И. неоднократно упоминается в Киево-Печерском патерике (сложился в 20-х гг. XIII в.). В повествовании об Успенском соборе рассказывается, что на его освящение 14 авг. 1089 г. чудесным образом прибыли епископы, в т. ч. И., к-рые не были приглашены митрополитом. При перечислении имен архиереев - выходцев из Киево-Печерского мон-ря в основном соблюден хронологический порядок. И. назван после Переяславского митр. Ефрема , поставленного на кафедру между 1073 и 1076 гг., и ранее Новгородского еп. Германа , хиротонисанного в 1078 г. В патериковом Слове о Никите Затворнике (см. Никита , свт., еп. Новгородский) И. назван среди печерских монахов, принявших участие в изгнании из Никиты беса (Древнерусские патерики. 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401). И. находился в мон-ре в то время, когда Никите стало известно о гибели в Заволочье новгородского кн. Глеба Святославича, что произошло в 1078 г. (НПЛ. С. 18; ср.: Там же. С. 201; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199-200; обоснование датировки см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 217, 221). Дата кончины И. неизвестна. В Проложной редакции Жития святителя кон. XVI - нач. XVII в. сказано, что он скончался «на второе лето по освящении церкве печерския», т. е. в 1090 г., такое же указание содержится и в редакции Жития И., составленной в 1647-1656 гг. для Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. 714). Эта дата, заимствованная церковными историками XIX в. из позднейших источников, представляется сомнительной. Следующий Ростовский епископ, о к-ром сообщают источники,- Нестор , был поставлен ок. сер. XII в. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347). Мощи Согласно Житию свт. Леонтия Ростовского (старшая редакция создана во 2-й пол. XII - нач. XIII в.; см.: Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 159; Семенченко Г. В. Житие Леонтия, еп. Ростовского//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный кат.-справ./Ред.: Я. Н.

http://pravenc.ru/text/674806.html

805 Рукоп. Ак. Наук F. 83; там же, «Икона» л. 223, 229, 230. Письмо это писано, вероятно, в начале 1689 года (Смирнов, Патр. Иоаким, стр. 201–202). Именно в это время Исаия был в Москве (Каптерев, Характер отношений России к православному Востоку, стр. 273–274). 809 Приложение I. Соч. I, 477. В январе же 1689 года Димитрий вероятно из Киева ездил в м. Рудню (в 60 верстах от Чернигова) на поклонение иконе Божией Матери и вероятно тогда же написал следующие стихи: На образ Богородице Рудницкия.//Идеже творяшеся железо от блата//Тамо Дева вселися дражайшая злата,//Да людем жестокия нравы умягчает//И железныя к Богу сердца обращает. (Рук. Титова 100, л. 700 об.). 29 марта, в Великую пятницу, тяжелое горе поразило Димитрия: скончалась его мать Марья Михайловна 70 лет от роду (соч. I, 479). В день её похорон 3 апреля в Кирилловском монастыре, где ктитором был отец св. Димитрия, скончался проповедник Киево-Печерского монастыря Феофан Прокопович (двоюродный брат святителя ? ср. выше, стр. 1 и 16). Тогда же записаны рассказы о видении Лазаря Барановича и мученика Ореста. 810 Автор книги: «Св. Димитрий», приписывая цензуру лишь первым, не знал письма Варлаама (в книге «Икона»), отпечатанного в Архиве Ю.-З. России I, V, стр. 276–280. 811 Архив V, 1 стр. 280. Лавра имела, впрочем, право по 7 пункту статей при посвящении Гедеона в 1685, самостоятельно печатать у себя книги Соловьев XIV, 32. 812 Действительно вопрос этот тогда возник среди униатов. Епископ Киприан Жоховский спрашивал (4 августа 1678 г.) разрешения своих сомнений в Риме, так как в России запрещение почитать непорочное зачатие св. Девы вызовет бурю. Служба де тому зачатию ежедневно совершается в Жировицком (Zyroviciense) монастыре. Circumferuniur hie prohibitiones et revocationes Romanae libelli Immaculatae Conceptionis, quod asserunt a Paulo V probatum fuisse, sub data Romae die VII Martii anno 1678 typis reverendae camerae Apostolicae. Item sub data Romae die 17 Februarii anno 1678 ubi expresse prohibetur officium Immaculatae Conceptionis ne illud audeat quisquam apud se retinere legere vel imprimere vel imprimi curare (это учение)...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ЦВ 1-2 (374-375) январь 2008 /  Памятные даты 2008 года 900 лет со дня прославления преподобного Феодосия Печерского 900 лет назад был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви преподобный Феодосий Печерский, преемник основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония. Когда число сподвижников прп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе, а братия избрала игуменом Феодосия. И он начал устройство общежития по уставу цареградского Студийского монастыря: все имущество у братии было общим; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Основанная прп. Антонием и устроенная прп. Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела огромное значение для развития Русской Церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей — пострижеников Киево-Печерской обители наиболее известны святые Леонтий и Исаияепископы Ростовские, епископ Новгородский Нифонт, просветитель вятичей прп. Кукша, писатели прп. Нестор Летописец и Симон. Преподобный Феодосий отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых прп. Феодосий был причислен в 1108 году. Киево-Печерская лавра, колыбель русского монашества, после многих лет запустения при советской власти возродилась в 1988 году.   625 лет со дня явления Тихвинской иконы Божией Матери Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnye_daty_...

