Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре 11 мая 2014 г. 20:27 11 мая 2014 года, в преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевом Варницком монастыре в Ярославской области, основанном на месте рождения Преподобного. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преподобие, отец Пимен! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня у нас особый день. Мы совершаем богослужение на месте рождения святого преподобного Сергия Радонежского в юбилейный год — год 700-летия со дня его рождения. Это богослужение входит в программу наших общецерковных торжеств, и замечательно, что к этому дню Свято-Троицкая Варницкая обитель, претерпевшая в XX веке страшные разрушения, не просто полностью возрождена и восстановлена, но в ее стенах появилось много нового — того, что сегодня жизненно необходимо Церкви. Обитель была создана в самом начале XV века. Как и всё, что тогда строилось на Руси, за редчайшим исключением, монастырь был построен в дереве: деревянные храмы, деревянные кельи, деревянная ограда; а дерево хрупкий материал. Такова уж, видимо, судьба России, где мало сохранилось древних памятников, — именно потому, что главным строительным материалом было дерево. Но, тем не менее, обитель расцвела. Она никогда не была богатой, но была очень почитаемой. Сюда стекались на богомолье святые угодники Божии — святитель Иов, первый патриарх Московский; святой Димитрий, святитель этой Ростовской земли; святитель Филарет, митрополит Московский; святой праведный Иоанн Кронштадтский; святитель Тихон, патриарх Всероссийский и многие другие. Совершенно неслучайно эта скромная обитель так притягивала к себе людей, — потому что она была создана на месте дома, где родился святой преподобный Сергий Радонежский. «Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный», — эти замечательные слова находим мы в акафисте святому преподобному Сергию Радонежскому. Он был сыном радости — для кого? В первую очередь, наверное, для родителей. И сразу приходит на ум такая параллель: а каждый ли из современных родителей может назвать своих детей сынами радости? Как часто приходится слышать из уст отцов и матерей, что дети их — сыны и дочери не радости, а горя, которые приносят горе не только самим себе, но и родителям и окружающим. Почему же одни становятся сынами и дочерьми радости, а другие — сынами и дочерьми горя человеческого?

http://patriarchia.ru/db/text/3645618.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иовпатриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

Когда Московский собор, 1447 года, положил начало независимости Российской православной Церкви от Константинопольской, без нарушения единения с Восточною Церковию по учению и духу, и когда взятие Царьграда Турками довершило убеждение в необходимости самостоятельной Иерархии для России: тогда уже не посылали в Константинополь, для посвящения в Митрополиты Всероссийские, пастырей, избранных и нареченных при гробнице первосвятителя Московского Петра. В Москве, которая составляла с XV века средоточие России, в первопрестольном храме, доме Пресвятыя Богородицы, началось рукоположение Святителей. По актам известно нам 404 древнейшее и едва ли не первое поставление Митрополита Всероссийского Иоасафа 1539 года. В соборной церкви, в присутствии Царя, знатнейшего Духовенства и Бояр, совершалось избрание в Святители тремя жребиями, кои полагаемы были в киоту Владимирские Богоматери письма Св. Евангелиста Луки. После моления, один из трех запечатанных жребиев вынимался и распечатывался торжественно; тогда обявляли избранного, которого Царь с Духовенством сопровождал до Западных дверей собора, где передавал его Архиереям, которые вводили новонареченного через большие сени в Митрополичью Белую палату, бывшую при церкви Риз положенской за собором, на Патриаршем дворе, и там посаждали на особом столце, на креслах с золотым изголовьем 405 . После рукоположения, новопоставленный Владыка по чиноположению возводим был в соборе на Святительское каменное место, где, как выше замечено, Царь вручал ему жезл и говорил речь, на которую ответствовал ему Святитель благодарственным словом. В 1581 году хиротонисан Русскими Архиереями в Успенском соборе последний Митрополит Московский и всея России Дионисий 406 . Когда учреждено было Патриаршество в столице России: тогда первый Патриарх Иов рукоположен был в Успенском соборе Константинопольским Патриархом Иеремиею, 1587 года. После него, там же девять Патриархов принимали рукоположение и сами избирали по жребию и поставляли Иерархов 407 , которые и доныне хиротонисуются в сем первопрестольном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Булгакова (Преподобный Иосиф Волоцкий . СПб., 1865), О. Миллера (Вопрос о направлении Иосифа Волоколамского//ЖМНП. 1882. 