Новгородцы отослали спорную грамоту Киприану, который снял отлучение. Однако когда на Пасху 1395 года Киприан вместе с патриаршим послом надолго отправился в Новгород, он так и не сумел добиться своего, однако на этот раз воздержался от применения канонических санкций. Москве угрожал Тимур, и от князя Василия Дмитриевича нельзя было ждать политической или военной помощи. Новгородского архиепископа Иоанна несколько раз вызывали в Москву, даже продержали его там три года, но упрямые новгородцы сумели отстоять свои свободы. Еще и преемник Киприана митрополит Фотий безуспешно добивался своих судебных прав. Так что свободолюбивый торговый Новгород не уступал чрезвычайной власти Киприана, опиравшейся на княжеские дома Москвы и Вильны, а также престиж вселенского патриархата. Второй случай, потребовавший прямого вмешательства Византии в русские дела, был связан с Суздальской епархией. Киприану явно не нравилось, что в 1382 году патриарх Нил, в качестве привилегии Дионисию Суздальскому, присоединил к Суздальской епархии такие значительные города, как Нижний Новгород и Городец, и что преемник Дионисия Евфросин в 1389 году получил подтверждение этой привилегии. Киприан написал в Константинополь, что притязания Дионисия в 1382 году были необоснованны, что Нижний Новгород и Городец никогда формально в Суздальскую епархию не входили, что управление ими было только временно поручено Дионисию святителем Алексием и что в 1382 году патриарх Нил утвердил это решение только потому, что не было «единого, общего митрополита русского» (πει ouu μητροπολτη? ουκ ην " Ρωσα? καθολικ?). Соответственно, теперь Нижний Новгород и Городец должны быть возвращены митрополит. В итоге, Михаилу Вифлеемскому и Алексию Аарону поручили расследование, и они вынесли решение, благоприятное для митрополита. Киприан настойчиво, как в свое время Феогност, утверждал свою власть в качестве единственного «кафолического митрополита» на Руси и постоянно подавлял центробежные тенденции, возникшие в беспокойные времена Алексия и Пимена.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

Митяй (Михаил) и свт. Дионисий перед вел. кн. Димитрием Донским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30-1. Л. 766 об.) Митяй (Михаил) и свт. Дионисий перед вел. кн. Димитрием Донским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30-1. Л. 766 об.) Древнейшее сохранившееся изображение Д. в качестве почитаемого святого связано с Суздалем. Оно помещено на шитой пелене 2-й пол. XVI в. (70-80-е гг.?) с образом Божией Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (ГВСМЗ; обнаружена в 2005 в погребении свт. Арсения Элассонского в соборе Рождества Богородицы в Суздале, очевидно, принадлежала этому храму или архиерейскому дому). Святитель показан в нижнем из 2 рядов коленопреклоненных святых вместе с преподобными Евфимием и Евфросинией Суздальскими и кн. Миной (женихом прп. Евфросинии), в верхнем ряду - святители Николай Чудотворец, Алексий Московский, Иоанн и Феодор Суздальские. Д. представлен не в святительском облачении, а в монашеских одеждах - в мантии и спадающем с головы клобуке, с довольно длинной округлой бородой, в надписи именуется «Дионисий Печерский» (по Киево-Печерскому мон-рю, где святой был погребен, или, более вероятно, по основанному им Печерскому мон-рю в Н. Новгороде). Отразившееся в этой композиции восприятие Д. как преподобного, очевидно, объясняется его местным почитанием в Печерском мон-ре и развитием почитания постриженика святого - прп. Евфимия Суздальского, представленного рядом, но на более почетном месте. Создание пелены с изображением Собора Суздальских чудотворцев в молении Божией Матери можно связать с деятельностью еп. Варлаама (1570-1584), к-рый уделял большое внимание прославлению местных святых и, по-видимому, пытался установить почитание Д. в его кафедральном городе, ориентируясь на традицию, сложившуюся в Н. Новгороде. Несмотря на существование данных о почитании Д. в нижегородском Печерском мон-ре во 2-й пол. XVI в. ( Добротворский С. М. , свящ. Описание Нижегородского Печерского 1-кл.