В этот день я разделил трапезу, предложенную мне гостеприимным моим хозяином, добрым и почтенным отцом архимандритом Николаем. После обеда я взял своего келейника, отца Аркадия, и отправился с ним к пристани, чтобы на пароходе проехаться по Волге, поглядеть на Ярославль с этой стороны и взглянуть на берега. Толгский монастырь, видимый с парохода, кажется приближеннее по воде, чем сухим путем. Вечером преосвященный слушал всенощную у себя в келиях, а на следующий день, в воскресенье, совершал литургию в своей большой крестовой церкви. Обедал я у него и вечером простился, потому что наутро, 4 числа расположился ехать в Вологду, мой родной город, где я не был с 1848 года. 56 Леонтий, третий епископ Ростовский, но первый из русских (ибо его предшественники, святители Феодор и Иларион, оба были греки), и потому называемый первопрестольником; посвящен из иноков Киево-Печерских (1054–1077), просветитель земли Ростовской и Суздальской, убит язычниками и причтен клику святых в 1230 году. 57 Исаия, постриженник Киево-Печерский, хиротонисан из игуменов обители святого Димитрия в Киеве. Преемник святителя Леонтия; преставился 15 мая 1089 года. 58 Игнатий, хиротонисан из архимандритов Авраамиева Богоявленского монастыря 19 сентября 1262 года; преставился 28 мая 1288 года. 59 Феодор, родной племянник Преподобного Сергия, первый архимандрит Московского Симонова монастыря; хиротонисан в Цареграде Патриархом Нилом в архиепископа Ростовского в 1389 году; преставился в 1395 году. 60 Собор первоначально дубовый, построенный первым Ростовским епископом Феодором в 991 году; он в 1160 году сгорел; но на том же месте при великом князе Андрее Боголюбском был заложен новый каменный храм, который, не будучи еще довершен, разрушился и вновь построен (ныне существующий) собор в 1213 году великим князем Константином Всеволодовичем. См. соч. графа М. В. Толстого : «Древние святыни Ростова Великого», стр. 26, изд. 1860 года. 63 Желающие иметь более подробные сведения о достопримечательностях ростовских, найдут подробное описание оных в сочинении графа М. В. Толстого , которым и я руководствовался, опасаясь сделать ошибку в годах. Прежде мощи св. Леонтия были на вскрытии и почивали в золотой раке, которую в 1609 году поляки похитили; рака, ныне существующая, устроена в 1800 году; она серебряная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Не исключительным в этом отношении представляется случай причтения к лику святых равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. Он довольно долго (более 200 лет) не пользовался общецерковным почитанием, невзирая на его заслуги перед Церковью, пока в день его кончины – 15 июля князь Новгородский Александр Ярославович не одержал победу на Неве, усматривая в том заступничество князя Владимира. С этого времени новгородцы установили празднование памяти князя Владимира как святого. Нередким поводом к канонизации было обретение мощей угодника при копании фундаментов для перестройки церкви и совершение в связи с этим чудотворений. Сам факт открытия мощей не был условием канонизации, но промыслительное открытие, сопровождающееся чудотворениями, являлось вполне достаточным условием таковой (святитель Леонтий Ростовский). Так, в 1439 г., когда в Новгороде один стоявший на паперти церковный гроб был пробит камнем и никто не знал, чьи нетленные мощи в нем почивают, архиепископ Новгородский Евфимий стал молить Бога – как говорится в “Сказании” об обретении мощей, – дабы стало явным, “кто есть