Ин тропарь, глас тойже: Божественною благодатию просветився/ и по смерти показуя светлость жития твоего,/источаеши мирови благоухания,/притекающим к раце мощей твоих,/ и народи Московстии наставляеши ко свету богоразумия,/Ионо, отче наш,/моли Христа Бога/даровати нам велию милость. Слава, и ныне, Богородичен. НА УТРЕНИ По 1-й стихологии седален, глас 1. Подобен: Камени запечатану: Ученьми твоими и делы Церковь Христову украсил еси, Ионо святителю./Отсюду же в мире просия твое добродетельное житие,/в молитвах, и пощениих, и бдениих образ Церкве был еси./Темже вопием ти:/слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя,/слава Дающему тобою всем исцеление. Слава, и ныне, Богородичен: Упование христиан, Пресвятая Дево,/Егоже родила еси, Бога, паче ума же и слова,/непрестанно моли с Вышними силами/подати оставление грехов наших всех и исправление жития/верою и любовию присно Тя славящим. По 2-й стихологии седален, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Смиренномудрие предпочитая был еси, Ионо святителю,/ и отсюду прославился еси, яко Божественный архиерей,/принося жертву пожершемуся волею Христу, Богу нашему,/Егоже моли спастися душам нашим. Слава, и ныне, Богородичен: Обновила еси, Чистая, Божественным рождеством Твоим/истлевшее во страстех земнородных мертвенное существо/ и воздвигла еси вся от смерти к животу нетления./Темже Тя по долгу блажим вси, Дево Препрославленная, якоже прорекла еси. По полиелеи седален, глас 8.    Подобен: Премудрости: Яко добродетелен и кроток, Церковь Христову уяснил еси,/делы соблюл еже по образу Божию, архиерею великий Ионо,/просия бо добродетельное житие твое в мире и от всех славится./Темже вси, благодаряще, вопием ти:/Богоблаженне святителю, моли Христа Бога грехов оставление даровати/чтущим любовию Божественную память твою. Слава, и ныне, Богородичен: Яко Деву и едину в женах, Тя, без семене рождшую Бога плотию,/вси ублажаем, роди человечестии:/Огнь бо вселися в Тя Божества,/ и яко Младенца млеком питаеши Зиждителя и Господа./Тем, Ангельский и человеческий род, достойно славим пресвятое рождество Твое/и согласно вопием Ти:/моли Христа Бога согрешений оставление даровати/покланяющимся верою пресвятому рождеству Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженный Иероним оставил весьма обширное богословское наследие. Его заслуги в области богословия, церковной истории и библиологии громадны. Эпистолярное наследие блаженного Иеронима составляет ценный и плодоносный источник для уяснения принципов христианской нравственности. Главным его творческим подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Ветхого и Нового Завета. Этот перевод под названием «Вульгата» вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви. Многие отцы и учители Церкви оставили о сочинениях блаженного Иеронима, о его образе жизни и благочестии очень высокие отзывы. Труды блаженного Иеронима в переводе на русский язык изданы Киевской Духовной Академией. Служба преподобному Иерониму происходит из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Литература: 1 . Творения Блаженного Иеронима Стридонского . Чч. 1–17. Киев, 1893–1903. 2 . Полянский Е. Я. Творения Блаженного Иеронима, как источник для библейской археологии. Казань, 1908. 3 . Писарев Л. Блаженный Иероним. – Православная богословская энциклопедия. Т. 6. СПб., 1905, с. 327–343. 4 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 2. Изд. 2-е. СПб., 1882. Явление мощей преподобных отец наших Григория и Кассиана, иже на Авнезе ВЕЧЕР Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 8. Подобен: Что вас наречем: Страсти победивше телесныя/воздержания крепким оружием, преподобнии,/безстрастием сердца своя просветивше,/бесовская помрачисте кознодействия,/чудесными зарями блистающе, преславнии,/различныя недуги врачуете/ и духи лукавыя отгоняете,/молите спастися душам нашим. Ветрилом Креста направляеми,/пучину непостоянна – легце преидосте, премудрии,/в пристанище тихое безмолвия вселистеся,/вся, яже в мире, остависте,/да безценный бисер – Христа Бога приобретосте,/Егоже сиянием просветистеся,/молите спастися душам нашим. Болезньми и труды телесными/изменивше неболезненно наслаждение,/Григорие и Кассиане всеблаженнии,/тесный путь постничества преидосте,/райскаго пространствия достигосте, веселящеся,/с лики святых в мысленных чертозех вселистеся,/молите спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь 6 Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Многомилостиве. Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя/ковчег, и трапезу, и свещник, и ручку,/образно назнаменуя воплощение,/еже из Тебе, Вышняго, Мати Дево. Умерщвляется смерть, и тление упраждняется Адамова осуждения, о Владычице,/Плоду Твоему приразившееся:/ Жизнь бо родила еси, от нетления избавляющую поющия Тя. Закон изнеможе, и сень мимо иде,/паче ума и смысла явльшейся ми благодати,/еже от Тебе, Дево, рождества, Бога и Спаса, Многопетая. Ин Ирмос: Молитву пролию ко Господу/ и Тому возвещу печали моя,/яко зол душа моя исполнися/ и живот мой аду приближися,/ и молюся, яко Иона:/от тли, Боже, возведи мя. Благолепия венцем украшен, сияеши ныне, святителю,/яко истинный архиерей, правдою воистинну одеявся, предание Спасово соблюд./Темже и званию Божественному сподобился еси, вопиющу ти:/вниди в радость Господа твоего. Кроток и незлобив, Владычним стопам возследуя, преподобне,/ и преходя от тленных к вечным,/отонудуже и землю кротких со святыми достигл еси./Сего ради тя собори благочестивых воспевают. Твоего ради жития великаго и чистоты сына тя света и дне Христос показа/ и архиерея и пастыря Церкве Своея содела,/идеже послужив яко пастырь изряден,/ко обителем Небесным восходиши. Разсуждением ума и желанием духовным распалаемь,/жизнь твою, святителю, проходил еси/и, не сущая, яко преходящая, мимо текий,/к Божественным селением, отче Ионо, преложился еси. Богородичен: Освяти душу мою, Дево, Яже Святое рождши Слово,/воистинну во святых, яко пречисто, почивающаго, единаго Бога нашего,/ и даруй ми, яко Милостива, умиления тучу, Пренепорочная. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Яко от младенства Господеви поработив себе, мудре,/постом и бдением тело твое удручая,/темже сосуд чист и дом Духу Пресвятому явился еси,/сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет,/юже добре упас, ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./Тем молим тя:/поминай нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти:/радуйся, отче Ионо, святителю всечестный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь 5 Ирмос: Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе,/но мы Тя, Единородне,/Отеческия Славы сияние Божества,/от нощи утренююще,/воспеваем Тя, Человеколюбче. Каменем веры утвердившеся, святии,/вражеских ветр не убоястеся/ и припрения мысленных рек к душевней вашей храмине. Сказати кто возможет бывшая ваша чудеса, преподобнии,/слепыя бо просвещаете, исцеляете недужныя,/к вам притекающия. Углия страстная тучею слез своих погасисте, преподобнии,/плоти моея мысленная распаления, молюся, погасите/молитвами своими, преславнии. Богородичен: Рай жизни, Богородице, сущий,/смерти греховныя и страстей многообразных/избави мя, раба Твоего, вскоре. Песнь 6 Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное,/пророк Иона, в ките моляся:/от тли избави мя, Иисусе, Царю сил. Духа Святаго помаванием, преподобнии,/легце преидосте море жития сего,/волнами вражиими не владаеми,/соблюдосте телесныя ваши корабли. Египта страстей избегосте, премудрии,/ и море мысленное жития многомятежнаго преидосте,/ и в землю райскаго обетования, радующеся, вселистеся. Славящая Мя прославлю Сам,– рече Господь,/темже и прослави вас,/еже творити на земли знамения и чудеса преславная. Богородичен: Церковь Тя Божию и палату душевную преподобных лик разумев,/молит Тя, Едину, отъимшую наше поношение. Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси: Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/источаете ныне исцеления/с верою притекающим к мощем вашим,/полезная нам просите от Бога/молитвами вашими богоприятными,/Григорие и Кассиане преподобнии. Икос: Священная и Богомудрая двоице отец пречудная,/на земли добре подвигшеся,/целомудренно и праведно пожившая,/постнически испытавшеся, любовию и надеждею вооружившеся и верою оградившеся,/разориша хитрости вражия коварствия/и, с лики святых всех Царя Христа Престолу предстояще,/Егоже светом просвещаеми, подобными венцы венчастеся,/во всем мире чудесными зарями блистающе,/полезная нам просите от Бога молитвами вашими богоприятными,/Григорие и