27 июля 1692 года архимандрит Феодосий прибыл в Москву. 9 сентября 1692 года, после некоторых затруднений, его наречение состоялось. 11 сентября 1692 года в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Тогда же святитель Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября 1692 года. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Черниговским же архиепископам это право давалось, так как их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого владыка Феодосий возвратился в Чернигов. Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиепископа Лазаря. Видя, что преосвященный Лазарь уже очень стар и близок к смерти, святитель Феодосий постарался укрепить за собой право на вотчины Черниговской архиепископии. 17 мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией. Святитель обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению была основана Печеницкая женская обитель и Любецкий скит. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооружённый храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 году освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева учёных монахов, среди которых был Иоанн (Максимович ; † 1715, память 10/23 июня), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ. Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, – не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотой своего любвеобильного сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Они посильно сослужили свою службу Церкви и отечеству, и хотя не оставили после себя выдающихся следов своей миссионерской деятельности в массовом или поголовном обращении азиатов, но и скромная заслуга их должна быть помянута благодарным словом историка. V. Открытие Иркутской Епархии под управлением Св. Иннокентия и учреждение Православной миссии в Китае Иркутск, стоя на пути к Тихому Океану и в Китай, получал уже значение центрального пункта восточной части Сибири. С приобретением Даурии его нельзя было миновать. Русские внесли сюда свет христианства. Тихое мерцание сего света на востоке привлекало к нему сердца. Митрополит Иоанн Максимович горел желанием самолично посетить Иркутск. Высказывая о таковом желании и намерении, святитель предпосылает сюда благодатный дар – св. чудотворную икону Знамения Божией Матери (Абалацкую). По всей вероятности она была препровождена с архимандритом Мисаилом, отбывшим из Тобольска в 1714 году со свитою назначенной в Китай миссии. 10 июня 1715 г. святитель Иоанн преставился, а св. чудотворная икона Богоматери, с собственноручною надписью блаженного, и теперь свидетельствует о духовном его общении с паствою словесного стада Христова. «Грядет от Абалака Пречистая Дева, В чудотворной иконе ко всем милостива, Приносит в град Иркутский благословение, Всем гражданам здравие, благ умножение, Митрополит Тобольский Иоанн желает. Молити Пречистую Деву не престает. О! всепетая Мати сохрани град и люди, Яко зеницу ока всем живущих блюди, Даруй всему гражданству премногия лета, Сохраняй и покрывай от злаго навета, Произведи и во благо всяко желание, Даруй благополучно всем пребывание, Сподоби многрешна град их посетити, Донеже сия будет, изволь их хранити. В благополучном и добром здравии. Подаждь им жить в Небесном Царствии». (Собственноручная митрополита Иоанна надпись на иконе). Чудотворная икона Богоматери ныне стоит местною в приделе Всех Святых в старом кафедральном соборе. Усердием почетного гражданина К. Н. Трапезникова украшена золотою ризою. Как в начале, так и теперь она составляет заветную святыню, залог благосостояния и преуспеяния города и всего христианского населения края. Блаженный святитель поручил хранению Богоматери град и всех жителей до личного их лицезрения, которое предполагалось быть в скорости, а по Божию премудрому Промыслу отодвинулось к вечности. Покров царицы небесной распростерт навсегда, на время и вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

С 1711 по 1715 г. Тобольскую кафедру занимал святой Иоанн (Максимович) . Родился он в 1651 г. в Нежине. У его отца, малороссийского дворянина Максима Васильевича, было семеро сыновей. Образование будущий святитель получил в Киево-Могилянской академии, после окончания которой его оставили преподавателем латинского языка. В 30 лет он принял постриг в лавре и проходил послушание проповедника и эконома. В 1685 г. братией лавры он был отправлен в Москву просить у царя Федора войско для защиты лавры от турок. В Москве патриарх Иоаким поставил Иоанна наместником приписанного к лавре Брянского Свенского монастыря. Через 10 лет архиепископ Черниговский святой Феодосий вызвал к себе свенского наместника и поручил ему управление Черниговским Елецким монастырем – он наметил его в преемники себе по кафедре. Святой Иоанн благоговейно чтил своего наставника и архипастыря, а после его кончины верил в силу его молитв пред Богом. Когда после смерти святого Феодосия он тяжело заболел и все уже ожидали его скорой смерти, он позвал на помощь почившего святителя, и тот явился ему и сказал: «Не скорби, брат, Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». После видения святой Иоанн сказал, что будет служить литургию. Слова его сочли бредом умирающего, но больной встал с одра и служил; с этих пор в Чернигове началось почитание святителя Феодосия как угодника Божия. После блаженной кончины святителя Феодосия святой Иоанн был избран его преемником по кафедре, и 10 января 1697 г. в Москве в Успенском соборе патриарх Адриан хиротонисал его во епископа Черниговского. Настоятелем Елецкого монастыря святой Иоанн оставил вместо себя святого Димитрия (впоследствии митрополита Ростовского). Удивительна эта не только духовная, но и биографическая, житийная связь четырех святителей– святых Феодосия, Иоанна, Димитрия и митрополита Филофея. Управляя Черниговской кафедрой, святитель Иоанн основал в Чернигове коллегию, подобную киевской, открыл типографию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