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Примечание. При жизни святителя Иоанна устроены в Суздале два монастыря: один мужской – Спасо–Преображенский в 1357 г., другой девичий – Покровский, в 1362 г. 9. Преподобный Евфимий, Архимандрит Суздальский 81 Преподобный Евфимий родом из Нижнего Новгорода; родился в 1316 г. С юных лет поступил в тамошний Печерский Вознесенский монастырь вот по какому побуждению: однажды Евфимий пришел в церковь ; на то время читалось на литургии в евангелии: «Иже хощет по Мне ити (говорил Иисус Христос своим ученикам), да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» и пр. Сие Божественное учение Спасителя пало на сердце блаженного отрока Евфимия, как на добрую ниву, и произвело в нем то, что он, несмотря на свою молодость, решился вступить в иноческое звание. Св. Дионисий, настоятель Печерского монастыря 82 , принял Евфимия в число братства своей обители и взял его к себе под свое непосредственное руководство. Наставив в правилах иночества, Дионисий облек его в монашеский чин. Приняв иноческое звание, Евфимий посвятил себя на труды и молитвенные подвиги; днем исполнял он, обыкновенно, монастырские послушания, а ночью удалялся в пещеру и там совершал молитвословие с коленопреклонением, нередко пребывая чрез всю ночь в молитвенных подвигах без сна. «Братия, видевши такие его труды и подвиги, не яко человека, но яко ангела Божия посреди себе имеяху» 83 . Меньший брат Нежегородского Князя Андрея Константиновича, Борис Константинович, проживавший большей частью в Суздале, вознамерился построить в этом городе мужской монастырь, и для этого обратился с просьбой к св.Дионисию, дабы он дал ему из учеников своей обители такого, который был бы сведущ и благоискусен в устройстве монастырском. Желая споспешествовать благому намерению Князя Бориса Константиновича, Дионисий избрал для столь важного дела искусного, и в иноческой жизни испытанного, ученика своего Евфимия, которому в это время было уже 36 лет от роду. Преподав наставление, св. Дионисий отпустил Евфимия с миром в г. Суздаль, «яко светозарную звезду от востока на запад» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Блаж. Дионисий в конце 1381 года возвратился из Греции с патриаршим поручением – заботиться об истреблении ереси в Новгороде и Пскове. «Смирение наше и великий собор, писал патриарх псковичам, послали к вам боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия, мужа честного, благочестивого, добродетельного, известного хранителя священных канонов; он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит, устроит должное и соединит вас с соборной апостольской церковью Божьей. Вы должны знать, что отлучающиеся от церкви отлучаются от самого Христа Бога; все, что услышите из уст его, примите как наше собственное слово». Ревностный святитель успел сильно потрясти ересь в двух вольных городах. Между тем смута церковная продолжалась. По-видимому, Димитрий полюбил Киприана; но после нашествия Тохтамыша, великий князь, возвратившись в столицу, был разгневан тем, что митрополит искал себе убежища у враждебного ему князя Тверского. 235 Он вызвал блаж. Киприана из Твери, осыпал его укоризнами за оставление паствы во время опасности и изгнал из Москвы, назначив на место его Пимена, котораго прежде не хотел видеть. 236 Впрочем Димитрии не мог уважать этого хитрого честолюбца, и убедившись в достоинствах и заслугах св. Дионисия, пожелал видеть его на первосвятительской кафедре. Дионисий еще раз в 1383 году предпринял путешествие в Царьград, получил утверждение от патриарха, но на обратном пути был задержан в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем, который объявил, что если Московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всей России, то он, князь Киевский, задерживает Дионисия. Подвижник – пастырь преставился в заточении 15-го октября 1384 года. 237 Один из учеников св. Дионисия, преп. Евфимий называется «спостником и собеседником» преп. Сергия. 238 Он родился в Нижнем-Новгороде и в ранней юности пришел в пещерную обитель Дионисия. Здесь, по воле настоятеля, Евфимий носил воду и рубил дрова в пекарне; взгляд на огонь возбуждал в нем слезы сокрушения о грехах, ввергающих грешника в огонь вечный. Трудясь неутомимо, он проводил ночи в молитве и постился, употребляя пищу не до сытости, а воду пил мерою. Когда князь Борис Константинович в 1352 году пожелал построить в Суздале монастырь и просил у блаж. Дионисия одного из учеников его для настоятельства в новой обители, Дионисий назначил Евфимия. «Не удаляй меня, отче, от пребывания с тобою; тяжело мне жить с чужими», – со слезами говорил