Кассиане преподобнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Похваляему праведнику, возвеселятся людие./Безсмертие бо есть память его,/яко от Господа познавается и от человек,/и угодна Господеви – душа его./Возлюбите убо, о мужие, мудрость, и поживете,/восхощите ея, и наказани будете./Начало бо ея – любы и соблюдение закона./Почтите премудрость, да во веки царствуете./Возвещу вам и не скрыю от вас таин Божиих,/яко Той мудрости наставник есть, и мудрых исправитель,/и всякому смыслу и делу Хитрец./И всем смыслом научит мудрость,/есть бо в ней Дух разумен и Свят,/ и сияние Света присносущнаго, и образ благости Божия./Та други Божия и пророки устрояет,/благолепнейши же есть солнца и паче всякаго сотворения звезд,/свету сосуждаема, обретается первейши./Та угождающих ей от болезней избави/ и настави на стези правыя./Даде им разум имети свят, и сохрани я от ловящих,/ и подвиг крепок подаде им./Да разумеют вси, яко сильнейши всего есть благочестие./И никогдаже преможет злоба мудрости,/ниже прейдет, злыя обличающи, суд./Рекоша же в себе, помысливше неправедно:/насильствуем праведному, не пощадим преподобства его,/не усрамимся седин старости многолетны./Будет бо нам крепость закон,/ и уловим праведнаго, яко неугоден нам есть,/ и противится делом нашим, и поносит нам отпадение закона,/и обличает нам согрешения наказания нашего./Возвещает нам разум имети Божий/ и отрока Господня себе именует./Бысть нам на обличение помышлением нашим, и тяжек нам есть,/ и видим, яко неподобно иным житие его и изменены стези его./В поругание вменихомся ему,/ и удаляется от путей наших, яко от нечистот,/ и блажит последняя праведных./Видим убо, аще словеса его истинна суть,/искусим, яже сбываются ему./Руганием и мукою истяжем его, да разумеем кротость его,/ и искусим беззлобство его, смертию безобразною осудим его,/будет бо посещение от словес его./Сия помыслиша и прельстишася:/ослепи бо я злоба их, и не разумеша таин Божиих,/ и не разсудиша, яко Ты еси Бог един,/живота имеяй и смерти власть,/ и спасаяй во время скорби,/ и избавляяй от всякаго зла./Щедр и Милостив, и дая преподобным Своим благодать,/ и Своею мышцею гордым противляяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании встречи владыка подарил Президенту Республики Сербской свою книгу «Вы есть свет миру» на сербском языке и диск с документальным фильмом о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Во встрече приняли участие посол А.А. Боцан-Харченко, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и исполнительный директор Фонда имени святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов. Затем Президент М. Додик и митрополит Иларион выступили с краткими заявлениями перед журналистами местных СМИ. Митрополит Иларион поблагодарил Президента Республики Сербской за приглашение посетить Баня-Луку и за содержательную беседу, отметив, что в ходе состоявшейся утром в Белграде встречи с Президентом Сербии Т. Николичем было начато обсуждение темы, получившей продолжение в беседе с М. Додиком,  — темы настоящего и будущего сербского народа. Владыка Иларион пожелал М. Додику помощи Божией в ответственном и нелегком служении на посту Президента Республики Сербской. В тот же день председатель ОВЦС посетил в Баня-Луке соборный храм Христа Спасителя, разрушенный в 1941 году авиацией гитлеровской Германии и воссозданный в наши дни при поддержке государственных властей Республики Сербской. Митрополит Иларион также побывал в Русском центре Баня-Луки, организованном благодаря поддержке фонда «Русский мир», и встретился с его руководителем Н. Милованович. 16 ноября председатель ОВЦС посетил также Троицкий храм в Баня-Луке. Митрополит Иларион поклонился почивающим в этом храме мощам священномученика Платона, епископа Баня-Лукского. Он также возглавил совершение краткого молебна и благословил собравшихся верных. Гостя из Русской Православной Церкви тепло приветствовал епископ Баня-Лукский Ефрем, который выразил глубокую любовь к Русской Православной Церкви и подчеркнул, что русский народ всегда был и будет с сербским народом. В свою очередь митрополит Иларион обратился к епископу Ефрему и его пастве, во множестве собравшейся в этот вечер, чтобы приветствовать высокого гостя из Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2598978.ht...

