Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них. Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна. Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда». Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным. Не сразу бренные останки святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего воскресения. Первоначально они находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителяИоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

http://pravicon.com/info-2501

§1. Жизнеописание Свят. Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимович) родился 4/17 июня 1896 г. в имении своих родителей, потомственных дворян, в местечке Адамовке, Харьковской губернии. Предки его с отцовской стороны были выходцами из Сербии. Один из его предков, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, был миссионером и духовным писателем первой половины XVIII в. Свят. Иоанн окончил Петровский полтавский кадетский корпус. День окончания им кадетского корпуса совпал со днем вступления на Харьковскую кафедру архиеп. Антония (Храповицкого) . Они познакомились и архиеп. Антоний всю жизнь оставался духовным руководителем свят. Иоанна. В 1918 г. свят. Иоанн закончил юридический факультет Харьковского университета, и некоторое время служил в Харьковском суде в дни управления Украиной гетманом Скоропатским. Сердце будущего святителя стояло далеко от мира сего. Практически все время, свободное от занятий в университете, а затем от работы, он проводил за молитвой и чтением духовной литературы. Революция вынудила семью Максимовичей покинуть родину и эмигрировать в Сербию, где в 1925 г. свят. Иоанн окончил богословский факультет Университета свят. Саввы. На последнем курсе университета свят. Иоанн был посвящен митр. Антонием (Храповицким) во чтеца в Белградской церкви, а в 1926 г. им же в монастыре Мильково пострижен в монашество в честь своего родственника, свят. Иоанна Тобольского . На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы свят. Иоанн был рукоположен митр. Антонием во иеромонаха. В Сербии свят. Иоанн был законоучителем в гимназии, а с 1929 г. – преподавателем и воспитателем в семинарии в городе Битоле. Там он снискал любовь воспитанников и прославился подвижничеством. Свят. Иоанн непрестанно молился, ежедневно причащался Святых Таин, ел один раз в день поздно вечером, спал только полусидя или в земном поклоне. В 1934 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил возвести свят. Иоанна в сан епископа с назначением в Шанхай викарным архиереем Китайской епархии. Молодой епископ прибыл из Сербии в Шанхай в 1935 г. на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Свят. Иоанн разрешил имевшийся в Шанхае юрисдикционный конфликт, установил связь с православными сербами, греками и украинцами, закончил постройку огромного собора в честь иконы Божией Матери Споручницы Грешных, а также колокольни и приходского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В последние годы своей жизни святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири. На новой кафедре он не оставляет просветительскую деятельность, но берет на себя также и миссионерские труды. Заботясь о распространении христианства, он посылает миссии к остякам, вогуличам и другим народам. В 1714 г. святитель Иоанн отправил в г. Пекин первую духовную миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). Святитель Иоанн отошел ко Господу 10 июня 1715 г. и двести лет спустя, в 1916 г., был причислен к лику святых. Практически все литературные труды святителя Иоанна приходятся на время его пребывания на Черниговской кафедре. Его поэтические сочинения дидактико-нравоучительного характера переиздавались и пользовались большой популярностью. Наиболее известны и значимы его стихотворные произведения — «Алфавит святых» (1705), «Богородице Дево» (1707), «Осьм евангельских блаженств» (1709). Его стараниями переводились и издавались произведения многих западноевропейских богословов и проповедников. В 1708 г. издается книга «Феатрон, или Позор нравоучительный, царем, князем, владыкам и всем спасительный», перевод сочинения папского каноника XVII в. Амвросия Марлиана, выполненный с некоторыми изменениями текста оригинала. В 1709 г выходит в свет «Царский путь креста» — перевод с латинского книги Бенедикта Хефтена «Regia via crucis» (1635). Кроме католических авторов святитель Иоанн перевел и произведение немецкого лютеранского богослова Иоанна Гергарда (+1637) «Medimamiones sacrae». Эта книга, имевшая в русском переводе заглавие «Богомыслие в пользу правоверных», переиздавалась трижды, но позднее в ней усматривается «многая люторская противность», в 1720 году книга была запрещена. Самой же известной и читаемой книгой, связанной с именем святителя Иоанна (Максимовича), несомненно оказывается «Илиотропион». Поскольку первоисточником послужил труд католического монаха, то естественно, что книга изобилует цитатами и ссылками на западных богословов и церковных авторитетов. Конечно, больше всего автор обращается к блаженному Августину, который, кажется, ни в одном из своих значимых произведений не обошел тему взаимоотношений воли Божией и воли человека. Взаимоотношения Бога и свободной человеческой личности подробно излагаются и анализируются в его духовной автобиографии — «Исповеди». Исследованию путей Промысла Божия в истории посвящено обширное сочинение в тринадцати книгах «О граде Божием».