Евфимий. «Господня земля, а непослушания бойся», – отвечал Дионисий. Евфимию было тогда 36 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Основанная им обитель, пожалуй, единственная в истории Русской Православной Церкви была названа мирским именем ее основателя — Спасо-Елеазаров, а не Евфросинов, монастырь. Он единственный, чья личность была столь спорной, что вызвала молчаливое развенчание его из общероссийских святых (без каких-либо объяснений и расследований со стороны священноначалия, в отличие, например, от Анны Кашинской), а потом такое же незаметное включение его в общероссийские святцы… Этот перечень можно продолжать, однако не многие даже знают это имя, не говоря уже о ведении основных событий его земной жизни, значении его трудов и подвигов. Ведь отношение к преподобному Евфросину на всем протяжении времени, от дней его жизни в основанной им обители и блаженной кончины в конце XV столетия вплоть до нашего века, остается неоднозначным. Многие связывают его имя со старообрядческим расколом, даже не подозревая о том, что он жил за двести лет до этого события. Прежде чем приступить непосредственно к слову о святом Евфросине, коснемся истории самого монашеского делания в Псковской земле на примере Рождество-Богородицкого Снетогорского монастыря. Он представляет интерес для нас тем, что именно в нем принял монашеский постриг преподобный Евфросин. В конце XIV века архиепископ Суздальский Дионисий впервые попытался провести в Псковской земле реформу монастырской жизни (ок. 1382 г.), избрав для этого один из самых богатых и значимых монастырей — Снетогорский. Суть реформы, у истоков которой стояли святитель Московский Алексий, преподобный Сергий Радонежский и сам святитель Суздальский Дионисий, сводилась к распространению нового типа монастырей, основанных на «общем житии» и общежительном уставе. Наименование в то время монастыря «общежительным» еще не означало, что монахи действительно соблюдали его основы. В «общеживущем» монастыре у монахов было свое имущество, а в основе общего хозяйства монастыря лежали деньги, составляющие вклад при поступлении в монастырь (т. наз. «вкуп», т.е. паевой взнос монахов).

http://pravoslavie.ru/1724.html

19 февраля 1374 года, в Неделю торжества Православия, Печерский архимандрит Дионисий был возведен святителем Московским Алексием (память 12 февраля) на кафедру Суздальских епископов после смерти управлявшего ею владыки Иоанна, при жизни почитаемого паствой за многочисленные чудотворения: и “постави архимандрита Печерскаго монастыря, именем Дионисия, епископом Суждалю и Новограду Нижнему и Городцу”. При этом летописец, описывая в Семеновской летописи личность нового архиерея, писал, что митрополит Алексий избрал “му­жа тиха, кротка, смирена, хитра, премудра, разумна, промышлена же и разсудна, изящна в Божественных Писаниях, учительна и книгами сказателя, монастырем строителя, и мнишскому житию наставника, и церковному чину правителя, и общему житию начальника, и милостыням подателя, и в постном житии добре успевши, и любовь ко всем преизлише стяжавше, и подвигом трудоположника, и множеству братства предстателя, и пастуха стаду Христову, и спроста реши всяку добродетель исправльшаго”. О широте интересов и глубине познаний святителя Дионисия свидетельствует, в частности, и то, что около 1375 года инок Дорофей по его благословению составил компиляцию “О Богомиле попе” (из “Беседы” Космы пресвитера), вошедшую позднее в состав Кормчей. 31 марта 1375 года епископ Дионисий, находясь в Нижнем Новгороде, едва не погиб при “избиении” местными жителями ордынского отряда мурзы Сара Аки (Сарайки). Стрела, пущенная предводителем татар, забежавшим на архиерейское подворье от преследовавших его воинов Василия Дмитриевича Суздальского, пробила лишь святительскую мантию, не задев тела Владыки. Рогожский летописец об этом событии повествует так: “взбеже (Сарайка) на владычен двор и со своею дружиной и заж­же двор и нача стреляти люди и многи язви люди стрелами, а иных смерти преда и восхоте еще и владыку застрелити и пусти в него стрелу. И пришед стрела и коснуся епископа перием токмо вскраи подола мантии его. Се же восхоте окаянный и поганый того ради, дабы не один умерл, но Бог заступи епископа и избави от таковыя стрелы летящия, якоже рече пророк: не убоишися от страха нощнаго, и от стрелы летящия во дни (Пс 90:5)”.