Святитель Ефрем был четвертым Патриархом Сербской Церкви (память 15 июня). В Соборе святых отцов Хилендарского монастыря прославляются также святитель Киприан, Митрополит Киевский. Родом серб, он подвизался в монашеском делании на Святой Горе. За благочестивую жизнь и глубокую образованность Константинопольский Патриарх Филофей (1354–1355; 1362–1376) в 1375 году посвятил святого Киприана в митрополита Киева и Литвы с тем, чтобы он стал Митрополитом всея Руси после кончины Митрополита Московского Алексия (†1378; память 12 февраля). Управляя Русской Церковью в сложное историческое время, святитель Киприан сумел сохранить единство Киевской и Московской митрополий. Святитель Киприан скончался в 1406 году (память 16 сентября). Святитель Василий Острожский родился 28 декабря 1610 года в Поповой волости в Герцеговине. По благословению Сербского Патриарха Паисия I (1614–1647) святой Василий удалился на Афон, где, посетив многие скиты и монастыри, поселился в Хилендарской обители. Там он подвизался в монашеском делании до 1638 года, когда был хиротонисан во епископа и поставлен митрополитом Требинским. После 1659 года ему было поручено также управление Милешевской епархией. Святитель еще при жизни был удостоен даров прозорливости и исцеления недугов. Он мирно скончался в 1671 году в своей келлии в Острожском монастыре. От его гробницы совершались многие чудеса (память 29 апреля). Кроме святителей, в Собор святых отцов Хилендарского монастыря входят также преподобные, исповедники и мученики. Преподобный Нектарий родился в XV веке в Битолии в благочестивой христианской семье. Во святом Крещении он был назван Николаем. Святой Николай удалился на Афон и там принял монашеский постриг с именем Нектарий. 5 декабря 1500 года он мирно скончался (память 5 декабря). Через 4 года ученики обрели его тело нетленным и благоуханным. Святые мощи были поставлены в ковчеге в келейном храме. Святой Дамаскин Габровский родился в XVIII веке в селении Габрово Тырновской епархии в Болгарии. Монашеский постриг он принял в Хилендарском монастыре. За добродетельную жизнь святой Дамаскин был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. В 1771 году он отправился по делам монастыря в Болгарию, где принял мученическую кончину от турок (память 16 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Братья Стефан и Лазарь Мусичи. Роспись храма мон-ря Павлица. 1387 г. (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в сел. Павлица, над р. Ибар, в 10 км от г. Рашка (Сербия). Основан между 1381 и 1386 гг. Стефаном и Лазарем Мусичами, сыновьями челника Мусы и сестры сербского мч. кн. Лазаря Драганы, о чем свидетельствует надпись на ктиторской композиции на зап. стене храма. Здесь Драгана приняла монашество с именем Феодосия и организовала жен. обитель. Впосл. на помин ее души Стефан и Лазарь вместе с митр. Топлицким Иоанном (по мнению еп. Шумадийского Саввы (Вуковича), он мог быть братом Мусичей, см.: Српски jepapcu. С. 240) пожертвовали мон-рю кипарисовое распятие в серебряном окладе, к-рое ныне хранится в афонском мон-ре Ватопед. Также Мусичи возвели конак и трапезную и снабдили обитель всем необходимым. Судя по урезанным фигурам святителей на фресках на этой стене, мон. Феодосия, возможно похоронена в юж. певнице. Погибшие в битве на Косовом поле (1389) Стефан и Лазарь Мусичи были похоронены в храме возле зап. стены, под ктиторской фреской. В февр. 1392 г. в П. «опочило» тело блгв. кн. Лазаря при его перенесении в мон-рь Раваница . Во время завоевания сел. Брвеник турками, в 1455/56 г., обитель была разрушена, но уже в 1464 г. усилиями митр. Рашского Иоанникия восстановлена с разрешения Михаила Анджеловича, брата Махмуд-паши Анджеловича, румелийского беклербека. Тогда была возведена внешняя припрата, о чем сообщает надпись на ктиторской композиции, расположенной на ее юж. стене ( 1983; Он же. 1993). После 1548 г. почти в течение 2 столетий в источниках нет сведений о П., что может свидетельствовать о ее запустении. В XVIII в. П. являлась метохом монастыря Студеница. С 1712 г. здесь жил и в 1719 г. был похоронен бывш. еп. Великоварадский и Эгерский Ефрем (Банянин) . В XIX в. монастырская церковь действовала как приходская, над ее входом был надстроен массивный звонник. В XX в. П. была муж. мон-рем. В 1910 г. В. Петкович раскрыл фрески с изображениями братьев Мусич. В 1955 г. фрески храма были очищены. В 1982 г. проведена реконструкция храма. В 2003 г. П. стала жен. подворьем монастыря Градац , с 2010 г. является самостоятельной обителью во главе с игум. Екатериной (Ковинич).