http://pravoslavie.ru/6145.html

В воспитании иноков отец Иоанн уподоблялся апостолу Павлу – быть всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Хорошо зная человеческую душу, действовал он разнообразными способами: малоопытных в духовной жизни иноков вразумлял, слабых ободрял, на строптивых и непокорных старался действовать советами и наставлениями. Все это у него соединялось с христианской любовью к подчиненным. Этим он достигал того, что и руководимые им иноки относились к нему с искренней любовью, как дети к отцу. Духовная опытность в руководстве иноками и высокая личная жизнь о. Иоанна обратили на него внимание Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Провидя приближение своей кончины, Святитель Феодосий наметил его своим преемником по кафедре и назначил архимандритом Елецкого монастыря. Когда 5 февраля 1696 г. Святитель Феодосий отошел ко Господу, Малороссийская рада единогласно избрала елецкого настоятеля о. Иоанну в преемники почившему архипастырю. 10 января 1697 г. в Москве состоялась его архиерейская хиротония. Вступив в управление Черниговской епархией, епископ Иоанн обратил особое внимание на улучшение церковной жизни. Он понимал, что для достижения плодотворных результатов в этом отношении недостаточно его личных сил и поэтому заботился обновить состав духовенства. Для этого он создает при Черниговской епископской кафедре подобный Киевской академии коллегиум, который должен был, по мысли Святителя, стать «Черниговскими Афинами» просвещенного благочестия. По высоте уровня богословского образования и воспитания в правилах христианской жизни школа его получила широкую известность. Это была первая семинария, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях. Святитель Иоанн всегда стремился жить жизнью своей паствы. Он в доступной для самых простых слушателей форме учил их истинам христианской веры и жизни, указывал благодатные силы Святой Церкви, которые помогут твердо стать на путь спасения. Повседневно наблюдая тяжелую жизнь своих пасомых, он обращал к ним свое любвеобильное слово благовестия, назидания и пастырского сострадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Популярности «Илиотропиона» способствовало то, что он насыщен рассказами-примерами из Священного Писания, из житий святых, из истории, которые разъясняют сложные богословские вопросы. Митрополит Тобольский и всей Сибири Иоанн (Максимович) Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей Вместо предисловия Краткие биографические известия об авторе " Илиотропиона " Архиепископе Черниговском, впоследствии Митрополите Тобольском, Иоанне Максимовиче Святитель Иоанн Максимович, преемник по черниговской кафедре святителя Феодосия Углицкого, был сыном шляхтича Максима Васильковского (по городу Василькову), который любил называть себя печерским в признательность за то, что арендуя мельницы и земли Киевопечерской Лавры, он нажил достаточное состояние. Шесть сыновей умного отца служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них (Иоанн Максимович) пошел другой дорогой. Отец и его, Максимовича, предки, были уроженцами города Умани (Киевской губернии). Первый, занимаясь арендованием Лаврских имений, переселился в г. Нежин в окрестностях которого находились арендуемые угодья, и этот город был местом рождения будущего святителя в середине XVII столетия. По словам Высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского Евгения (Болховитина), будущий святитель Максимович получил свое образование в Киевской академии и был в ней преподавателем. Здесь же он посвящен был в монашество Киевопечерским игуменом Гизелем с именем Иоанна, получил звание проповедника академии, а потом вскоре был избран и экономом Лавры. В 1678 году, когда Турция угрожала нападением на Малороссию, иеромонах Иоанн Максимович избран был послан в Москву умолять царя о помощи инокам Лавры в случае нападения турок на г. Киев и просить у царя монастырь, где бы иноки могли укрыться. Царь, отправив сильное войско, предоставил Лавре Свенский монастырь (находящийся в 3-х верстах от г. Брянска) с тем, чтобы Иеромонах Максимович управлял монастырем в звании наместника. Так как святитель Феодосий Углицкий желал иметь в елецком архимандрите преемника своей святительской кафедры, а как наместник Свенского монастыря Максимович был известен ему еще в Киеве с лучшей стороны, то святитель Феодосий, по совещанию с властями, вызвал к себе Максимовича (в середине 1695 года) и посвятил его в архимандрита елецкого монастыря, которым дотоле сам управлял.