http://pravmir.ru/svyatitel-dionisiy-arh...

Блаженный Дионисий в конце 1381 года возвратился из Греции с патриаршим поручением – заботиться об истреблении ереси в Новгороде и Пскове. «Смирение наше и великий собор, – писал патриарх псковичам, – послали к вам боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия, мужа честного, благочестивого, добродетельного, известного хранителя священных канонов; он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит устроить должное и соединит вас с соборной апостольской Церковью Божией. Вы должны знать, что отлучающиеся от Церкви отлучаются от Самого Христа Бога; все, что услышите из уст его, примите, как наше собственное слово». Ревностный святитель успел сильно потрясти ересь в двух вольных городах. Между тем смута церковная продолжалась. По-видимому, Димитрий полюбил Киприана, но после нашествия Тохтамыша великий князь, возвратившись в столицу, был разгневан тем, что митрополит искал себе убежища у враждебного ему князя Тверского. Он вызвал блаженного Киприана из Твери, осыпал его укоризнами за оставление паствы во время опасности и изгнал из Москвы, назначив на место его Пимена, которого прежде не хотел видеть 30 . Впрочем, Димитрий не мог уважать этого хитрого честолюбца и, убедившись в достоинствах и заслугах святого Дионисия, пожелал видеть его на первосвятительской кафедре. Дионисий еще раз в 1383 году предпринял путешествие в Царьград, получил утверждение от патриарха, но на обратном пути был задержан в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем, который объявил, что если Московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всея Руси, то он, князь Киевский, задерживает Дионисия. Так Господь еще раз подверг Своего угодника очистительным скорбям. В пещерной келлии блаженный Дионисий проводил остатки дней своих в молитвенных подвигах и скончался 15 октября 1384 года. Мощи святого Дионисия открыто почивают в Антониевой пещере. Память его празднуется 26 июня и в день преставления. По древним памятникам он называется святым. 18-й день. Преподобный Давид Серпуховской

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если бы честолюбивые замыслы действительно смущали сердце Дионисия, мог бы он и тогда испросить себе митрополию, но он получил только степень Архиепископа, по уважению к личным его заслугам. Великий Князь прогневался на Пимена, сослал его в заточение на Чухлому и призвал из Киева Киприана родом Серба, который был посвящен в Митрополита еще при жизни Святителя Алексия, но не смел явиться в столицу; однако чрез полтора года, по неудовольствию на него, Великий Князь снова указал ему путь в Киев и вызвал из заточения Пимена, который остался на метрополии почти до самой кончины. Неизвестно, сколько времена прожил в Царьграде святой Дионисий, но не с праздными руками и не без дела возвратился от Патриарха. Суздальской своей кафедре принес он драгоценное сокровище, так называемые страсти Господни, или частицы орудий мучения, которые были употребляемы при страдании Христовом. Святыня сия в последствии была перенесена в Москву и находится ныне в Благовещенском соборе. В родной же свой город, Нижний, принес список с иконы Богоматери, называемой Одигитрия, которую поставил в соборном храме. Печальная весть ожидала его в Нижнем, о кончине благоговейной Княгини Вассы, вдовы Князя Нижегородского Андрея Константиновича; сам Дионисий постригал ее в инокини, после смерти ее супруга, будучи еще архимандритом Печерской обители. Святая жизнью Васса основала первую девичью обитель в Нижнем, где собрала более ста инокинь всякого звания и преставилась в глубокой старости, уважаемая всеми за свою добродетель. Дионисий поспешил, с грамотою Патриаршею в Новгород и Псков, где ожидала его прежняя борьба со Стригольниками; они не признавали священства и восставали против него, за требование мзды при совершении треб. Владыка Новгородский Алексий уже давно писал к Патриарху Нилу, прося у него помощи, и Патриарх поручил святому Дионисию умиротворить раскол сей, дав ему грамоту на имя посадников и бояр Псковских, в которой пастырски объяснял разность между законным воздаянием и неправедною мздою, основываясь на словах Апостольских: что служащие алтарю от него должны и питаться ( 1Кор.9:13 ). Важно свидетельство Патриаршее о высоком достоинстве Дионисия, ибо он пишет в грамоте к Псковичам: «смирение наше и великий Собор послали к вам боголюбивого Архиепископа Дионисия Суздальского , мужа честного, благочестивого и добродетельного, известного хранителя священных канонов, да посетит вас от лица нашего и благословит, поучит и наставит и подобающее устроит, соединив вас Соборной, Апостольской Божией Церкви, да уведаете, что отлучающиеся от Церкви, отлучаются от самого Христа Бога; и так все, что услышите из уст его, примите как наше собственное слово».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