•  Создание Четий-Миней было одним из главнейших трудов свт. Димитрия, с этой работой связано явление ему некоторых святых, о которых он писал. Так, в случае явления в сновидении мученика Ореста, врача (+ 304), святитель думал, что это Орест из пяточисленных, т. е. мученик Орест, память которого празднуется 13 дек. вместе с другими мучениками III—IV вв, число которых пять, — мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1716) Память его празднуется 10 июня в день преставления и в тот же день вместе с Собором Сибирских святых Святитель Иоанн Тобольский родился в городе Нежине Черниговской губернии, в дворянской семье Максимовичей. Образование он получил в  Киевской академии, где малороссийские дворяне и священнослужители воспитывали своих сыновей, и по окончании курса остался в ней профессором. Постриг он принял в Киево-Печерской лавре и был назначен проповедником. В 1695 г. архиепископ Черниговский Феодосий (память его 5 февр.), предчувствуя приближающуюся свою кончину, вызвал его в Чернигов и назначил архимандритом  Елецкого монастыря, так как он желал видеть его своим заместителем. В следующем же году святитель Феодосий скончался, и святитель Иоанн вступил на  Черниговскую кафедру. Но вскоре он опасно заболел горячкой. В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров!» К изумлению окружающих, больной архиепископ велел отслужить в покоях своих вечерню и прочитать для него правило, а наутро приготовить все для его служения в соборе.  И на другой день совершенно здоровый святитель совершил Божественную литургию. В благодарность своему исцелителю архиепископ Иоанн устроил над гробом святителя Феодосия пещеру, поместил над входом его изображение, а под ним написал составленную им ему «Похвалу» в стихах. В Чернигове святитель Иоанн стяжал, подобно предшественнику своему, любовь всей паствы. Он основал  первую в России семинарию. Но в 1712 г. он был назначен на  Сибирскую кафедру в Тобольск, с возведением в сан митрополита. В Сибири ждал его тяжелый крест. Он оказался единственным епископом в огромном крае, который был к тому же глубоко запущен в духовно-нравственном отношении и требовал усиленных трудов. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец Содержание Вместо Предисловия. Краткие биографические известия об авторе " Илиотропиона " Архиепископе Черниговском, впоследствии Митрополите Тобольском, Иоанне Максимовиче. Святитель Иоанн Максимович, преемник по черниговской кафедре святителя Феодосия Углицкого, был сыном шляхтича Максима Васильковского (по городу Василькову), который любил называть себя печерским в признательность за то, что арендуя мельницы и земли Киевопечерской Лавры, он нажил достаточное состояние. Шесть сыновей умного отца служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них (Иоанн Максимович) пошел другой дорогой. Отец и его, Максимовича, предки, были уроженцами города Умани (Киевской губернии). Первый, занимаясь арендованием Лаврских имений, переселился в г. Нежин в окрестностях которого находились арендуемые угодья, и этот город был местом рождения будущего святителя в середине XVII столетия. По словам Высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского Евгения (Болховитина), будущий святитель Максимович получил свое образование в Киевекой академии и был в ней преподавателем. Здесь же он посвящен был в монашество Киевопечерским игуменом Гизелем с именем Иоанна, получил звание проповедника академии, а потом вскоре был избран и экономом Лавры. В 1678 году, когда Турция угрожала нападением на Малороссию, иеромонах Иоанн Максимович избран был послан в Москву умолять царя о помощи инокам Лавры в случае нападения турок на г. Киев и просить у царя монастырь, где бы иноки могли укрыться. Царь, отправив сильное войско, предоставил Лавре Свенский монастырь (находящийся в 3-х верстах от г. Брянска) с тем, чтобы Иеромонах Максимович управлял монастырем в звании наместника. Так как святитель Феодосий Углицкий желал иметь в елецком архимандрите преемника своей святительской кафедры, а как наместник Свенского монастыря Максимович был известен ему еще в Киеве с лучшей стороны, то святитель Феодосий, по совещанию с властями, вызвал к себе Максимовича (в середине 1695 года) и посвятил его в архимандрита елецкого монастыря, которым дотоле сам управлял.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину. По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года. Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей. Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя. Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.

