Патриарх Иов никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Вступив в управление Русской Церковью, он обратил внимание на распущенность низшего духовенства и принимал меры к улучшению его нравственности. Он вновь установил учрежденные еще Стоглавым Собором, но уже забытые должности поповских старост и десятских, следивших за благочестием и исправностью духовенства. Был нестяжателен и употреблял все свои немалые средства на храмы Божии и помощь ближним. Исключительно его заботами воздвигнуты монастыри на окраине России, в Сибири. При нем успешно возобновилось прекратившееся было печатание богослужебных книг. В первый раз были изданы Цветная и Постная Триоди, Октоих, Архиерейский Чиновник, Общая Минея и Служебник. Во время патриаршества Иова были канонизированы несколько святых: святители Гурий, архиепископ Казанский († 1563; память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), и Варсонофий, епископ Тверской († 1576; память 11/24 апреля и 4/17 октября), преподобный Антоний Римлянин († 1147; память 3/16 августа). Василий Блаженный, Московский чудотворец († 1557; память 2/15 августа), и другие. Патриарх Иов ревностно заботился о распространении и укреплении христианства среди казанских татар и в недавно присоединившейся к России Грузии. По просьбе грузинского царя Александра в апреле 1589 года были отправлены в Грузию священники для исправления порядка в богослужении и иконописцы для украшения обветшавших храмов. Н. М. Карамзин считал, что «умный и способный Иов» своим возвышением был обязан исключительно Борису Годунову, видевшему в нем прекрасное орудие для достижения своих честолюбивых планов. Но М. В. Толстой резонно возражал против этого и утверждал, что патриаршество было основано еще при Федоре Ивановиче, а «набожный Феодор не отважился бы на важное нововведение церковное, если бы не имел своих собственных благочестивых побуждений... и ту услугу, которую будто бы ожидал Годунов от Иова патриарха, мог бы оказать ему тот же Иов и в сане митрополита».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Молебен патриархов Тогда жив был еще первый патриарх Московский и всея Руси Иов — основатель Донского монастыря, историк и писатель. Святитель Ермоген решил воспользоваться его авторитетом и просил приехать в Москву из Старицкого монастыря, где Иов был на покое. Святитель Ермоген в проповеди ярко изобразил грехи народа, преступившего веру отцов, проступки бояр и земства, казачества и стрельцов, принявших самозванца за царя. Старец Иов в строгой рясе простого инока стал у патриаршего места рядом с Ермогеном. После прочтения челобитной (просительной) и разрешительной грамот молящиеся подходили за благословением к двум всероссийским патриархам. Крестя слабой рукой, Иов говорил с трудом и негромко, но навсегда: — Чада духовные! Впредь молю вас таковое не творити, крестное целование не преступати! Это был момент высокого подъема народного духа, смирения тягостной гордыни. Пятнадцать тысяч царских воинов, стоявших под Калугою, перешли на сторону мятежников. Растерянный царь решил обратиться за военной помощью к шведскому королю. Против этого резко выступил святитель Ермоген: «Будем уповать на Бога и на народные силы». Но, увы, союз со шведами был заключен. Ни в чем это не помогло России. Вскоре польский король Сигизмунд III вторгся в Русскую землю. Бояре бесчинствовали. Вчера они служили Шуйскому — заглядывали в глаза, сегодня скакали в Тушино — клялись в любви Тушинскому вору, завтра их видели в Смоленске у Сигизмунда III. Таких лицемерных, ищущих выгоду людей народ называл «перелетами». Расстроенность коснулась всех сословий русского народа. Изменников патриарх клеймил проклятиями, но истинно кающихся принимал с любовью и увещевал служить России. Полякам показалось, что дело покорения России окончено, осталось свергнуть с шаткого трона Василия Шуйского, заточить или погубить патриарха, занять Троице-Сергиеву Лавру. Но просчитались чужеземцы. Лавра выдержала осаду. Почти полтора года осаждали ее отборные войска полководцев Сапеги и Лисовского, непрерывно обстреливали из орудий, лишили подвоза продовольствия — Лавра все выдержала. Иной раз казалось: все, погибла душа России. Нет, она выстояла. Являлся на ее стенах преподобный Сергий, игумен Радонежский, таинственным образом полнились запасы муки, не иссякала вода в источниках.