Он стремился, чтобы его Александрийская кафедра была самой первой, если не во вселенской Церкви, то, по крайней мере, в Восточной ее части. Действительно, свт. Кирилл заботился о своей Церкви. Но объяснить только этим его борьбу против Нестория мы не имеем оснований, потому что еще до начала споров с Несторием св. Кирилл в своих творениях, написанных в этот период, критиковал родственную Несторию христологию. Ниже будут рассмотрены точки зрения различных богословов о том, насколько «зрелой» является христология свт. Кирилла до периода споров с Несторием. Вначале, когда появилось учение Нестория, свт. Кирилл первые свои сочинения, направленные против него, составил так, что в них обсуждалось и критиковалось только учение Нестория, а имени его там не упоминалось. Свт. Кирилл заботился, в первую очередь, о защите истины православного вероучения. С другой стороны, чем сильнее была бы Александрийская Церковь , тем лучше она могла бы защищать православие. Именно поэтому свт. Кирилл заботился и о положении Александрийской кафедры, ее отношении с другими кафедрами. Позже свт. Кирилл пишет послание самому Несторию. Оно составлено в почтительных выражениях и свт. Кирилл просит Нестория отказаться от неправильного учения, указывая на всецерковный соблазн, который вызывает его христологическая доктрина. Смута была во всем мире: на Востоке и на Западе. Повсюду обсуждалось учение Нестория, оно вызывало негодование везде, кроме родины Нестория – Сирии. Почти все защитники Нестория были в Сирии. Несторий ответил свт. Кириллу с раздражением. И при дворе столкновение Александрийского и Константинопольского архиепископов также вызвало большое раздражение. Не потому, что там считали Нестория полностью правым, а потому что не хотели нарушения церковного мира. Свт. Кирилл употребил очень много усилий, чтобы при дворе его поняли. Самое пространные послания св. Кирилла, разъясняющие христологическое учение – это его послание императору и так называемым, царицам. Не называя цариц по имени, он обращается к супруге императора Феодосия II и к трем его сестрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Библиография Творения святых Отцов и другие источники 1 . Деяния Вселенских Соборов в 4-х т. Спб., 1996. 2 . Добротолюбие/в русском переводе в 5-ти т. Репринт. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 3 . Афанасий Великий , св. Творения в 4-х т. Репринт. М., 1994. 4 . Василий Великий , св. Творения в 5-ти т. Репринт М., 1993. 5 . Василий Великий , св. Письма. Минск, 2003. 6 . Григорий Богослов , св. Собрание творений в 2-х т. Минск – Москва, 2000. 7 . Григорий Нисский , св. «Большое Огласительное Слово». Киев, 2003. 8 . Григорий Нисский , св. «Об устроении человека»./Восточные отцы и учители Церкви IV Века. Антология. М.,1999. 9 . Диадох Фотики йский , св. «Слово аскетическое». В переводе К. Попова . Киев, 1903. 10 . Диадох Фотики йский , св. «Подвижническое слово». Добротолюбие т. III. 11 . Иоанн Златоуст , св. Полное собрание творений. Репринт М., 1993. 12 . Иоанн Златоуст , св. Творения в 12-ти т. Свято – Успенская Почаевская Лавра, 2005. 13 . Иоанн Златоуст , св. «Беседы на послание к Римлянам». Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. 14 . Иоанн Златоуст , св. «Беседы на книгу Бытия». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 15 . Исидор Пелусиот , св. Письма в 2-х т. М., 2000. 16 . Исихий Иерусалимский , св. Добротолюбие. 2 т. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 17. Жития святых святителя Димитрия Ростовского . Месяц ноябрь. М., 1997. 18 . Кирилл Александрийский , св.«О поклонении и служении в духе и истине»/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. VIII. М., 2000.19. Кирилл Александрийский св. «Γлафира, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея»/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. IX. М., 2001. 20 . Кирилл Александрийский , св. «Толкование на Евангелие от Иоанна». Часть I/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. IX. М., 2001. 21 . Кирилл Александрийский , св. «Толкование на Евангелие от Иоанна». Часть II/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. X. М., 2002. 22 . Кирилл Александрийский св. «Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе Кириллом, архиепископом Александрийским, когда святой собор потребовал яснейшего изложения их».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Свт. Кирилл Александрийский .Ответы Тиверию диакону с братией/перевод с сирийского и примечания Е.А.Заболотного, М.Г.Калинина; перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иером. Феодора (Юлаева) //БВ. 2015. 18–19. Вып. 3–4. С.342–379. Свт. Кирилл Александрийский .Разъяснение догматов/перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иером. Феодора (Юлаева) //БВ. 2016. 