-08 10:04:01 Владелец: N1980 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-02-08 10:03:05 Владелец: N1980 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-02-08 10:01:39 Владелец: N1980 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-02-06 16:36:18 Владелец: Dmitritlt Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/20

Первый не думал о значении схимы и только пред смертию облечен в нее, – не быв достойным ее; теперь он без схимы. Другой постоянно желал быть в схиме, его не облекли в нее. Праведный Бог , защищающий сердца наши, по смерти даровал ему схиму». Когда откопана была земля, нашли точно так, как говорил Пимен Преподобный покойно предал дух свой Богу. «В день преставления его, прибавляет повествователь Поликарп, явились три столба над трапезою и отсюда перешла на верх церкви, о чем сказано в летописце. – Впрочем знает только Бог, показавший это знамение, для сего ли блаженного было оно, или по иному смотрению». По древней летописи, явление огненного столпа над трапезою, явившегося в двух местах на церкви, было 11 февраля 1110 года 68 . Потому блаженную кончину преп. Пимена надобно отнесть к 1110 году, как и относит одна летопись 69 . – Мощи преп. Пимена почивают в Антониевой пещере 70 . Кондак преподобному: «Долговременную болезнь благодарне претерпевшаго, приидите сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго: иже бо иногда за смрад болезни бе гнушаем, сей ныне благоухание испущает с верою к раце мощей его приходящим и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих; прииди, Пимене, к нам и ничтоже успеет враг на ны». Открытие мощей св. Митрофана Воронежского В сей же день празднуем открытие мощей св. Митрофана Воронежского (1832 года). 67 Сказание Поликарпа о пострижении Пимена замечательно и потому, что в нем виден тот же чин пострижения, что употребляется и ныне. «Се впадоша к нему, аки скопцы светли со свещами, идеже лежаше Пимен, нося с собою евангелие и свиту и мантию и куколь и все, еже на потребу постриганию и глаголаше ему, хощеши ли пострижем – тя? Он же с радостию обещася им, глаголя, Господь вы посла, господие мои, исполнитя желание сердца моего. Они же ту абие начаша вопросы творити: что прииде, брате, припадая к святому жертвеннику сему и святей дружине сей? желаеши ли сподобитися мнишескому великому ангельскому образу? и прочая вся по ряду сотвориша, яко же есть писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Смирению его и желанию в безвестности скончать свои дни не нравилось такое избрание, но покорный воли Божией, он в 1666 году был произведен Преосвященным Павлом, Митрополитом Сарским и Подонским в игумена Яхромской обители. Десять лет настоятельствовал Святитель Митрофан в этой обители. Возлюбивши благолепие дома Господня, он, в первый же год своего игуменства, устроил в эту обитель драгоценно-украшенное, большого формата Евангелие, доселе хранящееся в ней. На этом Евангелии находится следующая надпись: «лета 7174 (1666) марта 25 дня выменяно сие Евангелие Володимерского уезда Пречистой Богородицы и Преподобного отца Козмы Яхромского чудотворца при игумене Митрофане, что взят из Золотниковской пустыни; а выменял на казенные деньги» (Владимирский сборник, стр. 116, 1867 года). Потом построил новый пространный храм во имя Всемилостивого Спаса нерукотворного его образа. На стенах этого храма, доселе еще целого, по разным местам находятся надписи, свидетельствующие о деятельном попечении и неусыпном труде Святителя Митрофана по устроению этого храма. В 1675 году Святейший Патриарх Иоаким, лично знавший Святителя Митрофана, как «мужа благоговейного и благодетельного» назначил его игуменом Макарьевского Желтоводского монастыря, тогда великого и знаменитого. В этом монастыре почивают мощи Преподобного Макария, основателя обители и Святитель Митрофан с особенной любовью заботился об устроении этого монастыря, глубоко уважая преподобного основателя его. Святитель Митрофан смотрел на Преподобного Макария, как на образец истинного подвижника. Любовь к Преподобному Макарию он засвидетельствовал тем, что пред смертью , принимая схиму, он пожелал быть названным в честь этого подвижника, Макарием. Внутреннее благоустройство обители и внешнее ее благолепие были постоянными заботами Святителя Митрофана. Он устроил в этой обители новую каменную теплую, с трапезой и колокольней, церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В соборном Троицком храме доселе сохранились писанные по его старанию иконы Спасителя, Преподобного Макария, Успения Пресвятой Богородицы, Сошествия Святого Духа и Святого Иоанна Предтечи; а в храме Преподобного Макария, – образ Спасителя с надписью: «1680 года, по обещанию монаха Митрофана».