4). Крайне тенденциозны посвященные этой теме сочинения автора XX в. Я.С. Лурье (Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960 и другие работы). В ряде исследований рассмотрены церковные Соборы XVI-XVII вв. Особенно много работ посвящено Стоглаву. О Стоглавом Соборе писали И.В. Беляев (Материалы для истории Русской Церкви: О Стоглаве (против раскольников)//ЧОЛДП. 1878. 7, 9, 11, 12), И.Н. Жданов (Материалы для истории Стоглавого собора//Соч. М., 1904. Т. 1), Н.И. Лебедев (Стоглавый собор 1551 г.: Опыт изложения его внутренней истории. М., 1892). Наиболее глубокий источниковедческий анализ Стоглава дан в книге Д.Ф. Стефановича «О Стоглаве: Его происхождение, редакции, состав» (СПб., 1909). Новый источниковедческий материал содержит монография Е.Б. Емченко «Стоглав: происхождение и рукописная традиция XVI-XVII вв.» (М., 1995). Соборам XVII в. посвящены исследования Н. Виноградова (Церковный Собор в Москве 1682. Смоленск, 1899), Г.О. Воробьева (О Московском Соборе 1681–1682 гг. СПб., 1885), сборник документов «Восстание 1682 г. в Москве» (М., 1976). Изучению биографий митрополитов, патриархов и выдающихся церковных деятелей посвящены исследования В. Жмакина (Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881), К. Заусцинского (Макарий, митрополит всея России. М., 1881), архимандрита Макария (Веретенникова) (Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси и его время. М., 1997), Д. Дмитриева (Святейший Иов, первый Патриарх на Руси. М., 1907), С. Кедрова (Жизнеописание св. Гермогена, Патриарха Московского и всея России. М., 1912), В. Соколова (Святейший Патриарх Гермоген. М., 1912; Святитель Ермоген: Сб. материалов. М., 1997), А.А. Воронова (Патриарх Филарет. СПб., 1897), И.А. Шляпкина (Святитель Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891), П. Смирнова (Иоаким, Патриарх Московский. М., 1881) и др. Институты церковного управления исследованы в работах М.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Архангельском соборе в Кремле хранилась чудотворная Смоленская Иоасафовская икона, которую связывали с И. Однако икону, по всей видимости, необходимо датировать XVI в.; вероятно, она принадлежала митр. Иоасафу (Скрипицыну; † 1555) ( Щенникова Л. А. «Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская» из Архангельского собора Моск. Кремля//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 69-74). 21 нояб. 1640 г. престарелого патриарха соборовали, через неделю И. скончался. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля, у юж. стены, рядом с гробницей патриарха Филарета. В качестве молитвенного вклада о почившем первосвятителе в Успенский собор были переданы блюдо, 20 янв. 1641 г.- книга творений свт. Григория Богослова «из его патриаршии келейной казны». 859 р. было роздано на сорокоуст. 6 мая 1643 г. царь Михаил Феодорович дал по И. заупокойный вклад - 200 р. На гробницу патриарха был изготовлен киот с образами. Чин избрания последующего патриарха - Иосифа начинается с извещения о кончине И., к-рый, «оставя свой святительский престол, отъиде с миром в вечное блаженство, в Небесное Царство». Иерархи, собравшиеся в Успенском соборе для избрания нового Предстоятеля, прикладывались к святыням и к гробницам патриархов Филарета и И., «и над гробом великаго святителя погребальнаго плача песнь, яко долг некий воздающее отцу своему и пастырю за его духовную и неизмеримую ко всем яже о Христе любовь» (ДРВ. Ч. 1. С. 164, 170). В Патриаршем дворце, воздвигнутом в Кремле по повелению патриарха Никона , имелись написанные по его благословению «портреты шести патриархов, бывших со времен Иеремии Константинопольского: первый из них Иов, затем… Филарет, Иоасаф и Иосиф» ( Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005. С. 481). Соч.: Память тиуну И. В. Манойлову и поповскому старосте, никольскому попу Панкратию//ААЭ. Т. 3. С. 401-405, 264; Досифей ( Н емчинов), архим. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1858. Ч. 3. С. 263-267 [«Лествица властем»]; Мнение Иоасафа патриарха и всего освященного Собора//ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 372-374; РИБ. Т. 2. Стб. 552-553, 160 [грамота в Сийский мон-рь об Иосифе (Курцевиче)].