20–21. Вып.1–2. С.298–326. Творения свт. Кирилла Александрийского . М.: Паломник, 2001. Кн.2. Творения свт. Кирилла Александрийского . М.: Паломник, 2002. Кн.3. Творения блаженного Феодорита Кирского . М.: Паломник, 2003. Творения свт. Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. СПб.: СПбДА, 1903. Т.9. Кн.2. Творения свт.Никифора, архиепископа Константинопольского. Ч.1. М.: СТЛ, 1904. (ТСО; т.65). Творения свт.Никифора, архиепископа Константинопольского. Ч.2. М.: СТЛ, 1907. (ТСО; т. 67). Литература Никулин М., свящ.«Толкование на Послание к Евреям» свт. Кирилла Александрийского : проблематика, обзор источников, изданий и исследований//ХЧ. 2017. 4. С.55–66. Ткачёв Е. В.Катены//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2013. Т. 31. С.696–750. Феодор (Юлаев) , иером. и др.Кирилл, свт., архиеп.Александрийский//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2014. Т. 34. С.225–291. Jouassard G.L’artivité littéraire de St. Cyrille d’Alexandrie jusquà 428. Essai de chronologie et de synthese//Mélanges E. Podechard. Lyon, 1945. P.159–174. Margerie B., de.Introdurtion à l’histoire de l’exégese. Paris: Cerf, 1980. Vol.1. P. 270–303. Χρστου Π.Ελληνικ Πατρολογα. Τ. Δ’. Θεσσαλονκη: 1 Margerie B.,de.Introduction à l " histoire de l " exégese. Paris, 1980. Vol.1. P.270; ΧρστουΠ. Ελληνικ Πατρολογα. Τ.Δ’. Θεσσαλονκη, 1993. Σ.366. 2 Jouassard G.L " activite littéraire de St. Cyrille d’Alexandrie jusquà 428. Essai de Chronologie et de synthèse//Mélanges E. Podechard. Lyon, 1945. P.173. 4        Wilken R L.Cyril of Alexandria, Biblical Exegete//Handbook of Patristic Exegesis: The Bible in Ancient Christianity/ed. Ch. Kannengiesser. Leiden; Boston, 2004. Vol.2. P. 856–861.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Будучи преемником святого Афанасия Великого , а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя успеха своих убеждений. Дата его рождения нам неизвестна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил духовной карьере и был рукоположен во епископа александрийского в 412 году. Он был племянником Феофила и епископом стал не случайно – в египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей- " выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника – Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст , вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном». С неменьшим основанием то же самое прозвище подходило и святому Кириллу. Когда в 417 году тело Златоуста было привезено в Константинополь, Кирилл негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?» Свою бурную карьеру Кирилл начал диаконом при Феофиле и в этом качестве присутствовал на соборе «под дубом», осудившем, как мы помним, Златоуста. Позднее, уже будучи епископом, он непосредственно участвовал в знаменитой ссоре с представителем императора, префектом Египта Орестом. В общей смуте участвовали также и монахи, толпами пришедшие из пустыни на зов Кирилла. Во время уличных демонстраций один из монахов, Аммоний, был задавлен насмерть, и Кирилл немедленно объявил его мучеником. Историк Сократ по этому поводу замечает, что люди благоразумные отнеслись к энтузиазму Кирилла с неодобрением, правильно полагая, что Аммоний погиб не за веру, а исключительно по своей собственной глупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Несторий начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто именует Пресвятую Деву Марию Богородицей. Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей. Несторий, ожидая прибытия епископа Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали заседание. Председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму. Этой же мере подвергся и Несторий. Вскоре святители Кирилл и Мемнон были освобождены, и заседания Собора продолжались. Несторий, не подчинившийся определению Собора, был лишен сана и по повелению императора сослан в отдаленное место Сасим, в Ливийской пустыне, где он скончался в тяжелых мучениях: его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара - в нем завелись черви. Определение Ефесского Собора подписали также епископ Иоанн Антиохийский и остальные сирийские епископы. Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков. Мягко и осторожно святитель Кирилл подходил к тем, кто по своей простоте и неведению впадал в ложное мудрование. К одному старцу, подвижнику высокой жизни, неправильно мыслившему о ветхозаветном праведнике архиерее Мелхиседеке как о Сыне Божием, святитель обратился с просьбой помолиться Господу, чтобы Он открыл, как правильно мыслить об этом праведнике. Через три дня старец пришел к святителю Кириллу и сказал, что Господь открыл ему, что Мелхиседек был архиереем и обыкновенным человеком.