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И паства, видя в своем архипастыре опытного кормчего Церкви, за 14 лет управления им Черниговской епархией прониклась к нему любовью, граничившей с почти религиозным благоговением к его личности. По словам русского церковного историка архиепископа Черниговского Филарета, жизнь Святителя Иоанна сияла высокими добродетелями, особенно же смирением и молитвой. Это отобразилось и в многочисленных его творениях христианско-нравственного содержания. Вот список названий их: 1) «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707); 2) «Алфавит святых» (в стихах, Чернигов, 1705); 3) «Богородице Дево» (в стихах, Чернигов, 1797); 4) «Толкование на 50-й псалом» (1708); 5) «Размышление о молитве Отче наш » (в стихах, Чернигов, 1709); 6) «Осмь евангельских блаженств» (в стихах, Чернигов, 1709); 7) «Царский путь креста» (Чернигов, 1709); 8) «Богомыслие» (Чернигов, 1710–1711); 9) « Илиотропион » (Чернигов, 1714). Свою работу над «Илиотропионом», как свидетельствуют некоторые исследователи, митрополит Иоанн начал еще будучи в должности преподавателя Могилянской академии. Издавал его на латинском языке. И только окончательно обработав, будучи уже в Тобольске, издал на славяно-русском языке. Назначение на Тобольскую кафедру Святитель Иоанн получил в 1710 г., с возведением в сан митрополита. В далекой Сибири с большой радостью встречали Святителя, известного благочестием и апостольскими трудами. В новой епархии, более обширной и менее благоустроенной, особенно нуждались в таком архипастыре. В пределах Тобольской епархии было еще много язычников. Митрополит Иоанн начал среди них широкую миссионерскую деятельность. Как и в Чернигове, Святитель старался улучшить постановку духовного образования в созданной его предшественником по Тобольской кафедре славяно-латинской школе. Как и прежде, уча своих чад примером своей жизни и живым проповедническим словом, Святитель Иоанн отдавал весь свой досуг письменному труду для поучения православных жителей Сибири. Святитель мог сказать о себе словами Иисуса, сына Сирахова: «Я трудился не для себя одного, но для всех, ищущих наставления» ( Сирах. 33:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Архив Издательство Сретенского монастыря Архиепископ Иоанн (Максимович). Да обновится Русская земля Архиепископ Иоанн (Максимович). «Да обновится Русская земля». – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья) Вышла в свет очередная книга из серии «Духовное наследие русского зарубежья» – Архиепископ Иоанн (Максимович). «Да обновится Русская земля». Прозорливец и молитвенник, пастырь Христов, душу свою полагающий за чад своих, и блаженный чудотворец, один из апостолов нового времени, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии, архиепископ Иоанн (Максимович) (1896 - 1966) был еще и выдающимся проповедником, богословом, церковным историком. В этой книге представлены исторические статьи, проповеди, воззвания к пастве святителя Иоанна.     АРХИЕПИСКОП ИОАНН (МАКСИМОВИЧ) Будущий святитель родился 4 июня 1896 года в местечке Адамовке Харьковской губернии в имении своих родителей — Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей. В святом крещении младенец был наречен в честь Архистратига Божия Михаила. Древний дворянский род Максимовичей дал миру святителя Иоанна, митрополита Тобольского, замечательного духовного писателя и подвижника-миссионера столетия. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 1916 году — последним в царствование государя-страстотерпца Николая Александровича. Загородное имение Бориса Ивановича находилось совсем недалеко от славившегося строгостью иноческого устава Святогорского монастыря, что на Северском Донце, — того самого, о котором столь поэтично поведал А. П. Чехов в своем рассказе, посвященном Святым Горам. Максимовичи поддерживали обитель материально, делая щедрые вклады, по многу дней жили в монастыре. Вместе с родителями совершал паломничества в Святые Горы и совсем еще маленький Михаил. «С самых первых дней, как я стал осознавать себя, я захотел служить праведности и истине, — вспоминал впоследствии святитель. — Мои родители возжгли во мне усердие непоколебимо стоять за правду, и душа моя была пленена примером тех, кто предал за нее жизнь». О крепости веры Михаила свидетельствует такой факт: когда ему было всего пятнадцать лет, приняла Православие его бывшая гувернантка, француженка-католичка; влияние на нее юного воспитанника было несомненным.

