Для понимания этого следует обратить внимание на то, что устойчивость массового и индивидуального сознания требует формирования необходимой стержневой структуры, включающей в себя этноконфессиональное, этноисторическое и этнолингвистическое сознание, опирающееся на Идеальный образ, сопряжённый с религиозной доктриной. Советская педагогика в принципе не могла сформировать эти пласты сознания, поскольку с самого начала выстраивалась на нигилизме и отрицании духовных традиций нашего народа. Представление о классовой борьбе как доминанте всей предыдущей истории способно вызвать желание построить «новый мир» − «рай на земле», но не способно сформировать означенную выше стержневую структуру сознания. Поэтому т а кая общность, как «советский народ» в принципе не могла быть устойчивой длительное время. Поэтому современная система образования с необходимостью должна учесть ошибки предыдущих эпох, что заставляет нас обратиться к мудрости святых отцов, давших чёткие указания о пути ведущем к Идеальному образу – ко Христу Спасителю. Так, примерно, советует выстраивать содержание образования святитель Феофан Затворник : «Читайте с рассуждением и читаемое поверяйте неложною истиною нашего исповедания. Что согласно с ним – то принимайте, а что несогласно – тотчас отвергайте, как богопротивную мысль, и книгу ту, в которой излагаются такие мысли, бросайте». Поэтому как школа, так и семья должны ориентироваться в подборе книг и учебников, ограждая детей от всего вредного и противного Истине. Очевидно, что первой инстанцией, где ребёнок должен получить образец жизни, ведущей к Идеальному образу – ко Христу, должна быть семья. Важнейшим условием устойчивости семьи является сакральность брака и внутрисемейных отношений. Одухотворённость этих отношений позволяет осуществлять господство мужа над женой и родителей над детьми. Это господство, осуществляемое по Заповедям Божьим, приносит пользу как тем, кому власть дана (родителям, старшим), так и тем, кто ей подчиняется (детям, младшим), поскольку позволяет фиксировать себя каждому члену семьи на Богом определённом месте, уравновешивающем права и обязанности в малой церкви – в семье. От детей требуется по слушание родителям, что приучает их к послушанию Самому Богу. В свою очередь, от родителей требуется воспитание детей в строгости и послушании. «Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их. Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их, и не показывай им весёлого лица» ( Сир. 7:25, 26 ). Дети находятся в полной власти родителей: «Видишь, – говорит Иоанн Златоуст , – какой внушил он детям страх? Каким оградил опасением? Как сильно сделал твою власть».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