http://patriarchia.ru/db/text/910767.htm...

Наряду с массой житий святых, авторство которых не указано, много произведений, преимущественно гомилетического характера, подписанных именами их авторов. Список этих византийских, западных, южнославянских и русских авторов весьма внушителен. Это – Анастасий, монах Горы Синайской, святитель Андрей Критский , Антиох, Аркадий Кипрский, Афанасий Александрийский , Брунон, епископ Вюрцбургский, Василий Великий , Василий Селевкийский , Георгий, архиепископ Александрийский, Георгий Экзарх, Герман, архиепископ Александрийский, Григорий Цамблак, Григорий инок, Григорий, папа Римский , Евагрий, Евсевий епископ, Евфимий инок, Евфимий, патриарх Тырновский, Епифаний Кипрский , преподобный Ефрем Сирин , Иоанн Златоуст , Иоанн Дамаскин , Иосиф Волоцкий , Исаак Сирин , Кирилл Александрийский , Леонтий, епископ Кипрский, Максим Грек , старец Памва, Пахомий Серб, Прокл, архиепископ Константинопольский, Севернан, епископ Авальский, Симеон Богослов , Симеон Метафраст , Симеон Месопотамский, Тимофей, архиепископ Александрийский, преподобный Феодор Студит , Феофил Александрийский, Филолог Черноризец и др. Но и при таком богатстве содержания Макарьевских Миней некоторые исследователи называют произведения духовной письменности, не нашедшие места в составе Миней. В ответ на это можно привести мнение В. Лебедева о том, что святитель Макарий имел «не научную цель, а нравственную дать на каждый день года чтение «великую душевную пользу» читателям и слушателям» 56 . Наиболее объемное исследование, посвященное Великим Макарьевским Четиям-Минеям, принадлежит американскому исследователю Д. Б. Миллеру 57 , который попробовал увидеть в их содержании идейную направленность «обилие текстов макарьевского собрания показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом царств» 58 , – пишет он. Что же касается представлений о христианском царе, то в Минеях были собраны различные произведения, основанные на наставлениях диакона Агапита византийскому императору Юстиниану (VI в.). Различные русские жития также показывают образ православного государя, его покровительство церквам и монастырям. Московские государи везде в Минеях называются «царями», «самодержцами всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

9-е Святого Кирилла, архиепископа Александрийского Кирилл, родом Египтянин, племянник патриарха Александрийского Феофила, родился во второй половине IV столетия, получил замечательное образование, почерпнутое им преимущественно, как он сам говорит, из учения писаний древних учителей, причём ему хорошо были известны и языческие писатели’. Довольно долго жил он с иноками в Нитрийской пустыне – под руководством благочестивого старца Серапиона. Потом был вызван в Александрию дядей своим патриархом Феофилом, и поставлен им в диаконы; продолжал своё духовное образование под руководством дяди; был с ним в 404-м году на соборе, осудившем святого Златоуста (и, к сожалению, долго ещё оставался предубеждённым против этого святителя под влиянием враждебных отношений к нему Феофила 72 . Ещё при жизни Феофила Кирилл успел приобрести общее уважение безукоризненною строгостью своей жизни и прославился, как красноречивый проповедник; поэтому, по смерти Феофила, в 412 г. был избран преемником своего дяди на патриаршем престоле Александрийском и вскоре оказался одним из самых влиятельных деятелей своего века, в особенности в делах Востока. В это время Церковь страдала от различных ересей; великие испытания предстояли в борьбе с представителями этих разнообразных ересей, между которыми иные пользовались большой силой, опираясь на сочувствие к значительно распространённым лжеучениям. Кирилл выступил твёрдым и неуклонным до конца жизни борцом за православие. Первым делом его было изгнание из Александрии новатиан 73 , но так как они были значительно распространены в этом городе, то эта мера возбудила против Кирилла многочисленных врагов. Число их ещё увеличилось, когда он прибегнул и к другой крутой мере против Евреев, а именно – за произведённое ими в городе ночью смущение, среди которого они погубили множество христиан, Кирилл осудил иных на смерть, иных – на изгнание и конфискацию имущества. Этим восстановил он против себя и начальника города – Ореста, державшего сторону Иудеев, и он открыто стал действовать против патриарха; подал даже на него жалобу императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.368–405. 2675. 2689. Шабуров Н.В. Кирилл Александрийский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.  Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1.  Библиография работ автора: Творения Святого Отца нашего Кирилла Александрийского. – М.: Паломник, 2000 – 2001. – Т. 1 –3. (Библиотека Отцов и Учителей Церкви). Разговор с Несторием о том, что Святая Дева – Богородица, а не Христородица; Слово против тех, кто которые не хотят исповедовать Святую Деву Богородицею// Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1998. – Вып. 3. К епископам, сущим в Ливии и Пентаполе (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  Катехизисы. – Сергиев Посад, 1893. Слово о исходе души и Страшном суде. – М., 1995. Слово о исходе души и Страшном суде. – Самара: Самарский дом печати, 1997. Слово о исходе души и Страшном суде//Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. – М.: Путем зерна, 1997.  Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею; Разговор с Несторием о том, что Св. Дева — Богородица, а не Христородица/Пер. с греч.: свящ.  В. Дмитри­ ев// Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1 998. – 3. Пресвятая Троица и воплощение//Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994. Фрагменты сочинений//Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. Святитель Кирилл Александрийский (376-444) — один из самых знаменитых и почитаемых Отцов Церкви, выдающийся богослов, полемист и экзегет, автор многочисленных сочинений, знакомство с которыми и сегодня необходимо каждому православному христианину.

