Доводы царя, конечно, показались справедливыми. Следствием всего этого было то, что на патриарший престол собором архиереев было представлено три кандидата: митрополит Иов, новгородский архиепископ Александр и ростовский Варлаам, а из них выбор предоставили царю. Феодор избрал Иова, который и был посвящен 26 января 1589 года. Царь передал ему посох первого митрополита всея Руси св. Петра и тем как бы поставил его выше по значению – митрополита Киевского. Иов любил царя Феодора, как любил он, впрочем, и Бориса Годунова. Он оставил после себя их жизнеописания. Иов был святитель добрый, мягкий, сердечный. Некоторые упрекают его в слабости воли. Но это не верно. Иов, как говорит о нем один из митрополитов русской церкви, в дни первого самозванца спас церковь и отечество. В это, поистине «смутное время» патриарх показал и силу своей воли, и непоколебимую твердость, и великую любовь к отечеству. Иов смело обличал самозванца, посылал послов с собственными грамотами к польскому и литовскому духовенству, в которых уверял, что у них не Дмитрий царевич, а расстрига, бродяга Григорий Отрепьев. Когда самозванец появился в Москве, патриарх совершал в московском соборе литургию. В собор ворвались сторонники самозванца, извлекли архипастыря из алтаря и сорвали с него святительскую одежду. Иов, став перед Владимирскою иконою Божией Матери, сняв с себя панагию, положил ее к иконе и громко, во всеуслышание, сказал: – Здесь, перед сею иконою, я был удостоен сана архиерейского и много лет хранил целость веры. Ныне – вижу бедствия церкви и торжество обмана и ереси. Матерь Божия! Спаси православие!.. Эти слова сильно раздражили напавших на него; они надели на него простую монашескую одежду и потащили на площадь, а затем в телеге отправили в Старицкий монастырь. На место Иова Лжедмитрий поставил патриархом грека, архиепископа рязанского Игнатия. Для приличия ему приказано было просить у Иова благословения. Но Иов такового не дал, а сказал: – По ватаге атаман, по овцам пастух. Когда воцарился Василий Шуйский, он, заключив Игнатия в Чудов монастырь, предложил Иову возвратиться на патриарший престол, но Иов отказался и его место занял Гермоген, просивший Иова, чтобы он прибыл в Москву для разрешения народа от присяги, данной самозванцу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так продолжалась макариевская традиция собирания и прослав­ления русской святости. Трудами и благословениями Московского патриарха установлены общецерковные празднования памяти препо­добных: Антония Римлянина, Иосифа Волоцкого , Мартирия Зеленец- кого, Корнилия Вологодского, перенесены мощи святителя Филиппа из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий монастырь и особенно прославлены московские святые. Около двадцати церковных памятей, новых прославлений и особых чествований установил Святейший Иов. С 1588 года у гроба блаженного Василия, Христа ради юродиво­го, Московского чудотворца, начали совершаться многочисленные чудеса. Первосвятитель Иов с собором епископов и архимандритов определил праздновать память блаженного Василия 2 августа, а царь Феодор повелел построить придел над гробом святого. По окончании строительства патриарх Иов первый отслужил службу в храме во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца. В 1597 году патриарх совершил чин обретения мощей блаженного. По кончине своего современника – блаженного Иоанна, по про­звищу «Большой Колпак», Святейший патриарх Иов установил цер­ковную память и сему Московскому чудотворцу. Почитая своих святых предшественников на Московском перво­святительском престоле и веруя, что по их молитвам Русская Церковь взыскала патриаршее достоинство, Святейший патриарх Иов устано­вил соборное празднование московским святителям Петру, Алексию и Ионе. Патриарх Иов весьма чтил память преподобного Даниила Алексан­дровича, князя Московского. Он повелел боярину Олферьеву и иноку Переяславского Даниловского монастыря Сергию написать службу князю Даниилу. Первый патриарх продолжал и развивал отношения с братскими Православными Церквами. К концу XVI века относится установление связей между Иверией (Грузией) и Русью. Еще в 1686 году грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митро­полит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первый Московский патриарх Иов был родом из тверской земли. С юности он принял постриг в Старицком монастыре, пройдя все ступени монашеского искуса от простого послушника до настоятеля обители. Иов отличался благообразной внешностью, красивым голосом и необыкновенной памятью. По свидетельству биографа, «Иов наизусть знал все богослужебные тексты, а его чтение умиляло и услаждало слышащих». Как-то проезжая через тверские земли, старицкого игумена заметил Иван Грозный, любивший церковное благолепие и чинные богослужения. Он перевел его в Москву, сделав настоятелем одного из столичных монастырей, а затем и епископом. Переехав в столицу, Иов не изменил своим монашеским привычкам. Отличаясь беззлобием и нестяжательностью, он на всю жизнь остался человеком глубокой молитвы и сугубого воздержания. В первые годы после избрания на первосвятительскую кафедру, Иов стал активно обустраивать Русскую Церковь в ее новом, теперь уже патриаршем статусе. Однако его церковная деятельность скоро была прервана государственной смутой, которой предшествовало народное бедствие. После ряда неурожайных лет в России свирепствовал страшный голод, уносивший тысячи жизней. По всей стране множились грабежи, разбои и болезни. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе появился самозванец. Он объявил себя сыном Ивана Грозного – царевичем Дмитрием, чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц. Появление Лжедмитрия могло обернуться для русских не только потерей государственности, но и разрушением Православной Церкви. Так, одной из главнейших целей в политике самозванца было присоединить русский народ к Римской Церкви через унию. Об этом он письменно засвидетельствовал папе Римскому, за что получил его моральную и финансовую поддержку. Патриарх Иов старался употребить со своей стороны все меры, чтобы поддержать законную власть и защитить государственный порядок. В устных проповедях и особых посланиях он многократно заверял народ в реальности смерти царевича Дмитрия и всячески обличал самозванца. Он указывал на то, что польский король Сигизмунд использует Лжедмитрия для попрания православной веры и обращения Руси в католичество. После внезапной смерти царя Бориса Иов так же ревностно стал защищать права на русское царство его сына Феодора. Поражают стойкость и мужество первого русского патриарха. Он смело восстал, казалось, один против всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Патриарх Период Лет патриаршества Канонизация Императоры времени правления 1. Иов 1589–1605 Федор Иоанович 1606–1612 Смутное время, Лжeдмumpuй I, Шуйский 1619–1633 Михаил Федорович 1634–1640 Михаил Федорович 1642–1652 Михаил Федорович и Алексей Михайлович 1652–1666 Алексей Михайлович 1667–1672 Алексей Михайлович 1672–1673 Алексей Михайлович 1674–1690 1690–1700 Nemp I 1700–1721 Nemp I Синодальный период 1721–1917 1917–1925 1925–1936 1936–1943 – местоблюститель; 1943–1944 – патриарх 1945–1970 1971 – 1990 1990 – 2008 2009 – наше время Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Московский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений . Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля. Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

В тот же день царь пригласил обоих патриархов к праздничному столу в Золотой палате. За великим столом с государем сели патриархи, за другими столами — духовные и светские лица и находившиеся в то время в Москве послы из Иверии. Патриарх Иеремия благословил трапезу. Греки были поражены убранством, богатством и разнообразием яств, вин и посуды . Во время третьей «яствы» Патриарх Иов встал, запели «Достойно есть», и он отправился со святой водой и воздвизальным крестом в руках совершить объезд на осляти вокруг Кремля и Китай-города в сопровождении духовенства, дворян, бояр и гостей. На Фроловском мосту он сошел с осляти, произнес молитву о благоденствии города, царя и Русского государства, благословил крестом врата, окропил их святой водой и продолжил путь к дворцу. Во время шествия пелись избранные стихиры праздников и великих святых. При въезде Патриарха Иова в Кремль раздался звон всех колоколов. У лестницы