лежащий во гробе оном”. И только после того, как “во едину нощь” (то есть через известный промежуток времени) епископу чудесным образом было открыто в видении, что в гробе том лежит архиепископ Исаия, “в схиме Иоанн”, сподобившийся “послужити чудеси святей Богородице честному Ея Знамению” (то есть человек, известный своим благочестием при жизни), – только после этого возданы были почести прославленному нетлением мощей архиепископу Иоанну 9 . Точно так же, когда в Боровичах оказались чудотворные мощи неизвестного святого, то посланная туда в 1544 г. комиссия из духовных лиц “про житие его спрашивала священников, старост и волостных людей, каково его было житие”, узнав таким образом, что новоявленные мощи принадлежат Иакову Боровичскому 10 . Инициатором канонизации могли быть различные носители церковного сознания: князь, епископ, народ, частное лицо. Например, почитание блаженного Прокопия Устюжского началось по частной инициативе одного лица, пришедшего в Устюг, построившего часовню над могилой блаженного и поместившего в ней образ Прокопия. Утвердилось это почитание, конечно, после благословения церковной власти, да и то, надо думать, по требованию устюжских “ратных людей”, которым было явление блаженного Прокопия при походе на Казань в 1471 г. 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Точная копия Годеновского креста будет создана для Казахстанского митрополичьего округа 28 ноября 2019 г. 12:07 27 ноября 2019 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил паломничество в Никольский женский монастырь города Переславля-Залесского. Главу Митрополичьего округа  Русской Православной Церкви в Республике Казахстан встречали епископ Переславский и Угличский Феоктист и настоятельница монастыря игумения Евстолия (Афонина). В Никольском соборе митрополит Александр поклонился главным святыням обители — мощам святого благоверного князя Андрея Смоленского и древнему Корсунскому кресту с частицами мощей известных угодников Божиих, в числе которых Предтеча и Креститель Господень Иоанн, великомученик Димитрий Солунский, великомученик Феодор Тирон, великомученик Георгий Победоносец, великомученик Феодор Стратилат, святители Исаия и Игнатий Ростовские. У монастырских святынь владыка митрополит вознес сугубые молитвы о епископате, пастырях, монашествующих и мирянах Казахстанского митрополичьего округа, о мире и благоденствии Казахстанской земли. Епископ Феоктист рассказал Его Высокопреосвященству о жизни Переславской епархии , и, в частности, о создании копии чудотворного небоявленного Годеновского креста для Сербской Православной Церкви , которая была доставлена в Белград в октябре текущего года. Митрополит Александр и игумения Евстолия обсудили ход работ по созданию точной копии этой великой святыни для Казахстанского митрополичьего округа в ответ на многочисленные пожелания православных казахстанцев. Планируется, что изготовление завершится к концу января 2020 года, и 9 февраля состоится торжественное освящение новосооруженного креста у небоявленной святыни в Иоанно-Златоустовском храме села Годеново Ярославской области. Точная копия креста, «мера в меру», будет храниться в храме святых Царственных страстотерпцев на подворье Иверско-Серафимовского женского монастыря в поселке Ключи Алма-Атинской области. Годеновский крест создан в глубокой древности в Византии, а 9 мая 1423 года чудесным образом был явлен в пределах города Ростова Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/5538218.ht...