http://pravenc.ru/text/578112.html

На другой день было еще «благовестие патриаршее». Филарет облачился в соборной церкви, в приделе Похвалы Богородицы, во все святительские ризы и совершил в алтаре краткое молебствие, стоя в царских дверях. Когда же, окончив молебствие, он вышел из царских дверей, то к нему приблизились посланные от патриарха Феофана Вологодский архиепископ Макарий и Коломенский епископ Рафаил и сказали: «Святейший Иерусалимский патриарх Феофан и с ним освященный Собор призывают твою святыню на патриаршество Богом спасаемого царствующего града Москвы и всея Великия России». Филарет отвечал: «Так как святейший господин наш и патриарх великого града Иерусалима и всей Палестины Феофан и с ним освященный Собор судили меня, недостойного, быть в таковом служении, благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Потом Филарет разоблачился, и соборный протопоп и протодиакон повели его на патриарший двор в палату, где уже заседали на своих местах патриарх Феофан, прочие архиереи и духовенство. Филарет три раза поклонился Собору, поцеловал у Феофана правые колено, руку и ланиту, поцеловался со всеми другими архиереями и был посажен на особое седалище. Протодиакон взял кадильницу и начал кадить иконам, обоим патриархам и всему духовному чину, а певчие в это время пели многая лета преосвященному патриарху Московскому и всея России Филарету. Так вполне окончилось наречение его на патриаршество. В четверг, 24 июня, совершено было в Успенском соборе Иерусалимским патриархом Феофаном и прочими архиереями самое поставление Филарета Никитича в сан патриарха по тому самому чину, по которому некогда был поставлен первый Русский патриарх Иов, с весьма незначительными отличиями в подробностях, почему мы и не станем излагать этого священнодействия. По случаю такого торжества царь устроил для знатного духовенства богатую трапезу в своей Золотой палате. За одним столом сидел Иерусалимский патриарх, за другим — царь с своим отцом, Московским патриархом, за третьим сидели прочие архиереи, архимандриты и игумены.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

Иов, первый патриарх Российской Церкви, за противодействие самозванцу с позором был низведен им с патриаршего престола и заключен в Старицкий монастырь, где он и скончался 19 июня 1607 года. Наконец, патриарх Гермоген, неустрашимый борец против врагов Церкви и отечества во время нашествия поляков на Москву, был уморен ими голодом и скончался 17 января 1612 года, после десятимесячного заключения в Московском Чудовом монастыре. Сам престарелый патриарх Иосиф торжественно перенес гробницу патриарха Гермогена в Успенский собор. За гробом патриарха Иова был послан другой старец, митрополит Ростовский Варлаам. С первых же дней Великого поста начались большие приготовления к отправлению посольства на Соловки за мощами святителя Филиппа. Во главе посольства было приказано ехать митрополиту Никону, другу царя, к митрополии которого к тому же принадлежала тогда Соловецкая обитель. Сопровождать митрополита назначен был князь Иван Никитич Хованский и многочисленная свита из духовенства и государевых служилых людей. Многие бояре и сами спешили испросить себе отпуск на Соловки помолиться. По приказанию государя для чудотворцевых мощей был приготовлен на казенном дворе бархатный покров. Более недели прошло в приготовлениях. Наконец, 11 марта, в четверг на второй неделе Великого поста, состоялись торжественные проводы митрополита Никона в Соловки. В Успенском соборе был отслужен молебен, на котором присутствовал сам государь, и Никон с своей свитой в тот же день выехал из Москвы. Предстоял дальний и небезопасный путь, вследствие ожидавшегося вскрытия рек и бурности Белого моря. Действительно, 15 мая, на второй же день морского плавания, в которое Никон со своей свитой отправился на десяти больших лодках, поднялась страшная буря. Суда были сорваны с якорей и с