http://bogoslov.ru/person/2930781

Святитель Александр, епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием. Когда святой Афанасий достиг 21 года, святитель Александр рукоположил его в диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра на Никейский Собор (325 г.), где выступил с опровержением ереси Ария. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником. Ариане, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя Афанасия и изгнания его в Трир. По приказу благоволившего арианам императора Констанция архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий. Святитель Афанасий отправился в Рим к папе Юлию I (337–352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным с догматами Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) святой Афанасий оказался в изгнании в Фиваидской пустыне. После бесславной смерти Юлиана Отступника святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года. Оставил огромное духовное наследие, почитается как великий учитель Церкви. Свт. Афанасий Великий Святитель Кирилл Александрийский — происходил из знатной и благочестивой христианской семьи, был хорошо образован. В юности вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Писал увещевательное послание к еретику Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался в 444 г.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

Дольше всех церковной реабилитации святого Иоанна противилась, естественно, Александрия. Пока был жив Феофил, этого произойти никак не могло. Враждебное к памяти Златоуста упорство Феофила вызывало несогласие со стороны многих христиан Египта, в том числе и пользовавшихся широкой известностью. Так, преподобный Исидор Пелусиот писал тогда: «Египет всегда был врагом Моисея, приверженцем фараона. Теперь против святого учителя выдвинул этого Феофила, человека жадного до драгоценных камней и золота. К нему примкнули… четыре отступника, как и он: Акакий, Севир, Антиох и Квирин. И они его уничтожили» . Сторонники Феофила шельмовали его обличителей как оригенистов. В 412 году Феофил умер. Несмотря на его невысокие моральные качества, имя почившего архиепископа было, естественно, внесено в Александрийский диптих, а впоследствии в Александрийской Церкви он даже некоторое время почитался как святой. В канонический корпус Вселенской Православной Церкви вошли его 14 правил. После смерти Феофила на Александрийскую кафедру был поставлен его племянник святой Кирилл, который унаследовал от дяди властный характер, но был человеком более гибким, более совестливым, а кроме того, обладал гораздо лучшим богословским образованием. Но и он на первых порах противился реабилитации Златоуста, вероятно искренне убежденный в справедливости его осуждения. Когда из Константинополя правительством и архиепископом Аттиком ему было предложено внести в Александрийский диптих имя Златоуста, он отреагировал на это с вызывающей резкостью: «Зачислить низложенного Иоанна в епископы – это все равно что Иуду поместить среди апостолов». Он «говорил, что его дядя Феофил был судьей на соборе, и он, Кирилл, хорошо знает дело. Есть даже предположение, что и сам Кирилл в окружении дяди Феофила был на соборе “Под дубом”» . Но до конца отстаивать безнадежное и неправое дело Кирилл не стал и в 419 году уступил, распорядившись внести в Александрийский диптих имя оболганного угодника Божия, к которому он, по крайней мере прежде, испытывал наследственную неприязнь.

http://pravoslavie.ru/49552.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010