Раз один из братии сказал ему: «Исаакий, пойди поймай ворона!» И преподобный принес ему ворона. С тех пор братия стали его почитать. Тогда преподобный стал юродствовать. Он собирал к себе малых детей и надевал на них монашескую одежду. За это игумен, прп. Никон (память его 23 марта), наказывал его, а родители детей даже били. Раз он стал ногами на раскаленную печь, чтобы закрыть трещины, через которые прорывался огонь, и огонь нимало не повредил ему. Жил он в пещере прп. Антония. Бесы кричали ему: «Ты наш, потому что поклонялся нашему князю!» Он же отвечал им: «Я боюсь его как „князя мух " (перевод имени Вельзевул); я не знал коварства вашего, но ныне силою Господа моего и молитвами преподобных Антония и Феодосия я одержал победу над вами». Они старались устрашить его числом своим, делали вид, что засыпают пещеру, являлись к нему ночью в виде гадов, но, ничего не успев, кричали: «Ты победил нас!» Он же отвечал им: «Некогда вы победили меня, явившись в виде, которого вы недостойны, теперь же являетесь в виде скотов, так как таковы вы сами!» Через 3 года они оставили его. Он же усилил свои подвиги и среди них занемог. Перенесенный братией в монастырь, он через 8 дней скончался. • Город Торопец находится в нынешней Тверской обл, а при жизни прп. Исаакия входил в состав Смоленского княжества. В 1711 г. часть мощей его, почивающих в Ближних Антониевых пещерах, была перенесена в родной город (Тверская епархия). Святитель Исаия, епископ Ростовский (+ 1090) Память его празднуется 15 мая в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Исайя был иноком Киево-Печерского монастыря. По просьбе вел. князя Изяслава Ярославича он был послан прп. Феодосием (память его 3 мая) на игуменство  в монастырь Св. мученика Димитрия,  основанный вел. князем. Там он провел 15 лет, «подражая жизни ангельской», после чего был поставлен митрополитом Иоанном во  епископы города Ростова,  тогда еще не утвержденного в христианстве. Святитель Исайя обошел с проповедью Святого Евангелия всю землю Ростовскую и Суздальскую, перебил идолов, крестил многих людей, а верующих утверждал в вере. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием ВЗ («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежением НЗ («яже в благодати преданныа нам святыа книгы... сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть беседовати к себе»). Иноки, среди которых помимо игумена называются преподобные Иоанн (буд. игумен), Пимен постник , Нестор летописец , Матфей Прозорливый, Исаакий пещерник, Агапит врач безмездный , Григорий чудотворец, Григорий «творец кануном», Онисифор «Прозорливец», святители Исаия (буд. епископ Ростовский), Феоктист (буд. Печерский игумен и епископ Черниговский), Николай (буд. епископ Тмутараканский), воспрепятствовали дальнейшему затворничеству Н.: «...приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» (Там же. С. 37-38). После этого, по рассказу Поликарпа, Н. стал вести праведную жизнь («дасть себе на воздержание, чистое, и смиреное, и послушное житие, яко превзити всех добродетелию» - Там же. С. 38), но был в таком потрясении, что вынужден был заново учиться грамоте. Высокий авторитет Н. в среде киевской знати, безусловно, должен был способствовать его возведению на такую важную кафедру митрополии, как Новгородская. После того как во время пребывания в Киеве скончался Новгородский свт. Герман , также бывший пострижеником Киево-Печерского мон-ря, Н. «за многую добродетель его» (Там же) был поставлен епископом в том же 1095/96 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137; НПЛ. С. 473). Митрополитом Киевским, возглавившим хиротонию нового Новгородского владыки, был, наиболее вероятно, Николай (90-е гг. XI в.- нач. XII в.). Архиерейство Н. пришлось на годы княжения в Новгороде старшего Мономашича блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича , вернувшегося на новгородский стол в 1095 г. и остававшегося на нем до 1117 г. Осенью 1195 г. (или зимой 1195/96 г.) в Новгород было перенесено тело Изяслава Владимировича, сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, убитого 6 сент. 1095 г. в битве с кн. Олегом Святославичем под Муромом, на к-рый претендовал черниговский князь; Изяслав был погребен в Софийском соборе. Присутствие в Новгороде Н. в связи с этим событием не отмечается - вероятно, в то время он еще не прибыл на место своего служения. Впервые в летописании Н. упоминается в самом конце зимы (в великое говение) 1096 г., когда новгородцы во главе с Мстиславом Владимировичем выступили в поход на Олега Святославича, к-рый взял к тому времени Суздаль и Ростов и замышлял захватить Новгород, победили его «на Кулацьске» и преследовали до Рязани; успех похода летописец объяснял в т. ч. «молитвами преподобнаго епископа Никыты», к-рый, по-видимому, уже находился в Новгороде (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