изодранными парусами носились по морским волнам, пока не были выброшены на берег. А одна ладья (дьяка Леонтьева) после этой бури была найдена плавающей в море разбитая пополам, так что не оставалось сомнения в том, что все ехавшие в ней потонули; в числе погибших оказались игумен, несколько священников и старцев, отправленных в свите Никона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В народе усиливались слухи, что он самозванец. Ропот особенно усилился после свадьбы Лжедимитрия с полькой Мариной Мнишек, происшедшей под Николин день (9 мая) и пятницу. Митрополит казанский Гермоген и митр. коломенский Иосиф требовали предварительного крещения Марины, за что первый был отослан в свою епархию. Василий Шуйский сумел использовать народное недовольство и в ночь на 17 мая 1606 г. поднял восстание, во время которого Лжедимитрий был убит. Игнатий лишен был святительского сана. Боярами и московской толпой провозглашен был царем Василий Шуйский, потомок удельных князей. Патриарх Иов приезжал в 1607 г. в Москву, о нем речь будет ниже. В 1607 г. он преставился, до этого ослепнув. В 1652 г. тело его было перевезено в Успенский собор. Патриархом был избран митрополит Казанский Гермоген, посвященный русскими епископами в Успенском соборе по чину поставления патриарха Иова. Игнатий до 1611 г. пребывал в заточении в Чудовом мон., откуда бежал в Литву, где принял унию, к которой был склонен и раньше, учившись в Риме, и умер в 1640 году. Патриарх Гермоген родился около 1530 г. в приволжских или придонских местах. В молодости он служил клириком в казанском Спасо-Преображенском мон. под руководством основателя обители св. Варсонофия. В 1579 г. он был священником в Казани при церкви св. Николая в Гостинном ряду. В этом именно году в его присутствии произошло явление и обретение чудотворной иконы Казанской Божией Матери. На своих руках он отнес святыню в ближайший храм св. Николая (8 июля). Приняв иночество, он был поставлен в архимандриты Преображенского м. в 1582 г. Казанским митрополитом он был посвящен в мае 1589 г. При нем перенесены были мощи св. Германа из Москвы в Свияжск и произошло открытие мощей свв. Гурия и Варсонофия. Он обращал особое внимание на печальное состояние новопросвещенной паствы в религиозно-нравственном отношении. В 1591 г. он созывал эту паству в соборную церковь и, в продолжении нескольких дней, поучал их от божественного Писания, как подобает жить христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

К каждому полету космонавты готовятся с благоговением и трепетом. С собой в полет они берут Евангелие, иконы, различные святыни К каждому полету космонавты готовятся с благоговением и трепетом. С собой в полет они берут Евангелие, иконы, различные святыни. Некоторые из этих святынь облетели Землю и побывали в открытом космосе. Так, частицы Животворящего Креста Господня полгода были в космосе с Максимом Сураевым. С частицей мощей преподобного Сергия Радонежского летал командир экипажа Юрий Лончаков (он выходил с ней дважды в открытый космос). А Федор Юрчихин брал в космос частицы мощей великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата и частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Иконы преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары находились в космическом пространстве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время полета на беспилотном космическом аппарате «Кобальт» с 18 августа по 19 декабря 1999 года. Это был первый в истории совместный проект Русской Православной Церкви и командования Ракетных войск стратегического назначения. Частицы мощей святителей Петра и Филиппа, Митрополитов Московских, находились в космическом полете с экипажем космического корабля под командованием Антона Шкаплерова. Космонавт Сергей Рыжиков брал на Международную Космическую Станцию частицу мощей преподобного Серафима Саровского, которую по благословению Святейшего