    Богатство и неисчерпаемость Слова Божия    Отличие Библии от произведений человеческих заключается в том, что она может быть читаема непрестанно в течение целой человеческой жизни. «Как благовонные ароматы, — читаем у св. Иоанна Златоуста, — чем более трутся пальцами, тем более издают благовония, таково же действие и Писания: чем более стараешься входить в него, тем более находишь в нем сокровищ».    «С одним Евангелием, — говорит еп. Феофан, — или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать, и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все больше остается недочитанного».     Усердие древних христиан к чтению Слова Божия    Многие христиане в древности знали на память большую часть книг Св. Писания.    Таков, например, был один из палестинских мучеников, слепец Иоанн. «Этот человек, — пишет о нем историк Евсевий, — имел книги Божественных Писаний написанными не на кожах животных и не на бумаге, которые все портятся от червей и времени, но в своей светлой душе и в своем чистом разуме, так что мог, когда хотел, читать на память места из Моисея и Пророков или Исторических книг, из Евангелия или Посланий апостольских». В благочестивых христианских семьях дети начинали свое умственное образование с изучения Писаний. Таким образом, их умственное образование совершалось вместе с нравственным: что умудряло их детское разумение, то назидало и нежное их сердце; и, естественно, любовь к Писанию должна была крепко укорениться в них.    Такой же образ воспитания был в той святой семье Неокесарийской, из которой произошел великий вселенский учитель — свт. Василий. Мать его, при воспитании сестры его Макрины, давала ей изучать те книги Писания, которые были для нее понятны, особенно Книгу Премудрости Соломона, и в них — то, что руководило к добродетельной жизни. Макрина знала Псалмы так, что псалом, как добрый спутник, сопровождал ее при всех ее занятиях. Мать не позволяла ей читать изображений страстей в языческих трагедиях и комедиях. Впоследствии Макрина так же воспитывала брата своего Петра. Так был воспитан и Василий Великий. «По милосердию Божию и благодати Господа нашего Иисуса Христа, — говорит сам Василий Великий, — я воспитан христианскими родителями и с самого детства научился от них Св. Писанию, которое и вело меня к познанию истины».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святитель Иоанн Златоуст: «Итак, чтобы был какой-либо плод и вам, и нам, нам от учительства, а вам от слушания, пусть предлагается у вас вместе с телесною трапезою и духовная» Получается, что время общей трапезы в доме – это время образования, время пения духовных песнопений и обучения Священному Писанию. «Обучение за ужином» – это урок, вписанный в уклад жизни дома, встроенный в жизнь дома В подобном «обучении за ужином» есть такая особенность. Это урок, вписанный в уклад жизни дома, встроенный в жизнь дома. Отец – учитель на этом уроке. Учит он тому, чему он сам, в свою очередь, был научен Церковью. Что интересно, форма урока-трапезы позволяет проводить обучение не «с кафедры», «сверху», но обучение беседой, «вместе», «рядом». Безусловно, ужин как время для общения используют многие семьи. Рассказывают, как прошел день, что случилось. Ужины, впрочем, как и обеды, и завтраки, устраивают дипломаты и бизнесмены, чиновники и массмедиа вовсе не для того, чтобы вкусно поесть, а именно для общения, для того, чтобы в неформальной обстановке обсудить что-то, договориться о чем-то, познакомиться и прийти к взаимопониманию. Ужин, особенно праздничный, в человеческой культуре имеет именно социальное, сакральное и образовательное значение. Пиры в античности, с хорами и чтениями, выбором тем для бесед, брачные пиры, раннехристианские агапы – бесконечный список самых разных по значению и содержанию «священных ужинов и обедов» можно продолжить. В нашей действительности вечерняя трапеза – ужин, единственный прием пищи за день, когда вся семья собирается вместе за общим столом. Только к ужину у всех детей заканчиваются всевозможные школьные и дополнительные занятия, только к ужину папа возвращается домой. Именно за ужином мы вместе, и уже никуда не торопимся. Петь молитвы хором, всем вместе перед едой, после еды легко и просто, это как раз обычное дело в церковной семье. А вот во время еды… Сели за стол – и что дальше? Душеполезные беседы? Как, о чем? Это все как-то должно само собой сложиться. По мысли Златоуста, папа может, конечно, пересказывать услышанное в храме. Но чаще всего мы бываем все вместе на богослужении, и пересказ не требуется.

http://pravoslavie.ru/75172.html

На погребении святителя Игнатия присутствовало 5000 человек. Гроб с телом святителя был обнесен вокруг собора и при пении «Христов воскресе» опущен в землю в малой больничной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского и свт. Иоанна Златоуста у левого клироса. Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наш дни. На Православном Востоке епископ Игнатий считается выдающимся подвижником и православным духовным писателем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) канонизирован Русской Православной Церковью на Поместном соборе в июне 1988 года. XX век Преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтовская День преставления: 2/15 сентября Серафима (Сулимова Елизавета Николаевна), 1859-1918, преподобномученица, игумения Ферапонтова монастыря родилась в г. Устюжне Череповецкого у. Новгородской губ. в купеческой семье. 17-ти лет поступила в Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1884 г. определена в число указных послушниц, была регентом монастырского хора. В 1893 г. командирована вместе с сестрой — монахиней Ниной в Санкт-Петербург для организации иноческой жизни на подворье Леушинского монастыря. Пострижена в монашество 15 марта 1901 г., наречена Серафимой. В 1902 г. назначена казначеей Леушинского монастыря. С возобновлением Ферапонтова монастыря командирована в 1905 г. для исполнения должности настоятельницы, с возведением в сан игумении (1906 г.) Матушка Серафима много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской Слободы. С открытием обители начали действовать рукодельные классы для девочек, а в 1909 г. была построена женская церковно-приходская школа. Монастырь на свои средства ее содержал, кормил детей, шил для них школьную форму. Игумения много занималась благотворительностью. В 1909 г. награждена наперсным крестом. С мая 1918 г. находилась под домашним арестом в Кириллове на монастырском подворье, в связи с инцидентом, произошедшим между прихожанами Ферапонтова монастыря и комиссией по составлению описей монастырских ценностей. 15 сентября 1918 г. была расстреляна без суда и следствия в 2 верстах от Кириллова у горы Золотухи вместе с арестованным накануне епископом Кирилловским Варсонофием (Лебедевым) и четырьмя заложниками. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. причислена к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://patriarchia.ru/db/text/258358.htm...

“Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах”, Троице-Сергиева лавра, 1993. - Как быть, если взрослый сын привел девушку ночевать или сам пришел домой под утро? - Не поощрять. Свой дом в вертеп не превращать, потому что дом — это малая Церковь. Очень важна духовно-нравственная атмосфера в доме. Это особая атмосфера чистоты, порядка. Если люди любят друг друга, уважают, то стараются не обидеть. О “молодой” семье Не романтическая влюбленность должна быть главной при решении вступить в брак, а чувство ответственности. - Что делать, если родители видят, что брак будет неудачным? – Время тянуть, молиться — и Господь все устроит. - То есть не говорить, что он (она) плохой? – Это же осуждение человека. Правильнее повести разговор о будущей их совместной жизни, чтобы сын или дочь задумались, где они будут жить, на что будут жить, как будет устроен их быт; необходимо возвращать молодого человека в реальную жизнь. Благословение на брак Я окончила институт, поступила на работу, возник вопрос о личной жизни. Как решить такой серьезный жизненный вопрос, не зная воли Божией? Вдруг вижу во сне отца Савву. Я обрадовалась и думаю: как хорошо, вот я его и спрошу, как мне быть — выходить замуж или остаться одинокой? Он мне ответил так: “Сама жизнь покажет”. Ответ его меня огорчил. Думаю: как это — сама жизнь покажет? Хочется точно знать — выходить замуж или нет? Так я и проснулась в недоумении. В скором времени мне довелось познакомиться с одним молодым человеком. Симпатичный, с высшим образованием, а самое главное — говорят, что он верующий, его несколько раз видели в храме. Через некоторое время этот молодой человек делает мне предложение. Но я не спешила дать согласие на брак, стала внимательно присматриваться к его наклонностям, интересам, пыталась понять, что у нас с ним общего. Приближается воскресенье, и он мне задает вопрос: “Как мы проведем этот день?”. Я ответила: “Мы с мамой идем в церковь”. “Ну тогда я один пойду на лыжах”, — говорит он.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnaja-sem...

В заключение следует обязательно упомянуть и те творения святителя Иоанна Златоуста, в которых тема семьи и воспитания детей не является главной, но проходит красной нитью сквозь многие проповеди: 6. Восемь слов на книгу Бытия Творения. Т. 4. Кн. 2. C. 726-775. Особенно: Слово IV о происхождении власти мужа над женой, о власти родителей над детьми, слово V о жене, имеющей неверного мужа. В конце двух последних бесед есть размышления святителя о семейных ужинах. 7. Беседы на святого евангелиста Матфея Творения. Т. 7. Кн. 1. С. 5-471; Кн. 2. С. 475-891. Почти в каждой беседе можно узнать о семейной жизни и воспитании детей. Беседа XI о духовном образовании в семье, беседа LX об обуздании детей, беседы XVII и LXII о любви в браке и том, что развод – беззаконие и приравнен к прелюбодеянию. 8. Беседы на святого апостола и евангелиста Иоанна Творения. Т. 8. Кн. 1. С. 5-463; Кн. 2. С. 467-604. 9. Толкование на Послание к Римлянам Творения. Т. 9. Кн. 2. C. 488-859. 10. Беседы на Первое и Второе Послания к Коринфянам Творения. Т. 10. Кн. 1. C. 5-455; Кн. 2. С. 459-728. Особенно: Беседа XIX об уклонении от супружеского сожительства, о любви, единодушии супругов и страшных последствиях супружеских раздоров. Святитель четко и иногда неожиданно говорит о реальных причинах разрушения христианских семей. Беседа XXVI о покорности жены и ее подчиненности мужу, о беззаконии и безумии мужа, поднимающего руку на свою жену. 11. Толкование на псалмы Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 5-412; Кн. 2. С. 419-574. Например, на псалом 41. О том, как сделать свой дом Церковью и об общесемейной молитве, или на псалом 43, где родители учат своих детей Писанию. 12. Беседы на Послание к Титу Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 837-883. Особенно: Беседа II и IV о том, что именно значит быть целомудренным, о любви и иерархии в отношениях мужа и жены. 13. Беседы на Послание к Колоссянам Творения. Т. 11. Кн. 1. С. 356-469. Особенно: Беседа VII о болезни и смерти ребенка, беседа X о любви и повиновении в браке, о том, когда надо уступать своим детям, о красоте жены. Беседа XII – настоящий гимн браку, говорит о сожительстве супругов, о зачатии, рождении и воспитании детей, о свадьбе.