http://pravoslavie.ru/sm/060519101735.ht...

Достоевский Ф.М. Дневник писателя/Сост., комментарии А.В. Белов; Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 880 с. Житие преподобного Серафима Саровского с приложением акафиста, молитв и других необходимых сведений. Издательство: «Воздвижение», 2012. 30 с. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. 2009/Пер. с нем. 2-е изд. М.: УРСС, 2012. 352 с. Зомбарт В. Буржуа/Пер. с нем.; Ин-т социологии. М.: Наука. 443 с. (Серия «Социологическое наследие») Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Полное собрание творений: В 8 т. Издательство: «Паломникъ», 2001–2007. Иерофей (Влахос) , митрополит. Жизнь после смерти. М.: Дар, 2013. 360 с. Иоанн Дамаскин, святитель. Точное изложение православной веры . pravoslavnoj-very Иоанн Златоуст , святитель. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: В 12 т. СПб.: С.-Петербургская духовная академия, 1898. Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Послание Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Иоанн Крестьянкин , архимандрит. Письма. О духовничестве. http://predanie.ru/lib/book/73649/#toc1 Иоанн Кронштадтский , святитель Моя жизнь во Христе. М.: Отчий дом, 2014. 888 с. Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица. Издание Данилова мужского монастыря, 2014. 592 с. Иоанн Мейендорф , протоиерей. Введение в святоотеческое Богословие. Лучи Софии, 2007. 384 с. Иоанн Тобольский (Максимович) , митрополит. Илиотропион , или Сообразование с Божественной волей. М.: Благовест, 2014. 544 с. Иосиф Исихаст, преподобный. Изложение монашеского опыта. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. 463 с. Ириней Лионский , святитель. Против ереси. Творения. [М.]: Паломник; Благовест, 1996. 622, с. [Репринт.] Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты/Пер. с сирийского, прим., предисл. и послесл. епископа Илариона (Алфеева) . 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. 336 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»)

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

В 1920 году мощи мучеников, отбитые ранее Белой армией, были доставлены в Иерусалим. В настоящее время они почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.   Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович) Потомок другого святителя Иоанна (Максимовича) – Иоанна Тобольского , будущий святитель Русской Православной Церкви Заграницей родился 17 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии и был наречён Михаилом. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы и церковные книги. Очень любил читать жития святых.  Праведная жизнь ребенка произвела столь глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, что она приняла православие. В годину гонений Михаил оказался в Белграде, где поступил на богословский факультет университета. В 1926 году Михаил был пострижен в монахи с именем Иоанн и рукоположен во священники митрополитом Антонием (Храповицким) . Иеромонах Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался и так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, Ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах. В 1934 году иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего отбыл в Шанхай. Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна. В Шанхае святой обнаружил на улицах города огромное количество бездомных сирот. Для таких детей святитель Иоанн создал сиротский приют, куда нередко сам собирал больных и голодающих детей и брошенных в мусорные баки младенцев с улиц шанхайских трущоб. Приют просуществовал с 1935 по 1951 год, когда святитель перебрался со всей своей паствой (и с оставшимися приютскими детьми) в Америку. За все время существования приюта его воспитанниками были более 3 500 сирот из русских и китайцев.

http://azbyka.ru/deti/svjatye-pokrovitel...

С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия. Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010