Грановитой палаты его встретили Борис Годунов и бояре, которые вновь отвели Патриарха к столу. Здесь были подняты чаши, по русскому обычаю, во имя Богородицы, в память Святителя Московского Петра, произнесены заздравные тосты в честь царской четы и новопоставленного Патриарха Иова . После обеда государь щедро одарил обоих патриархов и греческую свиту. Святитель Иов получил в подарок от государя «кубок двойчат в 7 гривенок, два бархата рытый и гладкий, две объяри, камки и два атласа разноцветных и 40 соболей в 50 рублей» . Вечером Патриарх Иов послал Патриарху Иеремии с сопровождавшими приглашение с просьбой посетить его на следующий день. 27 января Патриарх Иов служил Божественную литургию в своем дворе, после чего он отправил трех епископов и царских приставов за греческим Патриархом. У входа в палаты Московского Патриарха Святейшего Патриарха Иеремию встречали архиереи и бояре, а когда гости вошли, их приветствовал Патриарх Иов. Оба патриарха произнесли слова молитвы «Достойно есть». Патриарх Иеремия первый просил благословения у Святителя Иова, но тот смиренно заметил: «Ты мне великий господин и старейший отец; от тебя аз восприял благословение и поставление патриаршеское, и теперь нам от тебя нужно благословляться». На эти слова Иеремия ответил: «Во всей подсолнечной один благочестивый царь, а впредь это Бог изволит; здесь подобает быть вселенскому Патриарху, а в старом Цареграде, за наше согрешение, вера христианская изгоняется от неверных турок» . По настоянию русского Первосвятителя вначале Иеремия благословил Московского Патриарха, затем сам принял от него благословение, и после братского приветствия они проследовали в палаты. На этот раз впереди шел Патриарх Иов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Рядом с ней почивает дочь ее, инокиня Феодосия, могила которой местно чтится. Житие св. праведной Иулиании написано сыном ее Каллистратом (Дружиной) Осорьиным. •  Село Лазаревское находилось в 4 верстах от Мурома. С 1392 г. Муром в составе Великого княжества Московского (до начала XV в.— столица Муромского княжества). Ныне Муром является районным центром Владимирской обл. и входит в состав Владимирской епархии. Прав. Иулианию Лазаревскую называют также Иулианией Муромской.   •  В пределах Нижегородских прав. Иулиапия проживала в с. Вочнево, где и преставилась.   •  В 1614 г. мощи св. прав. Иулиании обретены нетленнымии источающими миро. Благочестивый обычай приводить болящих к св. мощам распространился в сычу происходящих от них чудесных исцелений,   •  Св. праведница упоминается в числе Муромских святых в рукописи XVII в. Святитель Иов, Первый Патриарх Московский и всея Руси (+ 1607) Память его празднуется 19 июня в день преставления, 5 апр. в день перенесения мощей, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Святитель Иов (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI в. в древнем русском городе Старица, в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн был обучен грамоте настоятелем Успенского Старицкого монастыря архимандритом Германом. Отрок любил читать Священное Писание, монастырское воспитание пробудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Около 1553 г., когда отец его хотел женить, в день венчания Иоанн отпросился в монастырь и там принял постриг с наречением ему имени Иов.  В Старицкой обители св. Иов провел более 15 лет, пройдя путь от послушника до настоятеля. Под руководством опытного духовника он воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Будучи настоятелем, св. Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.  В 1571 г. св. Иов был переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря и с этого периода принимал активное участие в делах Русской Церкви, был участником Церковных соборов. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Имя светильника древности носили русские подвижники. Первый Всероссийский Патриарх Иов (†1607; пам. 19 июня) начинал свой монашеский путь в Успенской обители Старицы, и был «именем Иова наречен, древнему праведнику тезоименит и подобен делом явился еси» 301 . В Смутное время, когда рушилась русская государственность, он явился выразителем национальных интересов, пострадал от Лжедмитрия I, был сведён с престола. Кондак Святому начинается словами: «В годину лютых искушений многострадальному Иову подобяся, в жертву живу и непорочну себя Христу принеся еси, обратив паству к покаянию, терпеливе Иове святителю» 302 . В каноне первй Московский Патриарх прославляется: «Страдальцу древнему не точию тезоименит быв, отче преподобие, но и верностию Господу, такожде и исповеданием веры подобник изрядный тому явился еси» 303 . Имя древнего праведника носил также преподобный Иов Почаевский (†1651; пам.). В службе обретению его святых мощей (пам. 28 авг.) говорится о монашеском постриге святого и его новом имени: «...ангельский чин восприял еси, именем древлезаконнаго Иова нереченный» 304 . Троицкую обитель в Смутное время возглавлял преподобный Дионисий Радонежский (†1633; пам. 12 мая). Он заботился о пропитании и утешении страждущих и поэтому в службе ему говорится: «Житомеритель изряден во время нужды, якоже древле Иосиф, и непоколебимый столп терпения в различных напастех, якоже Иов, был еси, Дионисие, всем древним страдальцем за истину подобник, с нимиже и приял еси на Небесех мзду трудов твоих» 305 . Особая страница – образ праведного Иова в судьбе последнего Русского самодержца, канонизованного в 2000 году. В службе царственным страстотерпцам, государь Николай (†1918; пам. 4 июля), родившийся в день памяти библейского страдальца, так прославляется: «Мужественне возложив упование на Бога в многострадальней земнем служении твоем, якоже Иов иногда, сторицею воздаяние приял еси на Небесех» 306 . Царственный страстотерпец «якоже Иов Многострадальный, праведность во страдании» явил 307 . «Мужественне возложив упование на Бога в многострадальнем земнем служении твоем, якоже Иов иногда, сторицею воздаяние приял еси на Небесех, идеже ныне наслаждаешися, царственный мучениче» 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Святитель Иов, первый патриарх Московский Время рождения Святейшего Патриарха Иова можно отнести ко второй четверти XVI века. В миру Иоанн. Он родился в благочестивой семье старицких посадских людей. С юных лет отрок был отдан родителями на воспитание в Старицкий Успенский монастырь, где был обучен грамоте, получил воспитание и «Божию добре обучен» настоятелем обители архимандритом Германом. Обучение в монастыре содержало в себе чтение по церковным книгам, переписывание текстов Священных книг, клиросное пение, чтение молитв. Большое внимание уделялось развитию памяти. Целые разделы из Библии, церковные молитвы, священные песни были заучены наизусть. К тому же природа наделила юношу звучным и весьма приятным голосом. Монастырское воспитание и родило в сердце Иоанна желание принять монашеский постриг в Успенской обители. Это произошло около 1553 года. Через некоторое время он был рукоположен в священники. В 1566 году Иов был назначен архимандритом Старицкого Успенского монастыря. Это новое послушание в родной обители подвигло архимандрита Иова на многотрудное и жертвенное служение Церкви. Он благоустраивал монастырь, словом и деяниями воодушевлял братию к духовно-нравственному восхождению. Здесь, в Старице, созидалось и упрочивалось церковное видение и мировоззрение будущего Предстоятеля Русской Церкви, формировался талант незаурядного церковного деятеля и пастыря. Царь Иван Васильевич решает приблизить Иова к себе и в 1571 году переводит его в Москву настоятелем Симонова монастыря. Спустя четыре года царь поставил его настоятелем Московского Новоспасского монастыря. В апреле 1581 года Иов становится епископом Коломенским, а с января 1586 года – архиепископом Ростовским. В этом же году 11 декабря Иов становится митрополитом Московским и всея Руси. 26 января 1589 года Патриарх Константинопольский Иеремия возвел митрополита Иова в высший иерархический сан – новонареченного Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Иов почти два десятилетия нес бремя управления Русской церковью и принимал деятельное участие в государственных делах. В Смутное время он делал все от него зависящее для спасения Церкви и Отечества от Самозванца и сам пал жертвой мятежников, отказавшись признать в Лжедмитрии государя Московского.

http://pravmir.ru/poslednyaya-obitel-per...