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Любимов Гавриил Маркович (1899) – протоиерей Пантелей-моневской придворной церкви в Ораниенбауме; устроитель церквей, благотворительных учреждений – 119. Магомет (Мухаммед) (ок. 570–632) – основатель ислама – 370. Македонии (IV в) – ересиарх; был осужден II Вселенским Собором – 370. Мария – 29. Мария Александровна – 29. Мария Египетская (522) – преподобная – 91. Марфа и Мария – сестры Лазаря Четверодневного праведного, которого воскресил Господь накануне входа в Иерусалим – 480. Матфей Веселовский ((?) – священник с 1848 по 1855 г. Кронштадтского Андреевского собора; с 1855 по 1876 г. – ключарь, протоиерей там же; в дальнейшем – архимандрит Мел-хиседек, настоятель Оренбургского Свято-Глуховского монастыря – 383, 398. Митрофан Воронежский (1623–1703) – святитель, епископ Воронежский, в св. схиме – Макарий – 335. Моисей (1531 г. до Рождества Христова) – св. пророк, Бого-видец. На Синайской горе принял от Господа 10 заповедей – 120, 293, 350, 357, 433, 485. Нектарьевский Василий Кузьмич (1857) – протоиерей, настоятель Кронштадтского Андреевского собора – 107, 479. Нестор – соловецкий старец – 196. Николай (ок. 345) – святитель, архиепископ Мир Ликийс-ких, чудотворец – 48, 49, 313, 336. Николай I Павлович (1796–1855) – император с 14 декабря 1825 г., третий сын императора Павла I – 214, 215, 433. Онисим (ок. 109) – св. апостол от 70-ти, епископ Ефес-ский – 24. Павел (67) – св. первоверховный апостол, ревностный проповедник Евангелия, автор 14 посланий – 34, 72, 303, 321, 322, 359, 376, 455. Павел Васильевич Трачевский (1895) – настоятель Кронштадтского Андреевского собора с 1857 по 1895 г. – 383. Павловская Анна Андреевна – 29. Пелагея, малютка – 344. Петр (67) – св. первоверховный апостол; брат св. апостола Андрея Первозванного. Один из ближайших учеников Господа. Проповедник Евангелия. Автор двух Соборных посланий – 89, 156, 171, 308, 370, 384, 416, 419, 445. Савватий Соловецкий (1435) – преподобный, чудотворец – 274. Сергий (13141319–1392) – преподобный, игумен Радонежский, всея России чудотворец – 335. Соколов Ал. Ив. – священник – 118. Соломон – сын св. пророка и царя Давида; третий царь израильский; строитель Иерусалимского храма – 264, 405. Таратин Александр Иванович (1899) – диакон Кронштадтского Андреевского собора с 1842 по 1875 гг.; в 1875 г. рукоположен во священника; в 1897 г. возведен в сан протоиерея – 107. Тимофей (ок. 96) – св. апостол от 70-ти; епископ Ефесский – 483. Толстой Алексей Константинович (1817–1875) – граф, русский писатель, поэт, драматург – 75. Филарет (греческий). Вероятнее всего, Филарет Вафидис (кон. XIX в), митрополит Касторийский, профессор богословской школы на острове Халки в Мраморном море; в 1884–1886 гг. напечатал двухтомную историю Православной Церкви и учебник по тому же предмету – 368. Филарет (1779–1857) – митрополит Киевский и Галицкий. В схиме Феодосии. В миру Феодор Георгиевич Амфитеатров – 373.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4 сентября 2011 года в состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря.  http://valuyki-orthodoxy.ru/mon.shtml Это четырёхстолпный пятикупольный кирпичный собор в русско-византийском стиле. Высота храма около 55 м, длина - 37,6 м, ширина - 32 м, глубина фундамента - до 4,5 м. В настоящее время храм четырёхпрестольный: центральный престол освящён в честь святителя Николая Чудотворца; правый придел освящён в честь мученика Евгения; левый - в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, а в нижнем храме находится престол во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года - к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве. Изначально храм был трёхпрестольным: первый престол был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца (Мирликийского) и святой мученицы царицы Александры (по аналогии с именами правившего императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны; второй престол - во имя преподобного Михаила Малеина (в связи с именем царя - основателя монастыря Михаила Романова), священномученика Игнатия Богоносца (в связи с именем настоятеля обители архимандрита Игнатия) и в честь преподобного Серафима Саровского; а третий престол - в честь Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и святителя Дмитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=15810