708 По Воскр. л. (Собр. л. 8, 49) скончался 15 октября 6893 (1384). По Львов. л. 2, 186. «Тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит, октября 25 и положен в пещере». В синодике нижегородского Печерского монастыря сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ суждальский, а прежде того был начальником Печерскаго монастыря, преставися 6983 октября в 15 день, а память его в 26 день июня». Ниже о нем же: «на память прп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октября – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия. 709 Типогр. л. 184, 185; Львов. л. 2, 166: «…глаголют, яко и доныне лежит в теле»; «…глаголют же, яко и до ныне в теле лежит» (Книга степенная. Ч. 1). Воскр. л. (Собр. л. 8, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже, под 1389 г. «лежит в пещере Феодосиевой». В софийск. л. (5, 239) «положен бысть в пещере Онтониев». Ныне в Феодосиевой пещере прп. Дионисий. 710 Синодик 1552 г. нижегородского Печерского монастыря «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» ( Макарий (Миролюбов) , архим. Памятники церковных древностей Нижегородской губернии). Месяцеслов Любецкого. СПб., 1730 г.; Вершинский Д.С. Месяцеслов. Память св. Дионисия, архиеп. Суздальского, под 26 июня. 716 Собр. л. 3, 54; 5, 182; Книга степенная. Ч. 1. «Вощаницы» – вощеные чаши над деревянными, росписными, свечами, куда ставились свечи. Образцы их см. в: Древности Российского государства. Отд. I. 718 Ркп. житие прп. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково: Корнилий хотя говорил о преподобном языком цветистым и вычурным, но не умея совладеть с делом, говорит очень темно и с пропусками нужного. 719 Акты исторические. Т. V. Так как кончина его, на 85 году жизни, последовала в 1611 г., то родился он в 1526 г., и во время принятия священства в 1556 г. ему было 30 лет. 720 По старшему списку святцев: «прп. Антоний, игумен Ивецкого монастыря, иже под Старою Русою, на Леохнове, бысть в лето 6900 октября в 17 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Традиционно, по уставу, на территории монастыря функционирует сразу несколько трапезных: для братии, студентов семинарии, трудников и паломников. При обители существуют небольшая иконописная и свечная мастерские, также действует пекарня для выпечки просфор, библиотека, работает церковная лавка, пошивочная мастерская. В Борском районе Нижегородской области обитель имеет загородный скит – с храмом в честь чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и небольшим подсобным хозяйством. Послушания в скиту проходят монастырские трудники, а службы совершает приходской священник. В 2005 году здание Алексеевского храма было официально передано Нижегородской епархии. В мае 2007 года у святого источника близ Благовещенского монастыря был установлен деревянный крест на месте часовни во имя святителя Алексия Московского . По преданию, когда святитель Алексий плыл в Золотую Орду, он останавливался передохнуть у этого источника. Впоследствии на этом месте будет восстановлена часовня: сначала временная деревянная, а в перспективе – каменная, точная копия той часовни, что стояла на этом месте раньше. Вознесенский Печерский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, д. 108. Расположен на крутом правом берегу Волги, в полугоре, примерно в 3 км от Нижегородского кремля, вниз по течению реки. На рубеже 20—30х годов XIV b. сюда прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий – впоследствии Суздальско-Нижегородский архипастырь. О детстве и юности святителя Дионисия известно немногое. Он родился около 1300 года в киевских пределах. Мирское имя его, нареченное при крещении, было Давид. Обучившись грамоте, с молодых лет Дионисий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан. Дионисий, получивший благословение духовного отца, отправился в путь из Киево-Печерской лавры, взяв с собою святой образ – список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим источникам, в 1105 году). Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет – святыней Нижнего Новгорода.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010