http://pravoslavie.ru/77199.html

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Самое популярное Сейчас в разделе 2094  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1129 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 94  голоса:  4.5 из  5) Рожденный в семье богатой и знатной, получивший блестящее образование, с юных лет видевший признание своих талантов, святитель Иоанн все свои исключительные дарования, все способности, все силы, все сокровища души своей отдал Богу и посвятил служению Церкви. В основу книги положены переводы: жизнеописание святителя Иоанна Златоуста , сделанное его другом Палладием, роман А. Тьерри « Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия», высказывания историков Созомена и Феодорита, протоколы «разбойничьих соборов», осудивших и низвергших Златоуста, и, конечно, слова, письма и послания самого святителя. Со страниц книги на читателя смотрят как бы два Златоуста: один — суровый и властный, истинный епископ, учитель народа, мужественный защитник Церкви Христовой, другой — мягкий, любящий пастырь, удивительно милосердный, даже к врагам своим. Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2019 Продолжительность: 19:10:03 О.В. Орлова. “Крестный путь Иоанна Златоуста” –:– 28:47 Стоп через Рекомендуемые аудио Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/krestnyj-put-ioan...

И не только на деньги, но и на наши знания: «Я полагаюсь на свои знания, на свои силы, я представляю собой нечто, у меня есть власть, есть положение, есть образование, финансовое благополучие». Грех – надеяться не на Бога, а на свои силы, на свои деньги, на свое состояние, на свое знание, на свои способности, на свою красоту и все прочее, потому что это похищает сердце твое у Бога и прилепляет его к чему-то иному. Ты надеешься, что ты так красив или так красива, что тебе и нужды нет взглянуть на кого-нибудь вокруг. Уйма молодых людей желает видеть тебя своей женой, но ты всех отвергаешь, потому что думаешь, что придет сказочный принц и попросит твоей руки. Вы много таких сказок читали, помните? Как это мешает в браке? Мешает, потому что каждый замыкается на своих делах. Вы видите сегодня, что в каждой второй семье супруги тратят деньги по отдельности, и каждый месяц они садятся вместе и подводят итоги. Я советую им нанять бухгалтера, чтобы разобраться во всем этом и не ругаться, кто из них потратил больше… Один платит за воду, другой за электричество, этот за бензин, они всё подсчитывают и так платят. Мало людей переступают через это – чтобы распоряжались деньгами все и при этом не испытывать боязни перед другим человеком. Идут покупать дом и боятся: – Полдома запишешь на меня! Чтобы завтра они, паче чаяния, не развелись и другой не забрал весь дом себе. Как будто проблема в этом и заключается — кому достанется дом, когда они разведутся… Этот менталитет — «мои вещи», «мое время», «пойду со своими друзьями», «у меня тоже есть друг», «у меня свои планы». Именно это мое и есть то, что привязывает меня к разным вещам. В монашестве это преодолевается через нестяжание: у тебя нет ничего, тебе не позволено иметь абсолютно ничего, даже десять лир. Как это преодолевается в браке? Через общую собственность. Все, что у нас есть дома, – это наше, общее. Апостол говорит, что мы не имеем власти даже над своим собственным телом – даже я сам не принадлежу себе. В одном тексте святого Иоанна Златоуста говорится так: «Что ты говоришь постоянно о моем и твоем, когда мое тело принадлежит не мне, а тебе и твое тело принадлежит не тебе, а мне?» . Один принадлежит другому; нет «моего» и «твоего».