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Державные патриархи. Часть 1 В феврале 2009 года исполнилось 420 лет со дня интронизации первого русского патриарха Иова. Деятельность архипастырей всегда была тесно связана с русской государственностью. Созидание державы, национальная политика, просвещение, печалование о народе – вот сущность служения русских патриархов государству Российскому. На страже Отечества Святейший патриарх Иов Учреждение патриаршества стало национальной победой России, одержанной в тех условиях, когда Византийская Церковь претерпевала бедствия и унижения от иноверных поработителей, а в России Православная Церковь заимела крепкий оплот в лице государства. Москва осмыслила себя Третьим Римом – мировой православной державой с мессианской идеей сохранения Православной Церкви под властью русского царя, венчанного на престол, – помазанника Божия, способного защитить Православие и в своей державе, и в мире. Таким образом, русскому патриарху была уготована истинная симфония, а Церковь всегда была призвана к государственному служению. Не будем вдаваться в подробности избрания первого патриарха. Отметим лишь, что оно совершилось с участием восточных патриархов. Константинопольский патриарх Иеремия дал согласие поставить на Руси патриарха, выбранного русским Собором и «кого государь произволит». Государь пожелал видеть патриархом Иова, прошедшего путь от чтеца до митрополита Московского. Еще Иван Грозный заметил его в Старице и перевел в столицу, где Иов настоятельствовал сначала в Симоновом, а потом в Новоспасском монастыре. Принята версия, что Иов был ставленником Бориса Годунова, желавшего обеспечить себе в дальнейшем собственную державную власть, но служение святителя Иова показало, что выбор был сделан в интересах России. На патриарха ложилась тяжелая ответственность за государственные дела, ибо и самому царю был нужен верный союзник. Патриарх участвовал в заседаниях Боярской думы, на которых принимались важнейшие государственные решения, и его мнение выслушивали в первую очередь. Русское патриаршество было учреждено в тот момент, когда в России оформилась сильная государственная власть. Отстаивание государственных интересов России стало задачей патриаршества, поскольку Церковь всегда была патриотической силой, однако не раз поднимался вопрос о степени реального участия патриарха в государственных делах и его «канонического» обоснования. В то же время патриаршество промыслительно появилось накануне Смуты – «безгосударева времени» и фактически удержало в России государственность, встав на защиту и православной веры, и единства страны, и самых основ национального бытия. Символично, что первый русский патриарх Иов был канонизирован – и не только за личное благочестие, но и за патриотический подвиг.

http://pravoslavie.ru/29518.html

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Молитва святителя ещё более озлобила изменников. Они с позором таскали его по церкви и потом повлекли к Лобному месту, которое скоро окружили толпы народа. Многие плакали и рыдали, видя такое смятение. Соборные клирики с воплем и криком выбежали из церкви и старались образумить тех, которые бесчестили и били патриарха сурово и бесчеловечно. Иные винили его за то, что „наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует“. Иные кричали: „богат, богат Иов патриарх, идём и разграбим его!“ И бросились на патриарший двор, и разграбили весь дом святителя и всё имущество. Иов молил, чтобы отпустили его на обещание его в город Старицу, в Успенский монастырь. И клевреты самозванца, с его согласия, отправили туда на изгнание патриарха Иова, в простой рясе чернеца на убогой телеге. Около двух лет прожил Иов в своём заточении, и местный архимандрит Дионисий всячески старался успокоить невинного страдальца и служил ему до самой его кончины, которая последовала 19 июня 1607 года. Вслед за патриархом были отправлены в ссылку и два архимандрита, Варлаам и Василий. Достойно внимания, что в это время у самозванца уже был готов преемник Иову на московский патриарший престол. Это был архиепископ рязанский Игнатий. Родом грек, он прежде занимал архиепископскую кафедру на острове Кипре. Вынужденный турками бежать из отечества, он поселился в Риме и будто бы принял там унию. Но наслышавшись о благочестии русского царя Феодора Ивановича и об его благосклонности к греческим иерархам, в 1595 году прибыл в Москву, прожил в ней несколько лет и с 1603 года получил в управление рязанскую епархию. Игнатий угодил самозванцу тем, что первый из русских архиереев открыто признал его царевичем Димитрием, с царской почестью встретил его в Туле и давал его новым подданным для целования крест. По своей расположенности к латинству, о которой легко могли проведать сопровождавшие самозванца иезуиты, он представлялся самым надёжным орудием для осуществления их замыслов в России. Покончив