http://pravicon.com/info-2501

Святитель Иоанн неустанно служил, проповедовал слово Божие, творил дела милосердия, и новая паства его, как и в Чернигове, в короткое время горячо полюбила его. Но слабое здоровье его, подорванное к тому же суровым сибирским климатом, не выдержало этих трудов. 10 июня 1716 г. он совершил последнюю свою литургию, после которой пригласил на трапезу духовенство и городскую бедноту и сам им прислуживал. Затем он заперся в своих покоях и предался уединенной молитве. Когда же начался благовест к вечерне, он тихо скончался — на коленях перед привезенной им из Чернигова иконой Божией Матери. Велико было горе всей полюбившей его сибирской паствы. Погребли его в Тобольском городском соборе, в приделе св. Иоанна. Ровно через 200 лет, 10 июня 1916 г., он был причислен к лику святых. Святые мощи его почивали открыто в том же соборе до 1920 г. Святителю Иоанну принадлежат творения «Царский путь Креста» и «Илиотропион, или Как согласовать волю свою с волей Божией». Они были до наших дней любимым чтением русских монахов. • Свт. Иоанн окончил Киево-Могилянскую коллегию, позже преобразованную в академию, и был оставлен при ней профессором латинского языка. • Елецкий Успенский монастырь расположен в Чернигове, основан в XI в. князем Святославом Ярославичем. • 10 янв.1697 г. архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского в Успенском соборе в Москве, при Патриархе Адриане. В Чернигове при архиерейской кафедре святителем был создан Коллегиум, подобно Киево-Могилянскому духовному учебному учреждению. Коллегиум этот стал первой семинарией, по образцу которой начали открываться семинарии в других епархиях. В епархиальной типографии печатались сочинения духовно-нравственного содержания, некоторые из них были написаны самим святителем: «Нравоучительное зерцало», «Алфавит, рифмами сложенный», «Фиатрон, или Позор нравоучительный» и др. • Сибирская кафедра, которую занимал святитель в последние годы жизни, учреждена в 1620 г, его предшественником был знаменитый миссионер свт, Филофей (Лщинский).

http://sedmitza.ru/lib/text/437312/

За всенощной перед полиелеем митрополит Виталий открыл раку: святые мощи, кроме лица, были открыты, руки видны. Икону святителя высоко подняли два рослых священника, и всенародно было спето величание святому. Прикладывание к мощам закончилось в 11 часов ночи. В субботу службы чередовались в приделах храма. Первую литургию совершил в 2 часа ночи епископ Вевейский Амвросий. Ему сослужили свыше 20 священников. Рака была внесена священнослужителями в алтарь и поставлена на горнем месте. Вторая литургия началась в 5 часов утра, за ней причащалось около 300 человек. А в 7 часов утра на Божественной литургии объединились вокруг митрополита Виталия 11 архиереев и около 160 священнослужителей. Пели три хора, было около 700 причастников. Крестный ход шел вокруг всего квартала, все стороны света осенялись чудотворными иконами. Потом святые мощи были положены в специально сооруженные сени в храме. Закончилась служба в 1:30 дня. Праздничная трапеза объединила около двух тысяч человек. За ней читалось похвальное слово святителю Иоанну. Архиепископ Берлинский и Германский Марк произнес приличествующую случаю речь. Торжества продолжались и на второй день, в воскресенье Всех святых, в земле Российской просиявших. Поток богомольцев к раке святителя не прекращался. Так проходило великое духовное торжество – причисление к лику святых святителя Иоанна, Шанхайского чудотворца, в городе Сан-Франциско 2 июля 1994 года. Это событие не только наполнило радостью сердца русских, проживающих в зарубежье, но возвеселило сердца множества людей в России, знавших о необыкновенной жизни владыки Иоанна. Оно охватило и новообращенных в Православие, рассеянных по всему миру, – православных французов, голландцев, американцев… Кем же был этот человек, который прозорливо направлялся к больному, возвращал к жизни умирающего, изгонял бесов у одержимого? Детство и отрочество будущего святителя Михаил Максимович в возрасте 15 лет Будущий святитель Иоанн родился в селе Адамовка Харьковской губернии 4 июня 1896 года. В святом крещении он был назван Михаилом – в честь святого архангела Божия. Род его, Максимовичей, издавна отличался благочестием. В XVIII веке из этого рода прославился святитель Иоанн, митрополит Тобольский, просветитель Сибири, пославший первую православную миссию в Китай; после его смерти на его могиле происходило множество чудес. Он был прославлен в 1916 году, и его нетленные мощи по сей день почивают в Тобольске.