http://pravoslavie.ru/48757.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Николай Сербский (Велимирович), святитель (1880-1956 гг.) — (Велимирович) епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, организатор народного так называемого «богомольческого» движения, почетный доктор нескольких мировых университетов. Николай Сербский родился в многодетной крестьянской семье. Получил прекрасное образование, в частности закончил философский факультет Оксфорда, СПб-ую Духовную Академию. Во время Первой Мировой войны Николай Сербский окормлял соладат, до конца войны отдавал всё своё жалованье раненным. В 1920 году поставлен епископом Охридской епархии. В 1934 году епископ Николай назначен владыкой Жичской епархии. Во время своего архипастрыства Николай Сербский сделал очень много для духовного просвещения сербов, миссионерства. Николая Сербский нёс Благую Весть и за пределами: он много проповедовал, читал лекции в Европе, Америке. Во время Второй Мировой войны нацисты посадили его в Дахау. Из-за прихода к власти в Югославии коммунистов Николай Сербский был вынужден эмигрировать в Америку. Последние дни Николая Сербского прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где он и скончался.Николая Сербского называют «новым Златоустом». Действительно, творения святителя отличаются поэтичностью, образностью, красноречием. Для творчества Николая Сербского характерен интерес к философским вопросам. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/nik...

А та отвечала им - " да ладно. Лишь бы любил... " . Прошло 10 лет. Ни одна из этих дам до сих пор не замужем. А время идет... А в семье Лены (той самой, что по любви замуж вышла и деньги в его кармане не считала)- на каждого члена семьи по машине. Уже давно собственный бизнес у мужа, квартира, дача за гордом, отпуска за границей. К чему я это написал ? Да просто Библия вспомнилась: " Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " . (Евангелие от Матфея, глава 6). Довмонт 28 февраля 2011, 19:09 Хорошо, конечно, когда жена владеет каким-либо рукоделием, а когда нет, некому научить и дочку. А вот соседку найти тоже проблемма, которой доверить можно ребенка и чтобы сама была в силах забирать и встречать, а в остальном автор права, нет ничего лучше собственного дела или свободного графика работы, но тут нужна четкая самоорганизация и какой-то базис с жильем. Агата 28 февраля 2011, 18:30 Но ведь забота о детях начинается уже с выбора супруга! С выбранным человеком заранее все вопросы, касающиеся детей и зарплаты стоит обсудить или представлять его отношение к таким вопросам. Какие перспективы? Ну женится ребенок - пусть жилье снимает, работает. Надо растить Отцов и Матерей, а не просто парней и девчонок. О каком образовании Вы говорите? Образование все равно в семье начинается и растить очередных экономистов и юристов смысла нет. Если нет ни детей, ни работы, найдите себе просто занятие, которое не давало бы уныть и засохнуть. Если комп есть - работы можно попробовать найти в сети. Автор статьи наивно рассуждает о работе на дому. И опять - мало слов о роли отца. Он должен хотеть кормить семью и кормить ее. Мария 28 февраля 2011, 18:16 Даст Бог ребенка, даст и на ребенка. Мать четверых детей, кандидат наук. Елена 28 февраля 2011, 17:28 В каком мире живет автор? Зарплаты в регионах по 6-7 000 рублей, если кто-то получает 12-14 000, то это уже предел мечтаний. А цены как в Москве, и квартплата выше, чем в Москве. Как насчет невозможности, полной и абсолютной, купить жилье? Как насчет криминала с квартирами стариков? Я просто удивляюсь, что мы еще живы, что люди еще хоть одного рожают. Кому это нужно - рожать детей, заведомо зная, что никаких перспектив нет ни на квартиру, ни на образование, ни на что. При том, что по телевизору называется совсем другой образ жизни, это во времена СССР все жили более-менее одинаково, и бедность принималась как норма, а сейчас какое чудовищное расслоение в обществе, порождающее зависть и ненависть.

http://pravoslavie.ru/44989.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010