с патриархом, клевреты самозванца принялись за Годуновых и их сторонников. Все родственники Годуновых, все свойственники их, Сабуровы, Вельяминовы, уже бывшие под стражей, были разосланы в заточение. Семёна Годунова посадили в переяславскую тюрьму и там задушили его. Наконец, дошла очередь до царской семьи Годуновых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Гроб со святыми мощами был поставлен на уготованное в соборе место, при этом царь захотел вскоре же обрести мощи патриарха Гер­могена и положить их в ногах святейшего Иова. Но патриарх Иосиф умолил царя положить на это место его самого, так как старец-патриарх предвидел свою скорую кончину. Спустя несколько дней патриарх Иосиф скончался и был положен, как того и просил, со святителем Иовом. Записан случай исцеления у мощей святого патриарха Иова, про­исшедший уже в Успенском кремлевском соборе. Один человек по име­ни Исаакий сильно страдал болезнью ушей. От боли ему казалось, что полголовы его как бы омертвело. Отслужив молебен Божией Матери, он обратился духом к святому патриарху Иову, моля его о помощи и здравии. В тот же час болезнь Исаакия прекратилась, и он стал совершенно здоров. В Старицком монастыре сохранялся склеп, где находились до вре­мени мощи патриарха Иова; на склепе была надпись, которая, в част­ности, гласила, что святитель Иов «ныне же чудодействуя молит обо всех Вседержителя Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Многотрудное исповедническое житие первого патриарха Мо­сковского и всея Руси Иова, чудотворения у его гроба, торжественное обретение и перенесение мощей в Москву дали народу Божию все осно­вания почитать его в лике святых. Почти все сводные перечни русских святых прошлого века указывают на патриарха Иова как на местноч­тимого святого в Тверской епархии. Общецерковное прославление патриарха Иова готовил еще патриарх Иосиф. С 1979 года по благословению святейшего патриарха Пимена в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла в бывшей Тверской епархии совершается церковная память Всех святых, в земле Тверской просиявших, в число которых входит и Святейший Иов, патриарх Московский и всея Руси. Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси, был прославлен для общецерковного почитания на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году. Празднование святителю Иову совершается дважды в году: 5 апре­ля – в память перенесения мощей в 1652 году и 19 июня – в день праведной кончины. День тридцатый. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Шуйский сразу по воцарении посылал к святителю Иову в Старицу с предложением вновь возглавить Русскую Церковь, но престарелый Патриарх отказался вернуться на кафедру, ссылаясь на немощь и слепоту. Венчание Василия Шуйского на царство проходило 25 мая. Венчал государя первый по чести после Патриарха архиерей – митрополит Новгородский Исидор. Вскоре, в конце июня 1606 г., произошло избрание нового Патриарха. Им стал Казанский митрополит Ермоген, будущий священномученик. Патриарх Иов благословил его быть своим преемником, и 3 июля 1606 г. состоялась интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви. В начале 1607 г. для того, чтобы остановить не прекратившееся с гибелью первого самозванца брожение в народе, Патриарх Ермоген и Освященный Собор постановили призвать из Старицы святителя Иова и учинить в Успенском соборе Московского Кремля всенародное покаяние. Оно состоялось 20 февраля 1607 г. в присутствии двух святых ПатриарховИова и Ермогена. Множество народа собралось в соборе, куда из Старицкого Успенского монастыря прибыл уже совершенно слепой и немощный Иов, облаченный в простую монашескую рясу. Представители народа подали в руки Иову челобитную, в которой исчислялись их многочисленные вины: клятвопреступление по отношению к Борису и Феодору Годуновым, признание самозванца и низложение Иова с Патриаршества и т.д. Москвичи просили у Иова прощения за себя и за всех русских людей. После прочтения челобитной Иов и Ермоген велели зачитать с амвона разрешительную грамоту народу, в которой прощались и разрешались вины всех уклонившихся в смуту. Народ призывался к тому, чтобы впредь не нарушать крестного целования, но служить законному царю Василию. Грамота была встречена со слезами умиления. Но, увы, вскоре все снова забылось. Тем более, что чин покаяния, равно как и само избрание Шуйского на царство, были акциями, в которых приняли участие почти исключительно москвичи. Все это мало повлияло на настроение жителей других городов России, где продолжалось брожение. Успокоения так и не наступило, и смута на Руси продолжалась.