Патриарха Кирилла он получил от митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Ковчежец с миром от мощей святителя Николая и частица деревянной раки, в которой перевозили мощи святого из Мир Ликийских в Бари в 1087-м году, полгода находились на орбите с экипажем Федора Юрчихина и дважды побывали в открытом космосе. Игумен Иов (Талац) в невесомости В Звездном городке под Москвой, где проживают и готовятся к полетам российские космонавты, в 2008-м году была начата постройка храма Преображения Господня. Первая Божественная литургия в нем была совершена игуменом Иовом (Талацом) в Прощеное воскресенье 14 февраля 2010 года. Окормлению космонавтов и их семей уделяется особое внимание, ведь их работа сопряжена с огромной нагрузкой, невероятными рисками и длительным пребыванием на орбите, с невозможностью посещать храм и участвовать в таинствах Церкви. Для поддержки космонавтов на орбите осуществляются особые сеансы связи по выделенному каналу, когда они могут пообщаться со священником и даже с прихожанами. По большим праздникам организуется видеоконференция космонавтов с Предстоятелем Русской Православной Церкви. В Центр Управления Полетами приезжает хор Троице-Сергиевой лавры, и для обитателей орбитальной станции проводятся небольшие концерты. Родственники космонавтов в ожидании возвращения своих близких всегда могут прийти в храм, помолиться и получить утешение. Такая поддержка очень важна, ведь человеку необходимо, где бы он ни находился — на Земле или в космосе, — прежде всего, научиться быть с Богом.

http://pravoslavie.ru/145646.html

Само появление в качестве дополнения к прежним целовальным записям более обобщенной и, вместе с тем, детализированной «Утверженной Грамоты», да и само заседание Московского Собора 9 Марта 1598 года, вполне возможно, были связаны с какими-то новыми обстоятельствами, например, с «брожением» в высших эшелонах Московского государства. Единство, достигнутое духовными, соборными средствами к 21 Февраля, вероятно, было поколеблено появлением новых «партий» и группировок, участники которых, видимо, еще не собирались стать явной оппозицией новому Царю, но, скорее всего, стремились добиться в новых условиях и обстоятельствах наиболее выгодного положения для себя. Такие процессы всегда несут с собою дестабилизирующие последствия. Можно допустить, что появились и недовольные внезапно возросшим могуществом родовой общности Годуновых-Сабуровых-Вельяминовых, некоторые представители которого могли не проявить должного христианского смирения и рано обнаружили свое властолюбие и кичливость в связи со своим новым положением. Что касается Самого Царя Бориса Феодоровича, то весь период от восшествия Его на Российский Престол и до окончания Серпуховского похода, и даже дольше — до Венчания на Царство в Сентябре 1598 года, Он вел Себя очень скромно и сдержанно и не спешил реализовывать «обрушившееся» на Него Царское могущество. Весь этот период в вопросах общегосударственного значения, в вопросах внутреннего мира и спокойствия вынужденно лидировал Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси. Конечно, мы можем только предполагать о «брожениях», руководствуясь позднейшими источниками и трактовками, но неизвестные нам внутриполитические обстоятельства побудили Святейшего Иова созвать новое заседание всей полноты Московского Собора под благовидным предлогом решить вопрос о времени Венчания Царя Бориса и об установлении дополнительно празднования иконы Божией Матери Одигитрии «Смоленская». И первый вопрос о Венчании не требовал никакой новой санкции от всей соборной полноты, и второй вопрос об установлении нового церковного праздника иконе Божией Матери «Смоленская» мог быть решен в рамках Освященного Собора без привлечения служивых и торговых людей. Эти вопросы были только приличными поводами для нового заседания Державного Собора.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010