http://pravenc.ru/text/2578604.html

Наталия 21 ноября 2020, 01:30 20 ноября, в возрасте 45 лет скончался настоятель храма Сретения Господня в селе Лапыгино протоиерей Михаил Япринцев (Белгородская митрополия). 20 ноября 2020 года на 56-м году жизни отошел ко Господу настоятель храма во имя Святителя Николая с. Чолхов Климовского района (Брянская митрополия)иеромонах Петр (Бережной). 18 ноября 2020 года, на 76-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался диакон Игорь Цыганов, клирик храма мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище — московского Представительства Казахстанского митрополичьего округа. Наталия 20 ноября 2020, 12:17 В пятницу, 20 ноября 2020 г. в Белграде, отошел ко Господу Святейший Патриарх Сербский Ириней, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви. 20 ноября 2020 года, на 74-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, сообщает Патриархия.ru. Наталия 19 ноября 2020, 06:38 13 ноября на 86 году жизни отошел ко Господу клирик Балашовской епархии протоиерей Георгий Мазалов. Наталия 19 ноября 2020, 02:49 18 ноября 2020 года после продолжительной болезни на 75-м году жизни отошел ко Господу клирик Александро-Невского кафедрального собора Нижнего Новгорода протоиерей Феодор Пестрецов. Наталия 18 ноября 2020, 09:30 15 ноября 2020 года на 84 году закончил свой жизненный путь митрофорный протоиерей Василий Пантелеимонович Бланковский, клирик храма мученика Уара Мытищинского района Московской области. Наталия 18 ноября 2020, 00:12 13 октября 2020 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы скоропостижно скончался насельник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архимандрит Кукша (Балан). Наталия 17 ноября 2020, 23:49 8 ноября 2020 года, рано утром скончался насельник свято Богородице Казанского Жадовского мужского монастыря иеромонах Ефрем (Нагичев) Наталия 17 ноября 2020, 23:47 17 октября 2020 года, на 95-м году жизни, отошел ко Господу прихожанин храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Царицыно г. Казани Василий Филиппович Горшунов. Долгое время он выполнял послушание иподиакона трех казанских архиереев — архиепископа Иова (Кресовича) (1953-1960), архиепископа Михаила (Воскресенского) (1960-1975) и епископа Пантелеимона (Митрюковского) (1975-1988)

http://pravoslavie.ru/133481.html

Деспот Иоанн Углеш в 1368 году передал церкви своей об­ласти ведению Цареградского патриарха 925 . Блаженный Лазарь положил устроить дела мирным соглашением. По определению собора послан был умный инок Исаия в Константинополь. На соборе Цареградского патриарха определено оставить в силе права независимого Сербского архиепископа, предоставить ему и звание патриарха, но с тем, чтобы пользовался последним только в Сербии. Новый патриарх блаженный Ефрем возложил царский венец на князя Лазаря 926 . Десять лет после того Сербия наслаждалась спокойствием пол­ным. Лазарь вызвал жителей в города, разоренные в несчастное время. Богатые рудники серебра, разрабатываемые в горах, оживили про­мышленность и торговлю. Благочестие Лазаря открылось во многих опытах: а) Грамотою 1380 года «благоверный Стефан князь Лазарь» дал больнице Хиландарской село Елчаницу 927 и он же распространил глав­ный Хиландарский храм пристроенною папертью. В том же 1380 году пожаловал он построенному им храму Введения Богоматери в Горнаке несколько сел для основавшейся тут иноческой общины 928 . б) Русскому Пантелеимоновому монастырю «князь Серблем и Подунавию» грамотою 1381 года дал село Длабе и ему же в том же году отдал Спасскую церковь в Хвостне 929 , – приняв на себя звание ктитора монастыря Пантелеимонова 930 . в) «В подкрыльи горы Кучайны, – писали впоследствии в Мо­скву, – находится царская священная обитель, называемая Олешко- вицы, в которой храм Святой Троицы есть строение святого между царями мученика, князя Лазаря» 931 . г) Особенным же памятником ему служит «3адушбина» его, мона­стырь Раваница. В грамоте своей 1381 года писал он: «Ревнуя бывшим прежде меня царям благочестивым, на престол коих вознес меня Бог, решился я принести посильную жертву: построил с основания мона­стырь в честь Вознесения Господня и посильно украсил его, приготовил жилья для общежития братии, установленного апостолами. Достаточно приготовил всего: доходы и села, насадил виноградники, другие купил... Все, что отдаю я, не составляет ничьей собственности, – не учинил я никому насилия, все или куплено, или приобретено меною, как кто хотел... Пусть не поставляется игумен со стороны; 12 благоговейных братий, по совещанию с князем, избирают из монастырской братии и, положив руку на Евангелие, скажут: сей достоин быть наставником общежитию нашему и пасти Христово стадо» 932 . д) Князь Лазарь заботился и о поддержании христианского про­свещения в народе 933 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010