http://sedmitza.ru/lib/text/436302/

Об этом свидетельствуют многие события русской истории. Скажем лишь о некоторых из них. Церковь и государство От своих предков-Рюриковичей святой князь Даниил унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства. Не случайно он основал близ Москвы монастырь во имя своего небесного покровителя. Устроив обитель, святой Даниил испросил святительское благословение на учреждение в ней архимандрития. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что Князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральными среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей - светской и церковной. Потомки князя Даниила следуют этому основному закону русской жизни. Сын его Иван Калита в лице святого митрополита Петра имел не только духовного наставника. Святителя и Великого Князя соединяли узы любви и дружбы. Святой митрополит Алексий в дни малолетства благоверного князя Димитрия Донского управлял государством и был образцом христианского политика. Духовная грамота князя Димитрия, в которой великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и передавалось от отца к сыну - тем самым устанавливался основной принцип самодержавия - была составлена в присутствии преподобного Сергия Радонежского. Так Печальник земли Русской освятил рождение новой русской государственности, Другой русский святой - святитель Макарий, став Московским митрополитом в самом начале правления Ивана Грозного, указал юному Государю величие задач, стоящих перед ним. По мудрому совету митрополита Иван Васильевич венчался на царство. o Известно, в каком тесном духовном общении пребывали последний потомок князя Даниила Царь Феодор Иоаннович и первый русский Патриарх Иов, избранный в годы правления Царя Феодора. Патриарх Иов написал и Житие Феодора Иоанновича. уже при жизни почитавшего святым. По его кончине, когда Россия на время осталась без Царя, Патриарх Иов взял на себя управление " безгосударной " страной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Первосвятителем был проведен ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых не хватало в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова были впервые изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Минея Общая (1600) и другие. При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые Василий Блаженный, прп. Иосиф Волоколамский, святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский и некоторые другие подвижники веры и благочестия. Все средства и богатые подарки святитель Иов употреблял на милостыни и храмостроительство. Только в Москве в период с 1592 по 1600 г. было построено 12 храмов, монастыри — Донской, Зачатьевский и Ивановский; во Владимирской епархии — Лукианова пустынь, в Вятской епархии — Богоявленский слободской монастырь. Строились церкви и монастыри в это время и в других епархиях. В трудные времена государственной смуты в начале XVII в. святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедимитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русским полкам и воеводам, он обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь. Много времени святитель проводил в молитве в Успенском соборе, однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедимитрия вывели святителя Иова из храма и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били его. Через некоторое время Патриарха Иова отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал свой иноческий путь. После свержения Лжедимитрия святитель Иов не смог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Ермогена. Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и к Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/437360/

Иов, святитель, патриарх Московский и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля и 5/18 апреля, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Первый русский патриарх Иов (в миру Иоанн) родился около 1525 года в посадской семье в городе Старица. Образование получил в Успенском Старицком монастыре под руководством архимандрита Германа. В 1556 году пострижен в монашество в Успенском Старицком монастыре при архимандрите Германе, по смерти которого в начале 1569 года избран настоятелем монастыря. С 1571 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 1575 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. 16 апреля 1581 года хиротонисан во епископа Коломенского. 9 января 1586 года митрополитом Дионисием возведен в сан архиепископа Ростовского. 11 декабря 1587 года Собором русских иерархов поставлен на Московскую митрополию. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии патриарха Константинопольского Иеремии II и Собором русских иерархов, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархомпервым патриархом Московским и всея Руси. В начале июня 1605 года насильно лишен патриаршего престола Дмитрием Самозванцем и простым монахом удален в заточение в Успенский Старицкий монастырь. В 1607 году в царствование Василия Шуйского приглашен в Москву для принятия всенародного покаяния. Скончался 19 июня 1607 года в Старицкой обители. Тело его перенесено в Москву в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича и положено в Успенском соборе Кремля. Внешний и внутренний облик патриарха Иова был исключительно приятным и привлекательным. «Муж нравом и учением и благочестием украшен», – говорили о нем современники. Был великий постник. Ежедневно литургисал, имел необыкновенную память. Знал наизусть всю Псалтирь, Евангелие и Апостол. Без книги совершал литургию Василия Великого , знал наизусть все молитвы на освящение воды на Богоявление и молитвы на вечерне Пятидесятницы. Чтение его было до того умилительно, громогласно и доброгласно, что все вместе с ним плакали. Отличался даром красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010