И аще хощеши вся увдати, почти лтописца стараго Ростовскаго: есть бо всх болии 30, а иже потом и до нас гршных, мню, близ 50. А ты, брат мой, не епископства ли захотел? Доброе дело! Но послушай, что Павел апостол говорит Тимофею. Прочитавши, ты поймешь, исполняешь ли ты сколько-нибудь то, что подобает епископу. Да если бы ты был достоин такого сана, я от себя не отпустил бы тебя, но своими руками поставил бы сопрестольником себе в обе епископии: во Владимир и в Суздаль. Так князь Георгий и хотел; но, видя твое малодушие, я воспрепятствовал ему в этом. И если ты ослушаешься меня, захочешь власти, сделаешься епископом или игуменом, – проклятие, а не благословение будет на тебе! И после того не войдешь ты в святое и честное место, в котором постригся. Как сосуд непотребный будешь, извержен ты будешь вон, и после много плакаться будешь без успеха. Не в этом только совершенство, брат мой, чтобы славили нас все, но чтоб исправить житие свое и чистым себя соблюсти. Как от Христа, Бога нашего, во всю вселенную посланы были апостолы, так из Печерского монастыря пречистой богоматери многие епископы поставлены были и, как светила светлые, осветили всю Русскую землю святым крещением. Первый из них – великий святитель Леонтий, епископ Ростовский, которого Бог прославил нетлением; он был первый на Руси святитель, которого, после многих мучений, убили неверные. Это третий гражданин Русского мира, с двумя варягами увенчанный от Христа, ради которого пострадал. Об Иларионе же митрополите ты и сам читал в «Житии святого Антония», что им он пострижен был и так святительства сподобился. Потом были епископами: Николай и Ефрем – в Переяславле, Исаия – в Ростове, Герман – в Новгороде, Стефан – во Владимире, Нифонт – в Новгороде, Марин – в Юрьеве, Мина – в Полоцке, Николай – в Тмуторокани, Феоктист – в Чернигове, Лаврентий – в Турове, Лука – в Белгороде, Ефрем – в Суздале. Да если хочешь узнать всех, читай старую Ростовскую летопись: там их всех более тридцати; а после них и до нас, грешных, будет, я думаю, около пятидесяти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Преподобный подавал собою пример инокам; сам участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы для братии. Епископ предложил князю Владимиру учинить обитель Аврамия архимандрией, и Аврамий почтён был саном архимандрита. Святой ревнитель святой веры не миновал и после того преследования злых людей: по ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, взяли его под стражу и представили во Владимир Клязменский. – Кротость и искреннее благочестие его избавили его от истязаний: князь Владимир нашёл донос клеветой злобы и невежества. Оправданный Аврамий более прежнего стал быть предметом любви и уважения. Наконец, почил он в глубокой старости и погребён был учениками в созданной им обители. Таково древнее известие о преподобном Аврамии! По этому повествованию, сличаемому с летописями, подвиги св. Аврамия против Велеса надобно отнести ко времени, следовавшему за кончиной св. Леонтия, а не к 990 году, как показывали иные. Владимир на Клязьме, где был преподобный Аврамий на суде князя Владимира, построен Владимиром Мономахом 384 . – Сан архимандрита, которым почтён был Аврамий, становится известным с XII века, да и из того что до преподобного Игнатия, архимандрита Богоявленского, с 1261 года епископа, насчитывается по синодику только 7 настоятелей, преемников преподобного Аврамия, видно, что преподобный Аврамий скончался в самом начале XII века 385 . С другой стороны, когда св. Исаия прибыл (в 1077 г.) в Ростов, он нашёл в Ростове неутверждённых в святой вере, но не язычников. Таким образом подвиги преподобного против Ростовского язычества начались с 1073 года, а подвижническая жизнь в обители продолжалась долее 30 лет. Что же касается до известий, относящих преподобного Аврамия ко времени равноапостольного Владимира, то и доверяющие им находят в них явные вымыслы и произволы поздних времён 386 . При внуке Мономаха вел. князе Всеволоде Георгиевиче (1176–1212) обретены нетленными мощи преп. Аврамия 387 . Ныне они открыто почивают в серебряной раке, в каменном храме, построенном в 1553 году по распоряжению Грозного царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010