Величина тогдашнего их монастыря в этих документах показана: 3 сажени в ширину и 16 сажен в длину. Это пространство и теперь видно; оно покрыто могилами на оконечности горы. Там, на месте бывшей церкви, стоит теперь небольшой памятник, и близ него могила схимонахини Елисаветы, честной супруги схимонаха Митрофана, ученика святителя Тихона Задонского , скончавшейся 1765 года, августа 1 дня. Из любви к Богу она оставила мирскую жизнь и богатство, также и честное супружество, по взаимному согласию с мужем своим, и довольное время подвижнически пожила на Каменной горе. Общий голос, хотя и по отдаленному преданию, удостоверяет о схимонахине Елисавете, что она была весьма благочестивой жизни. В то время вокруг Каменной горы был пустынный лес, в котором часто укрывались беглые солдаты и разные бродяги: они приходили иногда к дверям келлии схимонахини Елисаветы, требуя себе пищи. Она же, милосердствуя о ближних, не страшилась их, как опасных людей, но с кротостью, как братьям, подавала им хлеб и овощи. По кончине благочестивой схимонахини Елисаветы, Задонский подвижник Никандр Алексеевич Бехтеев, возымел столь великое уважение к добродетельной ее жизни, что по просьбе его, благословением святителя Тихона, над ее могилой, на Каменной горе, был устроен памятник. Утвержденный благословением святителя Митрофана и одаренный царскими милостями великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей, этот первый женский монастырь на Каменной горе продолжал существовать около ста лет в благоустроенном порядке и изобилии. Но 12 апреля 1769 года в городе Ельце вспыхнул пожар; весь, почти, город сгорел, сгорели многие храмы. Не устоял и женский монастырь; инокини успели спасти только некоторую утварь церковную, и были свидетельницами, как в обгорелом их храме святом остались целы и невредимы среди пламени три св. иконы: Спаса Вседержителя, Троеручицы Божией Матери и Знамения Пресвятой Богородицы Курской, которая и прежде признавалась чудотворной. Эти все три св. иконы одинакового размера большие. Вскоре после случившегося пожара, распоряжением епархиального епископа Тихона II-ro, преемника святителя Тихона Задонского , который в то время пребывал на покое в Задонской обители, повелено было оставшимся без приюта штатным монахиням и послушницам погоревшего Елецкого женского монастыря, что на Каменной горе, переместиться в Воронежский женский монастырь, что и было тогда же исполнено ими. Остались только на своем родном пепелище две старицы: 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафия, усердные рабы Христовы. Они решились лучше жить под открытым небом, нежели оставить свое возлюбленное уединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как формировался приход? Мне почему-то казалось, что рынок, окружающий плотным кольцом храм, накладывает свой отпечаток на специфику этого прихода. Отцу Геннадию вопрос явно не нравится. — Никакой специфики,— говорит он,— люди такие же, как и в других храмах — верующие. Эльвира Владимировна, Нина Павловна, Ольга Олеговна… Я едва успеваю записывать в блокнот имена прихожан храма, которые перечисляет отец Геннадий. Священник рассказывает, что в этот храм ходят большими семьями: не только дети и родители, но и племянники, двоюродные братья и сестры… А еще среди прихожан много тех, кто связан с Воронежем: или жил когда-то в этом городе, или фамильные корни из тех краев. — Запишите: в этот храм ходят те, кто любит святителя Митрофана Воронежского,— батюшка строго следит за пометками, которые я делаю в блокноте.— Это святой, который при жизни своей отвечал за паству по всей строгости и призывал к благочестию. Святитель Митрофан Воронежский, чудотворец, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле предположительно в семье священника. Половину своей жизни он прожил в миру, был женат и имел детей. На сороковом году он овдовел и решил посвятить себя Богу. Он был пострижен в иночество в Золотниковском Успенском монастыре недалеко от Суздаля. О его строгой жизни, полной глубокого смирения, стало известно в монашеской среде. Подвижник был рукоположен в иерейский сан и возведен в игумены соседней Яхромской обители. Затем будущий святитель около семи лет настоятельствовал в обширной Костромской Унженской обители, и за это время монастырь достиг процветания. С особым почтением относились к игумену Митрофану при дворе. Когда в 1682 году была образована Воронежская епархия, царь Феодор Иоаннович предложил назначить его первым ее епископом. Епископскую хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. Любя церковное благолепие и радея о нем, в своем быту он был более чем скромен. Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробных мытарствах, а любимой молитвой — молитва об умерших. В своем «Духовном завещании» святитель назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010