Церковно-патриотическая деятельность патриарха Иова в Смутное время Иов Многострадальный на гноище. Фреска монастыря Грачаница. Сербия. Первый русский патриарх провиденциально получил в монашеском постриге имя библейского праотца Иова Многострадального . И, подобно его небесному покровителю, первая половина жизни святителя Иова прошла благодатно и благополучно. Это было время духовного возрастания, совершенствования добродетелей, стяжания церковного и государственного опыта, преумножения славы, видимых успехов и даже определенного благосостояния. А когда настало Смутное время, – время неимоверных трудностей и тяжких страданий, патриарх Иов достойно встретил их и остался тверд в вере, которую пытались уничтожить, в испытаниях, угрожавших существованию и отдельных людей, и всей страны. Даже враги не решились уничтожить первосвятителя, открыто вступившего с ними в духовную брань. Они беззаконно свергли его с патриаршего престола, свели, уподобив праотцу Иову, «на гноище» и отправили умирать туда, где он появился на свет и где началась его монашеская жизнь Патриаршество Иова протекало в такую пору, когда Московское государство переживало исключительные по важности и драматичности события: прекращение царского потомства Иоанна Калиты, попытка установления новой правящей династии в связи с утверждением на престоле Бориса Годунова, последовавшая вскоре гибель его сына Феодора от приспешников самозванца Дмитрия. Поэтому гораздо чаще патриарх Иов вынуждено появляется на страницах истории как политический деятель, чем как иерарх, устрояющий Церковь. Иов, патриарх Московский и всея Руси В политической сфере патриарху Иову суждено было не только переживать тяжелые времена междоусобий, а смута продолжалась во все время правления Иова, но и самому деятельно участвовать в борьбе и даже стать жертвой этой борьбы. В своем духовном завещании патриарх Иов пишет: « Бог знает, в какие рыдания и слезы я впал с тех пор, как возложен был на меня сан святительства, или из-за своей немощи, не имея сил духовных, или, соболезнуя бедам паствы своей, погружаем был в лютые напасти, озлобления, клеветы и укоризны. Все это меня, смиренного, постигло ».

http://pravoslavie.ru/2382.html

Наверное, неслучайно святитель получил имя в честь Иова Многострадального, который с достоинством пронес Богом данный ему крест. Царь Иван Грозный отличил архимандрита Иова как человека умного, получившего хорошее образование в Старицкой обители, и пригласил его в Москву, где он стал настоятелем вначале Симонова монастыря, позднее Новоспасского, а затем возведен в сан епископа Коломенского. Начиная со времени правления Ивана Грозного в русском обществе укреплялось мнение, что московский Первосвятитель должен иметь сан Патриарха. Царь Борис Годунов продолжил церковно-дипломатические усилия в этом направлении, и в 1589 году здесь, в Москве, Патриарх Константинопольский Иеремия II возвел митрополита Московского Иова на Патриарший престол. Время царствования Бориса Годунова было очень значимым для нашей страны. Царь Борис многое сделал для укрепления нашего Отечества. Достаточно сказать, что именно в его царствование началось освоение Сибири, а Патриарх Иов учредил четыре новых митрополии: Ростовскую, Казанскую, Новгородскую и Крутицкую. Церковь становилась сильнее, становилось сильнее и государство. Однако все-таки неслучайно наш первый Патриарх получил свое имя. После смерти Бориса Годунова престол не перешел к его сыну Федору, о чем молился и на чем настаивал святитель Иов, понимая, что только так можно сохранить законную власть. В это время появляется Лжедмитрий — Гришка Отрепьев, послушник Чудова монастыря, которого Патриарх Иов прекрасно знал (какое-то время будущий самозванец исполнял у него обязанности писаря). Явившись в Москву, Гришка потребовал признать его законным наследником Ивана IV  царевичем Дмитрием. Однако Патриарх Иов, несмотря на все посулы и угрозы, отверг Лжедмитрия, после чего был низвергнут с престола и отправлен в Старицкий монастырь. Но следующим законным Патриархом стал святитель Гермоген Казанский, тот самый, при ком была обретена Казанская икона Божией Матери. Став достойным продолжателем трудов нашего первого Патриарха Иова, святой Гермоген мужественно сопротивлялся оккупантам и мученически погиб в подвалах Чудова монастыря в Кремле от голода, жажды и холода — лишь потому, что отказался обращаться к народу с призывом признать власть иноземных захватчиков.

http://patriarchia.ru/db/text/4839129.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010