http://pravoslavie.ru/4330.html

Добавим, что, как и его святой покровитель Иоанн Тобольский , мирно скончавшийся перед Черниговской иконой Божией Матери, святой владыка Иоанн скончался перед Курским образом Божией Матери, который он так почитал. Во всех храмах Сан-Франциско в тот же вечер были отслужены панихиды. 3 июля, в воскресенье, в Сиэтле отслужили литургию. Несмотря на ранний час, собор был переполнен. После литургии и панихиды гроб отвезли в аэропорт, потом, в 15 часов, перевезли на самолете в Сан-Франциско. Епископ Нектарий, везший с собой чудотворную икону, сопровождал тело. «Сколько раз за эти годы,– вспоминает одна из верующих,– провожали и встречали мы на аэродроме нашего архипастыря. И хорошо знала администрация аэродрома нашего владыку. Стюардессы часто говорили: “Ну, этот рейс будет совсем благополучный, с нами летит русский епископ!”» 521 Сотни людей собрались на аэродроме встретить гроб владыки. Администрация аэродрома дала разрешение встретить гроб владыки у самого аэроплана. Первым вынесли чудотворный образ Курско-Коренной Божией Матери «Знáмение». Потом гроб владыки, поставленный на специальную тележку, словно плыл над толпой. Впереди шли матушка игуменья Ариадна с обновленным образом Божией Матери и епископ Нектарий, окруженный духовенством, с Курской иконой. Архиерейский хор пел «Святый Боже». После краткой литии гроб владыки провезли мимо старого собора и мимо его резиденции, приюта Свт. Тихона Задонского . Уличное движение было повсюду остановлено полицией. Перед новым кафедральным собором стояла огромная толпа. Как отмечает один из свидетелей, «духовенство встретило святителя, как при его жизни» 522 . Сразу же отслужили панихиду, на которой присутствовал архиепископ Иоанн (Шаховской) , глава Американской Митрополии в Сан-Франциско. Похороны начались вечером 7 июля, в четверг. Сослужили митрополиту Филарету Нью-Йоркскому архиепископы Леонтий Чилийский и Аверкий Сиракузский, епископы Савва Эдмонтонский и Нектарий Сиэтлийский. Отец Серафим Роуз , присутствовавший на этой службе, впоследствии составивший акафист святому, написал о похоронах такие строки: «Усердие присутствовавших на долгой службе (6 часов) имело лишь немногие аналогии в этом столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

—162— в Сибирь, митрополит Иоанн остался один, без помощ­ника в деле управление. Правда, до назначение Варлаама в 1714 г. на тверскую кафедру иркутское духовенство иногда обращалось с своими делами к нему в Москву 1471 , но дальность расстояние делала эти обращение очень редкими. С назначением Варлаама в Тверь, вся Сибирь осталась на попечении Иоанна, о чем он и получил 10 мая 1714 г. указ Петра, повелевавший ему «иркутскую десятину ведать во всяком духовном правлении» 1472 . Не имея возможности лично вести дела в Иркутске, митрополит поручил де­лать это архимандриту селенгинского Троицкого монастыря Мисаилу, одному из лучших представителей тогдашнего сибирского духовенства. Мисаилу была вручена особая наказ­ная грамота с обстоятельными наставлениями по делам управления, особенно хозяйственным; «а которых дел тебе, архимандриту, вершити невозможно, писать о том к нам, великому господину, с ездоками» 1473 . Эту систему управление чрез особых помощников святитель Иоанн применял и в других отдаленных областях Сибири. Он поставил приехавшего с ним из Малороссии инока Феофана в архимандрита якутского Спасского монастыря и поручил ему править церковные дела в приходах по Лене и берегу океана до Камчатки 1474 . Приходы по Енисею он предполагал поручить иеромонаху Илариону Лежайскому, тоже малороссу; но вместо настоятельства в енисейском Спасском монастыре, к какому вместе с тем предна­значал его Иоанн, Иларион отправился с миссией в Пекин 1475 . К заботам об управлении митрополией тесно примыкали заботы о просвещении сибирского края светом христианства. В истории сибирской миссии св. Иоанн оставил заметный след. Он покровительствует миссионерским трудам —163— других лиц и принимает в миссии личное участие. В июне 1712 года Филофей Лещинский (в схиме – Феодор) оставляет Тюменский монастырь и отправляется с пропо­ведью христианства к остякам тобольской губ., пелымским и кондинским вогулам, кошутским и туринским тата­рам и другим языческим и магометанским инородцам, жившим по рекам Иртышу, Конде и Оби. В этой апо­стольской деятельности Филофея ему оказывал всю возмож­ную помощь и покровительство святитель Иоанн. Но и сам он прилагал силы к распространению христианства и к укреплению в вере новообращенных. С помощью одного татарского князька, обласканного им, он обратил, чрез посланного им священника, около 300 человек туралинских татар из Кошутских юрт. Он дает разрешение на постройку храма и посылает в благословение икону Божией Матери недавно крещенным татарам села Чердацкого, когда те пожелали построить церковь на том месте, где их прежние жрецы (камы) приносили языческие жертвы 1476 . Наконец, по приказанию Петра В. он организует миссию в Пекин, которая, во главе с архимандритом Иларионом Лежайским, и отправилась в Китай 16 янв. 1715 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010